'Аэрокобры' во 2-м ГвИАП СФ. Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

"Аэрокобры" во 2-м ГвИАП Северного Флота

Полк был сформирован 29 декабря 1939 года как 72-й САП. В сентябре 1941 года он первым в советской авиации начал боевые действия на импортных самолётах - английских "Харрикейнах". Также первым  ( в январе 1942 года )  полк освоил и американские истребители - Р-40Е "Киттихаук".

16 сентября 1941 года за успехи в боях 72-й САП был награждён орденом Красного Знамени, а 18 января 1942 года - преобразован во 2-й Гвардейский САП. 14 октября 1942 года из смешанного был переформирован в истребительный, и стал 2-м Краснознамённым ИАП имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова.

Этот полк считался лучшим в ВВС Северного флота, поэтому ему было доверено воздушное прикрытие союзных конвоев и порта их назначения Мурманска. Это была очень опасная служба: сбитый над северными морями лётчик погибал почти наверняка...

Ввиду исключительной важности задачи 2-й ГвИАП старались оснастить самой современной матчастью: так, именно сюда направили всю первую партию "Аэрокобр", полученных авиацией ВМФ СССР - 12 машин модели Mk.I поступило по акту от 15 октября 1942 года. Их осваивали лётчики 1-й авиаэскадрильи майора А. А. Коваленко, успешно совмещая учёбу с боевой работой на "Киттихауках". В процессе обучения 2 самолёта совершили вынужденные посадки, и были отправлены в ремонт.

К концу года новый истребитель был хорошо освоен, и начал применялся в боях. Счёт побед на "Аэрокобрах" Mk.I открыли 26 декабря комэск капитан А. А. Коваленко  ( сбив пикировщик Ju-87 )  и капитан В. П. Покровский  ( истребитель Me-109F ). В этот же день было потеряно 2 "Аэрокобры": капитан Д. А. Решетов не вернулся с боевого задания, а капитан В. П. Покровский - сбит зенитной артиллерией союзного конвоя RA-51, но спасён.

К 1 апреля лётчики "Аэрокобр" уничтожили в воздухе 10 немецких самолётов  ( 5 Me-109F, 1 Ме-110, 3 Ju-88 и 1 FW-189 ). Особенно отличился Гвардии капитан П. И. Орлов - он сбил 2 самолёта и 2 - подбил, но и сам погиб в бою с "Фокке - Вульфами" 15 марта 1943 года. Боевые потери "Аэрокобр" за этот период составили 9 машин, небоевые - 2.

Достаточно серьёзные потери  ( а также 9 вынужденных посадок )  объясняются, скорее всего, методом обучения "без отрыва от боевой работы": ни техсостав, ни пилоты толком не усвоили тонкостей обслуживания и управления новой машиной.

Достаточно отметить, что с октября по апрель вместо импортного 100-октанового бензина Б-100 применяли советский "суржик" 4Б-78, а вместо специального американского "зимнего" масла советское МК. В результате получали "недобор" мощности и явный "перебор" отказов моторов.

К февралю полк был практически "выбит" - из оставшихся 7 "Аэрокобр" 3 находились в перманентном ремонте, 8 из 9 "Киттихауков" не имели моторов, а 13 изрядно повоевавших "Харрикейнов" боевой ценности не представляли - 4 воздушных боя с их участием, как отмечают документы, "закончились без результатов". "Аэрокобры" также провели 4 боя  ( всего за месяц было 8 воздушных боёв ), но сбили при этом 4 немецких самолёта.

С февраля поставки "Аэрокобр" для ВВС Северного Флота возобновились - в Мурманск после почти полугодового перерыва прибыло два конвоя. 2-й ГвИАП получил две P-39D-2, мало отличавшихся по характеристикам и идентичным по вооружению с Mk.I. Гораздо больше эмоций вызвали модели с 37-мм пушками и "высотными" моторами, поступившие в марте. В полк прибыло 8 Р-39М-1  ( все в контейнерах, причём 2 - без плоскостей ). Эти машины назвали "Аэрокобра-2"   ( чтобы отличать от Mk.I с 20-мм пушкой и маловысотным мотором ), и, как бы начиная новое исчисление, присвоили им бортовые номера от "001" до "008". Самолёты собирали прямо в полку, на аэродромах Ваенга-1 и Ваенга-2.

'Аэрокобра' П.Д.Климова.

В марте поступило также 10 P-39N-O, и на 1 апреля 1943 года боевой состав 2-го ГвИАП выглядел в отчётах солидно: 24 "Аэрокобры", 9 "Киттихауков", 11 "Харрикейнов" и 3 МиГ-3. Однако из 47 самолётов 31 был неисправен: 8 Р-40Е, все "МиГи" и большая часть "Харрикейнов". Не успели собрать и облетать также половину "Аэрокобр".

Пополнение полка новой матчастъю сразу же сказалось на боевых успехах: за апрель было сбито 11 самолётов противника  ( 2 FW-190, 4 Ме-109G, 4 Ме-109F и 1 Ju-88 )  ценой потери 4 "Аэрокобр"  ( погибло 3 лётчика ). Особо отличились командир полка капитан П. Г. Сгибнев  ( 2 Me-109G, оба 19 апреля 1943 года ), лейтенант Н. А. Бокий  ( 19 и 29 апреля - по 1 Ме-109 )  и младший лейтенант П. Д. Климов  ( FW-190 и Ju88 ). В частности, 19 апреля 1943 года Н. А. Бокий сбил лучшего "эксперта" JG 5 - обер-фельдфебеля Рудольфа Мюллера, имевшего 94 победы.

P-39M-1 из состава 2-го ГвИАП СФ, апрель 1943 г.

Ещё более результативнымибыли майские бои, когда все "Аэрокобры" были введены в строй. Лётчики 2-го ГвИАП заявили 17 воздушных побед на Р-39   ( 9 Ме-109, 2 Ме-110, FW-190, 4 Ju-88 и 1 Не-111 )  и одну - на "Харрикейне"   ( FW-190 ). Снова отличился Н. А. Бокий, "завалив" 7 мая 1943 года второго аса из 6./JG 5 - обер-фельдфебеля Альфреда Бруннера  ( 53 победы, погиб при приземлении ), а на следующий день - Ju-88. В мае 3 победы записал на боевой счёт Гвардии капитан З. А. Сорокин и 4 - Гвардии капитан П. Л. Коломиец.

Были в мае и тяжёлые потери: 3 мая разбился в тренировочном полёте комполка Герой Советского Союза Гвардии капитан П. Г. Сгибнев. А 13 мая, "Мессера" подловили Н. А. Бокия, сбив его неожиданной атакой  ( ранен, выпрыгнул на парашюте ).

В том же бою был ранен старший лейтенант И. К. Лопатин - он сумел посадить самолёт на фюзеляж на своём аэродроме, но умер от потери крови. Последней жертвой "Мессеров" стал младший лейтенант Д. В. Будник  ( 7 воздушных боёв, 2 сбитых )  - 23 мая 1943 года он оторвался в бою от ведущего, был сбит и погиб.

В мае на всех Р-39М и N была проведена процедура "облегчения": сняты крыльевые 7,62-мм пулемёты с их патронными ящиками, 3 блока радиостанции и часть брони.

P-39M-1 из состава 2-го ГвИАП ВВС СФ.

Боевые действия 2-го ГвИАП на "ранних" моделях "Аэрокобр" завершились 1 июня 1943 года - приказом Наркома ВМФ полк перебазирован на аэродром Ягодник  ( под Архангельском )  для отдыха и переформирования на "Гвардейский" штат. Оставшиеся в строю "Аэрокобры" Mk.I, P-39D-2, М-1 и N-O передали в 255-й ИАП, "Харрикейны" - в 78-й ИАП, "Киттихауки" - в ремонт, а лётно - технический состав отбыл в 45-й ЗАП  ( Красноярск )  за новенькими P-39N-5 и Q. На фронт полк вернулся только в 1944 году.

Из 8 Р-39М в документах полка зафиксирована потеряна только одной - 12 мая в учебном полёте разбилась № 231. "Аэрокобра" № 234 была повреждена 6 апреля 1943 года при вынужденной посадке, а № 181, № 221 и № 239 в июне передали в 255-й ИАП ВВС Северного Флота.

24 июля 1943 года, к 10-летию Северного флота, за боевые успехи 4-м лётчикам 2-го Гв ИАП было присвоено звание Героя Советского Союза - командирам звеньев Гвардии лейтенантам Н. А. Бокию  ( 26 воздушных боёв, 10 сбитых, из них 5 - на "Аэрокобре", П. Д. Климову  ( 33 воздушных боя, 8 сбитых, из них 4 - на "Аэрокобре" ), Гвардии капитану В. П. Покровскому  ( 60 воздушных боёв, 12 сбитых лично и 6 в группе )  и замкомэска Гвардии капитану П. И. Орлову  ( посмертно, 34 воздушных боя, 11 сбитых, из них 2 - на "Аэрокобре" ).

( Информация из книги В. Романа - "Аэрокобры" над Кубанью  ( Р-З9К, L и М )".   Киев, 2006 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2011 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz