Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Мухин Василий Филиппович

В.Ф.Мухин

Родился 31 Декабря 1917 года в деревне Кунторовка, ныне Ветковского района Гомельской области, в семье крестьянина. Окончил 1 курс финансового техникума и Гомельский аэроклуб. В 1936 - 1938 годах работал строгальщиком на заводе "Гомсельмаш". С 1938 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июля 1942 года сержант В. Ф. Мухин в действующей армии. По Август 1942 года служил в 192-м ИАП. Затем, до конца войны - в 240-м ИАП  (178-м Гвардейском ИАП). Сражался на Юго - Западном, 2-м Украинском фронтах. Участник боёв на Курской дуге, освобождения Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии.

К Июлю 1944 года командир звена 240-го истребительного авиационного полка  (302-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)  Лейтенант В. Ф. Мухин совершил 227 боевых вылетов, в 64 воздушных боях сбил 15 самолётов противника.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны командир звена 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант В. Ф. Мухин произвёл 291 успешный боевой вылет. Участвовал в 83 воздушных боях, в которых лично сбил 20 самолётов противника.

После войны продолжил службу в авиации. В 1948 году окончил Высшую офицерскую школу штурманов ВВС. С 1950 года Гвардии подполковник В. Ф. Мухин в отставке. Жил в городе Гомеле, был лектором общества "Знание". С 1964 года почётный гражданин города Бельцы  (Молдовия). Занесён в Книгу почёта Гомельского завода измерительных приборов. Умер 17 Июля 1984 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (четырежды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Имя фронтовика лётчика - истребителя Василия Филипповича Мухина многим хорошо знакомо в Гомеле. Удостоенный высшего отличия Родины, он часто выступал на предприятиях и в школах города, в рабочих и студенческих общежитиях, на призывных пунктах военкоматов и перед воинами. Ветерану было что вспомнить, о чём рассказать. В годы войны Василий Филиппович летал в паре с Трижды Героем Советского Союза Иваном Никитовичем Кожедубом.

О событиях тех огненных лет рассказывается в книге "Верность Отчизне", которую много лет назад написал прославленный советский ас И. Н. Кожедуб. Своему ведомому он подарил книгу с такой надписью: "На память лучшему другу, боевому товарищу, надёжному "щиту" в боях с фашистами, спасавшему не раз мне жизнь в тяжёлые минуты. Василию Мухину - от автора". Недавно эта реликвия пополнила экспонаты Гомельского областного краеведческого музея.

Впервые Кожедуб и Мухин встретились на полевом аэродроме под Белгородом в 1943 году. В тот жаркий Июльский день командир 3-й эскадрильи Старший лейтенант Фёдор Семёнов вёл на задание группу молодых лётчиков, недавно пришедших в полк с пополнением. В их числе был и комсомолец Василий Мухин.

В отличии от других новичков, Василий уже имел боевой опыт. Крещение свинцом он принял летом 1942 года, когда вместе с товарищами по истребительному авиаполку сдерживал натиск бронированных полчищ врага, рвавшихся на юго - восток, к грозненской и бакинской нефти. В небе над Донбасом, на Дону и Северном Кавказе он провёл немало схваток с вражескими лётчиками. Здесь заслужил и первую награду - орден Красной Звезды. В одном из боёв над Ставрополем был тяжело ранен в ногу. После излечения в госпитале получил назначение в другой полк, ещё не зная, что пройдёт совсем немного времени и на участке фронта, протянувшемся по курским и орловским полям, грянет невиданное по своим масштабам танковое сражение.

Первый вылет с новыми боевыми товарищами одинаково волнует и молодого, и уже обстрелянного лётчика. По нему во многом судят о выучке воздушного бойца, пришедшего в коллектив, о его боевых и морально - психологических качествах. Первое испытание на Мухина налагало как бы двойную ответственность. Он шёл ведомым заместителя командира эскадрильи Младшего лейтенанта Ивана Кожедуба, что требовало особой собранности. С другой стороны, надо было не только надёжно прикрывать ведущего, но и не выпускать из поля зрения ведомых других пар, в случае осложнения обстановки своевременно предупредить командира, прийти на помощь товарищам.

На одной из встреч с воинами - авиаторами, Василий Филиппович так рассказывал о том вылете:

- В воздух поднялись по сигналу ракеты с полкового КП. Заняли боевой порядок и взяли заданный курс. Через некоторое время показалась группа вражеских самолётов. Это были пикировщики Ju-87. Они шли тремя девятками под прикрытием "Мессеров"...

Хотя численное превосходство врага было 4-кратным, наши лётчики смело вступили в бой. Первым в атаку устремился Старший лейтенант Ф. Семёнов. За ним - остальные. "Мессеры" пошли наперерез, стремясь помешать им выйти на дистанцию открытия огня. На ведущего "Лавочкиных" навалились четвёркой. Однако осуществить свой замысел не смогли: на выручку командиру пришли Кожедуб и Мухин. Врагу пришлось отступить.

Вскоре подошло ещё несколько истребителей противника. Ме-109 набросились на группу Ла-5 с ещё большим ожесточением. Отбиваясь от них, наши лётчики продолжали сближаться с "Юнкерсами". Вражеские воздушные стрелки открыли яростный огонь, но и это не ослабило боевого порыва советских воздушных бойцов. От меткой очереди Семёнова один Ju-87 загорелся и круто пошёл к земле. Через несколько секунд пламя охватило второй "Юнкерс". Строй пикировщиков сломался. Бросая бомбы в чистое поле, они стали спешно разворачиваться на обратный курс. Наши лётчики, воодушевлённые успехом, с новой силой обрушились на врага.

- Прикрой, атакую ! - услышал Мухин по радио голос своего ведущего.

В те мгновения, когда Кожедуб вот - вот должен был ударить по "Юнкерсу", на него сверху неожиданно пошёл в атаку Ме-109. Но путь ему преградил Мухин. Его удар по врагу оказался точен: напоровшись на свинцовую очередь, "Мессер" загорелся и, разматывая за собой длинный шлейф чёрного дыма, круто понёсся к земле. Скоро внизу прогрохотал огненный взрыв...

Потом таких схваток было множество. И каждый раз Василий выступал надёжным щитом своего ведущего, а если требовалось, становился мечом, который мастерски разил врага. Вспоминиет Дважды Герой Советского Соза Кирилл Алексеевич Евстигнеев, служивший с Василием Филипповичем в одном полку:

"Мне нравился Василий Мухин. В бою он не просто тащился за своим ведущим, а мастерски маневрировал с учётом возможных действий противника: как только вражеский истребитель приближался к Кожедубу, на его пути ложилась трасса огня от машины Мухина - и врагу уже не до атаки.

Привычка, выработанная в полётах, зачастую обретала вторую жизнь на земле. Запомнилось, как во время разговора с товарищами Василий Мухин поворачивал слегка опущенную голову и, как в бою, бросал зоркий взгляд серо - голубых глаз вверх, на собеседника..."

Василий Мухин (справа)

Кирилл Евстигнеев  (в центре)  и Василий Мухин  (справа), 1945 год.

...На задание вылетела четвёрка, которую возглавил Кожедуб. Действовать предстояло в районе Обояни, где продолжались ожесточённые бои. Едва заняли боевой порядок, как заметили в стороне и выше пару самолётов противника. Это были истребители Ме-109. Судя по тому, что шли они с запада и держались совершенно отдельно, можно было сделать вывод, что это асы - "охотники".

Вскоре догадка подтвердилась. Обычно немецкие пилоты, будучи в меньшенстве, не только не осмеливались нападать на наших истребителей, но и всячески старались уклониться от навязанного им боя. Эти же явно намеревались атаковать парой звено Ла-5.

Мухин почувствовал, как его охватывает боевой азарт. Он не был самоувереннным лётчиком. Просто на собственном опыте не раз убеждался, что немецких асов можно бить, если вести бой тактически грамотно, расчётливо, не позволять противнику завладеть инициативой.

Снижаясь, "охотники" нацелились на ведущего четвёрки. Но Младший лейтенант Кожедуб заметил их раньше и, круто довернув, поймал в прицел ближний к нему "Мессер". Когда расстояние сократилось до дистанции отерытия огня, нажал на гашетку. Немецкий лётчик тоже дал очередь, но вcё же Кожедуб опередил его на доли секунды: Ме-109 перевернулся, отвесно пошёл вниз и, ударившись о землю, взорвался...

Тем временем Мухин и поддерживавшие его Павел Брызгалов и Александр Колесников уничтожили второй самолёт врага.

До наступления темноты Кожедуб и Мухин ещё дважды вылетали в район Обояни на поддержку наших наземных войск и записали на свой победный счёт ещё один, 3-й за день, сбитый "Мессер".

Истребитель Ла-5ФН

Истребитель Ла-5ФН.  На такой машине сражался с врагами Василий Мухин.

Василий Мухин и его однополчане сражались в небе над Днепром, затем в Молдавии, гнали врага из Румынии и Венгрии, освобождали Австрию. К тому времени, когда Германия капитулировала, Мухин совершил 291  (по другим источникам - 340) успешных боевых вылетов, многие из которых - в паре с Иваном Кожедубом. Проведя 83  (по другим источникам - 77) воздушных боёв, уничтожил лично 20 самолётов противника  (по другим источникам - 19).

В.Ф.Мухин

Родина высоко оценила ратную доблесть крылатого богатыря. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года командир звена Гвардии старшший лейтенант В. Ф. Мухин удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

До 1958 года Гвардии подполковник В. Ф. Мухин служил в армии. Уволившись в запас, обосновался на постоянное жительство в Гомеле, где когда - то окончил аэроклуб. До конца дней своих ветеран вёл большую военно - патриотическую работу. Когда случалось бывать в Москве, он спешил повидаться со своим фронтовым командиром, трижды Героем Советского Союза И. Н. Кожедубом. И тогда не было конца воспоминаниям о пережитом...

*     *     *

Список всех побед Гвардии старшего лейтенанта В. Ф. Мухина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
116.08.1943 г.1  Не-111вост. БезлюдовкаЛаГГ-3, Ла-5.
209.09.1943 г.1  Ме-109сев. Коломак
301.10.1943 г.1  Ju-87сев. Погребное
402.10.1943 г.1  Ме-109Плоское
504.10.1943 г.1  Ме-109зап. Бородаевка
605.10.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Бородаевка
712.10.1943 г.1  FW-189юж. Лиховец
817.10.1943 г.1  FW-189зап. Малая Кушковка
917.01.1944 г.2  Ме-109Алексеевка
1030.01.1944 г.1  Ju-87зап. Журовка
1114.03.1944 г.1  Ju-87юж. Солгунов
1228.04.1944 г.1  Ме-109юго - вост. Хорлешти
1323.05.1944 г.1  Ме-109Кырпици
1431.05.1944 г.1  FW-190вост. Вултуру
1507.06.1944 г.1  FW-190Унгены
1621.08.1944 г.1  "Шторх"юж. Поени
1724.09.1944 г.1  Ме-109зап. Ойтон
1808.10.1944 г.1  FW-190сев. Бихар - Удвари
1917.02.1945 г.1  FW-190зап. Возокани

      Всего сбитых самолётов - 20 + 0;  боевых вылетов - 291;   воздушных боёв - 83.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz