Баклан Андрей Яковлевич - советский военный летчик-истребитель Герой Советского Союза - Красные соколы. Советские летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Баклан Андрей Яковлевич

А.Я.Баклан

Родился 23 Июля 1917 года в деревне Калиновка, ныне Жовтневого района Николаевской области Республики Украина, в семье крестьянина. Окончил 2 курса вечернего рабфака. Работал разметчиком на Николаевском кораблестроительном заводе. В Красной Армии с 1938 года, в том же году окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов им. Полины Осипенко.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. По Сентябрь 1941 года служил в составе 49-го ИАП; по Февраль 1942 года - в 237-м ИАП; по Апрель 1942 года - в 521-м ИАП; по Июнь 1943 года - в 434-м ИАП  ( 32-м Гвардейском ИАП ); по Май 1945 года - в 19-м ИАП  ( 176-м Гвардейском ИАП ).

К Октябрю 1942 года командир звена 434-го истребительного авиационного полка  ( 16-я Воздушная армия, Сталинградский фронт )  Старший лейтенант А. Е. Баклан совершил 400 боевых вылетов, из них 57 - на штурмовку войск, танков и мотоколонн противника. За успешное выполнение штурмовых действий группа, в которой он действовал, отмечена благодарностями от Наркома Обороны и главнокомандующего Юго - Западным направлением Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. Участвуя в воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 23 самолёта противника.

В наиболее напряжённые дни боевой работы он совершал по 5 - 7 боевых вылетов, и почти все они сопровождались упорными воздушными боями.

В составе звена истребителей провёл беспримерный в истории воздушных сражений бой с 18 бомбардировщиками и 9 истребителями противника, в котором было сбито 5 вражеских самолётов, 2 из них сбиты им лично. Участвуя в боевых действиях на Юго - Западном фронте, провёл бесстрашный бой против 7 истребителей противника, сбил 2 Ме-109F и, будучи тяжело раненным, довёл свой самолёт до аэродрома.

23 Ноября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил более 700 боевых вылетов. Сбил 22 самолёта лично и 23 в группе. Участник Советско - Японской войны 1945 года.

После войны продолжил службу в ВВС. Командовал эскадрильей, затем авиационным полком. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1957 года находился на преподавательской работе. С 1963 года Гвардии полковник А. Я. Баклан - в отставке. Жил в Пскове, работал Начальником отдела областного управления связи. Автор книги - "Hебо, прошитое трассами". Умер 20 Мая 1985 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Андрей Яковлевич Баклан - один из немногих советских лётчиков, прошедших Великую Отечественную войну, как говорится, от звонка до звонка. Он воевал на 10 фронтах, летал на задания с Юмашевым и Клещёвым, Кожедубом и Куманичкиным, лично и в группе сбил 45 "Хейнкелей", "Юнкерсов", "Мессеров" и "Фокке - Вульфов". Среди сбитых им есть даже итальянский Макки-200 "Саетта", сражённый над степью под Сталинградом.

Андрей Баклан родился в семье бедняка в деревне Калиновка Херсонской губернии 23 Июля 1917 года. Семья была большая: кроме Андрея, самого младшего, ещё 3 брата и 4 сестры. Во время голода 14-летним мальчишкой приехал он в Николаев, где поступил в школу фабрично - заводского ученичества при судостроительном заводе.

После окончания школы ФЗУ, Андрей работал разметчиком в одном из цехов. Работа шла успешно и казалось его жизненный путь окончательно определился. Однако именно в ту пору его, как и многих других молодых ребят, потянуло в небо.

Крепкого и спортивного, "классово близкого" парня  ( братья Баклана погибли в борьбе с петлюровцами )  приняли в парашютный кружок, затем и в аэроклуб, который он окончил в 1936 году. А затем - юноша, в числе 50 аэроклубовцев, получил направление в Одесское военное лётное училище.

Службу начал в Пскове, в 49-м истребительном авиационном полку, под командованием Майора Неделина. Командиром его эскадрильи был Капитан Пётр Коломин, а командиром звена - Иван Глухих  ( оба впоследствии стали Героями Советского Союза ). Там Баклан летал на истребителях И-16 и И-15бис.

С началом Советско - Финляндского военного конфликта, 49-й истребительный авиационный полк  ( к тому времени пересевший уже на И-153 ), был направлен на Карельский перешеек, где Баклан совершил около 40 боевых вылетов на штурмовку финских войск и сопровождение своих бомбардировщиков.

Истребитель И-153

Истребитель И-153 "Чайка".  На такой машине А. Я. Баклан летал в 1940 году.

Эта война продолжалась недолго - с Декабря 1939 года по Март 1940. Но за это время полк потерял 12 лётчиков. Были в нём и свои отличившиеся. Так, командир эскадрильи Андрей Ткаченко стал Героем Советского Союза, большая группа лётчиков, в том числе и Андрей Баклан, была награждена орденом Красного Знамени. Этой же награды был удостоен и сам 49-й истребительный авиаполк.

Летом 1940 года полк перебазировался в Латвию, в Двинск   ( теперь - Даугавпилс ), где лётчики продолжали совершенствовать своё мастерство. Зимой Лейтенант А. Я. Баклан был отправлен в Ригу на курсы подготовки командиров звеньев, где получил большой опыт полётов ночью и в сложных метеоусловиях.

А.Я.Баклан

Войну он встретил на западной границе, в кабине истребителя. 23 Июня чуть не погиб при налёте на аэродром группы Ме-110. Неприятель появился в небе неожиданно, застав дежурное звено в кабинах "Чаек". Увидев над собой немецкий самолёт, сбрасывающий мелкие осколочные бомбы - "лягушки", Баклан инстинктивно пригнулся, опустил голову и плечи в кабину. И в этот момент одна из бомбочек угодила между его спиной и спинкой кресла. Спас парашют, разлетевшийся в клочья, хотя и столь необычным образом.

Менее чем за месяц боёв полк потерял всю матчасть  ( большей частью в результате налётов на аэродромы )  и половину личного состава. После чего, был выведен в тыл на переформирование. Освоив новые истребители Як-1, лётчики снова приступили к боевой работе: сопровождали штурмовиков, летали на разведку.

В Июле 1941 года при штурмовке аэродрома в Новгороде - Северском Баклан сбил на взлёте свой первый "Мессер". В Августе над Бахмачом уничтожил корректировщик Hs-126, а выбросившийся с парашютом лётчик был взят в плен   ( он оказался Майором, награждённым Железным Крестом ).

Осенью 1941 года в полк прибыл новый комэск - Владимир Иванович Бобров, снискавший славу отважного воздушного бойца ещё в Испании, где сбил лично и в группе 17 вражеских самолётов. Появилось в полку и ещё одно новшество - реактивные снаряды, подвешиваемые под крыльями "Яков". В умелых руках это было мощное оружие, имеющее свои плюсы и минусы. Вспоминает сам А. Я. Баклан:

"Новое оружие было грозным, что и говорить. Однако пилотировать и вести воздушный бой с такой дополнительной нагрузкой  ( по 3 снаряда под каждую плоскость )  стало значительно труднее. Уменьшилась маневренность самолёта, упала его максимальная скорость. Это осложнение было настолько для всех очевидным, что командование разрешило нам при встрече с истребителями противника, перед началом боя, просто сбрасывать РС. Конечно, мы всё же стремились по возможности не расходовать боеприпасы впустую, а давали залп по вражеским истребителям, перед тем как завязать с ними бой.

В нашей эскадрилье произошёл такой случай. Как - то летели мы в паре с моим комэском Капитаном В. И. Бобровым и повстречали тоже пару Ме-109. Мы имели преимущество, находясь выше противника и на солнечной стороне. Бобров выпустил РС и надо же: попал точно по "Мессеру". Тот, конечно, сразу развалился на куски. Второму немцу удалось удрать".

К Февралю 1942 года, когда Баклан был переведён в 521-й истребительный авиаполк, в эскадрилью Ивана Клещёва, на его счету было уже 6 побед  ( 3 Ме-109, 2 Ju-88, Hs-126 ).

В солнечный Мартовский день 1942 года звено советских истребителей одержало победу в воздухе над 27 неприятельскими самолётами. Случай уникальный, вызвавший в те дни восторженную реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших наземных войск.

В тот день, выполнив боевое задание по защите важного объекта, звено в составе Андрея Баклана, Семёна Селищева и Владимира Алкидова возвращалось на свой аэродром. Внезапно они увидели большую группу пикировщиков Ju-87, приближающихся к позициям наших наземных войск. И тройка отважных лётчиков ринулись на врага. С первой же атаки ими было сбито 3 "лапотника". Пикировщики моментально развернулись и стали удирать на запад.

Истребитель Як-1

Истребитель Як-1.  На такой машине сражался А. Я. Баклан в 1941 - 1942 гг.

В это время подоспели Ме-109, их было 9 против 3 наших лётчиков. Но друзья не отступили, они вертелись среди "Мессеров" юлой, выжимая из своих "Яков" всё возможное, отбивались отчаяно, дерзко, используя лобовые атаки. В результате Алкидов с Бакланом сбили ещё по одному самолёту и противник, потеряв в этом сражении 5 машин - 3 пикировщика и 2 истребителя, оставил поле битвы... Через несколько дней Командующий Воздушной армией М. В. Громов, в торжественной обстановке, вручил отважным лётчикам ордена Ленина.

В один из дней, Баклан вылетел на перехват неприятельского разведчика и на высоте около 8000 метров потерял сознание  ( из - за неисправности кислородного баллона ). Придя в себя на высоте 1000 метров, сумел вывести самолёт из пикирования. Эволюции были столь резки, что у него лопнули барабанные перепонки. Через несколько дней, пытаясь взлететь после вынужденной посадки, вдребезги разбил машину. Невредимый и обескураженный, он сидел некоторое время в кресле среди обломков самолёта.

В Апреле 1942 года А. Баклан вместе с И. Клещёвым, В. Алкидовым, Н. Карначёнком и В. Бабковым прибыл в Москву, где по штату 015 / 74 комплектовался из 44 самолётов особый 434-й истребительный авиационный полк 3-эскадрильного состава.

Лётчики этого полка отличились в боях под Сталинградом, где летом 1942 года сбили 90 самолётов противника. В день своего 25-летия Баклан сбил Ме-109, сам подвергся атаке тройки, был ранен в руку. От преследования он уходил на столь малой высоте, что один из "Мессеров" задел за землю и взорвался.

В начале Сентября 1942 года полк пересадили на Як-7Б. В первом же вылете на новой машине Андрей Баклан сбил "экзота" - итальянский истребитель "Макки-200".

Итальянский истребитель МС-200

Итальянский истребитель МС-200 стал одной из побед А. Я. Баклана

А.Я.Баклан

21 Сентября 1942 года группа из 12 истребителей под командованием Капитана А. И. Якимова встретила 15 пикировщиков Ju-87 под прикрытием 10 истребителей Ме-109. Наши лётчики решительно атаковали противника, и он недосчитался 7 самолётов, которые уничтожили лётчики А. И. Якимов, С. Ф. Долгушин, А. Я. Баклан, А. Д. Анискин и В. И. Гаранин.

В Октябре 1942 Старший лейтенант А. Я. Баклан был отозван в Москву для лечения. К тому времени на его счету было уже 400 выполненных боевых вылетов, 13 личных и 23 групповые победы. 23 Ноября 1942 года Андрею Баклану было присвоено звание Героя Советского Союза. А их прославленный 434-й авиаполк стал 32-м Гвардейским.

В Декабре 1942 года 32-й Гвардейский ИАП вошёл в состав 210-й истребительной авиационной дивизии 1-го истребительного авиационного корпуса. Полк, которым командовал Герой Советского Союза Майор В. П. Бабков, состоял в то время из 3-х эскадрилий, насчитывал 32 экипажа на самолётах Як-1. Андрей Баклан летал в составе 2-й эскадрильи, командиром которой был Герой Советского Союза Капитан Иван Холодов. Начались новые бои...

К лету 1943 года Баклан переводится в "маршальский", тогда ещё 19-й Краснознамённый истребительный авиаполк  ( ставший впоследствии 176-м Гвардейским ), на должность штурмана полка, но впоследствии был переведён на командование 3-й эскадрильей, чего он и сам больше всего желал.

Летая на истребителе Ла-5ФН, он в Апреле 1944 года сбил 2 самолёта Ме-109, а после перевооружения полка на Ла-7 вновь сделал почин: 24 Июня 1944 года сбил FW-190.

В конце Июля - начале Августа 1944 года советские войска форсировали Вислу южнее Варшавы и захватили плацдармы в районе Магнушева и Пулавы. В то же время 2-я танковая армия завязала бои на ближайших подступах к Варшаве. В небе так же происходили ожесточённые бои. В один из дней вылетев на свободную охоту группа наших истребителей, возглавляемая Подполковником Чупиковым, встретилась в районе переправы через Западный Буг с группой FW-190. У нас было 16 самолётов, у противника - 30.

Группа ГСС

Несмотря на двойное численное превосходство врага, советские лётчики смело вступили в бой. В жаркой напряжённой схватке они сбили 5 "Фоккеров" и вернулись домой без потерь. Отличились ведущие пар Капитаны Азаров и Баклан, Старший лейтенант Щербаков и Лейтенант Александрюк. Первый из них со своим напарником уничтожил 2 истребителя противника.

В Июле 1944 года Баклан совершил 17 боевых вылетов, провёл 4 воздушных боя, сбил 3 истребителя противника  ( 2 FW-190 и 1 Ме-109 ). За воздушный бой, проведённый 20 Июля, был награждён орденом Суворова 3-й степени.

Соответствующие показатели в Августе выглядят так: боевых вылетов было 19, воздушных боёв - 1, сбит 1 истребитель FW-190.

Осенью 1944 года авиации 3-го Прибалтийского фронта доставляла беспокойство группа немецких асов во главе с майором Вильке, одержавшим 130 побед, десятки сбитых числились и в послужных списках его подчинённых. В начале Сентября для противодействия этой группе была отправлена эскадрилья Гвардии Майора А. Я. Баклана, усиленная парой Ивана Кожедуба и Дмитрия Титаренко.

За короткий период, с 20 Сентября по 12 Октября, наша группа сбила 12 вражеских истребителей, расчистив воздух от любителей молниеносных атак, а эфир - от победных криков "Хорридо !". Свои потери составили 2 самолёта ( 1 сбит огнём зенитной артиллерии ). Одну из побед Андрей Баклан одержал 23 Сентября, сбив FW-190. Сам он так оценивал тактику немецких асов: "Охотники" отнюдь не дураки: когда им невыгодно, они боя не принимают, а просто уходят. Их собственные атаки всегда бывали скоротечными: обстреляют - и дёру".

А.Я.Баклан

...Война вступала в заключительный этап. В 1944 году была полностью освобождена от врага территория нашей страны. Продвигаясь вперёд по земле Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, наши войска наносили всё новые сокрушительные удары по немецким частям. Приближалась заключительная стадия войны - Берлинская операция.

Но обстоятельства сложились так, что в непосредственных боях за Берлин Андрей Баклан не участвовал: его откомандировали в Москву, где он получил направление на Дальний Восток. Вскоре ему довелось принять участие в боевых действиях наших войск против милитаристской Японии. Будучи командиром эскадрильи, Гвардии майор А. Я. Баклан на Ла-7 сопровождал наши бомбардировщики и осуществлял воздушное прикрытие танковых колонн, преодолевавших Хинганский хребет. Война с Японией продолжалась недолго: 3 Сентября она закончилась.

Долгий боевой путь прошёл Андрей Баклан: совершил более 700 успешных боевых вылетов, сбил лично 22 и в группе с товарищами 23 самолёта противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 21 личную и 23 групповые победы лётчика. ]  За время войны летал на И-153, Як-1, Як-7, Ла-5 и Ла-7.

После войны командовал полком. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17. По состоянию здоровья в 1957 году ему пришлось оставить полёты. Работал преподавателем в лётном училище. В 1963 году вышел в запас. Жил в Пскове, где работал в управлении связи. Занимался большой общественной работой по военно - патриотическому воспитанию молодёжи. Написал книгу воспоминаний о войне. Умер 20 Мая 1985 года.

Список всех известных побед Гвардии майора А. Я. Баклана:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".   Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
107.09.1941 г.1  Ме-109Юхново - КировоИ-153, Як-1, Як-7,

Ла-5, Ла-7.
210.09.1943 г.1  Ju-87Конотоп
307.02.1942 г.1  Ju-88Калининский фронт
422.03.1942 г.4  Ju-88  ( в группе - 4 / 3 )Окороково
51  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Окороково
622.06.1942 г.1  Ме-109Западное
702.07.1942 г.1  Ме-109сев. Валуйки
826.07.1942 г.1  Ме-109Калач
918.09.1942 г.1  Ме-109Вертячий
1021.09.1942 г.1  Ме-109Конная
1109.03.1943 г.1  Ju-88зап. Слугино - Коломна
1215.04.1943 г.1  Ме-109Купчинцы
1316.04.1943 г.1  Ме-109Худачкув - Ведьке
1407.07.1944 г.1  Ме-109Гавиновичи
1520.07.1944 г.1  FW-190Игнатул
1621.07.1944 г.1  FW-190сев. - вост. Добжиново
1712.08.1944 г.1  FW-190юж. Варка
1823.09.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Валмиера

      Всего сбитых самолётов - 21 + 23  [ 16 + 5 ];  боевых вылетов - более 700.

*     *     *

Использование облачности в воздушном бою.

22 Февраля 1942 года на Калининском фронте мы вылетели на патрулирование с аэродрома Климове в составе звена  ( 3 самолёта Як-1 ). Ведущим был Лейтенант В. Алкидов, ведомым слева - Лейтенант С. Селищев, справа - я.

А.Я.Баклан

В районе нашего патрулирования была сплошная облачность. Видимость достигала 10 - 12 км. Так как в нижней кромке облаков обледенения не было, мы подошли к району прикрытия, маскируясь нижней кромкой облачности.

Патрулируя, я первый заметил большую группу бомбардировщиков, находившихся от нас на расстоянии 10 - 12 км. Выйдя вперёд, я немедленно дал знать своему ведущему очередью из пушки и пулемёта в сторону противника. Радиостанций у нас тогда на самолётах не было.

Ведущий Лейтенант В. Алкидов понял меня и ответил покачиванием с крыла на крыло. Он принял очень смелое и правильное решение: не пошёл в лобовую атаку, а отошёл в сторону, прикрываясь нижней кромкой облачности, и начал строить маневр для атаки сзади - сверху.

На дальности 3 - 4 км мы убедились, что это были самолёты типа "Юнкерс-87", шедшие на высоте 800 метров в количестве 18 штук, по 3 шестёрки в строю "клин", под прикрытием 9 истребителей Ме-109, которые располагались в следующем боевом порядке: одно звено  ( 3 самолёта )  справа - выше, второе звено слева - выше и третье звено сзади - ниже.

Мы, прикрываясь нижней кромкой облаков, подошли к противнику вплотную незамеченными и произвели на бомбардировщиков атаку всем звеном сверху - сзади. Достигнув внезапности при сближении с противником, мы в первой атаке применили подвешенные на каждом самолете "PC" и произвели залп по всей группе бомбардировщиков.

Я атаковал справа идущую шестёрку Ju-87, Лейтенант В. Алкидов - ведущую, а Лейтенант С. Селищев - шестёрку Ju-87, идущую слева.

На дистанции 600 метров я выпустил снаряды "PC", разрывы которых наблюдал в гуще самолётов противника. Затем, сблизившись на дистанцию 200 метров, произвёл атаку и открыл огонь из пушки и пулемётов по крайнему справа Ju-87, который загорелся и упал.

На дистанции 50 метров я прекратил огонь и отвалил вверх, к кромке облаков. Истребители прикрытия обнаружили нас и вступили с нами в бой. Мы вели воздушный бой с истребителями прикрытия, прячась на короткое время в облака. При выходе из облачности мне удачно попался впереди истребитель противника Ме-109. Я атаковал его строго в хвост и с дистанции 100 - 150 метров открыл огонь короткими очередями. После 5 - 6 очередей самолёт загорелся и упал.

Весь бой длился в течение 35 - 40 минут вблизи линии фронта, в 35 км на территории противника. В результате боя было сбито 5 самолётов противника. Я сбил один бомбардировщик Ju-87 и один истребитель Ме-109. Лейтенант В. Алкидов - два бомбардировщика Ju-87 и лейтенант С. Селищев - один Ju-87. Остальные бомбардировщики противника сбросили бомбы на головы своих солдат.

Нашему успеху способствовало умелое использование облачности в сочетании с наступательной тактикой воздушного боя.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )




Наградной лист на А. Я. Баклана

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz