Баранов Михаил Дмитриевич - советский военный летчик-истребитель Герой Советского Союза - Красные соколы. Советские летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Баранов Михаил Дмитриевич

М.Д.Баранов

Родился Михаил Баранов 21 Октября 1921 года в крестьянской семье в деревне Горне Ленинградской области. Окончил школу в 1937 году. Работал токарем на Кировском заводе, в этом же году был зачислен учлётом аэроклуба. В Октября 1938 года окончил Ленинградский центральный аэроклуб. Ему ещё не было 17 лет, когда кировцы поддержали его желание и направили и военную школу лётчиков.

В Чугуевской военной авиационной школе таких "шустрых" и старательных, как Баранов, умели замечать и ценить. Его рвение к полётам было замечено и поставлено в пример курсантам всего потока. В Октябре 1940 года М. Д. Баранов получил звание Младшего лейтенанта и был назначен младшим лётчиком в 271-й истребительный авиационный полк Прибалтийского особого военного округа, где в условиях повышенной боевой готовности прослужил до Мая 1941 года.

Летел Баранов отлично и раньше своих сверстников был выдвинут не должность командира звена 183-го истребительного авиационного полка, в котором и встретил войну. Первым из советских лётчиков Сталинградского фронта к Августу 1942 года сбил 24 фашистских самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 Августа 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза. Приказом командующего 8-й Воздушной армией в числе лучших её лётчиков был назначен в 9-й Гвардейский полк советских асов.

Погиб 18 Января 1943 года. В приказе по войскам Южного фронта от 10 Июля 1943 года указывается, что за период боевых действий лётчик произвёл 285 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боёв, сбил лично 24 и в группе - 28 самолётов противника. Ещё 6 самолётов он уничтожил на земле во время штурмовок.

*     *     *

С первых же дней Великой Отечественной войны Михаил Баранов вступил в ожесточённые бои с фашистскими захватчиками на Южном фронте в составе 183-го истребительного полка. Командуя звеном, Баранов уже в первых боях показал свой "ленинградский характер", как говорили о нём лётчики. Фашисты ожидали здесь, как и в покорённых ими странах Европы, лёгких побед. Но Баранов водил в бой своих лётчиков так удачно, что за первые 2 месяца не потерял ни одного воздушного бойца, ни одного самолёта своего звена.

Такой исход боёв был в те первые месяцы войны большой удачей, и за Барановым прочно закрепилось определение "сильный". Сильный лётчик был и умелым командиром. К концу Сентября 1941 года счёт сбитых им самолётов противника, как указывалось в аттестации, достиг "первой половины первой десятки".

25-ю годовщину Октября Михаил Баранов встречал с особым душевным подъёмом. Так вышло, что накануне, 5 и 6 Ноября, он был награждён сразу двумя орденами Красного Знамени. И как бы в ответ на эти награды Родины уже 8 Ноября Баранов уничтожил ещё один "Хеншель" и один "Мессершмитт". Это произошло так.

Во время штурмовки поиск противника Баранов увидел вражеский самолёт - корректировщик. Выйдя из атаки, он набрал высоту и устремился на "Хеншель". Фашистский лётчик, видимо, не ожидал нападения, поскольку не успел даже попытаться ускользнуть от истребителя. Сблизившись, Баранов несколькими короткими очередями зажёг вражескую машину, и она стала беспорядочно падать. Уже возвращаясь с задания, Михаил обнаружил ниже себя и несколько в стороне 4 "Мессера". Испытав в этот день удачу, воодушевлённый, он решил завязать бой с фашистскими истребителями. Используя внезапность, он сумел сразу подбить один Ме-109, и тот ушёл со снижением. Но 3 других "Meссера" атаковали советскую машину и нанесли ей повреждение. Почувствовав, что самолёт "зацепило", Баранов попытался выйти из боя. Это ему удалось. На повреждённой машине он всё же пересёк линию фронта и благополучно произвёл посадку на своём аэродроме.

В Феврале 1942 года он стал заместителем командира эскадрильи, и тогда-то особенно ярко проявилось его умение управлять группами самолётов в воздушном бою. Он навязывал врагу свою тактику и технику боя. Его любимый маневр - заставить противника вести бой на фигурах. Выбрав себе объект, Баранов уже не отвлекался на другие, стараясь поставить противника в такое положение, когда ему не остается ничего другого делать, как искать выхода из боя. Тогда-то, на выходе, Михаил и уничтожал его. Сам же он никогда не покидал поле боя первым.

Свой почерк имел Баранов и в штурмовых атаках. Его штурмовки отличались стремительностью атак на объекты противника. В том же Феврале фронтовая газета писала о бое, в котором Старший лейтенант Баранов показал высокое искусство наносить штурмовой удар по врагу. Напав звеном на колонну противника, двигавшуюся по шоссе, Михаил с товарищами уничтожил 15 автомашин, несколько танков, повозок и около сотни солдат.

Были у Михаила дни особенно напряжённые, когда приходилось делать до 6 вылетов в сутки. Нередко и одном полёте надо было выполнять не одну, а две боевые задачи, либо прерывать выполнение одного задания, чтобы переключиться на другое, исходя из складывающихся в данный момент обстоятельств.

Михаил Баранов

Как то в Мае 1942 года, отравившись на разведку, Баранов обнаружил большое скопление вражеских самолётов на аэродроме. Пройти мимо было не в его характере, и он завернул своих ведомых на обнаруженную цель. В одной атаке наши истребители сожгли 8 вражеских самолётов. Вернувшись в полк, Михаил доложил командованию о необходимости повторить налёт. Он детально разработал план уничтожения аэродрома противника, составил расчёт группы штурмовиков и прикрывающих их истребителей и, добившись утверждения плана командованием, сам повёл группу из 9 Ил-2 на штурмовку. Скрытно и точно привёл группу к аэродрому, а когда зенитные орудия стали обстреливать наши самолёты, Баранов с пикирования подавил 2 из них огнём своих пушек и пулемётов и повёл штурмовиков в атаку на вражеские машины. В результате этой атаки противник потерял 20 самолётов, а 21-й был сбит Барановым в воздухе.

*     *     *

6 Августа 1942 года о Михаиле Баранове узнала вся страна. В тот день Совинформбюро сообщило: "Командир звена 183-го истребительного авиационного полка 8-й Воздушной армии Старший лейтенант М. Д. Баранов, возглавляя группу патрулировавших над переправой через Дон самолётов, вступил в бой с 25 истребителями противника. В первой атаке Баранов сбил один самолёт. Затем атаковал подошедшие бомбардировщики врага, подбил одни из них и принудил совершить посадку в расположении советских войск. В ходе боя Баранов заметил, что немецкие истребители атаковали советских штурмовиков. Баранов немедленно пришёл им на помощь и сбил ещё один вражеский самолёт. Израсходовав боезапас, он пошёл на таран и плоскостью своего самолёта нанес удар по хвостовому оперению вражеской машины. Та рухнула на землю. Баранов спасся, выбросившись с парашютом".

Позднее, посвящая этому выдающемуся подвигу большую статью под названием "Самолёт 24-х звёзд", известный советский писатель П. А. Павленко рассказывал в ней: "При подходе к цели группа Баранова заметила 4 Ме-109, атакующие нашу пехоту. План боя родился мгновенно. Баранов и сержант Савинов вдвоём сбивают один Ме-109. Второй фашист атакует Баранова. Лейтенант Юдин, выручая командира, зажигает самолёт атакующего врага. Пара уцелевших "Мессеров" уходит. И тотчас же, без передышки, завязывается второй бой: большая группа вражеских истребителей и бомбардировщиков нападает на 3 наших самолёта. Соотношение сил в пользу противника. На одного Баранова приходится 5 Ме-109 и 7 Ю-88. Он сбивает 2 истребителя, а когда иссякают боеприпасы, таранит 3-го. Самолёт немца и самолёт Баранова падают почти одновременно. Баранов выбрасывается с парашютом и под прикрытием своих товарищей благополучно достигает земли... Один час этого последнего воздушного боя... стоил немцам 9 истребителей и 1 бомбардировщика..."

Летевший в другой группе наших истребителей Младший лейтенант Иван Сержантов увидел, как на спускавшегося с парашютом нашего лётчика устремились 3 Ме-109, и смело вступил в бой с ними, чтобы спасти Баранова. Благодаря умелым маневрам, он сбил вражескую машину и прикрыл Баранова от последующих атак противника.

Через несколько дней, 12 Августа 1942 года, Михаилу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда. Отмечая это событие в жизни лётчика, газета "Правда" в статье "Герои воздушных боёв на Дону" писала о нём, как о "храбрейшем из храбрейших... выдающемся лётчике истребителе". Имя Баранова стало в те дни одним из самых популярных не только в 8-й Воздушной армии, но и во всех частях и соединениях Военно - Воздушных Сил Советской Армии.

М.Д.Баранов

Выпущенная политическим управлением фронта листовка о героическом подвиге М. Д. Баранова, сбившем в одном бою 4 вражеских самолёта, заканчивалась высокой оценкой и призывом следовать примеру героя:

"...Молодой воин, сменивший токарный станок на штурвал боевого самолёта, Герой Советского Союза Капитан Михаил Дмитриевич Баранов стал в дни Отечественной войны прославленным асом, замечательным мастером воздушного боя... Все свои мысли, все желания он подчинил одной великой цели - искать и уничтожать врага !

Товарищи лётчики !   Истребляйте немецких оккупантов !   Бейте их так, как это делает Герой Советского Союза Михаил Баранов. Он уничтожил в воздухе 24 вражеских самолёта, вывел из строя сотни автомашин, бензоцистерн, паровозов, истребил около тысячи гитлеровских солдат и офицеров. Слава Герою Михаилу Баранову !"

Когда осенью 1942 года командующий 8-й Воздушной армией Генерал - лейтенант Т. Т. Хрюкин принял решение пополнить 9-й Гвардейский авиаполк лучшими лётчиками армии, то одним из первых направил туда Капитана М. Д. Баранова и лётчика той же дивизии И. Я. Сержантова. Это было большой поддержкой боевому коллективу этой части.

Разумеется, весь личный состав 9-го Гвардейского ИАП уже знал о Баранове, многие видели знаменитый бой 6 Августа, и потому появление его в полку было воспринято всеми с большой радостью.

Вот как пишет о первой встрече с Михаилом Барановым в этом полку В. Д. Лавриненков в своей книге "Возвращение в небо":

"Не успели оглядеться, как вслед за нами вошла группа мужчин. На их гимнастёрках сверкали награды. Среди вошедших было 3 Героя Советского Союза. Один из них - блондин среднего роста - сразу привлёк моё внимание.

- Баранов, - назвал он себя.

Я с восторгом смотрел на него. Славные боевые дела Баранова были известны всем лётчикам, мы помнили его по портретам в газетах, знали, что служит он где-то рядом с нами, иногда и встречались в воздухе. Баранов в те дни был самым популярным истребителем на нашем фронте.

Оглядев новичков, Баранов стал расспрашивать, кто откуда прибыл. Тут-то мы и узнали, что Капитан М. Д. Баранов является заместителем командира 9-го Гвардейского полка".

В таковом качество Михаил успешно руководил боевым коллективом. Участвовал в полётах, помогал лётчикам осваивать Як-1. Часто он поднимался в воздух с лётчиками, которые уже заканчивали переучивание, показывал им приёмы воздушного боя, завязывал с ними поединки в зоне, демонстрировал приёмы штурмовки, водил группы истребителей на полигон.

Следует сказать, что летал Баранов всегда охотно и с большим азартом. Однако тяжёлый поединок в Августе 1942-го, закончившийся тараном самолёта противника и последующим приземлением с парашютом, нет-нет, да и давал о себе знать. Время от времени он болел. Однажды во время полёта судорогой свело ногу, и он чуть было не погиб. Чтобы немного разгрузить Баранова, его перевели на должность штурмана части. Он продолжал летать, но уже меньше. Так было до 17 Ноября.

В тот день в полку полёты начались как обычно с вылета эскадрилий по маршрутам на отработку групповой слётанности. С одной из них в качестве контролирующего полетел и Баранов. Полёт проходил нормально. Но уже подходя на обратном пути к аэродрому, Михаил почувствовал ослабление реакции правой ноги. Её всё сильнее схватывала судорога.

Совершив посадку, Капитан с тревогой доложил о случившемся командованию. В тот же день по предложению врача полка М. М. Шанькова были оформлены соответствующие документы, и Баранов отбыл в дом отдыха. В течение 20 долгих для него дней Баранов не находил себе места, нервничал и рвался в часть. Однако но окончании срока пребывания в доме отдыха ему не удалось уехать в полк. Он простыл и заболел, и врачи, учитывая общее состояние больного лётчика, направили его и тыловой госпиталь на обследование и стационарное лечение. Но и после пребывания в госпитале Баранову не разрешили поехать в полк, а снова отправили в дом отдыха, чтобы он мог укрепить здоровье. Выданное в госпитале свидетельство предписывало: "...подлежит амбулаторному лечению при части, но к полётам временно не допускается".

С этим запретом на полёты Михаил 15 Января 1943 года вернулся в полк, находящийся уже в Котельниково. Для него было мукой видеть, как его товарищи один за другим поднимаются в небо, а он остаётся на земле. "Не летать, когда все в полку только и живут полётами, - вспоминает В. Д. Лавриненков, - для такого лётчика, как Баранов, было невыносимой пыткой". Через 2 дня он всё же добился у Подполковника Н. А. Верховца, замещавшего командира полка, разрешения и 17 Января вместе с ним выехал на аэродром, чтобы совершить тренировочный полёт.

К их приезду Як-1, недавно полученный с завода и ещё не закрепленный за лётчиком, был подготовлен техником к полёту и осмотрен старшим инженером полка. Михаил ликовал. Наконец-то он полетает. Как зафиксировано в архивных документах, получив задание, Баранов взлетел, но, ввиду обнаруженной уже в воздухе неисправности регулятора оборотов Р-7, сделал круг и вернулся на аэродром.

Не ожидая наладки Р-7 на этом самолёте, Баранов попросил у Верховца разрешения пересесть на другую машину и произвести полёт в зону. Получив такое разрешение, он вторично взлетел. На высоте 3000 метров выполнил левый вираж, потом переворот через крыло и сразу же вывел самолёт в горизонтальный полёт. Машина, управляемая опытным лётчиком, послушно реагировала на отклонение рулей. Но вот самолёт вторично перевернулся вверх колёсами и с нарастающей скоростью пошёл к земле. Страшной силы взрыв был слышен далеко от места падения самолёта...

Гибель Михаила Баранова была потрясением для полка и всей 8-й Воздушной армии, любимцем которой он был. "...Беспредельно тяжёлая гибель нашего Героя, - указывалось в приказе 268-й ИАД, - призывает нас к ещё большей боевой выучке, к непримиримой ненависти к врагу до полного его уничтожения. Дела твои славные, товарищ Баранов, достойные преданного сына нашей Родины, будут записаны золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны, страна, народ их никогда не забудут. Молодое поколение будет воспитываться на примере твоего мужества, беспредельной преданности Родине и ненависти к врагу".

Спустя 3 дня Гвардейцы, перед тем как перебазироваться на новый аэродром, пришли на могилу Баранова проститься с Героем, намять о котором они пронесут до светлого дня Великой Победы и сохранят на всю жизнь.

Пройдут годы, и останки аса Сталинграда, Героя Советского Союза Гвардии капитана Михаила Дмитриевича Баранова будут перезахоронены, и его могила войдёт в архитектурно - скульптурный мемориальный ансамбль, открытый на Мамаевом кургане в Волгограде в ознаменование побед Советской Армии, поразивших весь мир.

Его имя увековечено и в названии пионерской дружины одной из школ города - героя Ленинграда, в памятных мемориалах на флaгмaнe промышленности города - Кировском заводе, где работал Михаил Баранов, и в новых победах и успехах наследников славы 9-го Гвардейского Краснознамённого ордена Суворова Одесского авиационного полка.

( Из книги Дмитрия Яковлевича Зильмановича - "На крыльях Родины".  Алма - Ата, 1985 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz