Цоколаев Геннадий Дмитриевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Цоколаев Геннадий Дмитриевич

Цоколаев Геннадий Дмитриевич

Нa фронтах борьбы с белофиннами и немецко - фашистскими захватчиками неувядаемой славой покрыл своё имя старший лейтенант Геннадий Дмитриевич Цоколаев.

Героизм, мужество, отвага и высокое мастерство - вот характерные черты этого лётчика - истребителя, выполнявшего каждое задание с трезвой расчётливостью, глубоким пониманием тактики, техники и теории пилотирования.

"Истребитель - это не лётчик, летающий на истребительной машине, - любил говорить Цоколаев, - а лётчик, истребляющий самолёты противника в воздушном бою".

Трудно сказать, кто был автором этого изречения, но одно совершенно ясно: Геннадий всегда считал необходимым поступать именно так.

Ещё одна характерная черта была у Цоколаева - он никогда не гнался за личной славой, а стремился обеспечить успех коллективу. Его личный результат иногда казался скромным, но зато благодаря этому успех его звена, эскадрильи - всегда был значительным.

Однажды, это было в начале войны, в сентябре 1941 года, Цоколаев с напарником вёл бой у острова Эзель с 4 Ме-109. Бой начался на высоте 400 метров. Каждая сторона, атакуя противника, в то же время стремилась набрать большую высоту, оказаться над противником.

На высоте 1500 метров ведущий "Мессер" оказался лицом к лицу с ведущим советских истребителей. Цоколаев решил проверить нервы врага - пошёл в лобовую атаку. Но в последнее мгновение немец не выдержал и уклонился, подставив бок своей машины нашим истребителям. Ведомый Цоколаева воспользовался моментом и короткой пулемётной очередью прошил кабину противника. "Мессер" камнем пошёл вниз, но в это время самолёт ведомого тоже получил серьёзные повреждения. Лётчик стал медленно снижаться, выискивая место посадки на острове. Фашисты яростно обстреливали машину ведомого, намереваясь добить его. Цоколаев, охраняя вынужденную посадку товарища, сам стал упорно атаковать вражеские самолёты, отвлекая огонь на себя. Ведомый благополучно посадил раненую машину, а воздушный бой Цоколаева закончился на высоте 100 - 150 метров. Противник, потеряв ещё одну машину, поспешно удалился.

В результате этого поединка Геннадий уничтожил только одну машину, но зато дал возможность ведомому тоже сбить самолёт, и когда тот оказался в тяжёлом положении, помог ему благополучно посадить машину.

Не раз шёл Геннадий на прямой риск. В сентябре того же года, когда на маленьком полуострове Ханко небольшой гарнизон советских воинов морской пехоты героически отбивал многочисленные атаки врага, Цоколаеву было поручено поддержать наших пехотинцев. Лётчик посадил свой истребитель на маленькой территории базы и в тесном взаимодействии с морской пехотой отбивал атаки врага. Вот 4 катера подошли на близкое расстояние к полуострову. Цоколаев поднял свой самолёт в воздух и перешёл на штурмовку вражеских катеров. Зенитным огнём у самолёта было перебито управление руля поворота и пробит маслобак. Заметив уходящий катер, Цоколаев, рискуя жизнью, на подбитом полууправляемом самолёте атаковал уходящий катер и потопил его, а самолёт привёл на свой аэродром.

Г.Д.Цоколаев.

Так, ещё в самом начале войны Цоколаев зарекомендовал себя опытным и результативным воздушным бойцом. Командование 61-й авиационной бригады, да и всего Краснознамённого Балтийского флота ценило его, ставило в пример. Молодые лётчики учились у него мастерству пилотирования, тактике воздушных боёв. И Цоколаев охотно делился с ними своим богатым опытом. Рассказывал им о своих воздушных боях с белофинскими лётчиками ещё в 1939 - 1940 годах, когда он одним из первых балтийских лётчиков был награжден орденом Красного Знамени.

1941 год был памятным для Цоколаева: в этом суровом году его приняли в члены Коммунистической партии. "Пока руки в состоянии держать штурвал, а глаза видят врага - я буду драться с врагом как коммунист", - писал он в заявлении о приёме в партию. Парторганизация единогласно приняла Цоколаева в партию. Среди других коммунистов на собрании выступили Генерал - майор авиации Петрухин, бригадный комиссар Бессонов, который заявил: "Товарищ Цоколаев своей практической деятельностью уже доказал, что он - настоящий большевик. Я думаю, что мы не ошибёмся, если примем его в наши ряды..."

И парторганизация не ошиблась. Коммунист Цоколаев продолжал совершенствовать своё боевое мастерство, громить фашистов на земле и в воздухе.

Однажды, это было 14 марта 1942 года, лётчик получил задание штурмовать войска противника, находящиеся в окружении на небольшом участке фронта. Трудность выполнения задания заключалась в том, что очаг окружения по своим размерам не превышал 120 на 200 метров.

Необходимо было установить точное расположение противника. Как быть ?   Цоколаев с шестёркой истребителей поднялся в воздух, отыскал цель и на высоте 200 метров демонстративно пролетел над окружённой группировкой. Этим маневром он привлек на себя весь огонь противника, одновременно установив точное его расположение. После этого вся шестёрка сделала 4 захода над врагом, осыпая его градом пуль, снарядов и бомб. Когда после этого наша пехота атаковала окружённого противника, то оказалось, что там не осталось живого места. Цоколаев получил благодарность от командования 54-й армии.

В тот же день старший лейтенант Цоколаев во главе шестёрки истребителей, охраняя войска 54-й армии, заметил в воздухе 15 "Юнкерсов", приближавшихся к фронту с юга. Геннадий повёл свою шестёрку в лобовую атаку, открыв огонь из всех пушек и пулемётов. Противник настолько растерялся от неожиданных и дерзких действий советских истребителей, что сбросил бомбовый груз на свои же войска и, спасая свою шкуру, построил 2 оборонительный кольца. Эта тактика была известна Цоколаеву. Он разбил свою шестёрку на пары и смело стал врываться во внутрь вражеских оборонительных кругов, вырывая отдельные "Юнкерсы" из круга и в упор расстреливая их. Противник не сумел даже организованно отойти, а рассыпавшись, беспорядочно уходил, оставив на поле боя 4 сбитых самолёта.

Через 2 дня, 16 марта, Цоколаев, ведя группу в 6 истребителей на охрану наземных войск в районе станции Погостье - Жарок, встретил 8 Ме-109, навязал им бой и группой сбил 3 самолёта. Во время этого поединка командир заметил 15 "Юнкерсов", идущих на штурмовку наших наземных войск. Цоколаев принял смелое решение: с растерявшимися "Мессерами" оставить одного, а 5-ю истребителями атаковать "Юнкерсы". В результате смелой атаки было сбито 6 "Юнкерсов". А уцелевшие, сбросив свой бомбовой груз, повернули вспять. В это время появилась ещё одна группа из 13 "Юнкерсов". У наших истребителей кончился боезапас, на исходе было горючее. Командир эскадрильи решил идти в психическую атаку. И она удалась. Когда 6 истребителей устремились в лобовую атаку, противник поспешно сбросил свои бомбы на территорию, занятую его же войсками, и скрылся.

Г.Д.Цоколаев.

За один вылет сбито 3 Ме-109 и 6 "Юнкерсов", не имея потерь своей авиации. Таковы были смелые, дерзкие и бесстрашные боевые действия коммуниста Цоколаева, который говорил, что победа истребителя складывается из максимальной осмотрительности, бдительности, непоколебимого желания навязать противнику бой при любом числе его самолётов, внезапности атаки, смелого применения лобовой атаки и умелого использования своего вооружения.

"Победа - дело не случая, а умения, надо знать противника, изучать его", - часто говорил он. В самом деле, Геннадий никогда не делал ставку на слабого противника, он знал, что противник силен и коварен. Поэтому он всегда тщательно готовился к каждому полёту, с большим вниманием изучал сильные и слабые стороны техники и тактики врага. Целые горы книг и статей прочитал он о тактике и технике отечественной авиации. Ещё в годы учёбы в военно - морском авиационном училище, которое он окончил в 1938 году, отличался Геннадий своей любознательностью, проявлением большого интереса и критическим анализом тактико - технических данных каждой марки самолёта.

И это не только в стенах училища. Его ровесники из села Ольгинское, Северной Осетии, до сих пор вспоминают своего односельчанина и рассказывают о том, как он увлекался авиацией, мечтал стать лётчиком и ещё в школьные годы знал почти все типы тогдашних самолётов.

Когда заветная мечта Геннадия осуществилась, он весь отдался любимому делу. Успех был результатом кропотливой работы, результатом знания достижений теории и практики полётов.

Цоколаев славился на Балтике не только как истребитель, беспощадно уничтожавший врага, но и как опытный, наблюдательный и тактически грамотный лётчик. Потому поручалось ему часто выполнение особо важных заданий по разведке.

Это было 4 апреля 1942 года. Возглавив 4 самолёта, он вылетел на разведку. Надо было установить группировку войск противника, двигающуюся к линии фронта 54-й армии. Низкий туман скрывал район расположения вражеской группировки. Цоколаев хотел снизиться на расстояние видимости, но в это время заметил 15 "Юнкерсов" в сопровождении 2 Ме-109, шедших выше своих бомбардировщиков.

Старший лейтенант всей четвёркой напал на "Мессеров", из которых один, серьёзно повреждённый, петляя, начал резко снижаться на строй своих бомбардировщиков. Другой Ме-109, видя перед собой 4 советских истребителя, дал полный газ и скрылся в тумане. Тогда отважная четвёрка советских истребителей сверху навалилась на "Юнкерсов". В первой же атаке 4 бомбардировщика были сбиты. При втором заходе был сбит ещё один "Юнкерс". Уцелевшие бомбардировщики, потеряв управление, скрылись.

В прошедшем бою Геннадий сбил один бомбардировщик лично и один - в паре. Расправившись с противником в воздухе, Цоколаев снизился до бреющего полёта и ценные разведданные были доставлены штабу 54-й армии.

Трудно передать, сколько отваги, мужества было проявлено Цоколаевым в годы войны. Для перечисления всех его подвигов потребовалась бы объемистая книга. Вот как Военный совет Балтийского флота характеризует отважного лётчика:

"Прекрасный мастер воздушного боя Старший лейтенант тов. Цоколаев своим героизмом всегда увлекает за собой на подвиги весь лётный состав. Участник боёв у островов Эзель и Ханко, он при разгроме фашистских полчищ проявил подлинный героизм, во время 309 боевых вылетов истребил свыше 300 фашистов и 10 шюцкоровских катеров. Сделал 62 разведывательных полёта, добыв ценные разведданные. Совершил 57 штурмовок противника, сбил 6 самолётов лично и 11 - в группе.

Военный совет флота ходатайствует перед правительством СССР о присвоении Старшему лейтенанту Цоколаеву Геннадию Дмитриевичу звания Героя Советского Союза".

И ходатайство Военного совета флота было удовлетворено. Указ Президиума Верховного Совета состоялся 14 июня 1942 года.

Заметим, что в реляции Военного совета флота количество полётов и сбитых самолётов указано лишь на апрель 1942 года. А впереди было ещё 2 года войны. И Герой по-прежнему совершал боевые вылеты, участвовал в воздушных боях, уничтожал пехоту и боевую технику врага на суше, наносил штурмовые удары по его кораблям на море.

Всего за время Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Геннадий Цоколаев совершил 510 боевых вылетов, сбил 23 самолёта противника.   [ По другим источникам имел 26 побед. ]

После победоносного окончания Великой Отечественной войны Цоколаев, оставаясь в кадрах советских Военно - Воздушных Сил, отдавал свой богатый опыт молодым лётчикам.

В 1958 году Цоколаев ушёл на трудовой фронт.

(Из материалов сборника - "Осетии отважные сыны".  Орджоникидзе, 1974 год.)

Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz