Ольховский Николай Иванович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Ольховский Николай Иванович

Ольховский Н.И.

Родился 10 Октября 1909 года в деревне Межево, ныне Оршанскоро района Витебской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу и 1 курс педагогического техникума в городе Орша. С 1927 года в Красной Армии. В 1928 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, в 1930 году - Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов, в 1936 году успешно окончил Военно - Воздушную академию имени Жуковского.

С Января 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в 297-м ИАП, летал на Ла-5. Позже, до Ноября 1943 года - 193-м ИАП. С Декабря 1943 года по Май 1945 года - в 240-м ИАП  (178-м Гвардейском ИАП). Сражался на Брянском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Участник боёв на Курской дуге, освобождения Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии.

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 193-го истребительного авиационного полка  (302-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт)  Майор Н. И. Ольховский совершил 84 боевых вылета, в 17 воздушных боях сбил 12 самолётов противника.

4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны Гвардии подполковник Н. И. Ольховский совершил 191 боевой вылет. Участвуя в 41 воздушном бою, лично сбил 19 самолётов противника.

После окончания войны продолжал служить в Военно - Воздушных Силах. С 1953 года Гвардии подполковник Н. И. Ольховский - в запасе. Жил в Москве, работал инженером на одном из предприятий. Умер 26 Августа 1978 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (четырежды), Александра Невского, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

"Интереснейший человек Коля Ольховский. Титан по мужеству, храбрости - один может броситься на десяток вражеских истребителей; титан по дружбе и верности фронтовому товариществу - в огонь и на смерть пойдёт за товарища, будь то его заместитель или лётчик другого полка, которого даже не знает; титан по своей неуемности, по размаху души - любит широко отметить победу, награды, присвоение воинских званий, на чём однажды, как говорится, и погорел".

Эти строки принадлежат известному советскому лётчику - истребителю, Герою Советского Союза, Антону Дмитриевичу Якименко.

Начав войну командиром истребительной эскадрильи, Майор Н. И. Ольховский показывал образцы ведения воздушного боя. Николай Иванович был одним из лучших командиров эскадрилий 193-го истребительного авиаполка. Кавалер двух орденов Красного Знамени, он личным примером учил лётчиков искусству побеждать.

10 Августа 1943 года группа из 10 истребителей под командованием Ольховского в районе населённого пункта Липцы встретила 14 Ме-109, прикрывавших свои войска. В разгоревшемся воздушном бою опытный офицер умело распределил силы своей эскадрильи. Он лично сбил в этот день 3 истребителя противника, и все - с первой атаки. Командир звена А. Ф. Мухин, летевший с ним в одной паре, несколько раз отражал атаки "Мессеров", не допускал их к самолёту ведущего, при этом лично сбил Ме-109.

Ла-5 из состава 302-й ИАД.

Ольховский быстро продвинулся по служебной лестнице. Уже вскоре он принял под командование авиационный полк. Успешно руководил им. Но однажды Николай попал в беду, вернее допустил ошибку... Вспоминает А. Д. Якименко:

"Разгулялся он однажды со своими орлами - дым коромыслом, и в самый разгар заходит начальник штаба. Пришёл передать приказ командира дивизии: сопроводить бомбардировщиков за линию, обеспечить удар по скоплению вражеских войск.

- Начальник штаба ! - кричит Ольховский. - Садись. Отметим нашу победу !

- Товарищ командир, - упирается тот, - я по делу.

- Дела потом ! - возражает Ольховский. - Садись !   Сегодня знаменательный день - мы сбили 15 немецких машин.

Ольховский Н.И.

И пошло... А с рассвета над точкой Ольховского загудели наши Пе-2. Вспомнил начальник штаба боевую задачу полка, да поздно - "Петляковы", сделав два круга, ушли без истребительного прикрытия.

Ольховский не искал оправданий, ни ссылался на объективные трудности. "Виноват, - доложил он командованию, - приказ не выполнил, готов понести любое наказание".

Не выполнить приказ командира - это преступление. Даже в мирное время виновные караются строго, а тем более во время войны. Над Ольховским нависла гроза.

- От руководства полком отстраняю ! - сказал командир авиакорпуса. - Пойдете под суд трибунала.

Сдав дела своему заместителю, Ольховский сказал:

- Пока суд да дело, я полетал бы как рядовой лётчик. Разреши. - И не дав ему поразмыслить, сразу пошёл в атаку: - Что ты задумался ?   Чем ты рискуешь ?   Ничем. Поругают, и всё. А я - жизнью. Рискни для старого друга.

Одним словом, уговорил бывшего подчинённого. Летает. Через несколько дней в полк приезжают командир корпуса и судьи.

- Где майор Ольховский ?

- Вылетел на боевое задание, скоро вернётся.

Генерал ждал его прямо на старте. Во время войны всё было прямо на старте, на самолётной стоянке. И митинги, и собрания, и разборы воздушных боёв. Здесь же и наказывали, здесь и награждали.

Ольховский прилетел на избитой до предела машине. Шасси не выпускались. Мотор перед посадкой заглох. При толчке о землю хвост самолёта отвалился. Из обломков вылез Николай, потный, злой. Сплюнул кровь, выдохнул:

Ольховский Н.И.

- Горючее кончилось... - И вдруг, очевидно забыв о том, что он сейчас рядовой пилот, закричал: - Инженер, срочно другую машину ! - И побежал на стоянку.

Оказалось, что в этом бою он сбил 3 вражеских самолёта".

Судьи махнули рукой и уехали... О чём думал в эту минуту командир корпуса, догадаться нетрудно. Отстранить от должности командира полка - не значит снять его окончательно. Это может сделать только старший начальник. А он вдруг возьмёт да и переведёт снятого командира в другой авиационный корпус. Кому же хочется отдавать такого героя ?

Так Николай Ольховский снова стал командиром своего полка. Но в дисциплинарном порядке, вполне вероятно, был наказан. Иначе нельзя. Хотя с бомбардировщиками ничего не случилось, задание они успешно выполнили, но факт есть факт, проступок был допущен серьёзный.

Вскоре Майор Н. И. Ольховский получил новое назначение - стал инспектором по технике пилотирования 302-й истребительной авиационной дивизии.

В Декабре 1943 года, Николай Иванович был назначен командиром 240-го истребительного авиационного полка. О тех днях вспоминает известный советский лётчик - истребитель, дважды Герой Советского Союза, Кирилл Алексеевич Евстигнеев:

"После трагической гибели Подполковника С. И. Подорожного заместитель командира дивизии предложил нам самим выбрать нового командира полка. Из 3-х кандидатов наш выбор пал на Ольховского.

Инспектор дивизии по технике пилотирования Николай Иванович Ольховский имел академическое образование и ранее уже командовал полком. Человек богатырской комплекции, с простым русским лицом, он держался спокойно и уверенно. Лётчик он бывалый и людьми управлять может.

На церимонии представления личному составу части Николай Иванович не без волнения обратился к нам:

- Представим себе невозможное: Сергей Иванович среди нас и сдаёт мне полк. Передовой полк в корпусе - бесстрашные, мужественные лётчики. Трудолюбивые, самоотвержённые техники и механики. Воюй да радуйся !

Совсем иное дело, когда принимаешь осиротевшую часть. Очень горько всем нам, знавшим Подорожного. За ошибки мы расплачиваемся дорогой ценой - жизнью. И я готов разделить с вами горести и радости, что выпадут на нашу фронтовую долю. Обещаю быть справедливым. Ваши надежды постараюсь оправдать на совесть..."

Ольховский Н.И.

Вступив в новую должность Майор Н. И. Ольховский личным примером воодушевлял боевых товарищей, как и прежде лично водил группы истребителей, сбивал вражеские самолёты. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А 240-й истребительный авиационный полк в Августе 1944 года был преобразован в 178-й Гвардейский.

В том же месяце, командир 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии майор Н. И. Ольховский в воздушном бою в районе переправы через реку Прут у села Унгены  (Молдавия) на истребителе Ла-5 таранил бомбардировщик противника Ju-87 и благополучно совершил посадку на своём аэродроме.

К концу войны Гвардии подполковник Н. И. Ольховский выполнил 191 успешный боевой вылет. Проведя 41 воздушный бой, он записал на свой боевой счёт 19 воздушных побед.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 18 личных побед лётчика. ]

После окончания войны Николай Иванович ещё долго служил в Вооружённых Силах, передавая свой богатый фронтовой опыт молодому поколению авиаторов.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника Н. И. Ольховского:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
124.06.1943 г.1  Ме-109НечаевкаЛа-5.
206.07.1943 г.1  Ju-87сев - вост. Казацкое
31  Ме-109зап. Беломостное
41  Ju-88вост. Яковлево
51  Ju-88вост. Быковка
613.07.1943 г.1  FW-190юго - вост. Богородицкое
715.07.1943 г.1  Ме-109сев. окр. Новоселовка
810.08.1943 г.1  Ме-109зап. Непокрытая
91  Ме-109вост. Русское Лозовое
101  Ме-109Камышёвка
1120.08.1943 г.1  Ме-109сев - вост. Богодухов
121  FW-190зап. Казачья Лопань
1323.08.1943 г.1  Ме-109юж. Жихарь
1407.09.1943 г.1  Ме-109вост. Михайловка
151  FW-190зап. Валки
1607.05.1944 г.1  Ju-87Костешти
1705.06.1944 г.1  Ме-109юго - зап. Стырка
1807.10.1944 г.1  Ju-87юго - вост. Каба

      Всего сбитых самолётов - 18 + 0;  боевых вылетов - 191;   воздушных боёв - 41.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz