16-й Гвардейский авиаполк в боях на Кубани - Красные соколы: Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

16-й Гвардейский ИАП в боях на Кубани

16-й Гвардейский ИАП был единственным из переучивавшихся в 25-м ЗАП, получившим Гвардейское звание  ( 7 марта 1942 года )  ещё до перевооружения на "Азрокобру". Провоевав непрерывно с 22 июня 1941 года на И-153, И.16, МиГ·3 и Як-1, 17 августа 1942 года впервые был отведён в тыл на отдых и пополнение.

19 августа личный состав прибыл в приморский посёлок Насосный   ( под Баку ), где командование СКФ собрало все "безлошадные" истребительные авиаполки. Обстановка была нервозной - скученность людей, безделье, неопределённость   ( поступления самолётов не ожидалось ), что в сочетании с обилием местных вин часто приводило к конфликтам. Тут полк чуть не лишился одного из лучших асов - из-за бытовой ссоры попытались "подвести под трибунал" А. И. Покрышкина, будущего трижды Героя Советского Союза.

24 сентября полк перебазировался в посёлок Манас, и пилоты приступили к восстановлению лётных навыков. Затем с конца октября прошли повышенный курс высшего пилотажа на УТИ-4, а с 27 октября 1943 года начали изучение матчасти Р-40Е  ( для чего из 481-го ИАП был получен один "Киттихаук" ), 30 декабря личный состав прибыл в Аджи-Кабул, в 25-й ЗАП. Здесь, наконец, командование определились с типом самолёта - с 1 января начали изучать "Азрокобру", а с 17-го приступили к полётам. Однако процесс обучения вынужденно растянулся на 3 месяца: самолётов на всех не хватало, и для 16-го ГвИАП они начали поступать лишь с 11 марта. Чтобы вылететь на фронт в полном составе, лётчики сами 1 - 2 апреля перегоняли недостающие машины из Тегерана.

К 3 апреля 1943 года полк, укомплектованный по штату 015/284   ( 32 экипажа ), убыл на фронт, в 216-ю САД 4-й Воздушной армии, имея на вооружении 14 P-39L-1 и 11 P-39D-2.

На аэродроме Краснодар прилетели 8 апреля, а 11-го перебазировались на аэродром Поповическая. В боевые действия полк вступил 9 апреля, в самом начале воздушной битвы над Кубанью. Сражаться приходилось в основном с истребителями, причём после почти 8-месячного перерыва. Несмотря на хорошую подготовку в 3АП, это обусловило серьёзные потери в первых боях: за 10 дней 10 самолётов было сбито, погибло 3 опытных пилота и 2 новичка. Отчасти виной было не умелое командование полком: поначалу на боевые задания посылались случайно подобранные пары и группы. В результате опытный пилот младший лейтенант Бережной погиб после столкновения с ведомым в бою над морем...

С "новинками" немецкой тактики разобрались в первые же дни, и противопоставили им свои наработки: ставшую вскоре знаменитой "кубанскую этажерку", "соколиный удар", "маятник". Противник не ожидал столь квалифицированного отпора, и через неделю соотношение побед и потерь стало явно не в пользу Люфтваффе. А к концу месяца ведущие асы полка уже имели огромные счета: Гвардии капитан А. И. Покрышкин - 10 Ме-109, Гвардии старший лейтенант В. И. Фадеев - 12 Ме-109, Гвардии старший лейтенант Г. А. Речкалов - 7 Ме-109 и 1 Ju-88. Всего же с 9 по 30 апреля лётчики 16-го ГвИАП провели 28 воздушных боёв, в которых сбили 45 Mе-109G, 14 Ме-109Е, 12 Mе-109F77, 2 FW-190, 4 Ju-88, 1 Ju-87 и 1 Do-217. Было выполнено 289 самолёто - вылетов "Аэрокобр" из 13 - "Киттихауков". 3а этот же период потеряли 18 "Аэрокобр" сбитыми, 2 - в авариях, и 14 лётчиков.

Командование уже через 12 дней боёв достойно оценило результативность лучших пилотов 16-го ГвИАП - Покрышкин, Фадеев, Речкалов, Коваль, Крюков и Искрин 22 апреля были представлены к званию Героев Советского Союза.

Не последнюю роль в боевых успехах полка сыграла и "материальная часть". В "Отчете о боевой работе 16-го ГвИАП за апрель 1943 года", отмечено: "Самолёт "Аэрокобра" имеет преимущество над новейшими типами самолётов противника в скорости, маневренности и огневой мощи. Эти данные можно взять из практической работы на поле боя в проведённых воздушных боях, где нашим лётчикам приходилось вести бой с 2 - 3 самолётами противника и иметь победу".

Апрельские потери восполнялись дважды: 18 апреля 1943 года из 25-го 3АП поступили 2 Р-39К, 7 P-39L и 1 P-39D-2, а 28 апреля от 45-го ИАП - 9 "Аэрокобр" и 4 P-40E.

Наименьшие потери за месяц  ( 2 молодых пилота )  были в эскадрилье Покрышкина. Ещё в 3АП ему удалось подготовить по своей методике, основанной на вертикальном маневре и взаимодействии пар и звеньев, эшелонированных по высоте, 2 эскадрильи - свою и В. Фадеева. Кроме групповой тактики, "экспертов" ожидали и индивидуальные "сюрпризы". Так, Покрышкин обычно уходил от атакующего сзади истребителя противника не виражем, а вертикальным маневром: резким   ( до потемнения в глазах, как написано в его дневнике )  набором высоты либо наоборот, пологой нисходящей управляемой "бочкой". В обоих случаях "Аэрокобра" гасила скорость, "Мессершмитт" проскакивал вперёд, и из "охотника" превращался в "дичь". Отработанные до автоматизма "домашние заготовки" были практически на все случаи - поединки истребителей, бой пары с парой и пары с группой истребителей, атаки бомбардировщиков и прочее.

Учитывая творческий подход аса к тактике, авторитет и уважение среди боевых пилотов, активно перенимавших его методы боя, и благосклонность начальства  ( дивизионного и армейского уровня )  4 мая А. И. Покрышкина назначили начальником воздушно - стрелковой службы полка. Фактически он стал "директором" своей "школы воздушного боя", 10 учеников которой до конца войны были удостоены звания Героя Советского Союза, и один - дважды Героя !

Майские бои имели два "пиковых" периода, связанных с наступлением наземных войск на Крымскую: с 3 по 10 мая и с 26 мая по начало июня. Немцы массированными бомбовыми ударами пытались сорвать эти операции, советские ВВС отбить налёты и обеспечить поддержку наступления. Количество вылетов в отдельные дни превышало 1000 с каждой стороны, а бои продолжались по 30 - 40 минут.

В мае 1943 года пилоты 16-го ГвИАП одержали 55 воздушных побед, уничтожив 40 Ме-109, 10 Ju-87, 2 Do-215, 2 Ju-88, 1 Не-111. Из них 10 самолётов сбил Покрышкин, 9 - Речкалов и 7 - Искрин.

И в этот же месяц полк понёс наиболее тяжёлые потери среди опытных пилотов. Первым, 5 мая, погиб комэск Вадим Фадеев, знаменитый "Борода", имевший 20 побед - немцы "подставили" ему пару - "приманку", а затем четвёрка Ме-109 расстреляла атакующую "Аэрокобру" с пикирования. 8 мая сбили лейтенанта Д. И. Коваля ( 11 личных + 3 групповые победы ), 10 мая - комзвена лейтенанта М. И. Сутырина. 16 мая своего последнего "Мессера" сбил замкомэска старший лейтенант Н. М. Искрин - через минуту пара Ме-109 неожиданной атакой подожгла его машину, и при покидании кабины лётчику перебило ногу стабилизатором...

Всего за май полк потерял 12 самолётов и 6 лётчиков  ( из них одного в катастрофе: молодой пилот не смог вывести P-39D-2 из штопора ).

За боевые успехи 24 мая 1943 года 6 ведущим асам 16-го Гвардейского ИАП - А. И. Покрышкину, Г. А. Речкалову, В. И. Фадееву  ( посмертно ), Д. И. Ковалю  ( посмертно ), Н. М. Искрину и П. П. Крюкову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Самолёт Р-39L из состава 16-го ГвИАП. Кубань, весна 1943 года.

17 мая впервые поступили модели с более высотными двигателями, прибывшие по АЛСИБу Р-39М и 6 P-39N. Но из ведущих асов только "непоседливый" Речкалов прельстился P-39N - остальные продолжали воевать на своих хорошо освоенных машинах. Часть старых, изрядно "потрёпанных" в боях "Аэрокобр" 17 - 20 мая сдали в 84-й ИАП. Оттуда поредевший в боях лётный состав 31 мая был пополнен сразу 13 пилотами резерва, а 5 июня - 6 самолётами.

К 7 июня советские войска прекратили попытки прорвать оборону немцев на Таманском полуострове. Битва за Кубань завершилась - немцам удалось удержать "Голубую линию" до осени. Основные силы Люфтваффе отбыли под Курск, и 2 летних месяца стали для лётчиков 16-го ГвИАП периодом отдыха и ввода в строй молодого пополнения.

Июньские бои носили эпизодический xapaктер и выполнялись "стариками". Потерь не было, если не считать 2 P-39L, разбитые в тренировочных полётах будущими асами К. В. Суховым  ( 3 июня )  и В. А. Берёзкиным   ( 6 июня ).

В июне А. И. Покрышкин стал майором, и за 30 лично сбитых самолётов противника был повторно представлен к званию Героя Советского Союза. А получил его 24 августа, уже на Украине.

22 июня 1943 года боевой состав пополнили из 25-го ЗАП сразу 7 самолётами, а 29 июня ещё 2 "Аэрокобры" поступили от 267-го ИАП.

С июня к боевой работе начали подключать наиболее подготовленных молодых пилотов: вначале Клубова, Жердёва, Трофимова, а с июля - и остальных. Снова появились потери: 4 июля разбился в тренировочном полёте на Р-39К молодой лётчик младший лейтенант В. П. Метелев, 9-го "Мессеры" сбили старшего сержанта В. Г. Березницкого, 24 июля был сбит младший лейтенант Чикмарёв, и при попытке выпрыгнуть с парашютом его убило стабилизатором... "Аэрокобра". фатально не любила покидавших её пилотов, и надёжно берегла пытавшихся её спасти: так, днём ранее севший на вынужденную после выработки горючего Н. А. Чистов остался не только жив, но и невредим.

В июле в полк продолжали направлять как маловысотные P-39L, так и Р-39М с повышенной высотностью: 15 июля лётчики 494-го ИАП перегнали из 25-го ЗАП сразу 4 P-39L и 3 Р-39М, а 27 июля - ещё одну P-39L.

Последние две недели на Кубани  ( с 17 июля )  16-й ГвИАП действовал с аэродрома у станицы Старо - Нижестеблиевская. А с 31 июля 1943 года вместе с 9-й ГвИАД начал перебазирование на Украину, в Донбасс, в состав 8-й Воздушной армии. До конца года полку предстояло участие в прорыве Миус-фронта, в сражениях за Таганрог и Мариуполь, операции на реке Молочной и освобождении Мелитополя, прикрытии переправ через Сиваш и блокировании немцев в Крыму. За это время он сменил 14 аэродромов, не задерживаясь ни на одном более, чем на неделю.

"Аэрокобры" моделей P-39L и Р·39М поступали ещё дважды - новые 1 августа  ( P-39L и Р-39М от перегонщиков из 57-го ГвИАП ), и 17 ноября - пара ранее использовавшихся Р-39М от 100-го ГвИАП. Но после прибытия в полк 30 августа сразу 10 новых P-39N, старые модели постепенно стали вытесняться, передаваться молодым пилотам, и до конца года в боевом составе сохранились лишь единичные машины.

Отдельные экземпляры "ранних", моделей воевали вплоть до самой победы: так, последняя полковая Р-39М была сбита над Румынией 28 мая 1944 года, последняя P-39L - 1 марта 1945 года. над Германией. 25 февраля 1945 года была разобрана на запчасти по износу ещё одна Р-39М, а 1 мая 1945 года ( ! ) - последняя Р-39М.

16-й Гвардейский ИАП в будущем стал самым известным истребительным авиаполком советских ВВС. А основы наступательной тактики, принесшие победы и славу, были заложены в тяжёлых боях над Кубанью и претворены в жизнь на ранних моделях "Аэрокобры". Именно здесь родилась знаменитая "формула победы" Покрышкина: "Высота - скорость - маневр - огонь !"

На P-39L и P-39М в 16-м ГвИАП летали следующие асы: штурман полка П. П. Крюков  ( № 24596 ), комэск Г. А. Речкалов  ( № 24603 ), комэск А. В. Фёдоров  ( № 24612 ), замкомэска А. И. Труд  ( № 24894 ), замкомэска Н. А. Старчиков  ( № 24876 ), замкомэска А. Ф. Клубов  ( № 24608 ).

По воспоминаниям ветеранов, в период сражения на Кубани самолёты 16-го ГвИАП, 298-го ИАП и 45-го ИАП не имели каких - либо отличительных элементов. Разноцветные коки винтов и "пилотки" на килях Р-39 появились только летом 1943 года. Лишь отдельные лётчики - асы  ( например, В. Ф. Фадеев )  окрашивали коки винтов либо верхние части киля в красный цвет.

( Информация из книги В. Романа - "Аэрокобры" над Кубанью  ( Р-З9К, L и М )".   Киев, 2006 год. )
 

Возврат

Н а з а д


Поделиться с друзьями:



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz