Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Назаренко Дмитрий Павлович

Д.П.Назаренко

Родился 26 Ноября 1917 года в селе Ивановка, ныне Царичанского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов, работал телеграфистом на Царицынском узле связи. В 1934 - 1936 годах учился в Киевском техникуме физкультуры. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военно - авиационную школу пилотов.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Совершил 25 боевых вылетов, награждён медалью "За отвагу".

С Июня 1941 года Лейтенант Д. П. Назаренко в действующей армии. Сражался на Южном, Северо - Кавказском, Сталинградском, Закавказском фронтах.

К Ноябрю 1942 года командир эскадрильи 131-го истребительного авиационного полка  (217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная Армия, Закавказский фронт)  Капитан Д. П. Назаренко совершил 323 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 7 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 Декабря 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Назаренку Дмитрию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 831).

В 1943 - 1945 годах был штурманом полка, затем дивизии. К концу войны выполнил более 500 успешных боевых вылетов. Проведя 120 воздушных боёв, сбил 25 самолётов противника.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. 18 Апреля 1952 года ему было присвоено воинское звание Генерал - майора авиации. Летал на боевых самолетах до 1966 года. С 1967 года в запасе. Жил и работал в городе Одессе, где и скончался 10 Октября 1969 года. Похоронен на аллее Героев.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (дважды), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Дмитрий Назаренко родился 26 Ноября 1917 года в селе Ивановка Екатеринославской губернии. Окончил 8 классов, работал телеграфистом на Царицынском узле связи. Среди сверстников Дмитрий отличался ловкостью и силой. В 1934 году он поступил в Киевский техникум физкультуры. После призыва в ряды Красной Армии был принят в Качинскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 году.

Зимой 1939 - 1940 годов Д. Назаренко участвовал в Советско - Финляндской войне, где совершил 25 боевых вылетов и был награждён медалью "За отвагу".

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Почти год он воевал на самолёте И-16 24-й серии, а позднее на Южном и Сталинградском фронтах - 29-й серии.

В 1942 году 131-й истребительный авиационный полк  (впоследствии ставший 40-м Гвардейским ИАП), в составе которого воевал Дмитрий Назаренко, был перевооружён на ЛаГГ-3. На этой машине он установил рекорд по числу побед, одержанных в одном бою на машине этого типа: осенью 1942 года на Северо - Кавказском фронте, вылетев на прикрытие группы Пе-2, он сбил на "ЛаГГе" сразу 4 вражеских истребителя Ме-109.

К Ноябрю 1942 года, когда Назаренко был представлен к званию Героя Советского Союза, на его счету уже было 18 сбитых самолётов: 11 - лично и 7 - в группе с товарищами.

Человек исключительной отваги, Назаренко был трудноуправляемым человеком, и если авторитет В. И. Давидкова, командовавшего полком в 1942 - 1943 годах, был беспрекословным, то позднее командирам было непросто справляться с Героем - комэском.

Самолёт ЛаГГ-3

Вот что пишет о Д. П. Назаренко в своих воспоминаниях известный лётчик - истребитель Герой Советского Союза Василий Васильевич Исаев:

"В наших полках хорошо знали командира эскадрильи Героя Советского Союза Дмитрия Павловича Назаренко. Мне также приходилось встречаться с замечательным советским асом, у которого мы учились искусству внезапных, стремительных атак, военной хитрости, чёткому взаимодействию в бою со своими самолётами и наземными войсками. Находчивость Назаренко, его способность безошибочно ориентироваться в воздушной обстановке, умение из множества возможных вариантов боя выбрать лучший вошли у нас в поговорку. И когда, случалось, Курбатов или Наумчик говорили кому - либо из подчинённых: "Воюешь ты, как Митя Назаренко", - слова эти звучали высокой похвалой.

На фронте Дмитрий Назаренко был с первых дней Великой Отечественной войны. К Декабрю 1942 года он произвёл свыше 300 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 11 самолётов противника лично и 7 - вместе с товарищами, ещё 5 - сжёг на вражеских аэродромах.

Отличная тактическая подготовка, неповторимый "почерк" Назаренко в воздушных боях особенно ярко проявились в таком, например, эпизоде его богатой военной биографии. Во время одного из боевых вылетов Дмитрий Назаренко во главе группы истребителей сопровождал наши штурмовики, перед которыми была поставлена задача нанести удар по переднему краю противника. Когда "илы" начали заходить на цель, истребители подверглись нападению "Мессеров".

Пристроившись в хвост нашим машинам, немцы подошли к ним на близкую дистанцию и открыли огонь из пушек. Назаренко приказал своей группе развернуться. Едва лётчики, сопровождавшие штурмовики, стали выполнять команду, как фашисты сбавили газ, оторвались от советских истребителей. Но стоило нашим машинам снова развернуться, и гитлеровцы повторили попытку пристроиться им в хвост. И так продолжалось несколько раз.

Пока вражеские лётчики, будто заведенные автоматы, прибегали к одному и тому же маневру, у Назаренко созрело смелое решение. Приказав двум истребителям по-прежнему прикрывать штурмовики, он остальные самолёты увёл в тучи, так сказать, в неизвестном направлении.

Немецкие лётчики, за которыми теперь было подавляющее численное превосходство, попались на удочку. Не разгадав маневр Назаренко, они бросились в атаку на двух краснозвёздных истребителей. На это и рассчитывал командир эскадрильи, обрушивший на "Мессеров" внезапный удар сверху. Не успели ошеломлённые фашистские лётчики сообразить, что, собственно, происходит в воздухе, кто и откуда открыл по ним беспощадный огонь, как мотор головного "Мессера" задымил. Только убедившись в том, что атака достигла цели, Назаренко оторвался от противника. Подбитый самолёт стал беспомощно дёргаться из стороны в сторону, - видимо, у него были повреждены рули, - и, охваченный коптящим оранжевым пламенем, врезался в землю.

К.А.Новиков и Д.П.Назаренко

Этот бой Дмитрия Назаренко стал для нас предметом глубокого разбора на одном из занятий по тактике истребительной авиации. Рассказывая лётчикам о своём боевом опыте, Дмитрий Петрович подчеркнул, что в основе побед воинов его эскадрильи над воздушным противником лежат не везение, не счастливое стечение обстоятельств, а точный тактический расчёт, тесное взаимодействие не только с истребителями своей эскадрильи, но и с самолётами, которые они прикрывают.

Назаренко решительно отказался от оборонительного и, стало быть, пассивного в своей основе горизонтального маневра поединка с воздушным противником, от единоборства с ним в замкнутом кругу, по методу так называемой "карусели", от сомкнутых боевых порядков в звеньях и ряда других прежних "классических" приёмов тактики воздушного боя.

Заимствуя опыт Дмитрия Назаренко, моего комэска Николая Наумчика и других лучших лётчиков, действуя в рассредоточенных боевых порядках, сражаясь с гитлеровцами на вертикалях, и я стал проявлять больше выдумки и инициативы в воздушных схватках".

В 1943 - 1945 годах Дмитрий Назаренко воевал на самолётах Ла-5 и Ла-7. Был штурманом 40-го Гвардейского авиаполка. С Марта по Октябрь 1944 года - в Управлении 8-й Гвардейской авиадивизии. С Декабря 1944 года по Май 1945 года служил в составе 263-го истребительного авиационного полка.

К концу войны выполнил более 500 успешных боевых вылетов. Проведя 120 воздушных боёв, сбил 18 вражеских самолёта лично и 8 - в составе группы.  [ Многие источники указывает на 24 личные победы лётчика. Возможно, они включают в это число и самолёты уничтоженные на земле - не менее 5 штук. ]

Группа выпускников Академии ВВС.

После окончания войны Дмитрий Павлович продолжал служить в ВВС. Окончил две Академии. Летал на боевых самолетах до 1966 года. Демобилизовавшись в 1967 году, жил и работал в Одессе.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора Д. П. Назаренко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
129.08.1941 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 5)ДнепропетровскИ-16, ЛаГГ-3,

Ла-5, Ла-7.

229.10.1941 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / 7)Кузнецово
301.06.1942 г.1  Ме-109аэр. Константиновка
402.06.1942 г.1  Ме-109Левковка
509.06.1942 г.1  Ме-109юго - зап. аэр. Барвенково
61  Ме-109Барвенково
714.07.1942 г.1  FW-189сев. - вост. Новосёловка
81  Ме-110сев. - вост. В. Ольховая
916.09.1942 г.1  Ме-109сев. - вост. Малгобек
1017.09.1942 г.1  Ме-109Нижний Наур - Ищерская
1127.09.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 4)Кескем - Сагопшин
1228.09.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 4)юж. Лакинсов
1329.09.1942 г.1  Ме-109Озерный
1430.09.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)сев. Заманкул
1504.10.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Эльхотово - Змейское
1605.10.1942 г.1  Ме-109зап. Советский
1707.10.1942 г.1  FW-189юго - вост. Платоновский
1805.07.1943 г.1  Hs-126  (в паре - 1 / 2)сев. Стрелецкая
1907.07.1943 г.1  Ju-87юго - вост. Сырцево
201  Ju-87сев. - вост. Лучки
2123.09.1943 г.1  Не-111Кагарлык
2221.02.1945 г.1  FW-190сев. окр. Прейсиш Штаргард
2319.03.1945 г.1  Ме-109Цоппот
2425.04.1945 г.1  FW-190аэр. Пязевальк
251  FW-190Пенкун

       Всего сбитых самолётов - 18 + 7;  боевых вылетов - более 500;   воздушных боёв - 120.

*     *     *

Вашему вниманию предлагаются воспоминания Д. П. Назаренко, опубликованные в книге "Сто сталинских соколов в боях за Родину":

Д.П.Назаренко

"Октябрь 1941 года. Противник на второй день после захвата Таганрога посадил на аэродром 50 Ме-109. Немецкий лётчик, сбитый под Ростовом, подтвердил эти данные. Наш истребительный полк, базировавшийся на аэродроме Ольгинская  (близ Ростова), получил следующую задачу: 12 самолётов И-16 под прикрытием 6 самолётов ЛаГГ-3 должны произвести штурмовку аэродрома Таганрог. Времени для доразведки цели не было. Командир полка Подполковник Л. А. Гончаров собрал лётный состав и проработал задание.

Проработка задания заключалась в следующем:

1. Объявлен боевой порядок группы, то есть указано каждому лётчику место в строю.
2. Указан порядок взлёта звеньев.
3. Нанесён на карты маршрут полёта.
4. Получено указание: в случае воздушного боя над аэродромом противника в бой вступает группа прикрытия.

Маршрут полёта: Батайск, далее по Таганрогскому заливу с курсом 27°, разворот вправо на 90° с перестроением в правый "пеленг" звеньев. Высота полёта 900 метров, группа прикрытия на высоте 1400 метров.

Два захода на штурмовку и уход от цели через залив. Из-за отсутствия радио на самолётах И-16 команды подавать эволюциями самолёта и личным примером командира группы и командира звеньев.

По ракете запустили моторы. Первым взлетел ведущий группы заместитель командира полка Майор В. И. Давидков, левым ведомым его звена был Подполковник Л. А. Гончаров, правым ведомым - я.

Сбор группы произвели за 2 минуты, так как излетали звеньями с мест стоянок, не выруливая на старт. К такому взлёту все лётчики были подготовлены, да и аэродром вполне был пригоден для взлёта во всех направлениях.

Над аэродромом пристроилась и группа прикрытия - 6 ЛаГГ-3. При подходе к аэродрому были встречены сильным огнём зенитной артиллерии. Две пары самолётов ЛаГГ-3 начали подавлять зенитный огонь, а мы с ходу начали штурмовку материальной части. Лейтенант Закурдаев и Лейтенант Журов атаковали взлетевшую дежурную пару Ме-109 и сбили её. Больше самолёты не взлетали. После первой атаки наша группа смешалась.

Зенитки били беспорядочно и редко, так как штурмующие самолёты снижались до бреющего полёта, расстреливая даже отдельных фрицев, бежавших в укрытие. Так, например, Майор В. И. Давидков расстрелял фрица, повисшего на колючей проволоке.

Уходить с аэродрома начали "змейкой", пока подтянулись все самолёты. После нашей штурмовки 9 очагов пожара видны были на расстоянии 30 км. Все наши самолёты возвратились на свой аэродром. Посадку произвели в сумерках по кострам. 8 самолётов имели несколько пулевых пробоин. Технический состав работал целую ночь, и к утру все самолёты были исправны. На второй день с рассветом этим составом экипажей был произведён повторный налёт на аэродром Таганрог.

По-видимому, фрицы не ожидали нас так рано. Зенитки начали стрелять только после второго захода. При отходе от цели в воздухе появилась пара Ме-109, которая не вступила в бой, но преследовала нас 15 км, идя выше на 600 метров и в стороне на 100 метров.

Мы потеряли один самолёт от зенитного огня. По агентурным данным, на аэродроме Таганрог было полностью уничтожено 23 самолёта Ме-109.

Победа в воздухе была обеспечена: отличной техникой пилотирования   (взлёт и посадка с боковым и попутным ветром в сумерках), отличной дисциплиной строя, хорошей стрелковой подготовкой и, несомненно, высоким патриотизмом наших лётчиков.


...Март 1945 года. По данным визуального наблюдения лётчиков и фоторазведки, на аэродроме Олива находилось до 80 самолётов противника, преимущественно одномоторных. Нашему авиаполку, базировавшемуся на аэродроме Грауденц, была поставлена задача: тремя группами по 12 самолётов Ла-5 и Ла-7, с бомбовой нагрузкой по 2 бомбы "АО25" на самолёт, нанести бомбоштурмовой удар по аэродрому Олива. Я был командиром 3-й группы.

Лётный состав тщательно изучил маршрут к цели и обратно по карте. По фотоснимкам аэродрома изучили расположение самолётов так, что каждый лётчик мог начертить их на память.

Утром, во время пробы моторов, все лётчики сели в самолёты, и я с каждым проверил двухстороннюю радиосвязь. После этого пошли на площадку, где был выложен на земле весь маршрут полёта со всеми характерными ориентирами и аэродромом противника, с приближенным расположением на нём самолётов.

Проигрыш полёта проводили одновременно всеми тремя группами, начиная от запуска моторов и до выключения их после посадки. Вводные при проигрыше давали командир корпуса, командир полка и ведущие групп. Дистанция между группами была установлена 3 минуты, скорость полета 360 км/час. Особое внимание при проработке задания было уделено радиосвязи. Включать передатчик имел право ведущий группы и его два заместителя. Лётчик включал передатчик только в исключительных случаях  (при появлении самолётов противника или при уходе своих на вынужденную посадку).

Такая установка была нужна для того, чтобы ведущий группы в любой момент мог быть уверен в ясности его управления группой по радио. Время удара было выбрано с таким расчётом, чтобы солнце было на нашей стороне.

Перед вылетом на штурмовку пара самолётов Ла-7 произвела доразведку цели и по условному коду поредала по радио, что цель на месте.

Первая группа запуск моторов производила по ракете с КП, вторая и третья группы запускали моторы после взлёта 8 самолётов впереди идущей группы. После взлёта второй группы на старт вырулил я со своей группой. Впереди стояло правое звено, сзади между самолётами стояло мое звено, и за мной - левое звено.

Взлёт производился парами. Такой порядок пристраивания на старте обеспечивал быстрый взлёт и сбор всей группы 12 самолётов на втором развороте. Перед взлётом первой штурмующей группы вылетела группа 12 самолётов Ла-7 для расчистки воздуха.

Д.П.Назаренко

За 30 км до цели я получил предупреждение ведущего первой штурмующей группы. Перелетев линию фронта, лётчики поставили бомбосбрасыватели на "предохранитель открыт". Облачность была 6 - 7 баллов, высота - 2400 метров. Высота полёта - 2200 метров. По маршруту боевой порядок группы был "клин" звеньев, в звеньях "правый пеленг". За 15 км до цели я перестроил группу в "правый пеленг". Дистанция и интервал между звеньями были 300 - 200 метров.

Подходя к аэродрому, я видел пожары на аэродроме и в воздухе клубы чёрного и белого дыма от разрывов зенитных снарядов. Мою группу зенитки обстреливали слабо. Я подал команду по радио: "Иду в атаку". С разворота на 90° перевёл самолёт в пикирование. Пикировал вдоль стоянок самолётов. Два другие звена пикировали на другие самолёты. Бомбы сбросил с высоты 800 метров, вывел самолёт из угла, чтобы отстать от бомб, и опять перевёл в пикирование для обстрела из пушек. Второй заход делали с высоты 800 метров, вводили в пикирование с разворота на 45 - 90°, пикировали с углом 20 - 30° до высоты 100 метров.

Уход от цели производил "змейкой", пока подтянулись звенья. При подходе к аэродрому я запросил по радио разрешения на посадку. Мне передали, что на кругу 16 самолётов и чтобы я не распускал группы. Когда на кругу осталось 4 самолёта, я распустил группу, своё же звено распустил над "Т", что обеспечивает посадку всех 4 самолётов с одного круга.

После взятия нашими войсками Данцига на аэродром была послана комиссия, которая отметила больше 20 сожжённых самолётов и на 40 самолётах осколочные пробоины.

За годы войны я производил штурмовку аэродромов противника более 10 раз. После выполнения каждого задания я тщательно анализировал положительные и отрицательные стороны этого вида боевой работы истребителя. Считаю, что в будущей войне, кроме своих прямых задач  (борьба с самолётами противника в воздухе), истребители будут выполнять задачи уничтожения самолётов противника на земле.

Точность бомбометания с пикирования на истребителе очень велика. Современное вооружение истребителя позволяет с одной атаки зажечь самолёт противника, стоящий на земле неподвижно. Для этого необходимо учить лётный состав стрелять и бомбить с любого положения и на любых скоростях не только по подвижным целям в воздухе, но и по неподвижным на земле".


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz