Константинов Анатолий Устинович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Константинов Анатолий Устинович

А.У.Константинов

Родился 12 Июня 1923 года в Москве, в семье рабочего. Окончил 9 классов неполной средней школы и аэроклуб. В 1940 году, по путёвке комсомола, был направлен в Тбилисскую военную авиационную школу пилотов, которую успешно окончил в 1941 году.

С 1942 года сержант А. У. Константинов в действующей армии. Служил во 2-м ИАП  (85-м Гвардейском ИАП). Сражался на Южном, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. Участвовал в освобождении Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии.

К Февралю 1945 года командир эскадрильи 85-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)  Гвардии капитан А. У. Константинов совершил 294 боевых вылета, в 90 воздушных боях сбил 19 самолётов противника.

К концу войны произвёл 327 боевых вылетов, участвуя в 107 воздушных боях, лично сбил 23 самолёта противника.

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны почти 20 лет служил на Дальнем Востоке. Летал до 1962 года на различных типах боевых машин - МиГ-15 и МиГ-19, Як-25 и Як-28. По личному ходатайству Маршала Малиновского был принят в Военную академию Генерального штаба, которую окончил в 1964 году. В 1970 - 1980 года командовал войсками Бакинского, а в 1980 - 1987 годах - Московского округов ПВО. С 1985 года - Маршал авиации. Депутат Верховного Совета СССР 9 - 11 созывов. Умер 22 Октября 2006 года.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями. Удостоен ряда иностранных орденов и медалей.

*     *     *

Московский школьник Анатолий Константинов, как и многие его сверстники, спешил всё познать, всё попробовать сделать своими руками. Ему хотелось быть похожим и на стахановцев, и на полярников дрейфующей станции, но больше всего на героев - лётчиков Чкалова, Байдукова, Белякова. И поэтому он самозабвенно учился в Бауманском аэроклубе. Недосыпал. Спешил по ночному городу к лётному полю, а потом, с утренних полётов, - на занятия, работу.

Ещё дома, в Сыромятниках, на школьной скамье Анатолий пристрастился к книгам, они стали его добрыми друзьями. Много читал и в военной авиашколе. Там, под руководством опытных командиров, он в совершенстве освоил лётное дело, получил крепкую закалку, приобрёл прочные теоретические знания, научился летать.

Война застала Константинова в 83-м истребительном авиационном полку. Здесь он осваивал новый самолёт Як-1, недавно поступивший на вооружение ВВС, учился летать в любую погоду, совершенствовал стрельбу из пулемётов и пушки.

Анатолий рвался на фронт. Он просил командование направить его на Западный фронт, защищать от воздушных налётов врага свой родной город - Москву. Однако в действующую армию 19-летний Константинов попал лишь летом 1942 года. Причём направили его под Сталинград. Там тогда развернулась ожесточённая битва, ставшая одним из поворотных событий Великой Отечественной войны.

Он прибыл на место в конце Августа и с ходу включился в боевую работу. Летая на истребителе Як-1, Анатолий принял участие в жарких схватках с немецкой авиацией над Мамаевым курганом. Больше половины боевых вылетов у Константинова было связано с сопровождением штурмовиков. Анатолий обеспечивал эффективность их удара, отбивал атаки истребителей врага. За это он пользовался уважением у лётчиков - штурмовиков, имел от командования штурмовых полков и дивизий благодарности.

В первых же воздушных боях показал себя смелым бойцом. Вступал в схватки, не пасовал перед численно превосходящим врагом. В первых, самых опасных боях он чувствовал неоценимую опеку и поддержку опытных воздушных бойцов, будущих Героев Советского Союза П. Дзюбы и И. Леонова... В ходе этой битвы Лейтенант Константинов в Ноябре 1942 года был легко ранен в руку.

Но чаще всего ему приходилось сопровождать штурмовиков, прикрывать их во время выполнения задания. "Илы", на первый взгляд тяжеловесные и маломаневренные машины, в воздухе словно бы преображались. Летая на небольшой высоте, они стремительно появлялись над войсками противника. Реактивными снарядами, бомбами, пушечно - пулемётным огнём наносили удары по врагу. Служебная характеристика Анатолия Константинова того времени свидетельствует:

А.У.Константинов

"20.10.1942 года. Первым вступил в бой. Смело атаковал группу Ме-109. Увлекал за собой товарищей. Рисковал жизнью, прикрывая ведомого. Выручил его в почти безнадёжном положении. Лично сбил самолёт противника.

23.03.1943 года. Вёл четвёрку "Яков" на перехват бомбардировщиков. Встретил 18 "Юнкерсов" под прикрытием 6 Ме-109. Не дрогнул, не растерялся. Дерзко атаковал строй бомбардировщиков. Навязал ожесточённый бой. Рассеял "Юнкерсы" и обратил в бегство. "Мессеры" пытались спасти положение, но сами потеряли одну машину. Двух самолётов недосчитался противник. Один из них сбил Константинов.

15.05.1943 года. Сопровождал штурмовиков. Мастерски отбивал атаки вражеских истребителей. Был надёжным щитом "Илов", которые прочёсывали передний край обороны врага. В бою Константинов не знает страха, сражается до последнего патрона, пока в баках машины остаётся хоть капля горючего".

Как - то раз молодые лётчики спросили Константинолва, испытывал ли он страх во время воздушного боя с врагами.

- Страшно бывает тогда, - ответил Анатолий, - когда думаешь о смерти. В бою же некогда думать об этом. В бою все мысли заняты только тем, как поразить врага. Какой тут страх, когда в твоём родном небе летает враг, которого надо уничтожить ! - И немного подумав, добавил: - Страх бывает тогда, когда ты беспомощен, беззащитен, когда тебе нечем отразить удар. Но если ты силён духом, веришь в себя и свой самолёт, если рядом с тобой верные товарищи, никакого страха быть не должно !

Как правило, Константинов навязывал врагу свою манеру боя. Умел быть собранным. Почти каждая его пушечно - пулемётная очередь достигала цели. И всё же - чего не бывает на войне ! - однажды он сплоховал, недооценил противника и тут же был наказан - ранен в руку. Но продолжал драться, не вышел из боя, ибо понимал, что тогда его четвёрку "Яков" постигнет неудача. Враг имел тройное превосходство. Товарищи верили в Константинова. Он был командиром, ведущим группы. И он продолжал сражаться. Ни друзья, ни враги не заметили, что он получил ранение. И только тогда, когда истребитель коснулся земли аэродрома, Анатолий почувствовал, что силы его на исходе. С трудом остановил машину, а зарулить в капонир уже не смог.

И вот новая страница боевой биографии лётчика А. Константинова - участие в боях по освобождению Крыма. В тот период он лично выполнил 44 успешных боевых вылета на сопровождение групп штурмовиков. В условиях ожесточённых воздушных боёв с вражеской авиацией молодой лётчик сбил 6 самолётов противника: Ме-109F, Ju-87, четыре FW-190.

Мужество, отвага, мастерство молодого лётчика не остались незамеченными. Вскоре Константинова назначили командиром звена, затем и эскадрильи, присвоили звание Капитана. К тому времени авиаполк, в котором он воевал, стал 85-м Гвардейским. Многие авиаторы были награждены орденами и медалями. Ордена Красной Звезды и Красного Знамени вскоре засияли и на груди Анатолия Константинова.

С каждым месяцем росло мастерство Анатолия Устиновича. Он всё чаще действовал как подлинный герой. Вот как сложился у него бой с противником 8 Апреля 1944 года. Тогда он, ведущий четвёрки "Яков", выполнял боевую задачу по сопровождению группы штурмовиков. В районе цели они были атакованы 10 немецкими истребителями FW-190 и Ме-109F.

Гвардии капитан А. Константинов, приняв мужественное решение, вступил в неравный бой. Под его руководством четвёрка истребителей сбила 3 вражеских самолёта, остальные скрылись. Сам А. У. Константинов лично сбил тогда Ме-109F. А главное - удалось предотвратить потери среди сопровождаемых штурмовиков.

Летом 1944 года 85-й Гвардейский авиаполк, где служил Гвардии старший лейтенант Константинов, сдав свои Як-7Б, был перевооружён на новейшие истребителия Як-3. Один из лучших пилотировщиков полка и дивизии, он удивлял даже видавших виды асов безукоризненной точностью в управлении самолётом.

Когда в Румынии Анатолий выполнил показательный полёт перед королём Михаем, восхищённый монарх, имевший диплом лётчика, настолько проникся вдохновляющей лёгкостью увиденных воздушных эволюции, что сам порывался взлететь на Як-3.

Як-3

С Августа по Сентябрь 1944 года Гвардии капитан А. У. Константинов воевал в небе Польши. И здесь ему пришлось выдержать трудный командирский экзамен. Его эскадрилья провела 44 боя и сбила 25 самолётов врага, не потеряв при этом ни одного из своих лётчиков.

В 1944 - 1945 годах Константинов принимал участие в боях на территории Румынии и Венгрии. Тогда его эскадрилья успешно выполняла задания по прикрытию своих войск и военных объектов, не допускала их бомбардировки самолётами противника. В ряде воздушных боёв лётчикам приходилось бить численно превосходящего врага. Так, 21 Октября 1944 года шестёрка "Яков" под командованием Гвардии капитана Константинова вылетела с задачей не допустить бомбардировки наших аэродромов самолётами противника. Истребители встретили до 30 FW-190 с подвешенными бомбами. Даже при 5-кратном превосходстве противника Константинов завязал воздушный бой. В первой же атаке он сбил "Фоккер". Его ведомые последовали примеру комэска: сбили ещё 2 FW-190. Смелые действия советских лётчиков вызвали панику у противника. Не долетев до цели, вражеские лётчики беспорядочно сбросили бомбы и ушли на свой аэродром.

Личный состав эскадрильи любил своего командира искренне и самозабвенно, готов был идти за ним на выполнение любого задания. Сам он к Февралю 1945 года выполнил 294 боевых вылета  (159 раз он сопровождал наши штурмовики и бомбардировщики, 78 - прикрывал наземные войска, 33 - разведывал ближние тылы противника, 18 - летал на перехват бражеских бомбардировщтков, 6 - на свободную охоту). Проведя 90 воздушных боёв, лично сбил в небе Сталинграда, Крыма, Украины, Румынии, Польши, Вегрии и Чехословакии 19 вражеских самолётов.

Воздушный бой - суровый экзамен. Потеряешь хоть секунду - не выполнишь боевого приказа. Не поразишь противника с первой атаки, первой очередью - не исключено, что он поразит тебя. Быстрая и точная атака, снайперская очередь, дерзость и смелость - ключ к победе.

Всё было у Гвардейца Константинова: и храбрость, и лётное мастерство, и вера в доверенную ему боевую технику. А ещё - неукротимое стремление сражаться с врагом до полного его уничтожения. Когда однажды у Анатолия спросили, как ему живётся на фронте, что его больше всего огорчает, он, не задумываясь, ответил: "Самое неприятное на фронте - это когда нелётная погода..."

Помимо личной смелости и боевого мастерства, Анатолий Устинович в ходе войны проявил и талант руководителя. Являясь командиром эскадрильи, он умело командовал подчиненным лётным составом. К Февралю 1945 года лётчики его эскадрильи сбили 25 самолётов противника, не понеся ни единой потери.

За героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами на Сталинградском, Южном, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах, за боевые подвиги, совершённые в небе Крыма, Румынии и Венгрии, 4 Февраля 1945 года командование представило Гвардии капитана А. У. Константинова к званию Героя Советского Союза.

Ещё не раз после этого он поднимался в воздух навстречу врагу. К концу войны Анатолий Константинов произвёл 327 успешных боевых вылетов, участвуя в 107 воздушных боях, довёл счёт лично сбитых вражеских самолётов до 23.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личные победы лётчика. ]  Среди сбитых машин по одному Не-111, Ju-88 и FW-189, среди остальных - Ju-87, Ме-109 и FW-190. В боях он был трижды подбит, ранен. Повреждённую машину приземлял в расположении своих войск.

Следует отметить, что войну Константинов закончил летая на дарственном самолёте. Этот истребитель был построен на средства жителей Ростова - на - Дону.

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны А. У. Константинов остался служить командиром авиационной эскадрильи. Вскоре он был назначен заместителем командира полка. А с Ноября 1952 года возглавил авиаполк. С Февраля 1956 года он уже заместитель командира, а с Марта 1957 года - командир истребительной авиационной дивизии. В Апреле 1958 года он стал командиром дивизии ПВО.

В 1964 году А. У. Константинов окончил Военную академию Генерального штаба. С 1968 года командовал корпусом ПВО. В Декабре 1970 года стал командующим Отдельной армией ПВО - заместителем командующего Дальневосточным военным округом по войскам ПВО.

В 1973 году Анатолий Устинович назначен командующим войсками Бакинского округа ПВО. В Марте 1980 года он стал командующим войсками Московского округа ПВО. В 1982 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С Мая по Август 1987 года и в 1990 - 1992 годах работал в Группе генеральных инспекторов МО СССР.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. У. Константинова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
122.02.1943 г.1  Ме-109Ивановка - КолесниковоЯк-1, Як-9.
222.03.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Ростов
314.07.1943 г.1  FW-189Куйбышево
431.07.1943 г.1  Ме-109юж. Первомайск
529.09.1943 г.1  Не-111Михайловка
629.10.1943 г.1  Ме-109юго - вост. Каховка
708.04.1944 г.1  Ме-109юго - вост. Тархан
810.04.1944 г.1  Ju-87сев - вост. Кирк
916.04.1944 г.1  FW-190сев. мыса Херсонес
1017.04.1944 г.1  FW-190сев - зап. мыса Херсонес
1125.04.1944 г.1  FW-190колхоз "Большевик"
1206.05.1944 г.1  FW-190юго - зап. Мекензиевы горы
1305.08.1944 г.1  FW-189сев - зап. Мелец
1411.08.1944 г.1  FW-190Очленгув
1512.08.1944 г.1  FW-190сев - зап. Немецыце
161  FW-190зап. Сташув
1721.10.1944 г.1  FW-190вост. Сарваш
1808.12.1944 г.1  FW-190сев - зап. Асод
1904.02.1945 г.1  Ме-109вост. Циглед
2014.02.1945 г.1  Ме-109сев. Позмонд
2119.02.1945 г.1  Ме-109сев. Покозд
2202.05.1945 г.1  FW-190Пивин

      Всего сбитых самолётов - 22 + 0   боевых вылетов - 327;   воздушных боёв - 96.




Маршал авиации А. У. Константинов.Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz