КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Кулиев Адиль Гусейнович |
Родился 22 ноября 1922 года в городе Баку, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу № 14 и Бакинский городской аэроклуб. С 1941 года в рядах Красной Армии. С апреля 1941 года - курсант Сталинградской высшей авиационной школы пилотов им. Краснознамённого Сталинградского пролетариата. 7 июля 1942 года в звании сержанта зачислен в 8-й запасной истребительный полк. С октября 1942 года А. Г. Кулиев в действующей армии. Служил в составе 653-го ИАП (65-го Гвардейского ИАП) летал на Як-7, Як-9 и Як-3. Сражался на Калининском, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м Белорусском фронтах. К 10 сентября 1944 года заместитель командира, штурман эскадрильи 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии капитан А. Г. Кулиев совершил 141 боевой вылет, в 38 воздушных боях сбил 15 самолётов противника. 23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего выполнил 265 успешных боевых вылетов. Проведя 64 воздушных боя, лично сбил 20 самолётов противника. После войны продолжил службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1966 года Гвардии подполковник А. Г. Кулиев - в запасе. Работал начальника аэропорта Баку, начальником отдела Азербайджанского потребительского общества. Автор книг: "До встречи в Берлине", "Есть пламя !". Умер в 1992 году. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями. Адиль Кулиев - воспитанник Бакинского комсомола. 18-летним курсантом аэроклуба он впервые познал романтику лётных будней. Ему не исполнилось и 20 лет, когда он встал в ряды защитников Родины. Адиль Гусейнович Кулиев в годы войны прошёл долгий и тяжёлый путь. Боевое крещение принял в составе 653-го истребительного авиаполка 273-й истребительной авиадивизии в небе над Великими Луками. В составе группы истребителей успешно выполнил боевое задание по прикрытию от ударов вражеской авиации станции Кунья в 15 км от Великих Лук в ноябре 1942 года. Зимой 1943 года полк в составе дивизии переброшен на Северо - Западный фронт в район Демянского выступа. Здесь под Старой Руссой против советских лётчиков действовали немецкие асы из отборных групп Люфтваффе. ...Март 1943 года. Лётчики 1-го истребительного авиакорпуса крепко держат инициативу в своих руках и не допускают бомбардировщики противника к войскам и переправам через реку Ловань. Однако борьба за господство в воздухе приняла ожесточённый характер. 6 марта успешный бой провели лётчики 653-го истребительного авиаполка. Шестёрка Як-7Б, ведомая лейтенантом В. В. Скоруком, вылетела на сопровождение штурмовиков, наносивших удар по войскам противника. В момент отхода "Илов" от цели появилась шестёрка Ме-109G и пара FW-190. Наши лётчики устремились на врага. В завязавшемся бою было уничтожено 6 истребителей врага. Одну из побед записал на свой счёт сержант А. Кулиев, сбивший Ме-109. Ни штурмовики, ни группа истребителей потерь не имели. Это была первая победа будущего аса. 14 марта 1943 года группа из 6 Як-1, в составе которой находился и молодой пилот Гвардии старший сержант А. Г. Кулиев, сопровождала штурмовики. В районе цели большая группа FW-190 яростно набросилась на "Илы" и сопровождавших их истребителей. Молодому пилоту Кулиеву пришлось драться с 4 "Фоккерами". Кулиев смело вступил в неравный бой. Вскоре он сбил один FW-190, но и его самолёт подожгли. На горящей машине лётчик дотянул до своей территории. Когда дальше лететь стало невозможно, он выбросился с парашютом. Но ветром парашют снесло на нейтральную полосу, и он приземлился между нашими и немецкими окопами. Противник, стремясь захватить Кулиева, устремился к нему. Но наша пехота открыла ураганный огонь по переднему краю врага и помогла лётчику избежать плена. Командир стрелковой дивизии, наблюдавший воздушный бой Кулиева, приказал привести лётчика к нему. Когда Кулиев подошёл к генералу, тот с удивлением сказал: "Я думал, что там дерётся богатырь, а этот богатырь - совсем юнец !" Генерал расспросил Кулиева о самочувствии, угостил его обедом и приказал на машине доставить на свой аэродром. Впоследствии Адиль Кулиев быстро прогрессировал как истребитель, одержав ещё много блестящих побед. После ликвидации Демянской группировки немцев 273-я истребительная авиационная дивизия перебрасывается под Москву в резерв. 3 мая 1943 года 273-я ИАД была переименована в 4-ю Гвардейскую истребительную авиадивизию, а 653-й полк - в 65-й гвардейский истребительный авиаполк. В мае 1943 года Адиль Кулиев в звании младшего лейтенанта, а затем лейтенанта сражался в небе над Брянском. В сражении на Курской дуге Адиль Кулиев, действуя в составе авиации Брянского фронта, совершил 51 боевой вылет и лично сбил 3 самолёта FW-190. С 30 ноября 1943 года воевал в составе 1-го Прибалтийского фронта. С 21 июня 1944 года полк переброшен на 3-й Белорусский фронт. Только за июнь месяц Кулиев совершил 34 боевых вылета, в ходе воздушных боёв сбил 4 истребителя и 1 бомбардировщик противника. К концу лета 1944 года имел на боевом счету 15 сбитых самолётов врага. ...Июнь 1944 года. Авиаторы 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса прикрывают наступающие войска 3-го Белорусского фронта на Оршанском направлении, ведут воздушную разведку, блокируют вражеские аэродромы. 23 июня частями корпуса было произведено 267 боевых вылетов, в 8 воздушных боях сбито 7 самолётов противника. Один из них пришёлся на долю Кулиева. Произошло это так: утром 6 Як-9 из состава 65-го Гвардейского авиаполка во главе с Гвардии старшим лейтенантом А. Г. Кулиевым вылетели по вызову с КП корпуса в район Хлюстино - Селище. В районе цели они встретили 4 истребителя FW-190 и пару Me-109. Гвардейцы вступили в бой, в результате которого старший лейтенант Кулиев и лейтенант Несвяченный сбили по одному "Фоккеру". 10 июля 1944 года командуя звеном из 3-х истребителей Як-9, в небе над Вильно, Кулиев атаковал авиагруппу противника в составе 17 бомбардировщиков и истребителей прикрытия. Звено "Яков" сорвало немцам выполнение боевой задачи, в ходе воздушного боя уничтожило 4 самолёта врага и без потерь вернулось на свой аэродром. 2 машины в этом бою сбил А. Г. Кулиев. За мужество и грамотное руководство боем он был награждён орденом Красного Знамени, а его подчинённые орденами Отечественной войны 1-й степени. В конце июля 1944 года Адиль Кулиев в составе своего соединения вновь сражается на 1-м Прибалтийском фронте. Лётчики полка взаимодействовали с танкистами танковой бригады дважды Героя Советского Союза Ази Асланова. Адилю Кулиеву довелось лично встречаться и выполнять задание генерал - майора А. Асланова по воздушной разведке крупных танковых соединений противника в районе Шауляя. В начале февраля 1945 года части корпуса были перебазированы с Мемельского на Либавское направление, прикрывать действия войск 1-го Прибалтийского фронта. Несмотря на то, что зимой напряжение в лётных частях несколько спало, в отдельные периоды лётчикам приходилось вести ожесточённые воздушные бои. Так, 21 февраля 8 истребителей Як-9 из состава 65-го Гвардейского Краснознамённого, ордена Суворова 3-й степени истребительного авиаполка, ведомые Гвардии капитаном Адилем Гусейновичем Кулиевым, вылетели на прикрытие штурмовиков в район Вирга - Пурмсаты. Восьмёрка шла развёрнутым фронтом звеньев с интервалом 400 метров и с превышением одного звена над другим 50 - 70 метров. В четвёрках пары имели интервал 100 - 150 метров. В 15 часов в районе цели появились 10 истребителей противника типа FW-190, шедшие выше группы Кулиева. Истребители врага шли также развёрнутым строем четвёрок, а в центре строя отдельно держалась пара. Противник заметил "Яки" раньше и попытался использовать такой важный тактический фактор, как внезапность. Но станция наведения своевременно заметила готовящуюся атаку и предупредила об этом Кулиева. Тот повёл свою группу навстречу врагу. В процессе сближения он набрал высоту и атаковал ведущего первой четвёрки сверху. "Фоккер" стал уходить из - под атаки, резко снижаясь, но, видимо, не рассчитал высоту, врезался в землю и взорвался. Ведущий второй нашей четвёрки Герой Советского Союза Гвардии капитан А. И. Попов, отбивая атаку на своего ведомого, с дистанции 50 - 70 метров меткой очередью сбил второго FW-190. Гвардии лейтенант Т. А. Бычков уничтожил третьего. Потеряв 3 машины, вражеские истребители вышли из боя крутым пикированием и скрылись... За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Гвардии капитан А. Г. Кулиев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". В конце марта 1945 года лётчики 65-го Гвардейского авиационного полка на аэродроме Шауляй начали переучивание на новые истребители Як-3. Уже 19 апреля, полк присоединился к остальным частям своего корпуса, приняв участие в заключительной наступательной операции Советских войск - Берлинской. К концу войны Гвардии майор А. Г. Кулиев совершил 265 успешных боевых вылетов в небе Белоруссии, Прибалтики и Восточной Пруссии. Участвуя в 64 воздушных боях, лично сбил 20 вражеских самолётов. После окончания войны Адиль Кулиев продолжал служить в ВВС. В ноябре 1946 года зачислен в Военно - Воздушную Краснознамённую Академию. По окончании Академии служил в должностях заместителя командира и командира авиационного полка, умело передавал свой опыт молодым лётчикам. Демобилизован из армии в звании Гвардии полковника в 1966 году. Занявшись литературным трудом, написал две книги воспоминаний о своей фронтовой деятельности. Лётная служба требует неустанного труда, систематической тренировки, волевой закалки, психологической выдержки и постоянной собранности. За четверть века службы в Военно - Воздушных силах Советской Армии А. Г. Кулиев летал на самолётах 22 типов, пробыл в воздухе более 3000 часов, в том числе более 2500 часов - на реактивных самолётах. Прославленный советский ас скончался в 1992 году. Список известных побед Гвардии
майора А. Г. Кулиева:
Наведение истребителей на цели в воздухе.Город Вильнюс окутан густым чёрным дымом. Наши войска ведут бои за город. Немецкая авиация то и дело появлялась там или тут, пытаясь нанести удар по нашему переднему краю. 10 июля 1944 года моё звено, в которое входили я, Гвардии старший лейтенант Кобяков, Гвардии лейтенант Бычков и Гвардии лейтенант Лён, было по тревоге поднято в воздух по вызову командира корпуса, находившегося на станции наведения. Набрав высоту над аэродромом, я получил по радио приказ: "как можно быстрее идти в район города Вильнюс". Погода была безоблачная. Взяв курс на город, я прибавил обороты мотору и начал набирать высоту. Мои ведомые следовали за мной; но тут я увидел, что у Кобякова не убралось шасси. Я передал по радио: "Кобякову вернуться на свой аэродром" и в составе 3-х Як-9 продолжал полёт к цели на высоте 2000 метров. Подходя к Вильнюсу, я заметил 8 истребителей FW-190, которая ходила над городом 2-мя четвёрками, эшелонирование по высоте. Нижняя четвёрка была со мной почти на одной высоте, а верхняя - на 300 - 400 метров выше. Численное превосходство немцев требовало от нас внезапной атаки и товарищеской взаимопомощи в бою. Мои ведомые имели большой боевой опыт, и я полагался на них. Я решил атаковать противника со стороны солнца сверху и, набрав высоту на 400 - 500 метров выше верхней четвёрки противника, с полупереворота пикированием перешёл в атаку. Ведущий верхней четвёрки противника, заметив наше приближение, начал резко разворачиваться в нашу сторону. Но было поздно. На развороте, поставив всю площадь своего самолёта в мой прицел, противник оказался хорошей мишенью. Одна очередь из 37-мм пушки - и FW-190 рассыпался в воздухе. После атаки я стал уходить в сторону солнца левым боевым разворотом; посмотрев вниз, я заметил, что FW-190 упорно заходит в хвост Бычкову. С полупереворота я пошёл выручать своего товарища, но "Фоккер", заметив моё приближение, резким переворотом ушёл вниз. Я не стал преследовать его, чтобы не потерять преимущества в высоте. В это время Гвардии лейтенант Лён поджёг один FW-190, который с хвостом чёрного дыма устремился вниз. Со всех сторон видны были немецкие истребители. Посмотрев назад, я заметил, что один FW-190 пикирует на меня. Одновременно со станции наведения передают: "Кулиев, прекращай бой с истребителями: с юго - запада идут "Юнкерсы". Атакуйте их !" Я оказался в невыгодном положении. Мне нужно было выйти из-под удара, быстро собрать группу и принять соответствующее решение. Но думать некогда, когда враг сидит на хвосте. Резким разворотом и крутой спиралью стараюсь выйти из-под удара. FW-190 стал преследовать меня. Во время спирали я заметил, как девятка "Юнкерсов" плавно разворачивается на город Вильнюс. Второй раз по радио получаю приказание немедленно атаковать бомбардировщиков. Тогда я из спирали стал пикировать прямо на "Юнкерсов", несмотря на то что сзади мне грозила опасность. Если преследующий меня FW-190 раньше не мог вести по мне прицельный огонь, то сейчас эта возможность у него была. Но он почему-то не стрелял. Наверное, боялся попасть в своих бомбардировщиков, так как, пикируя, я приближался к ним. Несмотря на бешеный огонь стрелков, приближаюсь к самому правому "Юнкерсу" и сверху сзади - слева под ракурсом 1 / 4 даю очередь из 37-мм пушки. Вплотную проскочив мимо группы "Юнкерсов", резко вывожу самолёт из пикирования и иду на "горку". Смотрю; внизу большой чёрный дым и пламя от взрыва "Юнкерса" (по всей вероятности, он взорвался на своих бомбах). Преследующий меня FW-190 был сбит Гвардии лейтенантом Бычковым в момент вывода из пикирования. "Юнкерсы", заметив нас и что один самолёт из их группы взорвался, сбросили бомбы на пустое поле, а некоторые прямо на свои войска и на бреющем полёте беспорядочно ушли на запад. Когда я набрал высоту "горкой", лётчики Бычков и Лён пристроились ко мне. В воздухе остались мы одни. Истребители противника беспорядочно ушли на свою территорию. Таким образом, хорошее качество советских истребителей и их вооружения, высокое сознание своего воинского долга дали возможность нам в этом неравном бою сбить 4 самолёта противника, не потеряв ни одного своего, и не допустить "Юнкерсов" бомбить наши войска. |
Н а з а д
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |