Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Барабанов Михаил Степанович

Родился 27 Сентября 1922 года. После окончания аэроклуба в городе Борисоглебске поступил в Краснодарскую школу пилотов, которую окончил в Сентябре 1941 года. Ещё несколько месяцев переучивался на современные типы самолётов.

С Марта по Май 1942 года на самолёте И-16 сержант М. С. Барабанов участвовал в Керченской операции в составе 286-го ИАП. Полк понёс большие потери и был отведён на переформирование, а Барабанов попал в 45-й ИАП. В боях над Севастополем летал на Як-1, сбил 1 самолёт противника. В Августе был тяжело ранен. После излечения, в Марте 1943 года был направлен в 15-й ИАП, в котором воевал до конца войны.

За период своей боевой деятельности произвёл 389 боевых вылетов. Проведя 96 воздушных боев, сбил лично 19 самолётов противника и 4 в группе, 3 самолёта сжёг на земле. Во время штурмовок уничтожил много техники и живой силы противника.

В 1950 году закончил школу лётчиков - испытателей, а затем и Военно - Воздушную академию. Командовал авиационной дивизией. В запас вышел в звании Полковник. Жил в городе Фрунзе  (Бишкек).

Награждён орденами: Красного Знамени  (пять), Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды  (дважды); медалями.

М.С.Барабанов с товарищами. 1950 год.

М. С. Барабанов  (крайний справа в верхнем ряду).  Школа лётчиков - испытателей, 1950 год.
*     *     *

В детстве Михаил Барабанов, как и многие мальчишки, "заболел" небом и упорно стремился научиться летать. После окончания аэроклуба в городе Борисоглебске, поступил в Краснодарскую школу пилотов. Её он окончил в Сентябре 1941 года. Наша истребительная авиация в то время начала переучиваться на новых, более современных самолётах. На это ушло ещё несколько месяцев.

В Марте 1942 года Барабанов участвовал в Керченской операции в составе 286-го истребительного авиаполка. В этих боях полк понёс большие потери и был отведён на переформирование, а Барабанов попал в 45-й истребительный авиаполк, которым в то время командовал И. М. Дзусов. В боях над Севастополем сбил вражеский самолёт и был тяжело ранен.

После лечения он в Марте 1943 года попал в 15-й истребительный авиаполк. К тому времени Барабанов уже достиг высокого лётного мастерства, готов был летать на задания с утра и до ночи. Этот на земле скромный и спокойный человек преображался в воздухе, действовал расчётливо и стремительно, его меткие очереди достигали цели.

В середине Апреля 1943 года 15-й истребительный авиаполк в составе 278-й истребительной авиадивизии прибыл на Северный Кавказ и с первых же дней включился в боевую работу. Базировались на аэродроме Новотитаровская близ Краснодара. Все знали, что предстоят тяжёлые бои с опытным и коварным врагом. Около 2-х лет лётчики ждали этого часа, чтобы вместе с Красной Армией изгнать захватчиков с нашей земли.

В воздухе шли ожесточённые сражения. В них участвовали тысячи самолётов. Лётчики по 5 - 7 раз вылетали на боевые задания. К вечеру они испытывали не только большую усталость, но и огромное нервное перенапряжение. Старшие опытные лётчики учили своих подчинённых тактике и хладнокровию в боевой обстановке.

Очень трудным был день 20 Апреля. На прикрытие наземных войск повёл 8 истребителей Як-1 Капитан Кукушкин. При этом, 4 самолёта ударной группы он возглавил сам, а 4 самолёта группы прикрытия - Старший лейтенант В. Сувиров. В районе станицы Крымской встретили более 30 бомбардировщиков Ju-87 и Ju-88 под прикрытием 12 Ме-109.

- В атаку ! - скомандовал Кукушкин и первым пошёл на "Юнкерсов".

От меткой очереди Капитана загорелся и упал самолёт ведущего правого звена "Юнкерсов". На другого стремительно пошёл в лобовую атаку ведомый Кукушкина - Михаил Барабанов. Казалось, через мгновение машины столкнуться. Нервы врага не выдержали. Он взмыл вверх, подставив "брюхо". Барабанов дал короткую очередь. "Юнкерс", окутанный пламенем, полетел вниз. Следующая атака вынудила фашистов сбросить бомбы на свои же войска и удрать на запад.

В это время к нашим самолётам прорвались истребители противника. На выручку пришла группа прикрытия. Завязался воздушный бой. Отражая атаки "Мессеров", Барабанов, умело маневрируя, сам перешёл в атаку. Поймав в прицел врага, он нажал на все гашетки и дал очередь. Вражеский самолёт пошёл к земле, а немец выпрыгнул с парашютом. Ещё один "Мессер", сбитый кем-то из группы, полетел следом за ним, оставляя за собой хвост чёрного дыма.

Снаряд, посланный одним из вражеских истребителей, попал в мотор самолёта Барабанова. Был пробит водяной радиатор, вытекла вода. Пришлось идти на вынужденную посадку возле линии фронта. При посадке самолёт перевернулся. С передовой прибежали солдаты, вытащили лётчика, сняли с него парашют.

- Кости целы ? - спросил один из них.

Барабанов утвердительно кивнул и начал выплевывать набившуюся в рот землю.

Капитан Кукушкин продолжал бой, несмотря на то, что мотор его самолёта был подбит. Его надёжно прикрывали товарищи. Взяв в прицел Ме-109, послал в него очередь. Самолёт врага, разваливаясь в воздухе, быстро пошёл к земле. В нашей группе потерь не было.

В конце Апреля 1943 года 12 самолётов 1-й эскадрильи вылетели в район станции Крымской. Старший лейтенант В. Быков вёл 8 самолётов ударной группы, а Старший лейтенант В. Сувиров возглавлял 4 самолёта группы прикрытия. В заданном районе встретили около 100 Ju-88 под прикрытием 50 Ме-109. Ударная группа с ходу атаковала "Юнкерсы" и сразу же сбила 2 из них. После выхода из атаки них набросились 20 "Мессеров". Завязался упорный бой. На помощь пришла группа прикрытия и сбила 2 Ме-109. В течение боя лётчики ударной группы сбили ещё 2 Ju-88 и 3 Ме-109.

Противник наращивал силы. Появились ещё бомбардировщики. Подоспели и наши истребители, и бой разгорелся с ещё большим ожесточением.

Сувиров и его ведомый Барабанов оказались в верхнем ярусе на высоте более 5000 метров. Они подожгли несколько "Мессеров", но проследить их падение не удалось, так как их беспрерывно атаковали вражеские самолёты. По радиосвязи наши лётчики своевременно предупреждали друг друга об опасности и при необходимости шли на выручку.

Трудно было точно сосчитать количество сбитых в том бою вражеских самолётов. Но 5 "Мессеров" упало в расположении наших войск, было сбито и 4 "Юнкерса", ещё несколько упало за линией фронта.

26 Мая 1943 года наши войска начали наступление, целью которого был прорыв "Голубой линии" противника. Эскадрилье Старшего лейтенанта В. И. Сувирова была поставлена задача прикрыть с воздуха наземные войска. Наземная радиостанция наведения передала: "С запада движется до 40 бомбардировщиков противника под прикрытием истребителей. Действуйте !"

Сувиров огляделся и увидел на траверзе Анапы со стороны солнца курсом на Новороссийск группами шли бомбардировщики, их прикрывали истребители. Сразу дал по радио команду своему заместителю:

- Сосегов, атакуйте бомбардировщики !   Я буду драться с истребителями.

Приняв боевой порядок, наши ястребки пошли навстречу врагу. Набрав высоту 5000 метров, стали выбирать удобный момент для нападения. В это время группа Сосегова с ходу атаковала ведущую группу Ju-87, но при выходе из атаки на них набросились 20 Ме-109. Над четвёркой нависла опасность. Виктор Сувиров своевременно разгадал маневр врага и бросился на выручку. Четвёрка "Яков" свалилась с высоты. Сувиров с первой атаки сбил "Юнкерса". Отражая атаку на самолёт Сувирова, его ведомый Михаил Барабанов сбил Ме-109. Сосегов, увидев поддержку группы прикрытия, ринулся со своей четвёркой на бомбардировщиков. В результате 3 "Юнкерса" врезались в землю.

А внизу виднелись частые огневые вспышки, там вели бои наши наземные войска. Станция наведения передала в эфир:

- Молодцы !   Восхищены храбростью !

А воздушный бой продолжался. Противник наращивал силы. Подходили новые группы бомбардировщиков и истребителей. Даже невозможно было их сосчитать.

Сувиров и Барабанов увлеклись боем и не заметили, как сзади пристроились 4 Ме-109. Они открыли огонь. Виктор вовремя отвернул самолёт, а предупредить об опасности Барабанова не сумел - на самолёте Барабанова загорелся умформер и отказало радио. В это время 2 "Мессера" зашли в хвост самолёту Михаила. Сувиров пытался отсечь атаку противника, но было поздно. Самолёт Барабанова загорелся, стал неуправляем и начал падать. Михаил сразу же перевернул самолёт вверх "брюхом", отдал ручку управления от себя и вывалился из кабины. Открыл парашют. Сувиров зорко охранял ведомого, отражая атаки истребителей врага.

Дул восточный ветер. Чтоб не приземлиться на территории, занятой противником, Михаил пошёл на скольжение - намотал стропы парашюта на руку и ускорил падение.

Проследив приземление ведомого, Сувиров решил отомстить врагам за сбитый самолёт. В баках ещё было горючее, и он направился к вражескому аэродрому в Анапе. Над аэродромом летала пара Ме-109, видимо молодые лётчики отрабатывали слётанность парой. Виктор приблизился, дал очередь с 50 метров и сбил одного "Мессера". Зенитки открыли огонь, но поздно.

Сувиров отомстил за сбитого друга и вернулся к группе. Ведь он командир и должен быть рядом с подчинёнными, он отвечает за их действия. Сбив ещё несколько вражеских машин, группа возвратилась на свой аэродром.

Барабанов приземлился на нейтральной полосе напротив позиций, занятых румынами. Выбрал воронку, опустился на дно и сел.

- Русс, сдавайся ! - кричали румыны.

- Держись ! - подбадривали наши.

Вскоре подошли 3 наших танка. Один прикрыл боком с запада, 2 открыли стрельбу по вражеским окопам. Из люка выскочили танкисты. Лётчика перенесли в танк. Барабанов потерял сознание. Очнулся в землянке командира стрелкового батальона, весь в бинтах, лицо намазано зелёнкой. Ощутил сильную боль. Чтобы унять её, дали выпить спирт.

К счастью, кости не были задеты. Ранены левая рука и левая нога, обгорели лицо и руки. С трудом вышел из землянки на свежий воздух. Увидел сидящего невдалеке немецкого лётчика, увешанного крестами, его сбила группа Сувирова. Он нервничал, дрожал, полагая, что его расстреляют.

Ночью Барабанова увезли в госпиталь в город Краснодар. Через 3 дня он сбежал в полк, долечился в своей санитарной части и снова летал на боевые задания.

*     *     *

Осенью 1943 года авиация противника резко активизировала свои действия. Наши лётчики летали на задания с рассвета и до заката. В один из таких дней в вечерних сумерках вылетел на задание Капитан В. Сувиров в паре со Старшим лейтенантом М. Барабановым. Перелетели через линию фронта и в 12 км от неё увидели 18 Ju-87. Молниеносной атакой Сувиров и Барабанов сбили по одному "Юнкерсу". Строй врагов нарушился, и они сбросили бомбы на свои войска. Урон в наземных войсках противника на этом участке был настолько велик, что не потребовалась большая артиллерийская подготовка, и наши войска, перейдя в наступление, вытеснили немцев с занимаемых позиций.

Частые совместные полёты на боевые задания Сувирова и Барабанова выработали хорошую слётанность этой пары. Они друг друга понимали с полуслова. Их глубокое взаимное уважение сохранилось и в послевоенные годы.

В Марте 1944 года боевые действия эскадрильи Капитана В. Сувирова велись из засады с небольшой площадки на Келегейских хуторах. На свободную охоту Сувиров вылетел в паре с Барабановым. Над морем стоял туман и почти отсутствовала видимость. Они решили поохотиться на суше.

Над аэродромом Водопой в районе Николаева увидели 2 Ме-109, которые с большим углом пикирования шли в направлении аэродрома. Лётчики развернули самолёты и снизились, чтобы рассмотреть аэродром. Там плотно стояли бомбардировщики. Их было около 100. Убрав газ, пошли в атаку. С дистанции 100 - 200 метров открыли огонь из 37-мм пушек. Подожгли 3 Ju-88 на западной окраине аэродрома. Зенитки открыли ураганный огонь. Наши "Яки" буквально прижались к земле. В это время с аэродрома взлетели дежурные истребители. Сувиров и Барабанов, обойдя аэродром на 10 км севернее незаметно ушли от преследования.

В баках ещё было горючее и не израсходован боекомплект. Лётчики прошли над железной дорогой Николаев - Снегиревка. На одном из перегонов заметили 3 идущих друг за другом железнодорожных состава. Огнём из пушек разбили паровозы. Барабанов сделал ещё один заход, и цистерна с горючим вспыхнула, как факел.

Через 2 км на дороге увидели до 15 автомашин с солдатами. "Яки" стремительно пронеслись над колонной, поливая машины очередями. Загорелось 5 машин. Остальные остановились, и солдаты в панике убегали с дороги. Когда опомнились и открыли огонь из автоматов, наши самолёты уже летели над огромной балкой.

На бреющем полёте заметили в балке несколько автомашин и около десятка подвод, крытых брезентом. Набрали высоту 700 метров. Присмотревшись внимательно, Сувиров заметил небольшое приземистое здание и вокруг него такие же крытые брезентом автомашины. "Вероятно склад" - подумал он.

- Миша, атакую халупу !   Отойди в сторону.

Он спустился на небольшую высоту и выпустил по складу всего 3 снаряда. Вдруг впереди его "Яка" вспучился огромный столб огня. Страшная сила взрыва подбросила самолёт вверх и перевернула его. У Виктора заныло в позвоночнике и потемнело в глазах. Рули управления не повиновались. "Конец" - мелькнуло в сознании. Земля приближалась. Резким движением рулей удалось поставить самолёт в горизонтальное положение. Дал мотору форсаж и почувствовал, как самолёт потянуло вверх. Мотор ревел, "Яковлев", покачиваясь, как подстреленная птица, с трудом набирал высоту.

- Что с тобой, Виктор ? - взволнованно спросил Барабанов.

- Всё в порядке !   Очухался... Склад рвануло крепко, выходит - в десятку попал.

Вскоре они приземлились на Келегейских хуторах.

В боях за освобождение Белоруссии и Литвы отличились многие лётчики 15-го истребительного авиаполка, особенно: Л. Слизень, В. Сувиров, С. Моргунов, М. Барабанов и другие. За этот период лётчики сделали 1116 боевых вылетов, провели 176 воздушных боёв, сбили 39 самолётов противника. Своих потерь не было.

Особый героизм проявили лётчики при овладении городом Вильнюс, за что полк был награждён орденом Красного Знамени. Многие пилоты, техники, офицеры штаба были награждены правительственными наградами.

*     *     *

Весна 1945 года. Весна накануне победы. За Одером в руинах лежали города и изрытая войной немецкая земля. Просыпалась природа, зеленью покрылись сады. Ожидали приближения долгожданной Победы - конца кровопролитной войны.

В один из таких дней командир полка собрал на аэродроме лётный состав, чтобы дать задание. В это время служба ВНОС сообщила, что с запада приближаются транспортные самолёты врага. Рядом с командным пунктом стояли самолёты Барабанова и Боровского. Мигом бросились они к своим "Якам" и взлетели прямо со стоянок. Сблизившись с самолётом Ju-52, Барабанов дал очередь. Получив серьёзное повреждение, "Юнкерс" произвёл посадку на окраине нашего аэродрома. К самолёту бросились находившиеся поблизости механики. Из самолёта раздались выстрелы, один механик был ранен. Когда подоспело подкрепление, экипаж и пассажиры были взяты в плен. На борту самолёта оказалась группа офицеров высокого ранга. Кроме документов и ценностей, из самолёта извлекли 2 кожаных мешка с Железными Крестами, которыми гитлеровцы награждали своих солдат для поднятия боевого духа.

16 Апреля 1945 года Сувиров в паре с Барабановым вылетели на прикрытие наших войск. После пересечения линии фронта получили сообщение о приближении 20 FW-190. Увидев их, мгновенно пошли в атаку на ведущую группу. И сразу же на виду у наших наземных войск 2 вражеских самолёта вспыхнули и упали. Остальные беспорядочно сбросили бомбы и скрылись в облаках.

- Молодцы, истребители ! - передала наземная радиостанция наведения.

За этот вылет Сувиров и Барабанов получили благодарность от командующего 16-й Воздушной армией Генерала С. И. Руденко.

Каждый лётный день был напряжённым и тяжёлым. Особенно трудным был день 18 Апреля. Вражеские самолёты стали проявлять активность, нападая на наши наземные войска.

По сигналу зелёной ракеты взлетели Сувиров, Барабанов, Моргунов и Молибожко. После взлёта по радио получили задачу: отразить налёт группы FW-190 на наши войска в районе Альтдам. В районе действий высота облачности 1000 метров, видимость 1,5 километра. Вверх поднимался дым от пожаров. Впереди увидели более 40 "Фоккеров", штурмующих наши войска. Сувиров перестроил четвёрку в правый пеленг.

- Идём в атаку !   Цель выбирать самостоятельно ! - скомандовал Сувиров.

Наши истребители буквально врезались в группу "Фоккеров" и с первой атаки сбили 4 самолёта. Остальные рассыпались в разные стороны. "Яки" прошли несколько раз над расположением наших войск, но самолётов противника больше не обнаружили.

- Ведущий четвёрки, сообщите ваш позывной, - запросила станция наведения.

- Я - "Сокол-4", - ответил Сувиров.

- Подтверждаем 4 сбитых FW-190. Благодарим за чистую работу.

Этот разговор по радио слышало командование полка. Когда четвёрка возвратилась на свой аэродром, боевые товарищи поздравили их с победой.

22 Апреля наши наземные войска заняли город Штраусберг. К вечеру лётчики 15-го авиаполка уже работали с местного аэродрома в 5 - 6 км от линии фронта.

Через несколько дней они перебазировались на аэродром Эльшталь. Видя неминуемый конец, фашистское командование пыталось перебросить на запад к союзникам войска и технику. Отступая, они при встрече с нашими наземными войсками и авиацией вступали в бой, чтобы расчистить себе дорогу к отступлению и по возможности нанести урон нашим войскам. Моральный дух вражеских войск в конце войны очень изменился. В первую очередь они старались спасти свою шкуру.

На прикрытие аэродрома взлетела четвёрка "Яков", ведомая Михаилом Барабановым. При этом, 3 лётчика были из нового пополнения, не имевшие боевого опыта. Вскоре показался спешивший на запад одиночный немецкий самолёт. Его нужно было сбить. Вначале Барабанов дал возможность молодым лётчикам атаковать противника, однако их атаки были безуспешными. Тогда Барабанов передал по радио:

- Внимание !   Смотрите как надо атаковать !

Приблизился, дал очередь. Вражеский самолёт загорелся. Лётчик выпрыгнул на парашюте, но был взят в плен нашими зенитчиками. Этот самолёт был последним в числе сбитых Барабановым.

К концу войны командир звена 15-го истребительного авиационного полка  (278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия)  Капитан М. С. Барабанов произвёл 389 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв, сбил лично 19 самолётов противника и 4 в группе, 3 самолёта сжёг на земле.  (Некоторые источники указывают на 22 личные победы. Возможно, в это число включаются и 3 самолёта, уничтоженные им на земле.)  Во время штурмовок уничтожил много техники и живой силы врага. Его грудь украсили 5 орденов Красного Знамени, 2 ордена Отечественной войны 1-й степени, 2 ордена Красной Звезды и много медалей.

После окончания войны Михаил Степанович продолжал служить в ВВС. В 1950 году закончил школу лётчиков - испытателей, позже и Военно - Воздушную академию. Он летал на реактивных машинах, командовал авиационной дивизией. Демобилизовался в звании Полковника.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана М. С. Барабанова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
112.06.1942 г.1  Не-111ВарыуткаИ-16, Як-1,

Як-9, Як-3.

203.10.1943 г.1  Ju-87зап. Гофенталь
309.04.1944 г.1  Ju-87сев. - вост. Каранки
425.04.1944 г.1  FW-190зап. выс. 172,7  (Крым)
526.04.1944 г.1  FW-190Совхоз № 10
609.07.1944 г.1  FW-190Пелемели
713.07.1944 г.1  Hs-126  (в паре - 1 / 2)юж. Кермашишки
820.08.1944 г.1  FW-190Якулайце
924.01.1945 г.1  Ме-109юго - зап. Познань
1030.01.1945 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)юж. Топпер
1109.02.1945 г.1  Ju-52юж. аэр. Кенисберг
1212.02.1945 г.1  FW-190  (в паре - 1 / 2)сев. - вост. Ленчин
131  FW-190сев. Ленчин
1419.02.1945 г.1  FW-190зап. Штаргард
1518.03.1945 г.1  FW-190зап. Альтдамм
1622.03.1945 г.1  FW-190сев. - вост. Мюнхеберг
1716.04.1945 г.1  FW-190сев. - зап. Врицен
1818.04.1945 г.1  FW-190вост. Альт - Фридлянд
1920.04.1945 г.1  Ме-109юго - зап. окр. Бернау
2021.04.1945 г.1  FW-190юго - зап. Бернау
2124.04.1945 г.1  FW-190Берлин
2229.04.1945 г.1  FW-190сев. - зап. окр. Берлин
231  FW-190  (в паре - 1 / 2)юго - вост. Гросс Бенитц

      Всего сбитых самолётов - 19 + 4;  боевых вылетов - 389;   воздушных боёв - 96.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz