Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Нагорный Виктор Сергеевич

Нагорный В.С.

Родился 26 Октября 1922 года в селе Угроеды, ныне посёлок Краснопольского района Сумской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов начальной средней школы, работал слесарем на заводе в городе Сумы, занимался в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии, год спустя окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С Августа 1942 года сержант В. С. Нагорный в действующей армии. По Сентябрь 1942 года служил в 297-м ИАП; затем - 27-м ИАП; по Май 1945 года - в 293-м ИАП.

К Февралю 1944 года командир звена 293-го истребительного авиационного полка  (11-й смешанный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт)  Старший лейтенант В. С. Нагорный совершил 169 боевых вылетов, участвуя в 59 воздушных боях, сбил лично 19 и в составе группы 6 самолётов противника.

1 Июня 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл около 250 боевых вылетов, сбил 25 самолётов противника лично и 6 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1950 году окончил Высшую офицерскую лётно - тактическую школу. С 1060 года Подполковник В. С. Нагорный - в запасе. Жил в городе Сумы. Работал на заводе электронных микроскопов. Трагически погиб 12 Июля 1964 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  (четырежды); медалями.

*     *     *

Виктор Нагорный родился 26 Октября 1922 года в селе Угроеды, ныне посёлок городского типа Краснопольского района Сумской области Украины, в семье рабочего. В 1938 году окончил 7 классов. Работал слесарем на Сумском машиностроительном заводе имени М. В. Фрунзе в городе Сумы и одновременно учился в аэроклубе. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военно - авиационную школу пилотов.

После начала Великой Отечественной войны, Виктор целый год служил в лётной школе инструктором и лишь в Августе 1942 года в составе 297-го истребительного авиаполка, вооружённого самолётами Ла-5, приступил к боевой работе на Северо - Кавказском фронте.

В Сентябре 1942 года сражался в составе 27-го ИАП, но вскоре был переведён в 193-й ИАП. Летая на Як-1, участвовал в боях под Сталинградом.

Ядро 293-го авиаполка, которым командовал Александр Иванович Кетов, составляли мастера стремительных атак, настоящие советские асы Григорий Олейник, Николай Логвиненко, Сергей Сафронов. 24 Августа 1943 года всем троим было присвоено звание Героя Советского Союза. Под стать им были Григорий Яроцкий, Иван Мороз, Николай Спевак.

Виктор Нагорный оказался достойным служить рядом с такими асами. Он зарекомендовал себя отважным лётчиком, отлично владевшим техникой пилотажа. В критические моменты боя он проявлял исключительное самообладание.

В.Нагорный с товарищами по 293-му ИАП.

Виктор Нагорный  (справа в первом ряду)  с товарищами по 293-му ИАП.

...На переправе у Сталинграда горели баржи, цистерны с горючим. Сплошная дымовая завеса, протянувшаяся вдоль реки, служила надёжным укрытием для советского воздушного охотника. Однажды в дымовых облаках Виктор Нагорный едва не столкнулся с Ме-109 под номером "7". Машину этого фашистского аса хорошо знали на фронте. Немец прошёл мимо, не сделав ни единого выстрела. На следующий день они снова встретились и на этот раз вступили в бой. Но поединок закончился безрезультатно.

Развязка наступила только при 3-й встрече. Немецкий ас решил во что бы то ни стало сбить советского лётчика. Нагорный понимал, что имеет дело с мастером воздушного боя. Советский лётчик умело маневрировал, каждый раз уходил из-под огня, стремясь занять самое выгодное положение для атаки.

И вот Нагорный повёл машину в лобовую атаку. В последнюю минуту у врага сдали нервы. Поворачивая в сторону, он подставил днище своего самолёта под град пуль и снарядов. На аэродроме друзья поздравили Нагорного с победой. А вскоре ему вручили необычный боевой трофей - обломок киля от сбитого им Ме-109 с 13 красными прямоугольниками - символами побед, одержанных немецким пилотом.

В небе Сталинграда нередки были случаи, когда один наш лётчик встречался в воздухе с несколькими самолётами противника, вступал с ними в бой и выходил победителем. Так было, например, и с Лейтенантом Виктором Нагорным, который в неравной схватке с 4 Ме-109 сбил 2-х из них, а 2 других обратил в бегство. При таком же соотношении сил и точно с такими же результатами провёл бой и Григорий Гультяев, так же ставший впоследствии Героем Советского Союза.

67 боевых вылетов совершил в сталинградском небе уроженец Сумщины лётчик - истребитель В. Нагорный. 10 вражеских самолётов уничтожил метким огнём этот храбрый комсомолец.

Нагорный В.С.

Позднее Нагорный сражался на Кубани, в Белоруссии и Прибалтике, участвовал в ликвидации Курляндской группировки. Воевал уже на Як-9.

...В Мае 1943 года восьмёрка наших истребителей прикрывала наземные войска в районе станицы Неберджаевская. В воздухе лётчики встретили большую группу немецких бомбардировщиков и истребителей и вступили с ними в бой. Наши пилоты расстроили боевой порядок противника, помешав ему сбросить смертоносный груз на советские войска. 5 самолётов потерял враг в этом бою. Одного бомбардировщика сбил Виктор Нагорный.

В этом же районе звено Старшего лейтенанта Нагорного вскоре вновь встретило 25 бомбардировщиков и 10 Ме-109. Смелая атака советских лётчиков внесла панику в ряды противника. В беспорядке сбросив бомбы на расположение своих войск, враг стремительно покинул поле боя. Преследуя противника, Виктор Нагорный первыми же выстрелами сбил одного "Юнкерсов". В короткой схватке немцы потеряли 4 бомбардировщика и истребителя. Все наши самолёты возвратились на свой аэродром.

Командира звена 293-го истребительного авиаполка Виктора Нагорного природа наделила большими способностями к лётному делу. Лётчик свободно чувствовал себя в воздухе, находил выход из самых трудных положений, обладал цепным даром "видеть" небо боя, молниеносно оценить обстановку и принять решение, обеспечивающее победу.

Однажды при сопровождении штурмовиков его глазам предстала такая картина. Навстречу шли 3 группы вражеских истребителей: в верхнем ярусе 4 FW-190, во втором - 6, внизу на бреющем неслись 4 Ме-109. Для "Илов" создалась большая угроза. Нагорный немедленно перестроил боевой порядок своей группы "Яков". На флангах строя штурмовиков заняли место пары истребителей непосредственного прикрытия, С превышением шла ударная группа, от которой отвалила пара - и, круто спикировав, перешла на бреющий полёт.

Штурмовики шли к цели, не меняя курса. Четвёрка "Яков" вступила в бой с "Фоккерами", нацелившимися на "Илов". Истребители плотно прикрыли группу от атак на флангах. Внизу пара "Яков" предотвратила попытки вражеских самолётов атаковать группу на малой высоте.

Штурмовики выполнили задание и возвратились на свой аэродром. Впоследствии командир полка Александр Иванович Кетов, искушённый в боях истребитель, не раз ставил в пример решение Нагорного и действия его ведомых в сложной обстановке, отмечая личный успех ведущего, сбившего ещё один вражеский самолёт. Фронтовой поэт в те дни писал о воздушном бойце так:

Кто в атласной синеве просторной
Тронул  солнце  остриём  крыла ?
Это   снова   капитан   Нагорный
Вышел   на   геройские   дела.

Если  с  ненавистными  врагами
В бой вступил он в небе голубом,
Самолёты  с  чёрными  крестами
Падают,   сожжённые   огнём...

Нагорный В.С.

К Февралю 1944 года командир звена 293-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант В. С. Нагорный совершил 169 боевых вылетов, в 59 воздушных боях лично сбил 19 и в группе 6 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Старшему лейтенанту Виктору Сергеевичу Нагорному присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4042).

К Маю 1945 года Капитан В. С. Нагорный совершил около 250 успешных боевых вылетов. Сражался на Сталинградском, Южном, Северо - Кавказском, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах.

В воздушных боях отважный лётчик - истребитель уничтожил 25 самолётов противника лично и 6 - в составе группы.

После войны Виктор Сергеевич продолжал службу в ВВС СССР. В 1950 году окончил Высшую офицерскую лётно - тактическую школу. С 1960 года Подполковник В. С. Нагорный - в запасе. Жил в областном центре Украины - городе Сумы. Работал на заводе электронных микроскопов. 12 Июля 1964 года трагически погиб. Похоронен в Сумах на Центральном кладбище.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана В. С. Нагорного:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
122.08.1942 г.1  FW-189  (в паре - 1 / 2)ТингутаЛа-5, Як-1, Як-9.
228.08.1942 г.1  FW-189Кузьмичи
312.09.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 3)р-н Сталинграда
413.09.1942 г.1  Ju-87Садовая
515.09.1942 г.1  Ju-88Красный Октябрь
615.09.1942 г.1  Ме-109р-н Сталинграда
716.09.1942 г.1  Ju-88Сталинград
827.09.1942 г.1  Ме-109р-н Сталинграда
909.10.1942 г.1  Ju-87  (в группе - 1 / ?)р-н Сталинграда
10??.10.1942 г.1  Ме-109р-н Сталинграда
1115.10.1942 г.2  Ju-88Баррикады
1216.10.1942 г.1  Ju-88сев. - вост. Сталинград
1321.10.1942 г.1  Ju-87Разгуляевка
1427.04.1943 г.1  Ме-109зап. Крымская
1528.04.1943 г.1  Ме-109сев. Крымская
1603.05.1943 г.1  Ме-109юж. Крымская
1704.05.1943 г.1  Ме-109Верхнебаканская
1807.05.1943 г.1  Ju-88юго - зап. Крымская
191  Ме-109юго - зап. Крымская
2027.05.1943 г.1  Не-111Ильичевское
2104.01.1944 г.1  Ме-109юго - вост. Маево
2203.02.1944 г.1  FW-190оз. Орлея
2302.03.1944 г.1  FW-190вост. Сукино
2407.08.1944 г.1  FW-190зап. Бруклея
2515.09.1944 г.1  FW-190зап. Княжни
2629.12.1944 г.1  FW-190мыза.Сесиля

      Всего сбитых самолётов - 25 + 6  [ 24 + 3 ];  боевых вылетов - более 200.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz