Коблов Сергей Константинович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Коблов Сергей Константинович

С.К.Коблов.

Родился 22 Ноября 1915 года в селе Коби, ныне Казбегского района Республики Грузия, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и авиационную школу Гражданского Воздушного Флота в городе Батайск Ростовской области в 1936 году. После призыва в Красную Армию в 1941 году был направлен на курсы командиров звеньев истребительной авиации, после окончания которых проходил службу в 160-м авиационном полку.

С Августа 1941 года Младший лейтенант С. К. Коблов на фронтах Великой Отечественной войны. По Апрель 1942 года служил во 2-й ОИАЭ ПВО; по Сентябрь 1942 года - в 182-м ИАП; по Декабрь 1943 года - в 910-м ИАП; по Май 1945 года - в 787-м ИАП.

К Сентябрю 1942 года командир звена 182-го истребительного авиационного полка  (105-я истребительная авиационная дивизия, ПВО территории страны)  Старший лейтенант С. К. Коблов в 17 воздушных боях сбил 9 самолётов противника.

12 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. Окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным полком. 17 Июня 1954 года Подполковник С. К. Коблов погиб при облёте нового реактивного истребителя.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени; медалями. Его имя носят улицы в городах Орджоникидзе и Цхинвали. В городе Орджоникидзе установлен памятник, а в городе Еазбеги  (Грузия) - бюст Героя.

*     *     *

Сергей Коблов - один из тех славных соколов советской авиации, которые были удостоены высокого звания Героя Советского Союза в самые тяжёлые дни войны, когда нашей авиации приходилось вести неравную борьбу с противником, имевшим численное превосходство не только в воздухе, но и на земле, и на море.

Свою первую победу С. К. Коблов одержал осенью 1941 года, в одном из первых боевых вылетов, заставив приземлиться немецкого разведчика Ju-88 в расположение наших войск.

С 1942 года он воевал в составе 182-го истребительного авиационного полка. В борьбе с группами немецких бомбардировщиков неоднократно, несмотря на сильный заградительный огонь и атаки истребителей противника, атаковал лидеров групп и, как правило, уничтожал их...

В одном из наградных документов ему дается следующая характеристика:

"С. К. Коблов обладает отличной выучкой, высоким мастерством пилота, отлично владеет авиационной техникой, летает в любых условиях, при ограниченной видимости, на любых высотах достаёт самолёт противника, при самых сложных условиях выполняет боевые задания сам лично".

Немецкие войска рвались к Сталинграду, к богатствам Кавказа. Это были места, хорошо знакомые Сергею Коблову. Он родился в Осетии, учился в средней школе в городе Орджоникидзе, работал в Краснодаре. В 1936 году 20-летний юноша с отличными показателями окончил лётную школу в городе Батайске, после чего готовил пилотов в аэроклубе в городе Цхинвали. В Сталинграде он работал начальником аэроклуба.

А теперь Сергею пришлось на этих направлениях совершать не учебные полёты, а вести тяжёлые воздушные бои.

За год войны Коблов становится настоящим воздушным асом. Правда, некоторое время ему пришлось находиться далеко от театра военных действий. Об этом он сообщал в одном из писем сестре:

"...Лиза, я оставлен в Ростове. В день по нескольку раз патрулирую на своем "ЛаГГе" на высоте от 1 до 7 - 8 тысяч метров, но ещё до сих пор никого не встретил... Горе тому, кто попадётся мне первый..."

Но это "патрулирование" длилось недолго. Вскоре Коблов "в день по нескольку раз" совершал боевые вылеты, из которых неизменно выходил победителем.

Однажды, это было 24 Октября 1941 года, 5 наших истребителей во главе с Кобловым поднялись в воздух. Они должны были прикрыть с воздуха участок железной дороги Ростов - Кущевка. Истребители патрулировали, охраняя нормальную деятельность железной дороги. Вражеская авиация не появлялась. Командир уже дал сигнал своим ведомым возвращаться на аэродром. И вдруг... со стороны Таганрога показалась группа фашистских истребителей, боевым порядком направлявшаяся к железной дороге. Коблов насчитал 10 самолётов, среди них были "Хейнкели" и "Мессершмитты". А у него было всего 5 машин, среди них 2 И-16, 2 И-153 и лишь 1 ЛаГГ-3, на котором летал он сам. Соотношение сил было явно не в пользу советских лётчиков. Вражеские истребители, имея более выгодную высоту, первыми атаковали последнего И-16 и подожгли его. Самолёт камнем пошёл к земле. Лётчик выбросился из горящей машины и с раскрытым парашютом спускался к земле.

Всё это произошло почти мгновенно. Но командир, быстро оценив обстановку, распределил силы: 2 истребителя отделились от остальной двойки и устремились на прикрытие товарища, спускавшегося на парашюте, сам Коблов с ведомым врезался в строй вражеских машин. Атака была безрезультатной. Момент внезапности был упущен. Бой продолжался.

Наконец, Коблов со своим ведомым оказался выше "Мессеров", но над головой висели "Хейнкели", которые сверху пикировали на советские машины. Наконец атаки "Хейнкелей" были отбиты, и Старший лейтенант со своим ведомым оказался над вражескими машинами. Можно атаковать... Прошитый пулемётной очередью "Хейнкель", камнем пошёл к земле. Один из "Мессеров" стал пикировать на Коблова, но тут на выручку ему пришёл ведомый, который удачной атакой сбил вражескую машину.

Потеря 2-х машин обескуражила врагов. Они стали покидать поле боя. Но и положение советских лётчиков с каждой минутой осложнялось: у Коблова иссякли боеприпасы, а у ведомого горючее оставалось только на обратный рейс. "На 25 минуте, - писал об этом бое Коблов, - на высоте 4200 метров я вспомнил, что у моего ведомого на исходе горючее, И мы оба вышли из боя. Противник больше не атаковал. Результаты боя: из 10 самолётов сбито 2..."   Конечно, пытаться в этих условиях преследовать врага было неразумно.

Так уж повелось, что Сергей Константинович всегда выходил победителем из боя. Молодые лётчики, прибывавшие в полк, смотрели на Сергея с нескрываемым восхищением. Каждый из них считал за честь пойти на боевое задание вместе с Кобловым. У него было чему поучиться: необычайная сила воли, уверенность в воздухе, глубокое знание техники и тактики воздушного боя. Даже старые лётчики, имевшие за плечами по нескольку десятков вылетов, следовали его приёмам ведения боя. Вот как характеризовался Коблов при представлении его на звание Героя Советского Союза:

"Командир авиационного звена Старший лейтенант С. К. Коблов в Отечественной войне с немецкими захватчиками участвует с начала военных действий. В воздушных боях проявил себя бесстрашным воздушным бойцом, волевым командиром. В бою, рискуя жизнью, идёт на выручку товарищей. Летает на самолётах И-16, ЛаГГ-3 днём и ночью. Техникой пилотирования владеет в совершенстве. Участвовал в 17 воздушных боях, во время которых лично сбил 9 самолётов, из них 3 "Юнкерса", 3 "Мессершмитта", 2 "Хейнкеля" и 1 "Дорнье".

Приведённые в реляции данные сами говорят за себя. И всё же хочется подметить ещё одну важную деталь: перечисленные вражеские самолёты, сбитые Кобловым, имели по сравнению с его самолётом лучшую скорость, маневренность и более сильное пушечное, пулеметное вооружение. По тактико - техническим данным самолёт Коблова уступал им во всех отношениях, кроме одного - в мастерстве пилота, в его морально - боевых качествах. Командир полка Герой Советского Союза Подполковник М. П. Нога лаконично и в то же время тепло рассказывал о волевых качествах Коблова.

"Уже к весне 1942 года Коблов был настоящий лётчик, имел несколько десятков боевых вылетов... Помню, в Апреле успешно участвовал он в ночной штурмовке аэродрома противника в Мариуполе - оттуда готовился бомбардировочный налёт на Ростов... Эскадрилью вёл я, Коблов командовал звеном. Атаковали за час до темноты, зашли с тыла. На стоянке 40 "Юнкерсов", перед ними выстроен личный состав, офицер дает последние указания... Когда мы подошли, враги не разобрались, приняли нас за своих - очень низко шли - приветствуют, машут руками... Ну, думаем, сейчас мы вам покажем !   Ударили по стоянкам, угодили в штабеля бомб - дым коромыслом, огненная лавина. 12 бомбардировщиков полностью сгорело, 13 повреждено основательно... Проутюжили аэродром - чистая была работа !.. Здесь Коблов держался хорошо, грамотно, и звено его было, пожалуй, лучшим..."

Далее в характеристике указывалось, что Коблов неоднократно прикрывал военные и промышленные объекты, сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков, летал на перехват самолётов противника.

"Всей своей боевой работой на фронте Отечественной войны коммунист Коблов доказал преданность партии Ленина и социалистической Родине. Достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза".

14 Февраля 1943 года Коблову было присвоено это высокое звание.

Лётчики 1-й эскадрильи 910-го ИАП. 1943 г.

Лётчики 1-й эскадрильи 910-го ИАП, лето 1943 года.  В центре - Капитан С. К. Коблов.

С ростом боевой мощи нашей авиации росло и совершенствовалось боевое мастерство лётчиков. Прекрасным мастером своего дела стал и С. К. Коблов.

Однажды Сергей Коблов вступил в бой с группой немецких истребителей. Бой начался на высоте 800 метров, а закончился на высоте 4000 метров. Советский ас расстроил боевые порядки противника. Он появлялся то справа, то слева, то в середине. Нередко шёл прямо в лобовую атаку. В один из таких моментов фашист струсил, взмыл вверх, подставив брюхо под пулемётную очередь советского лётчика. Во время атаки следующего самолёта у него кончились боеприпасы, но горючее ещё было. Что делать ?   "Таранить", - мелькнула мысль.

И Сергей решительно направил свою машину на таран. Но враг струсил, уклонился от встречи и исчез. После приземления на аэродроме товарищи Коблова насчитали на его самолете 72 пробоины.

Особо упорные воздушные бои развернулись на Курской дуге, в которых Сергей Константинович принял активное участие. "Сегодня вся страна рукоплещет героям воздушных боёв, нанесших тяжёлое поражение вражеской авиации, - писала в те дни газета "Курская правда". - С гордостью называют куряне имена Героев Советского Союза Коблова и Башкирова, замечательных истребителей Часныка, Горкушку, Елдышева, Рязанцева и многих других".

Примечательно, что немецкое командование применило здесь, на Курской дуге, не только новые танки и самоходки, но и новые самолёты. Советское командование тоже уже имело новые самолёты, которые теперь по своим тактико - техническим данным превосходили вражеские.

Герои, скромно рассказывая на страницах той же газеты о своём участии в этих боях, не мог скрыть своего восторга по поводу новых самолётов. "Я на своём "Яке" погнался за новым вражеским истребителем "Фокке-Вульф-190", - говорил Сергей, - спасибо авиастроителям, спасибо конструктору Яковлеву - замечательную машину соорудили они для нас: быструю, изворотливую. Даю газ, догоняю фашиста. Так вот он, гад. Врёшь, не уйдёшь !   Прицеливаюсь, стреляю, и вот уже запылал фашист. Для порядка даю несколько дополнительных очередей в пылающий самолёт. Теперь лечу к другому. В этот день лётчики только одной нашей части сбили 40 вражеских самолётов".

Свой лучший бой Капитан С. К. Коблов провёл 11 Мая 1943 года, когда, отражая налёт на железнодорожный узел Валуйки, он сбил бомбардировщик Ju-87 и истребитель FW-190, а всего ведомая им четвёрка сбила 7 немецких самолётов.

Сам Сергей Константинович вспоминает о тех событиях так:

"Мы получили донесение, что к одному из наших важных военных объектов направляется группа вражеских бомбардировщиков в составе 20 - 25 машин, сопровождаемых приблизительно таким же количеством истребителей. Навстречу фашистским пиратам поднялись 4 наших истребителя. Вскоре на высоте свыше 3000 метров мы заметили 8 истребителей. Я уже дал приказ принять боевой порядок и идти на сближение с неприятелем, как один из наших лётчиков, выйдя вперёд, сигнализировал о появлении другой группы вражеских самолётов - бомбардировщиков, шедших ниже и левее нас прямым курсом на обороняемый объект.

С.К.Коблов.

Использовав облачность, я на своём "Яке" повис над фашистскими самолётами, а затем врезался в первое их звено, состоящее из 3-х машин. С первого же захода мне удалось сбить крайний правый самолёт и повредить второй. Другая пара наших самолётов успела сбить ещё один вражеский бомбардировщик.

В это время навстречу нам ринулись 4 "Фокке - Вульфа". Мы сразу же пошли на них в лобовую атаку.

Горячая, напряжённая схватка продолжалась 10 минут. Мне удалось сбить ещё одну вражескую машину, а другую - поджечь. Всего, в этом неравном бою 4 наших истребителя сбили 7 фашистских машин и 3 подбили.

Обороняемый нами объект не пострадал ни в какой степени. Мы и близко не подпустили к нему гитлеровских стервятников".

На разгроме немецких войск под Курском не заканчивается боевой путь Героя. Звено, а затем эскадрилья советских истребителей под командованием Капитана С. К. Коблова неотступно преследовала врага на Смоленщине, Белоруссии, Прибалтике.

Ко дню исторической победы над гитлеровской Германией С. К. Коблов сбил 22 самолёта противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 13 личных и 7 групповых побед. ]  Среди сбитых им машин, более половины - двухмоторные тяжёлые бомбардировщики: Do-215, Do-217, He-111, Ju-88. Большинство боевых вылетов он провёл на "Яках".

В книге Галины Красовской - "Я выбрал небо"  (повесть в документах и рассказах о Герое Советского Союза С. К. Коблове)  есть такие строки:

"Тысяча оставшихся позади воздушных военных дорог, тысяча пуль, миновавших его, тысяча больших приобретений и незабываемых потерь. Солдат, лётчик, герой Сергей Коблов подводит итоги - слова его по - военному скупы:

С.К.Коблов.

"Имею более 50 воздушных боёв, штурмовал аэродромы противника, ходил на патрулирование, на разведку. Всего сделано за время войны более 400 боевых вылетов. Самолёт не терял ни разу. Сбитых самолётов противника - 22. Из них: 16 лично и 6 - в группе".

Так воевал с немецко - фашистскими захватчиками Герой Советского Союза Сергей Константинович Коблов.

После окончания Великой Отечественной войны Герой остался в рядах Советских Вооружённых Сил. С Мая по Сентябрь 1946 года был старшим инспектором по технике пилотирования военной истребительной авиации одного из Западных округов. В 1947 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным полком, испытывал и осваивал новые реактивные истребители, неустанно готовил кадры для советской авиации. 17 Июня 1954 года погиб при исполнении служебных обязанностей.

*     *     *

Список всех известных побед Майора С. К. Коблова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
128.04.1942 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)юж. БатайскЯк-1, Як-9.
229.04.1942 г.1  Ме-109Политотдельское
311.07.1942 г.1  Не-111Гниловская
415.07.1942 г.1  Не-111  (в паре - 1 / 2)Таганрогский залив
517.07.1942 г.1  Ме-109Чалтырь
61  Ju-88Нижне - Гниловская
718.07.1942 г.1  Ме-109Гниловская
819.03.1943 г.1  Не-111Ольховатка
94  Ме-109  (в группе - 4 / 8)Валуйки
1029.03.1943 г.1  Не-111Валуйки
1110.05.1943 г.1  FW-190сев - зап. Щигры
1211.05.1943 г.1  Ju-87Черемисиново - Ольховатка
131  FW-190Черемисиново - Ольховатка
1412.05.1943 г.1  FW-190Малоархангельск
1502.06.1943 г.1  Do-217Дубовка
161  Do-217юж. Соборовка
1726.06.1943 г.1  FW-190  (в группе - 1 / 3)сев - зап. Фатеж

      Всего сбитых самолётов - 13 + 7.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz