Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Жигуленков Борис Васильевич

Жигуленков Борис Васильевич

Родился 2 мая 1922 года в деревне Васильевка, ныне Раменского района Московской области, в семье рабочего. В 1933 году вместе с родителями переехал в Москву. Окончил 8 классов и школу ФЗУ. Работал токарем на электрозаводе. Без отрыва от производства окончил аэроклуб. С июля 1940 года в рядах Красной Армии. По путёвке комсомола был направлен на учёбу в Зерноградскую военную авиационную школу пилотов. После её окончания в 1941 году, служил лётчиком-инструктором.

С июня 1943 года младший лейтенант Б. В. Жигуленков в действующей армии. В составе 240-го истребительного авиационного полка (4 июля 1944 года преобразован в 178-й Гвардейский ИАП) сражался на 1-м и 4-м Украинских фронтах. Участвовал в боях на Курской дуге, над Днепром, в Молдавия, Румынии, Венгрии. Всю боевую деятельность провёл на самолёте Ла-5.

К июлю 1944 года заместитель командира эскадрильи 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка (14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант Б. В. Жигуленков совершил 184 боевых вылета, в 46 воздушных боях сбил лично 16 самолётов противника. 26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

16 ноября 1944 года Гвардии капитан Б. В. Жигуленков был смертельно ранен в воздушном бою, совершил посадку и умер в кабине самолёта. К тому времени совершил 220 боевых вылетов, провёл около 60 воздушных боёв, в которых сбил 20 самолётов противника.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В городе Хатван его имя есть на обелиске советским воинам, погибшим за освобождение Венгрии. Один из переулков Москвы носит имя Героя. В музее боевой славы 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка (находится в спецшколе-интернате № 109 города Москвы), его жизни и боевой деятельности отведён целый стенд. Писатель Д. Землянский посвятил ему книгу - "Полёт сквозь годы".

*     *     *

Он был 3-м по результативности пилотом в великолепном 178-м Гвардейском истребительном авиаполку, третьим за Евстигнеевым и Кожедубом, что уже само по себе характеризует этого лётчика. Кирилл Евстигнеев, для которого Жигуленков был самым дорогим боевым товарищем, отмечает в его манере сражаться "лётную дерзость, самоотверженность бойца". Запомнился соратникам и его особенный, свободный и аккуратный лётный почерк. Он был лучшим в полку по итогам боевой работы в Дебреценской операции, когда ему удалось сбить 3 самолёта противника.

Воевать Борис Жигуленков начал в составе 240-го истребительного авиационного полка (впоследствии ставший 178-м Гвардейским) в июне 1943 года. Летал на Ла-5 в эскадрилье К. Евстигнеева.

Стоял август 1943 года. В небе над Курском шёл жаркий воздушный бой. Схватку с "Мессерами" вела четвёрка "Лавочкиных". В карусели боя они то расходились, то сходились. Наблюдавшим с земли трудно было разглядеть, кто из однополчан атакует врагов. Одно ясно: сражается четвёрка отважных во главе с Алексеем Амелиным. Знали и то, что это первая настоящая схватка его ведомого Бориса Жигуленкова.

Несмотря на численное превосходство противника, наши лётчики проводили одну атаку за другой, поливая врагов пушечным огнём. В одной из атак, когда "Мессер" попытался зайти в хвост ведущему второй пары "Лавочкиных", Амелин сделал резкий переворот через крыло и устремился на врага.

- Теперь не уйдёшь, - сказал Алексей и выпустил длинную очередь. Жигуленков видел, как Ме-109 вспыхнул и стремительно понёсся к земле.

Воодушевлённый победой командира, Жигуленков сам пошёл в атаку, улучил момент и обрушил на врага всю мощь огня своей машины. Выпустив дымную полосу, "Мессер" поспешно отвалил в сторону.

В одной из атак пара Ме-109 попыталась расстрелять самолёт Амелина, но опытный ас был начеку. Стремительный бросок машины вправо - и очередь, посланная врагом, прошла мимо. В этот момент при развороте ведомый "Мессер" на какое - то мгновение завис в воздухе. Этого и ждал Жигуленков. В стремительном броске он чуть ли не в упор расстрелял противника.

- Молодец, Жигуленков! Поздравляю с первой победой! - услышал он в наушниках голос командира.

Потеряв 3 самолёта, немцы повернули назад...

Итак, первый успех Жигуленкова в бою. Это радовало. Радовало и то, что попал он в боевую семью крылатых, о делах и подвигах которых было известно не только в полку и дивизии, но и далеко за их пределами. Как мастера огненных атак славились лётчики Иван Кожедуб, Кирилл Евстигнеев, Алексей Амелин, Валентин Мудрецов, братья Александр и Иван Колесниковы и другие, с которых Борис брал пример, у которых учился.

После этой схватки у Жигуленкова были новые бои. Перед лётчиками 240-го истребительного авиаполка поставили задачу: прикрыть наши наземные войска, развивавшие наступление на Харьковском направлении, сопровождать бомбардировщики, вести воздушную разведку. И они успешно справились с этой задачей.

Как-то раз командование потребовало срочно выделить группу истребителей для барражирования в районе Доброй Воли и Новониколаевского, где вели наступление наши войска. Учитывая, что в том районе действовали асы из эскадры "Удет", переброшенный с Кубани, командир полка решил послать на выполнение этого задания наиболее подготовленных лётчиков, в том числе и Бориса Жигуленкова.

Тщательно изучив задание, обговорив все действия от взлёта до посадки, крылатые воины поднялись в небо. Выдерживая скорость и высоту полёта, они точно в назначенное время появились в районе действия советских войск. Вскоре Жигуленков первым увидел самолёты противника, направлявшиеся бомбить наши позиции.

Всматриваясь в помеченные крестами фашистские бомбовозы, Жигуленков словно перед экзаменами повторял про себя тактико - технические данные этих машин. Он вспомнил, что атаковать противника следует прежде всего сверху и снизу, бить по моторам и бензобакам, расположенным в центроплане. Подходить с хвоста опасно - там вмонтирована пулемётная установка.

Как только командир группы Виктор Гришин подал команду "В атаку !" - Жигуленков немедленно устремился к флагманской машине сверху и ударил по ней из пушек. Было видно, как огненная трасса прошила "Хейнкель". Но бомбардировщик продолжал полёт. Только вторая атака оказалась для него смертельной. Вражеский бомбовоз взорвался.

Лишившись флагмана, немцы пришли в замешательство. В это время одна из их машин выскочила вперёд и оказалась в одиночестве. Не раздумывая, Жигуленков устремился в атаку на неё. Когда бомбардировщик появился в прицеле, нажал на гашетку. Объятый пламенем "Хейнкель" отвесно пошёл вниз.

Немцы, видимо, поняли, что к цели им не пробиться, и, поспешно освободившись от бомбового груза, повернули обратно.

Вечером, подводя итоги лётного дня, командир эскадрильи поставил Бориса Жигуленкова в пример другим и пожелал ему новых успехов.

А вскоре однополчане снова поздравляли Младшего лейтенанта, теперь уже с двумя победами, одержанными в одном бою.

В тот день в составе 8 Ла-5 Жигуленкову предстояло вылететь на сопровождение наших бомбардировщиков. Учитывая, что цель, по которой необходимо нанести удар, плотно прикрыта вражеской ПВО, было решено истребителей разбить на 2 группы: для непосредственного прикрытия и для отражения истребителей противника.

В районе цели наших бомбардировщиков встретили свыше 10 Ме-109. Как и условились на земле, Жигуленков сразу бросился в атаку. Используя преимущество в высоте, он первой же очередью расстрелял врага.

Только тогда немцы, видимо, поняли, что "Петляковых" прикрывают 2 группы "Лавочкиных". Но было уже поздно. Расстроив боевые порядки врага, наши лётчики продолжали наращивать атаки. В одной из них Жигуленков увидел, как к ведущему пары пристроился Ме-109. Не теряя ни секунды, он сделал переворот через крыло, а когда в прицеле оказалась вражеская машина, дал точную очередь. Немецкий самолёт рухнул на землю и сгорел.

Бой ведут Ла-5.

Вечером, когда закончилась боевая работа, Борис решил написать письмо домой. Как всегда, писал коротко. Ему казалось, что родителям всё известно, что о жизни воинов - фронтовиков каждый день сообщают в газетах, передают по радио и дополнить эти сообщения просто нечем. Поэтому и теперь сообщил только, что жив, здоров, дела идут нормально.

А дела у него действительно шли неплохо. И об этом говорили факты: за 3 месяца пребывания на фронте он совершил свыше 60 боевых вылетов, провёл более 20 воздушных боёв, в которых лично сбил около десятка самолётов противника. О нём рассказывали в частях агитаторы. О его боевых делах 17 августа 1943 года писала армейская газета "Советский пилот". В очерке "Атака смельчаков. 3 против 12" обстоятельно рассказывалось, как 3 наших лётчика вступили в смертельную схватку с 12 фашистскими лётчиками и сбили 4 Ме-109. Два из них сразил в том бою Борис Жигуленков.

В середине октября 1943 года наши войска после артиллерийской подготовки снова перешли в наступление. С новой силой развернулись действия и советской авиации. По 3 - 4 вылета в день делал каждый из лётчиков 240-го истребительного авиаполка.

В один из этих напряжённых дней в полк поступило срочное распоряжение. Требовалось выделить четвёрку на прикрытие флангов нашей наступающей пехоты. Жигуленков был назначен в группу Ивана Кожедуба. И вот уже по сигналу зеленой ракеты четвёрка истребителей поднялась с аэродрома, а через несколько минут оказалась в районе цели.

Не успели лётчики осмотреться, как на них из облака свалилась пара Ме-109. С первой атаки врагам удалось подбить самолёты Василия Мухина и Александра Колесникова. Доложив о случившемся, наши пилоты получили разрешение идти домой. Жигуленков с Кожедубом остались вдвоём. Чтоб не дать врагу добить повреждённые машины, советские лётчики первыми бросились на врага. В одной из атак Борис подкараулил фашиста, зависшего на развороте, и выпустил по нему длинную очередь. "Мессер" задымил, но умелым маневром немецкий пилот сбил пламя и стремительно пошёл в атаку на Кожедуба. Однако Жигуленков был начеку. Заградительной очередью он преградил путь врагу. А в это время ведущий второй пары "Мессеров" зашёл в хвост Жигуленкову и дал очередь. В кабине Ла-5 раздался тупой стук, запахло гарью. Самолёт стал терять высоту. Жигуленков оказался значительно ниже ведущего.

- Иди ко мне, - властно передал Кожедуб.

- Мотор не тянет, - спокойно ответил Жигуленков, продолжая кружить.

Этот непонятный "тактический" приём "Лавочкиных", видимо, заставил врагов насторожиться. Боясь, как бы не попасть в засаду, они сделали разворот и подались восвояси.

В канун 26-й годовщины Великого Октября командующий 5-й Воздушной армией подписал приказ о присвоении Борису Жигуленкову очередного воинского звания. На его груди появилась боевая награда - орден Отечественной войны 1-й степени. Вскоре ему доверили звено. Теперь Жигуленков водил целые группы, словом и делом показывая пример подчинённым.

Но не только радости и победы сопутствовали крылатым воинам в их ратном труде. Были поражения и тяжёлые огорчения. Горестная весть пришла в полк 30 января 1944 года. В боях с врагом пали смертью храбрых Александр Колесников и Александр Кальянов. Жигуленков остро переживал эту утрату. Погибли не только отважные лётчики, но и его хорошие друзья, с которыми он не раз ходил в бой, у которых учился. В память о товарище, Борис на борту своего самолёта вывел надпись: "За Александра Колесникова!".

В тот же день Борис в составе четвёрки вылетел на боевое задание. Подлетая к району, где сосредоточились наши танки, лётчики заметили приближающуюся к ним большую группу "Юнкерсов". Тут же последовала команда: "В атаку!" Как было условлено на земле, Жигуленков со своим ведомым первым нанес удар по ведущему группы противника. Сделав резкий клевок, "Юнкерс" словно нехотя перевернулся через крыло, затем, объятый пламенем, пошёл к земле. Умело действовали и другие наши лётчики. Вскоре был сбит второй, а затем третий вражеские бомбардировщики.

В разгар боя на помощь "Юнкерсам" прибыли 4 Ме-109. Но изменить ход боя они уже не смогли. Беспорядочно побросав бомбы, фашисты решили спастись бегством.

В марте 1944 года однополчане поздравили Жигуленкова с новым воинским званием. Он стал заместителем командира эскадрильи. Коммунисты полка приняли его в свои ряды. Ему дали партийное поручение - быть агитатором. Молодой коммунист делал всё, чтобы оправдать доверие командования, партийной организации, однополчан.

4 июля 1944 года приказом Наркома обороны 240-й истребительный авиационный полк был преобразован в 178-й Гвардейский. Многие лётчики были удостоены наград за успешное выполнение боевых заданий командования.

Далеко за пределы полка разнеслась весть о том, как однажды 6 Ла-5 во главе с Жигуленковым вели бой с армадой вражеских истребителей и бомбардировщиков. В тот день шестёрка прикрывала наши наземные войска севернее города Яссы. Внезапно из-за облаков вывалилось около 30 Ju-87, 6 Ме-109 и 4 FW-190. Но Гвардейцы не дрогнули. Полчаса продолжался воздушный бой. Фашистское командование послало на помощь своим лётчикам ещё 12 истребителей. И всё же группа Жигуленкова заставила экипажи "Юнкерсов" сбросить бомбы далеко от цели. К тому же немцы недосчитались в том бою 10 "Мессеров" и 12 "Фоккеров".

Жигуленков слыл не только отменным мастером прицельного огня, но и умелым воздушным разведчиком. Вот лишь два примера.

По данным разведки стало известно, что на участке действий нашей пехоты усилились полёты вражеской авиации. Было ясно, что противник работает с нового аэродрома. Перед 178-м Гвардейским полком поставили задачу установить местонахождение аэродрома.

Командир полка Гвардии майор Н. Ольховский, отлично понимая ответственность такого задания, остановил свой выбор на старшем лейтенанте Борисе Жигуленкове.

Отважному следопыту помогло не только мастерство, но и смекалка. Жигуленков решил перехитрить врага, подойти к заданному району открыто, с запада, откуда противник меньше всего ждал появления наших самолётов. Вскоре он уже видел под собой заданную цель. Однако никаких признаков аэродрома здесь не было. С одной стороны просматривался кустарник, с другой - ровные валки сена. Лётчик решил снизиться, чтобы вблизи рассмотреть подозрительные валки сена и пышные кусты. Внимательно приглядевшись, разведчик заметил, как из одного куста мелькнул солнечный зайчик, очевидно, отсвечивал плохо замаскированный фонарь самолёта. Теперь были отчётливо видны и следы колёс, выходящие из-под валков сена и тянущиеся к густому "кустарнику".

Насчитав около полусотни тщательно замаскированных самолётов, Жигуленков тут же передал на КП радиограмму и взял курс на свой аэродром. И едва успел вылезти из кабины самолёта, как попал в объятия товарищей. Однополчане поздравляли его с благодарностью командующего Воздушной армией, только что переданной по телеграфу. К вечеру стало известно, что по обнаруженному Жигуленковым аэродрому противника нанесён бомбовый и штурмовой удар группы "Ильюшиных" соседней дивизии.

А спустя несколько дней в полк поступил новый боевой приказ: провести воздушную разведку в районе северо-западнее Ясс, откуда немцы совершали полёты.

Жигуленков без особого труда нашёл "аэродром", по которому медленно передвигались самолёты, бензозаправщики, копошились люди. Но на эту приманку не клюнул опытный следопыт. Он сразу же понял: ложный аэродром. А действующий оказался в нескольких километрах отсюда, где под искусно наброшенными маскировочными сетками стояли вражеские самолёты. Чтобы дезориентировать противника, Жигуленков сделал ещё один круг над ложным аэродромом и, передав по радио итоги разведки, взял курс домой.

15 июля 1944 года командир полка Ольховский подписал представление, в котором отмечалось, что с момента последнего награждения Борис Жигуленков произвёл 70 боевых вылетов, уничтожил 12 самолётов противника. Учитывая при этом мужество и отвагу, заключил командир, Гвардии старший лейтенант Жигуленков достоин награждения вторым орденом Красного Знамени...

А война катилась всё дальше на запад. Гвардейцы теперь уже летали над юго-западной Европой. Они очищали от фашистов небо Румынии и Венгрии, прокладывая путь своим войскам. Смело и отважно дрался Жигуленков. Количество его боевых вылетов приближалось к 200. На его счету было уже свыше 15 уничтоженных вражеских самолётов.

8 октября 1944 года Жигуленков одержал свою 19 воздушную победу, а 19 октября - округлил свой счёт - уничтожил 20-й самолёт. Спустя неделю, армейская газета "Советский пилот" поместила на первой полосе рисунок К. Чебакова с изображением старшего лейтенанта Бориса Жигуленкова. Надпись под рисунком гласила: "Совершил 218 боевых вылетов, провёл 57 воздушных боёв, в которых лично сбил 20 самолётов противника".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года Гвардии капитан Жигуленков Борис Васильевич был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

30 октября 1944 года армейская газета на первой полосе поместила фотографию, на которой были запечатлены новые Герои - лётчики: Алексей Амелин, Борис Жигуленков и Шалва Кирия. В числе первых, кто поздравил тогда Бориса с высшим отличием, были его земляки - москвичи Валентин Мудрецов и Александр Хапличук. Много добрых пожеланий высказали отважному лётчику однополчане. И никто из них тогда и подумать не мог, что через несколько дней в неравном бою с врагом Борис Жигуленков погибнет смертью храбрых. Он не успел получить свою "Золотую Звезду", как не узнал и о рождении дочери...

Б.В.Жигуленков.

16 ноября 1944 года в районе города Сольнок (Венгрия), отважный лётчик-истребитель провёл свой последний воздушный бой. При возвращении назад его самолёт, шедший замыкающим в девятке истребителей (ведомый Жигуленкова не смог взлететь из-за неисправности), был атакован подкравшимся "охотником". Тяжело раненый лётчик, сумел довести машину до аэродрома. Он благополучно произвёл посадку, выключил мотор, но, очевидно, вместе с мотором остановилось и сердце Героя...

К тому времени на счету Гвардии капитана Б. В. Жигуленкова числилось около 220 выполненных боевых вылетов. Проведя около 60 воздушных боёв, уничтожил 20 самолётов противника.  [ Д. Землянский в своей книге указывает на 21 победу лётчика. ]

109-ю спецшколу знают не только в Первомайском районе Москвы. И не только потому, что она находится на улице лётчика Бориса Жигуленкова, что много лет пионерская дружина школы носила имя Героя. Причина известности ещё и в том, что здесь умеют чтить память тех, кто отдал свою жизнь за честь и независимость нашей Родины. В школе уже много лет работает музей боевой славы, рассказывающий о героях - москвичах. В нём бережно хранятся уникальные экспонаты, напоминающие о делах и подвигах земляков в годы войны. Здесь и воинское обмундирование той поры, подаренное музею ветеранами, и образцы боевого оружия, и макеты танков, самолётов, на которых сражались отважные москвичи. И всё же основу музея составляют экспонаты, повествующие о бесстрашном лётчике Борисе Васильевиче Жигуленкове. В фотодокументах, макетах и скульптурных изваяниях запечатлена вся короткая, но яркая жизнь Героя.

Привлекают внимание посетителей паспорт, трудовая книжка Жигуленкова, документ об окончании школы ФЗО при электрозаводе. Здесь же копии наградных листов, его ордена и медали, вырезки из газет, макет самолёта, на котором громил врага Герой. Рядом красочно оформленные электрические карты: одна отражает боевой путь 178-го Гвардейского истребительного авиаполка, прошедшего с боями от Москвы до Берлина, другая высвечивает названия городов и сёл, с которыми переписывается школьный музей.

С особым вниманием слушают посетители музея рассказ бывшего моториста экипажа Жигуленкова, ветерана войны и труда Александра Зиновьевича Хапличука. Ведь он не только своими руками готовил самолёт Жигуленкова к боевым вылетам. Когда отважный лётчик погиб в неравном бою, Хапличук проводил его в последний путь, а после войны организовал доставку останков Героя в Москву, где они были перезахоронены на Новодевичьей кладбище.

В музее школьники дают клятву на верность Родине, обещают служить ей так, как служил их земляк лётчик Борис Жигуленков.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана Б. В. Жигуленкова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
107.08.1943 г.1  Не-111юж. ОльховаткаЛа-5.
209.09.1943 г.1  Ме-109Варишкин
31  Ме-109северо-западнее Вергелеевка
402.10.1943 г.1  Ju-87Плоское
504.10.1943 г.1  Ме-109западнее Каменский
605.10.1943 г.1  FW-190южнее Днепрово - Каменка
708.10.1943 г.1  Ме-109юго-западнее Мишурин Рог
812.10.1943 г.1  Ju-87западнее Куцеваловка
916.01.1944 г.1  Ме-109Марьевка
1030.01.1944 г.1  Ме-109западнее Шпола
1111.04.1944 г.1  Ме-109юго-западнее Тыргу Фрумос
1228.04.1944 г.1  Ju-87севернее Яссы
1319.05.1944 г.1  Ме-109Томешени
1401.06.1944 г.1  Ме-109севернее Яссы
1503.06.1944 г.1  Ме-109Таутошти
1608.06.1944 г.1  Ме-109южнееЛарга
1721.08.1944 г.1  Hs-129юго-восточнее Лангани
1807.10.1944 г.1  FW-190севернее Кереш - Ладань
1919.10.1944 г.1  FW-190севернее Дебрецен
201  FW-190северо-западнее Дебрецен

      Всего сбитых самолётов - 20 + 0;  боевых вылетов - 219;   воздушных боёв - 57.


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz