Песков Павел Ильич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Песков Павел Ильич

Песков Павел Ильич

Родился 26 января 1918 года в деревне Фёдорово, ныне Орехово - Зуевского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 3 курса Орехово - Зуевского текстильного техникума. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года младший лейтенант П. И. Песков в действующей армии. Сражался в составе 129-го истребительного авиационного полка  (6 декабря 1941 года преобразован в 5-й Гвардейский ИАП).

К январю 1942 года командир звена 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (Калининский фронт)  Гвардии капитан П. И. Песков совершил 164 боевых вылета, из них 32 на штурмовку живой силы и боевой техники противника. В 13 воздушных боях сбил 7 самолётов противника.

5 мая 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 368 успешных боевых вылетов на МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Як-9 и Ла-5. В воздушных боях сбил 20 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. Был на различных должностях в инспекции ВВС. С января 1979 года генерал - майор авиации П. И. Песков - в запасе. Жил в Москве. Умер 10 мая 1988 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й cтепени  (дважды), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, "Знак Почёта"; медалями, иностранными медалями. В Москве, на фасаде дома № 13 по улице Маршала Рыбалко, в котором жил Герой, в память о нём установлена мемориальная доска.

*     *     *

Павел Ильич Песков родился в 1918 году в деревне Фёдорово Орехово - Зуевского района Московской области. По окончании 10-летней школы был направлен московской комсомольской организацией в Качинскую военную авиационную школу. В 1939 году в звании младшего лейтенанта начал службу в рядах Красной Армии.

...Август 1941 года. Западный фронт. Аэродром Кулешовка. День солнечный, тёплый. Возвратившись с задания самолёты один за другим совершают посадку. Зарулив на стоянку и передав машины техникам, лётчики спешат на командный пункт полка. Первым о выполнении боевого задания докладывает командир группы лейтенант Фёдор Мочалов. Его время от времени дополняет широкоплечий лётчик в кожанном реглане. Это Павел Ильич Песков, или Паша, как его любовно называют в полку.

На выполнение боевого задания 9 самолётов Ил-2 вылетели ранним утром в сопровождении 7 истребителей. "Ильюшины" должны были нанести удар по вражескому аэродрому. Но ещё на подходе к нему нашу группу атаковали 2 Ме-109. Их немедленно связали боем лётчики В. Давыдов и Ю. Друкарь. Остальные наши лётчики, увеличив скорость, устремились к земле, к местам скопления вражеских самолётов. И уже через несколько секунд на поле появились первые дымки горящих вражеских машин.

Попытавшийся взлететь один из "Мессеров" был тут же атакован Песковым. Спустя несколько секунд, подбитый Ме-109 упал в лес на краю аэродрома. За первым заходом последовал второй, третий. Ещё заход. И опять к земле устремляются десятки реактивных снарядов и бомб. Аэродром заполняется огнём и густым чёрным дымом.

Прилетевший через полчаса наш разведывательный самолёт с трудом произвёл съёмку результатов этого налёта. Фотоснимки подтвердили, что наши лётчики "поработали" хорошо. Всего в результате налёта ими было уничтожено около 20 вражеских самолётов и 2 склада.

- При выполнении задания особенно отличился лётчик Песков, - закончил свой доклад лейтенант Ф. Молчанов.

Присутствующие при докладе с уважением и какой - то особой теплотой смотрят на Пашу. А тот, застенчиво улыбаясь, ещё сильнее сжимает свой шлемофон, стараясь скрыть волнение.

Лейтенант П. И. Песков начал воевать с первого дня войны, отступал с боями от западной границы до Москвы. Это он вместе со своими боевыми товарищами Фёдором Мочаловым, Степаном Горюновым, Михаилом Нюниным, Анатолием Соколовым, Василием Ефремовым, Иваном Лавейкиным, Николаем Романовым, Борисом Журиным, Фёдором Даховым, Григорием Онуфриенко, Борисом Сухановым и другими лётчиками 129-го истребительного авиационного полка начал первые воздушные бои на дальних подступах к Москве в грозные и трудные дни 1941 года.

Это он, Павел Песков, вместе с лётчиками полка штурмовал прикрытые сильным зенитным огнём вражеские аэродромы в Смоленске, Ельне, Шаталове, Ярцеве, Ново - Дугине, Холме. Вместе с лётчиками своего полка и штурмовиками полка Майора Л. Рейно он принимал активное участие в срыве планов наступления немецких танковых колонн в районе Ярцева и Великих Лук.

Уничтожив 11 вражеских самолётов в воздушных боях и 7 при штурмовке аэродромов, Песков внёс весомый вклад в общее число уничтоженных полком неприятельских самолётов. Усилия лётчика - истребителя не пропали даром. В битве под Москвой 129-й истребительный авиаполк, в котором сражался Павел Песков, 6 декабря 1941 года в числе первых 6 авиационных полков получил право называться Гвардейским и стал именоваться 5-м ГвИАП.

Очень почётно стать Гвардейцем. Это и награда и признание боевых заслуг. Но почётное звание и ко многому обязывает. И Песков снова, теперь уже на Калининском фронте, поднимается во фронтовое небо, чтобы принять участие в жестоких воздушных схватках с самолётами противника.

Особенно памятен воздушный бой, проведённый Павлом Песковым со своими товарищами в марте 1942 года. Он вошёл в историю полка под названием "5 против 30". Наших было 5 истребителей, немцев - 30 истребителей и бомбардировщиков.

В тот день пятёрка ЛаГГ-3, возглавляемая Героем Советского Союза Гвардии капитаном Василием Ефремовым, держала курс в район Ржева, чтобы прикрыть наступление наземных войск частей 30-й Армии. Тёмной, побуревшей лентой уходила на запад дорога. Разрушенные колхозные постройки, машинно - тракторные станции, уродливые скелеты разбитых немецких танков, бронетранспортёров, автомашин. Привычные фронтовые картины. Промелькнули опустевшие, выжженные деревни, одиноко маячившие печные трубы. И вот уже внизу линия фронта.

Идя с набором высоты, пятёрка "ЛаГГов" встретила смешанную группу противника из 20 бомбардировщиков, прикрываемых 10 истребителями. Здесь были и "Юнкерсы" и "Мессершмитты". Внизу, на земле, дрались наши пехотинцы. Вражеские самолёты шли бомбить советские войска на передовой. Надо было заслонить их от атак противника с неба.

ЛаГГ-3 из 5-го ГвИАП.

На большой скорости, с полупикирования наша пятёрка стремительно атаковала врага. Казалось, в бой рванулась одна гигантская машина, управляемая одним мотором, одним сердцем, одной властной, умелой и сильной рукой. И уже через несколько минут, дымя, отвалил в сторону один из "Юнкерсов", а за ним второй, третий. Строй самолётов противника был нарушен. А без строя бомбардировщики - очень удобные мишени. Немцы понимали, что в таких условиях их могла спасти только скорость. И они поспешили "облегчиться", сбрасывая бомбы куда попало.

В это время на наших истребителей набросились Ме-109. Тогда Гвардейская пятёрка разделилась на две группы: Ефремов, Песков и Лавейкин связали боем "Мессеры", а Дахов и Журин продолжали атаковать отходящие "Юнкерсы".

Уже 25 минут длился воздушный бой. Звуки завывающих моторов смешиваются с грохотом пушек и треском пулемётных очередей. Искусно маневрируя, Гвардейцы наносят удар за ударом. Вот пошла к земле третья вражеская машина, четвёртая, пятая... Сокрушительные удары Гвардейцев надломили волю немецких лётчиков и они пустились наутёк. Семь вражеских машин уничтожили наши ребята в этом бою и не потеряли ни одной своей.

Сотни бойцов и командиров, не отрываясь, с затаённым дыханием следили за воздушной дуэлью. Махая руками и подбрасывая кверху шапки, они восторженно приветствовали победителей. Показав в ответ крыльями, истребители взяли курс на свой аэродром.

П. И. Песков (справа)
Павел Песков  (справа), 1942 год.

После возвращения, только в бронеспинке самолёта Пескова техник насчитал 13 вмятин от осколков и пуль. А пробоин в фюзеляже и плоскостях и не сосчитать. Не машина - решето !

...Усталые, возбуждённые лица лётчиков. Но с какой радостью докладывали они командиру полка о результатах своего боевого вылета. А затем был разбор проведённого боя. Командир эскадрильи Капитан Ефремов умел извлечь урок из боевой практики. Умел по косточкам разобрать каждую ошибку, допущенную в бою, разобрать так, что даже победитель невольно опускал голову. Но на этот раз всё было иначе. В конце разбора Ефремов с восхищением сказал: "У нашего Паши Пескова настоящая Гвардейская хватка !"

Такое на фронте бывало редко. И эта похвала командира эскадрильи в глазах лётчиков стоила много. К тому времени Павел Песков совершил 267 успешных боевых вылетов, 56 из них - на штурмовку. В 29 воздушных боях сбил 13 самолётов противника. Был награждён тремя орденами Красного Знамени.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года Гвардии лейтенант Песков Павел Ильич был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 572).

В один из майских дней 1942 года группа Героев - лётчиков была приглашена в Москву для вручения наград. Впервые Павел Песков был в Кремле, в Георгиевском зале. С необычным волнением принял он из рук Михайла Ивановича Калинина заслуженные награды.

...В период небольшого затишья на Ржевском направлении фронта в июле 1942 года Гвардии майору П. И. Пескову командование поручило выехать с несколькими лётчиками на авиационный завод, выпускающий самолёты Ил-2, и вручить замечательному коллективу этого предприятия - победителю в социалистическом соревновании - переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Делегация провела на заводе несколько дней. Там она встретилась с рабочими, инженерами, посетила конструкторское бюро, возглавляемое С. В. Ильюшиным.

На заводе лётчики много выступали на митингах, в цехах, беседовали с рабочими, рассказывали им о своей фронтовой жизни и боевой работе. В тёплой, дружественной обстановке прошёл заключительный вечер встречи лётчиков - Гвардейцев с рабочими авиационного завода. А через несколько дней Песков уже снова был на фронте, снова начались жаркие поединки с опытным, коварным врагом, зачастую численно превосходящим.

Однажды Песков и его ведомый во время патрулирования встретились с 4 немецкими истребителями. Хотели их атаковать. Но выше кружилась ещё одна четвёрка. Из - за большой облачности её обнаружили не сразу. Первая четвёрка ретировалась, а вот со второй завязался бой. Немецкий лётчик обстрелял машину Пескова и перебил управление. Пилот был ранен в ногу. Скрепя сердце, он принял решение покинуть самолёт. Внизу проходила линия фронта. Парашют Пескова медленно опускался с высоты 2500 метров, а "Мессеры" подлетали к русскому лётчику и стреляли в живую мишень.

Приземлился Песков на нашей территории. Подбежала девушка - санитар, быстро и ловко оказала раненому лётчику первую помощь. Шесть осколков пробили его ногу. Пескова отправили в госпиталь.

Таких ожесточённых поединков с врагом было у лётчика немало. После возвращения из госпиталя в свой полк Павел Ильич сбил ещё 3 вражеских самолёта.

П.И.Песков

В феврале 1943 года штурман 5-го Гвардейского истребительного авиаполка Павел Песков был назначен на должность лётчика - инструктора Управления боевой подготовки фронтовой авиации. Теперь в его обязанности входила проверка готовности молодых лётчиков к ведению боевых действий. Песков вылетал вместе с ними, наблюдал их в деле и давал оценку их практическим навыкам и умениям. Но разве мог он, боевой лётчик, равнодушно оставаться на земле, когда летали его друзья, его ученики !   Он рвался в небо, чтобы вновь помериться силами с неприятелем, чтобы бить его беспощадно. И опять стал летать. Инструктор учил молодых не только словом, но и личным примером. К первым 16-ти сбитым вражеским самолётам на счету Пескова прибавилось ещё 4.

Свой последний, 368 боевой вылет Гвардии майор П. И. Песков совершил над Берлином, в группе истребителей, сбросивших красные стяги на Рейхстаг. Чувство огромной, ни с чем не сравнимой радости наполняло сердца лётчиков, когда они пролетали над логовом поверженного врага. Войну он закончил имея на счету 20 личных и 6 групповых побед  (по другим источникам - 14 + 6 побед).

После войны Павел Ильич Песков поступил учиться в Военно - Воздушную академию. Ему хотелось изучить накопленный боевой опыт, расширить свои знания. Он успешно окончил академию в 1950 году и стал служить в Управлении учебных заведений Военно - Воздушных Сил. На его глазах в послевоенные годы авиация вооружалась новой могучей техникой. Дозвуковые реактивные самолёты были заменены сверхзвуковыми, скорость которых в 2 раза выше скорости звука. Они оснащены мощным ракетным вооружением. Чтобы овладеть всеми знаниями, необходимыми современному военному лётчику, курсанты должны много и упорно учиться. Программы, по которым они обучаются, составлены при непосредственном участии Павла Ильича Пескова. Он был в курсе всех вопросов подготовки молодых лётчиков. Его часто можно было видеть и на лётном поле, и в аудиториях авиационных училищ.

...Более 35 лет стоял в стою крылатых Павел Ильич Песков. Он стал Генералом, время посеребрило его виски, но он по - прежнему оставался молод душой. Все свои силы и знания, всё тепло своего сердца отдавал он делу подготовки молодых кадров для Военно - Воздушных Сил страны. А ему было чем поделиться с молодым поколением !

Часто выступал Павел Ильич со своими воспоминаниями и перед авиаторами. И неспроста они всегда так внимательно вслушивались в его слова. Ведь этот человек прошёл сквозь огонь сражений, побывал в жарких воздушных боях, познал горечь потерь и радость побед...

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора П. И. Пескова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
102.10.1941 г.1  Ме-109ГавриловоМиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5.
214.12.1941 г.1  Ju-87зап. Труново
312.03.1942 г.1  Ме-109Якимово - Воробъёво - Мясцово
401.08.1942 г.1  Ме-109Лазарево
502.08.1942 г.1  Ме-109Полунино

      Всего сбитых самолётов - 10  [ 5 + 0 ];  боевых вылетов - 368.

*     *     *

Удар по аэродрому Шаталово.

П.И.Песков

Осенью 1941 года перед наступлением на Москву немцы сосредоточили на аэродроме Шаталово значительное количество самолётов. Во второй половине дня 17 Сентября воздушная фоторазведка с самолёта Пе-2 с высоты 3000 метров установила базирование до 300 бомбардировщиков и истребителей различных типов, прикрытых сильным огнём зенитной артиллерии.

Втот день нашей группе из 10 ЛаГГ-3 под командованием ныне дважды Героя Советского Союза Гвардии полковника Зайцева было приказано: "К исходу дня перебазироваться из района совхоза Ново-Дугино на аэродром Шайновка для сопровождения штурмовиков при их ударе по аэродрому Шаталово".

Вечером, при изучении задачи мы узнали, что подход к цели штурмовики производят с бреющего полёта, атакуют цель с планирования, предварительно набрав высоту 400 - 500 метров. Для точного выхода на цель и отвлечения зенитного огня выделены 2 лидера на самолётах Пе-2, хорошо знающие район аэродрома. Наша группа обеспечивает действия штурмоников, сопровождая их до цели и обратно, подавляя зенитный огонь и уничтожая взлетающих и находящихся в воздухе истребителей противника.

Боевой порядок смешанной группы намечался следующий: штурмовики, справа и слева прикрывающие истребители, следующие с превышением 600 - 1000 метров; впереди на высоте 1200 - 1500 метров и на удалении 3 - 4 км - лидер с двумя истребителями.

Утром 18 cентября удар, намечавшийся в 6:30, произведён не был, так как самолёты были готовы к вылету только в 13:20 из-за задержки с заправкой.

Противник группой 12 Ме-110 упредил наш вылет атакой нашего аэродрома, в результате чего были выведены из строя 2 Ил-2, 1 Пе-2 и 1 ЛаГГ-3.

Несмотря на это, наша группа из 12 Ил-2, 9 ЛаГГ-3 и 1 Пе-2 через 20 минут после атаки противника взлетела для удара по аэродрому Шаталово. Встретив поблизости от линии фронта низкую облачность, левая группа ЛаГГ-3 под командой капитана Горюнова вернулась обратно. Несмотря на значительное улучшение погоды, группа прошла оставшиеся до цели 60 км на бреющем.

При подходе к цели с юго - западного сектора штурмовики перестроились в "колонну" звеньев по 6 самолётов в группе. В это время лидер сбросил бомбы по лётному полю и серией зелёных ракет дал сигнал, что истребителей противника в воздухе нет.

Перед атакой штурмовики набирали высоту 400 - 500 метров и с планирования под углом 15 - 20° начали обстрел ракетными снарядами и пулемётно - пушечным огнём, сбрасывая осколочные и фугасные бомбы с замедлением на выводе из планирования.

Истребители выскочили вперёд штурмовиков при подходе к цели и с высоты 600 метров под углом 25 - 30° начали обстрел зенитных точек, обнаруживших себя открытием огня по лидеру. Огонь истребители открывали с дистанции 800 - 1000 метров, прекращали при выводе из пикирования на высоте 20 - 30 метров.

Сильный зенитный огонь исключил возможность повторной атаки штурмовиков. Делая круг над аэродромом после атаки в паре с Младшим лейтенантом Давыдовым, я заметил, что бомбы легли точно вдоль стоянки самолётов, где сразу же возникло до 8 очагов пожара.

Разворачиваясь за штурмовиками, мой ведомый был подбит и сел в 3 км от аэродрома Шаталово.

Обратный маршрут группа прошла также на бреющем полёте. В результате налёта было уничтожено до 20 самолётов противника, что подтвердилось фоторазведкой и агентурными данными. Наши потери - 3 самолёта: 2 Ил-2 и 1 ЛаГГ-3.

Вынужденная задержка с вылетом дала противнику возможность атаковать наш аэродром и привела к потере 4 самолётов. Но, несмотря на это, быстрый взлёт после штурмовки, подход на бреющем полёте и точный выход на цель обеспечили нам внезапный удар с хорошими результатами.

Однако, 3-х самолётов истребителей для подавления зенитного огня оказалось явно недостаточно.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)
*     *     *

ВСЕГДА С НЕБОМ.

Генерал обходил курсантский строй. Коренастый, широкоплечий, на вид лет 50 с небольшим, он с живым интересом вглядывался в лица юношей. Серые глаза смотрели из-под седеющих бровей внимательно и тепло. Словно все эти стройные парни были его сыновья. А возможно, он узнавал в них свою далёкую юность.

Генерал шёл, любуясь курсантами, их выправкой, и думал, что придёт время и станут эти юноши лётчиками - инженерами. Ведь летать им предстоит на сверхзвуковых ракетоносцах. Курсантам его поколения, в 1930 годы, такая авиационная техника и не cнилась. Он по-хорошему завидовал этим ребятам. В счастливое время они родились !   У каждого из них впереди большая дорога, широкие возможности применить свои знания и умение. Хорошо обученные, сильные, выносливые, идейно стойкие, эти парни не подведут Родину в трудный для неё час !

Всякий раз, когда Генерал зорко следит за курсантами, выполняющими полёты, его не покидают чувства: гордость за питомцев училища и большая ответственность за дело, которое ему доверили. Генерал - майор авиации Павел Ильич Песков - заместитель начальника Военно - учебных заведений ВВС. Это, пожалуй, определяет всё: степень его личной ответственности и важность его непосредственного участия в делах молодых лётчиков - нашего авиационного завтра.

На столе - 2 фотографии. На одной из них - совсем молодой человек. Юное лицо, волнистая прядь светлых волос надо лбом. Серые глаза задумчиво смотрят вдаль. На петлицах гимнастёрки - крылатые эмблемы и кубики Младшего лейтенанта. Таким был Павел Песков перед войной, в 1940 году, спустя год после окончания авиационного училища.

На другой фотографии - мужественное лицо человека, прожившего большую суровую жизнь. Седые волосы, морщинки у глаз. На Генеральском кителе - "Золотая Звезда" Героя и орденские планки. Между этими фотографиями - 30 лет жизни, беспокойной, хлопотливой, но интересной, счастливой, ибо счастье не в извечном покое - в борьбе !

П.И.Песков

Разговор заходит о минувшей войне.

О себе Песков рассказывать не любит. Но очень тепло вспоминает он своих фронтовых товарищей, с кем разделял радости и беды боевой страды. Он называет Ивана Лавейкина, Василия Ефремова, ветеранов прославленного 5-го Гвардейского истребительного полка. До сих пор их связывает крепкая дружба.

- Было это севернее Ржева, - говорит Павел Ильич. - Стоял Март 1942 года, по-осеннему хмурый, неприветливый. Пост воздушного наблюдения сообщил: большая группа вражеских самолётов идет в направлении КП фронта. Мы вылетели на перехват. Встретив около 30 вражеских бомбардировщиков и истребителей, пятёрка советских истребителей смело врубилась в их строй. Бомбёжка, конечно, противнику не удалась. Мы сбили 7 "Юнкерсов", но, признаться, и нам досталось. Пришлось схватиться с "Мессерами". У моего самолёта ЛаГГ-3 были повреждены рули высоты. Повернул я на свой аэродром, а 2 "Мессера" бросились за мной. И тут на помощь мне пришли командир 2-й эскадрильи Василий Ефремов и Иван Лавейкин.

...Павел Ильич закуривает, некоторое время молчит, вспоминая подробности памятного боя.

- Девиз в 5-м Гвардейском полку был суворовский: "Сам погибай, а товарища выручай". Не приди друзья вовремя на выручку, мне бы несдобровать... Вернулся на аэродром, осмотрел самолёт. Только в бронеспинке насчитал 13 вмятин от осколков и пуль. А пробоин в фюзеляже и плоскостях и не сосчитать. Не машина - решето !

Видимо из скромности, Павел Ильич умолчал, что тот бой описывался в центральной печати. "5 против 30" - бросался в глаза крупный заголовок. "Комсомольская правда" поместила и портрет героя, сопроводив его таким текстом:

"Вся страна, весь советский народ знают героическую пятёрку лётчиков Западного фронта, победившую в бою 30 немецких самолётов. Павел Песков - один из 5 героев. Это молодой лётчик. Незадолго до войны он окончил лётную школу, но в первых же сражениях с фашистскими стервятниками показал себя истребителем высокого класса. Павел Песков совершил 267 боевых вылетов, 56 из них - на штурмовку. В 29 воздушных боях он сбил 13 самолётов. Мужественный и умелый лётчик награждён тремя орденами Красного Знамени. После виртуозного боя с 30 самолётами врага правительство присвоило Гвардии майору Павлу Пескову звание Героя Советского Союза".

В один из мартовских дней 1942 года между вылетами на боевое задание состоялось короткое собрание коммунистов полка. Товарищи принимали Пескова в ряды Коммунистической партии, а в мае герои лётчики были приглашены в Москву для вручения наград. Впервые Павел Песков был в Кремле, в Георгиевской зале. С необычным волнением принял он из рук хайла Ивановича Калинина орден Ленина и медаль "Золотая Звезда".

Потом опять фронт, снова жаркие поединки с опытным, коварным врагом, зачастую численно превосходящим.

Однажды Песков и его ведомый во время патрулрования встретились с 4 немецкими истребителями. Хотели их атаковать. Но выше кружилась ещё одна четвёрка. Из-за большой облачности её обнаружили не сразу. Первая четвёрка ретировалась, а вот со второй завязался бой. Немецкий лётчик обстрелял машину Пескова. Было перебито управление, а пилот ранен в ногу. Скрепя сердце, он принял решение покинуть самолёт.

Внизу проходила линия фронта. Парашют Пескова медленно опускался с высоты 2500 метров, а "Мессеры" подлетали к русскому лётчику и стреляли в живую мишень.

Приземлился Песков на нашей территории. Подбежала девушка - санинструктор, быстро и ловко оказала раненому лётчику первую помощь. В тот бою 6 осколков пробили его ногу. Пескова отправили в госпиталь.

Таких ожесточённых поединков с врагом было у лётчика немало. После возвращения из госпиталя в свой полк Павел Ильич сбил ещё 3 вражеских самолёта.

В феврале 1943 года он был назначен на должность лётчика - инструктора. Теперь в его обязанности входила проверка готовности молодых лётчиков к ведению боевых действий. Песков вылетал вместе с ними, наблюдал их в деле и давал оценку их практическим навыкам и умениям. Но разве мог он, боевой лётчик, равнодушно оставаться на земле, когда летали его друзья, его ученики !   Он рвался в небо, чтобы вновь помериться силами с неприятелем, чтобы бить его беспощадно. И опять стал летать. Инструктор учил молодых не только словом, но и личным примером. К первым 16 сбитым вражеским самолётам на счету Пескова прибавилось ещё 4.

...Война шла к концу. 2 мая 1945 года был взят Берлин. Чувство огромной, ни с чем не сравнимой радости наполняло сердца лётчиков, когда они пролетали над логовом поверженного врага.

После войны Павел Ильич Песков поступил учиться в Военно - Воздушную академию. Ему хотелось изучить накопленный боевой опыт, расширить свои знания. Он успешно окончил академию в 1950 году и стал служить в Управлении учебных заведений Военно - Воздушных Сил.

На его глазах в послевоенные годы авиация вооружалась новой могучей техникой. Дозвуковые реактивные самолёты были заменены сверхзвуковыми, скорость которых в 2 раза выше скорости звука. Они оснащены мощным ракетным вооружением. Чтобы овладеть всеми знаниями, необходимыми современному военному лётчику, курсанты должны много и упорно учиться. Программы, по которым они обучаются, составлены при непосредственном участии Павла Ильича Пескова. Он был в курсе всех вопросов подготовки молодых лётчиков. Его часто можно было видеть и на лётном поле, и в аудиториях авиационных училищ. Всего себя беззаветно отдавал ветеран важному для Родины делу - подготовке её доблестных защитников.

В рабочем кабинете Павла Ильича Пескова на письменном столе лежит подарок от не забывающих его однополчан - киноаппарат. А рядом стоит модель ракетоносца, сделанная из плексигласа. Это подарок от новых друзей - личного состава авиационного училища. Здесь же - раскрытая книга. Военные мемуары лётчика - испытателя Героя Советского Союза П. М. Стефановского "Триста неизвестных". С автором книги Павел Ильич познакомился ещё в годы войны и теперь с интересом читает воспоминания друга. Он вообще любит в свободное время читать документальную и мемуарную литературу - всё о небе и о тех, кто покорял и покоряет его.

Идут, чередой летят дни. Вот уже и большая жизнь за плечами. Но не миновало романтическое устремление в далёкие звёздные миры. И взгляд не может оторваться от неба, потому что там - вся его жизнь.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz