Советский ас Иван Клещев - Красные соколы: советские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Взлетал, чтобы победить

И.И.Клещев

На центральной аллее городского кладбища Рассказова, около памятника погибшим солдатам Великой Отечественной войны, под белоствольными берёзами высится обелиск из чёрного мрамора, увенчанный красной звездой. Фотографии нет, а скромная табличка на обелиске говорит, что здесь похоронен Герой Советского Союза майор Иван Иванович Клещёв. Кто он ?   Лётчик, пехотинец, танкист ?   Как случилось, что похоронен он именно здесь ?   Может быть, в этих местах он родился и вырос ?   Такие вопросы, бывая на этом красивом и печальном месте, наверняка задавали себе многие рассказовцы.

Нет, он не уроженец здешних мест. Если открыть биографический справочник Героев Советского Союза, то на одной из страниц можно увидеть его фотографию. Мужественное лицо, сжатые губы, волевой взгляд. Вместе со своими боевыми друзьями он вписал немало славных страниц в летопись Великой Отечественной войны. Если говорить совсем коротко, то Иван Иванович Клещёв - знаменитый лётчик, организатор и командир первого в ВВС СССР особого полка асов. Его часть снабжалась лучшей авиационной техникой, в нем воевали специально отобранные, опытные лётчики, а также дети высших руководителей Советского Союза, но при этом истинно в рыцарском духе полк направлялся на самые ответственные и опасные участки фронта.

*     *     *

Он родился 26 Января 1918 года в селе Курячовка Марковского района Ворошиловградской области. Детство И. Клещёва прошло в те годы, когда наша Родина становилась великой авиационной державой. Все мальчишки 1930-х годов мечтали о перелётах В. П. Чкалова, М. М. Громова, знали о подвигах наших лётчиков в небе Китая и Испании, "молодёжь - в авиацию", - был девиз того времени. Он работал на заводе, учился в педагогическом техникуме, а в 1937 году поступил в военную школу лётчиков. После её окончания Клещёв в 1939 году воевал на Хасане и Халхин - Голе, а на фронтах Великой Отечественной - с Июня 1941 года. В конце 1941 года командиром эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка   ( ИАП )  участвует в боях на Калининском фронте. Как воевал он и его лётчики говорят сухие строчки штабных документов.

10 Февраля 1942 года 8 истребителей, ведущий И. Клещёв, встретились с 30 немецкими самолётами. Итог воздушного боя: 4 сбитых, у наших лётчиков потерь нет.

23 Марта звено лётчиков эскадрильи И. Клещёва: В. Алкидов   ( Герой Советского Союза, уроженец села Алкужи Моршанского района ), А. Баклан, Н. Селищев при прикрытии наземных войск в районе города Ржева встретили 27 фашистских бомбардировщиков и 9 истребителей. Итог воздушного боя: 5 сбитых, у наших лётчиков потерь нет.

В газете Калининского фронта "Вперёд на врага" писали: "За 40 минут дерзкая тройка - Алкидов, Селищев, Баклан вогнала в землю 5-х стервятников и обратила в бегство остальных 22 выкормленных гитлеровских разбойников и трусливых авиаторов".

Умелое руководство, трезвый расчёт, высокое лётное мастерство, взаимная выручка - эти достоинства, которыми обладал И. Клещёв, позволяли одерживать победы в воздушных боях. Один из его лётчиков. А. Я. Баклан пишет:

"Первым в нашем полку начал вести бои на вертикалях, проявляя по-настоящему наступательную инициативу, командир эскадрильи капитан Иван Клещёв. Всё чаще наши лётчики летали парами, а не тройками, как это было раньше, это облегчало маневрирование в воздушном бою... Его примеру последовали Бабков, Алкидов, Карначёнок. Постепенно сформировалась целая группа пилотов - новаторов".

Его ратные дела были оценены по достоинству - 5 Мая 1942 года И. Клещёву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Из воспоминаний его однополчан:

"Мы от души радовались за Ивана Ивановича. Отметили его награждение со всей торжественностью. Был устроен праздничный обед. Клещёв проявил исключительную скромность. Он поблагодарил нас и сказал, что не смог бы добиться своего успеха без помощи боевых верных друзей, с которыми воевал бок о бок. Мы его принялись качать и давали обещания воевать лучше, беря пример с нашего командира".

Уже в первые месяцы войны командование Красной армии, анализируя тактику применения ВВС фашистской Германии, приходит к выводу о необходимости формирования особых истребительных групп советских лётчиков - асов, которые будут противостоять элитным частям немцев и могут быть быстро перебрасываемы на различные участки фронта. Немцы, для завоевания господства в воздухе, широко применяли подобные авиагруппы, укомплектованные опытными лётчиками: "Мёльдерс", "Рихтгофен", "Удет", "Зелёное сердце". Клещёву в Мае 1942 года поручают сформировать особый полк советских асов. С собой в Москву он забирает лучших пилотов: В. Бабкова, А. Баклана, В. Алкидова, Н. Карначёнка. Формируемый, а точнее переформировываемый им 434-й ИАП, был опекаем лично начальником инспекции ВВС Красной Армии Василием Сталиным.

Процесс боевой подготовки очень сложен и многогранен, а тем более подготовка особого полка к боям в сжатые сроки. Помощь И. Клещёву в этом оказывали лётчики - инспекторы ВВС: Подполковник Ф. М. Пруцков, Герой Советского Союза, Майор Александр Фёдорович Семёнов  ( впоследствии Генерал - лейтенант авиации )  и Николай Иванович Власов  ( звание Героя Советского Союза ему будет присвоено 23 Ноября 1942 года за подвиги, совершённые в составе 434-го ИАП. В 1943 году Н. И. Власов в результате навигационной ошибки приземлился на финском аэродроме и попал в плен. В 1945 году расстрелян эсэсовцами в концлагере Маутхаузен ). В своих воспоминаниях А. Ф. Семёнов пишет:

"434-м авиаполком командовал тогда Герой Советского Союза Иван Иванович Клещёв. В свои 20 с небольшим лет этот крепко сколоченный, энергичный с волевым лицом и непокорной шевелюрой Майор успел повоевать на Хасане, на Халхин - Голе и почти год - на фронтах Великой Отечественной... Из лётчиков с боевым опытом я встретил здесь капитанов В. Бабкова, И. Избинского, лейтенантов В. Алкидова, Н. Карначёнка, А. Баклана, А. Котова, В. Савельева, В. Орехова. Все они стали Героями Советского Союза. Основное внимание сосредоточили на молодом пополнении, переучивали на самолёты Як-1. Занятия в классах, полёты, разборы их - на всё уходило по 12 - 14 часов. Не просто за месяц научить каждого управлять новой машиной и вести воздушный бой применительно к стремительно меняющейся обстановке".

К середине Июня 1942 года подготовка закончена и особый 434-й ИАП, имея на вооружении 20 самолётов Як-1, убывает на Юго - Западный фронт.

Несмотря на сложность обстановки в первом же бою проявилась решительность и высокое тактическое мастерство майора Клещёва, беспредельная смелость лётчиков. Ведомая им десятка истребителей встретилась с 15 Ме-109 и сбили 3 из них, а 13 Июня было сбито 7 вражеских самолётов без своих потерь.

Как опытный командир, заинтересованный в росте боевого мастерства своих подчинённых, Клещёв был достаточно дальновиден, завершая разбор удачного боя, он не забывал подчеркнуть и сказать: "Запомните, немцы умеют воевать: и атаковать и обороняться. Они постараются взять реванш за сегодняшний свой проигрыш".

Так оно и получилось в действительности. Немецкие пилоты, почувствовав опытного противника, пытались взять реванш и навязать свою волю. В бою 17 Июня было сбито 3 наших истребителя, правда, и пилоты 434-го полка сбили 4 немецких самолёта. Лишь мужество, мастерство и выдержка позволили избежать больших потерь. Впоследствии разведка показала, что в этом воздушном бою 434-й полк встретился с фашистскими асами из Берлинской школы воздушных снайперов.

Руководя боевой работой полка, И. Клещёв постоянно работал над совершенствованием тактики применения истребительной авиации: разрабатывал и применял новые боевые порядки самолётов, разнообразил тактические приёмы ведения боя и методы прикрытия наземных войск, занимался вопросами организации наземных пунктов наведения и совершенствования использования радиосвязи. Вместе с тем он сам постоянно летал на боевые задания. В 1942 году немцы начали широко применять пары истребителей - "охотников". Пилотировали их опытные лётчики, использовавшие тактику: "увидел - ударил - убежал". Очень часто "охотники" подкарауливали взлетающие или садящиеся после выполнения задания самолёты. Под руководством Клещёва была разработана тактика борьбы с ними. Очередной наскок "охотников" на аэродром базирования полка окончился для них плачевно: оба "Мессера" были сбиты четвёркой "Яков" под командованием Клещёва. После 2 - 3 неудачных попыток немцы - "охотники" отказались от налётов на аэродром 434-го полка.

И.Клещёв у своего Як-7.

И. И. Клещёв у своего истребителя Як-7Б.  Сталинград, 1942 год.

За 3 недели непрерывных воздушных боёв с 13 Июня по 4 Июля 1942 года 434-й полк остался практически без исправленных самолётов, при этом за 880 боевых вылетов было сбито 35 немецких самолётов. Свои потери - 4 самолёта. 5 Июля полк был перебазирован на тыловой аэродром для отдыха и переформирования.

Снова готовили полк к боям И. Клещёв и А. Семёнов. На пополнение прибыло 10 инструкторов из Качинской авиашколы. В. Луцкий  ( впоследствии Герой Советского Союза, Генерал - лейтенант авиации ), Ф. Прокопенко  ( заслуженная награда найдёт Полковника Фёдора Прокопенко через 40 лет, 8 Мая 1995 года из рук мэра города Москвы Ю. Лужкова примет он золотую звезду Героя России ), А. Шишкин  ( Герой Советского Союза Полковник А. П. Шишкин погибнет в 1947 году при полёте на реактивном истребителе Ла-15 ), А. Анискин   ( погиб в воздушном бою 20 Февраля 1943 года, а 22 Февраля Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза ), Н. Шульженко   ( Полковник, сбил 21 вражеский самолёт, но звание Героя Советского Союза ему почему-то не было присвоено ), Н. Парфенов, Н. Горшков, А. Марков  ( впоследствии Подполковник, Герой Советского Союза ), А. Александров и М. Трутнев  ( погибнут в воздушных боях ).

Командование любого полка всегда старалось получить пилотов с высокой лётной подготовкой, а инструктора лётных училищ ею обладали, к тому же имели от 700 до 2000 часов налёта, в то же время выпускник авиаучилища военного времени имел налёт на боевых самолётах от 8 до 15 часов.

Отбирали лучших, ведь по-прежнему, шефом 434-го полка был Полковник Василий Сталин, а кто на месте сына вождя взял бы других ?

Лётчики Клещёва готовились напряжённо, знали, что на фронте будет нелегко. Полк получил новые, скоростные с более мощным вооружением истребители Як-7Б. Но усложнившаяся обстановка под Сталинградом, немцы рвались к Волге и на Кавказ, вынудила прервать подготовку, и 13 Июля 434-й ИАП, имея в составе 32 самолёта, вторично был отправлен под Сталинград. Местом его базирования стал полевой аэродром вблизи станции Гумрак. Вспоминает А. Ф. Семёнов:

"Буквально на следующий день после перебазирования нам пришлось включиться в борьбу с врагом. Немецкая авиация, обеспечивая наступление армии Ф. Паулюса. С утра до вечера висела над боевыми порядками наших наземных войск, наносила удары по железнодорожным узлам, переправам через Дон, по Сталинграду".

Як-7Б И.И.Клещёва.

Истребитель Як-7Б командира 434-го ИАП Майора И. И. Клещёва.  Сталинградский фронт.

В этот период одной из основных задач полка было прикрытие переправ через Дон в районе города Калач. Борьба в воздухе была бескомпромиссна. По воспоминаниям ветеранов, особенно напряжённый день был 26 Июля. В этот день каждый лётчик совершил по 6 - 7 боевых вылетов, полк провёл 11 групповых воздушных боёв и уничтожил только за один день 34 немецких самолёта !   Ни один истребительный авиационный полк во время Великой Отечественной войны не повторил подобного рекорда. Группы истребителей водили И. Клещёв, А. Семёнов, В. Бабков. И. Избинский  ( Гвардии капитан Иван Иванович Избинский погиб 14 Марта 1943 года, сбил 24 немецких самолёта, но звание Героя ему не было присвоено ).

Вот что вспоминает о напряжении тех дней известный авиаконструктор А. С. Яковлев:

"По возвращении в Москву узнал, что в район Сталинграда были переброшены асы из германской противовоздушной обороны Берлина - нашумевшая эскадра "Трефовый туз", укомплектованная искусными лётчиками истребительной авиации Германии... Чтобы добиться перелома, наше командование сформировало полки из лучших лётчиков - истребителей, одним из которых командовал майор Иван Клещёв. Эти лётчики уже имели опыт борьбы с гитлеровцами под Москвой и в других местах. Полк получил только что вышедшие новые самолёты Як-7. И вот наступил момент, которого мы ждали с нетерпением: в небе Сталинграда стали гореть "Мессершмитты"... Небо Сталинграда превратилось в грандиозную мясорубку для фашистской авиации".

Но в каких условиях достигались и какой ценой давались победы в боях ?   Как устраивалась немецким пилотам эта "грандиозная мясорубка" ?   Об этом вспоминает Герой Советского Союза Генерал - лейтенант Л. В. Жолудев, в годы войны лётчик - бомбардировщик:

"На аэродроме Гумрак нам объявили, что мы включены в состав особой авиагруппы. На этом же аэродроме располагался 434-й истребительный авиационный полк, возглавляемый опытным командиром Героем Советского Союза майором Иваном Ивановичем Клещёвым. Он уже лично сбил более 20 самолётов противника. На вид ему было лет 25. Плотный, чуть выше среднего роста, с открытым добрым лицом, Клещёв располагал к себе с первого взгляда.

Собственно особая авиагруппа состояла из нашего и клещёвского полков. Лётчики истребительного полка имели немалый боевой опыт: половина из них была удостоена звания Героя Советского Союза. Каждый из них успел уничтожить в воздушных схватках по нескольку вражеских самолётов...

Экипажам полков особой авиагруппы приходилось выполнять по 5 - 7 боевых вылетов в день. В условиях невыносимой жары и при острой нехватке воды, когда не только искупаться, но и попить вволю не всегда удавалось, - это было делом нелёгким... Трасса налётов немецких бомбардировщиков на Сталинград проходила над нашим аэродромом, и нередко ночью часть бомбового груза "перепадала" и нам. Наша зенитная артиллерия вела огонь. Осколки зенитных снарядов градом сыпались на самолётные стоянки. По утрам личный состав вытягивался в цепочку и собирал куски рваной, обожжённой стали..."

Так что и ночью хорошо отдохнуть было трудно, но лётчики Клещёва воевали и воевали умело. 16 дней полк не имел потерь. Вот один из эпизодов их боевой работы.

16 Июля 1942 года пара бомбардировщиков Пе-2, под прикрытием четвёрки истребителей, возглавляемой И. Клещёвым, уничтожает бензосклад, предназначенный для быстрой заправки немецких самолётов. По воспоминаниям очевидцев, склад горел более недели и столб дыма был виден за несколько десятков километров. Его уничтожение на несколько дней снизило интенсивность действия немецкой авиации на данном участке.

"Эффективности боевых действий нашего полка в немалой степени способствовало надёжное прикрытие истребителей полка майора Клещёва... Они буквально громили отборных вражеских асов..." - такую оценку даёт Генерал - лейтенант Жолудев, непосредственный участник событий.

Победы в воздушных боях давались нелегко. Всего с 13 Июля по 4 Августа 1942 года лётчики 434-й ИАП произвели 327 боевых вылетов и в 29 воздушных боях уничтожили 56 самолётов врага. Свои потери: 3 самолёта и 1 лётчик. В Августе 434-й полк был выведен в тыл на отдых и переформирование. К слову сказать, действовавшие в данном районе наши истребительные полки в ходе напряжённых воздушных боев выводились из строя полностью за несколько дней. Полк И. Клещёва пробыл на фронте более 3 недель.

13 Августа 1942 года в газете "Правда" была опубликована статья "Герои воздушных боёв на Дону". В ней писалось: "Славная семья Героев Советского Союза пополнилась новыми 6-ю лётчиками, храбрейшими из храбрейших, отличившихся в боях на Дону". Четверо из них майор В. Бабков, капитан А. Баклан, старшие лейтенанты В. Алкидов и Н. Карначёнок - были лётчиками клещёвского полка. За мужество и героизм, проявленные в Июньских - Июльских боях, многие из них удостоились высоких наград.

Командование ВВС планировало вооружить 434-й полк американскими истребителями Р-39 "Аэрокобра" и использовать в совместных операциях с союзниками. Уже началось освоение нового истребителя, но ухудшение обстановки под Сталинградом помешало этому, и вооруженный самолётами Як-7Б полк опять был переброшен в приволжские степи. Этот период боевой деятельности был самым сложным за всю его историю.

В своих воспоминаниях заслуженный лётчик - испытатель СССР, Герой Советского Союза, Генерал - лейтенант авиации, кандидат технических наук, почётный член международного общества летчиков - испытателей иностранных самолётов Степан Анастасович Микоян пишет:

"Переформирование полка происходило под непосредственным руководством тогдашнего начальника инспекции ВВС РККА полковника Василия Сталина. Он пользовался неограниченными возможностями по отбору и назначению людей. Лётный состав полка пополнился, в основном инструкторами из Качинской лётной школы, а также уже имевшими солидный боевой опыт лётчиками. Командовал полком 23-летний Герой Советского Союза Иван Иванович Клещёв, уже сбивший лично 16 самолётов и 24 в группе".

14 Сентября лётчики Ивана Клещёва начали боевые действия с полевого аэродрома "Совхоз Сталинградский" в 60 километрах севернее города. Под Сталинградом в состав полка прибыло женское звено: командир - лейтенант Клавдия Нечаева, лётчицы - Клавдия Блинова, Ольга Шахова, Антонина Лебедева. Все техники, мотористы, вооруженцы - 16 девушек.

Клещёв лично проверил технику пилотирования девушек. В первом же учебном воздушном бою Клавдия Нечаева, пытаясь оторваться от вышедшего ей в хвост Клещёва, сорвалась в штопор. К счастью, для вывода самолёта в горизонтальный полёт хватило высоты. Распоряжением командира полка, для избежания лишних потерь, молодым, необстрелянным лётчикам поручалось прикрытие транспортных самолётов, перехват разведчиков, дежурство над аэродромом. Иногда их включали в основные группы истребителей, при этом они обычно были ведомыми у Клещёва, Бабкова, Избинского.

В Сентябрьском небе над Сталинградом в течение дня вспыхивали десятки сильнейших бескомпромиссных схваток. Как и на земле, здесь шла борьба не на жизнь, а на смерть. Участие в боях рядом с опытными воздушными бойцами помогало молодым пилотам приобрести все качества, необходимые лётчику - истребителю. Однако жизнь многих из них оборвалась в небе Сталинграда.

16 Сентября полк посетили Главнокомандующий ВВС А. А. Новиков и маршал К. Е. Ворошилов. В архивах сохранились кинокадры встречи Ворошилова с лётчиками 434-го полка.

17 Сентября майора Клещева вызвали на совещание в штаб фронта. Вернувшись, он объявил, что 18 Сентября начнётся наступление наших войск с севера на юг с целью отрезать немецкие войска, штурмовавшие Сталинград. Об этой кровавой операции очень мало вспоминают.

В этот же день, прикрывая ведущего группы капитана Избинского, погибла Клавдия Нечаева. А. Ф. Семёнов пишет в своих воспоминаниях: "Длинной пушечной очередью она заставила отвернуть немца, но сама, оторвавшись от звена, попала под огонь пары немецких истребителей... Ей едва исполнилось 20 лет..."

Это была первая потеря полка в этот период под Сталинградом. На месте падения в обломках истребителя был найден планшет майора Клещёва. "Погиб майор Клещев !" - разнеслась весть в штабе фронта. Клещёв, который находился там же, на совещании, сразу понял, кто погиб на самом деле, так как это он сам отдал Клаве свой планшет...

По свидетельству А. Ф. Семёнова:

"Для 434-го полка самыми напряжёнными из Сентябрьских дней были, пожалуй, 18, 19 и 20 числа. За эти дни полк уничтожил в боях 44 немецких самолёта. Боевые вылеты следовали один за другим. Лётчикам удавалось поспать не более 4 - 5 часов в сутки. Боевая нагрузка была такой изнурительной, что некоторые лётчики, произведя посадку, теряли сознание".

19 Сентября в бою против 6 немецких истребителей был подожжён самолёт майора Клещёва  ( при этом командир сбил 2 Ме-109 ). Во время прыжка с парашютом из горящего самолёта у него оторвалась "Золотая Звезда" Героя. Сильно обгоревшего его отправили в госпиталь в Москву. После выздоровления И. Клещёву в Кремле была вручена новая "Золотая Звезда" взамен утерянной - это единственный случай в истории этой награды.

В командование полком вступил А. Ф. Семёнов, который вспоминает:

"Заменить такого командира, как майор Клещёв, было не просто. У лётчиков, инженеров, техников и механиков он пользовался безграничным авторитетом. В полку всегда чувствовалась его твёрдая рука. Клещёв смело брал на себя ответственность за самые рискованные решения и настойчиво претворял их в жизнь. У него были свои устоявшиеся взгляды на нормы поведения авиационного командира. Коротко их можно сформулировать так: пока ты сам летаешь - ты не только командир, но и воздушный боец, а прекратишь полёты и личное участие в воздушных боях - сразу утратишь моральное право называться лётчиком и перестанешь быть настоящим авиационным командиром..."

Выход из строя Героя Советского Союза И. И. Клещёва опечалил весь полк, его любили и с ним охотно и смело шли в бой. Но это был крепко сколоченный боевой коллектив, и уже на следующий день полк сражался, как и при Клещёве: 20 Сентября сбито 5 самолётов противника, 21 Сентября - 7 самолётов. Но росли и свои потери.

К концу Сентября в полку осталось лишь 30% лётчиков и боевых машин. По существу за 2 недели ожесточённых боёв, в том числе и с эскадрой "Удет", с 14 Сентября по 3 Октября 1942 года лётчики 434-го полка сбили 83 немецких самолёта, при этом полк потерял 25 самолётов и 16 лётчиков. Всего с середины Июля было уничтожено 173 вражеских самолёта. В начале Октября полк вновь был выведен на отдых и переформирование.

Полк асов Ивана Клещёва стал самым результативным истребительным полком в Сталинградской битве. В Ноябре 1942 года ему было присвоено Гвардейское звание и он стал называться 32-й Гвардейский истребительный авиационный полк   ( ГвИАП ).

Отдых был краток и в Ноябре 1942 года 32-й ГвИАП пополненный самолётами и лётчиками, был переброшен на Северо - Западный фронт, где участвовал в Демянской наступательной операции.

Иван Клещёв не смог принять участие в этих боях. Ожоги, полученные в последнем воздушном бою, были очень сильные, и ему требовалось длительное лечение. До наступления полного выздоровления он работает в инспекции ВВС.

Лётчики - инспекторы для решения поставленных перед ними задач постоянно бывали в авиационных частях. Они летали в командировки на боевых самолётах. Служебные дела в Декабре 1942 года привели И. Клещёва на аэродром Рассказова, где базировался 6-й запасной авиационный полк  ( ЗАП ). Основная деятельность 6-й ЗАП была направлена на восстановление боеспособности выводимых с фронта обескровленных частей, доукомплектование их и подготовку к боям. Естественно организовывать и проверять боевую подготовку могли только опытные командиры - лётчики, такие как Иван Клещёв.

Трагедия произошла 31 Декабря 1943 года. В своих воспоминаниях С. А. Микоян пишет:

"Несчастье произошло в самый канун нового 1943 года - разбился Иван Иванович Клещёв, талантливый лётчик, наш командир полка. Он полетел на Як-9 в командировку на аэродром Рассказова под Тамбовом. Ещё за день до того как надо возвращаться в Москву, начался и не прекращался обложной снегопад. Лететь было нельзя. Но 31 Декабря он не выдержал и всё-таки полетел. Пройдя немного по маршруту, видимо, понял, что пройти в район Москвы не сможет, и вернулся. Стал планировать на посадку в Рассказове, но из-за падающего снега и белой поверхности поля не смог определить высоту в самый критический момент посадки, когда нужно вывести самолет из планирования   ( "выровнять" ). Самолёт ударился о землю и разрушился. За неделю до этого Ивану Клещеву исполнилось 24 года...

Многие потом говорили, что, мол, погиб из-за Зои Фёдоровой - спешил к ней на встречу Нового года. По-моему, его желание возвратиться к Новому году вполне понятно, независимо от того, кто его ждал. Я слышал потом, что было предложение переименовать Рассказово, где его похоронили, в Клещёво, но этого не произошло. К сожалению, ему не присвоили и звания дважды Героя, хотя после Сталинградской битвы на его счету было уже 24 сбитых лично и 32 в группе. Я думаю, что если бы он не погиб так нелепо, то превзошёл бы и Покрышкина, и Кожедуба".

Вполне понятно его желание встретить Новый год с любимым человеком. Пройти через пекло Сталинграда - и такая нелепая смерть !   Его так и нашли мёртвым в кабине самолета, где за бронеспинкой лежали 2 гуся, купленные у жителей соседней деревни... Он был похоронен в городе Рассказово, и сейчас мало кто знает, что именно здесь лежит командир первого полка советских асов, один из талантливейших лётчиков наших ВВС в годы войны.

В заключение можно сказать, что полк, который создал, обучал и водил в бой И. Клещёв, участвовал в боях на Курской дуге, в Литве, Белоруссии, Прибалтике, Германии. Он награждён орденами Ленина и Кутузова, ему было присвоено наименование - "Виленский". Во время войны в нем в разное время воевало 26 Героев Советского Союза. Его лётчики сбили в воздушных боях 523 самолёта, это 5-й результат в Советских ВВС.

Крепко запомнили немцы асов Ивана Клещёва. В книге немецкого генерала Вальтера Швабедиссена "Сталинские соколы. Анализ действия советской авиации в 1941 - 1945 годах" особое место занимает упоминание о тактике лётчиков - истребителей 434-го ИАП  ( 32-го ГвИАП )  и его командире.

Н. Румянцев.

( Из материалов газеты - "Трудовая новь", № 93 от 31 Июля 2004 года. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Военные самолёты | Статьи | О сайте | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz