Боевая пара В. Александрюк и А. Васько - Советские летчики, Герои Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Боевая пара В. Александрюк и А. Васько

В.И.Александрюк
В. И. Александрюк.

В нашем 176-м Гвардейском "маршальском" полку все лётчики летали, как правило, постоянными парами. Лишь изредка, когда один из лётчиков был болен или чей-то самолёт ремонтировался, создавались временные пары - как правило, на несколько вылетов. Одной из самых постоянных пар была пара Александрюк - Васько. Даже в свободное от полётов время они держались вместе, и если кто - нибудь видел Александрюка, то рядом с ним обязательно показывался и Васько.

Ведущий этой боевой пары был прекрасный лётчик - как говорится, лётчик от бога. Обладающий молниеносной реакцией и вместе с тем остроумный, находчивый и острый на язык старший лейтенант Виктор Александрюк был родом из Курска, а ведомым был спокойный и неторопливый лейтенант Александр Васько, который был родом из Полтавы. Виктора Александрюка за его несколько артистические замашки все в полку звали "Шмагой", а его ведомого за добродушие и склонность к украинскому юмору часто величали "Галушкой". Впрочем, Саша Васько по своему характеру на это не обижался. Его вообще нельзя было вывести из-себя - он только улыбался и отвечал: "Да шо ви, хлопцы ?!".

И Александрюк, и Васько прибыли в наш полк из 15-й Воздушной армии, с Брянского фронта: оба воевали там в 171-м Тульском истребительном авиаполку, на новейших тогда истребителях МиГ-3. Оба начали воевать сержантами, и им очень повезло, что их первым учителем и наставником был замечательный командир Иван Вишняков, выполнявший с ними первые полёты на боевые задания, их фронтовой учитель и наставник. Оба они были из того поколения лётчиков, которые доучивались искусству летать на фронте и мужали во время боевых вылетов и воздушных боёв.

Александрюку повезло - он успешно прошёл боевое крещение, а вот Саша Васько в одном из боёв был сбит, обгорел и долго после этого с трудом открывал свой обожжённый рот. Оба они за первые успешные бои были награждены медалями "За отвагу".

Большинство выпускников лётных училищ фронтовых лет, особенно первых лет войны, погибли, но уцелевшие, получившие огненную закалку в небе войны, в последующие годы прекрасно сражались, и многие из них стали подлинными мастерами, завоевавшими безраздельное господство в воздухе.

В нашем полку, входившем в состав 2-й Воздушной армии, Александрюк и Васько с самого начала стали летать вместе, благополучно пройдя бои над Украиной. Здесь было много воздушных боёв, но их паре везло, и они, сбив по нескольку самолётов, всегда возвращались домой вместе. Но позже, осенью 1944 года, уже в Польше им не повезло. В один из дней они поднялись на перехват немецкого разведчика. Александрюку удалось догнать его за линией фронта, возле города Люблин, и он сумел зажечь "Юнкерс". Но, отстреливаясь, фашистский стрелок в последний момент сумел всадить пулемётную очередь в его истребитель. Покидая горящий самолёт, Александрюк успел передать Васько: "Я, Галушка, прыгаю, но я ещё вернусь !". До самой земли Васько провожал спускавшегося на парашюте друга и, лишь убедившись, что он приземлился возле большого леса и местность непригодна к посадке его самолёта из - за множества оврагов, вернулся обратно на аэродром.

Последние слова Александрюка долго потом вспоминали в полку. Но время шло, а известий о нём не было. Лишь когда наши войска в январском наступлении 1945 года взломали оборону немцев и, продвинувшись далеко на запад, освободили почти всю Польшу, Виктор вернулся в свой полк. Тогда он рассказал, что приземлился с парашютом в глухой лесистой местности, далеко за линией фронта, - на многие десятки километров вокруг там не было ни одного немецкого солдата. Лишь в одном - единственном на многие километры местечке остались "власти": староста, ксендз и лесничий. Когда же возле местечка с неба опустился советский "пан поручик", то все эти представители власти признали его "самым главным".

Немцы не показывались в местечке уже больше 2-х месяцев. Полсотни жителей местечка жили бедно, питаясь в основном картошкой и молоком да тем, что добывали в лесу. За то время, что Александрюку из - за повреждённой ноги пришлось прожить в этом местечке, он осуществлял "верховную власть" в этой заброшенной польской округе. Там ему пришлось решать много вопросов, с которыми обращались к нему и местные жители, и местная власть. Он распределял между жителями деревушки заготовленный для немцев лес. Устраивал завалы и заграждения на дорогах, по которым могли отходить немцы. Даже был посаженым отцом на свадьбе одного из жителей местечка !   И когда в округ вошли советские войска, жители выделили специального провожатого, который довёз Александрюка в освобождённый город Люблин, после чего с помощью коменданта города его доставили в наш полк. И, конечно, больше всех радовался Васько, несколько месяцев не знавший о судьбе друга ничего и буквально разучившийся смеяться. Во всех вылетах он настойчиво преследовал каждый попавшийся немецкий самолёт и, невзирая ни на что, добивал его.

А.Ф.Васько
А. Ф. Васько, 1947 год.

Теперь они снова летали вместе, "крыло в крыло" до самого последнего дня войны. Счёт сбитых ими самолётов увеличивался почти равномерно. Секрет их успешных боёв был в полной согласованности их действий: в бою атаковал тот, кому это было удобнее по сложившейся обстановке. Другой же в любом случае прикрывал атаку. Александрюк и Васько свободно менялись ролью ведущего и ведомого - иногда по несколько раз за один вылет. Это был их неизменный закон, который они выработали за 2,5 года совместной боевой работы.

Особенно успешными для них были 2 последних месяца воздушных боёв над территорией Германии. Так, 8 марта, вылетев на "свободную охоту", они встретили звено Mе-109, которые, увидев "Лавочкиных", стали делать правый боевой разворот. Васько, используя запас скорости, на боевом развороте догнал задний немецкий самолёт и, выпустив длинную очередь из пушек, поджёг его. Остальные 3 немецких самолёта стали уходить пикированием, но Александрюк преследовал их и на выходе из пикирования сбил второй "Мессер". Остальные 2 немецких самолёта сумели оторваться от нашей пары.

23 марта, вылетев на "свободную охоту" в составе 3-х пар, в районе нашего плацдарма на левом берегу Одера, у Зееловских высот, они повстречали большую группу немецких штурмовиков FW-190 с бомбами общей численностью до 16 самолётов. Группа, прикрываемая звеном Ме-109, готовилась штурмовать наши войска на плацдарме. Несмотря на большое численное превосходство самолётов противника, наши истребители атаковали "Фокке - Вульфы", и Васько с ходу сбил одного из них, В завязавшемся воздушном бою с истребителем прикрытия Александрюк сбил ещё и один Me-109.

16 апреля, вылетев парой на "свободную охоту" над Зееловскими высотами, они снова встретили большую группу "Фокке - Вульфов" с бомбами общей численностью до 20 самолётов. Внезапной атакой Александрюк сбил самолёт ведущего группы, остальные немецкие самолёты, беспорядочно сбросив бомбы, начали обороняться. В завязавшемся воздушном бою Васько атакой сверху сбил ещё один FW-190, и потерявшая 2 самолёта немецкая группа покинула поле боя.

18 апреля пара Александрюк - Васько в 2-х вылетах на "свободную охоту" в районе города Штраусберг несколько раз встречала мелкие группы самолётов FW-190, пытавшихся бомбить наши наступающие войска, и успешно обращала их в бегство. При этом 2 самолёта  ( FW-190 и Me-109 )  сбил Васько, и один FW-190 зажёг Александрюк.

24 апреля, вылетев на "свободную охоту" возле города Ной - Руппин, на высоте 4000 метров Александрюк обнаружил впереди и ниже себя пару Mе-109 - видимо, также "охотников". Перейдя в пикирование, они атаковали оба самолёта одновременно. Александрюк сбил ведущего "Мессера", который, перейдя в пикирование, врезался в землю. Васько поджёг самолёт ведомого лётчика, который выпрыгнул на парашюте.

Последний воздушный бой пара Александрюк - Васько провела 29 апреля западнее Берлина в районе города Науэн. Бой проходил с 6 FW-190. Александрюк атаковал ведущего немецкой группы, но сам попал под огонь одного из немецких самолётов. Отбивая атаку на своего ведущего, Васько сбил ещё один немецкий "Фоккер".

Таким образом, за 5 недель воздушных боёв в сердце Германии, возле Берлина, пара Александрюк - Васько сбила 12 немецких самолётов. Из них 5 самолётов  ( 3 Me-109 и 2 FW-190 )  сбил Александрюк и 7 самолетов   ( 3 Ме-109 и 4 FW-190 )  уничтожил Васько. Обоим лётчикам - Виктору Александрюку  ( сбившему 19 немецких самолётов )  и Александру Васько  ( 15 самолётов )  вскоре после окончания войны были присвоены звания Героев Советского Союза.

Но в дальнейшем жизненные пути друзей разошлись. Приехав вместе со всем 176-м Гвардейским полком на подмосковный аэродром "Тёплый Стан", Александрюк был назначен командиром эскадрильи. Почти 4 года он участвовал во многих воздушных парадах над Красной площадью и аэродромом Тушино. Затем в 1949 году он перешёл в отправлявшуюся на Дальний Восток 303-ю истребительную авиадивизию. Там он заболел и был списан с лётной работы, а в 1953 году уволился из армии по болезни в звании капитана и стал работать в своем родном городе Курске начальником аэровокзала.

Александр Васько также после окончания войны вместе с полком передислоцировался на аэродром "Тёплый Стан", где 5 лет принимал участие в воздушных парадах: сначала командиром звена, затем заместителем командира эскадрильи. В 1950 году, при отъезде 176-го Гвардейского полка в Китай, он был назначен командиром эскадрильи. В воздушных боях с американской авиацией над Северной Кореей он сбил 3 американских самолёта. После возвращения в Советский Союз поступил в Военно - Воздушную академию имени Ю. А. Гагарина, окончил её и служил на командных должностях в авиации ПВО. После увольнения из армии в 1960 году  ( в звании полковника ) вернулся в свой родной город Полтаву, откуда 20-ю годами ранее, в 1940 году, уехал в Чугуевскую авиашколу.

( Из воспоминаний Героя Советского Союза С. М. Крамаренко. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz