Климанов Иван Кириллович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Климанов Иван Кириллович

Климанов И.К.

Родился 18 Августа 1923 года в селе Собчаково, ныне Сапожковского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы, 2 курса мукомольно - элеваторного техникума и аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Тбилисскую военную авиационную школу пилотов.

С Августа 1942 года старший сержант И. К. Климанов на фронтах Великой Отечественной войны. Воевать начал на ЛаГГ-3 в составе 272-го ИАП, который базировался под Можайском. К Январю 1943 года сбил 3 самолёта на Западном фронте, под Смоленском. Через месяц ему присвоили звание Младшего лейтенанта.

Затем полк был перевооружён самолётами Ла-5, в конце 1943 года сражался в Белоруссии.

В Декабре 1943 года Старший лейтенант И. К. Климанов был направлен в 49-й ИАП, также укомплектованный самолётами Ла-5, на должность заместителя командира эскадрильи.

К середине Октября 1944 года командир эскадрильи 49-го истребительного авиационного полка  (309-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт)  Капитан И. К. Климанов совершил 272 боевых вылета, в 60 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 5 самолётов противника.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны произвёл около 300 успешных боевых вылета. Проведя 63 воздушных боя, сбил 17 вражеских самолётов лично и 6 - в группе с товарищами. Сражался на Западном и 1-м и 2-м Белорусском фронтах, участник освобождения Витебска и Полоцка.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1953 года Капитан И. К. Климанов - в запасе. Последние годы жил в Москве, работал в системе Госбанка СССР.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Он родился в 1923 году в селе Собчаково Сапожковского района Рязанской области. В 1938 году переехал в Москву, учился в техникуме и одновременно в аэроклубе, который окончил в 1940 году. Из столицы был призван в армию. Окончил военное лётное училище.

Старший сержант Иван Климанов прибыл на фронт в Июле 1942 года, в 272-й истребительный авиаполк, который стоял в районе Можайска. К тому времени линия фронта здесь стабилизировалась. Климанов быстро вошёл в строй, смело летал, показал в боях бойцовский характер. Был он строен, сухощав, крепко сбит, в движениях быстр и точен, на округлом лице улыбка, е глазах огонек. Он нравился друзьям за неукротимое желание быть в небе, драться с ненавистным врагом, находить тактические приёмы боя и побеждать.

Когда в Августе 1942 года под Козельском развернулись воздушные бои, для Климанова, как и для других лётчиков, наступили горячие дни. Однажды он поднялся в воздух с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом Александром Назаренко. Вскоре над линией фронта показалась группа вражеских бомбардировщиков, сопровождаемая истребителями. Назаренко передал:

- Держись, Иван !   Атакую !   Прикрой !

Самолёт командира устремился на бомбардировщик Ju-88. Иван видел огненные трассы, идущие от наших ЛаГГ-3, яркие, короткие вспышки рвущихся снарядов в крыльях вражеского самолёта. "Вот как надо бить врага", - подумал он, восхищаясь меткостью и смелостью командира. Когда же самолёт Назаренко пошёл на боевой разворот, к нему в хвост пристроился "Мессер". "Собьет", - мелькнула у Климанова мысль. Он резко рванул ручку управления на себя, самолёт круто полез вверх, чтобы пресечь атаку "Мессера". Мотор ревел, скорость падала. В это время в перекрестие прицела вписался вражеский истребитель. Старший сержант нажал на гашетку. Ме-109 резко отвалил вправо и начал падать...

Первая победа окрылила Климанова. Он летал без устали. К Январю 1943 года на его счету уже числились 3 сбитые машины. Вскоре на груди молодого лётчика появился орден Красной Звезды.

В Феврале 1943 года ему присвоили офицерское звание - Младший лейтенант. А вскоре он был назначен командиром звена, стал водить в бой группы истребителей.

...Июль 1943 года стоял жарким, душным. Моторы перегревались, чадили, летать было тяжело. Однажды Климанов вылетел с лейтенантом Петром Цапкиным на сопровождение штурмовиков Ил-2 в район небольшого города Кирова, что в Калужской области. Там немцы построили завод по ремонту танков и автомашин. Надо было разбить его. Погода стояла ясная, солнечная. Внизу плыли перелески, желтые квадраты полей. Блеснула извилистая речка Болва. Лётчик улыбнулся, подумав: "Как моя родная Пара на Рязанщине".

В наушниках шлемофона раздался голос Цапкина:

- Справа "Фоккеры" !

Четвёрка FW-190 шла в атаку на штурмовики, которые приближались к цели. "Сорвут бомбометание", - мелькнула у Климанова мысль, и он передал по радио:

- "Горбатые", в небе "тупоносые" !   Атакуйте цель !   Я принимаю бой !

Группа Ил-2 пошла на бомбометание по цели. Климанов и Цапкин ринулись на вражеские истребители, отбивая их от штурмовиков. Во время жаркой схватки Климанов вдруг заметил, как "Фоккер", сделав крутой разворот, начал заходить в хвост машины лейтенанта Цапкина. Иван немедленно бросился на выручку друга. Меткая огненная трасса, посланная им, перечеркнула фюзеляж вражеской машины, и та врезалась в землю. "Есть один !" - подумал лётчик, набирая боевым разворотом высоту, чтобы вновь пойти в атаку. Внезапно он увидел перед собой ещё один "Фоккер", тот самый, который несколько минут назад пытался атаковать его, зайдя "Лавочкину" в хвост. Тогда Климанов резко отвернулся от огненной трассы врага и остался невредимым.

Иван сумел - таки поймать в прицел фюзеляж вражеского истребителя и нажал на гашетку. Заухала пушка, затрясся мелкой дрожью самолёт. Было видно, как оранжево - красные вспышки снарядов прошли по центроплану, брызнул белый шлейф бензина и сверкнуло голубое пламя. Из кабины вывалился лётчик. Белый купол парашюта, плавно качаясь, начал опускаться на землю.

К этому времени наши штурмовики подожгли здание ремонтного завода. Задание было выполнено.

На Западном фронте Климанову часто приходилось летать вместе с французскими лётчиками из полка "Нормандия - Неман", а также сопровождать в район Ельня - Смоленск бомбардировщики из женского полка имени М. Расковой. Часто летал и в район Ленино - Баево, где охранял боевые действия Польской дивизии имени Тадеуша Костюшко.

Наступил дождливый Октябрь 1943 года. Советские войска наступали, освобождая Белоруссию. Фашисты яростно сопротивлялись. Особенно упорные бои шли в районе Витебск - Невель. Наземным войскам активно помогала авиация.

...Четвёрка Ла-5 под командованием Подполковника А. Назаренко, тяжело оторвавшись от раскисшего поля аэродрома, круто полегла вверх и через несколько минут прибыла к цели для прикрытия наземных войск. Набрали высоту 3000 метров и приступили к выполнению задачи. Враг не появлялся. Было спокойно и тихо. Вскоре с наземной станции наведения истребителей передали:

- Соколы !   На западе в квадрате № 5 появились вражеские бомбардировщики.

Это был голос командира дивизии Полковника Василия Николаевича Вусса. Лётчики любили его за дерзость в бою, справедливость к подчинённым, за умение руководить боем в воздухе и со станции наведения, находившейся на передовой.

- Ясно !   Вас понял. Выполняю задание, - спокойно ответил Назаренко и начал разворачивать группу в сторону запада.

Ведомым у него в этот день был Иван Климанов. Лететь пришлось недолго. Со стороны Орши двумя эшелонами шли бомбардировщики Ju88. Силуэты тупоносых двухмоторных самолётов чётко выделялись на фоне жёлтых полей. Истребителей не было видно. Подполковник Назаренко, сближаясь с врагом, подсчитал:

- Братцы !   50 машин. Атакуем все вместе. За мной !

Круто пикируя, советские лётчики пошли в лобовую атаку; каждый выбирал для себя цель. И почти сразу же загорелись 3 "Юнкерса". Враг всполошился. Боевой порядок сломался, вниз полетели черные болванки бомб, рванули землю. Отдельные самолёты упорно шли к цели. Наши истребители, набрав высоту, вновь устремились в атаку на попутных курсах. Ещё 3 машины, разваливаясь на части, рухнули вниз. После этого враг начал разворачиваться и уходить в сторону Орши. Преследуя оставшихся, четвёрка советских истребителей расстреляла ещё 3 "Юнкерса".

- Молодцы, орлы ! - восхищенно передал по радио Вусс. - Благодарю за чёткую работу.

Через несколько минут радиостанция наведения вновь передала, что с запада приближаются "Юнкерсы" и "Фоккеры". В их строю 35 машин. Маскируясь облаками, четвёрка Ла-5 пошла навстречу врагу. Удар был нанесен внезапно, со стороны солнца, из-за кучевых облаков. И снова 3 "Лапотника" рухнули на землю.

Однажды, это было в начале 1944 года юго - восточнее Витебска, 8 Ла-5 вылетели на отражение удара воздушного противника. Группой командовал Старший лейтенант Климанов, который к тому времени был уже заместителем командира эскадрильи 49-го истребительного полка. Над целью враг не появлялся. Когда уже кончалось время патрулирования, Климанов вдруг заметил 6 "Мессеров".

- В атаку ! - скомандовал он и, пикируя, понесся на врага.

"Мессеры", видимо, не ожидали такого молниеносного нападения и сразу же потеряли ведущего. Его сбил командир группы. Выходя из первой атаки, Климанов почувствовал удар по крыльям "Лавочкина" и боль в затылке. "Ранен !" - мелькнула мысль. Надо было срочно выходить из боя. С трудом он добрался до своего аэродрома и благополучно приземлился. А через несколько дней, залечив рану, вновь поднялся в небо.

Позади остались бои над Смоленском, Минском, Гродно. Впереди была братская Польша.

Как-то раз 6 Ла-5 под командованием Подполковника Бориса Петровича Арбатова вылетела на прикрытие наших войск, находившихся на плацдарме за рекой Нарев. И уже через несколько минут над целью появились 2 FW-190. Арбатов и Климанов немедленно устремились в атаку. Метким ударом Арбатов сразил один "Фоккер", второго - настиг меткой очередью Климанов. Немецкий пилот выбросился с парашютом и был пленён нашими наземными войсками. Он оказался командиром группы истребителей, известным асом, награждённым несколькими Железными крестами.

И ещё один бой запомнился Климанову. Патрулируя как-то над рекой Нарев, 6 Ла-5 под его командованием встретили большую группу вражеских истребителей FW-190. Имея преимущество в высоте, наши истребители устремились в атаку. С первого же залпа они сбили 3 "Фоккера". Но в разгар боя подошли ещё 12 вражеских бомбардировщиков. "Лавочкины" с ходу атаковали и эту группу, заставив её часть бомбового груза сбросить куда попало и уйти на запад. На обратном пути Климанов встретил 6 "Фоккеров", шедших с линии фронта. Враг, видимо, принял наши истребители за свои. Этим немедленно воспользовались наши лётчики. Атакуя, они сбили ещё 5 самолётов.

Климанов И.К.

Более 280 боевых вылетов совершил лётчик - истребитель Иван Кириллович Климанов за годы войны. Закончил её Капитаном, командиром эскадрильи. В воздушных боях он лично сбил 17 самолётов и 6 - в группе. Это был весомый вклад мужественного воина в общую победу.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года Капитан Климанов Иван Кириллович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году по состоянию здоровья демобилизовался из армии, жил и работал в Москве.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана И. К. Климанова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
124.08.1942 г.1  Ме-109Богданово - МызыньЛаГГ-3, Ла-5, Як-3.
216.12.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Соколино
31  Ме-109  (в группе - 1 / 3)Осуга - Помельницы
417.12.1942 г.1  Ju-87  (в паре - 1 / 2)Плющево - Веригино
51  Ju-87юж. Крюково
611.08.1943 г.1  Ju-87Киров
716.08.1943 г.2  FW-190Шуи
812.10.1943 г.1  FW-190  (в группе - 1 / 3)Баево - Ленино
914.10.1943 г.1  FW-190Зверовичи - Баево
1017.10.1943 г.1  Ju-87Скуматы - Черноручье
111  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Скуматы - Черноручье
1204.12.1943 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Рыбалтово
1316.07.1944 г.1  FW-190р-н Осовец
1422.07.1944 г.1  FW-190Плебановцы - Огродники
1525.07.1944 г.1  FW-190юго-зап. оз. Кально
161  FW-190Кулево
1713.10.1944 г.1  FW-190Яск - Гнойна
181  FW-190сев. Макув
191  FW-190юго-зап. Макув
201  FW-190Хелхы - Кнеца
2114.10.1944 г.1  FW-190Мозяновка
2226.04.1945 г.1  FW-190вост. Фаренфельде

      Всего сбитых самолётов - 17 + 6;  боевых вылетов - около 300.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz