Д.Б.Глинка и Б.Б.Глинка - советские летчики - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

"ДБ" и "ББ" - прославленные братья - герои Глинка

Группу писателей пригласили в гости к авиаторам. За окнами самолёта теснились тёмные облака. Мы давно уже не видели солнца, и казалось; что мы оторвались от земли и висели в чёрном космосе.

Над креслами включили электрические лампочки, и отблески жёлтых пятнышек дрожали на противоположных стеклах блестящими звёздами. Стрелка высотомера над пилотской кабиной дрогнула и медленно пошла вниз. Мы почувствовали, что самолёт начал снижаться и внизу земля. Проскочили мимо растрёпанного чёрного облака. В окнах замелькала гористая земля с красноватыми скатами и серой зелёнью.

Цвет земли естественный - ранняя весна. Но каждого из нас поражали чёрные пятна, которые, как глубокие оспенные знаки, изуродовали поля, холмистые горы.

Прошло много лет со дня окончания Великой Отечественной войны, но до сих пор не заросли обожжённые участки, воронки от авиабомб и артиллерийских снарядов. Стоило внимательно присмотреться, и видны зигзаги окопов, ходы сообщения, полукружия огневых точек с земляными валами.

- Вот он, старый аэродром ! - сказал взволнованно один из нас.

Он воевал на этой земле, и воспоминания целиком захватили его. Многим из нас впервые предстояло побывать здесь. Мы всматривались в мчавшуюся на нас землю, впитывая в себя скалистые берега, песчаные дюны, развалины старых домов, могильные холмики неизвестных солдат.

Мы шли с лётчиками по аэродрому. В высотных костюмах и гермошлемах они были похожи на древних рыцарей. Сзади стояли самолёты: серебристые стрелы с маленькими треугольниками коротких крыльев.

Я жадно вдыхал воздух аэродрома. Как и 30 лет назад, здесь пахнет донником и клевером. Гудели пчёлы. Но они не подлетали к стоянкам самолётов, где горячий воздух настоялся на керосине и масле.

Впереди лётчиков шагал командир эскадрильи, широкоплечий крепыш с румянцем на круглых щеках. При рукопожатии он чуть не сплющил мои пальцы. Майор неторопливо отвечал на наши вопросы. Он мне показался знакомым. Я силился вспомнить, не встречал ли я его на полевых аэродромах во время Отечественной войны. Перебирал знакомых лётчиков. Майор выглядел моложавее своих 30 лет. Я понимал, что он не мог воевать, но всё разно пытался понять, на кого он похож. Следил за мимикой его полного лица, доброй улыбкой.

Лётчики разошлись по самолётам. Мы не успели засечь время на своих часах, как серебряные стрелы взмыли в небе. Запоздалый гул двигателей прокатился по аэродрому, ударился в скалистый берег моря, стряхивая с осыпей мелкие камни. Динамик вынесли из КП на смотровую площадку, и мы скоро услышали голос командира эскадрильи. Самолёты в зоне начинали воздушный бой.

- Я "двадцатый", расходимся !

Усиленный динамиком голос командира эскадрильи вдруг поразил меня. Я слышал его на полевом аэродроме. Надо только вспомнить, где ?   Когда ?   То же украинское "гаканье", то же грассирование.

Наконец я понял, что майор напомнил мне Дмитрия Глинку. У них один и тот же рост, одна и та же внешность, спокойствие и улыбка. Те же ямочки на щеках. На старом, заброшенном фронтовом аэродроме вернулись забытые воспоминания, предстали лица друзей. Наверное, так устроен человек, он не может ничего забыть: горе, страдания и радость...

Наступило время сыновей. Они сели за штурвалы самых скоростных самолётов. А во время войны летали их отцы и дрались здорово.

...Полевой аэродром. КП. На горбатой крыше землянки укрепили репродуктор. Истребители улетели прикрывать передний край, и мы сквозь треск и шум помех слышали голоса гвардейцев. Неожиданно ворвался чужой испуганный голос.

- Ахтунг !   В воздухе "ДБ".  Ахтунг !   В воздухе "ББ", - предупреждал фашистский наблюдатель о появлении в воздухе прославленных асов.

Перед вылетом эскадрильи я успел познакомиться с Дмитрием Глинкой. Поразило его спокойствие, неистощимая весёлость и добродушие. Мне надо было больше знать о прославленном лётчике, о котором собирался писать, но он шутливо отмахивался:

- Куда тебе спешить. Переночуешь. Вернусь из полёта, всё расскажу.

Он не успел мне сообщить, наверное, оставил на вечер, что вместе с ним в Гвардейском полку воевал его старший брат Борис Борисович. А об этом узнал я из выкриков немца.

"ДБ" - Дмитрий Борисович и "ББ" - Борис Борисович - их сокращённые имена стали позывными в воздухе и бою. Гвардейский истребительный авиационный полк перебрасывали с одного фронта на другой, лётчики получали новые самолёты, переучивались и снова возвращались на фронт, а позывные братьев не менялись.

Война стёрла разницу в возрасте братьев. Они сблизились. Часто вспоминали детство, Украину, Александров Дар, где они выросли. Около их дома частоколом стояли подсолнухи, туго набитые чёрными семечками.

Однажды Борис пришёл домой в новой фуражке с голубым кантом и блестящим козырьком.

- Ты лётчик ? - спросил удивлённо младший брат.

- Учусь в аэроклубе.

Скоро Борис взял с собой Дмитрия в Криворожский аэроклуб. Молодому шахтёру всё было в диковинку, вызывало интерес. Первый раз он ходил вокруг самолётов, смотрел; как они разбегались и взлетали. Не верилось, что Борис был причастен ко всему этому чуду.

- Ты меня научишь летать ? - спросил Дмитрий нетерпеливо.

- Если хочешь, научу !

Не скоро настал долгожданный день, когда Дмитрий самостоятельно поднялся в воздух. Он забрался выше белого облака. Слизывая языком с губ капли дождя, радостно улыбался: мечта осуществилась, он летал. Закончив курс лётной подготовки, Дмитрий поступил в военное училище.

А Борис продолжал работать инструктором в Криворожском аэроклубе, учил молодых парней, подымал их в воздух.

Началась война и она надолго разлучила братьев. Дмитрия выпустили из военного училища лётчиком - истребителем. К воздушным боям он готовился давно, но первый его бой прошёл не так, как он себе представлял.

Командир полка подполковник Ибрагим Магометович Дзусов взлетел по тревоге. С ним в составе звена младшие лейтенанты Дмитрий Глинка и Иван Шматько. Внизу под самолётами поблескивало море. От туч на воде лежали чёрные тени. Истребители кругами набирали высоту, стараясь не отставать от своего командира. Дмитрий Глинка думал, что командир взял их с Иваном Шматько, чтобы проверить в воздухе, и он старился хорошо показать себя. Повторял все действия подполковника, боясь оторваться от него, уставившись в конец стабилизатора.

Ибрагим Магометович неожиданно бросил самолёт вниз и начал пикировать. Потом он стремительно взмыл вверх и набрал высоту. Молодой лётчик понял, что для него наступило основное испытание по технике пилотирования. Ему некогда было наблюдать за приборами, смотреть по сторонам. Но командиру показалось мало одной фигуры, и после "мёртвой петли" он перешёл в вираж. Снова послал самолёт вниз, потом неожиданно произвёл переворот. Дмитрий Глинка, не отставал. Изредка он поглядывал на Ивана Шматько. Он тоже не отрывался и держался в строю.

Младший лейтенант Глинка не заметил, как оказался на аэродроме. Зашёл на посадку и выпустил шасси. После короткой пробежки зарулил Як-1 на стоянку.

- Младший лейтенант, вы дрались ? - спросил механик самолёта сержант Бурлаков. - Посмотрите, сколько пробоин привезли.

- Дзусов гонял нас с Иваном Шматько в зоне ! - Глинка подошёл к стабилизатору и с удивлением разглядывал рваные пробоины. Он не мог понять, откуда они взялись: наверное, мелкие камни пробили при посадке !

- Понял, Глинка, как надо драться ? - спросил позже на КП командир полка, хитро прищурив чёрные глаза.

- А разве мы дрались ? - не скрывая своего удивления, спросил Дмитрий. - Ибрагим Магометович, разве мы дрались ?

- Дрались, Дмитрий, но ты ничего не видел. Иван Шматько поглазастей оказался.

- Не заметил я "худых".

- Надо бы тебя отстранить от полётов, - задумчиво сказал командир полка. - Но, как говорят, за одного битого двух небитых дают. А ты извлеки урок. Фашист зашёл тебе в хвост, но я успел сбить Ме-109.

"Надо отстранить от полётов !" - не раз вспоминал Дмитрий Глинка разговор. Конечно, командир прав. Он вёл себя, как последний растяпа. Никого не видел, без толку кувыркался в воздухе. Оказывается, прежде чем сбивать фашистские самолёты, надо научиться их находить.

Он енимательно присматривался к опытным лётчикам. Нечего не упускал. Смотрел, как готовились к вылету, прокладывали маршруты. Анализировал рассказы о боях. Редкий день в полку проходил без тревог. Истребители взлетали в воздух, вступали в бой...

Жизнь лётчика записана в лётной книжке. Первые успехи, победы. Помню, я просматривал книжку Дмитрия Глинки. Одна запись особенно запомнилась мне. "Провёл бой с двумя Ме-109". Помню, как о своём первом бое рассказывал сам лётчик. Воздушный бой начался в середине дня. Шестёрка истребителей атаковала 20 бомбардировщиков Ju-88. Дмитрий Глинка первый раз так близко увидел фашистские самолёты с чёрными крестами на крыльях. Злость овладела им. Без страха он устремился на ведущего группы. Припал к прицелу и бил длинными очередями. Но фашистский лётчик продолжал разворачивать группу, готовясь бомбить.

Лейтенант понял, что фашистский лётчик не боялся, и он не понимал причину своей слабости. Чем он хуже других ?   У него такой же Як-1, такие же скорострельные пушки.

"Ах ты паршивый !" - Глинка разогнал самолёт. Он решил не дать фашисту бомбить, ударить крылом, таранить. Расстояние между самолётами стремительно сокращалось. Дмитрий увидел за прозрачным колпаком голову фашистского лётчика. И вдруг ему послышался спокойный голос Дзусова: "Джигит не должен горячиться !"   Почему он забыл от этом, расстрелял зря все снаряды !

Дмитрий открыл огонь. Увидел, как по крылу застучали снаряды. Правый мотор "Юнкерса" вдруг задымил. Лётчик хотел добить бомбардировщик, но рядом понеслись огненные трассы. Сзади висели 2 Ме-109. Снова он увлёкся боем, не заметил противника. На помощь рассчитывать нельзя: товарищи связаны боем. Вся надежда на самого себя, на своё мастерство. Дмитрий переложил "Як" в крутой вираж и фашисты проскочили. Он сразу понял, что его самолёт маневреннее, и успокоился. Он быстрее немцев выскакивал на высоту. Один раз даже изловчился и ударил из пушек по зазевавшемуся Ме-109. Но фашистский истребитель не упал, как будто его прибили крепкими гвоздями к небу.

Воздушный бой закончился. Бомбардировщиков не допустили до железнодорожной станции. Истребители без потерь вернулись на свой аэродром. Сержант Бурлаков радостно встретил самолёт своего командира и бежал рядом с ним, держась за крыло.

- Сбили, лейтенант ? - он придирчиво осмотрел самолёт. - Нет ни одной дырки.

- Стрелять стрелял, а никого не свалил. Первый раз лупил по "Юнкерсу", потом по "худому". Двум "Мессерам" минут двадцать зачёт сдавал по технике пилотирования. Кажется, сдал !   Пятёрку должны мне поставить !

- Надо было сбивать ! - требовал механик самолёта.

Недавно мы встретились с Дмитрием Глинкой в Москве у него на квартире. Дважды Герой Советского Союза рассказывал о своих воздушных боях спокойно, разбирая промахи, анализировал. Вспомнил и свой первый бой.

- Бой с двумя Ме-109... Я выиграл. Видно, попались неопытные лётчики и действовали несогласованно. Мешали друг другу. А я оказался увёртливее. Построил свой бой на вертикали. Позже я один дрался против четырёх, даже шести самолётов противника. Сбивал. Дзусов записал в лётную книжку мой первый бой, чтобы подбодрить меня. Он считал, что я победил. Победил свой страх и робость. А через несколько дней пришло подтверждение, что я сбил "Юнкерс-88". Он записан у меня в книжке.

...Подполковник Дзусов приглядывался к молодому лётчику. Ему нравился его задиристый характер, бесстрашие. Командир не ругал за ошибки, а подробно разбирал их. Часто брал с собой в полёт. Дмитрий Глинка оказался способным учеником. Ему не приходилось ничего объяснять дважды. Он летал всё увереннее, постигал сложную технику боя.

Наступил день, когда родился воздушный боец. Звено истребителей успело набрать высоту за несколько минут до прилёта фашистских бомбардировщиков. Показались тупые треугольники "Юнкерсов-88".

- Бомбёры, джигиты ! - передал по радио подполковник Дзусов. Дмитрий Глинка успел пересчитать бомбардировщиков и выбрал для себя крайний. Вверху носились парами Ме-109. Они держались в стороне, выбирая момент для атаки советских истребителей.

Перед вылетом Дмитрий почувствовал особое доверие командира полка: его назначили в ударную группу. При встрече с бомбардировщиками он первый должен был их атаковать. Младший лейтенант об этом вспомнил, оценивая обстановку.

- "ДБ", атакуй ! - приказал Дзусов. - Мы прикрываем.

Дмитрий Глинка понял, момент удачный, разобрался в создавшейся обстановке. "Мессеры" выше бомбардировщиков. А над ними Дзусов с лётчиками. "Мессеры" пока его не заметили. Он стремительно разогнал свой Як-1. В воздушных боях родился тактический приём: атаковать сверху на большой скорости. "Рано открывать огонь, рано !"

Фашистский лётчик испугался мчавшегося истребителя. Ему показалось, что его таранят, и он швырнул Ju-88 в сторону !   Но было уже поздно. Снаряды пушек советского истребителя догнали его.

Дмитрий Глинка продолжал стрелять. Из правого моторе фашистского бомбардировщика выбило масло, и горячие брызги залепили фонарь истребителя. Глинка оказался под чёрным колпаком - словно лишился глаз. Одно неверное движение ручкой, и он обязательно столкнётся.

Наконец "Юнкерс" загорелся. Дмитрий отбросил фонарь, осмотрелся. Шёл бой. Самолёты носились один за другим, схлестывались огненные трассы. Глинка оказался выше дерущихся. Неожиданно под собой он заметил Ме-109 и сверху ударил по нему из пушек. Но фашистский лётчик успел отскочить в сторону.

Младший лейтенант убедился, что враг его боялся. Он сбил Ju-88, и от него трусливо убежал Ме-109. Открытие укрепило веру лётчика в свои силы, в силу оружия и в свой самолёт.

На аэродроме к Дмитрию Глинке подошёл подполковник Дзусов.

- Поздравляю, джигит ! - сказал он, сверкая ослепительно белыми зубами. - Сбил бомбёра. А за "Мессера" спасибо тебе должен сказать Кудря. Ты защитил его.

За год пребывания в истребительном полку Дмитрий Глинка возмужал, набрался опыта. Он по-новому уже взлетал, вёл воздушный бой и атаковал. Незаметно выработал свои тактические приёмы. Як-1 позволял ему развивать большую скорость. Лётчик взял это на вооружение. Для него стало правилом атаковать врага на больших скоростях. Преимущество давала в бою высота - он стал забираться наверх. Старался внезапно атаковать и неизменно добивался успеха.

Не сразу сложились 3 элемента в одну формулу. Но он стал делиться своими наблюдениями с лётчиками.

- Скорость, высота, внезапность ! - говорил он и энергичными действиями рук дополнял объяснение.

Потом к формуле добавилось слово "маневр". Дмитрий считал, что от действий лётчика перед атакой зависит успех. После боёв на аэродроме проходили жаркие разборы. Обсуждались ошибки, промахи. Чертились схемы. Не все лётчики поверили в тактические приёмы Дмитрия Глинки. У него не было в то время ещё большого опыта и побед, одержанных в воздушных боях. Маловеров приходилось убеждать показом в бою. И скоро такой случай представился младшему лейтенанту.

... К переднему краю приближалась большая группа бомбардировщиков. Десятки шли одна за другой, эшелонируясь по высоте. Истребители насчитали свыше 60 Ju-88. Бомбардировщиков охраняли 20 Ме-109. Разбившись на пары, "Мессера" носились на встречных курсах. Район фронта прикрывала шестёрка "Яков". Её привёл Дмитрий Глинка. Ведущий мог запросить помощь по радио. Он рассудил по-другому. Пока он будет дожидаться своих товарищей, фашистские бомбардировщики отбомбятся. Ему некогда сейчас заниматься арифметикой и высчитывать, сколько придётся фашистских самолётов на каждый истребитель. Он знал суворовское правило: побеждают не числом, а умением.

Представился случай доказать это на деле. Дмитрий Глинка пикировал на ведущего группы. Воздушные стрелки немецких бомбардировщиков встретили его стеной огня. Младший лейтенант пошёл на хитрость. Прекратил атаку и, проскочив строй, открыл огрнь из пушек по ведущему снизу. Первый снаряд послал в плоскость и выбил искру. Дмитрий чуть приподнял нос истребителя. Трассапушек его истребителя пришлась по мотору. "Юнкерс-88" клюнул носом и стал разваливаться. Строй бомбардировщиков сразу рассыпался. Фашисты поспешно сбрасывали бомбы и удирали.

Д.Б.Глинка.
Д. Б. Глинка.

Оказавшись между двумя группами Ju-88, Дмитрий не испугался, что его атакуют Ме-109. Он повторил атаку и проскочив строй, снизу атаковал второй бомбардировщик. Самолёт начал гореть. Фашистский лётчик пытался сбить огонь, но это ему не удавалось. Через секунду "Юнкерс" взорвался...

Шестёрка "Яков" дралась напористо: то и дело раздавались залпы скорострельных пушек и пулемётов. Они сбили 7 фашистских самолётов и вернулись на свой аэродром. Не было лишь с ними Дмитрия Глинки. При выходе из последней атаки, его атаковал Ме-109. Лётчик успел выброситься из горящего самолёта.

Через 2 дня ведущий шестёрки пришёл в свой полк с забинтованной головой.

- Здорово, джигит ! - поздоровался командир полка. - За одного битого двух небитых дают. Поправляйся, надо летать !

- А я так скажу: два хорошо, а третий - лишний, - сказал Дмитрий Глинка.

- Не слышал такой пословицы, джигит.

- Должна появиться. Парой надо летать. Ведущий - ударная сила, а ведомый - прикрытие.

- А ты стратег ! - Дзусов засмеялся. - Поправляйся, герой.

А Глинка не находил себе покоя. Оставшись в одиночестве, он постоянно чертил пapy самолётов. Ведущий впереди, ведомый сзади. Рисунки занимали многие странички его блокнота.

- Вылетаем парой ! - сказал однажды Дмитрий Глинка командиру полка.

- Почему !   А третий где ?

- У Ивана Шматько забарахлил мотор.

- Вернётесь с задания, сами проверите его мотор. Если будет исправен, спрошу с вас. - сказал Дзусов.

Сейчас трудно прверить, что новый боевой порядок рождался тайком. И хотя подполковник Дзусов замечал, что "неисправных" самолётов в каждой эскадрилье становилось всё больше, он не наказывал инженеров эскадрилий и лётчиков. Остановив однажды Дмитрия Глинку, он сказал:

- А ты - джигит !   Третий лишний, я понял !

Однажды Дмитрий Глинка был в городе. Случайно забрёл в порт, поглазеть, как разгружаются корабли. Около подъёмного крана увидел лётчика в кожаном реглане. Вдруг лётчик обернулся.

- Борис ! - громко закричал Дмитрий и бросился к старшему брату, о котором ничего не знал.

- Дмитрий, ты ли это !..

После первых объятий и расспросов о родных, от которых Дмитрий давно не имел никаких известий, он выяснил, что Борис с военным лётным училищем собирается эвакуироваться.

- Воевать хочешь ?

- А ты как думал ?   Не всё тебе одному ордена получать. Ты сколько сбил ?

- Пока десять.

- А у меня нет ни одного.

- Переходи в наш полк. Будем вместе летать. Я поговорю с начальником штаба. Дзусов у нас командир полка.

- О Дзусове я читал в газетах. Да и о тебе пишут частно. Хвалят, что здорово дерёшься.

Через несколько дней подполковник увидел в эскадрилье незнакомого лётчика. Здоровяк был чем-то похож на Дмитрия Глинку, но выше его на целую голову и шире в плечах.

- Начальник штаба, откуда новый офицер ? - строго спросил командир полка Дзусов.

- Брат Дмитрия Глинки. Решили вместе служить. Борис тоже лётчик.

- Разве вы не знаете, что лётчиков присылают из училищ ?   Пора бы об этом знать.

- Ибрагим Магометович, я вам говорил о Борисе, - сказал Дмитрий Глинка. Он случайно отстал от части.

- Слышал я такие байки. Другой не придумали ?   Борис, вы на "Яках" летали ?

- Приходилось.

- Если так, инструктору хватит одного провозного полёта, - сказал Дзусов. - Но воевать, как брат. Хорошо ?

- Борис через день войдёт в строй ! - с жаром заявил Дмитрий. - А летать он будет со мной.

*     *    *

Битва за Тамань явилась последней завершающей страницей в истории героического сражения нашей армии за освобождение Кавказа. Только на крохотном клочке земли - в горах у Новороссийска ив плавнях Кубани - немцам удалось временно задержаться. Стянув крупные силы, огромное количество танков, немцы удерживали Таманский полуостров. За 8 месяцев фашисты создали укрепления, названные ими "Голубой линией", которая тянулась, окаймляя фронт, от станицы Курчанской через Берниковскую, Киевскую, Крамскую, Молдаванскую, Верхний Адегул к Верхне - Баканской.

Май 1943 года выдался дождливым. Земля не успевала просыхать. Группа лётчиков перелетела на аэродром подскока.

4 мая командующий военно - воздушными силами 41-й армии генерал Белецкий позвонил по телефону на КП:

- Взлетать любым способом. Сядете на аэродром подскока. Высылайте шестёрку !

Подполковник Дзусов на машине озабоченно объехал лётную полосу. Взлетавшие самолёты изрыли её колёсами.

- Дмитрий, отбирай лучших механиков, будем перелетать, - сказал он сидящему с ним лётчику. - Мы с тобой летим, возьмём Шаренко, Микитянского, Поддубского, Абзианидзе.

Скоро на У-2 прилетел генерал Белецкий. Задание он поставил сам:

- По переданным нашими разведчиками сведениям, в 11:10 на немецком полевом аэродроме в Сарабузе ожидается посадка транопортного самолёта. Из Германии летят для инспекции важные чины. Задача: встретить самолёт около аэродрома и сбить !

- Всё ясно, - сказал Дмитрий Глинка. - Надо суметь долететь до Сарабуза. - Он развернул карту и линейкой примерил расстояние.

- Точно 180 километров. - сказал генерал. - Не станете ввязываться в драку - вполне хватит горючего.

Доклад техника о подготовке Р-39К-1 Д.Б.Глинки к вылету.

Истребители взлетели. Группу повёл подполковник Дзусов. Выше его с удалением на 500 метров летел Дмитрий Глинка со своим ведомым. Ещё выше - Микитянский со своим ведомым Абзианидзе.

Мелькнуло cepoй полосой Азовское море. Волны взмутили воду, и она была тёмной. Истребители летели вдоль берега, чтобы не потерять ориентиры.

Ведущий точно по времени вышел к аэродрому. Внизу показалась деревня с белыми домиками в садах. За ней аэродром Сарабуз. Лётчики увидели фашистские самолёты. Они стояли вдоль линейки, поблескивая алюминиевыми плоскостями и винтами.

- Вижу самолёт на подходе ! - передал.Дмитрий Глинка по радио. - Заходит на посадку. Иду на "ты" !

- Атакуй, "ДБ", - разрешил подполковник Дзусов. - Я прикрою.

Дмитрий Глинка пристроился к трёхмоторному транспортному самолёту Ju-52 и ударил из всех огневых точек. Нескольких снарядов оказалось достаточно, чтобы "Юнкерс-52" взорвался над аэродромом. На землю полетели горящие куски металла.

Шестёрка краснозвёздных истребителей развернулась и обстреляла аэродром, бензохранилище, машины. После этого, Дзусов повёл лётчиков бреющим полётом на свой аэродром.

В лётной книжке старшего лейтенанта Дмитрия Глинки появилась новая запись: "Над аэродромом "Сарабуз" сбит Ju-52. Во время штурмовки сжёг 2 Ме-109".

*     *    *

Полк перебазировался на новый аэродром. Командир батальона аэродромного обслуживания пожаловался, что каждый день ровно в 10 часов утра, как по расписанию, появляются два Ju-88. Они бомбят железнодорожную станцию, мост через Кубань и аэродром.

- Появлялись, - сказал подполковник Дзусов, внимательно выслушав майора. - Не надо путать, майор, формы глагола. В настоящем времени будет "появляются", а в прошедшем "появлялись".

- Сегодня прилетали, - обиделся майор. - Это какое время будет по-вашему ?   Бомбили станцию, сожгли 5 вагонов. Бомбили и аэродром. Мы перед вашей посадкой на полосе только и успели воронки заделать.

Б.Б.Глинка.
Б. Б. Глинка.

- Вот и хорошо, - улыбнулся Ибрагим Магометович. - Будем, считать, что они больше не прилетят. Дмитрий Глинка, распорядитесь.

- Сегодня пусть дежурят Микитянский и Абзианидзе, - сказал Глинка. - А завтра я посажу Бориса с Кудрей. Немцы любят точность...

На другой день пара дежурного звена вылетела 9:55 с аэродрома и заранее набрала высоту. Ведущий пары Борис Глинка со своим ведомым сержантом Николаем Кудрей ходили под облаками. Дмитрий Глинка пришёл на КП, чтобы руководить боем. В 10 часов утра послышалось тяжёлое гудение фашистских самолётов. Немцы не изменили своей пунктуальности. Бомбардировщики направлялись прямо на железнодорожную станцию, уверенные в своей безнаказанности.

- "ББ" два бомбера !   Атакуй !

- Понял. Вижу бомбёров. Атакуем !

Истребители зашли со стороны солнца. Две короткие очереди из пушек - и Ju-88 загорелись. Они упали недалеко друг от друга, взорвавшись на собственных бомбах.

*     *    *

Фашисты перебросили на узкий участок фронта свою истребительную эскадру "Удет", которая состояла из отборных немецких асов.

- Будем драться, - сказал Дмитрий Глинка. - Какая разница, "Удет" это или другая эскадра ?   Не уйдёт, так улетит !

Дмитрия Глинку назначили помощником командира полка по воздушно - стрелковой подготовке, а лётчики, посмеиваясь, называли его "начальником огня и дыма".

На соседний аэродром прилетел 16-й Гвардейский истребительный авиаполк. Командование решило дать бой фашистским лётчикам. Дмитрий Глинка должен был показать район боевых действий группе прибывших лётчиков. Сo старшим лейтенантом должна была вылететь четвёрка из соседнего полка: старший лейтенант Фадеев с лейтенантом Трудом и лейтенант Фёдоров с младшим лейтенантом Гороховым. У Фадеева позывной был "Борода". Дмитрий Глинка собрал четвёрку. Ведомым взял себе брата, Бориса. Ведущим второй пары поставил Берестнева с ведомым Лавицким. Облёт района Дмитрии Глинка решил провести на высоте 4000 метров.

В авиации не принято спрашивать и узнавать, хороший лётчик или плохой. Достаточно посмотреть на лётчика в воздухе, чтобы составить точное мнение о его лётной подготовке и мастерстве. Дмитрий Глинка сразу определил, что прилетели настоящие лётчики, и учить их не придётся.

- "ДБ", кто нас будет прикрывать ? - спросил по радио Фадеев, ведущий второй пары.

- Я, - сказал Глинка. Он узнал голос бородатого великана. - Я, "Борода".

- Понял, "ДБ". Прикрывай !

Дмитрий Глинка старался лучше показать линию фронта, сожжёные станицы, горные хребты со снежными вершинами. Иногда он посматривал на четвёрку прикрытия, которая висела над ними, ступеньками занимала высоту. "Понимает "Борода", что такое высота", - решил Дмитрий Глинка, проникаясь уважением к лётчику, с которым он ещё не успел познакомиться. Приятно, что его формулу боя понял и другой лётчик. Посторонние мысли отвлекли, и старший лейтенант постарался больше ни о чём не думать, всматриваясь в приборы.

В районе Абинской на четвёрку Дмитрия Глинки бросилась шестёрка "Мессеров". Фашисты с ходу атаковали, стараясь разбить пары наших истребителей. Сухо трещали пушки. Огненные трассы перехлестывались пунктирными линиями.

Дмитрий Глинка с разворотом вышел из-под огня и сразу же обстрелял ведомого фашистского лётчика. Борис, не отрываясь от младшего брата, удачно ударил из пушек по пронесшемуся мимо него Мё-109.

- "ДБ" !   Атакуй !

- Я "ББ", сбил "худого" !

- Я "Борода", прикрываю ! - сверху ударила четвёрка старшего лейтенанта Фадеева. С первой же очереди ведущий "новичков", как назвал Дмитрий Глинка прибывших лётчиков, зажёг "Мессера". Выводя свой самолёт после пикирования, старший лейтенант Дмитрий Глинка видел падающий истребитель противника.

- Поздравляю, "Борода" ! - передал он по радио.

- Спасибо, "ДБ".

- "ББ", атакуй ! - передал приказ страшему брату Дмитрий. - "Худой" ждёт свинцовую примочку.

- Я "ДБ" !   Иду на "ты" с "худым" ! - короткая очередь Дмитрия Глинки оказалась точной. "Мессер" вспыхнул и стал разлетаться на куски. Дмитрий посмеялся над собой, когда вспомнил, как после первого вылета ему казалось, что фашистов нельзя сбивать, они крепко прибиты гвоздями к небу.

- Кубанское небо будет наше, так, "Борода" ? - спросил он по радио у Фадеева.

- Только наше ! - радостно поддержал ведущий второй четвёрки.

Настало время возвращаться на аэродром. Облёт района закончен. В бою Дмитрий ещё раз убедился, что прилетели хорошие и надёжные товарищи, с которыми будет легко воевать.

Скоро оба истребительных полка начали действовать с одного аэродрома. Братья Глинки - Дмитрий и Борис - познакомились со старшим лейтенантом Вадимом Фадеевым, капитаном Александром Покрышкиным, старшим лейтенантом Григорием Речкаловым, лейтенантом Андреем Трудом, лейтенантом Аркадием Фёдоровым и Александром Клубовым. Вернувшись из совместных полётов, они подолгу обсуждали проведённые воздушные бои. Спорили между собой. Александр Покрышкин редко вступал в спор, больше слушал. Гремел раскатистый бас Вадима Фадеева.

- Я атаковал, а ты где должен быть, Труд ?

- Прикрывать.

- А ты за "Мессером" погнался. Хорошо, что Речкалов подоспел, а то бы дали фрицы нам прикурить.

Иногда в спор неожиданно вмешивался Александр Покрышкин. Лётчики сразу замолкали и с уважением его слушали. Дмитрий Глинка присматривался к худощавому капитану в чёрном, потёртом реглане. Говорил он всегда по-деловому, просто и верно.

- Атака должна быть стремительной. Высота - залог успеха. Лётчик - истребитель не имеет права об этом забывать.

"Разработал свою формулу", - думал Дмитрий Глинка. Его радовало, что Александр Покрышкин, Вадим Фадеев подходили к воздушному бою творчески, искали новые тактические приёмы для каждого вражеского самолёта.

- Маневр обязательно надо выполнять, - подсказывал Дмитрий Глинка, который не делал, секрета из своего опыта: только бы больше сбивали фашистских самолётов !

- Маневр в бою обязателен !   И скорость нужна ! - говорил Александр Покрышкин.

- Скорость всё решает ! - принимал добавление старший лейтенант Дмитрии Глинка. - Вчера "ББ" разогнал скорость и сбил "худого".

Обсуждение проведённых воздушных боёв затягивалось. Светлели окна в общежитии, и лётчики забирались на свои нары. Братья спали наверху, один около другого, как в далёком детстве в деревне на печке. Под ними занимали места лётчики из соседнего полка - Александр Покрышкин, Вадим Фадеев, молодые сержанты Слава Берёзкин и Костя Сухов.

Через несколько дней боевые друзья поздравляли Дмитрия Борисовича Глинку с присвоением ему звания Героя Советского Союза.

- Качать Героя ! - крикнул кто-то из лётчиков.

- Попробуйте, - улыбнулся Дмитрий Глинка. - Не надорвитесь только, хлопцы !   Во мне 120 килограммов.

- Ничего, подбросим, - закричал волжанин Вадим Фадеев. Он славился своей богатырской силой. - Навались, ребята !

Дмитрий Глинка подлетел к потолку.

- Убить хотите ?   Я же без парашюта ! - смеялся он. - Давайте надену парашют. Потом куда хотите кидайте. Забросите на Луну, спасибо скажу !   С Луны посмотрю, кто мой компот будет рубать !

1 мая на аэродром прилетел связной самолёт с армейской газетой "Крылья Советов". Дмитрий Глинка развернул пахнущий типографской краской листок. Начал внимательно читать:

"Боевой счёт советских асов:

- Герой Советского Союза старший лейтенант Дмитрий Борисович Глинка в 48 воздушных боях сбил лично 21 немецкий самолёт;
- Лейтенант Борис Борисович Глинка провёл 15 воздушных боёв, в которых лично сбил 10 самолётов противника;
- Гвардии старший лейтенант Вадим Иванович Фадеев в 48 воздушных боях сбил лично 18 и в группе 1 самолёт противника;
- Лейтенант Николай Ефимович Лавицкий в 68 боях сбил лично 16 самолётов противника;
- Гвардии капитан Александр Иванович Покрышкин в 55 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 6 самолётов противника !"

- Здорово дерутся хлопцы ! - сказал Дмитрий Глинка. - Аж завидки берут !   "ББ", скоро нам тоже присвоят Гвардейцев !

Шли бои на реке Ворскла. Борис Глинка только что сбил фашистский разведчик - корректировщик FW-189 и направился на свой аэродром. После воздушного боя Борис возбуждён. Радовала победа. На "раме", видимо, сидел опытный фашисткий лётчик. Он умело, маневрировал, уходил от огня пушек, но Борис сумел догнать его на бреющем полёте и сбил.

По радио передали, что к линии фронта шла группа штурмовиков майора Иванова.

- "ББ", проводи "горбатых" ! - передали со станции наведения. - Сопровождения у них нет. Появились "худые".

- Я - "ББ". Вас понял !

Борис Глинка дождался штурмовиков. Он внимательно посматривал на небо: не выскочат ли фашистские истребители из-за солнца. Приобретённый опыт не обманул лётчика. Шестёрка Ме-109 стремительно вывалилась из рваных облаков. Штурмовики быстро перестроились и заняли круговую оборону, готовые драться. Борис Глинка смело ринулся на противника. По числу красных звёзд на фюзеляже немцы определили, что имеют дело с прославленным асом. И всей группой бросились на него.

С первого же захода Борис сбил немецкого ведущего, он был назойливее других и явно хотел отличиться. Несколько минут Ме-109 не принимали никакого решения, как будто сговаривались между собой. Потом, разделившись на пары, они бросились на Глинку, стараясь взять в клещи. Одна пара старалась догнать его на вертикали, а вторая - пикировала сверху. Почти 15 минут длился этот затяжной бой. Советский истребитель умело маневрировал, резко крутил самолёт, не давая противнику вести прицельный огонь.

На одной вертикали Борис Глинка переложил свой самолёт и оказался сзади "Мессера", второй стервятник врезался в землю.

Борис посмотрел на приборную доску. Горючее на исходе, мало осталось и снарядов в пушках, но лётчик продолжал вести бой, имитируя атаки. Выбрав момент, он развернул машину и ударил винтом по плоскости "Мессера". Фашистский самолёт, кувыркаясь, разваливался на части. Оставшиеся Mе-109 рассыпались в разные стороны. Борис, используя своё превосходство в высоте, быстро догнал убегающего фашистского истребителя и последним пушечным выстрелом вогнал его в землю.

- Молодец "ББ" ! - передали со станции наведения.

Дмитрий Глинка первый узнал о замечательной победе брата.

- Поздравляю, "ББ" ! - передал он по радио возвращающемуся на аэродром старшему брату.

- Спасибо, "ДБ" !

Я вспоминал солдатский путь братьев Глинки, проведённые ими бои. Все они разные. У них не было лёгких побед. Каждый сбитый ими самолёт - это огромное напряжение воли и сил, и молниеносное тактическое решение.

Вместе они сбили 86 самолётов противника: дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка сбил 50 самолётов противника, а Герой Советского Союза Борис Глинка - 36.  [ Это, пожалуй, единственный источник, указывающий на 36 побед Бориса Глинки. Все остальные указывают на 31 победу. ]

Не один раз я задумывался и старался понять, почему наши лётчики побеждали врага даже при численном его превосходстве. С этим вопросом я обратился недавно к Дмитрию Глинке. Лётчик перечислил тактические приёмы, снайперскую стрельбу, дерзость и отвагу, а закончил одной фразой:

- Мы Родину любили, за неё и жизнь бы отдали !

Последние бои братья Глинки провели в небе Германии. И тогда на радиостанциях наведения слышали испуганные голоса фашистских наблюдателей:

- Ахтунг !   В воздухе "ДБ" и "ББ" !

( Из книги фронтового корреспондента армейской газеты "Крылья победы" В. Степаненко - "Люди из легенды". )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz