Архипенко Фёдор Фёдорович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Архипенко Фёдор Фёдорович

Архипенко Фёдор Фёдорович

Родился 30 октября 1921 года в деревне Авсимовичи, ныне Бобруйского района Могилёвской области, в семье крестьянина. В 1938 году окончил среднюю школу и аэроклуб. В том же году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу.

С первого дня Великой Отечественной войны младший лейтенант Ф. Ф. Архипенко в действующей армии. По январь 1943 года служил в 17-м ИАП; по октябрь 1943 года - в 508-м ИАП; по май 1945 года - в 129-м Гвардейском ИАП. Сражался на Юго - Западном, Западном, Брянском, Сталинградском, Воронежском, 2-м и 1-м Украинских фронтах.

Участвовал в обороне Ковеля, Ровно, Новоград - Волынска, Киева, Харькова, Воронежа, в боях под Сталинградом, на Курской дуге, Днестре, в освобождении Молдавии, Польши, в штурме Берлина, в освобождении Праги.

К маю 1945 года помощник командира 129-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 22-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии майор Ф. Ф. Архипенко совершил 467 боевых вылетов, провёл 102 воздушных боя, лично сбил 30 вражеских самолётов и 14 в группе.

27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. До 1956 года командовал учебным полком Сталинградского ВАУЛ, затем служил в Чкаловском ВАУЛ, был председателем Государственной экзаменационной комиссии. С 1959 года Гвардии полковник Ф. Ф. Архипенко - в запасе. В 1968 году окончил Московский инженерно - экономический институт имени Орджоникидзе. Живя в Москве, работал в аэропорту Внуково, был заместителем управляющего трестом "Мособлоргтехстрой".

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; 17 медалями.

*     *     *

Среди имен выдающихся лётчиков - истребителей советских ВВС Фёдор Архипенко входит в десятку самых результативных. Его ратная судьба исключительна: можно назвать лишь немногих лётчиков, кто прошёл войну с первого дня и до мая 1945 года. На его личном счету, вполне возможно, числится сбитым один из лучших лётчиков Люфтваффе - Герхард Баркхорн.

Он родился 30 октября 1921 года в деревне Авсимовичи Бобруйского уезда Могилёвской губернии. С 4 лет воспитывался дедом и бабкой. Стремясь дать внуку образование, дед отвёз 12 летнего паренька в Бобруйск. В 1938 году он окончил 9 классов и аэроклуб.

Его лётные способности были замечены, и, не успев закончить 10-й класс, юноша был направлен в Одесскую военную авиационную школу. В школе Архипенко сразу проявил характер, настояв, чтобы его зачислили в эскадрилью И-16, и наотрез отказался обучаться на И-15. Сомнения приёмной комиссии основывались на невнушительном внешнем виде курсанта: невысокого роста и худенький, он был, однако, хорошим стайером и футболистом.

В октябре 1939 года младший лейтенант Ф. Ф. Архипенко в числе других 11 выпускников лётной школы был направлен "для дальнейшего прохождения службы" в 17-й истребительный авиаполк  ( город Ковель, Западная Белоруссия ).

Летом 1940 года Фёдор Архипенко освоил самолёт И-153 и уже уверенно летал в строю пар, в том числе и на больших высотах с кислородной маской, теоретически был подготовлен и для ночных полётов.

Великую Отечественную войну полк встретил в составе 13-й смешанной авиационной дивизии, имеющей 4 эскадрильи истребителей И-153 "Чайка".

"В первый день войны аэродром Велицк бомбили 4 раза группы по 40 - 60 бомбардировщиков. Можно себе представить, какой страх и ужас царили на аэродроме - многие лётчики и техники стали седыми", - вспоминал Фёдор Фёдорович. В тот день ему выпало быть оперативным дежурным по аэродрому, на младшего лётчика произвели неизгладимое впечатление выдержка и выправка заместителя командира 13-й смешанной авиадивизии героя Испании и Халхин - Гола генерала И. А. Лакеева, прилетевшего на аэродром около полудня и взявшего в свои руки руководство деморализованными полками. Когда около 16 часов Лакеев отпустил его с КП, он по собственной инициативе выполнил первый полёт в военном небе; прошёл от Бреста до Равы - Русской, попал под огонь зенитной артиллерии и, встретив незнакомый И-153, привёл его на свой аэродром...

К концу 3-го дня войны в полку осталось 6 самолётов, и Архипенко в числе других оставшихся в живых лётчиков 17-го ИАП был отправлен сначала в Киев, потом в Москву и, наконец, в Ростов-на-Дону. Там шло переучивание на новые истребители ЛаГГ-3.

Выполнив зачётный полёт первым, он был назначен на дежурство в готовности № 1 и отдежурил в кабине двое суток непрерывно, к концу не то засыпая, не то теряя сознание. О дежурном звене просто забыли. Когда на третьи сутки командир дал команду вылезти из самолётов, на аэродроме появился командующий ВВС округа генерал С. А. Красовский и, не вникая в детали, приказал расстрелять всё звено. Под пистолетом растерянного порученца, кому были вменены, обязанности палача, Архипенко не потерял присутствия духа, а поддерживал своих товарищей, вселяя надежду, что расстреливать не будут - отправят на фронт. И действительно, командир полка майор Дервянов решительно вступился за лётчиков, добился отсрочки исполнения абсурдного приговора и нашёл в себе мужество проигнорировать его.

Бой ведут И-153.

Боевые действия лётчики полка продолжили в районе города Нежин, под Киевом. В августе 1941 года, в одном из вылетов на сопровождение бипланов И-15, выполнявших роль штурмовиков, в районе Кременчуга Фёдор Архипенко одержал свою первую победу - сбил истребитель Ме-109, ещё один - подбил. Второй его жертвой стал бомбардировщик Ju-88...

Ф.Архипенко и Н.Савин.

Сражение за Киев закончилось поражением наших войск. Понесла потери и авиация. После очередного переформирования в районе Харькова, 17-й истребительный авиационный полк начал действовать по прикрытию бомбардировщиков Су-2, летавших в район Полтавы на штурмовку войск противника.

15 октября 1941 года Фёдор Архипенко в паре с Николаем Савиным вылетел на штурмовку немецких войск. Во время одной из атак самолёт ведомого был подбит и пилот совершил вынужденную посадку. Архипенко, решив вывезти товарища на своей машине, сел рядом с ним, но при посадке поломал стойки шасси. Произошло это на вражеской территории...

10 дней переодетые в гражданскую одежду лётчики пробирались через немецкие тылы к линии фронта, однажды даже были остановлены патрулём, но белорусская речь Архипенко и их мальчишеский вид обманули бдительных немцев. В холщовой рубахе, босиком, выходил с оккупированной территории худенький юноша, которому к концу войны было суждено уничтожить несколько эскадрилий Люфтваффе. В канун своего 20-летия он пересёк линию фронта и после короткой проверки СМЕРШем вернулся в родной полк.

Вскоре они снова начали летать. До мая 1942 года 17-й ИАП базировался в Старом Осколе, откуда вёл боевую работу: прикрывал Су-2 и конницу генерала Белова, вёл разведку. Затем перелетел в район города Ливны.

ЛаГГ-3 Ф.Ф.Архипенко.

В то время как раз началось формирование 2-й Воздушной армии и 17-й ИАП вошёл в состав 205-й авиационной дивизии подполковника Е. Я. Савицкого. Вскоре в полку была сформирована 3-я эскадрилья, вооружённая самолётами Як-1. Возглавил её Фёдор Архипенко. После отлёта личного состава полка в Иваново для переучивания на новую технику - американские Р-39 "Аэрокобра", Архипенко с группой лётчиков был оставлен в 508-м авиаполку, воевать на Як-1.

После окружения вражеской группировки под Сталинградом, в начале 1943 года, этот авиаполк располагался на аэродроме у города Калач  ( Воронежский фронт ).

Ф.Ф.Архипенко
Фёдор Архипенко в кабине Як-1.

Под Сталинградом Архипенко провёл несколько исключительных по своей сложности и важности разведок: одну - под Калачом, в условиях крайне ограниченной видимости, другую - в районе Ворошиловграда, покрыв расстояние, превышающее расчётную дальность полёта. Из второй разведки он вернулся в режиме планирования, перетянув через Дон, разделявший советские и немецкие войска, на высоте нескольких десятков метров и посадив машину на снег...

В начале февраля за выполнение ответственного задания по поиску юго - западнее Кантемировки ушедших в прорыв частей 3-й танковой армии, Фёдор Архипенко был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Вручал ему награду лично командарм П. Рыбалко...

После освобождения нашими войсками Харькова полк перебрался на аэродром Основа. В апреле 1943 года, уже в Новокузнецке, полк был перевооружён на новенькие Як-7Б. А в мае 1943 года - перелетел уже на полевой аэродром в районе никому тогда не известной станции Прохоровка, под Белгород...

С первых дней Орловско - Курской битвы лётчики 508-го авиаполка приняли участие в боевых действиях. За время боёв под Прохоровкой Фёдором Архипенко были сбиты 12 самолётов противника  ( 2 Не-111, 8 Ju-87, 2 Ме-109 ). Из них на его личный счёт были записаны лишь 2 Ме-109, сбитые прямо над своим аэродромом. Остальные 10 - записаны как групповые: другие лётчики, мол, обеспечивали успех в бою, прикрывая от нападения истребителей противника. Как пишет в своих воспоминаниях Фёдор Архипенко: "...фактически сбитые мною тогда 10 самолётов в мой личный счёт не включаются, о чём я сожалею".

На земле во время налёта немецкой авиации он был ранен в ногу и руку  ( речь шла даже об ампутации руки ). Однако выбыл из строя всего лишь на 2 недели.

Бои на Курской Дуге были очень тяжёлыми. Уже через 2 недели полк получил приказ "передать имеющиеся самолёты прилетевшим на фронт авиаполкам", а 205-я дивизия отправилась в Иваново осваивать "Аэрокобры". Лётчики дивизии не участвовали в последующих боях, когда наши войска перешли в контрнаступление, и вернулись на фронт уже в районе реки Днепр.

В те дни Фёдор Архипенко, в результате досадного случая, попал в опалу, восстановив против себя командира полка и его заместителя. В результате он не был представлен к наградам за боевые действия под Белгородом, где сбил 12 вражеских самолётов. Всего же к тому времени на его счету числилось 23 воздушные победы.

После переучивания на "Аэрокобры", 508-й полк перелетел в район Кременчуга. Однако Архипенко, хоть и имевшего на своём счету уже немало сбитых самолётов, ввиду строптивого характера решили поменять на строптивца из соседнего полка - капитана Павла Чепиногу, за 22 личные победы ставшего Героем Советского Союза в 1944 году. Так Фёдор Архипенко, неожиданно для всех, принял командование 1-й эскадрильей 129-го Гвардейского истребительного авиаполка. Его замом недолго был выдающийся советский ас Николай Гулаев. Парой они провели лишь один бой, в котором сбили по самолёту: Гулаев - истребитель Ме-109, Архипенко - пикировщик Ju-87...

Ф.Архипенко и Н.Гулаев.
Ф. Архипенко и Н. Гулаев.  Осень 1944 г.

Полк, где воевал Архипенко, возглавляли известные асы - В. Бобров, затем В. Фигичев. Под их командованием Архипенко провёл эскадрилью с минимальными потерями через сражение за Днепр, жестокие бои в Молдавии, Румынии, Польше, Чехословакии, Германии.

Сам Фёдор Фёдорович на всю жизнь запомнил один бой под Воронежем: "Во время этого воздушного боя при лобовой атаке лётчик Ме-109 выстрелил, и я видел, как вылетел трассирующий снаряд, и услышал удар, как ложится шар в лузу при игре в билльярд. На встречных курсах мы проскочили друг от друга в 45 метрах. Снаряд прошёл между моей рукой и правым боком, ударил возле бронеспинки в шпангоут, где выгорела дырка диаметром 10 сантиметров... Если бы у немца не кончился боезапас, он мог бы очередью перерезать меня". Представляется, что речь здесь идёт о замедленном восприятии событий, проявляющемся при крайнем напряжении сил, воображения, воли.

Осенью 1943 года 129-й Гвардейский ИАП действовал в составе 205-й истребительной авиадивизии  ( 6-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ). Вместе с другими полками дивизии  ( 438-м и 508-м )  он базировался на аэродроме Пятихатка, откуда и выполнялись боевые задания. Об одном из вылетов вспоминает сам Фёдор Архипенко:

Ф.Ф.Архипенко

"15 ноября мы вылетели звеном на прикрытие наших наземных войск в район Новогрудка, где встретили до 40 бомбардировщиков Ju-88 под сильным прикрытием истребителей Ме-109. Группой в составе 4-х самолётов мы немедленно атаковали "Юнкерсы", которые уже перестроились в боевой порядок для бомбометания по нашим наземным войскам. Захожу в хвост первому, даю длинную очередь - он загорается, проскакиваю ко второму - тоже самое, сблизился с третьим самолётом на расстояние до 20 метров, но... боекомплект исчерпан. Мгновенно приходит мысль таранить вражескую машину. Я начал сзади снизу пристраиваться, чтобы винтом своего истребителя отрубить хвост "Юнкерсу". В это мгновение немецкий лётчик открыл бомболюки, и бомбы начали медленно отделяться от самолёта, и я чуть не столкнулся с ними. Моментально дал рули на вывод и выскочил из - под хвоста немецкого бомбардировщика. Не хватало ещё так глупо погибнуть..."

Зимой 1943 - 1944 годов войска 2-го Украинского фронта вели боевые действия по освобождению правобережной Украины. В канун нового 1944 года наши войска подошли к городу Кировоград, начав одноимённую фронтовую операцию. Принял в ней участие и Фёдор Архипенко: 8 января в воздушном бою он сбил истребитель Ме-109, а 10 января, в районе Кировограда - пикировщик Ju-87.

Наши войска успешно продвигались на Запад и к середине марта 1944 года вышли на реку Днестр к границе Молдавии в районе города Ямполь. В те дни лётчикам 129-го Гвардейского ИАП приходилось летать на задания с подвесными баками, поскольку они базировались относительно далеко от линии фронта. 19 марта Фёдор Архипенко в паре с Виктором Королёвым сбил истребитель FW-190.

Ф.Ф.Архипенко

23 марта 1944 года четвёрка Архипенко схватилась в тяжёлом бою с несколькими десятками "Лаптёжников", сбила 8 немецких самолётов  ( 2 из них - Архипенко ). Горючее было выработано полностью, и лётчики приземлили самолёты неподалёку - на берегу Днестра. Одна из жительниц близлежащей деревеньки пригласила офицеров к себе, от души угостила их нехитрой снедью, посетовав, к слову, что немцы увели у неё корову. Бравый комэск, растроганный рассказом хлебосольной селянки, тут же дал ей 700 рублей, и та, не откладывая дела, привела на свой двор корову, которую купила прямо по соседству. Случай этот стал широко известен, и до конца войны Архипенко доводилось принимать в воздухе шутливые радиограммы вроде такой: "Десятка !"   Вижу стадо коров и твою Бурёнку..."

Расширив плацдарм на Днестре в районе Ямполя, наши войска при поддержке авиации приступили к освобождению Бессарабии. Эскадрильи полка часто вели воздушные бои: 26 и 30 марта в районе Бельцов и Флорешти, Фёдор Архипенко сбил по одному Ju-87. Всего же, за март 1944 года, он провёл 8 воздушных боёв и сбил 6 самолётов противника.

В начале апреля полки дивизии перебазировались на полевой аэродром Ямполь. Летали тогда много, прикрывая наши наземные войска, которые уже форсировали Прут, перешли на территорию Румынии и успешно продвигались в направлении Яссы.

В те дни немецкое и румынское командование, стараясь ненести нашим войскам максимальные потери, использовало даже старые трофейные самолёты PZL-24, PZL-37, IAR-80 и другие древние типы. В одном из вылетов Фёдор Архипенко сбил один из таких бипланов. Всего же, за апрель 1944 года, он произвёл 21 боевой вылет, провёл 6 воздушных боёв и сбил 3 вражеских самолёта.

Фото из газеты. Лето 1944 г.

В мае 1944 года 129-й Гвардейский ИАП принял участие в Ясской операции, действуя с аэродрома Тодирени. Особенно напряжённые бои развернулись в конце мая в районе Тыргу - Фрумос. В одном из боёв Фёдор Архипенко сбил новый немецкий двухмоторный штурмовик Hs-129.

Штурмовик Hs-129

Немецкий двухмоторный самолёт - штурмовик Henschel Hs-129В.   Лето - осень 1944 года.

30 мая - уничтожил истребитель Ме-109 и пикировщик Ju-87.

31 мая 1944 года около 18:00 в своём 4-м боевом вылете Архипенко сбил очередной Ме-109. В кабине этого "Мессера", по всей видимости, сидел Герхард Баркхорн - 2-й ас Германии, который отправился в госпиталь почти на полгода.

В начале июня немецкое наступление под Яссами было остановлено и в конце месяца полк перебазировался на аэродром Ямполь. В эти дни Фёдор Архипенко совершил свой 400-й боевой вылет. Вскоре полк был передан в распоряжение 1-го Украинского фронта и перебазировался на аэродром Окопы, в район Шепетовки.

Р-39Q Гв.капитана Ф.Ф.Архипенко. Лето 1944 г.

В августе 1944 года лётчики 129-го ГвИАП вели бои над Сандомирском плацдармом. 10 и 17 августа в воздушных боях Фёдор Архипенко сбивает по одному FW-190. К тому времени общий счёт сбитых им вражеских самолётов перевалил за 40. В осенне - зимний период 1944 года летать на боевые задания приходилось мало из - за плохих метеоусловий, притом не было активных боевых действий наших наземных войск.

Ф.Ф.Архипенко у своего Р-39.

1945 год ознаменовался переходом в наступление наших войск на Сандомирском плацдарме и переносом боевых действий на территорию Германии. Война подходила к концу...

В первых числах мая, Фёдор Архипенко убыл на учёбу в Липецк на Высшие офицерские курсы. Там и застал его Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года о присвоении звания Героя Советского Союза. Надо сказать, вышел он с большим опозданием: первый материал был представлен на него ещё 17 июля 1944 года. Уже к тому времени он довёл число личных побед до 30.

Ф.Ф.Архипенко

Вообще, Фёдор Архипенко стал одним из тех лётчиков - истребителей, чей официальный счёт одержанных побед был в годы войны незаслуженно занижен. По официальным данным, помошник командира 129-го Гвардейского авиаполка  ( 22-я Гвардейская авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии майор Ф. Ф. Архипенко к маю 1945 года совершил 467 боевых вылетов, из них 235 - на И-153, ЛаГГ-3 и Як-1, 69 - на Як-7Б и 163 - на "Аэрокобре", провёл более 30 штурмовок. Участвуя в 102 воздушных боях, официально сбил 30 вражеских самолётов лично, 10 в составе группы и 4 в паре с ведомым. На самом же деле Архипенко одержал 42 личные победы  ( по архивным данным 205-й ИАД на его счету официально числятся 32 победы, ещё 10 лично сбитых им самолётов записаны в разряд групповых побед ). Сам сбит не был.

За период войны он освоил следующие типы боевых самолётов: И-153, ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1 и P-39 "Аэрокобра".

После окончания войны Фёдор Фёдорович продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию  ( в подмосковном Монино )  и был назначен на должность командира истребительного авиационного полка в Сталинградское авиационное училище, где помимо наших курсантов ему пришлось обучать венгерских и албанских лётчиков.

В начале 1950-х годов он получил новое назначение - в 57-й истребительный авиационный корпус, базировавшийся в городе Таллине  ( Эстония ), а затем в Волковысске  ( Белоруссия ).

В 1956 году он был назначен на должность старшего лётчика - инспектора ВВС. Работал под прямым руководством главкома ВВС Маршала авиации К. А. Вершинина. Архипенко была поручена щепетильная роль по организации переучивания египетских, сирийских и афганских летчиков. Учитывая восточное образование и происхождение этих людей, можно оценить всю сложность поставленной задачи. До 1958 года сам летал на всех типах реактивных "МиГов".

Группа выпускников Академии ВВС.

С 1959 года Гвардии полковник Ф. Ф. Архипенко - в запасе. После списания с лётной работы Фёдор Фёдорович окончил Московский инженерно - экономический институт  ( в 1968 году ), 35 лет проработал в должности инженера, а затем заместителем управляющего трестом "Мособлоргтехстрой".

В 2003 году, имея 65 календарных лет  ( ! )  стажа, он ушёл на пенсию. В 1999 году увидела свет книга воспоминаний Ф. Ф. Архипенко "Записки лётчика - истребителя".

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора Ф. Ф. Архипенко:

Дата
победы
Кол-воТип сбитого
самолёта
Район бояЛично / в группеСвоя часть
17.08.19411Ме-109Юго - Западный фронтлично17-й ИАП
20.08.19411Ю-88Юго - Западный фронтлично
14.09.19411/2Ю-87Юго - Западный фронтв паре
07.06.19421/2Ю-87Брянский фронтв паре
20.07.19421Ме-109Брянский фронтлично
08.08.19421/2Ме-109Софьинов паре
09.01.19431Ме-109Воронежский фронтлично
03.02.19431/2Ме-109С-З. аэр. Уразовов паре508-й ИАП
28.02.19431/2Хш-126Воронежский фронтв паре
1ФВ-189Успенскоелично
07.07.19436/12Ю-87Беленихино - Верхопеньев группе
2/12Ме-109Беленихино - Верхопеньев группе
08.07.19431Ю-87Сухо-Солотинолично
2/6Хе-111Покровкав группе
09.07.19431Ю-87Верхопеньелично
24.10.19431Ю-87Чечеливкалично
30.10.19431Ю-87Петропольлично
15.12.19432Ю-87Юж. Батызманлично129-й ГвИАП
08.01.19441Ме-109Юж. Вишняковка ( Червоно - Вершка )лично
10.01.19441Ю-87Червоновершка ( Кировоград )лично
17.01.19441Ме-109Елено-Косогоровка ( Кировоград )лично
19.03.19441ФВ-190Юж. Ямпольлично
1/2ФВ-190Ю-З. Ямпольв паре
21.03.19442Ю-87Ямпольлично
26.03.19441Ю-87Бельцылично
30.03.19441Ю-87Пырлица - Корнешти ( Фалешти )лично
04.04.19441ФВ-190Пырлицалично *
15.04.19441ПЗЛ-24Сев. Хелэучешти ( Харлец )лично
17.04.19441Ме-109Юж. Яссы ( Перерыта )лично
04.05.19441ФВ-190С-З. Тыргу - Фрумослично
07.05.19441Ме-109Блындештылично
30.05.19441Ме-109Вултурулично
31.05.19441Ме-109Скуленилично
01.06.19441Хш-129Скуленилично
02.06.19441Ю-87Мовиленилично
06.06.19441Ме-109Юж. выс. 197 ( Яссы )лично **
11.08.19441ФВ-190Ленисица ( Раклв )лично
17.08.19441ФВ-190Сев. Радешки ( Опатов )лично
17.01.19451ФВ-190Юж. окр. Ченстоховалично
   * Есть в лётной книжке, но нет в архивах;    ** Есть в архивах, но нет в лётной книжке.

Всего боевых вылетов - 467; Воздушных боёв - 102; Сбитых самолётов  ( официально )  - 30 лично и 14 в группе. Найдено в архивах и лётной книжке: 32 лично и 16 в группе.

Лётная книжка Ф.Архипенко.

По данным лётной книжки за период с 22.06.1941 г. по 1.06.1943 г. совершил 235 боевых вылетов. Проведя 35 воздушных боёв, он сбил 4 самолёта противника   ( 1 "Не-113", 1 Ju-88, 2 Ме-109F. )  лично и 3  ( 1 Hе-111, 1 Do-215, 1 Ju-87. )  в группе. А за Октябрь 1943 года сбито 2 Ju-87. По данным М. Ю. Быкова за этот срок он одержал 5 личных и 5 групповых побед  ( отсюда и 2 + 2 лишние победы ).

*     *     *

Бой эскадрильи истребителей со смешанной группой противника.

Ф.Ф.Архипенко у своей 'Аэрокобры'.

В один из декабрьских дней 1943 года моей эскадрилье была поставлена задача прикрывать наземные войска в районе Новгородка согласно графику боевых вылетов.

Первую четвёрку как ударную группу возглавил я, ведомым моим был лейтенант Бургонов. Вторую пару моей группы вёл командир звена Герой Советского Союза старший лейтенант Лусто, ведомым у него был младший лейтенант Трутнев.

Вторую четвёрку  ( прикрывающая группа )  вёл мой заместитель старший лейтенант Королёв, ведомым у него был младший лейтенант Чугунов. Вторую пару этой четвёрки возглавлял Герой Советского Союза старший лейтенант Мариинский, ведомым у него был младший лейтенант Орлов.

Взлёт производили звеньями. Группа в составе 8 самолётов "Аэрокобра" собралась на втором развороте. Со второго разворота взяли курс в район действия. Я сразу же проверил связь по радио со своим ведомым и ведущим пар.

Боевой порядок во время следования в район боевых действий был следующий: в четвёрках, строй, "фронт" с превышением пары на 100 метров, в группе - прикрывающая группа с превышением над ударной группой на 400 метров.

Не долетая 10 - 15 км до района патрулирования, я связался со станцией наведения. Мне передали, что западнее Новгородка Ме-109 парами в количестве 20 самолётов штурмуют наши войска. Ещё в подходе я увидел противника. Ме-109, видимо, увлекшись штурмовкой, расстроили свой боевой порядок, образовав запутанный клубок. Высота облачности не превышала 1200 метров, что позволяло сковать противника в вертикальном маневре. Боеприпасы и бензин у немцев, вероятно, были на исходе.

Оценив, таким образом, обстановку, я со своей четвёркой вступил в бой, предварительно подав команду: "Паре Мариинского вступить вместе с моей четвёркой в бой, а паре Королева следить за ходом боя и сковывать противника на вертикальном маневре".

Бой продолжался в течение 10 минут как на вертикальном, так и на горизонтальном маневре. Противник, не проявляя активности, поспешил перейти на бреющий полёт и выйти из боя. Лишь одна пара сделала попытку подняться вверх, но вверху старший лейтенант Королёв с полувиража зашёл в хвост одному из "Мессеров" и с дистанции 30 метров зажёг его, второй сделал переворот и на бреющем полёте ушёл с поля боя.

Бой ведёт Фёдор Архипенко...

После ухода противника группа построилась в боевой порядок, и мы продолжали патрулирование. Через 5 минут я заметил 2 группы по 30 самолётов Ju-87 с прикрытием из 8 Ме-109. Я принял решение четвёркой атаковать бомбардировщиков на встречных курсах под ракурсом 1 / 4 с последующим выходом в заднюю полусферу; одновременно прикрывающей группе связать боем Ме-109.

Ф.Ф.Архипенко

Прикрывающая группа во главе с Королёвым связала боем Ме-109, вследствие чего после лобовой атаки Ju-87 остались на время без прикрытия. Я зашёл крайнему левому звену снизу - сзади, атаковал одного из "Юнкерсов" и зажёг его. Не выходя из атаки, перенёс огонь на второго Ju-87, которого тоже зажёг с дистанции 20 - 30 метров. Мой ведомый атаковал Ju-87 и почти "в упор" расстрелял и зажёг его.

Пара Ме-109 пыталась атаковать нас в этот момент, но безрезультатно. Ведомый предупредил меня об атаке Ме-109, и мы вышли из-под удара. Пара, возглавляемая Лусто, атаковала правое крайнее звено, зайдя снизу - сзади с дистанции 30 - 40 метров, зажгла Ju-87, после чего бомбардировщики в панике сбросили бомбы на свои войска и с правым разворотом начали уходить на юг.

Вторая группа, шедшая бомбить этот район, видя участь первой группы, не долетая до цели, развернулась организованно и ушла, не сбросив груза.

Преследовать бомбардировщиков не пришлось, так как мы вынуждены были всей группой вступить в короткий бой с Ме-109. В хвост и с дистанции 30 метров сбили ведущего группы. Ме-109 начали поспешно выходить из боя. Я собрал группу над Новгородком и благополучно привёл на аэродром.

При выполнении задания нами было сбито 4 Ju-87 и 2 Ме-109, бомбардировщики противника отбомбились по своим войскам.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )




Один день из жизни лётчика - истребителя

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz