298-й ИАП (104-й ГвИАП) в боях на Кубани. Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

298-й ИАП  ( 104-й ГвИАП )  в боях на Кубани

298-й ИАП первым в Советских ВВС начал осваивать самолёты "Аэрокобра" Р-39К и Р-39D-2, и первым применил их в бою...

Этот полк был сформирован 1 июля 1941 года в городе Вознесенске из остатков разбитых в первые дни войны авиачастей и курсантов Качинской лётной школы. Воевал на И-16 в составе 45-й САД ВВС Южного фронта. После разгрома фронта в июне - июле 1942 года и потери матчасти лётчики и техники полка мелкими группами в пешем порядке прошли долгий путь отступления. Остатки таких же "безлошадных" частей ВВС были собраны к началу августа под Баку, на аэродроме Насосная. Новые самолёты не поступали, и полки разбросали по близлежащим более и менее ровным полям, наскоро приспособленным под аэродромы, для восстановления лётных навыков. Тренировались на УТИ-4 на аэродроме Избербаш под Махачкалой почти 2 месяца, пока не заработал "конвейер" перегонки из Ирана. К 20 октября 1942 года личный состав прибыл в Аджи - Кабул для освоения "Аэрокобр".

В 25-м 3АП также начали с отработки техники пилотирования на Як-7 и УТИ-4: в октябре 1942 года как раз вышел приказ № 0823 Наркома обороны И. В. Сталина, возобновлявший отменённое перед войной обучение высшему пилотажу в лётных школах и 3АПах. Пополнение из лётных училищ, подготовленное по "сокращённому курсу", осваивало полный комплекс, включавший восходящие и нисходящие "бочки", "петли" и другие фигуры.

Истребитель Р-39К.

Ознакомление с конструкцией "Аэрокобры" начали с нелетающей P-39D-2. А 5 января 1943 года в полк поступили первые 3 машины этой же модели, которые закрепили за наиболее опытными пилотами: командирами звеньев А. 3акалюком, А. Руммом и сержантом М. Лиховидом.

Самолёт лётчикам понравился: красивый, необычный   ( трёхколёсное шасси ), с мощным вооружением и надёжным радио. 10 января начались полёты, и оказалось, что по лётным данным "Аэрокобра" ничуть не уступает "Мессершмитту".

Ускоренный курс обучения завершили к концу января без аварий и серьёзных лётных происшествий. Сдали экзамены, инспекторы проверили технику пилотирования, постреляли немного по щитам. Отстреляться по конусам и отработать групповую слётанность не успели - к 26 января получили самолёты, облетали их, и - на фронт.

Вылетели 3 февраля 1943 года в составе 32 машин, укомплектованные по штату 015/284  ( 3 эскадрильи по 10 самолётов, 2 - в группе управления, у комполка подполковника И. А. Тараненко и начальника ВСС И.А. Иванникова ). Самолёты были распределены довольно интересно: 11 Р-39К с 37-мм пушкой взяли себе командир полка, начальник ВСС, штурман, все комэски и замполиты эскадрилий, а 22 Р-39D-2   ( с 20-миллиметровкой )  достались командирам звеньев и рядовым пилотам.

Из-за погодных условий на фронтовой аэродром 4-й Воздушной армии у станицы Мирская, на Кубани, добрались только 16 февраля. Полк вошёл в состав 219-й БАД, и его основной задачей на следующие месяцы стало сопровождение "Бостонов" 244-й и 277-й БАП дивизии.

В феврале же из-за погоды пришлось ограничиться прикрытием наземных войск малыми группами: грунтовой аэродром у Мирской раскис, второй под городом Кропоткиным - тоже, и за 3 лётных дня полк смог выполнить всего 40 самолёто - вылетов  ( с налётом 25 часов ). Воздушных боёв не было, сбитых и своих потерь - тоже.

В начале марта летали также эпизодически, на патрулирование и на "охоту" за Ju-52 - немцы активно использовали их для переброски людей и грузов из Крыма и Николаева на Кубань. 3а 2 недели в районе Славянской   ( там был аэродром )  сбили 5 "транспортников".

Немецкий транспортный самолёт Ju-52.

Нормальная боевая работа началась только с 17 марта, после перебазирования на аэродром Кореновская. "Бостоны" массированно, иногда целыми полками, бомбили район Темрюка, а также переправы и плавсредства противника на косе Чушка, откуда немцы эвакуировали войска в Крым. "Аэрокобры" 298-го ИАП прикрывали их также большими группами.

Сопровождение бомбардировщиков для истребителей - дело хлопотное: и сложное, и ответственное. На прикрытии истребители связаны в маневре: даже ударная группа не может далеко отойти. А непосредственное прикрытие вообще обязано ходить "восьмёрками" либо "змейкой" прямо над боевым порядком. Требуется и выдержка, и умение правильно рассчитывать маневры - особенно после сброса бомб, когда "подопечные" норовили растянуть строй. "Мессеры" обычно ждали этого момента, чтобы "достать" подбитых либо отставших.

Потеря же бомбардировщика или штурмовика по вине истребителей грозила ведущему группы трибуналом.

Лётчики полка накопили солидный опыт сопровождения ещё в 1942-м, и на Кубани успешно его применили: за время совместных действий "Бостоны" и штурмовики от истребителей противника потерь не имели. Пилоты 298-го ИАП пользовались большим уважением у бомбардировщиков 219-й БАД, особенно после июньского случая с лётчиками 16-го ГвИАП. Те не привыкли сопровождать: увидели пару "Мессеров", и давай их гонять !   Но тут подошли другие Ме-109 , и сбили 2-х "Бостонов"...

С началом активных боевых действий появились и потери, причём не характерные - в основном среди опытных пилотов. Если 19 марта по неизвестной причине загорелась в полёте "Аэрокобра" молодого лётчика сержанта Г. И. Белякова   ( противника в воздухе никто не видел, ЗА не стреляла ), то 24-го в районе Славянской выскочившая из-за облаков пара "Мессеров", сбила старшину Вильямсона   ( в боях с начала 1942 года )  и подбила лейтенанта Закалюка  ( все пилотировали P-39D-2 ). 27 марта сбили старшего лейтенанта Литвинова   ( лётчик погиб ), на следующий день - комэска старшего лейтенанта Ерошкина и начальника ВСС полка капитана И. А. Иванникова  ( его расстреляли в воздухе при спуске на парашюте ), 30 марта - штурмана полка Ф. С. Кривобокова...

P-39L-1 ст.лейтенанта И.Г.Ерошкина.

Всего в марте полк за 19 лётных дней выполнил 417 боевых вылетов с налётом 567 часов, сбил в воздушных боях 24 немецких самолёта  ( в их числе 10 Ме-109, 2 FW-189, 1 Ju-88, 5 Ju-52 )  и 5 Ju-52 уничтожил на земле. Потери составили 5 "Аэрокобр" в воздушных боях и по одной от огня ЗА, не вернувшейся с боевого задания  ( далее - "нвбз" ), в катастрофе и в аварии - всего 7 боевых и 2 небоевых. Погибло 4 лётчика. Лучший "личный" результат имел Литвинов - 2 Ме-109, по одному - Вильямсон, Вишневецкий, Ерошкин и Комельков, остальные победы засчитали как групповые.

4 апреля 1943 года войска Северо - Кавказского фронта перешли в наступление на Кубани. Интенсивность воздушных боёв значительно возросла, особенно с 19 по 23 апреля, во время первой воздушной операции по завоеванию превосходства в воздухе.

Операция, направленная на уничтожение авиации противника на аэродромах Крыма, Таманского полуострова и юга Украины, проводилась силами 4-х Воздушных армий, частей АДД и ВВС ЧФ, и руководил ею непосредственно Главком ВВС маршал А. А. Новиков. Немцы не догадывались о грандиозности намерений cоветского командования, и продолжали вести себя довольно нагло. Так, 16 апреля 6 Ме-109 навязали бой 16 "Аэрокобрам", которые прикрывали войска в районе Крымской. За что и поплатились - комэск майор Семенишин одного сбил. Всего же в этот день лётчиками полка было заявлено о 6 уничтоженных Ме-109 ценой потери 2-х "Аэрокобр" - старший сержант П. П. Орлов оторвался от группы и был сбит, а старший лейтенант А. И. Луканцев "не вернулся с боевого задания". Как специально отметили в отчёте, все бои шли "на вертикалях". Наиболее часто встречавшаяся дистанция открытия огня - 150 метров.

14 апреля полк пополнили из 25-го ЗАП первыми тремя P-39L - их получили "безлошадные" комэск старший лейтенант Ерошкин и старший пилот Дрыгин, а комэск капитан Е. И. Зайцев сменил свою Р-39К на Р-39L.

17 апреля 12 "Аэрокобр" при подходе к Новороссийску встретили 7 Не-111 и 12 Ju-88. Ведущий замполит эскадрильи капитан К. Г. Вишневецкий повёл в атаку всю группу, не выделив даже пары прикрытия. Василию Дрыгину удалось "с ходу" зажечь одного "Хейнкеля" и подбить второго. Но на увлечённых атакой лётчиков внезапно навалились подошедшие 12 Ме-109 эскорта, сбив лейтенанта А. А. Румма и сержанта В. М. Иванова.

Во втором вылете на Новороссийск "Мессера" снова потрепали уже "девятку" Вишневецкого. Комзвена старший лейтенант Г. А. Муравьёв сбил Ме-109, но немцы расстреляли Р-39К комзвена Кацапова, который увлёкся атакой "Мессера", а P-39D-2 лётчика Едника при выходе из-под удара вошёл в штопор. Оба пилота не вернулись...

Группа лётчиков 298-го ИАП (104-го ГвИАП), Кубань, апрель 1943 г.

Если вначале при патрулировании полк иногда нёс серьёзные потери из-за недостаточной слётанности в группах и парах  ( что являлось следствием "ускоренной" подготовки в ЗАПе ), то на прикрытии ему не было равных. Так, 20 апреля при сопровождении 9 А-20 в район Новороссийска 12 "Аэрокобр" сбили без потерь 4 Ме-109. А 23 апреля в том же районе 6 "Аэрокобр" отразили атаки 25 Ме-109 на 2 звена "Бостонов"  ( при этом Р-39К старшего сержанта Згривца был подбит и сел на аэродроме Геленджик ).

Всего в апреле 1943 года лётчики 298-го ИАП выполнили 346 боевых вылетов с налётом 430 часов, уничтожив 50 самолётов противника   ( из них 40 - типа Ме-109 ). Боевые потери составили 4 машины сбитыми и одну - "нвбз", подбито 6 "Аэрокобр", одна разбита в катастрофе при перегонке   ( капитан А. А. Чайка, один из самых опытных пилотов полка, 5 апреля скапотировал при взлёте в плохих метеоусловиях с аэродрома Армавир ).

За месяц лётчики полка получили на пополнение 11 P-39L и 2 P-39D-2. В отчёте полка впервые встречается оценка самолёта: "Анализ воздушных боёв показал, что "Аэрокобра" в маневре и на горизонтали, и на вертикали не уступает Ме-109. Радиус разворота меньше, а набор высоты за боевой разворот - больше".

В мае уже почти все вылеты сопровождались боями с превосходящими силами противника. Но они оказались наиболее успешными для лётчиков 298-го ИАП. Так, 3 мая произошёл знаменитый бой шестёрки "Аэрокобр"  ( ведущий - майор В. Г. Семенишин )  над Крымской. Чтобы отогнать патруль, немцы выслали "на расчистку" шестёрку Ме-109. Догадавшись об их цели, Семенишин не покинул зоны прикрытия - опыт подсказал, что следует ждать бомбардировщиков. Вскоре с запада действительно подошло 8 Ju-87. Связав боем "Мессеров", майор приказал паре старшего лейтенанта В. М. Дрыгина атаковать "лапотников". Лобовой атакой тот вначале расстроил боевой порядок немцев, а затем на догоне один "Юнкерс" поджёг  ( сел в расположении наших войск, экипаж взяли в плен ), второй сбил. Третьего "срубил" ведомый Дрыгина - старший сержант В. А. Александров.

Разогнав бомбардировщиков, пара Дрыгина поспешила на помощь звену Семенишина, дравшемуся с "Мессерами". Те сбили 2 Me-l09, но подоспело ещё 8 немецких истребителей, которым удалось "расколоть" пару Дрыгина и поджечь его самолёт. Лётчик приземлился на парашюте ... чуть не на крышу КП 4-й Воздушной армии. А там в это время находился Главнокомандующий ВВС РККА маршал Новиков. Он видел, как упали оба "Юнкерса" и распорядился немедленно доставить лётчика к нему. Пилота привезли, как был - в выцветшей линялой гимнастёрке, потного и грязного. Командующий только спросил: "Сколько сбитых ?" - "Десять плюс этих два". Новиков распорядился: "Сегодня - лишние сто грамм и моя благодарнасть". Чуть не из кармана достал и вручил ему орден Александра Невского, досрочно присвоил звание "Капитан" и распорядился о представлении к званию Героя Советского Союза.

P-39L-1 В.М.Дрыгина. 1943 год.

Ввиду недостатка положительных примеров  ( наступление войск захлебнулось, авиация несла большие потери )  для поднятия энтузиазма был даже издан специальный приказ о награждении лётчиков из группы Семенишина, отличившихся 3 мая, который объявили всему личному составу ВВС Красной Армии !

На следующий день сбили Лиховида и Луканцева: по приказу станции наведения они парой атаковали и подбили разведчик Ju-88. В разгар боя появились 8 Ме-l09, и "наказали" за сбитого ими "Юнкерса", подбив обе "Аэрокобры". Лиховид успел сразить "Мессера", но оба самолёта были разбиты при вынужденной посадке   ( лётчики не пострадали ).

9 мая снова сбили Александрова, 14 мая - Ф. Кривобокова, а 26 мая - комзвена Крещука: он увлёкся атакой звена Не-111, и попал под удар Ме-109 из группы прикрытия. Выпрыгнул с парашютом над своей территорией. Доставалось и немцам так, 27 мая майор Семенишин за день сбил 4 самолёта противника !

В мае полк выполнил 514 боевых самолёто - вылетов. Группы "Аэрокобр" 14 раз вылетали на сопровождение бомбардировщиков, 54 - на прикрытие своих войск, 2 - на "расчистку воздуха" перед атакой своих и 5 - на отражение атак немецких бомбардировщиков, 2 - на разведку. Провели 39 воздушных боёв, в которых сбили 40 истребителей и 27 бомбардировщиков противника ценой потери 6 "Аэрокобр"   ( 5 сбито, 1 "нвбз" )  и 2-х пилотов.

24 мая 1943 года в 298-м ИАП появились первых два Героя Советского Союза: майор Владимир Семенишин был удостоен этого звания за 8 лично сбитых самолётов противника и 7 групповых, капитан Василий Дрыгин - за 12 лично и 5 в группе.

В июне наступил перелом: немцы выполнили задачу, удержав оборону на Кубани, и перестали тратить усилия на ставший второстепенным участок фронта перед решающей битвой под Курском.

К 7 июня наступление советских войск окончательно захлебнулось - за 2 месяца боев удалось захватить лишь саму станицу Крымскую. Воздушные операции реальных успехов также не принесли - архивы Люфтваффе подтверждают не более четверти потерь, официально заявленных советскими ВВС...

Изменился и характер воздушных боёв - их интенсивность снизилась, но резко возрос процент потерь !   Это было вызвано тем, что немецкие истребители в основном перешли к тактике "охотников": "утюжившей воздух" в зоне прикрытия группе советских истребителей подставляли пару "приманку', и если те на неё "клевали" - со стороны солнца их внезапно атаковали ещё 1 - 2 пары Ме-109.

Приём оказалась тем более эффективным, что совпал с изменением отношения к немцам - "Гвардейские" пилоты с опытом и несколькими сбитыми не просто перестали их бояться, но и воспринимать всерьёз !   У лётчиков - истребителей появилась уверенность в своих силах, и даже некоторое здоровое нахальство, чувство превосходства. "Если я его увидел - он меня не собьёт" - квинтэссенция отношения к немецким асам, которые не от хорошей жизни перешли к тактике "охотников".

"Свободная охота" как основной способ боевых действий - логическое развитие тактики Люфтваффе раннего климактического периода, когда ещё хочется и "можется", сбивать, но "гулять самим по себе" уже не дают... В 1941 году и "учебном 1942-м" не шибко они охотились - скорее браконьерствовали, истребляя всё, что замечали в небе и на земле !

Но пока за самоуверенность пришлось дорого заплатить - 2 и 3 июня соответственно сбили молодых пилотов сержантов Иванова и Бабенова, 5 июня - комзвеньев лейтенанта М. С. Лиховида  ( спасся на парашюте )  и старшего лейтенанта Муравьёва  ( погиб ), 14 июня - младшего лейтенанта Згривца   ( погиб, имея на счету 3 лично сбитых и 4 в группе ). Все бои проходили при численном превосходстве советских лётчиков, но, например, ведущий тройки "Аэрокобр" капитан Новиков даже не заметил, когда сбили Лиховида и Муравьёва !

А.С.Закалюк у своей 'Аэрокобры'

Всего в июне выполнили 173 боевых и 180 небоевых самолёто - вылетов, провели 7 воздушных боёв. За 5 потерянных "Аэрокобр" и 2-х пилотов немцы лишились 6 Ме-l09, 1 Ju-87 и 1 Не-111. На пополнение в начале месяца в полк прибыли 5 Р-39L и 2 Р-39D-2.

Июнь запомнился пилотам полка ещё и взаимодействием с Ил-2. Что качество самих самолётов, что уровень подготовки лётчиков... Вспоминает Алексей Семёнович Закалюк, в то время командира звена:

"Однажды из 6 Ил-2 на их аэродром не удалось привести ни одного !   Первого подбили зенитки. Два сели на первом же промежуточном аэродроме. Ещё два столкнулись в воздухе на обратном пути. Последний совсем ошалел - полетел непонятно куда !   Связи нет: подошли поближе, кое-как завели на аэродром Тимошевская...

А в начале июня "Илы" и вовсе отбомбились по своим войскам - вместо Темрюка атаковали Славянскую. Связь у них отвратительная - я их ведущему кричу, а он не слышит, штурмует !   День ясный, часов 12, видно всё отлично. Мне станция наземная: срочно к Славянской, нас "Юнкерсы" атакуют !   Какие там "Юнкерсы"... На станциях оповещения девчонки служили, в типах самолётов не разбирались. После посадки докладываю: "Своих бомбили !.."

Ушёл доклад "наверх". Не успел я закурить - на аэродроме По-2 с начальником каким-то садится. Вызывают меня, и начинает он меня крыть !   В печати можно привести только, что мальчишка, на местности не ориентируюсь !   Я говорю - все лётчики видели, любого из пяти спросите !   А он - "Ты ведущий, ты и отвечай !"   Дело подсудное, видно, "вставили" ему, как следует, вот и прилетел "искать виновного". Но, видно, удалось ему дело замять - меня больше не трогали, а то могли и чего серьёзного "понавешать". Но обидно было очень..."

Июль и август оказались месяцами отдыха: в основном прикрывали "Бостоны" из 219-й БАД. Воздушных боёв не было, единственную "Аэрокобру" 14 июля потеряли в катастрофе. Ведущий группы комэск Ерошкин на обратном пути вышел впереди "Бостонов" и прокрутил пару эффектных петель. Молодой амбициозный лётчик Николай Лобанов  ( 3 личных и 2 групповых сбитых )  самовольно решил повторить фигуру, но не справился с управлением и сорвался в плоский штопор. Не сумев вывести самолёт, выпрыгнул на парашюте. Но "Аэрокобра" фатально "мстила" покидавшим её пилотам. Неуправляемая машина стала описывать круги вокруг парашютиста, спускаясь почти с той же скоростью, пока в нескольких метрах от земли не "рубанула" плоскостью по стропам. В документах полка погибшего записали, как сбитого зенитной артиллерией противника... Это была последняя потеря 298-го ИАП на Кубани.

С 18 июля 1943 года в командование полком вступил майор В. Г. Семенишин. По акту передачи 298-го ИАП в его составе находилось 12 исправных самолётов моделей Р-39К, L и М и 2 P-39D-2, в ремонте одна P-39L, одна Р-39М и 3 P-39D-2.

3 августа 298 ИАП перебазировался с аэродрома Кореновская на аэродром Ново-Титаровская, 18 августа - на аэродром Филинская.

Над Кубанью с 16 февраля по 20 августа 1943 года лётчики полка выполнили 1625 боевых самолёто - вылетов с налётом 2072 часов, провели 111 воздушных боёв  ( 687 "Аэрокобр" с 1121 самолётами противника ), сбили 150 и подбили 29 вражеских самолётов. Свои потери составили 30 "Аэрокобр" сбитыми и 11 подбитыми. За боевые успехи 298-й ИАП Приказом ИКО СССР № 264 от 24 августа 1943 года был преобразован в 104-й Гвардейский ИАП. Его командир подполковник И. А. Тараненко 2 сентября 1943 года получил звание Героя Советского Союза  ( за 4 лично сбитых и 4 - в группе )  и повышение по службе, начальник ВСС К. Г. Вишневецкий - также звание Героя от 24 августа 1943 года  ( за 10 сбитых лично и 4 - в группе ). Газета "Правда" опубликовала в августе 1943 года снимок 4-х лучших пилотов полка с подписью: "Лётчики - истребители, сбившие в боях на Кубани 60 немецких самолётов: майор В. Семенишин, капитаны К. Вишневецкий и В. Дрыгин, младший лейтенант А. Вильямсон".

21 августа 1943 года 104-й Гвардейский ИАП вошёл в состав самой знаменитой в советских ВВС 9-й Гвардейской ИАД. 26 августа вместе с ней убыл с Кубани на 4-й Украинский фронт, под Таганрог, где в составе 8-й Воздушной армии участвовал в боях по освобождению Донбасса и Левобережной Украины.

В сентябре 1943 года полк был перевооружён на P-39N. Но отдельные Р-39К, L и М сохранились в боевом составе до конца 1944 года: так, в мае ещё летали 4 самолёта этих типов.

*     *    *

Наиболее результативные лётчики 298-го ИАП, летавшие на Кубани на истребителях Р-39К, L и М:

- майор В. Г. Семенишин - на 1.07.1943 года - 195 боевых вылетов, 34 воздушных боя, 13 + 10 сбитых;
- капитан К. Г. Вишневецкий - на 1.07.1943 года - 153 боевых вылета, 53 воздушных боя, 15 + 12 сбитых;
- капитан В. М. Дрыгин - на 2.06.1943 года - 287 боевых вылетов, 57 воздушных боёв, 15 + 7 сбитых;
- старший лейтенант Г. А. Муравьёв - на 2.06.1943 года - 312 боевых вылетов, 53 воздушных боя, 7 + 4 сбитых;
- лейтенант М. С. Комельков - на 2.06.4943 года - 76 боевых вылетов, 39 воздушных боёв, 15 + 5 сбитых;
- лейтенант М. С. Лиховид - на 2.06.1943 года - 76 боевых вылетов, 27 воздушных боёв, 7 + 8 сбитых;
- младший лейтенант А. А. Вильямсон - на 1.07.1943 года - 223 боевых вылета, 37 воздушных боёв, 8 + 4 сбитых.

( Информация из книги В. Романа - "Аэрокобры" над Кубанью  ( Р-З9К, L и М )".   Киев, 2006 год. )
 

Возврат

Н а з а д


Поделиться с друзьями:



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz