Зюзин Пётр Дмитриевич - военный летчик Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Зюзин Пётр Дмитриевич

П.Д.Зюзин

Родился 24 Июля 1922 года в деревне Жуковка, ныне Одинцовского района московской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов и школу фабрично - заводского ученичества. Работал надсмотрщиком центральной телефонной связи. Затем с отрывом от производства окончил аэроклуб Октябрьского района города Москвы. С 1941 года в Красной Армии. В Мае 1942 года окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов. Был лётчиком 6-го ЗАП в городе Рассказово Тамбовской области.

С Марта 1943 года сержант П. Д. Зюзин в действующей армии. Воевал в небе Ленинградского, а затем  (с Сентября 1944 года)  Карельского фронтов. Участвовал в обороне Карелии и Свирско - Петрозаводской операции.

26 Марта 1944 года в 4 вылетах провёл 4 воздушных боя и лично сбил 4 самолёта противника: 3 истребителя FW-190 и 1 пикировщик Ju-87.

К Ноябрю 1944 года штурман эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт)  Гвардии лейтенант П. Д. Зюзин совершил 211 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника. Дважды ранен в воздушных боях - 30 Июля 1943 года и 30 Мая 1944 года.

2 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. До 1951 года участвовал во всех воздушных парадах над Москвой и в Тушино. С 1951 по 1959 год был старшим лётчиком - испытателем в Государственном НИИ им. В. П. Чкалова. Летал на всех типах самолётов. Провёл ряд испытательных работ на самолётах - истребителях по испытанию авиадвигателей и радиолокационного оборудования, провел испытание нового истребителя в стратосфере. С 1958 года Гвардии подполковник П. Д. Зюзин - в запасе. Работал старшим инженером в опытном конструкторском бюро им. Микояна. Жил в Москве. Умер 15 Апреля 1999 года. Похоронен на Николо - Архангельском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды  (трижды); медалями.

*     *     *

Пётр Дмитриевич Зюзин всегда скупо рассказал о своём голодном детстве, о том, как 7-летним мальчуганом остался круглым сиротой, пас коров в подмосковной деревне Жуковке, что неподалёку от нынешнего санатория "Барвиха". Если бы не братья да сестра Мария, может, и не летать ему. Невзгоды закалили характер. В 1938 году выпускник школы ФЗУ Дзержинского узла связи Пётр Зюзин в числе первых среди московских связистов откликнулся на призыв Центрального Комитета комсомола: "Комсомолец, на самолёт !".   В те дни гремело по стране: "Дадим Стране Советов 150 тысяч лётчиков !"

Молодые рабочие, студенты, недавние школьники подавали заявления в аэроклубы, чтобы овладеть самой романтичной профессией в мире, стать покорителями Пятого океана. Москва часто встречала участников героических перелётов. Пётр на всю жизнь запомнил встречи экипажей Валерия Чкалова, Михаила Громова, Владимира Коккинаки, Валентины Гризодубовой. Всё увиденное будоражило молодых, наполняло трепетным волнением юные сердца.

Юноше было с кого брать пример. В Жуковке жил лётчик - инструктор Московского городского аэроклуба Василий Георгиевич Воробьёв. Пётр всегда считал, что именно он привил любовь к авиации деревенским мальчишкам и девчонкам. С ветераном Воздушного Флота Зюзина связывала почти 40-летняя дружба. Воробьёв и в 60 лет ещё продолжал летать.

*   *   *

...В Январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов в районе Синявина прорвали блокаду Ленинграда. По узкой полоске суши, отвоёванной у врага, было восстановлено железнодорожное сообщение города со страной. Можно себе представить, какое значение придавало наше командование охране единственной железнодорожной артерии, питающей город - герой и фронт. Одной из ключевых позиций на этом пути был мост через широкий Волхов. Прикрывать его и гидростанцию было главной боевой задачей 29-го Гвардейского истребительного авиаполка.

В этот полк, в числе группы молодых лётчиков, прибыл и сержант Пётр Зюзин. Противоречивые чувства владели им в те дни: с одной стороны, приятно воевать даже учеником рядом с известными асами Ленинградского фронта, а с другой... Полк ведёт боевые действия на "Яках", а у него налёт на новых машинах без году неделя, училище кончал на И-16, только в запасном полку успел переучиться на новый самолёт.

Но в бой молодых пилотов послали не скоро, хотя старшие товарищи выдерживали неимоверное напряжение. Они вылетали по 3 - 4 раза в день: то прикрывали мост, то патрулировали над передним краем, то сопровождали бомбардировщики и штурмовики. И редкий вылет проходил без воздушного боя.

Не зря говорят: месяц фронта равен году в мирные дни. Зюзину даже месяца не потребовалось, чтобы занять прочное место в боевом расчёте 2-й эскадрильи Старшего лейтенанта Константина Коршунова. В этой эскадрилье Пётр прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира, освобождал Ленинградскую область и Эстонию, воевал над Балтийским и Баренцевым морями, весной 1945 года перегонял боевые самолёты под Берлин, участвовал в первых послевоенных воздушных парадах.

Первый воздушный бой, как и первый самостоятельный полёт, любой лётчик помнит со всеми подробностями. Но Зюзин не очень - то охотно вспоминает день своего боевого крещения.

На высоте 7000 метров к Волховстрою приближался "Юнкерс-88". Видимо, разведчик. За ним тянулся белый след инверсии. Пока наши лётчики набирали высоту, экипаж Ju-88 повернул к себе в тыл. Нагнали его только у Тосны. Зюзин открыл огонь, когда тёмная сигара "Юнкерса" поползла в перекрестии нитей прицела. Из него повалил дым. Считая, что дело сделано и разведчик сбит, Зюзин спокойно отвалил в сторону. А повреждённый Ju-88 и не думал падать. Он спокойно ушёл к себе за линию фронта... Вот что значит не хватило фронтового опыта.

Первый бой Зюзина оживленно обсуждался среди молодых. А Пётр извлёк очень мудрый урок: хочешь побеждать - не щади себя, научись сочетать маневр и огонь. Очень скоро ему представилась возможность проверить эту фронтовую заповедь на деле.

П.Д.Зюзин

Третий месяц летал Зюзин и чувствовалось, что с каждым днём молодой лётчик ведёт себя уверенней, на глазах приобретает необходимые качества воздушного "работяги" войны. Вылетов, когда на карту ставилась жизнь, на фронте было немало. В том же 1943 году он получил свою первую боевую награду - медаль "За отвагу". Вручили её Зюзину перед строем полка. Этой первой наградой было отмечено начало личного боевого счёта молодого лётчика.

...В середине Января 1944 года войска трёх фронтов начали наступление на северо - западном стратегическом направлении. В операции участвовали соединения 13-й и 14-й Воздушных армий, лётчики Краснознамённой Балтики и 2-го Ленинградского Гвардейского корпуса ПВО, дальней авиации. С нашей стороны участвовало 1773 самолёта, немцы могли противопоставить лишь 370 боевых машин. Это не значит, что враг сразу же уступил в небе. Командование 1-го Воздушного флота противника умело маневрировало своими силами, сосредоточивая авиацию там, где натиск советских войск вызывал наибольшую угрозу.

Именно в те дни Гитлер отдал приказ своим войскам во что бы то ни стало удержать Прибалтику. Особенно напряжённые бои разгорелись на рубеже реки Нарвы, где наши войска в ходе наступления успели отвоевать у противника несколько небольших плацдармов.

Активное участие в воздушных боях принимали в те дни лётчики - истребители 29-го Гвардейского авиаполка, среди них и Пётр Зюзин. Это был уже настоящий мастер своего дела, признанный ас, ведущий групп истребителей. Только с Марта по Июнь 1944 года в районах Аувере, Нарвы, Усть - Жерьдянки, Вайвара он сбил 12 немецких самолётов, в том числе в один из дней, 9 Марта, на подступах к Нарве уничтожил 2 бомбардировщика, а 26 Марта в районе Аувере - 3 истребителя !

В один из героических дней битвы за Ленинград Пётр Зюзин сделал 4 боевых вылета, провёл 4 воздушных боя, сбил 4 вражеских самолёта: 2 истребителя FW-190 во втором вылете, истребитель FW-190 и пикировщик Ju-87 - в третьем. Орден Красного Знамени достойно увенчал очередной подвиг молодого лётчика.

В тот день, во главе восьмёрки "Яков" Зюзин барражировал над своими войсками. С земли сообщили о приближающейся группе вражеских самолётов. Не дойдя до линии фронта, немецкие бомбардировщики вошли в облачность и некоторое время летели по приборам, рассчитывая обмануть наших наводчиков и истребителей. Но стоило им перейти на визуальный полёт, как на пути появились 8 истребителей Зюзина. Они врезались в боевой порядок врагов, открыли по ним огонь. Бросая бомбы куда попало, "Юнкерсы" развернулись в сторону линии фронта, пустились наутёк. Преследуя их, наши лётчики сбили несколько вражеских самолётов, 2 из них уничтожил лично ведущий восьмёрки.

Но самым памятным на войне для Петра Дмитриевича стал бой 30 Мая 1944 года, произошедший южнее Нарвы. Впрочем, послушаем его собственный рассказ о событиях того дня:

"Во главе восьмёрки истребителей я опять прикрывал наземные войска. В воздухе над передним краем что - то необычно спокойно было, даже как - то обидно стало, что мы напрасно жжём горючее, проще говоря, утюжим воздух. И вдруг сообщение по радио: "Над ближайшим от линии фронта аэродромом противника появилось много "Юнкерсов". Идёт сбор колонны".

Лучше всего бить немцев, пока они не приняли боевого порядка и огневое взаимодействие не налажено. Однако, перелетев линию фронта, я не поверил своим глазам. Над аэродромом кружили 9 девяток Ju-87. Нас 8, их в 9 раз больше. Такого ещё за всю войну не приходилось видеть. Рядом с "Юнкерсами" кружили истребители прикрытия, количество которых не удалось определить. Тем не менее я приказал ведущему второй четвёрки Ивану Леоновичу связать боем истребителей, а сам направился к бомбардировщикам. Немцы, конечно, не ожидали нападения над своим аэродромом. Первые наши атаки внесли полное смятение, и "Юнкерсы" один за другим стали раскрывать бомболюки, чтобы удирать налегке.

П.Д.Зюзин

Замысел противника был сорван, как говорится, на корню. Немцы потеряли 5 "Юнкерсов" и 2 истребителя FW-190. Я в этом бою один бомбардировщик сбил, второй подбил. Мы же потерь не имели, все вернулись на свой аэродром.

Правда, нескольким "Фоккерам" удалось прорваться к нашей четвёрке. Я был ранен, бензиновые баки "Яка" пробиты. Машину пришлось пилотировать очень осторожно. Ведь из - за утечки бензина в любую минуту мог возникнуть пожар".

Пётр Дмитриевич рассказывает скупо, без эмоций, но не надо большого воображения, чтобы представить, что пережил лётчик. Снаряд разорвался рядом с кабиной. Десятки осколков впились в лицо, шею, руки. Кровь заливала глаза, моментально намокла гимнастёрка. Не хватало дыхания. Красные шарики мельтешили в глазах. Зюзин чувствовал, что жизнь уходит из него, и, чтобы не потерять сознания, надел кислородную маску. Живительные глотки кислорода придали сил, и ему удалось довести побитый и повреждённый осколками "Як" до своего аэродрома.

Предстоял самый ответственный момент, которым заканчивается каждый полёт, - посадка. Сколько ни переключал Зюзин тумблеры выпуска шасси и щитков - закрылков, они не выпускались. Значит, или надо прыгать с парашютом, или попытаться выпустить шасси аварийно. Для прыжка не хватает высоты, самолёт плохо слушается рулей, остается одно - выпускать шасси аварийным краном.

Осколки, застрявшие в руке, причиняли неимоверную боль, а Зюзин всё двигал и двигал ручку, пока не щелкнули замки, зафиксировавшие, что шасси выпустились и не сложатся при посадке. А щитки - закрылки ?   Они так и не выпустились. В голове мелькнуло: "Посадочная скорость будет большая. Только бы не выкатиться за пределы полосы, не столкнуться со стеной леса, окаймлявшей полевой аэродром".

Лёгкий толчок у посадочного полотнища. Сквозь замутненное сознание Зюзин чувствует, как набегает лес, и что есть силы жмёт на тормоза. Когда "Як" остановился, его механик первым вскочил на крыло. Увидев окровавленного лётчика, он бросился отсоединять кислородную маску, потом помог Зюзину освободиться от парашюта. Едва "Як" отбуксировали на стоянку, техники насчитали в нём 108 пробоин. Сколько же осколков досталось на долю лётчика ?

- Мне тогда туговато пришлось, - вспоминает Зюзин, - но желание воевать, поскорее вернуться в родной полк было очень сильным. В правой руке ещё оставались осколки, а я досрочно выписался из госпиталя. И опять воевал.

Воевать эти осколки действительно не мешали. И только много лет спустя дали о себе знать. Рука распухла. В 1958 году пришлось продолжить незаконченную во время войны хирургическую операцию. После неё у Петра Дмитриевича появились необычные сувениры: хирург подарил ему на память два осколка. С тех пор Пётр Дмитриевич стал считать, что сталь не всегда придаёт твёрдость. Без этих стальных осколков рука сделалась крепче...

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Ноября 1944 года Гвардии старший лейтенант Пётр Дмитриевич Зюзин удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 4318).

К концу войны совершил 211 успешных боевых вылетов, участвовал в 41 воздушном бою, в которых сбил 16 вражеских самолётов лично и 3 в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает только на 16 личных побед лётчика. ]  В 1944 году получил из рук знаменитой русской певицы Лидии Руслановой один из 4-х истребителей "Эстрада - фронту", построенный на средства артистов эстрады Москвы и Ленинграда. Награждён 20 боевыми орденами и медалями.

П.Д.Зюзин

После войны Пётр Дмитриевич служил в истребительном авиационном полку Московского военного округа, летал на многих типах реактивных самолётов, учил мастерству пилотажа молодых лётчиков, был непременным участником воздушных парадов первых послевоенных лет. Последние годы службы в армии П. Д. Зюзин был старшим лётчиком - испытателем.

Однажды, набрав заданную высоту, Зюзин начал выполня фигуры высшего пилотажа на новом самолёте. Неожиданно почувствовал что пропадает привычный для слуха звук двигател. Приборы подтвердили опасение лётчика: обороты резко падали. Предотвратить возникшую опасность не удалось. Двигатель остановился. Попытки снова запустить его тоже ни к чему не привели.

Идти на посадку ?   До этого ещё никому не приходилось сажать такую машину с неработающим двигателем. Вернее всего было воспользоваться катапультой и парашютом. Но как тогда конструкторы и инженеры узнают, почему остановился двигатель ?   И, может быть, следующий полёт на таком же истребителе будет стоить кому - нибудь жизни...

Зюзин решил садиться. Риск был большим. И, кроме того, как только заглох двигатель, перестали действовать остальные агрегаты. Шасси и щитки - закрылки пришлось выпускать аварийными кранами вручную. А техник самолёта законтрил и затянул их на совесть. Пришлось зажать ручку управления между коленями, а аварийные краны открывать обеими руками.

Посадка прошла благополучно. Осмотрев самолёт, специалисты обнаружили причину остановки двигателя. Недостаток устранили.

Используя свой лётный опыт, он принимал активное участие в отработке систем ручного, полуавтоматического и автоматического управления на полноразмерных стендах самолётов, а также в составлении инструкций лётчику в части системы автоматического управления.

Даже выйдя на заслуженный отдых, ветеран не сидел дома - его часто можно было видеть в школах, вузах, ПТУ. До последних дней жизни он занимался военно - патриотическим воспитанием молодёжи.

*     *     *

Список всех побед Гвардии старшего лейтенанта П. Д. Зюзина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
123.07.1943 г.1  FW-190СологубовкаЯк-7, Як-9.
209.03.1944 г.2  Ju-87Нарва
326.03.1944 г.1  FW-190болото Мустоладва - Суо
41  FW-190Вока
51  FW-190Ридакюля
61  Ju-87Кивиннапу
730.03.1944 г.1  FW-190Рауди
813.05.1944 г.1  Ju-87Каннука
914.05.1944 г.1  Ju-87зап. Вайвара
1026.05.1944 г.1  Ju-87юж. Иыхви
1128.05.1944 г.1  FW-190Апсалу - Ермискюля
1230.05.1944 г.1  Ju-87болото Райва - Суо
1330.06.1944 г.1  Ju-87Носикюля
1402.07.1944 г.1  Ju-87Носикюля
1513.07.1944 г.1  Ju-87болото Исо-Сури-Суо

      Всего сбитых самолётов - 16 + 0;  боевых вылетов - 208;   воздушных боёв - 35.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz