Ковалев Константин Федотович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Ковалёв Константин Федотович

Ковалёв К.Ф.

Родился 20 Мая 1913 года в станице Мингрельская, ныне Абинского района Краснодарского края, в семье кустаря. Окончил строительное училище в Новороссийске, работал арматурщиком на заводе "Красный котельщик" в Таганроге (Ростовская область). В 1934 - 1938 и 1941 - 1946 годах служил в Красной Армии. В 1937 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Работал лётчиком - инструктором в аэроклубе.

С Января 1942 года, окончив Курсы усовершенствования начсостава ВВС ВМФ в Моздоке, Лейтенант К. Ф. Ковалёв сражался в составе 21-го истребительного авиационного полка. В Ноябре 1942 года переведён в 13-й авиационный полк. Участвовал в сражении под Ленинградом, в освобождении Прибалтики, в боях за Восточную Пруссию.

К середине Октября 1943 года заместитель командира эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка  (9-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота)  Старший лейтенант К. Ф. Ковалёв совершил 350 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 12 и в составе группы 12 самолётов противника.

22 Января 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К 1945 году командир эскадрильи 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ Гвардии капитан К. Ф. Ковалёв выполнил около 500 успешных боевых вылетов. Участвуя в 54 воздушных боях сбил 34 самолёта противника.

В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. С 1946 года Капитан К. Ф. Ковалёв - в запасе. Жил и работал в Краснодаре. Умер 16 Февраля 1995 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

В числе экспонатов созданного во время войны Музея обороны Ленинграда был самолёт Як-7. Теперь этого музея, к сожалению, нет. Нет и самолёта. Но портрет, который стоял возле фюзеляжа этого самолёта на специальной подставке, сохранился. Это портрет Героя Советского Союза капитана Константина Федотовича Ковалёва. До того как стать музейным экспонатом, этот Як-7 был его боевой машиной. Пояснительный текст к экспонату состоял главным образом из цифр. На этой машине Ковалёв совершил около 400 боевых вылетов, сбил 19 самолётов врага, из них 7 лично, 40 раз штурмовал наземные войска противника. И лишь в заключение говорилось об одном бое. Впрочем, здесь тоже преобладали цифры: вместе с 4 товарищами, Ковалёв навязал бой 23 немецким самолётам. В результате 22-минутного боя нашими лётчиками было сбито 5 вражеских машин. Дополним эти скупые данные 3-мя эпизодами из боевой практики Константина Ковалёва.

20 Мая 1943 года 6 наших самолётов были атакованы над Финским заливом 18 истребителями противника. Ведущий шестёрки Старший лейтенант К. Ф. Ковалёв очутился в тяжёлом положении. Его, командира группы, атаковало сразу несколько вражеских машин. Отбиваться было нелегко. И вдруг он увидел, что лётчику Кириллову угрожает ещё большая опасность: немецкий истребитель расстреливал его машину почти в упор. Ковалёв бросился на выручку товарищу. "Мессер", атаковавший Кириллова сзади, сам загорелся и вскоре рухнул в воду...

Истребитель Як-7

Истребитель Як-7.  На такой машине сражался К. Ф. Ковалёв в 1942 году.

Второй случай произошёл 15 Июня, того же, 1943 года. Взлетев по тревоге, Ковалёв один вступил в бой с 8 немецкими истребителями. "Фокке - Вульфы" пришли штурмовать аэродром и, потому, имели под фюзеляжем и крыльями подвешенные бомбы. Вести воздушный бой с таким грузом довольно опасно. Немцы понимали своё затруднительное положение. А Ковалёв беспрерывно атаковал врага, бросаясь то на одного, то на другого. "Фокке - Вульфам" пришлось уйти. Но вскоре они снова появились. Освободившись от бомб, они решили разделаться с нашим истребителем.

Ковалёв бросился в атаку. Бой этот длился 15 минут. Подоспевшие товарищи помогли Константину одержать победу над врагами. Один FW-190 упал в районе Красной Горки, 2 других, получив сильные повреждения, с трудом перелетели линию фронта. Не добившись ничего, ушли и остальные 5 "Фоккеров".

Последний из случаев, о которых хочется рассказать, произошёл 24 Июня 1943 года. Во время учебно - тренировочного полёта с молодым лётчиком Ковалёв услышал по радио, что над нашим передним краем появился немецкий корректировщик. Прекратив учебный бой, Ковалёв взял курс к линии фронта. Ещё издали он увидел: корректировщик прикрывают 2 Ме-109. Это усложняло дело. Пока атакуешь корректировщик, "Мессеры", чего доброго, собьют тебя самого.

Воспользовавшись тем, что враги ещё не заметили его, Ковалёв отошёл в сторону и, набрав высоту, камнем свалился на самолёт - корректировщик. Когда пилоты Ме-109 поняли, что произошло, было уже поздно - их подопечный горел и падал, а наш истребитель исчез так же неожиданно, как и появился.

Вот вам только 3 боевых эпизода, 3 из многих.

*     *     *

Константин Ковалёв родился 20 Мая 1913 года в станице Мингрельская Абинского района Краснодарского края в семье кустаря. В семье было 7 детей, жили бедно, в школу он пошёл поздно. В колхоз семья вступила первой. Костя тоже работал в колхозе сапожником. Скромным сельским пареньком пришёл он в учебный класс фабрично - заводского училища строителей в Новороссийске. С 14 лет работал арматурщиком на заводе "Красный котельщик" в городе Таганроге, затем - в Ростове-на-Дону. Природа наградила юношу умом, талантом, необыкновенной тягой к знаниям.

По комсомольской путёвке Константин Ковалёв был направлен в лётнюю школу Сталинграда. Жажда учиться и летать позволили ему блестяще закончить полный курс обучения в 1937 году, работать лётчиком - инструктором в Сталинграде. Отсюда он и ушёл на фронт. Часть формировалась в городе Ейске, потом в городе Моздоке.

С Января 1942 года, окончив Курсы усовершенствования начсостава ВВС ВМФ в Моздоке, Ковалёв сражался в рядах 3-й эскадрильи 21-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Он стал искусным воздушным бойцом. Водил свой Як-7 днём и ночью, в любую погоду, "на отлично" выполнял боевые стрельбы. В Октябре 1942 года он был награждён первым орденом Красного Знамени.

Вот что пишет о нём в своей книге "С крылатыми героями Балтики", бывший военврач этого полка, ныне доктор медицинских наук, профессор Василий Георгиевич Митрофанов:

"Прибыв в полк осенью 1941 года я становился свидетелем и участником его истории. Полк был укомплектован замечательными людьми. Лётный и технический состав в большинстве своём молодые кадровые военнослужащие. Многие встретили войну в частях ВВС КБФ в тяжёлых боях в Прибалтике и под Ленинградом. Среди них были и участники финской кампании 1939 - 1940 годов. Была и молодёжь, ещё не видевшая войны.

...Осенью 1942 года состоялось очередное медицинское обследование лётчиков 3-й эскадрильи. Лейтенант К. Ф. Ковалёв, один из наших лучших лётчиков  (будущий Герой Советского Союза), жаловался на плохой аппетит, неспокойный, поверхностный сон. По утрам вставал с головной болью, разбитым. Пульс у него частил даже в покое. Сомнений не оставалось: яркие симптомы лётного переутомления. Необходимо лечить. Отдыхом, как способом наиболее радикального воздействия на причину. Отпуск или направление в дом отдыха - на выбор. Ковалёв возражает. Мотив - летать некому. Просит таблеток, чтобы улучшить сон.

Нет. Все его возражения напрасны. Больным воевать нельзя. Я доложил командиру полка, который и распорядился отправить Лейтенанта К. Ф. Ковалёва в отпуск. При этом формулировка была продумана очень мудро: доставить тяжело больного лётчика Зосимова с доктором в Москву на санитарном самолёте По-2...

По возвращении из отпуска Константин Федотович Ковалёв недолго оставался в нашем полку. Вскоре его перевели в 13-й полк, ставший потом Гвардейским. Командовал этим полком Майор А. А. Мироненко - впоследствии Генерал - полковник, главнокомандующий ВВС ВМФ. А Ковалёв 22 Января 1944 года стал Героем Советского Союза. Сейчас на пенсии, живёт в Краснодаре. Последний раз мы виделись с ним 9 Мая 1985 года в Ленинграде и в Борках. На его счету к концу войны значилось 487 боевых вылетов, 54 воздушных боя, 20 личных и 15 групповых побед..."

В Ноябре 1942 года, после краткосрочного отпуска, Ковалёв был переведён в 13-й истребительный авиационный полк ВВС КБФ. В его составе он участвовал во многих воздушных боях в небе Ленинграда, Гатчины, Стрельны, в освобождении Прибалтики, в боях за Восточную Пруссию.

Решительность и смелые действия отличали боевой почерк Ковалёва. О дерзкой храбрости Константина в те годы ходили легенды.

К середине Октября 1943 года заместитель командира эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка  (9-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота)  Старший лейтенант К. Ф. Ковалёв совершил 350 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 12 и в составе группы 12 самолётов противника. Награждён 3-мя орденами Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Старшему лейтенанту Ковалёву Константину Федотовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 2914).

Свою боевую деятельность закончил в составе 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ. Всего произвёл 487 успешных боевых вылетов. Участвуя в 54 воздушных боях, сбил лично и в группе с товарищами 34 самолёта противника. Последние победы одержал, летая на истребителе, построенном на средства известного психолога профессора Вольфа Мессинга.

*   *   *

Старинное изречение гласит: "Когда говорят пушки, музы молчат". Может быть в глубокой древности так и было. Но в годы Великой Отечественной войны музы заговорили в полный голос, они являлись мощным идейным оружием, которое помогало нашим бойцам громить ненавистных захватчиков.

С первых дней войны деятели советского искусства активно включались в обслуживание фронта. Сотни артистических бригад отправились в действующую армию, чтобы воодушевить воинов на ратные подвиги.

Но не только своё искусство несли советским воинам в годы войны артисты и музыканты, писатели и учёные. Фронт получал от них замечательные подарки, приобретённые на трудовые сбережения. Это были дарственные танки, самолёты, пушки. Так, на Ленинградском фронте сражался Герой Советского Союза Константин Федотович Ковалёв, летавший на истребителе, подаренном ему профессором Вольфом Мессингом.

Имя этого человека было очень широко известно в 1940 - 1950 годах. Наверное, многие люди старшего поколения помнят афиши: "Психологические опыты Вольфа Мессинга", загадочные сеансы профессора, много лет популярные в нашей стране.

К слову сказать, Вольф Мессинг ещё в 1937 году, когда жил в Польше, предсказал неизбежную гибель Гитлера. Голову профессора гитлеровцы оценили тогда в 200 000 марок. Когда Германия напала на Польшу, Вольф Мессинг, спасаясь от оккупантов, приехал в Советский Союз и стал его подданным.

Ковалёв К.Ф.

Однажды, во время гастролей в Сибири, Мессинг увидел в газете портрет прославленного балтийского лётчика Старшего лейтенанта Константина Федотовича Ковалёва. Указом Президиума Верховного Совета СССР заместитель командира эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка К. Ф. Ковалёв был удостоен звания Героя Советского Союза - за 12 лично сбитых вражеских самолётов, кроме того он уничтожил ещё 12 самолётов в группе.

Профессор тут же решил сделать подарок лётчику. Он внёс в Фонд Красной Армии крупную сумму денег и попросил на них построить боевой самолёт для балтийского аса. Ранней весной 1944 года лётчика Ковалёва вызвали в штаб полка. Командир части приказал надеть новое обмундирование, получить командировку и отбыть в далёкий сибирский город для получения ценного подарка.

И вот встреча на вокзале. Худощавый смуглый человек в шляпе, с тёмными выразительными глазами крепко жмёт руку герою - лётчику. Профессор приглашает Ковалёва на своё представление.

Зал культуры переполнен. Избрали жюри. По просьбе публики его возглавил гость города Герой Советского Союза К. Ф. Ковалёв. Первая записка: "Пусть профессор найдёт спрятанный пакет и прочтёт вложенную в него записку вслух".

Мессинг прошёл в зал, попросил автора просьбы подойти к нему. Подошёл юноша. Профессор взял его за руку и безошибочно подвёл к тому месту, где был запрятан пакет. Развернув записку, Мессинг прочёл: "Попросите гостя рассказать о своих подвигах".

Так главным действующим лицом на сцене оказался Константин Ковалёв. Лётчик коротко рассказал о себе, больше - о друзьях, героях ленинградского неба...

Дальше Иван Илларионович Рощин, журналист написавший 2 книги о помощи тыла фронту и различных именных подарках  (самолётах, танках, орудиях), описывает события так:

"На следующий день Ковалёв встретился с Вольфом Мессингом на заводском аэродроме, у самолёта. На фюзеляже новенького истребителя была выведена надпись: "За победу !". Ниже: "Подарок от советского патриота профессора В. Г. Мессинга балтийскому лётчику Герою Советского Союза К. Ф. Ковалёву".

Як-9 К.Ф.Ковалёва.

- Вручаю самолёт тебе, сын мой Костя, - взволнованно сказал Мессинг. - Бери его и бей врага, чтобы советская земля и небо были навсегда свободны от фашистских оккупантов. Гневом к врагам нашим, любовью к родной отчизне благословляю тебя на месть и победу.

- На моём счету сегодня 16 лично сбитых самолётов врага и 15 в группе, - отвечал лётчик. - Через несколько дней я буду снова в боевом строю своих однополчан. Всенародно клянусь, что на новом самолёте буду жестоко карать врагов, напавших на советскую Родину...

В.Мессинг и К.Ковалёв у Як-9Т.

В. Мессинг и К. Ковалёв возле Як-9Т.  Аэродром завода № 153. Новосибирск. Весна 1944 г.

Шло лето 1944 года. На всём протяжении советско - германского фронта наши воины шли вперёд, освобождая от врагов родную землю. На самолёте Мессинга сражался в небе Прибалтики и Восточной Пруссии и балтийский лётчик Константин Ковалёв, уничтоживший ещё 4 вражеские машины на подаренном ему истребителе".

В начале 1945 года К. Ф. Ковалёв был отозван с фронта и направлен на учёбу в Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, которые окончил в том же году.

В 1946 году Капитан К. Ф. Ковалёв расстался с Военно - Воздушными Силами, поселился в Краснодаре, на забывая о выпавших на его долю испытаниях и победах, за которые он был награждён многими орденами и медалями.

Долгие годы он жил и работал в городе Краснодаре. В начале 1980-х годов прославленный балтийский ас вернулся на родину, проживал в станице Мингрельской, где он и похоронен на кладбище рядом с матерью и сестрой. С сельских просторов станицы Мингрельской начиналась его Россия, которую он безгранично любил и которой был предан до конца дней своих...

Имя его, золотом вписанное в историю Великой Отечественной войны, заслуживает быть увековеченным на родине лётчика.

*     *     *

Справедливости ради, следует отметить что число воздушных побед, одержанных Константином Федотовичем Ковалёвым, в различных изданиях трактуется по - разному. Так, упомянутый выше В. Г. Митрофанов  (бывший военврач 21-го ИАП)  в своих воспоминаниях указывает на 20 личных и 15 групповых побед; историк отечественной авиации Н. Г. Бодрихин, в своей книге "Советские асы": 20 лично и 14 в группе; М. Ю. Быков в своих исследованиях - 17 лично и 17 в группе...

А вот что пишет А. В. Буров  (известный фронтовой корреспондент), в своей книге "Твои герои, Ленинград":

"В заключение должен уточнить, что цифры приведённые в начале этого рассказа, не совсем точны. Константин Федотович Ковалёв сбил не 19, а 34 немецких самолёта. Из них лично - 21. Обьясняется это расхождение довольно просто. После того как его изрядно потрёпанный Як-7 был превращён в музейный экспонат, лётчик продолжал воевать на других машинах. Совсем недавно, разыскав его в кубанской станице Мингрельской, где он теперь живёт, я и узнал окончательный итог боевых побед Героя".

Так сколько же самолётов сбил Константин Федотович Ковалёв ?   Авторы многочисленных публикаций о Герое расходятся во мнении даже относительно общего числа одержанных им побед: 34 или 35. Так, В. Г. Митрофанов и И. И. Рощин указывают на 35 побед. При этом, Митрофанов приводит конкретные цифры: 20 лично и 15 в группе. Рощин указывает на 16 личных и 15 групповых побед к моменту получения дарственного самолёта и ещё 4 победы, одержанные уже на нём.

Н. Г. Бодрихин, А. В. Буров и М. Ю. Быков указывают на 34 победы, но разбивка по личным и групповым - совершенно разная. Что касается данных Н. Г. Бодрихина  (20 + 14)  и А. В. Бурова  (21 + 13), то скорее всего они не верны. Согласно данным И. И. Рощина, уже к моменту получения именного самолёта Ковалёв имел 15 групповых побед  (если принять во внимание возможность опечатки в тексте - "15" вместо "13", то не получается общая цифра в 31 победу, подтверждаемая самим лётчиком на страницах фронтовой газеты "Лётчик Балтики" от 22 Мая 1944 года  (читайте статью ниже).

В то же время, если И. И. Рощин прав в своих данных относительно побед Ковалёва на подаренном самолёте  (4 сбитых), то общее число сбитых должно быть 35  (31 - до получения подарка и 4 - после), а не 34, как указывает в своих исследованиях М. Ю. Быков  (17 + 17).

Что же получается в итоге... Либо, общее число побед всё же равнялось 35; либо - число побед на самолёте Мессинга было не 4  (как указывает И. И. Рощин), а только 3 !   Возможно, что я не прав в своих суждениях и кто-то другой даст нам более точные данные по этому вопросу...

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана К. Ф. Ковалёва.:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
120.05.1943 г.1  Ме-109Финский заливЯк-1, Як-7, Як-9.
215.06.1943 г.1  FW-190Красная Горка
323.07.1943 г.1  FW-190 
404.11.1943 г.1  "Фиат"Лангасмаари
510.11.1943 г.1  "Фиат"маяк Шепелев
629.05.1944 г.1  FW-190Выборгский залив
7??.05.1944 г.2  FW-190 
8??.05.1944 г.1  FW-190 
924.06.1944 г.1  FW-189"линия фронта"
1004.07.1944 г.2  "Спитфайр"о. Тейкарсаари

     Всего сбитых самолётов - 17 + 17  [ 12 + 0 ];  боевых вылетов - более 487;  воздушных боёв - 54.

*     *     *

В ПОДАРОК... ИСТРЕБИТЕЛЬ.

Вольф Мессинг родился неподалёку от Варшавы в 1899 году. Ещё в детские годы он обнаружил в себе способность внушать свои мысли людям. Встречи с известными психологами помогли ему разобраться и развить свои необыкновенные способности, которые употреблял только во благо, хотя много раз его проверяли, не злоупотребляет ли он своим талантом.

Сам он впоследствии писал: "Мне неприятно, когда меня считают шарлатаном и обманщиком. У меня нет хитроумных приборов, как у Кио и других иллюзионистов, на сверхразвитой ловкости пальцев, как у Ашота Акопяна, не прибегаю я к шифрованной сигнализации с тайными помощниками. Я не фокусник, не артист, хотя выступаю на эстраде и в цирке. Многие свойства своего мышления я сам не понимаю. Я был бы рад, если бы кто-нибудь помог мне в этом разобраться".

Ещё до начала Второй Мировой войны он объездил почти весь мир, демонстрируя свои психологические опыты. За то, что Мессинг предсказал крах Гитлера, если тот направит немецкие войска на восток, гестаповцы пообещали 200 000 марок за его поимку. И он в первые дни оккупации Польши в 1939 году оказался в тюрьме, откуда ему удалось бежать, усыпив бдительность фашистов. Все его родственники погибли в еврейских гетто. Ему же удалось найти убежище в Советском Союзе...

В годы Великой Отечественной войны Вольф Мессинг выступал в госпиталях, перед тружениками тыла. Несмотря на чисто символическую плату за посещение его выступлений, Вольфу Григорьевичу удается собрать средства на приобретение истребителя, с тем чтобы подарить его морскому лётчику, Герою Советского Союза Гвардии капитану К. Ф. Ковалёву.

Ковалёв К.Ф.

Вот как об этом пишет сам Константин Федотович во фронтовой газете "Лётчик Балтики" от 22 Мая 1944 года:

"...В этом бою я сбил тридцать первый самолёт. В тот же день на командном пункте полка я получил приятное известие: советский патриот профессор психологии В. Г. Мессинг дарит мне самолёт.

...Я встретился с ним на вокзале. Я был в морской форме и лётном реглане, и он безошибочно нашёл меня. Мы обнялись и крепко пожали друг другу руку. И как-то сразу между нами установились самые близкие отношения. Всю дорогу мы беседовали горячо и взволнованно. Всё напоминало встречу отца с сыном после долгой разлуки.

На следующий день профессор отправился со мной на завод. Ярко светит солнце. На заводском аэродроме собрались рабочие и служащие.

Секретарь Новосибирского обкома открывает митинг. Первое слово предоставляется профессору Мессингу:

- Гитлеровские негодяи рассчитывали поставить великий советский народ на колени. Враги просчитались, на защиту своих прав советский народ поднялся. как один человек. Мне бесконечно дорога моя Родина, её свобода, её честь и независимость. Выполняя свой долг, я решил на личные сбережения построить самолёт и подарить его Герою Советского Союза Ковалеву. Товарищ Сталин разрешил мне осуществить моё желание. Самолёт построен. Вручаю его тебе, сын мой Костя. Бери его и бей врага, чтобы советская земля и небо были навсегда свободными от немецких оккупантов. Благословляю тебя на месть, на победу...

К.Ф.Ковалёв и В.Г.Мессинг у подаренного самолёта.

Як-9Т К.Ф.Ковалёва.

Як-9Т К.Ф.Ковалёва.

Новенький истребитель стоял, сверкая краской. "За победу !" - написано на фюзеляже. Читаю дальше: "Подарок от советского патриота профессора В. Г. Мессинга - балтийскому лётчику Герою Советского Союза К. Ковалёву".

У Константина Федотовича сохранился потрёпанный блокнот, в котором он записывал события каждого дня. Он жил в гостинице вместе с Мессингом, и почти ежедневно в течение 17 дней они выступали перед рабочими заводских бригад, школьниками, ранеными воинами, посещали театры. В своём дневнике Ковалёв неоднократно пишет о внимательном отношении Мессинга: "Профессор проявляет заботу".

Зародившаяся в Новосибирске дружба получила продолжение на Кубани. В 1947 году Вольф Мессинг выступал в Краснодаре и увидел мужчину с "Золотой Звездой" Героя на груди.

- Костя !

- Вольф Григорьевич !

Они обнялись и тут же договорились о поездке в станицу Мингрельскую, где жил тогда Ковалёв. Между ними завязалась переписка. Константин Федотович с женой Екатериной Дмитриевной не раз ездил в Москву, в гости к профессору, а Мессинг в 1960-х годах ещё раз приехал в станицу, 7 дней он гостил у Ковалёвых и восхищался кубанским гостеприимством и удачной рыбалкой.

Как-то Мессинг выступал со своими опытами в Кирове. Он рассказал о своей дружбе с морским лётчиком Ковалёвым. Тут же поступила в жюри записка: "Пусть Мессинг отгадает мои мысли. Я думаю, что лётчик Ковалёв Константин Федотович, о котором рассказал профессор, мой отец, которого считают погибшим. А я все годы его жду и сейчас очень расстроена. Нелли Ковалёва".

В этот вечер молодая женщина с надеждой о встрече с отцом, получив адрес Ковалёва, написала письмо. Не дождавшись ответа, вместе с дочерью выехала в Краснодар. Ковалёвы встретили незнакомых гостей с тёплым радушием. Сходились фамилия, имя, отчество. Оба Ковалевых были лётчиками, но на фотографии, которую привезла Нелли, был совсем другой человек...

- Не расстраивайся, дочка, - сказал тогда, сам взволнованный Константин Федотович. - Считай меня отцом. А мои сыновья Виталий и Костя будут твоими братьями.

Так война, встреча с Мессингом и душевная щедрость кубанского Героя сблизили и породнили чужих людей. Ежегодно Нелли с детьми приезжала в Краснодар.

Рассказ о балтийском лётчике будет неполным, если не сказать, что Константин Федотович стал лётчиком в 1937 году, окончив Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Затем по состоянию здоровья был уволен в запас. Работал инструктором в аэроклубе на учебных самолётах У-2. В начале Отечественной войны сам пошёл в военкомат. Направили в морскую авиацию. Прошёл курс обучения на боевом самолёте в военно - морском авиаучилище имени Сталина.

С Января 1942 года принимает участие в боях по обороне и прикрытию Ленинграда в составе авиации Балтийского флота. Летал на истребителях Як-7 и Як-9 не только на уничтожение воздушных пиратов, но и наносил удары по кораблям и транспортам противника. Летал на разведку. О его подвигах писали газеты, из которых и узнал Вольф Мессинг о нём. Совершил почти 500 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 34 самолёта лично и в группе. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 Января 1944 года. Награждён многими орденами и медалями.

Константин Федотович был общительным человеком. Куда приглашали, туда и ездил. Один и вместе с Екатериной Дмитриевной. Бывал он в Ленинграде на встречах ветеранов морской авиации ВМФ, ездил в Волгоград на слёт воспитанников Сталинградского военного авиационного училища лётчиков имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата, не отказывался и от поездки в Ейск на юбилейные праздники Ейского высшего авиаучилища лётчиков, бывшего военно - морского. И везде он был желанным гостем. На всех таких встречах и общался с Константином Федотовичем автор этих строк.

А. СЛЮСАРЕНКО. "Морская газета". 2008 год.


Возврат

Н а з а д

развал схождение цены.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz