Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Лазарев Сергей Иванович

Лазарев С.И.

Родился 23 Июня 1923 года в деревне Григорьево Суздальского района Владимирской области, в семье крестьянина. В 1930 году поступил в школу. В 1935 году переехал с семьёй в город Иваново, где продолжал учёбу и одновременно занимался в аэроклубе. В 1940 году, окончив 9 классов, по путёвке Ивановского обкома комсомола поступил в Краснодарскую военную авиационную школу пилотов.

С Июля 1942 года сержант С. И. Лазарев в действующей армии. Сражался на Калининском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Орловско - Курской дуге, освобождал Киев, Украину и Польшу.

К Марту 1944 года командир звена 728-го истребительного авиационного полка  (256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Лейтенант С. И. Лазарев совершил 131 боевой вылет, в 48 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 3 самолёта противника.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Прошёл боевой путь от рядового пилота до командира эскадрильи. За время войны выполнил более 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника.

1 Марта 1945 года погиб при выполнении боевого задания в районе города Бунцлау. Похоронен в братской могиле в городе Бунцлау   (ныне Болеславец, Польша).

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени. Приказом Министра обороны СССР от 13 Июня 1970 года навечно зачислен в списки 1-й авиационной эскадрильи Н-ского авиационного полка. Его именем в городе Иваново названы улица и 56-я средняя школа. На улице, носящей имя Героя, установлен памятник, на школе - мемориальная доска.

*     *     *

Раннее детство Сергея прошло в деревне Григорьево, раcположенной на границе Владимирской и Ивановской областей, близ древнего города Суздаля. С детства мечтал выучиться на землемера. Когда семья переехала в Иваново, Сергей стал продолжать учёбу в средней школе № 56. Он быстро освоился с новым коллективом. Не прошло и месяца, как школа стала для него вторым домом, и он с головой окунулся в учёбу, в десятки больших и малых мальчишеских дел. Учителя радовались успехам новичка, сверстники нашли в нём верного товарища.

В школьные годы мечталось о многом. Но сильней других было желание обрести крылья, подняться на них в голубую высь, полетать над родной землёй, всё увидеть, узнать... Так Сергей пришёл в Ивановский аэроклуб. А через год с небольшим друзья провожали его в Краснодар, в военно - авиационную школу пилотов.

...Аэродром ожил, как всегда, с рассветом. Ожидая своей очереди лететь в зону, Сергей лежал на траве и листал конспект. Один за другим со старта поднимались в небо самолёты.

Ооло 10 часов на дороге, ведущей от станции Пластуновской, показался мотоцикл. Он мчался на предельной скорости. Сначала на него никто не обратил внимания. Но когда мотоцикл свернул на аэродром и, вопреки правилам, напрямик помчался к старту, всё почуяли недоброе. Резко затормозив, мотоцикл встал. Водитель соскочил на землю. Только теперь курсанты узналвг в нём комиссара эскадрильи. Лицо его,- влажное от пота, было сурово.

- Война, товарищи, - сказал он.

Глубокой осенью 1941 года сержанта Лазарева направили в запасной авиаполк, в котором он более полугода учился лётному мастерству.

С Июле 1942 года сержант Лазарев прибыл в 728-й истребительный авиационный полк на Калининский фронт, где участвовал в Ржевско - Сычёвской операции, а затем в боях за город Великие Луки.

...Ржев. Древний русский город. Он неузнаваемо обезображен вражескими бомбёжками, пожарами. Много месяцев идут в этом районе ожесточённые бои. Непрерывными наступательными операциями советские войска сковывают крупные вражеские силы, не позволяя гитлеровскому командованию перебросить их на юг, к Сталинграду. Прикрыть с воздуха наши наступающие части на фронт прибыл истребительный авиационный корпус. В списках личного состава 728-го авиаполка значился лётчик Сергей Иванович Лазарев.

Опыт и лётное мастерство приходили постепенно. Около полугода он воевал на стареньком И-16.

8 Сентября 1942 года Сергей писал отцу с матерью:

"Нахожусь недалеко от Ржева. Каждый день вижу его с высоты. Свободного времени нет, занят от темна до темна. Воюю так, что иной раз аж спина становится мокрой от пота, и глаза щиплет соль. Явится их, шакалов, штук 40, ну и носишься то за одним, то за другим. Хотя и воюю сравнительно недавно, но уже имею на своём счету 1 личный Ю-88 и 3 групповых.

15 Августа пришлось драться семёркой против 60 самолётов противника. Как, наверно, догадываетесь, нам пришлось довольно жарко. Этот случай не исключение...

За успехи в боях меня наградили орденом Красного Знамени, который я уже ношу на груди. Ребята в полку мировые, один за всех и все за одного".

Так в яростных схватках с немецкими асами молодой лётчик вкусил сладость побед. Каждый проведённый бой умножал его опыт, звал к новым победам. С Июля 1943 года он сражался уже на новеньком на Як-7Б.

...Лейтенант Лазарев дерётся под Курском и Белгородом, Харьковом и Полтавой. На фюзеляже его машины одна за другой появляются красные звёздочки. Это счёт сбитым в воздушных боях самолётам противника. Но здесь, на Украине, Сергея ожидало и серьёзное испытание...

Военная судьба не балует лётчиков. А к Сергею она была особенно требовательна и не раз наказывала его за оплошности в бою. Однако он быстро забывал неприятности и, со стороны казалось, легко шагал по дорогам войны. И только отстранение от полётов, назначенное ему в виде наказания за очередные проделки, глубоко потрясло его. После этого он даже написал рапорт, где поклялся: "Буду эталоном дисциплины".

И действительно, Сергей взялся за ум. Стал дисциплинированным и во всём сдержанным. Даже перестал рассказывать забавные историии из своих былых похождений. Он стал более чуток к товарищам, хорошим наставником молодых лётчиков. Вскоре его назначили заместителем командира эскадрильи.

"По годам он самый молодой лётчик в полку. Война его здорово потрепала, но не ослабила. Сергей по - прежнему бодр, весел и всегда как - то торопится воевать" - таким запомнил своего однополчанина в 1943 году впоследствии известный ас дважды Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин.

Звено А.В.Ворожейкина, 1944 г.

4 Августа 1943 года шестёрка "Яков" под командованием Капитана А. В. Ворожейкина, среди которых был и самолёт Лазарева, вылетела на прикрытие своих войск в районе Белгорода. В район прикрытия подошло 20 пикировщиков Ju-87 в сопровождении 12 истребителей Ме-109. В жестоком неравном бою наши лётчики сбили 8 "Юнкерсов" и 3 "Мессера", из которых 2 машины  (Ju-87 и Me-109) сбил лично Сергей Лазарев. Будучи ранен в ногу, он продолжал вести бой на горящем самолёте, пока на нём не загорелась одежда. С огромным трудом Сергею удалось вывалиться из кабины самолёта, который почти тут же взорвался.

В полку тяжело переживали случившееся. Но оказалось, что Лазарев уцелел: приземлившись в нескольких шагах от линии фронта, он был подобран нашими танкистами. Вспоминает Арсений Васильевич Ворожейкин:

"Готовясь к полету, мы с Демьяном изучали по карте район, куда предстояло сопровождать бомбардировщиков. Наше внимание привлекла грузовая машина, остановившаяся рядом. В кабине рядом с шофером сидел человек с чёрным лицом, правая рука его и шея были забинтованы. Он медленно вылез и направился прямо к нам. Обгоревшее лицо заметно распухло и в нескольких местах кровоточило. Словно по команде, мы встали:

- Сергей !.. - радостно вырвалось у нас.

Он натуженно улыбнулся, подошёл и, вытянувшись, доложил:

- Товарищ капитан, младший лейтенант Лазарев прибыл в ваше распоряжение.

Из-за ожогов ему трудно говорить. В таких обстоятельствах принято обходиться без официального рапорта, но в светло-голубых глазах Лазарева столько волевой собранности и страдания, что я не решился перебить его.

Иногда пострадавшие лётчики охотно, с увлечением рассказывают о последнем бое, о том, как был сбит самолёт, и частенько сглаживают свои ошибки. Лазарев же резко, чистосердечно осудил себя и был скуп на слова:

- Во всём виноват сам.

За первый бой на Калининском фронте Лазарева наградили орденом. Во втором бою фашисты его пощипали, в третьем был ранен, и вот четвёртый бой... Несчастье - великий учитель. Ho оно может и надломить крылышки. С Лазаревым отого, видимо, не случится. По характеру он не из хрупких. Поражение в бою должно пойти ему на пользу. А ожоги и раны заживут.

Запуск моторов пpepвал наши разговоры. Группа начала выруливать на старт и взлетать.

Аэродром травянистый и буруны пыли не вьются сзади самолётов. Только пыльца от цветов в лучах яркого утреннего солнца радугой блестит по следу "Яков". Правее нас, в конце аэродрома, низина. В низине трава высокая и густая. Здесь самолёты отрываются от земли и набирают скорость. Однако из-за травы этого не видно, и кажется, что самолёты всё ещё бегут по аэродрому.

- Товарищ командир ! - забивая вой машин, крикнул мне вдруг на ухо Чернышёв. - С Лазаревым что-то случилось.

- Уж не рехнулся ли ? - встревожился Карнаухов, показывая рукой в сторону низины. Лазарев во всю прыть бежал туда. От нас Сергей был уже метрах в 100.

Все от неожиданности с недоумением уставились на него. Зачем он бежит наперерез взлетающим самолётам ?   Сергей должен остановиться, иначе его разнесут на кусочки взлетающие "Яки". Но Сергей продолжал бежать. Действительно, с парнем что-то случилось. И догнать его уже нельзя: так близко он подбежал к самолётам.

Лётчики на взлёте смотрят влево, а Сергей бежит правее их. Они не видят его. Один самолёт совсем рядом и вот-вот рубанёт его винтом. Секунда... доля секунды - и не будет товарища. Чёрт побери, да что же это такое ?

- Остановись ! - закричали мы с Демьяном. И Сергей, словно услышав нас, упал. Самолёт прошёл над нами. Но мы ещё не уверены, что несчастье не случилось. Все с напряжением смотрим туда, где упал Сергеи. И тут взгляд остановился на каком-то большом жёлтом бутоне, колыхающемся в траве, где отрывались самолёты. Это, очевидно, шла женщина в жёлтом платке. Значит, Сергей побежал, чтобы спасти её. Но... на женщину уже снова нёсся очередной самолёт. Мы все видели, как Сергей будто птица взметнулся из травы и, едва успев, перед самым самолётом накрыл собой этот жёлтый бутон.

Самолёты один за другим с рёвом проносились над Лазаревым и женщиной.

Когда все взлетали, мы наперегонки побежали к низине. Спешила и санитарная машина. Мы как вкопанные остановились. У наших ног, тяжело дыша, лежал Сергей. Ожоги на лице потрескались. Лицо - кровавая маска. Около него сидела маленькая девочка в жёлтом платочке, которая вчера приходила к нам, и гладила своего спасителя по голове.

- Зарубили бы винтом малютку... - как бы оправдывался Сергей, шевеля кровавыми губами. - Она ведь не понимала, где шла.

Санитарная машина увезла совсем обессилившего Лазарева и девочку".

После лечения в госпитале и короткого отдыха, во время которого Сергею удалось побывать в Иваново, в родной школе, аэроклубе, он вернулся в полк.

Бои следовали один за другим, почти ежедневно по - несколько раз поднимался он в небе, чтобы сразиться с врагами. Росло число вражеских самолётов, сбитых им над просторами украинской земли.

"Как офицер Лазарев тактически подготовлен отлично... В трудных условиях решения принимает быстро и правильно. В воздухе ориентируется отлично. Является отличным воздушным стрелком. В воздушных боях смел, решителен и активен", - писал о нём командир полка В. Василяка.

Снова и снова поднимается он в небо, уже на Як-9 сражается над Днепром, участвует в освобождении Украины и Польши.

Однажды, в период боёв за Киев, его группа смело вступила в схватку с 50 самолётами противника. В этом бою семёрка "Яков" сбила 11 вражеских машин и и повредила. При этом, 2 самолёта уничтожил Лазарев.

Нередко вылетая на очередное боевое задание, Сергей возвращался в полк на сильно повреждённой машине. Смелость и отвага в бою граничили у него с дерзостью.

7 Декабря 1943 года Центральный Комитет ВЛКСМ наградил его, как одного из лучших воинов - комсомольцев, Почётной грамотой. Сергей очень дорожил ею. Чтобы в страдной фронтовой жизни случайно не потерять её, он отправил грамоту родным с наказом бережно хранить до тех пор, пока не вернётся с победой.

С. Лазарев возле свой машины.
С. И. Лазарев после успешного воздушного боя.

Затем был стремительный бросок на запад. Города Краков, Жешув, предгорья Карпат... В непрерывных боях и нелёгких испытаниях мужала молодость. Грудь лётчика украшали 2 ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны 1-й степени.

На счету Сергея было уже около 300 боевых вылетов, более 60 проведённых воздушных боёв. Он стал Старшим лейтенантом, водил в бой эскадрилью. Фронтовая газета 2-й Воздушной армии в Апреле 1944 года писала о Сергее Лазареве как о лётчике высокого класса. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство Президиум Верховного Совета СССР Указом от 26 Октября 1944 года присвоил Сергею Ивановичу Лазареву высокое звание Героя Советского Союза.

Но военная служба не баловала Сергея. Ему не раз приходилось падать на землю с опалёнными крыльями, терять близких ему друзей. Сам был дважды ранен, один раз тяжело. А между тем, наши войска выходили уже к Германской границе. Утратив былую уверенность в себе, враг ещё сопротивлялся...

31 Января 1945 года командир 5-го истребительного корпуса Гвардии Полковник М. Г. Мачин, составляя боевую характеристику на командира 3-й эскадрильи 728-го истребительного авиационного полка 256-й истребительной авиационной Киевской дивизии, писал, что Герой Советского Союза С. И. Лазарев занимаемой должности соответствует, что по окончании войны его целесообразно оставить в рядах истребительной авиации, а сейчас он достоин присвоения воинского звания "Капитан".

Но не дожил отважный воздушный боец до Дня Победы. 1 Марта 1945 года Старший лейтенант С. И. Лазарев погиб при выполнении боевого задания у города Бунцлау в Польше.

Тот день выдался хмурым, холодным. Невысоко плыли облака с редкими просветами. Колонна бомбардировщиков Пе-2 летела под облаками, скользя по их нижним отрогам. Лазарев возглавлял группу "Яков". Несколько немецких истребителей шныряли по небесным просветам, однако не осмеливались приблизиться к нашим самолётам. И только один из них отчаялся на атаку. Он выскочил из облаков на большой скорости и, оказавшись ниже колонны, взмыл кверху, нацеливаясь на флагмана колонны Пе-2.

Лазарев С.И.

Лазарев вовремя разгадал замысел противника и немедленно устремился за ним. Товарищи видели, как Сергей вплотную сблизился с "Фоккером", но почему - то не открыл огонь: видимо, отказало оружие. Перезарядить не было времени: враг вот - вот срежет командира бомбардировщиков. И тогда Сергей решил таранить вражеский самолёт. Оба истребителя, имея большую скорость, по инерции вошли в облака. Первым из них вывалился "Як" Лазарева и тут же рассыпался на куски. Очевидно, взорвались баки с горючим...  (По другим источникам, самолёт Лазарева просто столкнулся над целью с нашим Пе-2.)

К моменту гибели Сергей Иванович Лазарев совершил более 300 боевых вылетов, участвуя в 80 воздушных боях лично сбил 22 и в группе с товарищами 3 самолёта противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 20 личных и 1 групповую победу. ]

Вскоре после гибели сына умерла мать героя, Прасковья Сидоровна, не пережила горя. Слишком тяжела была утрата: схоронила в 1943 году мужа - Ивана Матвеевича, позже двух сыновей - Анатолия и Сергея.

Память о Герое живёт. Приказом министра обороны СССР Герой Советского Союза Старший лейтенант Лазарев Сергей Иванович навечно занесён в списки авиационной части. Одна из Улиц города Иванова и школа № 56 носят имя Героя.

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта С. И. Лазарева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
114.07.1943 г.1  Ме-109ШаховоИ-16, Як-7, Як-9.
204.08.1943 г.1  Ju-87Томаровка
31  Ме-109Томаровка
424.08.1943 г.1  Ju-87Григоровка - Зарубенцы
520.09.1943 г.1  Ju-87Старо - Петровцы
625.09.1943 г.1  Ju-87Ржищев
711.10.1943 г.2  Ju-87Печки
813.10.1943 г.1  FW-190Демидово
91  FW-189  (в группе)Демидово
1020.10.1943 г.1  Ju-87зап. Вышгород
1106.11.1943 г.1  FW-190юж. Оленовка
1211.02.1944 г.1  FW-190аэр. Винница
1317.03.1944 г.1  FW-189юго - вост. Козин
1418.03.1944 г.1  Ju-87Адамувка
1531.03.1944 г.1  Ju-52Станислав
161  FW-189Станислав
1718.04.1944 г.1  Ме-109Тлумач
1814.07.1944 г.1  FW-190Богданувка
1916.01.1945 г.1  Ju-88сев. - зап. Дембиц
2008.02.1945 г.1  FW-190зап. Мюльредлиц

       Всего сбитых самолётов - 20 + 1;  боевых вылетов - более 300.

*     *     *
Памятник С.Лазареву.

Памятник во дворе школы № 56 по улице лётчика С. Лазарева, дом 1/2 в городе Иваново.
Прямоугольный обелиск. На лицевой стороне - барельеф солдата и плита с перечнем фамилий,
среди которых Герой Советского Союза Лазарев Сергей Иванович. На обратной стороне - доска
с текстом "Вечная слава героям". Отреставрирован в Апреле 2005 года. На стене школы
установлена мемориальная доска С. И. Лазареву. В школе действует музей.

Мемориальная доска

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2011 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz