Алелюхин Алексей Васильевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского СоюзаЗолотая Звезда Героя Советского Союза

Алелюхин Алексей Васильевич


Алелюхин Алексей Васильевич

Родился 30 Марта 1920 года в селе Кесова Гора Калининской области в семье железнодорожника.

Когда учился в 4-м классе, семья переехала в Подмосковье. 16-летним пареньком Алексей Алелюхин пошёл работать учеником мраморщика на фабрику канцелярских товаров. Мечтал летать. В ноябре 1939 года окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков. Был направлен младшем летчиком в одну из авиационных частей Ленинградского военного округа. В октябре 1940 года переведён в Одессу в 69-й ИАП, в составе которого вступил в Великую Отечественную войну.

Участвовал в 73-дневной героической обороне Одессы. В составе 69-го  ( 9-го Гвардейского )  истребительного полка прошёл боевой путь от Одессы до Берлина, от младшего лётчика до заместителя командира полка. За образцовое выполнение боевых заданий командования А. В. Алелюхин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза, а 1 ноября 1943 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После Великой Отечесгвенной войны в 1948 году окончил Военную академию им М. В Фрунзе, а в 1953 году - Академию Генерального штаба. Дважды Герой Советского Союза генерал - майор авиации А. В. Алелюхин ещё долго продолжал службу в ВВС. Умер 29 октября 1990 года.

*     *     *

Более 180 боевых вылетов совершил А. В. Алелюхин в небе Одессы. Но тот, самый первый, как и в жизни каждого лётчика, оставил у него самое сильное впечатление.

Вылетали эскадрильей на штурмовку вражеских позиций на Днестре. На высоте 1000 метров подошли к цели, развернулись всей девяткой и с пикирования стали бить по позициям противника из пулемётов.

- Когда сгоряча расстреляли весь боекомплект, - вспоминал Алелюхин, - ведущий собрал девятку и подал сигнал возвращаться домой. Во время штурмовки чувствовал себя хорошо, даже в раж вошёл, а когда домой пришли, заметил, как коленки дрожат от волнения. Ну и шуму было, когда приземлились: поздравляли друг друга с боевым крещением, чуть не обнимались. Потом такие полёты, конечно, стали привычными, и я уже не воспринимал их как нечто необычное.

В полку запомнили, как мужественно он вёл себя в воздушном бою наших 8 И-16 против 6 Ме-109 и 4 PZL-24. Бой был тяжёлым и продолжительным. 18 боевых машин кружились в смертельной карусели, и ни один из наших лётчиков не вышел из боя, пока хватило горючего. Не вышел из боя и младший лейтенант Алелюхин. Когда собрались и легли на обратный курс, Алексей почувствовал жгучую боль в ноге. Но дотянул и посадил самолёт на своём аэродроме.

Упросив не отправлять его из полка, Алексей попал в руки к полковому врачу М. М. Шанькову и вскоре снова летал и бил фашистских захватчиков.

В боях за Одессу он стал коммунистом, указав в своем заявлении: "Прошу принять меня кандидатом в члены Коммунистической партии большевиков. Даю слово беспощадно бить немецко - фашистских оккупантов и, если потребуется, не пощадить своей жизни в борьбе за честь и свободу Советской Родины".

И слово своё он выполнил. В боевых документах отмечены его успешные полёты по штурмовке позиций противника, участие в разгроме кавалерийского полка румын, пытавшихся "психической атакой" ворваться в расположение наших обороняющихся частей. Он принимал участие и в штурмовом налёте на фашистские аэродромы Баден и Зельцы в сентябре 1941 года, когда было уничтожено более 20 вражеских самолётов. А когда фашисты начали обстреливать красавицу Одессу из орудий тяжёлой артиллерии, то одну из таких дальнобойных пушек сумел разыскать и уничтожить Алексей Алелюхин.

Бой ведут И-16

56 раз штурмовал живую силу, технику, укрепления противника Алексей Алелюхин, и с каждым вылетом увеличивался счёт уничтоженных им врагов. В одном из штурмовых полётов у Алелюхина зенитным снарядом был выведен из строя мотор. Дальше лететь стало невозможным, и лётчик посадил свой И-16 у самой линии фронта. Летчики эскадрильи не покинули Алексея в опасную минуту и расстреливали с воздуха спешивших к приземлившемуся самолёту И-16 вражеских солдат, пока Алексей не оказался в безопасности. В полк он вернулся лишь на следующий день - верхом на лошади, целый и невредимый, он был восторженно встречен однополчанами.

К 30 августа 1941 года у А. В. Алелюхина было уже 117 боевых вылетов, а последним в небе Одессы он совершил свой 183-й боевой вылет. Высоко оценило командование доблесть и мужество младшего лейтенанта, удостоив Алелюхина за те бои орденом Ленина и орденом Красной Звезды.

Как и у многих лётчиков полка, важнейшей вехой в его биографии стало сражение под Сталинградом. Там в одном из воздушных боёв 10 августа 1942 года Алелюхин, возглавив 6 самолётов ЛаГГ-3, вёл бой против 10 Ме-109. Правильно организовав бой, Алелюхин добился победы: один "Мессер" он сбил сам, а другой - поразил его ведомый, старший лейтенант Сафронов.

Один из его боёв стал прямо - таки классическим примером высокой тактической грамотности, мастерства маневра, доблести и отваги.

В феврале 1943 года в одном из вылетов на свободную охоту, которая обычно требовала особого умения и мастерства, Алелюхин обнаружил выше себя 2 вражеских истребителя. Те находились в более выгодном положенин и тоже заметили его. Бой в одиночку - самый тяжёлый и опасный для лётчиков. Но Алелюхин не уклонился от него.

Молниеносно созрело решение - лишить противника преимущества в высоте. И Алелюхин устремился ввысь. Примерно на 5000 метров начал сказываться недостаток кислорода. В ушах стоял лёгкий звон. Однако Алексей продолжал набирать высоту. Немцы всё ещё были выше. На высоте 6500 метров они начали атаку. Действуя согласованно, враги могли поймать Алелюхина на вираже. Исход боя решили доли секунды. Алексей мгновенно перевёл свою машину в отвесное пикирование. Немцы ринулись за ним. И те доли секунды, на которые он начал пикировать раньше, дали ему возможность оторваться от врагов. Теперь нужно было не попасть под обстрел преследователей при выводе самолёта из пикирования. Алелюхин помнил об этой опасности. Он резко взмыл вверх. Машина и лётчик в этот момент испытывали огромную перегрузку. Враги не смогли так энергично повторить этот маневр при выходе из пикирования и остались ниже его самолёта.

А.В.Алелюхин в кабине своего Як-1

Но тут Алелюхин зaметил 3-й вражеский истребитель, ожидавший удобною момента для внезапной атаки. Новая опасность заставила отважного лётчика действовать ещё более решительно, расчётливо и дерзко.

6 раз повторил он отвесное падение вниз, отрываясь от преследования и уводя при каждом пикировании свою машину в сторону. Немецкие истребители тщетно гонялись за советским асом. Взмывая в очередной раз вверх, Алелюхин перевернул самолёт и с переворота вновь устремился вниз, обрушил огонь на оказавшиеся ниже "Мессеры", поджёг один из них. Воспользовавшись явной растерянностью вражеских лётчиков, быстро ушёл от них и благополучно добрался до своего аэродрома.

Когда Алелюхин посадил самолёт, он едва смог поднять фонарь кабины. Выбраться из машины Алексей уже был не в состоянии. И перегнувшись через борт самолёта, он вывалился на землю.

В этом бою Алексей сбил 12-й по счёту вражеский самолёт. В честь победы он нарисовал на фюзеляже своей машины чёрную пантеру, а затем выкрасил капот в красный цвет. Многие однополчане сочли это озорной шуткой лётчика. Но время показало, что шутка обернулась правильным расчётом: враги, завидев красный самолёт, шарахались от него, как от чумы...

Решив разрушить оставленный ими 14 февраля 1943 года под натиском наших войск Ростов - на - Дону, немцы в течение нескольких дней совершали массированные воздушные налётыю Особая заслуга по защите города и важной железнодорожной магистрали Ростов - Батайск принадлежала 9-му Гвардейскому ИАП.

Лишь за 3 дня боёв по защите Ростова лётчиками эскадрильи Алелюхина был сбит 21 вражескии самолёт. Счёт же у самого Алексея Алелюхина достиг 29 лично сбитых самолётов противника.

В один день с легендарным Алексеем Маресьевым - 24 августа 1943 года - Алексей Алелюхин был удостоен звания Героя Советского Союза.

Як-1 А.Алелюхина.

Самолёт Як-1 Гвардии капитана Алексея Алелюхина.  Весна 1943 года.

Как - то, отвечая на вопрос корреспондента, не испытывает ли он чувства страха при встрече с превосходящими силами врага, Алелюхин ответил:

- Так же, наверное, как и все: испытываю. Но ещё больше я боюсь того, что вдруг не собью врага и он уйдёт, чтобы снова прийти сюда убивать наших людей. И это чувство настолько сильное и требовательное, что заглушает все другие, и я, подчиняясь ему, иду в бой, чтобы не враг меня, а я его сбил.

В новых боях за Таганрог и на реке Миус Алелюхин отличился как лично, так и в руководстве боями своей эскдрильи. Лишь за 4 дня его эскадрилья сбила 24 вражеских самолёта, 5 из которых сбил сам Алелюхин.

"Велик список героев в воздушной битве над Таганрогом, - писала газета "Правда", - трудно перечислить даже самых лучших. В боях за Таганрог Гвардии капитан Алелюхин сбил 12 немецких самолётов".

Участвуя в освобождении Донбасса, эскадрилья Алелюхина произвела 472 боевых самолёто - вылета, провела 249 воздушных боёв и сбила 51 самолёт противника. Лично Алелюхин сбил в этих боях 14 вражеских самолётов.

"Если  в  небе  Алелюхин,
Значит - "Юнкерс" на земле..."


Этими словами песни боевые друзья славили в те дни того, кто служил примером для них, кто наводил страх на врага.

Осенью 1943 года полк участвовал в напряжённых боях у Мелитополя и реки Молочной. Немцы стянули туда крупные авиационные силы, пытаясь атаками с воздуха остановить наступление наших войск.

"Одна лишь эскадрилья Алелюхина, - указывалось в листовке Политуправления фронта, - сбила 82 немецких самолёта, не потеряв ни одной своей машины. Сам Алелюхин уничтожил 7 самолётов".

"Алелюхин - мастер огня, мастер пилотажа, мастер маневра, - указывалось в листовке Политуправления Южного фронта, - он с одинаковым искусством владеет и машиной, и её вооружением, и полем боя, и собой. И это всегда приносит отличные результаты. Где Алелюхин - там победа, там пылают и падают на землю фашистские машины".

- Победа в воздушном поединке - это не слепая удача, - учил своих лётчиков комэск Алелюхин. - Это результат отличного знания самолёта, приёмов воздушного боя и взаимодействия.

Однополчане хорошо помнили такой случай. Однажды, 3 молодых лётчика из его эскадрильи встретили "Юнкерс", несколько раз его атаковали, но сбить не смогли. Алексей Алелюхин внимательно следил за этим боем и, когда увидел, что стервятник может уйти, подал команду: - Всем отойти в сторону, наблюдать за моей атакой. И пошёл на сближение с "Юнкерсом". Лётчики с волнением следили за действиями командира. А он с первого же захода зажёг вражеский бомбардировщик.

На земле командир подробно объяснил молодым лётчикам их ошибки. Урок был наглядный и поучительный.

Алелюхин и Амет-Хан Султан

Алелюхин имел удивительную способность открывать в других такие качества, о которых те иногда и сами не подозревали, а открыв, помогал их развить. Это умение разглядеть подопечных, их слабые и сильные стороны, умение вселить в них веру в собственные способности и собственные силы помогло лётчикам его эскадрильи А. Н. Карасёву, Е. П. Дранищеву, М. С. Твеленёву, В. И. Тимофеенко, Г. И. Байкову, С. М. Елизарову и многим другим - стать прославленными асами.

*     *     *

Нередко Алелюхин брал противника хитростью. Вспоминая об одном из таких боёв, Алексей писал: "Издали я увидел две шестёрки Ju-88. Прикрытия поблизости не было. Какая самонадеянность ! - подумалось мне.

- В атаку ! - приказал я по радио своим ведомым. Дав полный газ, пошёл первым. Следом за мной устремились и остальные лётчики. Развернувшись в луча к солнца, мы пристроились в хвост бомбардировщикам фашистов, которые, по - видимому, приняли нас за своих. Обман удался !   С короткой дистанции я поймал один "Юнкерс" точно в прицел, нажал на гашетку, и снаряды прошили его. "Юнкерс" взорвался и рухнул на землю. Тут же мой самолёт вздрогнул от взрывной волны. Впереди меня загорелись и пошли к земле ещё 2 вражеских бомбардировщика".

Продолжая под прикрытием ведомого руководить боем, Алелюхин приказал четвёрке Тимофеенко атаковать следующую шестёрку врагов. Эта атака также принесла успех: были уничтожены ещё 2 "Юнкерса".

Потеряв 5 машин, немцы пришли в замешательство и, не сбросив бомбы, покинули район боя.

За этот бой, за высокое лётное мастерство и умелое руководство боевыми действиями эскадрильи А. В. Алелюхин был удостоен ордена Суворова 3-й степени - полководческого ордена, свидетельства командирской зрелости.

Появление Алелюхина в воздухе вызывало растерянность и страх у вражеских лётчиков. Нередко они настраивались на его волну и хитростью пытались увести с поля боя.

- Однажды, - рассказывал Алексей, - под Мариуполем я услышал по радио команду: "Внимание, Алелюхин !   Я - "Ракета-1". Приказываю вам идти на посадку. Задание отменяется". - И хотя прозвучал "позывной" нашей станции наведения, но голос был чужой и "отмена задания" не соответствовала обстановке. К позиции наших войск приближалась группа фашистских бомбардировщиков.

Подобные попытки обмануть Алелюхина предпринимались врагами ещё не раз. Но провести Алексея Алелюхина им так и не удалось.

А.В.Алелюхин
*     *     *

1 ноября 1943 года было весьма памятно для Алексея. В этот день 10 истребителей под его командованием прикрывали наземные войска. Немецкие бомбардировщики под усиленным конвоем истребителей приближались к передовому краю.

Алелюхин опять применил хитрость и стал как бы удаляться от бомбардировщиков. Маневр удался. Экипажи "желтобрюхих", как окрестили на фронте "Юкерсы", уже решили, что наши истребители уклонились от боя, и перестали следить за краснозвёздными машинами. Алелюхин выждал ещё какое - то время, а затем дал команду:

- Разворот !

Развернулись все сразу и по команде - "Атакуем !" - обрушили шквал огня на бомбардировщики.

Немецкие истребители прикрытия стремились отсечь наседавшие советские машины. Один из них пытался достать огнём Алелюхина, но наш ас на полных оборотах двигателя резко вырвался вперёд, и пулемётная очередь прошла мимо. Спустя мгновение Алексей увидел совсем близко "Мессер" и нажал на гашетку. Пушечный снаряд пробил правую плоскость и бензобак вражеской машины, и она тут же загорелась.

Стремясь отвлечь наши истребители от несущих бомбовый заряд бомбардировщиков и втянуть их в бой, вражеские истребители пошли в набор высоты, рассчитывая, что и "Яки" последуют за ними. Но Алексей разгадал маневр фашистов и снова атаковал своей группой немецкие бомбардировщики.

Строй фашистских самолетов нарушился. "Юнкерсы", освобождаясь от груза, стали беспорядочно сбрасывать бомбы, чтобы уйти от огневых трасс наших истребителей...

После этого боя на земле Алелюхина ждала большая радость. Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награждён второй медалью "Золотая Звезда" и стал первым в полку дважды Героем Советского Союза.

Эскадрилья Алелюхина первой в полку начала вести боевые действия по коммуникациям противника в направлении Николаев - Одесса - Крым с аэродрома на Килигейских хуторах.

"Возвращение в небо Одессы было для меня и всех тех, кто сражался здесь с первого дня войны, самым радостным и торжественным моментом. И отмечали мы это возвращение, - вспоминает Алексей Алелюхни, - по - Гвардейски, как учили нас при героической защите Одессы".

А.В.Алелюхин

24 апреля 1944 года, вылетев во главе 8 самолётов "Аэрокобра" на блокирование вражеского аэродрома южнее Севастополя, Алелюхин и его ведомые зорко следили за воздухом, в то время как две группы "Илов" штурмовали аэродром Мыс Херсонес. После второй атаки штурмовиков ведущий заметил, что с аэродрома противника стали подниматься истребители FW-190.

Алелюхин своей восьмёркой сразу же связал боем 12 взлетевших "Фоккеров". В результате смелых действий наши лётчики сбили 4 самолёта противника.

Правильное решение Алелюхина и смелые действия лётчиков возглавляемой им группы истребителей обеспечили беспрепятственное выполнение задачи Ил-2, которые методично проштурмовали скопление вражеских самолётов на их базовом аэродроме.

А на второй день Алелюхин вёл неравный бой с истребителями противника над занятой им территорией. При внезапной атаке снаряд пробил переднюю часть мотора, осколками были пробиты кабина и переднее бронестекло, разбит фонарь кабины. Алелюхину поранило шею и верхнюю часть предплечья. Выйдя из боя, он приземлился на своём аэродроме. Старший врач полка А. Л. Рудьков быстро поставил его на ноги, и уже 3 мая Алелюхин возвратился в строй.

Это было третье, но не последнее ранение Алелюхина.

5 мая, прикрывая бомбардировщики, которые следовали на штурмовку аэродрома противника, группа истребителей Алелюхина подверглась нападению 8 "Фоккеров". "При подходе к переднему краю, - писал в донесении заместитель командира полка по политической части Гвардии подполковник Н. А. Верховец, участвовавший в этом боевом полете, - в районе Макензиевых гор были атакованы FW-190. В результате атаки моя пара оказалась в угрожающем положении. Тогда Гвардии майор Алелюхин, который вёл вторую четвёрку, сделал резкий разворот влево, отбивая атаки истребителей противника от меня. У самолёта Алелюхина были повреждены рули высоты, и он стал штопорить. Лётчик выпрыгнул с парашютом и приземлился в расположение 31-й Гвардейской дивизии".

Продолжая бой, ведомые Алелюхина в то же время прикрывали своего командира, парашют которого всё дальше относило от линии наших войск. По Алелюхин имел немалый опыт прыжков и сделал всё необходимое, чтобы приземлиться на территорию, занятую нашими войсками. Правда, само приземление было не очень удачным: парашют зацепился за ветви деревьев, и лётчик повис на стропах.

Алелюхина заметили не только наши воины, но и враги. Возвратившиеся в полк лётчики доложили, что их командир попал под обстрел противника. Сразу же позвонили в штаб наземных войск, чтобы узнать о судьбе Алелюхина. Однако выяснить что - либо не удалось. Тогда на передний край выехал Верховец, он нашёл Алелюхина у пехотинцев и привёз его в полк.

*     *     *

Осенью 1944 года Алелюхин был назначен заместителем командира полка, и 22 ноября вступил в бой с фашистами на подступах к Восточной Пруссии.

Памятным остался бой, происшедший 27 марта 1945 года, когда 4 "Лавочкиных" под командованием Алелюхина встретили 4 FW-190 западнее Пиллау. Алексей сделал удачный маневр и с первой же очереди сбил вражескую машину. Остальные "Фоккеры" спешно покинули район боя.

А.В.Алелюхин

Наша четвёрка стала вести поиски рассыпавшейся группы самолётов противника. Вскоре был обнаружен один FW-190 над морем на высоте 4000 метров и на удалении от берега около 30 километров. Его снова атаковал Алелюхин. "Фоккер" загорелся и упал в море.

Один из последних боёв, в которых участвовал Алелюхин, произошёл 13 апреля над Пиллау. Алексей, будучи ведущим 6 самолётов Ла-7, повёл их на блокирование аэродромов противника Нойендорф и Нойгиф. После 10 минут патрулирования в районе цели на высоте 3000 метров Гвардии капитан Масленников заметил 6 FW-190, которые прикрывали порт Пиллау. Алелюхин принял решение дать бой противнику, о чём по радио передал четвёрке Масленникова. В результате атаки Масленников под прикрытием пары Алелюхина сверху и сзади сбил один "Фоккер". Оставшиеся 3 вражеских самолёта со снижением стали уходить к аэродрому Грос - Хубаникен. Имея преимущество в высоте и скорости, Алелюхин с ведомым Белокудренко начали преследовать противника. Подойдя на близкую дистанцию, Алексей приказал ведомому открыть огонь, и Белокудренко с короткой дистанции сбил FW-190.

Каждая новая победа, каждое новое награждение были радостным событием не только для Алелюхина, но и для всей его эскадрильи. Алелюхин высоко ценил самоотверженный труд своих механиков и всех авиаспециалистов, деятельностью которых руководил инженер Бутов Николай Александрович.

Трижды раненный в боях с фашистскими захватчиками, удостоенный самых высоких наград, генеральского звания и высоких почестей, дважды Герой Советского Союза Алексей Алелюхин и после войны долгие годы продолжал службу в рядах Советских Вооружённых Сил, передавая огромный опыт и знания молодым поколениям авиаторов.

( Из книги Дмитрия Яковлевича Зильмановича - "На крыльях Родины".  Алма - Ата, 1985 год. )


Возврат

Н а з а д

Водить машину не страшно


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2013 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz