Киттихауки против Кригсмарине в годы ВОВ - Красные соколы: советские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
bomber-1.jpg

Р. И. Ларинцев, А. Н. Заболотский - "Киттихауки" против Кригсмарине. 1944 год. - "Авиамастер", № 1, 2002 г.


"Киттихауки" против Кригсмарине

Действия советских истребителей - бомбардировщиков над Баренцевым морем в 1944 г.

Одной из главных задач Северного флота в 1944 году являлась борьба с немецким судоходством и нарушение работы портов в Северной Норвегии, прежде всего Лиинахамари, Киркенеса и Петсамо.

Немецкая группировка в Заполярье, то есть 20-я горная армия, части 5-го Воздушного флота и Кригсмарине, которая снабжалась главным образом по морю через упомянутые порты, ежемесячно требовала военых грузов. Основная тяжесть борьбы на немецких коммуникациях легла на подводные лодки и авиацию флота.

Для борьбы с морскими целями, помимо торпедоносцев, штурмовиков и бомбардировщиков активно использовались американские истребители Р-40 "Киттихаук", выступавшие в роли истребителей - бомбардировщиков.

Вообще - то применение Р-40 в этом качестве нельзя назвать оригинальным. Ведь ещё летом 1943 года в качестве истребителей - бомбардировщиков применялись "Харрикейны", И-153 и И-16. Так, "Харрикейны" авиагруппы Северного оборонительного района летом 1943-го нанесли ряд ударов по мелким плавсредствам противника в Варангер - фьорде. Однако только в 1944 году и только на Северном флоте использование истребителей - бомбардировщиков "Киттихаук", входивших в состав 27-го и 78-го ИАП, приняло широкомасштабный характер.

Первый, пусть и не очень большой успех на немецких коммуникациях, был достигнут "Киттихауками" 7 апреля, когда в 10.50 в районе Сюльте - фьорда был атакован конвой, идущий в западном направлении. Осколками 16 ФАБ-100, сброшенных 8 самолётами из 78-го ИАП, был легко повреждён один пароход.

Вечером 10 апреля 19 штурмовиков Ил-2 из 46-го ШАП и 8 истребителей - бомбардировщиков "Киттихаук" из 27-го ИАП нанесли удар по конвою в Бек - фьорде. В результате были повреждены и сели на грунт транспорты "Больтенхов" ( 3307 брт ) и "Маркобруннер" ( 8140 брт ), которые ремонтировались до 29 июня и 2 августа.

14 апреля в 20.15 пара Р-40 из 27-ИАП под прикрытием 4 "Аэрокобр" из 2-го ГвИАП атаковали большую группу мелких морских целей в районе Берлевог и уничтожили судно T139BN "Веспер" ( 139брт ), гружённое боеприпасами и продовольствием, а также норвежский мотобот "Сольвейг" ( 31 брт ).

 

23 апреля авиация Северного флота нанесла ряд последовательных ударов по конвою противника. В 12 часов 40 минут 6 "Бостонов" 9-го ГвМТАП в районе Перс - фьорда произвели торпедную атаку, в результате которой одна торпеда попала в сторожевой корабль V6109 "Нордвинд" ( 541 брт ). У сторожевика оторвало нос, но это попадание не стало фатальным и корабль остался на плаву. Через 3 часа его добила группа из 7 Ил-2 и 6 "Киттихауков", прикрытая 4 Як-9.

9 мая в 16 часов 45 минут 6 "Киттихауков" 78-го ИАП под прикрытием 4 "Аэрокобр" атаковали мелкие суда в порту Вадсе. Согласно данным норвежских историков, в этот день был потоплен каботажный пароход "Малибломстен", а на нём убито 2 и ранено 9 человек.

Вечером 13 мая был нанесён массированный удар по скоплению судов в порту Киркенес. В нём приняли участие 5 Ил-4 из 9-го ГвМТАП, несшие высотные торпеды 45-36АВА. 14 Ил-2 из 46-го ШАП, а также 27 "Киттихауков" из 27-го и 78-го ИАП. От прямого попадания бомбы в средний трюм возник пожар на рефрижераторе "Патагония" ( 5898 брт ). Ещё один транспорт "Пернамбуко" ( 4121 брт ) получил попадание в корму, загорелся и сел на грунт. Сгорело 298 тонн фуражного сена и 1923 тонн овса ( грузов, имевших в заполярной тундре без преувеличения стратегическое значение ). Тем не менее, надо признать, что результат от налёта более чем 40 машин получился довольно скромным.

Вероятно, командование Северного флота также не удовлетворили итоги атаки, и 14 мая операция возобновилась. С 4 часов 50 минут до 5 часов, 4 ударные группы вновь нанесли удар по судам, стоявшим на рейде. В Яр - фьорде 8 Р-40 из 78-го ИАП под прикрытием "Аэрокобр" топ - мачтовым бомбометанием потопила транспорт "Йохан Фаулбаумс" ( 2944 брт ) с 800 тонн цемента на борту. Этот успех стоил потери одного "Киттихаука".

16 мая был нанесён ряд последовательных ударов по конвою R119Ki. При этом, 7 ударных групп ( 4 А-20, 12 Ил-2 и 18 Р-40 под прикрытием истребителей ) атаковали противника в течение 3-х часов. В результате опрокинулся и затонул охотник за подводными лодками UJ210 "Зеебрюгге" ( 595 брт ), на котором погибли 6 и были ранены 11 человек из состава экипажа. Прямым попаданием выведено из строя рулевое управление на тральщике М35, кроме того, легко повреждены СКР V6108 и ещё один противолодочный корабль, название которого не установлено.

 

Подготовка к боевому вылету "Киттихаука" из 78-го ИАП. Обратите внимание на акулью пасть, нарисованную на капоте этой машины. Подобные декоративные элементы окраски на советских истребителях встречалась нечасто.

"Киттихаук" P-40M. На самолёте сохранился американский серийный номер. Полосы и "пилотка" на киле - эмблема части, нанесённая в Советском Союзе.

Наши потери составили 2 Ил-2, 2 "Киттихаука" и по одному "Бостону", Р-39 и "Спитфайру".

Противник в этот день потерял в воздушном бою над конвоем летающую лодку BV-138 (6J+CL) из 3./ SAG130, выполнявшую задачи ПЛО. Немецким лётчикам удалось посадить свой самолёт на воду, но он быстро затонул, а экипаж подобрали корабли охранения. В список потерь противной стороны также входит подбитый над конвоем Bf-109G-6 командира III/JG5 майора Генриха Эрлера, который сумел сесть на вынужденную в Петсамо. Ещё один "Мессер" из 9./JG5 разбился на аэродроме Саартнес, взлетая на перехват по тревоге.

7 июня в 22.40 у мыса Маккаур 4 Р-40 из 78-го ИАП атаковала топмачтовым способом и, по донесениям лётчиков, потопила 2 морские цели, классифицированные ими как быстроходные десантные баржи. Правда, согласно немецким документам военного времени в период с 1 по 15 июня у мыса Маккаур в результате атак с воздуха был повреждён только норвежский мотобот.

P-40N-40 - наиболее поздняя модификация "Киттихаука" из числа поставлявшихся в Советский Союз. Этот самолёт, оснащённый тремя бомбовыми подвесками, широко применялся в 1944 году авиацией Северного флота в качестве истребителя - бомбардировщика.

15 июня в 00.35 из Киркенеса в Петсамо вышел очередной немецкий конвой. В 03.11 его начали обстреливать батареи 113-го отдельного артиллерийского дивизиона, ещё через 20 минут атаковали группы самолётов ( 6 Ил-2 и 7 Р-40 под прикрытием истребителей ). Один транспорт, согласно немецким источникам, получил повреждения. Правда, кто добился успеха, артиллеристы или лётчики сих пор не ясно.

17 июня с 8.54 по 9.07 конвой R121K1 ( 9 транспортов общим тоннажем в 24806 брт, плавбаза кораблей охранения ) подвергся налёту 6 ударных групп ( 16 Ил-2, 12 Р-40 и 10 высотных торпедоносцев ). Сначала прямым попаданием бомбы был повреждён крупный транспорт "Флорианополис". Затем одна из торпед повредила пароход "Дикси", гружённый стройматериалами.

"Дикси" затонул, а "Флорианслис" своим ходом дошел до Киркинеса. На судах конвоя погиб один человек и 10 было ранено. Кроме того, в воздушном бою был повреждён Вf-109 из 7./JG5, севший на вынужденную на аэродроме Cвартно. Наши потери - 4 Ил-2.

"Киттихаук" из состава ВВС СФ на заполярном аэродроме.

Результат, как и 13 мая, довольно скромный, поэтому после захода конвоя в порт Киркенес бомбово - штурмовой удар повторился. С 22.02 до 22.16 три ударные группы ( 24 Р-40, 10 Ил-2, 6 "Бостонов" и 2 Ил-4 ) под прикрытием истребителей атаковали суда конвоя, а заодно город и порт. Правда, особо впечатляющих успехов и в этом случае добиться не удалось. Был повреждён транспорт "Марга Корде" ( 1912 брт ), скорее всего это результат работы штурмовиков. Судно везло картофель и сборные бараки, часть из которых сгорела. Но его сравнительно быстро, до 29 июня, отремонтировали и снова ввели в строй. В воздушном бою над городом был сбит Ме-109 из 7./JG5, раненый немецкий пилот спасся на парашюте. Наши потери составили 2 Ил-2 и по одному Р-39 и Р-40.

22 июня в 24 часа 4 "Киттихаука" из 78-го ИАП, летавшие на "свободную охоту", обнаружили у мыса Маккаур 4 быстроходные десантные баржи ( БДБ ). Из 6 сброшенных ФАБ-100 одна попала в цель. "Сотка" не смогла нанести барже значительных повреждений, но потери среди личного состава имелись.

27 июня командующий ВВС Северного флота принял решение нанести удар по порту Киркенес, где поданным разведки скопилось большое количество судов противника. В отличие от предыдущих налётов, специально акцентировалось внимание на разрушении промышленных и хозяйственных объектов города, ранее бывших, как правило, запасными целями.

В атаке, проходившей с 17.45 до 17.56, участвовали 4 ударные группы в составе 20 истребителей - бомбардировщиков Р-40, 8 Ил-2, 10 Пе-3 и 20 "Бостонов". Согласно проверенным данным, было потоплено только судно "Херта" ( 717 брт ). Также отмечены разрушения на рудообогатительной фабрике, пострадали наземные сооружения гидроаэродрома и здания, занимаемые различными службами Кригсмарине. Наши ударные машины вернулись без потерь, но немцам удалось сбить 2 "Аэрокобры" из состава истребительного прикрытия.

Буквально через несколько часов налёт на Киркенес повторился. Уже 5 ударных групп ( 20 "Киттихауков", 15 А-20 и 6 Ил-2 ) атаковали конвой противника в Яр - фьорде, суда у причалов и объекты в городе. Успехи ограничились затоплением повреждённого ещё 17 июня "Флорианополиса". Отражая эти налёты, немцы потеряли в воздушном бою Bf-109G-6 из 7./JG5, пилот погиб. Наши потери - 1 "Бостон" и 4 "Аэрокобры" прикрытия.

"Киттихауки" активно использовались Северным флотом и до 1944 года. Данный снимок известного лётчика - североморца капитана Алагурова из 2-го Гвардейского истребительного полка сделан в 1942 году.

Батареи 20-миллиметровых зенитных автоматов, размещённые в прибрежных сопках, защищали немецкие порты в северной Норвегии от воздушных ударов

7 июля в 17.20 и 20.30 две группы по 4 - 5 "Киттихауков" атаковали и потопили норвежское каботажное судно Т53Р "Улой" ( 134 брт ).

Насыщенным событиями днём стало 13 июля. Сначала в 16.00 у мыса Эккерей 12 "Киттихауков" из 27-го ИАП нанесли удар по немецкому конвою. Невзорвавшаяся бомба повредила пароход, наименование которого не установлено. Через два с половиной часа 8 Р-40 теперь уже из 78-го ИАП потопили в Яр - фьорде судно "Флёмзнн" ( 125 брт ).

Завершился день атакой 13 "Киттихауков" из 78-го ИАП на две БДБ в районе Коббхольм - фьорда. Дважды несчастливая для нас цифра ( 13 самолётов 13-го числа ), видимо, сказалась на результате атаки, обе баржи избежали прямых попаданий.

22 июля а 13 часов 10 минут 10 "Киттихауков" из 78-го ИАП под прикрытием истребителей нанесли удар по транспорту в Яр - фьорде. Немцы признали его повреждение и посадку на грунт в результате атаки.

13 сентября в 16 часов 55 минут у мыса Кибергнесс 6 "Киттихауков" топмачтовым бомбометанием потопили каботажное судно "Альбатрос" ( 119 брт ), на котором погибли 3 человека. Следующим утром в Маккаурсанд - фьорде 4 Р-40 атаковали СКР V6104. Четыре члена экипажа получили ранения.

Немецкий сторожевой корабль - типичная мишень для "Киттихауков" Северного флота.

15 сентября оказалось удачным днём для пилотов "<Киттихауков". Сперва, в 13 часов 25 минут 6 Р-40 под прикрытием 4 "Аэрокобр" потопили у полуострова Стуре - Эккерей мотобот F73V "Боргхейм" ( 16 брт ). Через 25 минут пришёл черёд БДБ F223 ( 200 т ), потопленной у мыса Кибергнесс четвёркой "Киттихауков". Наконец, в 16 часов 21 минуту 5 Ил-2 и 8 "Киттихауков", прикрытые 4 Р-39 и 6 Як-7, атаковали и тяжело повредили морской охотник UJ1224 ( 830 т ), на котором один человек был убит и 5 ранено. Ровно через 2 часа корабль ушёл не дно.

ВВС Северного флота за этот день потеряли 4 самолёта по боевым и столько же - по небоевым причинам. Погибло 14 членов экипажей. Немцы лишились 2 Ме-109, один пилот погиб.

Удары по немецкому каботажу продолжились и в следующие дни. Так. 16 сентября в порту Киберг был потоплен мотобот "Фремиден" ( 15 брт ). Удар наносили 6 "Киттихауков" - топмачтовиков из 78-го ИАП. А утром 17 сентября 5 "Киттихауков" атаковали у мыса Маккаур две БДБ: F196 и F269. В F196 попали две бомбы и на её борту возник пожар.

Осенью атмосферные условия резко ухудшились и налёты стали менее частыми. Но наши лётчики пользовались любым погожим днём для возобновления ударов по врагу.

29 сентября ровно в 10 часов 5 Р-40 из 78 ИАП атаковали повредили небольшое каботажное судно "Хенриетта". Через 6 часов уже 8 "Киттихауков" из того же полка под прикрытием 8 "Аэрокобр" нанесли удар по скоплению мелких судов в порту Якобсэльв. В результате налёта были потоплены 4 мотобота и один сапёрный десантный катер, а ещё 2 таких катера получили повреждения.

10 октября в 13 часов 40 минут 6 Р-40, прикрываемые 4 "Аэрокобрами", потопили в Сюльте - фьорде норвежский мотобот "Бёльген", на борту которого погибли 3 норвежца и 2 немцев.

Утром 16 октября 8 "Киттихауков" из 78-го ИАП в районе Коббхольм - фьорда потопили СКР V6706 ( 110т ). Корабль получил прямое попадание, загорелся, сел на мель и полностью выгорел к исходу дня.

21 октября в Перс - фьорде 4 "Киттихаука из 78-го ИАП потопили тральщик R151 ( 125 т ) и тяжело повредили буксир "Язон" ( 296 брт ), который позже был добит кораблями охранения.

Утром следующего дня 4 Р-40, вылетевшие на "свободную охоту", атаковали и тяжело повредили в Сюльте - фьорде 2 сторожевых корабля: V6308 ( бывший рыболовный траулер Mob-FD1, 510 брт ) и, вероятно, V6311 ( 304 брт ).

Последние успешные атаки "Киттихауков" на Севере пришлись на 24 и 25 октября.

24-го самолёты ВВС Северного флота нанесли 3 последовательных удара по конвою противника в районе Конго - фьорда ( 12 истребителей - бомбардировщиков "Киттихаук" и две группы по 3 - 4 торпедоносца "Бостон" ). "Киттихауки" из 78-го ИАП ценой потери 2-х машин и одного лётчика потопили сторожевик V6111 ( бывший траулер "Мазурден", 446 брт ), на котором погибло 11 человек. На этом фоне крайне неудачно выглядели действия торпедоносцев. Им не удалось добиться ни одного попадания, причём первая группа "Бостонов" была полностью уничтожена корабельной зенитной артиллерией, а из второй зенитки сбили ещё один самолёт.

25 октября в 11 часов 5 минут 6 "Киттихауков" - "свободных охотников" из 78-го ИАП атаковали в Бое - фьорде и тяжело повредили прямыми попаданиями авиабомб 2 малых тральщика R238 и R250. Последний из них через несколько часов затонул.

Всего же за 1944 год пилоты "Киттихауков" в Заполярье сумели согласно данным, подтверждённым немецкой стороной, уничтожить или вывести из строя свыше 30 кораблей и судов. При этом на счету торпедоносцев всего 8 потопленных и повреждённых кораблей и судов противника, бомбардировщиков Ил-4 и "Бостон" - 6, а Ил-2 -12. Таким образом, на "Киттихауки" приходится более половины успехов, одержанных ВВС Северного флота за год.

Действия Р-40 были достаточно эффективными, особенно против каботажного судоходства и малых боевых кораблей. Особенно удивляет гораздо большая результативность истребителя Р-40 по сравнению со специализированным штурмовиком Ил-2. Чем же можно это объяснить ?   Ведь уровень подготовки пилотов был примерно одинаков.

Успеху Р-40 в варианте истребителя - бомбардировщика на Северном флоте способствовала большая дальность полёта ( малый тактический радиус действия истребителей и штурмовиков оставался на Севере хронической проблемой морской авиации вплоть до конца боевых действий ), позволявшая атаковать не только цели, обнаруженные разведкой ( чьи данные нередко поступали к лётчикам с опозданием, но и вести "свободную охоту".

По весу фактически поднимаемой боевой нагрузки "Киттихаук", с одной ФАБ-250 под фюзеляжем и двумя "сотками" под крыльями, смотрелся очень неплохо даже на фоне штурмовиков. И хотя Ил-2 в принципе мог нести до 6 ФАБ-100 или 2 ФАБ-250, но такой вариант боевой нагрузки в ходе войны на Севере не применялся ни разу.

Калибр же используемых бомб часто имел решающее значение, поскольку иногда даже "каботажная мелочь" могла выдержать попадания ФАБ-100, не говоря уже о немецких боевых кораблях специальной постройки, которые всегда отличались хорошей живучестью.

Можно также добавить, что более высокая, чем у Ил-2, скорость, лучшая маневренность и меньшие геометрические размеры позволяли Р-40 более успешно избегать зенитного огня. Всё это вместе взятое позволило "Киттихауку" стать самым эффективным советским противокорабельным самолётом на Заполярном ТВД.


Возврат

Н а з а д

Пожарная сигнализация рубеж официальный сайт в Севастополе.


Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz