Ридный Степан Григорьевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Ридный Степан Григорьевич

С.Г.Ридный

Родился 26 Марта 1917 года в селе Малая Рыбица, ныне Краснопольского района Сумской области, в семье крестьянина. Рано осиротел. Подростком начал работать в Угроедском свеклосовхозе. В 1934 году окончил курсы зоотехников. В 1935 году выехал в Одессу, где работал штамповщиком на одном из заводов и одновременно учился в вечерней школе. Окончил аэроклуб. С 1937 года в Красной Армии, В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны.

Командир звена 126-го истребительного авиационного полка   (Войска ПВО страны)  Младший лейтенант С. Г. Ридный ежедневно совершал по 6 - 8 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков и перехват самолётов противника. За 20 дней войны лично и в составе группы сбил 8 самолётов.

9 Августа 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

17 Февраля 1942 года погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на станции Чкаловская Щёлковского горсовета Московской области.

Награждён орденом Ленина. Именем Героя названы улицы в родном селе и в городе Гомель.

*     *     *

...22 Июня 1941 года, сразу после первого налёта немецкой авиации на аэродром 126-го истребительного авиационного полка, командир звена Степан Григорьевич Ридный вступил в бой. Всего 2 дня назад его выписали из госпиталя. Два месяца Младший лейтенант не видел товарищей, не был на аэродроме. Как же он соскучился по своему самолёту !   В родной полк прибыл с одной мыслью: "Только летать !"

Подняться в небо пришлось раньше, чем ожидал молодой офицер, и не для того чтобы совершать тренировочные полёты, а чтобы вступить в ожесточённую схватку с врагом. Ежедневно по 6 - 8 раз вылетал Степан, чтобы сопровождать бомбардировщики, перехватывать самолёты противника и штурмовать вражеские войска и аэродромы. Уже на второй день войны Младший лейтенант С. Г. Ридный сбил вражеский бомбардировщик Не-111. В том бою он не знал страха: перехватив самолёт врага, Степан не отставал от него до тех пор, пока тот не стал падать, волоча за собой чёрный шлейф дыма. В последующих боях, в группе с товарищами, он сбил ещё 4 самолёта противника.

Степан Ридный - один из самых известных лётчиков ПВО, отличившихся в первый год войны, родился на Украине. Он рано остался без родителей и воспитывался в детском доме. В Богодухове он окончил Зоотехнический техникум, а оттуда по путёвке комсомола уехал в Одесскую школу военных лётчиков.

Был он среднего роста, коренаствый, широкоплечий. Лицо красиво обрамляли вьющиеся волосы. Часто его можно было видеть в кругу однополчан. В свободные минуты любил развлекать их игрой на губной гармошке, которую хранил за голенищем сапога. Когда возвращался с боевого задания, то обычно доставал её и наигрывал свою любимую мелодию.

О храбрости Степана Ридного ходили легенды. Казалось, для него не существует никаких преград в воздушном бою. У него было правилом навязывать противнику бой, с первых секунд встречи с ним захватывать инициативу, даже если враг численно превосходил его в несколько раз.

В первые дни войны, пролетая в районе Гомеля, Степан Ридный заметил на горизонте бомбардировщик Ju-88 и тут же пошёл на сближение с ним. Вражеские стрелки открыли огонь по самолёту Ридного, но он даже не подумал отвернуть в сторону. У немецкого пилота нервы не выдержали, он уклонился, а наш лётчик в этот момент с короткой дистанции сразил его. Правда, и его МиГ-3 сильно пострадал: заклинило мотор, вышли из строя масляная и водяная системы. У Ридного не было даже минуты на выбор площадки для посадки, машина плюхнулась прямо на болото. Потом наши техники разобрали самолёт и по частям доставили в полк. Так Ридный оказался "безлошадным" - остался без самолёта. А сидеть и ждать было не в его характере. Лётчик присмотрел в сторонке, на аэродроме, старенький И-16. Степан и техники несколько дней латали его, пока не вернули в строй.

Вскоре лётчик на этой, уже списанной машине вылетел на перехват немецких бомбардировщиков и сразу одержал победу. Сбил "Юнкерс", но и сам еле дотянул до аэродрома. Плоскости и хвостовое оперение "Ишачка" обгорели, только в фюзеляже насчитали более 200 пробоин !

Свою боевую деятельность Младший лейтенант С. Г. Ридный уже вскоре продолжил в составе 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Москвы. В первые дни битвы за столицу, Степан Ридный был рядовым лётчиком, а в Октябре уже возглавлял звено. Он быстро изучил особенности полётов в условиях Подмосковья, хорошо ориентировался в воздухе, безошибочно определял район, над которым пролетал, как будто был старожилом этих мест.

Личный счёт командира звена увеличивался быстро. 10 Июля 1941 года, прикрывая бои частей 21-й Армии с воздуха, он встретился один на один с опытным немецким пилотом. Началась борьба умения и воли. И мужество нашего лётчика победило: вражеский Ju-88 был сбит.

12 Июля в паре с другим лётчиком Ридный перехватил два бомбардировщика Ju-88 и один из них сбил. Вражеский экипаж, не успев выброситься с парашютами, сгорел. Вдруг Ридный увидел, что самолёт его ведомого начал терять высоту и скорость, медленно падая вниз. "Что - то у него случилось с мотором", - подумал Степан и дал товарищу знак уходить, а сам бросился догонять второй "Юнкерс". Меткая очередь из пулемётов - и вторая вражеская машина, кувыркаясь, полетела к земле...

Вспоминая о боевых подвигах Степана Ридного, командующий 1-м корпусом ПВО Генерал - полковник артиллерии Д. А. Журавлёв писал в одной из статей:

"Свой боевой счёт в небе Подмосковья Младший лейтенант С. Г. Ридный открыл 10 Июля, сбив на своём И-16 вражеский бомбардировщик Ju-88. 11 Июля он уничтожил в воздушном бою бомбардировщик Не-111, а 12 Июля в паре с Младшим лейтенантом Иваном Левшой сбил ещё два "Юнкерса-88". Но это, разумеется, были лишь первые воздушные бои Степана Ридного в составе 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО.

Нередко случалось, что он совершал по нескольку боевых вылетов в день. Однажды в схватке с группой самолётов противника Ридный сбил истребитель Ме-109, а при возвращении на аэродром обнаружил на дороге колонну танков и автомашин врага и штурмовал её до полного израсходования боеприпасов. Главным правилом Степана Ридного было первым вступать в бой с врагами, не взирая на их численность, используя внезапность, мастерство, пилотажные возможности самолёта и мощь бортового оружия. Всего отважный воздушный боец уничтожил 26 самолётов противника, в том числе 9 лично и 17 - в групповых воздушных боях. Это был лётчик, о котором в те дни гремела слава от Мурманска до Севастополя.

Газета "Комсомольская правда", характеризуя боевые качества лётчика, писала о нём как о мастере воздушного боя, хладнокровном и умелом истребителе, бережливо относящемся к доверенной ему материальной части. Много раз ему приходилось пападать в труднейшие положения. Его самолёт горел. Но лётчик ни разу не оставил своей боевой машины - он всегда дотягивал до посадочной площадки и бережно сажал машину. У воспитанника Ленинского комсомола Младшего лейтенанта С. Г. Ридного должна учиться вся наша крылатая молодёжь".

С.Г.Ридный, 1941 год.
С. Г. Ридный в кабине самолёта, 1941 год.

Степана Ридного не раз вызывали в отдел кадров 6-го истребительного авиакорпуса ПВО, где ему предлагали перейти на новую должность с повышением, но в другую авиачасть. Ответ всегда следовал один: "Из полка я никуда не уйду. Я вырос в полку, здесь и буду воевать. Вот кончится война, тогда и поеду учиться..."   И он вновь поднимался в воздух, вновь одерживал победы.

Три раза самолёт Ридного был подбит в воздушных боях, трижды однополчане считали его погибшим, но он всегда возвращался на свой аэродром... Боевые товарищи не раз шутили, называя его самолёт решетом. И действительно до 200 пробоин привозил в своём И-16, но уже вскоре снова поднимался в воздух и продолжал сражаться с врагами.

В Архиве Министерства обороны СССР хранятся воспоминания техника самолёта Тронова о своём командире С. Г. Ридном. Они пополняют сведения об этом бесстрашном воздушном бойце:

"Степан Ридный был хорошим боевым другом, всегда заботился о подчинённых. Перед тем как занять место в кабине истребителя, он обычно говорил: "Вылетаем давать жару фашистам..."  Если была свободная минута, то показывал мне полётную карту с отметками целей, которые ему приказано обнаружить и уничтожить. При этом и сам ещё больше вникал в суть дела...

Как - то в начале Октября 1941 года Ридный возглавил группу истребителей, которой было приказано нанести штурмовой удар по немецкой колонне. С большой высоты лётчики не заметили, что в колонне есть и конница, а с бреющего полёта потом увидели, как противник побросал коней с повозками и побежал в лес. Но в этот момент кончились боеприпасы. Вернувшись на аэродром, Ридный попросил меня поскорее подвесить бомбы, зарядить пулемёты новыми лентами. А спустя несколько минут группа истребителей уже снова была в полёте. Когда он вернулся с задания, то сказал: "От колонны остались рожки да ножки..."

На другой день звено Степана вело бой против 9 немецких истребителей. Трёхкратное превосходство врага не смутило наших лётчиков. Они сражались до последней возможности. Когда Ридный совершил посадку, то не верилось, как сумел на изрешечённом самолёте дотянуть до своего аэродрома. Прилетел, как у нас говорили, "на честном слове и на одном крыле..."  Были пробиты фюзеляж, масляный бачок, из которого вытекло всё масло. А без него, как известно, мотор мог бы перегреться и воспламениться.

Несмотря на боевую напряжённую работу, Ридный всегда образцово выполнял партийные поручения. Мы, авиационные специалисты, охотно посещали политзанятия, которыми он руководил. Умел он доходчиво объяснить, верно ответить на наши вопросы. Любили мы командира и за то, что он не считал зазорным взять самому гаечные ключи, вместе с нами поработать, чтобы ускорить подготовку самолёта к боевому вылету..."

На 22-й день войны командование полка представило Степана Ридного к присвоению звания Героя Советского Союза. В наградном листе отмечалось:

"В бою беспримерно храбрый. Перехватив бомбардировщик врага, никогда не отпускает его до полного уничтожения. Примеры: 10 Июля "Юнкерс-88", 11 Июля - "Хейнкель-111", экипаж взят в плен. 12 Июля в паре с другим лётчиком перехватил и уничтожил 2 "Юнкерса". За период с 1 по 12 Июля самолёт Ридного трижды был подбит. Он совершал вынужденные посадки вне аэродрома, но машину сохранил. С 20 пробоинами на ней продолжал летать на выполнение боевых заданий. За героизм, проявленный в боях с фашистами, достоин присвоения звания Героя Советского Союза".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 Августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Младшему лейтенанту Степану Григорьевичу Ридному присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 272).

Осенью 1941 года 126-й авиаполк воевал уже на американских истребителях Р-40 "Томагаук". С Сентября 1941 года лётно - технический состав некоторых строевых частей проходил переучивание на эти машины на аэродроме Кадников близ Вологды. Для этой цели создали 27-й запасной авиаполк, командиром которого был В. И. Пантелеев.

Tomahawk Mk IIA

Американский истребитель Curtiss Tomahawk Mk IIA из состава 126-го ИАП,
на котором зимой 1941 - 1942 гг. летал Старший лейтенант С. Г. Ридный.

126-й истребительный авиаполк стал одним из первых в ВВС страны, перевооружившимся на "Томагавки". При эксплуатации американских самолётов лётчики и механики полка обнаруживали немало дефектов, машина откровенно вызывала у них недоверие. Особенно после того как 17 Февраля 1942 года на нём, в простой ситуации, не в бою, а после взлёта из - за отказа материальной части погиб один из лучших лётчиков полка Герой Советского Союза Старший лейтенант С. Г. Ридный...

*   *   *

Во многих советских источниках указывется, что Степан Ридный погиб в конце Октября 1941 года, имея на счету 21 воздушную победу. Скорее всего, эти сведения пошли после различных публикаций известного советского авиационного командира Героя Советского Союза А. Г. Фёдорова. Так, в книге "Авиация в битве под Москвой", он пишет:

"Беспримерную отвагу в боях с врагами проявил Герой Советского Союза Старший лейтенант Степан Григорьевич Ридный. Он лично сбил 9 и в групповом воздушном бою 21 вражеский самолёт..."

При этом, Алексей Григорьевич ссылается на материалы ИИ СССР АН СССР ОРФ  (разд. 1, оп. 5, д. 1). Обратите внимание на число групповых побед, приведённое Фёдоровым - 21 !   Однако, на этой же странице, этой же самой книги есть и такие строчки:

"В конце Октября 1941 года С. Г. Ридный не вернулся с боевого задания. Он погиб в неравной схватке с врагом. К тому времени он уже сбил 21 самолёт противника. Это было рекордное число".

Самолёт Р-40 С.Ридного.

Самолёт Р-40 С.Ридного.

Так сколько же самолётов сбил Ридный, если верить данным того же А. Г. Фёдорова - 30  (9 лично и 21 в группе)  или 21 всего ?

Во - первых, как уже было сказанно выше, Степан Ридный погиб не в конце Октября 1941 года, а в середине Февраля 1942 года. И погиб он не в схватке с врагами, а в авиационной катастрофе... А во - вторых, согласно многим источникам, Степан Ридный продолжал успешно сражаться и после Октября 1941 года. По - видимому, в книге А. Г. Фёдорова просто переставлены цифры в числе групповых побед  (21 вместо 12), что могло быть и простой ошибкой при наборе текста.

В книге "Великая Отечественная война в письмах" приведены отрывки из дневника комиссара 126-го ИАП ПВО Д. А. Голубя, погибшего 30 Августа 1942 года. Есть там и такие строчки:

"4 Декабря 1941 года... Личный состав полка несёт почётную и тяжёлую вахту, охраняя небо Москвы. Отличились лётчики Степан Ридный и Иван Левша. Патрулируя в районе Мытищ, они заметили двух "Хейнкелей-111" и атаковали их. Ведущий бомбардировщик сразу же загорелся и рухнул на землю. Второй успел скрыться в облаках".

Через несколько дней - 14 Декабря, - патрулируя в районе Мытищ, Степан Ридный в паре с другим лётчиком обнаружил 2 "Хейнкеля-111". Один вражеский самолёт был сбит, другой спасся бегством.

Tomahawk Mk IIA

Целый ряд побед Степан Ридный одержал в начале 1942 года. Так, 3 Февраля во главе пары истребителей он прикрывал свои войска, преследующие отступавшего противника. Внезапно появилась группа немецких истребителей Ме-109. Они шли в стороне и не видели нашу пару. Один из "Мессеров", замыкающий, немного отстал от группы и, догоняя её, форсировал мотор - за ним потянулся шлейф чёрного дыма. Естественно, в эту минуту он ослабил бдительность, чем немедленно воспользовался Ридный. Он быстро настиг врага и сбил его короткой сокрушительной очередью.

А вот что можно найти в известной книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на странице 86:

"...4 Февраля 1942 года. Войска Западного фронта продолжали вести наступательные бои в районе Юхнова. Прикрывая боевые действия наших наземных войск, лётчики 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО в течение дня провели 8 воздушных боёв и сбили 8 самолётов противника. В этих боях отличились Старший лейтенант С. Г. Ридный, Младший лейтенант В. Е. Шумилов, Лейтенант А. П. Бритиков..."

В тот день, вылетев в паре с Лейтенантом Шумиловым, Ридный обнаружил немецкий транспортный самолёт Ju-52. Он кружил над полем, подбирая место для посадки, чтобы доставить своим войскам подкрепление или горючее. Две последовательные атаки, и "Юнкерс" свалился на землю. Спустя несколько часов Старший лейтенант Ридный вместе с Лейтенантом Матюшкиным вогнали в землю ещё один транспортник врага.

С.Г.Ридный

8 Февраля, маскируясь рваной облачностью, к Москве приближалась группа немецких бомбардировщиков. Их путь проходил через район, который патрулировала тройка истребителей 126-го полка под командованием Степана Ридного. Несмотря на численное преимущество врага, наши лётчики вступили в бой. Они сражались мастерски, особенно командир. Он сбил флагмана, остальные бомбардировщики, бросая свой груз куда попало, стали поспешно уходить восвояси. Сбитый в этом бою Не-111 стал одной из последних побед Героя Советского Союза Степана Григорьевича Ридного.

Свои последние победы С. Г. Ридный одержал 16 Февраля 1942 года. А на следующий день, 17 Февраля, отважный воздушный боец погиб.

Скорее всего, итоговый боевой счёт Героя составляет 9 сбитых самолётов противника лично и 12 - в группе с товарищами.

Однако, нельзя "сбрасывать со счетов" и цифры приведённые Генерал - полковником артиллерии Д. А. Журавлёвым: 9 самолётов сбитых лично и 17 - в группе с товарищами.

Герой Советского Союза С. Г. Ридный похоронен на кладбище около станции Чкаловская  (в черте города Щёлково)  Московской области. Именем Героя названы улицы в его родном селе и в городе Гомель.

*     *     *

Список всех известных побед Старшего лейтенанта С. Г. Ридного:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
122.06.1941 г.1  Ju-88 *р-н БелостокаМиГ-3, И-16,

"Киттихаук".

225.06.1941 г.1  Ju-88 *р-н Белостока
310.07.1941 г.1  Ju-88 * 
411.07.1941 г.1  Не-111  (в паре - 1 / 2)Обидовичи
512.07.1941 г.1  Ju-88Церковичи
615.08.1941 г.1  Ju-88Рошка
71  Ju-88  (в группе - 1 / 6)Буда Лошевская
804.12.1941 г.1  Не-111  (в паре - 1 / 2)Малаховка
915.01.1942 г.1  Не-111  (в паре - 1 / 2)Рождественское - Назарьево
1003.02.1942 г.1  Нs-126  (в группе - 1 / 6)Сычёвка
111  Ме-109Никитье
1204.02.1942 г.1  Ju-52  (в группе - 1 / 3)Векшино
131  Ju-52  (в паре - 1 / 2)Сычёвка
1405.02.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 4)зап. окр. Шанково
1507.02.1942 г.1  Не-111  (в группе - 1 / 4)вост. Плющево
1616.02.1942 г.1  Не-111  (в группе - 1 / 6)сев - зап. окр. аэродрома Ржев
172  Ju-88  (в группе - 2 / 6)сев - зап. Тимофеево

      Всего сбитых самолётов - 21  [ 6 + 12 ];  боевых вылетов - 172;  воздушных боёв - 53.

[ * Информация из открытой печати, архивными документами не подтверждается. ]

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz