Максимов Александр Ефимович - военный летчик Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Максимов Александр Ефимович

А.Е.Максимов

Генерал - майор авиации, 1914 года рождения, уроженец села Перелоги Юрьев - Польского района Владимирской области. В Советской Армии с 1940 года по 1962 год, в которой прошёл путь от курсанта до командира авиационного корпуса. Окончил школу военных лётчиков.

В годы Великой Отечественной войны воевал на Западном, Воронежском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах.

Выполнил 444 успешных боевых вылета. Проведя 68 воздушных боёв, сбил 22 вражеских самолёта.

Кроме медали "Золотая Звезда", награждён орденами Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  (дважды)  и многими медалями.

После выхода в запас проживал в Ярославле.

*     *     *

Мы ещё не миновали Флотский спуск, выйдя из дома, а уже несколько прохожих приветливо поздоровались, называя моего спутника по имени и отчеству. Да, в Ярославле его знают многие - и молодёжь, и пожилые.

Несколько минут шли молча.

- Так на чём мы остановились ? - первым нарушил молчание Александр Ефимович. - Ах, да, на истории "воскресения из мёртвых".

А дело было так. Шёл Июнь 1942 года. В составе своей авиачасти Старший лейтенант Максимов сражался в районе Орёл - Курок - Харьков. Фашистские войска рвались к Сталинграду. Лётчики не знали покоя, совершая один за другим боевые вылеты, нанося ощутимые удары по врагу.

Как и обычно, пятёрка наших истребителей взмыла в небо. Вёл её на разведку тылов противника Александр Максимов. Родная земля, которую топтали враги, лежала под крыльями истребителей. И хотя в задачу пятёрки входила только разведка, но разве устоит солдатское сердце перед искушением покарать врага при первой же возможности !

- Внимание !   Вижу противника ! - раздался в наушниках лётчиков голос командира. Внизу бесконечным серпантином извивалась дорога. А на ней автомашины, повозки, военная техника с ненавистными чёрными крестами. И всё это движется на восток, к фронту.

- Атакуем ! - сигналит своим боевым друзьям Максимов и направляет самолёт вниз. Послушные воле командира, направляют вниз машины и другие лётчики. Земля бежит навстречу самолёту. А там врассыпную улепётывают ядовито - зеленоватые фигурки. Пулемёты советских истребителей прошивают вражеские машины. Одна, вторая вспыхивают, словно факелы.

- Запомнят нас, гады ! - в голосе командира удовлетворение.

И снова чистое безоблачное небо. Успешно выполнив задание по разведке, пятёрка истребителей возвращалась на родной аэродром. Вот уже и линия фронта. Ещё несколько минут лёта - и отдых. И вдруг Александр услышал в наушниках тревожное: "Слева противник". Около 20 вражеских бомбардировщиков готовы были пересечь линию фронта и устремиться в наш тыл.

"Ну, нет, не выйдет. Вперёд, ребята !"   Движением крыльев Максимов показал, что идёт в атаку на головной бомбардировщик. Это был и приказ товарищам вступить в неравный воздушный бой, но не допустить врага до цели. Советские лётчики смешали строй врага, один из самолётов со шлейфом дыма свечой пошёл вниз.

Александр Максимов первой же очередью поджёг "Юнкерс". Оставляя полосу дыма, тот всё же продолжал лететь. Александр вновь делает заход. Ближе и ближе самолёт врага. "Кажется, можно, - думает про себя лётчик. - Это наверняка". Он нажимает на гашетку пулемётов. Но вместо огненной очереди и привычного "та-та-та" - молчание. На раздумья - секунды. "Иду на таран", - сам себе сказал Александр. "Ястребок" неумолимо сокращал расстояние. "Ударю в хвост", - мгновенно решил лётчик. Но в самую, казалось, последнюю, решающую секунду самолёт Максимова вздрогнул и будто наткнулся на невидимую преграду. Лётчик понял: самолёт подбит.

Машина падала, а он не мог помешать этому. Не мог, хотя в считанные секунды испробовал всё. Самолёт был неуправляем. Сила земного притяжения неумолимо влекла его вниз. Машина вошла в штопор. В таких случаях выход один - прыжок с парашютом. Александр ещё раз пытается выровнять "ястребок". Последние усилия. Но тщетно. Земля приближалась с невероятной быстротой. Александр откидывает фонарь кабины и пытается вывалиться за борт самолёта. И снова удар. Солёная влага залила лицо. "Ранен в лицо", - как автомат фиксировал мозг. Превозмогая боль, лётчик посмотрел на землю. Она показалась ему рядом. "Опоздал. И парашют не поможет", - мелькнуло в голове.

Дальше Александр Максимов ничего не помнит. Рассказали очевидцы... Истребитель в плоском штопоре ударился о землю, подскочил вверх, ещё раз ударился о край оврага и развалился на части. Кажется, от лётчика ничего не осталось. Невозможно остаться живым, упав с высоты 2000 метров. Но Максимов остался жив. При первом же ударе самолёта о землю его выбросило из кабины, и он упал без сознания.

Самолёт был сбит над нейтральной полосой. К нему с нашей и вражеской стороны устремились солдаты. Чтобы не дать врагам первыми подойти к машине, ударила наша артиллерия. Советские воины вынесли Александра Максимова. В части его считали погибшим. А он, подлечившись в медсанбате, вернулся в строй. Вот и вся история "воскресения из мёртвых" Александра Максимова.

...Родился Александр Ефимович Максимов в 1914 году в селе Перелоги Юрьев - Польского района Владимирской области в семье крестьянина. Рос любознательным. Учился в начальной школе, а затем в фабрично - заводском училище города Владимира. В 1937 году окончил Тамбовскую школу пилотов ГВФ. Накануне войны был призван в Красную Армию. А. Е. Максимов вспоминает:

- В ночь с субботы на воскресенье завыла сирена. У нас часто были учебные тревоги, но тут мы поняли - случилось что-то серьёзное. Все мы, лётчики - курсанты, мигом построились на аэродроме.

Война... В тот же день на стол командира легла стопа рапортов о немедленной отправке на фронт, в том числе был и мой рапорт. Командир отказал.

- Я понимаю ваше желание, - говорил он курсантам, - но у вас нет ещё достаточной подготовки. Выучим как следует, чтобы уж бить врага, так бить наверняка.

- 10 Августа 1941 года мы закончили школу и получили звание военных лётчиков. Я был назначен в 8-й запасной авиаполк под Саратовом. Некоторое время работал инструктором, учил молодых, из которых какой-то особой, врождённой храбростью отличался Тимур Фрунзе. Но фронт неотступно был у меня в мыслях и при первой же возможности я оказался там.

Вначале А. Максимов летал на истребителе, прикрывая тяжёлые бомбардировщики и штурмовики. А своё первое боевое крещение получил 12 Декабря 1941 года. Тогда всё окончилось благополучно.

- А вот под Гжатском, - продолжает свой рассказ Александр Ефимович, - в Феврале 1942 года, окрестил противник меня и мою машину по-настоящему: 170 пробоин было в самолёте. Меня обстреляли, когда шёл с разведки, и я еле дотянул до аэродрома. Залатали тогда мастера части мой пробитый Як-1, и снова в бой.

Лётчик А. Максимов очень ценил дружбу, фронтовое товарищество. Умел разбираться в людях по-настоящему смелых, мужественных, бесстрашных. Об одной такой дружбе и рассказал Александр Ефимович.

- Своему младшему другу Пете Косицыну я обязан жизнью. Но сначала несколько слов предыстории. От Пети все отказались, говорили, что он летать не может и фронта ему не видать. Я не знаю, что мне подсказало - опыт, интуиция или что-то другое, - но я сразу решил: возьму его на выучку. Попробую, испытаю. Вскоре я был направлен в другую часть. Попросил направить со мной и Петю. В начале лётной подготовки просил Петю делать то, что делал сам, а после стал давать более сложные и самостоятельные задания, которые необходимы для ведения боя. Позже взял его к себе напарником и не ошибся. Он был, без преувеличения, моим щитом.

Здесь не умолчу о боевой схватке, которая произошла в небе Харькова 5 Июля 1942 года. В воздух поднялся весь наш корпус. Ещё больше в голубом океане скопилось вражеских самолётов. Это был страшный бой. В любое время можно было попасть под огонь противника. Я увлёкся преследованием вражеского истребителя, а в это время другой "Мессер" атаковал меня. Он внезапно зашёл мне в хвост, казалось, спасения не было. И тут Петя Косицын, рискуя собой и своим самолётом, помешал противнику открыть огонь. Мы продолжали бой с истребителями прикрытия вражеских бомбардировщиков. Я сбил в этом бою 2 самолёта, но и наши машины потрепали здорово. У моего самолёта отбили часть крыла, к тому же возвращаться мне пришлось с раненой правой рукой. Вести самолёт было неимоверно трудно - рука ослабела, не слушалась, машина давала крен. Но я и Пётр дотянули до нашего аэродрома. После мы с Косицыным ещё не раз атаковали немецкие самолёты.

Лётчика А. Е. Максимова боевые товарищи считали хозяином неба. Его храбростью, отвагой гордились все, с кем пришлось ему воевать. Вот ещё один эпизод из бревой биографии лётчика А. Е. Максимова. В один из Февральских дней 1942 года Лейтенант А. Е. Максимов возвращался из воздушной разведки. До аэродрома оставалось несколько минут полёта. Вот и последний ориентир - слева внизу промелькнули строения железнодорожной станции. Но что это ?   В небе над станцией лётчик увидел многочисленные белые барашки взрывов. "Зенитчики отбивают налёт фашистских бомбардировщиков", - мелькнуло в сознании лётчика. Максимов начал набирать высоту, через 2 - 3 минуты лётчик увидел 5 "Юнкерсов". Вот уже передний из них лёг на боевой курс. Мгновение, и он сбросит смертоносный груз. Но именно в этот миг на фашистский бомбардировщик обрушился краснозвёздный истребитель. Короткие пулемётная и пушечная очереди выстрелов, и стервятник камнем рухнул на землю.

Развернув машину, лётчик заметил второй самолёт. Тот был почти рядом. Максимов увидел, как вражеский стрелок спешил повернуть турель пулемёта в сторону приближающегося советского истребителя. Но не успел. Метким огнём Максимов прошил фюзеляж бомбардировщика. Неожиданное нападение советского истребителя, видно, ошеломило фашистов. Им было уже не до бомбёжки. Повернув на 180°, они поспешно ушли из сферы боя. Однако Максимов настиг ещё одного бомбардировщика и расстрелял его.

...Курская битва. Одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Советской авиации пришлось и здесь решать особенно сложные задачи. Борьба в воздухе, так же, как и на земле, носила исключительно ожесточённый характер, не превращаясь ни днём, ни ночью. Наши лётчики прочно владели инициативой и удерживали господство в воздухе. Этому во многом способствовали беззаветная отвага и боевое мастерство советских авиаторов.

Лётчик А. Максимов в этот исключительно напряжённый период войны показал себя настоящим воздушным асом. Вот что писал в статье "Воздушный прорыв" в газете "Красная Звезда" к 20-летию Курской битвы Маршал авиации, Герой Советского Союза С. Красовский:

"В одном из боевых вылетов 6 наших истребителей во главе с А. Е. Максимовым сопровождала группу штурмовиков. Путь им преградили 20 немецких истребителей. Несмотря на численное превосходство врага, наши лётчики смело вступили в бой, отразили все атаки противника. Штурмовики успешно выполнили боевую задачу и без потерь вернулись на свой аэродром. В этом бою командир эскадрильи Максимов сразил 2 фашистских самолёта. Но и сам ранен в руку, ногу и голову. Едва только лётчик с трудом вылез из кабины, послышался голос полкового врача: "Немедленно в госпиталь !"   Но лётчик Максимов твёрдо сказал: "Нет, моё место в бою. Я останусь на аэродроме и буду водить в бой свою эскадрилью". Весть об этом самоотверженном поступке облетела фронт. Стойкость лётчика Максимова стала вдохновляющим примером для многих воздушных бойцов".

И вот пришёл долгожданный День Победы. Вместе со всеми ликовал и Максимов. Но недолго. В этот же день эскадрилья получает боевое задание: разведать и доложить, в чьих руках находится аэродром под Прагой. Для этого надо было одним самолётом совершить посадку на аэродроме. И вот 5 истребителей в воздухе. Нелёгким было задание. Никому не хотелось умирать, когда повсюду праздновали победу.

- Подлетаем к аэродрому, - рассказывает А. Е. Максимов. - Посадить самолёт приказано мне, товарищам прикрывать меня с воздуха. Видим ангары, склады, самолёты. Если бы знать, чьи они... Совершаю посадку машины с таким расчётом, чтобы иметь хоть малейшую возможность для взлёта. У ангаров вижу массу народа. Немцы ?   Да нет, непохоже - цветы, радостные возгласы. Люди бросились к моему самолёту, и я окончательно убедился, что это не враги. Пражане встретили нас восторженно, буквально засыпав цветами...

Он был первым из советских лётчиков, приземлившим самолёт на Пражском аэродроме.

22 сбитых вражеских самолёта - таков итог боевой деятельности Героя Советского Союза Александра Ефимовича Максимова. Всегда он был примером для подчинённых, бесстрашным воином и требовательным командиром.

Лётчик А. Е. Максимов прослужил в рядах Советской Армии 23 года. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи и помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе. В мирное время - командиром авиаполка, дивизии, корпуса.

В Феврале 1958 года ему присвоено воинское звание Генерал - майора авиации. За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны Александр Ефимович награждён многими орденами и медалями. За особо выдающиеся подвиги ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После выхода в запас, Александр Ефимович Максимов поселился в Ярославле. Он - активный член комитета содействия при Кировском военкомате, член военно - научного общества, член секции ветеранов Великой Отечественной войны при городском музее. Его часто можно встретить в школах города, среди допризывников. Он охотно делится с молодёжью воспоминаниями о подвигах советских воинов, активно участвует в воспитании патриотических чувств у молодого поколения.

В городе Юрьев - Польском и районе свято чтут подвиги земляков - героев, прославивших родную землю и народ. Ежегодно перед праздниками Дня Советской Армии и Дня Победы в школах, организациях проходят торжественные собрания, сборы, на которых рассказывается о ветеранах войны, Героях Советского Союза. Имя А. Е. Максимова носит один из лучших пионерских отрядов городской средней школы № 1.

(Из материалов сборника - "Сыны земли Владимирской".  Ярославль, 1981 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.