Колдунов Александр Иванович - советский военный летчик, дважды Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского СоюзаЗолотая Звезда Героя Советского Союза

Колдунов Александр Иванович

А.И.Колдунов

Родился 20 сентября 1923 года в деревне Мощиново Монастырского района Смоленской области, в семье служащего. В 1931 году вместе с родителями приехал в Москву. Окончил 10 классов средней школы № 26 и аэроклуб. С 1940 года по февраль 1941 года работал учеником токаря на заводе. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С мая 1943 года сержант А. И. Колдунов в действующей армии. Сражался на многих фронтах.

К маю 1944 года командир эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) капитан А. И. Колдунов совершил 223 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, уничтожил лично 15 и в группе 1 самолёт противника. 2 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны совершил 412 успешных боевых вылетов, в 96 воздушных боях сбил лично 46 самолётов противника. 23 февраля 1948 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1960 году - Военную академию Генерального штаба.

С ноября 1970 года командовал войсками ПВО Московского Военного округа. С 1975 года 1-й заместитель, а в 1978 - 1987 годах - Главнокомандующий Войсками ПВО - заместитель министра обороны СССР. Главный маршал авиации (1984 год). Депутат Верховного Совета СССР 9 - 11 созывов, Ленинской премии (1984 год). Умер 7 Июля 1992 года.

Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (шесть), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен на родине. Его именем названы улицы и школы во многих городах и посёлках.

*     *     *

Крестьянский сын из смоленской деревеньки Мощиново, он был рождён, чтобы стать Маршалом, всю жизнь верил в свою судьбу - и в кабине истребителя, пронесшего его между сотен смертельных трасс, и на скользкой служебной лестнице, встречая не только поддержку и понимание товарищей, но и ревнивую зависть людей, чьим единственным даром является властолюбие. Природа щедро одарила его способностями и лётчика, отменно чувствующего машину, и воздушного бойца, интуитивно оценивающего пространство и время воздушной схватки, меняющего их по своей воле, и тактика - организатора победоносных боёв под Яссами и Будапештом, и стратега - Главкома ПВО и заместителя министра обороны СССР.

Самым молодым токарем в одном из цехов московского завода был высокий чубастый темноглазый Саша Колдунов. Ему едва лишь минуло 16 лет. До поступления на завод он закончил Реутовский аэроклуб, пытался поступить в военное училище, да не приняли - лет маловато.

- А как же ты "обвёл" начальство аэроклуба? - спросил его как-то мастер дядя Миша. - Моего Митьку не приняли, а он постарше тебя и собой тоже ладный.

- Вы понимаете, - опустив густые ресницы и заливаясь багрянцем, ответил Саша, - в метрике мыши последнюю цифру проели... ну и...

- Проели? - улыбнулся дядя Миша. - И ты, значит, забыл, что с 1923 года?

- Запамятовал... Сказал с 1920... Вот и приняли, - добродушно сознался юноша.

- Орёл! - раскатистым смехом залился мастер. - Ладно, получай задание...

"Удивительный хлопец, - любовался юным токарем дядя Миша, - план перевыполняет, в вечернюю школу ходит, спортом занимается и с книжкой не расстаётся, - на всё находит время".

В цехе любили Сашу за деловой характер и остроумные шутки. Рассмешит, а сам не улыбнётся.

Первые месяцы Саша грустил, сожалел, что не приняли в лётную школу, а потом смирился: годик поработаю, а там поступлю.

Пришёл 1941 год. Лето под Москвой выдалось погожее, небо чистое, луга цветами украсились. И почему это раньше не замечалась подмосковная красота, не тревожили так сердце соловьи и не казались какими-то необыкновенными девчонки?

- Что-то ты зачастил на станцию Чёрную? - улыбается мать. - Или невесту подыскал?

- Что ты, мама, - смущается сын, - нужны они мне. В аэроклуб езжу. Скучаю по самолёту. Когда посмотришь, а когда и полетать удаётся.

- Ох, мне эти самолёты! - вздыхает мать.

А дядя Миша знай своё:

- Испортят нам немцы жизнь. Митька с границы пишет: не спокойно.

"Ничего не случится, - думает по-своему Саша Колдунов, - а если сунутся - дадим отпор. Скорее бы вызов в училище".

Вскоре началась война. Завод перешёл на повышенный план, выходные отменены, станки не выключаются, работа круглосуточная. Всё для фронта!

Кабинет директора штурмуют все: и молодые, и пожилые, и мужчины, и женщины. На фронт! Отпустите на фронт!

Но на заводском собрании выступил командир из военкомата и словно отрубил:

- Никого! Сами понимаете, что нужно фронту... А потребуется - вызовем.

Саша Колдунов похудел, ещё больше вытянулся, густые чёрные брови нахмурены, стал молчаливым.

7 ноября удалось побывать на параде. Мимо Мавзолея проходили вооружённые батальоны, одетые по - зимнему. Они шли на с парада прямо фронт.

"Сегодня же напишу ещё заявление", - решил Саша. В полдень пришёл в цех. Дядя Миша сидит ссутулившись возле станка, держит в руках серый клочок бумаги. Рядом стоят в молчании рабочие.

- С парада я, - сказал Саша, - хотите расскажу?

- Митьку убили, - послышалось рядом.

- Ну, чего собрались? - дядя Миша встал, выпрямился.

Саша впервые заметил, какие большие у мастера руки. - Работать надо!

Вечером дядя Миша подошёл к Саше и тихим голосом сказал:

- Твой план беру на себя. Хлопочи. Не резон лётчику стоять у станка.

*     *     *

Колдунов рвался в небо, в стихию воздушного боя. Он подаёт заявление с просьбой принять его в Качинскую лётную школу. Но получил отказ - мало лет. Александр пошёл к военкому. Тот только руками развел - помочь не могу. Тогда юноша написал письмо лично К. Е. Ворошилову. Нарком обороны дал указание направить Колдунова в лётную школу. Так Александр оказался в славной Каче...

Он всегда летал чисто и азартно. Весной 1943 года после успешного окончания курса лётной подготовки младший лейтенант Колдунов был направлен инструктором в 3-ю запасную авиационную бригаду в Саратов. Уже немало налётано часов, и сердце горит мщением, хочется скорее на фронт.

Всё пришло бы в своё время, но случайные обстоятельства помогли осуществить мечту раньше срока. На аэродром запасного полка прибыла фронтовая авиационная часть получать новые, более современные самолёты. Лётчики бывалые, ордена имеют, почти все офицеры. Быстро заметили фронтовики способного лётчика сержанта Колдунова. Решительный в поступках, он однажды сложил в тощий вещмешок свой солдатский скарб и устроился в транспортном самолёте, летевшем на фронт. Слава классного пилотажника летела впереди него, и командование 866-го ИАП на аэродром которого приземлился Ли-2, не воспротивилось "неуставному" пополнению.

Командир дивизии Герой Советского Союза Б. А. Смирнов, понимая состояние молодого пилота, разрешил ему остаться в полку. Смело и мужественно сражался Александр. Он хорошо пилотировал самолёт, отличался редкой дисциплинированностью, точностью, аккуратностью и безграничной смелость. В свободное от полётов время он тренировался на земле у стендов с макетами самолётов, отрабатывая ракурсы и дистанции стрельбы, начало открытия огня. Имея хорошую лётную практику, Колдунов быстро освоился с боевой обстановкой.

- Помни, храбрость должна сочетаться с умением и осторожностью, - напутствовал комиссар полка майор Чёрный после первого боевого вылета. - Ну, а действовал правильно. И ещё: не стесняйся, учись у "старичков", у них опыт добыт ценой крови.

Александр Колдунов не упускал возможности поговорить с бывалыми лётчиками, с техниками, инженерами, учился у них лётному мастерству, познавая секреты воздушных побед.

Полезные советы бесстрашного комиссара, опытного лётчика Ильи Чёрного, меткие замечания боевых товарищей Дмитрия Сырцова и Ивана Панина явились азами теории бить врага в воздухе. Помогали фронтовые друзья молодому лётчику в силу своих возможностей. А вскоре Александр Колдунов успешно сдал экзамен на боевую зрелость лётчика - истребителя.

Свою первую победу Колдунов одержал в 3-м боевом вылете, 21 июля 1943 года, сбив над Северским Донцом пикировщик Ju-87. Победа стоила 16 пробоин на его "Яке". А через несколько дней его самолёт был подбит на взлёте "упавшей" из облаков парой "охотников", сам он был ранен. В этой "нештатной" ситуации 19-летний лётчик не растерялся: выключив двигатель, спланировал и аккуратно посадил истребитель рядом с аэродромом. Через 2 дня он вышел из госпиталя и вновь поднял свой отремонтированный "Як" в небо.

Быстро росло его боевое мастерство. Когда личный счёт Александра дошёл до 5 сбитых самолётов, его назначили командиром звена, затем заместителем командира эскадрильи.

Человек безусловной отваги и самообладания, Александр имел аналитический ум, позволявший ему по крупицам собирать свой и чужой опыт, совершенствовать и многообразить приёмы воздушного боя, развивать интуицию. Мастерство воздушного боя, наверное, и состоит в том, чтобы интуитивно соединить удаль и точный расчёт, смелость и техническое мастерство. Ведь нередко рок разрушает казалось бы, незыблемые закономерности, взыскуя волю и мужество.

Осенью 1943 года шестёрка "Яков", возглавляемая Колдуновым, прикрывала сухопутные войска на правом берегу Днепра. Вдруг в небе появились истребители противника. На максимальной скорости Александр атаковал Ме-109 с задней полусферы и первой же очередью сбил. В это время 2 самолёта противника зажали в клещи его ведомого. Колдунов боевым разворотом зашёл в хвост ближайшему "Мессеру" и сбил его. После этого противник оставил поле боя. Вскоре появилась группа бомбардировщиков. Атаковав их, Александр поджёг ведущего, а затем с товарищами разогнал остальных. В одном боевом вылете Колдунов одержал сразу 3 победы (сбил 1 Не-111 и 2 Ме-109) и довёл их число до 10.

Вскоре он был назначен комэском, став признанным асом в полку и в дивизии. По стечению обстоятельств 866-й ИАП с приходом Колдунова воевал исключительно сильно. За вторую половину 1943 года под Белгородом и Изюмом, над Днепром и в Никопольской операции лётчики полка сбили в воздушных боях 171 самолёт противника, потеряв в боях и катастрофах лишь 6 человек лётного состава.

В воздушных боях возле города Изюм полку пришлось столкнуться с сильнейшей истребительной эскадрой противника JG 2 "Рихтгофен", в которой служили прославленные немецкие асы. Однако наши лётчики смело вступали с ними в бой и добивались успеха. Несколько вражеских самолётов сбил и Александр Колдунов.

А.И.Колдунов.

Особенно ярко ратный талант Колдунова раскрылся в боях 1944 года. Донесения о его победах внешне напоминают эпизоды героических романов или голливудских триллеров, когда не знающий поражений герой уверенно идёт от победы к победе. Хотя в данном случае событийная фактура имеет твёрдое историческое основание: официально Колдунов уничтожил почти полсотни вражеских самолётов, не потеряв ни одной своей машины... Здесь и "охотник", неосторожно "выпавший" на его "Як" и с переворота сбитый прямо над командным пунктом, и пара Ме-109, блокировавшая аэродром и прозевавшая возвращение хозяина, и десятки других "Мессеров", "Юнкерсов" и "Фоккеров", сбитых им в Запорожье и под Одессой, над Днестром и Дунаем, в небе Болгарии и Венгрии.

...Об этом подвиге говорили потом все лётчики. Ещё бы - с одной атаки сбить 2 самолёта! Всё равно, что одной пулей сразить 2-х вражеских солдат. Почти невероятный случай. Вот как это было.

4 февраля 1944 года в районе Замоль, на венгерской земле, шли упорные бои с танками противника. Фашисты любой ценой пытались прорваться к окружённому Будапешту. Это им не удавалось, и они бросали в бой всё новые и новые дивизии.

Всячески помогая нашим наземным войскам, лётчики покидали поле боя только на время заправки самолётов. Они висели над головами фашистов, были по танкам и по пехоте, блокировали дороги и переправы, отрезая тылы от передовых частей.

Восьмёрка Як-3, ведомая Александром Колдуновым, поднялась в воздух, чтобы прикрыть сражавшиеся части. В небе, как и на земле, было неспокойно. Воздушное пространство кишело вражескими самолётами, и требовался зоркий глаз, чтобы первым увидеть противника. С высоты 2000 метров Колдунов заметил, что почти у самой земли на наших пехотинцев устремилось 12 немецких FW-190. Пройдут секунды, и вражеские самолёты обрушат на головы наших бойцов ливень огня. Стремительным ударом с высоты Колдунов сбил один из "Фоккеров". На огромной скорости его "Як" вышел из атаки и устремился в высоту. И тут над ним появился другой "Фоккер". Колдунов чуть-чуть повернул самолёт, и контуры вражеской машины вписались в перекрестие прицела. Короткая очередь снизу в упор, и второй фашист факелом рухнул на землю...

Колдунов участвовал во многих воздушных схватках при освобождении городов и сёл Украины, Донбасса и Молдавии. Весной 1944 года он сопровождал транспортные Ли-2, которые должны были сбросить груз конникам Генерала Плиева, глубоко прорвавшимся в тыл противника. Над линией фронта их атаковали 18 пикировщиков Ju-87. Они летели бомбить наши войска, а тут такая добыча - транспортные Ли-2 под охраной всего 4 истребителей. Трудно пришлось тогда Александру и его товарищам. Умело маневрируя, ведя огонь короткими очередями, им удалось дать отпор противнику и сбить 5 "Юнкерсов", из них 2 были на счету Колдунова.

Но и самолёт Александра, в том бою, получил повреждение - было разбито правое крыло. Позже инженеры и техники удивлялись: как можно было драться на таком покалеченном самолёте! Зато все Ли-2, сбросив груз, вернулись на свой аэродром. Что же случилось тогда в воздухе? Ведь Колдунов, настоящий виртуоз, мог в критический момент отвернуть, уйти от огневой трассы противника. Но тогда был бы уничтожен прикрываемый им транспортный Ли-2, а на его борту - экипаж, ценный груз. И лётчик сознательно принял удар на себя...

К тому времени Александр имел на счету уже 22 сбитых самолёта противника. "Хозяином неба" называли в дивизии 20-летнего паренька, а товарищи дали ему прозвище "Колдун". Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих: "Ахтунг, ахтунг, Колдун!" Александр быстро привык к своему "рабочему" позывному и не обижался на товарищей.

Вскоре после Майских праздников 288-ю истребительную дивизию посетил высокий гость - бывший министр авиации Франции, господин Пьер Кот, человек весьма недоверчивый, и попросил показать, как летают молодые пилоты. Показать свое лётное мастерство в технике пилотирования было доверено Колдунову. В своих послевоенных воспоминаниях, Борис Смирнов писал:

"Перед гостем предстал худощавый высокий пилот в солдатской шинели. В то время у нас не хватало лётного обмундирования, и Колдунов, прямо скажем, не смотрелся. Рукава шинели чуть ли не по локоть, кирзовые сапоги с короткими голенищами... Колдунов взлетел. Через несколько минут он появился над командным пунктом. На высоте 20 метров, на большой скорости он перевернул самолёт "на спину", пролетел над всем аэродромом вниз головой и затем на минимально допустимой высоте исполнил динамичный каскад фигур высшего пилотажа. Бывший министр был в восторге: "Вот это солдат! Вот это лётчик!"

Наградой молодому лётчику стали золотые часы, подаренные ему Пьером Котом. Он остался в восторге от этого полёта.

*     *     *

Летом 1944 года, к началу крупнейшей в истории Великой Отечественной войны Ясско-Кишиневской операции, Александр Иванович Колдунов командовал эскадрильей.

Ему шёл лишь 21-й год. Но он казался старше своих лет. Загоревшее лицо, в плечах раздался, голос стал твёрдым, только по характеру остался тем же Сашей: застенчивым, скромным и заботливым о людях. Всем поможет, расскажет, посоветует. Ночью товарищи спят, а он письма строчит. И на завод, и домой, и под Одессу Г. А. Богаченко написать надо. А с рассветом, когда на траве заискрится роса, снова к самолёту.

Да, жаркие дни стояли в то время под Яссами и Кишинёвом. Много приходилось трудиться "особой" эскадрилье капитана А. Колдунова. В день по 4 - 5 боевых вылетов. И не всегда удача сопутствовала от начала до конца. В одном из вылетов на прикрытие наших войск после окончания патрулирования, как было заведено, группа Колдунова в составе 4 "Яков" начала штурмовать отступающую длинную колонну войск противника. На 4-м заходе самолёт качнуло. Одновременно послышался взрыв и желтые языки пламени затрепетали на плоскости. Зенитный снаряд своё дело сделал. И откуда взялись, будь они прокляты, ещё 4 Ме-109!

- Шишов! Действуй! - передал команду Колдунов ведущему второй пары.

Пока Шишов вёл бой, Колдунов сбил пламя с плоскости.

- Видал? - послышался в шлемофоне голос Шишова. Советский истребитель шёл круто вверх, а Ме-109, оставляя чёрный шлейф дыма, стремительно приближался к земле. И на этот раз группа Колдунова возвратилась на свой аэродром без потерь.

Днём позже Колдунов вылетел вместе с Сырцовым на разведку войск противника. Севернее Комрат неожиданно завязался бой с 4 Ме-109. Немецкие пилоты почему-то действовали неслаженно и трусливо. В воздушном бою Колдунов сбил один вражеский самолёт. Остальные поспешно удрали. Немецкий лётчик приземлился в районе командного пункта.

- А вы могли бы ещё "тянуть" на горящей машине и сесть у себя на аэродроме? - спросил комдив Б. А. Смирнов, допрашивавший фашистского аса.

- Мог, если бы не Колдун... - ответил расстроенный лётчик. - Он вторично сбивает меня. Но тогда я приземлился в расположении своих войск...

*     *     *

Осенью 1944 годе Колдунову, в то время уже капитану, Герою Советского Союза, представилась возможность летать на новеньком Як-3. Машина эта, поистине, была превосходной. Лётчики буквально влюблены в неё. Конструктору удалось при разработке сохранить многие высокие качества его предшественника - Як-1. Новый Як-3 стал намного легче, тяжёлые деревянные лонжероны крыла были заменены дюралевыми. Этим добились двух преимуществ: лёгкости и прочности. Улучшилась аэродинамическая характеристика машины: водорадиатор заглубили максимально в фюзеляж, а маслорадиатор уместили в центральной части крыла. Хвостовое колесо сделали убирающимся. Все это уменьшило лобовое сопротивление, а значит возросла максимальная скорость.

Як-3 бедёт бой

На Як-3 Колдунов начал летать первым в полку. Самолёт ему вручили в торжественной обстановке - как подарок от деда Герасима...

Ещё в начале августа 1944 года в штаб полка пришёл колхозник. Гостя приняли в штабной землянке. Это был высокий плотный мужчина средних лет. Подойдя уверенной походкой к комиссару полка майору И. Чёрному, он подал ему крепкую мозолистую руку и по-военному отрекомендовался:

- Герасим Алексеевич Богаченко, колхозник артели "XX лет Октября". Живу в селе Граденицы, Белявского района Одесской области... Ваши лётчики, - неторопливо продолжал oн, - сбили сегодня над нашим селом два фашистских самолёта. Спасибо вам за это от всех селян...

Герасим Алексеевич рассказал, что он наблюдал этот воздушный бой и хотел бы посмотреть на лётчиков, которые так мастерски уничтожили 2 немецких самолёта.

Ему представили шестёрку отважных истребителей, возглавляемую капитаном А. Колдуновым. Увидев на его выгоревшей гимнастёрке "Золотую Звезду" Героя Советского Союза, Богаченко спросил:

- Откуда родом, сокол?

- Смоленский я, папаша, из Монастырщины.

Встреча А.И.Колдунова и Г.А.Богаченко, 1968 г.
Встреча А. И. Колдунова и
Г. А. Богаченко, 1968 год.

- Смоленский? - И, обращаясь ко всем лётчикам, сказал: - Хорошо вы, ребята, воюете. Радостно на вас посмотреть. Вот и я хочу помочь Красной Армии, купить самолёт-истребитель, чтобы подарить его самому отважному лётчику...

Герасим Алексеевич Богаченко пожертвовал свои сбережения, что накопил за долгую трудовую жизнь, - 100 000 рублей на постройку самолёта. И уже осенью новенький Як-3 деда Герасима, с надписью: "От колхозника Богаченко Г. А.", был вручён Герою Советского Союза капитану А. Колдунову. На именном "Яке" Александр Колдунов участвовал в боях за освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Австрии.

Через некоторое время Колдунов отправил первый "рапорт" колхознику:

"Докладываю, дорогой Герасим Алексеевич, сегодня сбит 5-й стервятник на вашем самолёте. Обещаю число звёзд на нём увеличить. Машина отличная !".

На самолёте - подарке Колдунов участвовал во многих боях. Позднее этот Як-3 был передан Румынскому правительству, по его просьбе, и находился в Бухарестском Доме пионеров.

*     *     *

1944 год вошёл в историю Великой Отечественной войны как год победоносного наступления Красной Армии на всех фронтах. Изрядно потрёпанные немецкие войска были выброшены за пределы границ Советского государства. Но враг ещё оказывал сопротивление. Особенно упорные воздушные бои развернулись на земле и в воздухе в районе окружённой вражеской группировки около Будапешта. Для борьбы с фашистскими бомбардировщиками была создана специальная группе расчистки воздуха, которую возглавив капитан Колдунов. В неё вошли младший лейтенант Ващенко, Лейтенанты Рабинов [Алексей Алексеевич Рабинов - к концу войны уничтожил лично 9 самолётов] и Богданов, старшие лейтенанты Шамонов [Степан Георгиевич Шамонов - с 1944 года постоянный ведомый Колдунова, совершил около 300 боевых вылетов, лично сбил 9 и в группе 4 самолёта противника] и Шишов [Михаил Иванович Шишов - к концу войны уничтожил лично 15 самолётов]. Буквально в каждом вылете на отражение налётов противнике они уничтожали по 3 - 4 машины. За 3 месяца боёв под Будапештом эта шестёрка сбила 35 самолётов противника. Из них 15 уничтожил командир группы Александр Колдунов.

Лётчики 866-го ИАП

Группа лётчиков 866-го ИАП (слева направо): лейтенант Рабинов,
младший лейтенант Ващенко, капитан Колдунов, старшие лейтенанты
Шишов и Шамонов, лейтенант Богданов. Август 1944 года.

20 октября 1944 года при штурмовке вражеских позиций был сбит самолёт командира звена 707-го штурмового авиаполка лейтенанта М. И. Антипова. Лётчик приземлил Ил-2 "на живот" у железнодорожного полустанка в районе города Скопле. Ведомый Антипова, лётчик Дорохов, посадил свою машину рядом с товарищами и хотел вывезти их, но штурмовик увяз в грязи. В это время противник устремился к нашим лётчикам. Им пришлось залечь, отстреливаясь из пистолетов. Это увидел Колдунов, случайно оказавшийся в том районе. Он со своим напарником прижали врагов огнём, не давая им поднять головы. Воспользовавшись этим, лётчики-штурмовики выкатили Ил-2 на подходящее для взлёта место, кое-как разместились и Антипов пошёл на взлёт. Вскоре они были на своём аэродроме...

7 ноября 1944 года в районе города Ниш (на территории Югославии), Александр Колдунов совершил настоящий подвиг. В этот день две группы американских самолётов Р-38 "Лайтнинг", всего 50 - 60 машин, атаковали части советских войск 37-й Армии, двигающиеся походным маршем. Советские войска понесли потери в живой силе и технике, был убит генерал Г. Котов...

Для отражения налёта была поднята эскадрилья истребителей во главе с Колдуновым. При этом, часть "Латнингов" пыталась блокировать аэродром и сбила 2 взлетающих "Яка". В первой же атаке советские лётчики сбили 3 "Лайтинга". Сбитых, конечно, не записали никому, но однополчане видели, что одного из них, особенно увлекшегося расстрелом колонны с бреющею полёта, сбил именно Колдунов.

Лишь благодаря мужеству и настойчивости Александра эта встреча не закончилась настоящим воздушным побоищем. Колдунов, пройдя сквозь паутину трасс, сблизился с ведущим союзников на несколько метров. Толи тот разглядел наконец красные звёзды, то ли его впечатлила пушечная очередь "Яка", сверкнувшая над самой кабиной, то ли понял немудрёный жест, каким приветствовал его советский лётчик, но штурмовка была прекращена. Позднее американская сторона принесла извинения за инцидент, выразила соболезнования по поводу погибших. Подробный рассказ об этой схватке, бывшего командира 288-й истребительной авиационной дивизии, Героя Советского Союза Б. А. Смирнова, опубликован ниже. [ Последние исследования М. Ю. Быкова не подтверждают побед Колдунова в этом бою. Подробности читайте ниже.]

8 декабря 1944 года капитан А. И. Колдунов "достал" немецкого разведчика в районе Дунайских переправ. Противник, записанный как Ju-88, применил весь комплекс оборонительных средств: заградительный огонь стрелков и воздушные гранаты, маскировку в облаках и дымовую завесу, резкое пикирование и полёт на предельно малой высоте. Но... всё равно был сбит.

В один из дней, совершив очередной вылет на штурмовку вражеских позиций и не успев ещё отстегнуть парашюта, Александр Колдунов получил боевой приказ: "Срочно в воздух, сбить идущего к аэродрому разведчика".

Встреча с противником один на один. Вот он крадётся, словно вор. Опытный. Уже заметил истребитель. Ныряет в облака, ставит дымовую завесу, выбрасывает разрывные гранаты на парашютиках. Но наш истребитель настойчиво преследует. "Юнкерс" пытается уйти под защиту зенитчиков, маневрируя, жмёт к переднему краю.

Только внезапность, только военная хитрость и хладнокровие могут принести победу. Набрав высоту, Колдунов видит, как мечется враг, приближаясь к линии фронта. Вот Ju-88 упал на левое крыло, врезался в белую, как снег, тучку, изменил курс полёта и снова нырнул в облако. По нему бьют наши зенитки. Так немудрено попасть самому под огонь с земли. Решают судьбу секунды. Нужно точно определить, где вынырнет "Юнкерс". Впереди причудливой формы, словно валенок, выступ огромного облака. Сделав боевой разворот, Колдунов под большим углом пошёл вниз. Вот он, самолёт - разведчик, выплывает из белого "валенка". Сокращается дистанция, снова видны парашютики, но они висят ниже Ju-88, а колдуновский "Як" атакует сверху. Удар короткой очередью из пушки, и разведчик, объятый пламенем, без правой плоскости, рисуя серую дугу, стремительно падает на скалистую гору...

А.Колдунов и И. Чёрный.

В декабре 1944 года, в ходе ожесточённых боёв северо-западнее Будапешта, нужно было срочно поддержать боевые действия сухопутных войск ударами авиации. Командная радиостанция вышла из строя. Пакет из штаба армии с приказанием на боевые действия был вручён Колдунову для доставки по командиру одной из авиачастей. Подлетая на своём "Яке" к аэродрому назначения, Колдунов заметил, что 2 истребителя противника Ме-109 штурмуют аэродром. Он с ходу атаковал фашистов на выводе из пикирования и сбил ведущего. Ведомый пытался уйти горкой за облака, но Александр в упор расстрелял и его... Благополучно посадив свой "Як", он вручил пакет командиру части.

Главной задачей, которую выполняла в этот период истребительная авиация, являлось прикрытие районов сосредоточения и боевых порядков наземных войск от ударов с воздуха, уничтожение вражеских самолётов и ведение разведки войск противника на поле боя и в ближайшем тылу.

Прикрытие наземных войск осуществлялось патрулированием групп в 8 - 12 самолётов со сменой патрулей в воздухе. В ясную погоду патрулирование производилось на высотах от 2000 до 8000 метров. При наличии облачности часть истребителей патрулировала над облаками, а часть - под облаками. Все патрулирующие в группе самолёты имели внутреннюю радиосвязь, что позволяло командиру патруля руководить действиями отдельных звеньев и самолётов. Сам же командир группы поддерживал связь с радиостанцией наведения, от которой получал информацию об обстановке в воздухе и другие необходимые указания. Район патрулирования выносился обычно в сторону вероятного появления самолётов противника, что позволяло истребителям встречать их на подступах к полю боя и не давать им возможности прицельно сбросить бомбы. При встрече с советскими истребителями противник от боя обычно уклонялся и, подвергшись атаке, уходил в облака.

В бой истребители противника вступали только при наличии значительного превосходства в силах. Так было и 4 февраля. Группа в составе 8 "Яков" под командованием Героя Советского Союза А. И. Колдунова, патрулируя на высоте 2000 метров, заметила внизу 12 FW-190, которые заходили на штурмовку советских войск. Используя преимущество в высоте, Колдунов стремительно атаковал сверху сзади "Фоккер" и с дистанции 70 - 100 метров сбил его. Выходя из атаки с набором высоты, Колдунов снизу в упор расстрелял второй вражеский истребитель. Ещё один сбил его ведомый. Остальные развернулись и на бреющем полёте ушли на свою территорию, отказавшись от штурмовки.

В марте 1945 года в воздушных сражениях у озера Балатон Александр Колдунов снова участвовал в боях с большими группами бомбардировщиков и неизменно выходил победителем.

Так, 3 марта восьмёрка истребителей, возглавляемая Колдуновым, отразила налёт 18 FW-190 в сопровождении 12 Ме-109, пытавшихся штурмовать наши сухопутные войска. В этом бою наши лётчики уничтожили 6 вражеских самолётов, 2 из них сбил Колдунов. Об этом бое авиационная газета "Сталинский сокол" 28 марта 1945 года в корреспонденции "Между Дунаем и озером Балатон" писала:

"Группа истребителей, которую вёл прославленный лётчик Герой Советского Союза капитан А. Колдунов, прикрывала свои войска. В районе цели Колдунов заметил 12 Ме-109, идущих четвёрками. Незаметно подойдя к замыкающей группе, Колдунов с дистанции 50 - 30 метров сбил один Ме-109.

Заметив наши истребители, самолёты противника попытались уйти вверх и скрыться в густой дымке. Догнав ещё один Ме-109, Колдунов сбил и его. В это время Лейтенант Поцыба атакой сзади сверху в упор расстрелял Ме-109, а затем атаковал сзади сбоку другого "Мессера" и снова добился победы. По одному вражескому истребителю уничтожили старший лейтенант Рабинов и младший лейтенант Полосенко".

На следующий день эскадрилья Колдунова вела бой с 26 самолётами противника и сбила ещё 5 вражеских машин.

В другой раз там же, на территории Венгрии, боевую задачу прямо в воздухе шестёрке Колдунова поставил командующий 17-й Воздушной армией генерал-полковник авиации В. А. Судец. А дело было так. Группа Колдунова, закончив барражирование в своём районе, собиралась уже лететь на аэродром посадки. В это время командующему доложили, что для бомбардировки наших войск летят 3 девятки "Юнкерсов". Они намеревались нанести бомбовый удар по танковому корпусу в районе Барачка. Истребители Колдунова возвращались на аэродром, и горючее в их баках было на исходе. Об этом офицеры наведения доложили находящемуся на вспомогательном пункте управления генералу. Владимир Александрович, взяв микрофон, требовательно скомандовал в эфир:

- "Сокол-2", я "Волга-1". Немедленно атаковать колонну "Юнкерсов"!

- Вас понял. Атакую!

И лётчики Колдунова бросились в атаку. Вскоре в землю врезались ведущие вражеских групп, остальные, спешно сбросив куда попало бомбы, лишь бы побыстрее освободиться от груза, пустились наутёк. Немцы в этом бою потеряли 5 "Юнкерсов". Эскадрилья Колдунова преследовать их уже не могла: кончалось горючее, и нужно было срочно садиться на свой аэродром. Генерал В. А. Судец всем участникам этого блестяще проведённого боя объявил благодарность.

А.И.Колдунов

В районе Будапешта наши пилоты не раз встречалась с немецкими "охотниками" летавшими на "Мессерах" размалёванных драконами и тузами. В Феврале 1945 года для борьбы с ними была выделена отдельная группа - шестёрка советских лётчиков, во главе с Колдуновым, куда входили капитаны Шишов и Сидоренко, Сурнев и Гурьев, лейтенант Шамонов. Лишь за 7 дней боёв наши пилоты уничтожили 22 самолёта противника.

Каждый вылет лётчика-истребителя А. И. Колдунова - волнующая страница летописи Великой Отечественной войны. И каждый сбитый самолёт - самостоятельный большой рассказ о друзьях - товарищах, о мастерстве, о напряжённых минутах, пережитых в сложной боевой обстановке.

Трудно перечислить все боевые задания, которые приходилось выполнять Александру Колдунову. Не раз его товарищам приходилось наблюдать, как он создавал в воздухе такие ловушки, из которых противник уже не выбирался. Ведомых своих он учил просто и мудро. Подведёт, бывало, к вражескому самолёту и говорит ведомому: "Я прикрывая, сбивай!". Попробуй не сбить - стыдно в глаза будет смотреть.

Свой последний бой он провёл западнее Вены, вблизи Санкт-Пальтена с пятёркой "Фоккеров" гружённых бомбами. Шли они спокойно, видимо не ожидая встречи с нашими лётчиками. В подобных случаях вслед за "Фоккерами" немцы часто посылали пикирующих бомбардировщиков. Поэтому Колдунов, не теряя времени, внезапно атаковал противника. "Фоккер" не успел сбросить бомбы и взорвался вместе с ними. Так же стремительно Колдунов зашёл в хвост второго вражеского самолёта. Короткая очередь - и объятый пламенем самолёт противника устремился к земле.

Через несколько дней после этого боя Александр Колдунов, вернувшись с очередного боевого задания, услышал радостную весть о том, что фашистская Германия подписала безоговорочную капитуляцию и война закончилась. Менее 2 лет молодой лётчик был на фронтах Великой Отечественной войны. За это время командир 3-й эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия) майор А. И. Колдунов выполнил 412 успешных боевых вылетов на Як-1, Як-9, Як-3. Проведя 96 воздушных боёв, уничтожил лично 46 самолётов противника и 1 в составе группы. Он стал самым результативным лётчиком, сражавшимся на "Яках". Нелёгкий, но славный боевой путь лётчика-истребителя.

В конце войны товарищи по цеху московского завода прислали Герою Советского Союза А. С. Колдунову письмо. Там есть такие строчки: "Мы гордимся тобою, наш Саша! Добивай проклятых фашистов и скорее возвращайся к нам в Москву. На станке твоём работает юноша и зовут его Саша..."

23 февраля 1948 года, за мужество и отвагу проявленные в боях с врагами, Александр Иванович Колдунов был награждён второй медалью "Золотая Звезда". На родине отважного сокола в селе Мощиново установлен его бронзовый бюст.

Группа выпускников Академии ВВС.

А.И.Колдунов.

После войны Александр Иванович остался на службе в ВВС. Окончив Военно-Воздушную академию, командовал авиационным полком, дивизией. С 1960 года, после окончания Военной академии Генерального штаба, служил заместителем, а позднее - командующим ВВС Бакинского Военного округа. Генерал-лейтенант авиации А. И. Колдунов летал до 1965 года. Последний освоенный им тип самолёта МиГ-21. В конце 1960-х годов Колдунов служил на Дальнем Востоке, а с 1970 года - командовал ВВС Московского военного округа.

В 1975 году Генерал-полковник авиации А. И. Колдунов был назначен первым заместителем, а в 1978 году - Главкомом войск ПВО, заместителем Министра обороны СССР. В 1984 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. В 1987 году, после посадки на Васильевском спуске печально известного любителя острых ощущений Матиуса Руста, снят со своего поста.

В последние годы тяжело болел и умер 7 июня 1992 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

*     *     *

Список всех известных побед майора А. И. Колдунова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)



п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
120.07.1943 г.1  Ju-87северо-восточнее ЗаводскойЯк-1, Як-9, Як-3.
228.07.1943 г.1  Hs-123западнее Маяки
313.08.1943 г.1  FW-189южнее Червоный Шахтёр
422.08.1943 г.1  Ju-87Ново-Алексеевка
523.08.1943 г.1  Ме-109Сулиговка-Морозовский
61  Hs-123южнее Долгенькая
71  Ме-109Сухая Каменка - Бражевка
814.10.1943 г.1  Ме-109юго-восточнее Николаевка
930.11.1943 г.1  Ju-88севернее Верхняя Тарасовка
1027.02.1944 г.1  Ме-109южнее Дар Радевичий
1117.03.1944 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )севернее Терновка
1205.04.1944 г.1  Ju-87севернее станции Кугучай
131  Ju-87восточнее Павловка
1426.04.1944 г.1  Ме-109юго-восточнее Каушаны
1510.05.1944 г.1  Ме-109западнее Пугачены
1620.05.1944 г.1  Ме-109севернее Перерыта
1723.08.1944 г.1  FW-190восточнее Дедулешти
1818.10.1944 г.1  Ju-88севернее Кюстендил
1919.11.1944 г.1  FW-190северо-западнее Батин (в составе 659-го ИАП)
2022.11.1944 г.1  Ме-109западнее Апатии (в составе 659-го ИАП)
211  FW-190северо-западнее Батин (в составе 659-го ИАП)
221  FW-190южнее Змаевац (в составе 659-го ИАП)
2309.12.1944 г.1  Ме-109северо-западнее Тасар
2422.01.1945 г.1  Ме-109аэродром Бергенд
251  Ме-109восточная окраина Секешфехервар
2627.01.1945 г.1  Ме-109юго-западнее Поэман
271  Ме-109восточнее станции Чала
2830.01.1945 г.1  Ме-109севернее Незельгеш
2904.02.1945 г.1  FW-190восточнее Бергенд
301  FW-190юго-восточнее Секешфехервар
3108.03.1945 г.1  Ме-109юго-западнее Шерегельеш
322  Ме-109северо-западнее Калоз
3309.03.1945 г.1  FW-190Нальхергень
3413.03.1945 г.2  FW-190Силаш - Балхаш
3514.03.1945 г.1  Ме-109юго-восточнее Фелыне - Бешенье
3616.03.1945 г.1  FW-190севернее Хаймашкер
3717.03.1945 г.1  Ме-109западнее Истемир
381  Ме-109севернее Варполота
391  Ме-109северо-восточнее Инота
4022.03.1945 г.1  FW-190южнее Инне
4111.04.1945 г.1  FW-190западнее Штокерау
421  FW-190южнее Голдегебенд

      Всего сбитых самолётов - 46 + 1  [43 + 1]; боевых вылетов - 412; воздушных боёв - 96.

*     *     *

Воздушный бой лётчиков 866-го ИАП с американскими самолётами P-38 Lightning,
7.11.1944 года в районе города Ниш (Югославия, полоса действий войск 3-го Украинского фронта).

БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ ШТАБА 866-го ИАП

7.11.44 г. 12.50 группа 12 самолётов типа ЛАЙТИНГ производили штурмовку частей стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта, двигавшихся по дороге от НИШ на запад в районе ЧАМУРЛИЯ.

4 самолёта в строю растянутого пеленга производили атаки по одному с Н=400 м. с выводом на Н=50 м. Две четвёрки ЛАЙТИНГ в строю пеленга ходили на Н=1500 м. После первых атак по самолётам открыла огонь ЗА из состава ПВО аэродрома НИШ, огнём ЗА был сбит 1 самолёт ЛАЙТИНГ, который упал 1 км севернее аэродрома.

В 13.00 взлетела по-зрячему дежурная пара Як-9 866-го ИАП, ведущий л-т КРИВОНОГИХ и ведомый мл.л-т ШИПУЛЯ. В 13.05 взлетело 6 Як-9, командир АЭ к-н БОНДАРЬ, командиры звеньев ст.л-т СУРНЕВ, ст.л-т ЖЕЛЕЗНОВ, ст.л-т ПОЦИБА, лётчики л-т ЖЕСТОВСКИЙ и мл.л-т СЕРДЮК.

В 13.10 взлетела пара Як-3, ведущий к-н КОЛДУНОВ и ведомый л-т КРАСЮКОВ.

Первая пара, взлетев, пошла с правым разворотом на сближение с штурмующими 4-мя самолётами ЛАЙТИНГ. 2 самолёта ЛАЙТИНГ перешли в атаку на пару КРИВОНОГИХ. Мл.л-т ШИПУЛЯ произвёл атаку по самолёту ЛАЙТИНГ, заходившему на повторную атаку наземных войск, с первой же атаки зажёг его, последний с углом в 40 градусов врезался в землю в районе 500 м. севернее аэродрома НИШ, где и сгорел. Л-т КРИВОНОГИХ, отбиваясь от атаки 2-х самолётов ЛАЙТИНГ, с вертикального маневра зажёг одного из них, который горящий упал 8-10 км севернее аэродрома НИШ, на горе в лесном массиве.

При последующей атаке л-т КРИВОНОГИХ зашёл в хвост следующему самолёту ЛАЙТИНГ, по которому ЗА открыла заградительный огонь. Попав в разрывы снарядов ЗА, самолёт л-та КРИВОНОГИХ задымился, сделал переворот и с углом 80-85 градусов врезался в землю 3 км северо-восточнее аэродрома.

Взлетевшие командир АЭ к-н БОНДАРЬ и командиры звеньев ст.л-т СУРНЕВ и ст.л-т ЖЕЛЕЗНОВ, определив, что это самолёты американские типа ЛАЙТИНГ, в воздушный бой с ними старались не вступать. Атакуемые одиночными и парами самолётов ЛАЙТИНГ, маневрировали по вертикали и горизонтали, стремясь не давать им вести огонь. Ст.л-т СУРНЕВ покачиванием самолёта дал знать, что это не противник, после чего самолёты ЛАЙТИНГ отвалили и атаки прекратили.

Лётчик мл.л-т СЕРДЮК, взлетев один, сразу же был атакован самолётом ЛАЙТИНГ. Выйдя из-под атаки, он увидел, что один самолёт ЛАЙТИНГ атакует самолёт Як-9, в свою очередь атаковал этот самолёт, который сразу же загорелся и упал 1 км северо-западнее аэродрома.

При последующей атаке мл.л-т СЕРДЮК атаковал ещё один ЛАЙТИНГ, дал по нему две очереди из пушки и пулемёта, который задымился и ушёл со снижением в северо-западном направлении.

В районе 2 км севернее НИШ л-т ЖЕСТОВСКИЙ вёл бой с парой ЛАЙТИНГ, атаковал одного из них сверху-сзади и пушечно-пулемётным огнём подбил его, который задымился и ушёл со снижением в северо-западном направлении.

Второй самолёт ЛАЙТИНГ сзади атаковал л-та ЖЕСТОВСКОГО и поджёг его самолёт. Л-т ЖЕСТОВСКИЙ получил пулевое ранение в правую ногу, правый бок и палец правой руки, выбросился с парашютом и приземлился в районе д. КАМЕНИЦА, что 8 км севернее НИШ, самолёт сгорел.

Ст.л-т ПОЦИБА после взлёта набрал высоту 2000 м. и пристроился к группе из 12-ти ЛАЙТИНГ, которые подходили к аэродрому с курсом 100 градусов. Покачиванием дал знать что это свой самолёт и стал указывать на свой аэродром. Самолёты ЛАЙТИНГ огонь не вели, развернулись и ушли с курсом 240 градусов. В это время подходили с запада ещё до 60 самолетов ЛАЙТИНГ, которые встретились с 1-й группой, развернулись и пошли с курсом по направлению на запад.

Л-т КРАСЮКОВ, вылетев и опознав американские самолёты, в бой не вступил. Наблюдал, как в районе 1 км севернее аэродрома самолёт Як-9 горящим упал на землю.

В воздушном бою самолётами ЛАЙТИНГ сбито 2 самолёта Як-9. Лётчик мл.л-т ШИПУЛЯ погиб, л-т ЖЕСТОВСКИЙ спасся на парашюте. Л-т КРИВОНОГИХ, сбитый нашей ЗА, погиб.

В этом бою, по наблюдениям с земли, огнём ЗА и нашими истребителями сбито 5 самолётов ЛАЙТИНГ.

ВЫВОД: Пролетающая группа самолётов ЛАЙТИНГ, очевидно, ошибочно атаковали колонну наших войск в связи с потерей детальной ориентировки, приняв этот район как территорию противника.

В воздушном бою самолётов Як-9 с самолётами ЛАЙТИНГ последние показали хорошую горизонтальную маневренность и при ведении воздушного боя на виражах преимущество осталось за самолётами ЛАЙТИНГ, которые легко заходили в хвост самолётам Як-9, имеющим значительно больший радиус виража, чем самолёты ЛАЙТИНГ.

На вертикальном маневре Як-9 имел преимуществыо над самолётами ЛАЙТИНГ.

(Источник информации: ЦАМО РФ, ф. 866-го ИАП, оп. 223502, д. 3)


И... в качестве контраста, что ли: "12.50-13.20 4 Як-9Т ведущий л-т ЛУКАШЕВИЧ вылетали по тревоге на прикрытие аэродрома. Группа американских самолётов типа ЛАЙТИНГ штурмовали наши наземные войска по дороге от НИШ на БЕЛГРАД. Наши самолёты подошли к группе американских самолётов, опознали их, подали сигнал "Я свой самолёт". Воздушного боя не вели".

(Источник информации: Оперсводка штаба 897-го ИАП № 463 от 7.11.1944 г.)


Остаётся только один вопрос: где всё это время был Александр Колдунов и чем занимался, пока другие лётчики вели бой? Возможно, ответить на него сможет автор данного материала - М. Ю. Быков. Адрес его личного журнала - "http://owl-99.livejournal.com"




Схватка с союзниками

Сопровождение транспортных самолётов

Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz