Горбатюк Евгений Михайлович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Горбатюк Евгений Михайлович

Е.М.Горбатюк

Родился 23 Октября 1914 года в селе Копытинцы, ныне Летичевского района Хмельницкой области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и сельскохозяйственный техникум, был на комсомольской работе. С 1936 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года Лейтенант Е. М. Горбатюк в действующей армии. По 1942 года служил в 28-м ИАП; с Февраля 1944 по Январь 1945 года - в 63-м Гвардейском ИАП; по Май 1945 года - в Управлении 3-й Гвардейской ИАД.

К Февралю 1942 года командир эскадрильи 28-го истребительного авиационного полка  (6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны)  Старший лейтенант Е. М. Горбатюк совершил 203 боевых вылета, в 26 воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника, уничтожил значительное количество боевой техники и живой силы неприятеля.

4 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить на ответственных должностях в ВВС. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба, был заместителем Главнокомандующего ВВС. Генерал - полковник авиации  (1967 год). Умер 2 Марта 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды,  "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й и 3-й степени; медалями.

*      *     *

Войну Лейтенант Е. М. Горбатюк встретил в составе 28-го истребительного авиационного полка. Эта часть, которой командовал Майор Н. Ф. Демидов, стояла под Львовом, в 10 километрах от Государственной границе, у которой накапливались немецкие войска. И то ли до слуха командиров донёсся тревожный скрежет гусениц вражеских танков, то ли сердцем почувствовали они приближение грозы, но в ту ночь в гарнизоне никто не спал. А с рассвета намечались учения. Было около 3 часов, когда командир полка Нестор Филиппович Демидов подбежал к самолёту Горбатюка, стукнул по плоскости: "Лейтенант, вам взлёт !"

Пять истребителей ушли в предрассветное небо. Ждали встречи со своими СБ - скоростными бомбардировщиками, потому что согласно условиям учений предстояло отражать их налёт по войскам "условного противника". Но сразу же после взлёта увидели зарево. Оно было не на востоке, как обычно в часы рассвета, а надвигалось с запада. Потом встретили немецкий бомбардировщик. Он метнулся в сторону, выплюнул две голубые трассы пулемётных очередей и нырнул в облака.

На аэродроме уже знали, что началась война. Над лётным полем висела армада немецких бомбардировщиков. Бомбы со свистом буравили воздух. И только 5 лётчиков, раньше других поднявших в небо свои машины, не знали, что война уже идёт, они жили и действовали по законам мирного времени и не имели права открывать огонь по врагу. Вся цепь самых невероятных событий - от зарева на границе до появления чужого самолёта - воспринималось ими как случайное стечение обстоятельств.

И всё же, когда механик, встретивший самолёт после посадки, крикнул: "Война !", Евгений Горбатюк принял это известие, как человек, хорошо подготовленный к такой неожиданности.

- Да, на границе уже идёт бой, - сказал он как можно спокойнее.

- И нас бомбили, товарищ Лейтенант, - сообщил механик, - старый склад в щепки разнесли, разбили бывшую стоянку самолётов, подожгли лагерь...

Он перечислял подвергнутые бомбёжке объекты, а в голосе его чувствовалось мальчишеское веселье. Не сдержался и Лейтенант Горбатюк: "Молодцы !"

Он, как и механик, имел в виду горстку специалистов, которые в то роковое утро спасли аэродром, людей и технику. Появились они в гарнизоне за месяц до начала войны. Задание было у них трудное, но, как казалось тогда многим, не совсем серьёзное. Они строили ложный аэродром, фанерные самолёты, макеты бензохранилища, казарм. А через реальное лётное поле провели глубокое русло несуществующего ручья.

Нередко лётчики путали ложный аэродром с настоящим, а на посадке с опаской приземляли машины в "воду", хотя знали, что никакого ручья на самом деле не существует.

- И кто их прислал сюда, этих маскировщиков, - говорили в полку, - копаются в земле, как кроты.

Особенно много иронических реплик вызывали окопы и щели, исполосовавшие землю вокруг лагеря и в районе капониров.

- Начнётся война, эти дыры вряд ли спасут, - заявляли некоторые "провидцы".

А приезжие с удвоенной энергией воплощали в жизнь свои замыслы. С каждым днём реальный аэродром как бы смещался в сторону, врезаясь в лес, а другой, ложный, с бутафорским оборудованием становился всё более видным, броским, прикрывая собой тщательно укрытые самолёты, бензохранилище, жилые и служебные помещения...

- Потери большие ? - спросил Горбатюк у механика.

- Какие там потери, - тот махнул рукой, - они же по макетам били, только штабной Дуглас" и пострадал.

Лейтенант Горбатюк, как и другие лётчики, понял: полк жив, полк будет драться с врагом. На востоке занималась заря. Начинался суровый и грозный день - первый день Великой Отечественной войны.

...Считанные минуты получили только что севшие лётчики на подготовку ко второму вылету. А если говорить точнее, никто никакого времени не определял: война установила свои рубежи и нормативы. Они были жёсткими: вторая лавина вражеских самолётов приближалась к аэродрому.

Сразу же после взлёта Горбатюк повёл шестёрку на высоту. Он знал, что вероятным противником будут Ме-109 и ещё он знал, что наши МиГ-3 на большой высоте сильнее "Мессеров". Вот почему мотор работал на полных оборотах, а взгляд беспокойно скользил по горизонту. И вдруг голос ведомого: "Справа Ме-109 !"

Первой реакцией был вздох облегчения: девятка противника находилась ниже их. Секунды, отвоёванные на земле при подготовке к вылету, здесь, в небе, стали как бы вторым оружием, предоставив группе тактическое преимущество. Круто развернувшись, Горбатюк перевёл машину в пикирование. Он ловил в сетку прицела ведущего немецкой девятки.

Немецкий истребитель Ме-109F-2

Классической атаки, типы которых разрабатывались в учебных классах, не получилось. Смешались самолёты, перепутались огненные трассы. А главным желанием в этой бешенной карусели было только одно: открыть огонь. И когда серый распластанный силуэт "Мессера" оказался в прицеле, Горбатюк дал залп из всех огневых точек. Цель не задымилась, а рассыпалась, как рассыпается после удара стекло. Это была первая боевая стрельба и первая воздушная победа Лейтенанта Горбатюка. В неописуемом восторге он рванул ручку управления на себя и сразу увидел нос другого Ме-109, направленный на его машину, и с ужасом понял, что уже не успеет ничего предпринять. Раздался грохот, словно в мотор попала молния, посыпалось стекло разбитых приборов, запахло гарью. На мгновение увидел он внизу свой аэродром и, почувствовав, что машина пока послушна, повёл её на посадку.

...Первый день войны стал для Лейтенанта Горбатюка испытанием и мужества, и мастерства, и стойкости. На рассвете 22 Июня он сбил вражеский самолёт и был сбит сам. Он почувствовал и радость победы, и горечь поражения. Но день только начинался. Впереди были новые боевые вылеты.

11 раз прорывались к аэродрому вражеские армады. 11 раз за один день над лётным полем возникали бои, а на землю падали бомбы, подбитые самолёты - и чужие, и свои. Но аэродром жил, не сдавался, и все 8 вылетов, совершённых 22 Июня 1941 года в памяти Евгения Михайловича Горбатюка слились в единый бой - долгий, изматывающий, страшный. Вот он преследует самолёт противника. А вот уже сам, невероятным "крючком", едва выходит из - под удара. Подбит ведомый Николай Воробьёв. Горбатюк видит, как от самолёта друга отделяется тёмная точка и над ней раскрывается купол парашюта. А вот самолёт Саши Шахрая, окутанный дымом, врезается в землю. И всё это происходит в течение одних суток. И невозможно понять, как могут 24 часа вместить в себя столько нечеловеческих бед и столько человеческого мужества.

Ещё один бой, как и тот, первый, Горбатюк помнит отчётливо. Это был уже 8 его вылет. И, наверное, как у бегуна появляется в критический момент второе дыхание, так появилось оно у лётчика в том нелёгком бою.

Немецкий пилот был упрям и опытен. Он не рассчитывал на случай, не искал удобный для стрельбы момент. Он хотел сломить волю нашего лётчика в единоборстве. И Горбатюк понял: исход боя решит мастерство. Уставший, измотанный в 7 предыдущих вылетах, он почувствовал вдруг прилив новых сил. Самолёт стал послушнее, а глаз зорче. Лётчик отчётливо видел рисунок боя, угадывал маневр, задуманный противником. Поединок с каждой минутой становился всё напряжённее: виражи делались круче, а косые петли, словно затягиваясь, сокращались в диаметре. Перегрузка росла. Тело всё больше и больше наливалось свинцовой тяжестью.

Горбатюк ощущал чувство небывалой остроты ощущения. Он понимал, что малейшая его ошибка, самая незначительная уступка будет стоить жизни. Силы противников были равны. И всё зависило от двух факторов: выдержки и умения безукоризненно пилотировать самолёт. Наверное, это сознавал и враг. Но то ли нервы здали, то ли подвело высокомерие, только в один из моментов боя, в верхней точке косой петли, немец решил ускорить свою победу, которую считал, очевидно, закономерной и... допустил ошибку. Горбатюк не просто увидел, всем существом ощутил, что враг перетянул ручку управления самолётом. "Мессер" закачался с крыла на крыло, теряя скорость. Это был уже не противник, равный по силе и мастерству, а беспомощная мишень. И Горбатюк не упустил своего шанса...

Горячий был денёк - воскресение 22 Июня 1941 года: 8 боевых вылетов и девятый - перелёт на другую лётную площадку - совершил тогда Лейтенант Горбатюк. Два вражеских самолёта уничтожил он в первый день войны. А 6 Июля 1941 года в Кремле М. И. Калинин вручил ему орден Красного Знамени, первую боевую награду в этой долгой и кровопролитной войне.

МиГ-3

Истребитель МиГ-3.  На такой машине сражался Е. М. Горбатюк в начале войны.

...19 аэродромов успели сменить лётчики 28-го ИАП до 13 Октября 1941 года, когда они прибыли в Монино и вошли в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Большинство лётного состава к тому времени уже успели "понюхать пороха" в ходе боёв на Юго - Западном фронте.

В боях за Москву старший адьютант и парторг 2-й эскадрильи 28-го истребительного авиаполка Лейтенант Е. М. Горбатюк провёл не один десяток воздушных боёв. При этом он умело сочетал партийную работу с личным примером в бою, воспитав немало отважных воздушных бойцов.

19 Октября Горбатюк поднялся в воздух вместе с лётчиком В. Н. Безяевым. Встреча с противником произошла недалеко от аэродрома, когда лётчики даже не успели набрать высоту. Но медлить было нельзя, и Горбатюк ринулся в атаку. Безяев едва успевал повторять маневры ведущего, боясь оторваться от него. Меткой очередью Горбатюк сразил один вражеский самолёт. После боя он указал молодому пилоту на все его промахи, был строг и требователен, не делал скидок на молодость и неопытность.

Е.М.Горбатюк

24 Октября лётчики эскадрильи провели успешный воздушный бой с группой вражеских самолётов, в несколько раз превышающих их силы. Молодой лётчик Безяев в этом бою дрался наравне со своими более опытными товарищами. Когда Горбатюк атаковал "Хейнкель-111", на него напала пара Ме-109. Безяев сразу же пришёл на выручку. С кабрирования дал очередь по одному из "Мессеров", который тут же вспыхнул и стал заваливаться набок. Второй Ме-109 поспешно отвалил в сторону...

В небе над Москвой, в иные дни, было довольно жарко и расслабляться не приходилось.

Так, 14 Ноября 1941 года лётчики 28-го ИАП совершили 51 боевой вылет по прикрытию объектов в районах между Звенигородом и Кубинкой и участвовали в 26 воздушных боях с немецкими пилотами из I / JG 52. В состав групп входили будущие Герои Советского Союза Е. М. Горбатюк, И. М. Холодов и А. Я. Фёдоров. Хотя наши лётчики и доложили о 8 сбитых ими Ме-109, реально удалось обнаружить лишь 2 "Мессершмитта". В то же самое время 28-й авиаполк потерял 7 истребителей МиГ-3 и 5 пилотов, считавшихся пропавшими без вести...

К Февралю 1942 года командир эскадрильи 28-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант Е. М. Горбатюк совершил 203 боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил 4 самолёта противника, уничтожил значительное количество боевой техники и живой силы врага.

16 Февраля 1942 года к Москве несколько раз пытались прорваться вражеские самолёты - разведчики. Один из них, "Хейнкель-111", уничтожило звено самолётов МиГ-3, которое возглавлял Старший лейтенант Евгений Горбатюк. Звено патрулировало район Медовников, и здесь ведущий обнаружил Не-111, шедший на встречно - пересекающемся курсе на той же высоте, что и наше звено - невдалеке от нижней кромки облаков.

Истребители с ходу атаковали врага, но он успел сманеврировать и войти в облачность. Горбатюк оставил одного из ведомых под облаками, а с другим устремился вверх. Там он вновь обнаружил врага и атаковал его. На этот раз успешно. Лётчик, оставшийся внизу, наблюдал, как горящий самолёт врага упал и взорвался в районе населённого пункта Медовники.

А вскоре, 4 Марта 1942 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Старшему лейтенанту Горбатюку Евгению Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   (№ 665).

С Февраля 1944 года Майор Е. М. Горбатюк командовал 63-м Гвардейским ордена Кутузова 3-й степени Виленским истребительным авиационным полком  (3-я Гвардейская Краснознамённая Брянская ордена Суворова 2-й степени истребительная авиационная дивизия). Его полк успешно действовал на Северо - Западном фронте, а позже в Прибалтике. В этом полку сражался прославленный лётчик Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев.

Со 2 Января 1945 года и до Дня Великой Победы над гитлеровской Германией, Гвардии подполковник Е. М. Горбатюк - командир 3-й Гвардейской Краснознамённой Брянской ордена Суворова 2-й степени истребительной авиационной дивизии   (1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт). Лётчики авиадивизии Е. М. Горбатюка приняли активное участие в Берлинской наступательной операции, штурме и взятии столицы фашистской Германии - Берлина.

Е.М.Горбатюк

Начав войну Лейтенантом, заместителем командира звена, Евгений Михайлович Горбатюк закончил её Подполковником, командиром Гвардейской авиационной дивизии. Он произвёл 347 успешных боевых вылетов, в том числе 50 - на штурмовку. Проведя десятки воздушных боёв, уничтожил 11 самолётов противника.  [ Генерал Д. А. Журавлёв в своей книге "Огневой щит Москвы" указывает на 19 побед. Видимо, исходя из этого, некоторые источники часто указывают на 11 личных и 8 групповых побед лётчика; М. Ю. Быков в своих исследованиях - только на 5 личных и 5 групповых. ]

После войны отважный авиационный командир продолжал служить на ответственных должностях в ВВС СССР. В 1955 году он окончил Военную академию Генерального штаба. В 1967 году Е. М. Горбатюку присвоено воинское звание "Генерал - полковник авиации".

Евгений Михайлович Горбатюк скончался 2 Марта 1978 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника Е. М. Горбатюка:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
130.06.1941 г.1  Ме-109сев - вост. ЛьвовМиГ-3, Ла-5, Ла-7.
201.07.1941 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 3)Дубовце
328.08.1941 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Морозовск
429.08.1941 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Карпиловская Гута
514.11.1941 г.1  Ме-109Жуково
604.12.1941 г.1  Не-111  (в группе - 1 / 3)Красная Поляна
706.01.1942 г.1  Не-111Митяево
816.09.1944 г.1  FW-190Вейвагере

      Всего сбитых самолётов - 5 + 5  [ 4 + 4 ];  боевых вылетов - 333.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz