Борисов Иван Григорьевич - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Борисов Иван Григорьевич

И.Г.Борисов

Родился в 1921 году в деревне Шелухино Московской области. В Москве окончил школу ФЗУ, был зачислен курсантом в Центральный аэроклуб. В конце 1940 года был рекомендован в военную школу пилотов. Досрочно выпущенный из подмосковной школы, нёс службу в ПВО столицы, затем сражался на Брянском и Сталинградском фронтах.

В состав 9-го Гвардейского ИАП советских асов был зачислен в Октябре 1942 года и прошёл с ним путь от Сталинграда до Берлина, став одним из прославленных его Героев.

За годы войны совершил 250 боевых вылетов, участвовал в 86 воздушных боях, сбил 14 лично и в группе с товарищами - 9 самолётов врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Ноября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.

Гвардии майор И. Г. Борисов награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени и Александра Невского. Умер 9 Августа 1954 года.

*     *     *

На Сталинградском фронте старшина Иван Борисов стал летать ведомым у Амет-Хана Султана. Они были схожи характерами - оба порывистые, решительные, смелые.

Иван Борисов восхищался ведущим, уже имевшим на своём боевом счету 130 боевых вылетов и открывшим счёт сбитых им самолётов ещё под Москвой, где таранным ударом он сбил гитлеровский "Юнкерс". Он знал главный принцип Амет-Хана: "И сам не погибай, и товарища обязательно выручай". Амет-Хан утверждал, что погибнуть не так уж страшно, страшно другое - не быть завтра в строю боевых лётчиков и не иметь возможности бить проклятых фашистов. Вот почему Амет-Хан после каждого возвращения из полёта давал салют из своего пистолета - за живых !

Большое доверие и ответственность возлагались на Борисова как ведомого такого аса. Он должен был быть готовым не только "прикрывать" своего ведущего, но, если нужно, и принимать огонь на себя; защищая командира, быть готовым тоже пойти на таран, требовавший от лётчика высшей доблести. Когда их свели для полётов в пары, Амет-Хан, сверкнув глазами, в которых были смешинки, сказал Борисову:

- Держись за небо и меня, и чертям будет тошно !

Иван держался "за небо и Аметку", как сердечно называл он своего ведущего. Особенно вырос в глазах Борисова авторитет Амет-Хана, когда тот сбил 2 Me-109. Это произошло так быстро, что Борисов едва не спутал первый сбитый самолёт со вторым. Он повторял за Амет-Ханом один маневр за другим, прикрывая хвост машины ведущего. Когда сели, улыбающийся Амет-Хан со словами "так держать !" - протянул Ивану руку.

В сложных ситуациях боя ведомый отсекал огнём приближавшиеся самолёты противника и давал возможность Амет-Хану действовать так, что на одном из разборов командир полка назвал Борисова не только щитом ведущего, но и огненной стеной. Сильно переживал Борисов после полёта, в котором, как ему казалось, он не уберёг ведущего и Амет-Хан вынужден был покинуть с парашютом загоревшийся самолёт. Борисов проследил за его приземлением на нейтральную полосу, где его подобрали наши воины. Взмыв над оказавшимся в безопасности командиром, Борисов двумя очередями поразил "Мессершмитт".

"В бою держится смело, проявляет инициативу и находчивость, - писал о Борисове командир полка в наградном листе, - имеет на своём счету 3 сбитых самолёта противника..."

С награждением орденом Красного Знамени 23 Октября 1942 года Борисова поздравляли уже в 9-м Гвардейском ИАП, куда он был направлен из своей части с Амет-Ханом, Лавриненковым и Степанепко.

Уровень лётной подготовки и боевого мастерства Борисова получил высшую оценку командира полка Л. Л. Шестакова, старшина - пилот был назначен командиром звена.

*     *     *

Первые вылеты с аэродрома Зеты и новом полку Борисов совершал в составе группы, которую водил в бой В. Д. Лавриненков. Владимир Дмитриевич в последствии скажет. "Комсомолец Иван Григорьевич Борисов... был прекрасной души, обладающий огромной силой воли человек, один из лучших лётчиков эскадрильи, он очень хорошо знал тактику воздушного боя, отлично умел эксплуатировать материальную часть своего истребителя. На земле и в бою Борисов много помогал своим боевым товарищам. Он также в совершенстве знал сильные и слабые стороны самолётов противника и психологию его лётного состава".

С того же аэродрома Борисов участвовал в штурмовом налёте наших истребителей на немецкий аэродром Гумрак. Находясь в паре с Лавриненковым, который вёл шестёрку "Яков" прикрытия, Борисов с восхищением наблюдал за ударной группой Шестакова, обрушившейся на стоянки самолётов противника, и зорко следил за обстановкой в воздухе.

Когда появились вражеские истребители, Иван, как и другие лётчики, вклинившись в строй "Мессеров", вступил с ними в бой, стараясь отлечь их от ударной группы Шестакова, штурмовавшей аэродром. Борисов упорно кружился в карусели с двумя Me-109, всё время ускользая в тот момент, когда фашистские истребители пытались зайти ему в хвост. Он умело уходил из-под обстрела, не выходя из боя, пока не была дана команда возвращаться на свой аэродром. Командир полка дал высокую оценку действиям истребителей прикрытия, позволившим ударной группе уничтожить 6 транспортных самолётов противника.

Памятными для Борисова остались Февраль и Март 1943 года. Однополчане 3 Февраля сердечно поздравили "задержавшегося" старшину с первым офицерским званием - Младший лейтенант. Через 3 дня командование отметило хладнокровие, проявленное Борисовым в трудной обстановке. Обнаружив в полёте повреждение cистемы охлаждения двигателя самолёта, Иван быстро сориентировался и совершил нормальную посадку на ближайшем аэродроме.

В тяжёлых боях по освобождению Ростовской области и защите Ростова-на-Дону и Батайска от налётов вражеских бомбардировщиков Борисов снова летал с Амет-Ханом и показал себя отличным бойцом. Характерной была воздушная схватка 27 Февраля. Следуя во главе второго звена наших истребителей, Борисов, зайдя сверху и сбоку, атаковал группу "Хейнкелей" и с первой же очереди сбил один из них. Уйдя боевым разворотом вверх, он устремился на замыкающий, отставший от группы "Хейнкель", но с первой очереди промахнулся. Тогда лётчик поднялся опять над врагом и, сблизившись максимально с "Хейнкелем", двумя очередями сбил его.

Но не каждая схватка с врагом приносила одни лишь победы. Были ситуации, когда даже больших мастеров воздушного боя настигали огненные трассы вражеских самолётов. 22 Марта шестёрка "Яков" встретила группу из 15 бомбардировщиков противника, прикрытых 9 Ме-109. Навстречу им Амет-Хан повёл истребителей. Огонь открыли все "Яки", и огненные трассы впились в тела "Юнкерсов", их ведущий взорвался в воздухе. Но в тот же момент истребители противника с высоты ринулись на шестёрку "Яков". Пара "Мессеров" атаковали ведущего. Его надёжно прикрывал Борисов, отбивая одну атаку за другой. Уйдя в набор высоты, 2 "Мессера" снова бросились на пару Амет-Хана, затем к ним подоспел и 3-й. Пока Борисов отбивал атаки пары Ме-109, 3-й истребитель сумел - таки дать очередь по его машине, и осколком снаряда наш лётчик был ранен. Тем не менее он сумел довести и посадить "Як" на аэродром в Ростове.

Через 2 дня Борисов уже участвовал в знаменитом бою по отражению налётов до 80 - 90 бомбардировщиков противника на железнодорожный узел Батайск. Летал в паре с Амет-Ханом. Их группа в составе 4 "Яков" в районе Кейсу встретила до 40 "Юнкерсов". Как только взорвался сбитый Амет-Ханом флагманский Ju-87, строй остальных немецких бомбардировщиков рассыпался. Тогда Борисов, подойдя к "Юнкерсу" почти вплотную, открыл огонь, оказавшийся для врага смертельным. Тут же выйдя из атаки, Иван попал под огонь пары "Мессеров", наседавших на Амет-Хана. Пренебрегая опасностью, Борисов отбивал атаки противника на своего ведущего, пока его собственный "Як" не загорелся и он не вынужден был покинул, самолёт с парашютом. Ему удалось благополучно приземлиться недалеко от своего аэродрома.

*     *     *

В Мае 1943 года Борисов был принят в члены партии и в каждом вылете старался быть достойным высокого звания коммуниста. В боях за освобождение Донбасса он уничтожил 2 Ме-109, причём один из них сбил во время свободной охоты, а второй - при возвращении с задания по штурмовке вражеского аэродрома.

Героям боёв за Донбасс Амет-Хану Султану, Кузьмину и Борисову была посвящена специальная листовка политического управления Южного фронта. Встав в ряд с такими общепризнанными отважными лётчиками - истребителями, Иван ещё более самоотверженно вёл себя в каждом боевом вылете. И тому подтверждением служили новые победы и высокие награды.

14 Июля 1943 года он был удостоен второго ордена Красного Знамени. Из проведённых в тот период воздушных боёв особенно впечатляющими были схватки с истребителями противника в районе Дмитриеве, Куйбышево, Калиновка.

20 Августа, атакуя в паре с Амет-Ханом, Борисов увидел, как Ju-87 загорелся и упал в районе Калиновки. И тут же, когда он прикрывал Амет-Хана, зашедшего в атаку на другой "Юнкерс", он был внезапно атакован парой "Мессеров". Уйти не представлялось возможным. Он почувствовал, что ранен, но успел почти в упор расстрелять Ju-87 и покинул с парашютом горящий самолёт. Ему удалось приземлиться в расположении советских войск, где лётчику была оказана первая медицинская помощь.

Праздником для Борисова стал день 24 Августа 1943 года, когда стало известно о награждении Амет-Хана Золотой Звездой Героя. Амет-Хан не отпускал Бориску, как он его называл любя, ни на шаг. Принимая поздравления, Амет-Хан с особым волнением и благодарностью говорил о своём ведомом: "Ваня Борисов не только замечательный ведомый, но и надёжный защитник". Они были близки той особой близостью, которая возможна только на войне и которая сохранилась у них на всю жизнь.

*     *     *

Большой практический опыт ведения воздушных боёв, знание в совершенстве своей боевой техники и тактики противника, умение противопоставить врагу тактику советского истребителя, идущего в бой уверенным в правоте своей миссии воина - освободителя, всё это служило Борисову залогом победы в бою.

Настойчивым бойцом показал он себя в районе прорыва линии обороны противника на реке Молочной. Однажды, 6 самолётов "Аэрокобра"   (ведущим группы был Гвардии капитан Амет-Хан)  вылетели на прикрытие своих войск в район Большой Токмак - Ворошиловка, где вступили в воздушный бой с 9 Ju-88. После двух атак пары Кильгеватого и Амет-Хана, в одной из которых Амет-Хан сбил "Юнкерс", следующую атаку строго сзади произвёл парой Борисов.

В это время строй бомбардировщиков противника нарушился, и "Юнкерсы", не сбросив бомбы, стали с разворотом на 180° в беспорядке уходить на запад. Пользуясь случаем, Борисов вышел из боя левым разворотом, произвёл повторную атаку сверху и сзади с дистанции 150 - 200 метров. От меткой очереди "Юнкерс" загорелся и упал в районе станции Пришиб.

19 Октября 1943 года Борисов был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. На его счету к тому времени было уже 210 вылетов, в 80 воздушных боях он сбил 18 самолётов противника, из которых 10 - лично. И уже 27 Октября 1943 года он был представлен к званию Героя Советского Союза.

14 Ноября Борисов выступил на теоретической конференции лётного состава с обобщением и рекомендациями по новым способам борьбы с авиацией противника. "Для выполнения боевой задачи охотой, - говорил он, - целесообразно в период патрулирования наших групп в районе прикрытия высылать пару истребителей, которые производят свободный полёт на повышенных скоростях и держат связь по радио с основной группой. Весь полёт "охотники" совершают на высотах выше заданных, используя солнце, облачность, и внезапными атаками уничтожают одиночные самолёты противника". Эти и другие рекомендации таких опытных и отважных лётчиков - истребителей, какими стали Борисов и его товарищи, создавали авиационную науку побеждать.

Все годы войны Иван Борисов вёл активную работу в комсомольской организации полка. Высокое чувство партийной ответственности принятого в члены КПСС Борисова служило вдохновляющим примером для комсомольцев полка, членом бюро которого он состоял, будучи командиром эскадрильи. Как коммунист, он нёс горячие слова партии летчикам и техникам. Часто выступал на собраниях и митингах полка. Редактировал стенные газеты и боевые листки.

К началу наступления наших войск на Крымском перешейке Борисов удостоился 3-го ордена Красного Знамени. Это было 7 Апреля 1944 года.

10 Апреля Борисов открыл счёт сбитых им самолётов в крымском небе. Тогда 7 "Аэрокобр" вылетели на прикрытие наземных поиск в район Ново - Александровки. На высоте 4000 метров лётчики увидели группу вражеских самолётов, состоявшую из 18 "Юнкерсов" и прикрывающих их 20 "Фокке - Вульфов".

Ведущий Борисов, несмотря на значительное численное превосходство противника, решил дерзкими атаками сорвать бомбардировку советских войск. Разбив свою группу на ударную и прикрывающую, ведущий повёл 4 самолёта в атаку на боевой порядок Ju-87. Когда немецкие лётчики, сбросив беспорядочно бомбы, начали поспешно уходить из района боя, Борисов, преследуя Ju-87, вступил в упорный и продолжительный бой с "Фокке - Вульфом", подоспевшие истребители противника попытались рассеять и по-одному уничтожить наши "Аэрокобры". Однако их усилия были тщетными. Высокое мастерство Гвардейцев, взаимная выручка, смелость и своевременное и правильное управление боем Борисовым обеспечили крупную победу над врагом. Было уничтожено 4 FW-190 и 2 Ju-87. В том числе 2 "Фоккера" сбил лично Борисов.

Была потеря и у Гвардейцев: в бою погиб Лейтенант Олег Ануфриевич Кильгеватый. Остальные 6 "Аэрокобр", ведомые Борисовым, благополучно вернулись на свой аэродром.

Отличился Гвардеец и в бою 7 Мая 1944 года с 4 FW-190. В тот день при сопровождении Пе-2, бомбардировавших аэродром противника в Хсрсонесе, Борисов с ведомым Пуховым прикрыл поврежденные снарядом зенитки и отставший от группы Пе-2. Когда на подбитую "пешку" напали 4 FW-190, Борисов и Пухов вступили с ними в неравный бой. Сбив один "Фоккер" и заставив дерзкими атаками покинуть район схватки 3 FW-190, наши лётчики с честью выполнили свой долг, спасли Пе-2 и были торжественно встречены как герои на своём аэродроме.

Орденом Александра Невского были отмечены подвиги Борисова в Крымском небе.

"В бою я всегда помню, что инициатива у того, кто нападает, а не обороняется. Благодаря этому я выиграл бой, ведя его за господство в высоте, - писал Борисов. - Лётчик всегда должен бороться за высоту, и тогда он будет победителем. Необходимо изучать тактику противника, использовать его слабые места и учитывать его положительные качества. Отлично знать материальную часть, отлично стрелять и тренировать себя в технике пилотирования, хорошо ориентироваться в любой обстановке воздушного боя, в любых условиях держаться пары как боевой единицы, совершенствовать себя в ведении боя, стремиться всегда к победе - наш священный долг и обязанность перед Родиной". Эти слова Борисова свидетельствуют о его зрелом пониманий задач и долга советского авиатора в условиях войны и его постоянном стремлении как бойца и коммуниста с честью выполнять эти трудные задачи.

*     *     *

В конце 1944 года Борисов воевал уже в Восточной Пруссии в качестве командира 2-й эскадрильи.

16 Января 1945 года лётчики его эскадрильи участвовали в боях, ставших для полка рекордными по числу сбитых самолётов противника на этом участке фронта. Они уничтожили 7 фашистских стервятников.

"Прочитай и передай по экипажам, - сообщала 18 Января очередная листовка - летучка, выпускаемая комсомольским бюро полка. - Сегодня полк ведёт напряжённую боевую работу. Наши молодые лётчики получили боевое крещение, открыли свой боевой счёт при выполнении задачи - добить фашистского зверя в его собственной берлоге. Комсомолец лейтенант Кретов, питомец Героя Советского Союза Гвардии капитана Борисова, показал себя в сегодняшних воздушных боях подлинным героем. Воодушевлённый примером своего командира, он сбил один FW-190".

В Феврале 1945 года лётчики эскадрильи, участвуя в наступлении войск 3-го Белорусского фронта по разгрому окружённой группировки противника в Восточно - Прусском мешке, совершили 115 боевых вылетов, в 4 воздушных боях уничтожили 3 и подбили 1 самолёт противника. Сам Борисов сбил один "Фоккер" и один "Мессер".

19 Февраля 1945 года 8 Ла-7 вылетели на штурмовку аэродрома Хайлигенбейль. На обратном пути 3 Ла-7 Гвардии капитана Борисова, находившегося в группе прикрытия, на высоте 2300 метров под нижней кромкой облачности обнаружили 4 Ме-109. Те шли на параллельных курсах. Затем одна пара Ме-109, не меняя курса ушла в облачность, а другая, разворотом влево на 180°, пошла в юго - западном направлении.

Борисов решил атаковать вторую пару. Развернувшись влево, он пошёл на сближение с противником, приказав паре Беликова прикрыть его. Когда нагнал противника, то атакой справа и снизу с дистанции 200 метров одной очередью заставил первого Me-109 развернуться влево, а левого "Мессера" уйти в облака. Второй атакой на вираже влево он сбил Ме-109.

Пристроившись к своей паре, Борисов взял курс на свой аэродром. В это время справа из облачности выскочил ещё один Ме-109. Фашист, видимо, не заметил наших истребителей и продолжал полёт. Борисов повёл свою группу на сближение с ним и приказал Беликову атаковать Ме-109. Тот под прикрытием командира устремился вперёд. Зайдя фашисту в хвост, Беликов с дистанции 200 метров обстрелял вражеский самолёт. Он стал уходить. Тогда Беликов ещё дважды атаковал "Мессер", после чего он загорелся и упал в бухту южнее Пиллау.

В последние месяцы войны эскадрилья Борисова, участвуя в боевых операциях по взятию города и крепости Кёнигсберг, а затем и в Берлинской операции, произвела 173 вылета и в 5 групповых воздушных боях сбила 4 FW-190. Очень эффективно лётчики эскадрильи произвели 13 вылетов на штурмовку аэродромов и войск противника.

20 Апреля 1945 года Борисов был награждён орденом Красного Знамени. А несколькими днями позже в одном из вылетов комэску пришлось встретиться с необычным самолётом противника. Шли в паре с ведомым Михайловым, как вдруг Борисов заметил, что прямо на них с высоты пикирует какой-то необычный летательный аппарат. Самолёт не самолёт, а как следует рассмотреть времени не было. Бросилось в глаза: профиль неизвестный и отсутствуют воздушные винты. Обратив внимание ведомого на "новичка", Борисов решил встретить его огнём, но тот проскочил с такой необычно большой скоростью, что лётчики на "Лавочкиных" даже не успели атаковать его. Враг скрылся.

- Ушёл, - с досадой проговорил в микрофон Борисов. В памяти его возникла картина, недавно увиденная в полученном штабом полка альбоме: немецкая новинка, один из тех самолётов, которые геббельсовская пропаганда представляла как "чудо - оружие".

Возвратившись на аэродром, Борисов так и доложил, что встретился с Me-262, который, хотя он и обладает большой скоростью, вполне можно сбить. Эта оценка оказалась правильной. Вскоре в небе Германии был сбит первый такой самолёт.

1 и 2 Мая эскадрилья Борисова сражалась в небе Берлина. Это были одни из последних боевых вылетов, Ивана Борисова. Впереди была Победа, впереди была мирная жизнь, которую он целиком посвятил воспитанию нового поколения советских лётчиков.

(Из книги Дмитрия Яковлевича Зильмановича - "На крыльях Родины".  Алма - Ата, 1985 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz