Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Исаев Василий Васильевич

Исаев Василий Васильевич

Родился 7 января 1917 года в посёлке Хотмыжск, ныне Борисовского района Белгородской области, в семье крестьянина. С юных лет жил в Харькове. В 1932 году окончил 9 классов средней школы. Работал диспетчером на станции Харьков - Товарная. С 1939 года в рядах Красной Армии. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Окончил Зерноградскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году.

С июня 1942 года старший сержант В. В. Исаев в действующей армии. В составе 8-го ИАП  (42-го Гвардейского ИАП)  сражался на Южном и Северо - Кавказском фронтах.

К январю 1945 года заместитель командира эскадрильи 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (269-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт)  Гвардии капитан В. В. Исаев совершил 241 боевой вылет, в воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника и 5 в составе группы, ещё 8 самолётов уничтожил на земле во время штурмовок вражеских аэродромов.

18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны вышел в запас. Был директором протезного завода. Автор книги "За чистое небо". Умер 7 июня 1985 года.

Награждён орденами: Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени   (дважды); медалями.

*     *     *

Боевую закалку комсомолец Василий Исаев получил во время вооружённого конфликта СССР с Финляндией. Призванный в армию в 1939 году, он служил в аэродромной команде обслуживания шофёром, затем механиком самолёта. С детства мечтая стать лётчиком, Василий посещал Харьковский железнодорожный аэроклуб Осоавиахима. Но поступлению в лётное училище помешали финские события. Однако Василий не отказался от своей мечты. Он трижды писал рапорты Наркому Обороны К. Е. Ворошилову, в которых просил направить его в лётное училище. Как только закончился вооружённый конфликт на северной границе страны, красноармеец Исаев получил направление в военное авиационное училище лётчиков.

В.В.Исаев у Як-9У.

В июне 1942 года молодой пилот прибыл на Юго - Западный фронт. Первые боевые вылеты на своём истребителе совершил над городом Фастовом, южнее Киева. Летал на разведку в районе города Смелы. Здесь Василий Исаев впервые увидел немецкие истребители Ме-109, которые сопровождали свои бомбардировщики. Но во время первых боевых вылетов молодым лётчикам не разрешалось ввязываться в воздушные бои.

Настоящее боевое крещение он получил в районе Ростова-на-Дону, над городом Каменском, куда вылетел со своим напарником в разведку. Тут им пришлось вступить в воздушный бой сразу с 10 вражескими истребителями. Силы были неравные, но наши лётчики не уклонились от схватки. Оба сделали несколько боевых заходов, что заставило немецких пилотов оторваться от своих подопечных бомбардировщиков и вступить в бой. Самолёт Василия получил тогда несколько повреждений да и сам он был легко ранен. В лётной же книжке Исаева в тот день появилась запись о его храбрости и высоком боевом мастерстве.

За этим последовали многие другие полёты. Десятки раз сражался Василий Васильевич над волжскими степями. Кипели бои и на земле, и в небе - на втором этаже войны, как шутили солдаты. За мужество и отвагу, проявленные в битве на Волге, лётчика Исаева наградили медалью "За оборону Сталинграда" и орденом Красного Знамени.

Затем был Северный Кавказ. Он летал там на разведку, сопровождал своих бомбардировщиков и штурмовиков, провёл несколько воздушных боёв. Особенно запомнились ему бои в районе Моздока, где были остановлены немецкие войска. Отсуда впоследствии началось изгнание врага с советской земли. В этих боях Исаев был ещё дважды ранен. Один осколок как память о тех суровых днях он носил в себе до конца жизни. Но после каждого ранения Василий неизменно возвращался в свой родной 8-й истребительный авиационный полк, который в феврале 1943 года был переименован в 42-й Гвардейский ИАП.

В составе этого полка старший лейтенант Исаев сражался в Крыму и был награждён вторым орденом Красного Знамени. Затем участвовал в освобождении Севастополя. Здесь он сбил 2 вражеских самолёта. На груди отважного лётчика появился орден Отечественной войны 1-й степени.

Вручение В. В. Исаеву Золотой Звезды Героя.
Вручение В. В. Исаеву "Золотой Звезды" Героя.

Позднее он освобождал Правобережную Украину и Польшу, воевал в районе Кенигсберга, штурмовал Будапешт, сражался в небе Померании.

В январе 1945 года на его счету был 241 боевой вылет. Он налетал в военном небе 246 часов. В воздушных боях лично сбил к тому времени 17 самолётов противника и 5 в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 4 групповые победы. ]  На земле уничтожил ещё 8 самолётов врага.

Командир авиационного полка Гвардии майор Я. А. Александрович в наградном листе характеризует Гвардии капитана В. В. Исаева как мужественного и самоотверженного лётчика, мастерски владеющего техникой пилотирования, боевые заслуги которого были отмечены к тому времени 5-ю боевыми орденами и несколькими медалями.

К концу войны Василий Исаев произвёл 388 успешных боевых вылетов, участвовал в 105 воздушных схватках. Большинство вылетов совершил на истребителях конструкции А. С. Яковлева. Закончил войну на новеньком Як-9У.

Атакует Як-9У !

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года Гвардии капитан Исаев Василий Васильевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В.В.Исаев

После войны В. В. Исаев демобилизовался по состоянию здоровья и вернулся в Харьков - город своей комсомольской юности, где когда-то работал на станции Харьков - Товарная, увлекался спортом, участвовал в художественной самодеятельности.

В Ленинском райкоме партии тепло встретили фронтовика. Послали на ответственную хозяйственную работу. А через несколько лет он был назначен директором Харьковского протезного завода. Это предприятие Василий Васильевич возглавлял более 15 лет. За успешное выполнение плановых заданий 8-й пятилетки завод был награждён орденом "Знак Почёта".

Несмотря на большую загруженность, Василий Васильевич много внимания уделял общественной работе, был членом Ленинского райкома Компартии Украины, председателем районной комиссии Фонда мира. В последние годы грудь кавалера "Золотой Звезды" украсили награды за труд: в 1972 году - орден Октябрьской революции, в 1974 году - Почётная медаль Советского Комитета защиты мира. Уделяя большое внимание воспитанию подрастающего молодого поколения, бывший фронтовик написал книгу воспоминаний о войне, часто бывал в различных молодёжных коллективах, рассказывая о нелёгких временах Великой Отечественной войны, своих боевых товарищах.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана В. В. Исаева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
113.12.1942 г.1  Ме-109Шеватов - АваловЯк-1, Як-7, Як-9.
203.02.1943 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 4)Батайск
311.02.1943 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 5)западнее Старонижестеблиевская
414.03.1943 г.1  Ме-109Кубань
510.05.1943 г.1  Ме-109севернее Нижнебаканская
626.05.1943 г.1  Ju-87Кеслерово
727.05.1943 г.1  Ме-109западнее Киевское
828.05.1943 г.1  Не-111северо - западнее Молдаванское
931.05.1943 г.1  Ме-109восточнее Киевское
1002.06.1943 г.1  Ме-109западнее Троицкая
1119.09.1943 г.1  Ме-110восточнее Фонталовская
1227.09.1943 г.1  Ме-109севернее Голубицкая
1305.10.1943 г.1  Ju-87  (в группе - 1 / 6)южнее Ахтанизовская
1419.11.1943 г.1  Ju-87Керчь
1513.01.1944 г.1  Ju-87Тархан
1627.01.1944 г.1  Ju-87западнее Керчь
1706.02.1944 г.1  Ме-109Керчь
1814.02.1944 г.1  Ju-87  (в группе - 1 / 4)западнее Катерлез
1902.03.1944 г.1  Ju-87западнее Тархан
2003.03.1944 г.1  Ме-109восточная окраина Катерлез
2101.05.1945 г.1  FW-190северо - западнее Киритц

       Всего сбитых самолётов - 17 + 4;  боевых вылетов - 313;   воздушных боёв - 99.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz