Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Лавренов Александр Филиппович

А.Ф.Лавренов

Родился 20 Апреля 1920 года в селе Печерниковские Выселки Рязанской губернии  (ныне Михайловского района Рязанской области), в семье крестьянина. Окончив 7 классов, приехал в Москву. Поступил в школу ФЗУ при заводе "Динамо", получил специальность слесаря. Учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии, в том же году был принят в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С Апреля 1943 года Лейтенант А. Ф. Лавренов в действующей армии. Воевал на Северо - Кавказском и Южном фронтах.

За период с 20 Апреля по З Июня 1943 года помощник командира 291-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе   (265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт)  Лейтенант А. Ф. Лавренов совершил 47 боевых вылетов, из них: на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - 10, на перехват самолётов противника - 5 и на прикрытие своих войск - 32. Проведя 26 воздушных боёв, сбил лично 17 и в составе группы 3 самолёта противника.

1 Ноября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

26 Марта 1944 года Капитан А. Ф. Лавренов погиб в боях за Крым.

Похоронен в братской могиле в селе Красноармейское Красноперекопского района Крымской области. Мемориальная доска установлена на здании школы в селе Печерниковские Выселки. Его имя носит улица в городе Михайлов Рязанской области и судно МРХ.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Человек яркой и короткой боевой биографии, Александр Лавренов сражался менее года. Окунувшись в пекло Кубанской битвы, он сразу же одерживает первую победу, через несколько дней следующую и дальше делает это с завидной регулярностью, уничтожая неприятельские самолёты чаще, чем в каждом третьем боевом вылете...

Свой фронтовой путь Лейтенант А. Ф. Лавренов начал в день своего 23-летия, в небе Кубани. Сражался в составе 291-го истребительного авиаполка, вооружённого истребителями Як-1.

21 Апреля в бою над Мысхако открыл счёт сбитым самолётам противника, в упор расстреляв Ме-109. 29 Апреля, в бою над Крымской, сбивает сразу 2 "Мессера". 2 Мая в составе группы по расчистке воздуха сбивает ещё один Ме-109. 27 Мая в паре с будущим Героем Советского Союза В. С. Конобаевым, выполнив задачу по сопровождению Пе-2, атакует встречных "Юнкерсов-87" и в коротком бою сбивает 2 пикировщика.

Для воздушных боёв Лавренова характерны самоотверженное внедрение в боевые порядки противника и огонь с крайне коротких, в 20 - 30 метров, дистанций. Уже в начале Июня, полтора месяца спустя после начала боевой работы, Лейтенант А. Ф. Лавренов был представлен к званию Героя Советского Союза. Сослуживцы запомнили его сосредоточенным и собранным, в любой ситуации исключительно спокойным и аккуратным, внешне равнодушным к похвалам и наградам.

В.Н.Образцов.
В. Н.  Образцов.

После Кубанской эпопеи Лавренов участвовал в боях под Мелитополем и Запорожьем.

В Июле 1943 года Александра Лавренова командировали в глубокий тыл с почётным заданием: получить построенные на средства академика В. Н. Образцова новенький истребитель. Выбор пал на Лейтенанта Лавренова не случайно: к тому времени на счету помощника командира 291-го истребительного авиаполка, воевавшего на Северо - Кавказском фронте в составе 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 4-й Воздушной армии, было уже 47 боевых вылетов. В 26 воздушных боях он сбил 17 вражеских самолётов лично и 3 в составе группы, хотя прибыл на фронт лишь в Апреле того же года.

Академик Владимир Николаевич Образцов, известный учёный, специалист по проектированию и строительству жележных дорог, был удостоен за свои труды в 1942 году Государственной премии, которую он решил отдать на строительство боевого самолёта. Подготовленный для лётчика истребитель назвали "Ртищевский железнодорожник" - академик был депутатом Верховного Совета СССР от Ртищевского избирательного округа.

Так завязалась крепкая дружба между 69-летним академиком и 23-летним лётчиком. Между ними завязалась переписка.

Истребитель Як-1 'Ртищевский железнодорожник'

1 Ноября 1943 года Указом президиума Верховного Совета СССР Александру Филипповичу Лавренову было присвоено звание Героя Советского Союза. На его счету к тому времени числилось уже 23 воздушные победы. В связи с этим торжественным событием однополчане послали матери лётчика - Дарье Ефимовне поздравительное письмо. Откликнулся на это радостное событие и академик Образцов, также отправивший ей своё послание. Ученый выступил и по всесоюзному радио, поздравил Лавренова с высоким званием, пожелал советским соколам успехов в разгроме немецко - фашистских захватчиков.

Этот наказ лётчики выполняли достойно. Особенно отличился Лавренов в воздушных боях за Крым.

Однажды пара истребителей, ведомая Лавреновым, вылетела на свободную "охоту". Лётчики искали врага в небе, но вдруг обнаружили фашистский аэродром, на котором находилось около 50 транспортных самолётов Ju-52. Лавренов подал команду ведомому: "Атакуем !"   Перевёл свой "Як" в пикирование и меткой очередью поджёг один самолёт, а на выходе из атаки - второй. Ведомый поджёг ещё один "Юнкерс".

В это время над аэродромом появились 2 Ме-109. Они пошли в атаку на самолёт Лавренова. Ведомый своевременно прикрыл своего командира и меткой очередью сразил ведущего "Мессера". Второй удрал восвояси.

Прилетев с задания, Лавренов доложил о своей удачной находке. В воздух поднялись штурмовики Ил-2. Они и довершили разгром немецкого аэродрома: было уничтожено до 20 транспортных Ju-52. Один из них поджёг Лавренов.

После этих боёв в адрес академика вновь ушло письмо, на этот раз - от командования полка:

"Мы горды тем, что воспитали отличного сокола, что Вы, как истинный патриот, подарили ему грозную машину. Она в умелых руках советского аса стала смертельным оружием для заклятых врагов - гитлеровцев. На Вашем самолёте Старший лейтенант Лавревов уничтожил 10 фашистских стервятников, доведя свой счёт мести до 29 сбитых им самолётов противника лично и в группе..."

А.Ф.Лавренов перед боевым вылетом.

5 Июня 1944 года академик Образцов написал ей очередное письмо. В нём он писал, что последнее письмо полученное им от Александра было датировано 18 Марта 1944 года. Лётчик писал, что на именном самолёте совершил более 100 боевых вылетов, сбил 9 самолётов в воздухе и 2 уничтожил на земле. Приглашал академика приехать на фронт, посмотреть на боевую работу.

Но как оказалось, в то самое время, когда Владимир Николаевич Образцов писал матери Александра Лавренова своё письмо, отважного лётчика уже не было в живых... Он погиб 26 Марта 1944 года в напряжённом воздушном бою над Сивашом.

В тот день лётчики 278-й истребительной дивизии, которой командовал Полковник В. Т. Лисин, прикрывали переправу через Сиваш. Понадеявшись на то, что немцы не пошлют сюда крупных сил, командир направил на боевое задание наспех спаренные экипажи из молодых, необстрелянных лётчиков, а сам устроил в штабе какой - то семинар. Враг же вопреки ожиданиям направил к Сивашу несколько десятков бомбардировщиков в сопровождении истребителей 52-й эскадры. В рядах защитников переправы появилась растерянность, взаимодействие между истребителями нарушилось. Лётчики дрались кто как мог.

В этот день дивизия потеряла 10 истребителей. Погибли, в частности, командир 812-го истребительного полка Майор А. А. Волков и Герой Советского Союза А. Ф. Лавренов. Они вылетели на выручку молодёжи, но поправить дело уже не смогли.

О событиях того дня Генерал - майор авиации в отставке В. Киселёв впоследствии рассказал так:

"Воздушный бой начался со встречи 4 истребителей 812-го авиаполка с большой группой немецких самолётов, шедших бомбить переправу через Сиваш. На помощь нашей четвёрки с ближайшего аэродрома немедленно было направлено подкрепление. Взлетели 3 группы истребителей, одну из которых возглавил командир полка Майор А. А. Волков. Им пришлось вести бой с немецкими асами из 52-й истребительной эскадры, имевшими богатый боевой опыт.

Me-109G-4

Однако лобовых атак даже эти опытнейшие немецкие пилоты не выдерживали. Так, именно в лобовой атаке первой же очередью Майору А. А. Волкову удалось свалить наиболее наглого врага. Но в это время его напарник, молодой лётчик, не удержался в строю, отвалил в сторону и тут же стал жертвой другой вражеской пары...

А.Ф.Лавренов

Оставшись один, без напарника, Волков попал в клещи двух пар Ме-109. На выручку своему командиру бросился Герой Советского Союза Капитан А. Ф. Лавренов. Но было уже поздно, самолёт Волкова загорелся и с нарастающей скоростью потянул к земле. Колпак кабины не открывался, видимо, лётчик был убит или тяжело ранен.

Капитан Лавренов с безумной храбростью бросился на ближайшего "Мессера", всадил в него весь оставшийся боекомплект с такого близкого расстояния, что не успел отвернуть в сторону и на большой скорости врезался в хвост вражеского самолёта. Он рассчитался за своего командира ценой собственной жизни..."

К тому времени на боевом счету Александра Филипповича Лавренова официально числилось 27 воздушных побед, одержанных им лично и 3 - в группе с товарищами. Однако если обстоятельства его гибели, приведённые в рассказе В. Киселёва, соответствуют действительности, вполне возможно что таранив "Мессер", Лавренов одержал свою 31-ю воздушную победу...

*     *     *

Список всех известных побед Капитана А. Ф. Лавренова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
121.04.1943 г.1  Ме-109МысхакоЯк-1, Як-9.
228.04.1943 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Крымская
329.04.1943 г.2  Ме-109зап. Крымская
430.04.1943 г.1  Ме-109развилка рек Кубань и Протока
502.05.1943 г.1  Ме-109Абинская
603.05.1943 г.1  Ju-88зап. Крымская
71  Ме-109зап. Крымская
806.05.1943 г.1  Ме-109Крымская
911.05.1943 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Крымская
1015.05.1943 г.1  Ме-109Неберджаваевская
1126.05.1943 г.1  FW-190Киевское
1227.05.1943 г.2  Ju-88Молдаванское
131  Ме-109Киевское
1428.05.1943 г.2  Hs-123Киевское
1529.05.1943 г.1  Ме-109Киевское
1630.05.1943 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Славянская
171  Ме-109Киевское
1831.05.1943 г.1  Ме-109Киевское
1918.09.1943 г.1  Ме-109Балочка - Омельник
201  Ju-87Балочка
2121.09.1943 г.1  Ju-88Огиевка
2226.09.1943 г.1  Ju-88Большой Токмак
2309.10.1943 г.1  Ме-109Канадский
2413.01.1944 г.1  Hs-129юго - вост. Капры
2504.02.1944 г.1  Ме-110Сиваш
2607.02.1944 г.1  Ме-110Чигора
2725.02.1944 г.1  Ju-87Сиваш

      Всего сбитых самолётов - 27 + 3;  боевых вылетов - около 100.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz