Новичков Степан Матвеевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Новичков Степан Матвеевич

С.М.Новичков

Родился 29 Октября 1921 года в деревне Клепальники, ныне Зарайского района Московской области, в семье рабочего. После окончания местной школы продолжил образование в Москве, обучался в аэроклубе им. В.П. Чкалова. В 1937 - 1940 годах учился во 2-й Московской специальной артиллерийской школе, а в 1940 - 1941 годах - в Московской специальной военно - воздушной школе. С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Вязниковскую военную авиационную школу пилотов.

С Мая 1942 года сержант С. М. Новичков в действующей армии. Служил в составе 436-го ИАП  (67-го Гвардейского ИАП); летал на "Харрикейне", "Киттихауке", "Аэрокобре".

К началу 1944 года командир звена 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Белорусский фронт)  Гвардии старший лейтенант С. М. Новичков совершил 173 боевых вылета, в воздушных боях сбил 24 самолёта противника.

4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 315 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 34 самолёта противника.

С 1946 года Гвардии подполковник С. М. Новичков - в запасе. Жил и работал в Москве. Почётный гражданин города Зарайска. На аллее Героев города установлен постамент с его портретом. Имя Героя носила пионерская дружина Масловской средней школы Зарайского района. Умер 20 Июля 1992 года. Похоронен в Москве.

Награждён орденами: Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Отечественной войны 2-й степени; медалями.

*     *     *

Детские годы Степан Новичков провёл в деревне. Работал в хозяйстве отца, учился в сельской школе, а затем переехал в Москву. Здесь он поступил в артиллерийскую спецшколу. Но Новичков не стал артиллеристом, хотя знания, полученные в этой школе, очень пригодились ему на фронте.

В 1940 году по спецнабору он был направлен в Центральный аэроклуб имени Чкалова и целиком отдался своей будущей профессии лётчика. Как отличник, Новичков в 1941 году стал курсантом Вязниковской авиационной школы лётчиков.

В лётной школе он не только получил профессию лётчика - истребителя, но и женился на девушке, за которой ухаживал с 8-го класса. Тамара Георгиевна стала ему верной подругой и женой на всю жизнь.

В Марте 1942 года Степан Новичков вместе с другими лётчиками был зачислен пилотом 436-го истребительного авиационного полка Юго - Западного фронта, где до Октября летал на "Харрикейнах", после чего полк был перевооружён на американский истребитель Р-40 "Киттихаук".

Этот весёлый, богатырского сложения лётчик  (рост - 188 см)  свой первый боевой вылет совершил в Марте 1942 года в районе города Купянск. Получился он довольно неудачным. Новичкову пришлось впервые самостоятельно принимать решения в сложной, быстро меняющейся обстановке, когда перед ним был настоящий враг. Получилось всё не так, как хотелось. В том бою его самолёт был сбит, он сам благополучно спустился на парашюте, получив лишь лёгкое ранение в ногу.

Первая неудача не сломила воли молодого лётчика. В начале Июля 1942 года Новичков сбил свой первый самолёт. Эта победа придала молодому лётчику уверенности. На следующий день, в составе четвёрки истребителей, он участвовал в воздушном бою с 17 самолётами противника. Наши лётчики выиграли его, уничтожив 6 самолётов фашистов. Новичков тоже сбил одного "Мессера".

"Степок", как звали его товарищи, подобно многим другим сильным лётчикам, был образцом в бою, но вне боевой обстановки оставался 20-летним парнем, живущим отнюдь не по букве устава. Маршал Тимошенко, как - то случайно оказавшись свидетелем его "воздушных художеств", не проникся эстетикой перевёрнутых полётов на малой высоте, а приказал "за лихачество" понизить Новичкова в воинском звании...

А вскоре начались воздушные бои под Сталинградом. Противник сосредоточил на этом направлении свои лучшие наземные и воздушные силы, стремился во что бы то ни стало овладеть волжской твердыней. Бои требовали огромного физического и морального напряжения от каждого участника великой битвы. И здесь, в воздушных боях под Сталинградом, Степан Новичков, несмотря на приступы малярии, вместе со своими боевыми товарищами закрепил свой успех. Всего за время обороны города на Волге он провел 55 боевых вылетов, участвовал в 15 воздушных боях, лично сбил 6 вражеских машин.

В конце Ноября 1942 года Новичков прибыл на Северо - Западный фронт, под Старую Руссу. Через несколько дней над озером Ильмень в составе шестёрки советских истребителей он принял бой с 16 Ме-109, который завершился замечательной победой наших лётчиков - были сбиты 6 вражеских машин. На фюзеляже истребителя Степана Новичкова появились ещё 2 звёздочки. Правда, и его самолёту досталось: получил 52 пробоины и с большим трудом дотянул до своего аэродрома.

Степан Матвеевич Новичков стал лучшим советским асом, летавшим на самолётах Р-40 в ВВС РККА: 19 воздушных побед были одержаны им на истребителях фирмы "Кертисс".

В начале весны 1943 года 436-й истребительный авиаполк получил Гвардейское знамя и стал именоваться 67-м Гвардейским ИАП. Лётчики авиаполка, в том числе и Новичков, пересели на новый тип истребителя - американский Р-39 "Аэрокобра".

Летом 1943 года полк действовал под Курском на Центральном фронте. В дни Курской битвы Степан Новичков, как и его боевые товарищи, участвовал в десятках боёв, проявил величайшее мужество и героизм.

В начале Августа 1943 года 16 советских истребителей вылетели для прикрытия переправы наших танков через реку Крому. Наши лётчики вступили в бой против 60 бомбардировщиков и 40 истребителей противника. Это был один из крупнейших воздушных боёв, в котором участвовал Новичков. Советские лётчики навязали врагу свою инициативу, лишили его возможности прицельного бомбометания и заставили сбросить бомбовый груз на расположение своих войск. Бой завершился убедительной победой Гвардейцев: они сбили 18 вражеских самолётов, из которых 2 самолёта были занесены в личный счёт Степана Новичкова.

С каждым боем росло боевое мастерство Новичкова. Теперь он уже стал ведущим. В это время полк воевал на Белорусском фронте.

Хубертус фон Бонин

За годы войны Степан Новичков много раз сталкивался с сильными немецкими лётчиками - асами, часто добивался победы.

По некоторым источникам, 15 Декабря 1943 года в районе Орши лётчики 67-го Гвардейского авиаполка провели напряжённый бой с пилотами прославленной немецкой истребительной эскадры JG 54 "Grunherz"  ("Зелёное сердце"). В схватке с "Аэрокобрами" был сбит и погиб командир JG 54 Майор Хубертус фон Бонин   (фото слева), имевший на счету 77 воздушных побед. Опытнейшего немецкого аса, одержавшего 6 побед ещё в небе Испании, сбил Гвардии капитан С. М. Новичков.

FW-190A-5 командира JG 54 фон Бонина.

(Следует отметить, что М. Ю. Быков в своих исследованиях не обнаружил документального подтверждения на победу С. М. Новичкова, одержанную 15 Декабря 1943 года)

С.М.Новичков

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии старшему лейтенанту Новичкову Степану Матвеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" № 2808.

Самое активное участие Степан Новичков принял в крупнейшей наступательной операции советских войск в Белоруссии. В первый же день наступления во главе четвёрки истребителей, в составе которой были молодые лётчики, он взмыл в воздух. При подходе к месту прикрытия наземных войск Новичков обнаружил 12 самолётов, 8 из них шли на бомбёжку боевых порядков наших войск. Новичков приказал второй паре истребителей вступить в бой с "Фоккерами" прикрытия, а сам о своим ведомым Гвардии младшим лейтенантом Боковым врезался в строй фашистских бомбардировщиков. Расстроив их боевые порядки, он умелым манёвром зашёл в хвост одному из FW-190 и с близкой дистанции поджёг его.

При возвращении на аэродром наши истребители обнаружили ещё 4 "Фокке - Вульфа". Новичков решил атаковать их, но враг не принял боя и, сбросив куда попало боевой груз, ушёл.

Вскоре, выполняя разведывательный полёт в паре с Гвардии младшим лейтенантом Боковым, Новичков был атакован 6 истребителями. И на этот раз искусство, которым владел лётчик, оказалось решающим. Он выжимал из своей машины всё, что мог: взмывал вверх, камнем падал вниз, делал крутые развороты. Искусно маневрируя, Степан Новичков сумел всё же поймать в прицел один из самолётов противника и подбить его. Но на помощь "Фоккерам" подоспели 4 Ме-109. Лётчик Боков, прикрывавший своего командира, был атакован немецкими истребителями и сбит. Новичков остался один.

Вскоре в воздухе появилось ещё несколько наших истребителей. Это привело в замешательство фашистских лётчиков. Воспользовавшись этим, Новичков сбил ещё один из вражеских истребителей  (2-й в одном бою). Но в последний момент фашистам удалось поджечь самолёт Новичкова. Он покинул горящую машину и приземлился на крышу двухэтажного дома на одной из улиц Могилёва. Жители только что освобожденного города, наблюдавшие за этим боем, горячо приветствовали отважного пилота.

С.М.Новичков

Начав войну в должности командира авиационного звена, Новичков закончил её в должности командира эскадрильи. Воевал на Юго - Западном, Сталинградском, Северо - Западном, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в боях в районе городов Купянск и Валуйки, в районе большой излучины Дона, в Сталинградской битве - в 1942 году; в боях в районе озера Ильмень и города Старая Русса, в Курской битве, освобождении Брянской и части Могилёвской областей - в 1943 году; в освобождении Белоруссии, Польши, в том числе городов Могилёва, Слуцка, Барановичей, Седльце - в 1944 году; в освобождении Варшавы, Познани, Берлинской операции - в 1945 году.

До начала 1943 года он летал на американском истребителе Р-40 "Киттихаук", позднее воевал на "Аэрокобрах". Всю войну он служил в одном и том же полку - 436-м авиационном, ставшем позднее 67-м Гвардейским. По официальным источникам он выполнил 315 боевых вылетов и сбил 34 самолёта противника.

Этот человек отличался необыкновенной силой, добротой и нетерпимостью даже к малейшей подлости и несправедливости, беспредельной самоотверженностью. Друзья помнили, как весной 1943 года он на себе вспахал землю под картошку вдове, оставшейся с тремя детьми...

Вскоре после окончания войны Гвардии подполковник С. М. Новичков демобилизовался. Жил в Москве. Долгие годы работал на одном из предприятий. Почётный гражданин города Зарайска. На аллее Героев города установлен постамент с его портретом. Имя Героя носила пионерская дружина Масловской средней школы Зарайского района, на территории которой установлен бюст Героя.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора С. М. Новичкова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
104.07.1942 г.1  Не-111Репьёвка"Харрикейн",

"Киттихаук",

"Аэрокобра".
205.07.1942 г.1  Ме-109Становое
323.07.1942 г.1  Ме-109зап. Чугунка
425.07.1942 г.1  Ju-87сев. Качалинская
526.07.1942 г.1  Ме-109Красный Родничок
629.07.1942 г.1  "ФВ-198"вост. Евсеево
730.07.1942 г.1  Ме-109Бузиновка
817.12.1942 г.1  Ме-109Кужино
925.12.1942 г.1  Ме-109Никольское
1029.12.1942 г.1  Ме-109сев. - зап. Шумилово
1130.12.1942 г.2  Ме-109Демянск
1205.02.1943 г.1  Ме-110  (в группе - 1 / 3)р-н Залучье
1305.03.1943 г.1  FW-190Подборовье
1401.08.1943 г.1  FW-190Шарыпино
1502.08.1943 г.1  Ju-88Ломовец - Жуковка
161  Ju-88Жуковка - Копаевка
171  Ju-88Волчьи Ямы - Гнездилово
1804.08.1943 г.1  Ju-87сев. - вост. Кромы
191  Ме-109юж. Масловка
2006.08.1943 г.1  Ju-88Опальково
211  Ju-88Верхняя Баевка
2222.08.1943 г.1  Ju-88Юшино
2326.08.1943 г.1  Ju-88Орлик
241  FW-190Тарланово
251  Не-111Севск
2627.08.1943 г.2  FW-190Севск
2728.08.1943 г.1  Ju-87зап. Севск
281  FW-190Новая - Курчавка
2907.07.1944 г.1  FW-190Барановичи
3009.07.1944 г.2  FW-190сев. - зап. Новая Мышь
3115.09.1944 г.1  Ме-109Окенце - Опальче-Велыш

       Всего сбитых самолётов - 33 + 1;  боевых вылетов - 277;   воздушных боёв - 51.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz