КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Какая цель нашей беседы ? - У молодого поколения появился интерес к истории. Появились новые вопросы, на которые нужны ответы, и таких вопросов очень много. Начнём ? Вы когда пошли в военное лётное училище ? Я с начала поступил в медицинский техникум. В 1936 году. Но ещё в техникуме, в аэроклубе я начал летать на По-2. И только потом поступил в военную школу пилотов. После того как я там проучился 6 месяцев, меня назначили лётчиком - инструктором. Потом успел побывать командиром звена, командиром отряда. - На каких самолётах Вы летали в училище ? На И-15бис. И мне как раз на этом типе самолёта довелось сбить свой первый самолёт - это был Ме-109. Мне подвесили 4 реактивных снаряда под плоскости. Ну и когда впереди появилось много самолётов противника я выпустил все сразу, залпом, без всякого перерыва. Это был мой первый сбитый. Удалось ведущего сбить, и это увидела и пехота, и товарищи. И население телеграммами подтвердило. - Скажите, прямым попаданием или осколком его накрыло ? Вот не могу сказать. Может осколком, а может прямое попадание. Он в плоский штопор вошёл и так до земли падал, я сам не видел падения, но мне сказали, что парашюта не наблюдали. А остальная группа немцев развернулась и сразу ушла... - Вы были инструктором в Армавире. Правда ли что для снижения аварийности перед войной был запрет на высший пилотаж ? На И-15 был запрет на высший пилотаж. На "Ишаки" не было. - Объясните почему ? Ну, считали, что конструкция И-15 и И-15бис слабее, чем И-16. - А нарушали этот запрет ? Нарушали. Регулярно нарушали, мы ж воевать готовились. И-15бис из штопора выходил нормально ? Да все они выходят нормально, если правильно пилотировать. - Про "Чайку" пишут, что её очень тяжело было вогнать в штопор, но ещё труднее было её вывести ? Ну, это бывает. Всё зависит от лётчика. - И-15 считался достаточно строгим самолётом, так как у него узкая колея. Трудности на взлёте, посадке были ? Это И-16 - строгий самолёт. А И-15бис - простой самолёт. Узкая колея не мешала, самолёт ведь управляется пилотом, если он не знает что делать, то не важно какая там колея, всё равно разобьёт машину. - Вы не помните, какие двигатели стояли на И-15бис ? Помню, М-25. - Групповой пилотаж в училищах отрабатывался ? Нет, не отрабатывался. - Стрельбы были ? Стрельбы по наземным целям и по конусу были. - Что считалось сданным зачётом по стрельбе ? На "отлично" если из 30 пуль - 26 попаданий. "Хорошо" - 20. И для наземных целей, и для конуса. - Как Вы узнали, что война началась ? Как ? Мы с товарищем вышли гулять в увольнение. И вдруг: "Война началась !" Мы все бросили и в училище побежали. Всю ночь провели в разговорах о предстоящей войне: Но не дано было нам было знать, что будет впереди ? - В начале войны до Вас немцы не долетали ? Нет. Разведчики пролетали. Они над нами на высоте большой шли и уходили дальше... Когда формировали боевой полк, по моей просьбе меня в него направили. Я в это время был в звании Лейтенанта. Потом, когда уже самолёты получили, я стал командиром звена. - В какой Вы полк попали ? Уже всё забываешь, годы.... Он потом в 1943 году стал 65-м Гвардейским. Вспомнил ! 653-й истребительный ! А на фронте мы оказались в Ноябре 1941 года. Полк летал на И-15бис... А потом нас переучили на Як-1. Это произошло уже летом 1942, после Крымской операции. В. Н. Кубарев ( первый слева в верхнем ряду ) с товарищами по 653-му ИАП. 1942 год. - Когда Вы в первый раз увидели противника "в живую" ? Это было в начале Ноября. Правда, живого я как такового немца не видел. Только их машины. - Какие основные задачи были у вашего полка в начале войны ? Разведка. Но не в одиночку, а звеном... И часто штурмовки... - Когда Вы на И-15бис летали на штурмовки, то какой вариант вооружения был ? 4 бомбы, по 100 килограмм каждая и 4 пулемёта ПВ-1 по 400 патронов на ствол. Именно ПВ-1, а не ШКАСы. ШКАСы уже на И-16 были. - Некоторые пулемёты называют бесполезным оружием. Они не так уж бесполезны. Нужно уметь ими пользоваться. Очень высокая скорострельность и довольно высокая точность и настильность в плюсе. На ближнее расстояние, метров до 200 - 300 вполне приличное вооружение, а на дальнее, конечно, оно не очень полезное, силы уже не хватало, да и рассеивание большое... - А какие цели Вы штурмовали ? На штурмовку ходили по пехоте. По танкам - снарядами реактивными стреляли, но не так, чтобы очень результаты были... По пехоте и грузовикам эффективность, конечно, выше. - В начале войны потери большие были ? В нашем полку ? У нас небольшие. Потому что у нас все лётчики были инструкторами, с большим опытом полётов. - Скажите, по вашему мнению, звено - тройка удачное или не очень построение ? Построение, конечно, неудачное. Оно связывало всех... А парой свободно маневрировали. На И-15бис мы летали звеньями. И-15бис как истребители уже были слабоваты, хотя можно было немцев подловить. Ну, а что поделаешь, летали на том, что было, а не на том, на чём хотелось бы. - Когда звенья отменили из 3-х самолётов ? В конце 1942 года... Точно не помню. Отменили полёты звеньями как-то сразу, когда переучивались на "Яки". И стали летать парами. А потом когда переучились, перелетели на Калининский фронт. Я там тоже первый в полку сбил самолёт Ju-88. - На Калининском фронте Вы наши самолёты каких типов встречали ? На Калининском фронте мы были около 2-х месяцев. Встречали Ла-5, американские "Кобры", потом эти, как их... Уже забыл... А мы как получили "Яки" в 1942 году, так только на них и воевали. На всех типах "Яков", только на них... Хорошие машины были. Простые, надёжные... - Сколько Вы сбили самолётов противника ? Я лично сбил 18 самолётов. А полк - 331 самолёт. Но наш полк в основном занимался сопровождением штурмовиков, бомбардировщиков, разведчиков. - Были ли случаи, когда по каким-либо причинам истребителям не засчитывали боевые вылеты ? Боевые ? Бывало... По различным причинам. Но редко... - Были ли у Вас не засчитанные победы ? Были, в первые дни, когда на И-15бис вылетали. Мне даже командир корпуса Милевский говорил: "Ну, чего ты не засчитаешь себе самолёт ?" Я говорю: "Пока нет подтверждения..." Я считал тот самолёт сбитый, который видели другие лётчики, наземники, руководители... А падение атакованного мною самолёта я тогда не видел. - Скажите, а приписки бывали ? Были. И за них наказывали... Проводили разборы, если преднамеренно - наказания строгие были, вплоть до разжалования. - А бывали ли случаи у Вас в полку, чтобы победами делились ? У многих лётчиков числятся и групповые победы, и сбитые лично. Наверно, в разных полках учёт вели по-разному. У нас в полку почти каждый сбитый числился за конкретным лётчиком. А так, чтоб кому своего отдать - такого не было. - У Вас все победы - "Фокке - Вульфы" и один "Юнкерс-88"... Ну, так попадались. Я их не выбирал, они сами ко мне прилетали ! Кто прилетит, того и собью, мне то какая разница ? - А Вы что-нибудь слышали о штрафных эскадрильях ? Чтобы штрафники летали ? Да, я знал лётчиков, которые по каким-то причинам попадали в штрафные роты. - Речь идёт об штрафных авиационных частях, на самолётах ? На самолётах ? Лётчиками ? Нет, про такое не слышал. Наверно, в наземные штрафные роты... Это бывало, но очень редко... Как правило, наказания отбывали в своих частях. Я должен сказать что, лётчики были очень отважные люди. Случаи трусости были большой редкостью. - Вам известны случаи проявления трусости, ухода из боя ? Были. И у меня были... Ну, не у меня лично, а в моей эскадрилье. Например, был такой лётчик, Жуков. Бравый парень, летал хорошо, но с некоторого времени, как подходит к линии фронта, так у него что-то случается плохое. То мотор барахлит, то греется. В таких случаях я даю команду: "Уходи !" Раз случилось такое, второй раз, я его предупредил, а на третий: "Если отстанешь от группы, сам лично расстреляю в воздухе !" - Подействовало ? Нет. Он слёг в больницу. Ну, не слёг, а врач ему перерыв в работе сделал... Нервы успокоились, и всё стало нормально... - А за пьянку наказания бывали ? Нет. А за что ? Пили после полётов, и то не допьяна, а чтоб разгрузиться, расслабиться. Иначе ведь не заснёшь, всю ночь провертишься, а утром не выспавшись лететь... Вечером если кто поднапьётся, то проспится к утру, и всё. Летит нормально.
- Вам известны случаи стрельбы по своим самолётам, по ошибке ? Если бывали, то как за это наказывали ? Ну, по всякому бывало. В зависимости от того, почему так получилось. Разбирались. Вот допустим: Ту-2, я, к примеру, его не знаю... Ни разу не видел... Вы может сказать: "Он на Пе-2 похож", но, дело не в этом. Похож-то, похож, но он и на "Мессершмитт-110" похож. В воздухе, там очень трудно разобраться. И вот стреляли по Ту-2. И подстреливали, но подбитые садились на свой аэродром. Про совершенно сбитые я не знаю... - Скажите Ваше мнение о противнике ? Как у нас, так и у них. Были и у них слабые, и у нас... Были у них асы, и у нас были... Но убивали, не разбирая, кто хороший лётчик, кто плохой. Пуле всё равно, кого убивать, а лётчик любой может подставиться. - Многие ветераны говорят, что немецкие лётчики были очень расчётливые. И если у них не было преимущества - в бой не ввязывались. А Вы помните, что бы они ввязывались в затяжные бои, или на невыгодных для себя условиях ? У них тактика такая была: они со стороны солнца наносят удар, бой не ведут, и с пикированием уходят домой. А в активных, в таких "карусельных" боях они не участвовали. - А как же тогда немцы прикрывали своих бомбардировщиков ? Немцы прикрывали иным способом. Вот идёт группа бомбардировщиков в боевом строю. А их истребители находятся наверху, отдельной группой. И готовы нанести удар по истребителям атакующим их бомбардировщики с немедленным отрывом... Поэтому, когда ведёшь бой, нужно смотреть и туда, и сюда, с тем что бы выполнить задачу. - Ну, а такая тактика была лучше, чем у нас, или хуже ? Я считаю, что это не лучший вариант, потому что в целом группа разъединённая и прикрытие сложнее осуществлять. - А "Мессеробоязнь", такое явление существовало ? А что это ? Я про такое и не слышал даже. - Кто для Вас был более грозный противник: "Мессершмитт" или "Фокке - Вульф" ? В общем, это серьёзные самолёты. Но какой из них более серьёзный противник ?... Сколько лётчиков - столько и мнений. А для меня они одинаковы. И вообще, зависимость "серьёзности противника" от типа самолёта была меньше, чем от мастерства лётчика. - Вам известны случаи расстрела наших парашютистов немцами ? Было такое, но бывало и наоборот. И те, и другие стреляли по парашютистам. В Крыму немцы выпрыгивали с высоты метров 200, и наши истребители И-16 по ним стрелять успевали. - Скажите, Ваше мнение: правильно или неправильно этим заниматься ? Ну, это же война... Какие там правила: Хороший враг - мёртвый враг. - Немцы в лобовые атаки ходили ? Я в лобовые атаки не ходил... А немцы ? Не встречался... - Встречались ли Вы со сбитыми немецкими лётчиками ? Нет, не беседовал. И с немецкой трофейной техникой знакомиться на фронте не доводилось. - На Ваш взгляд, какой тип самолёта было легче сбить ? Бомбардировщик всё-таки легче сбить, он мало маневренный. - У него же хвостовые стрелки сидят ? Но стрелок только определённый сектор защищает... - А если их 12 самолётов и у каждого "по сектору" ? Ну и что ж, что кто-то вниз нацелен, кто вверх, кто в сторону. Но они же рассеяны, не координируют свои действия... - Сбить кого сложнее: "Юнкерс-88" или "Хейнкель-111" ? Мне не довелось встречаться с "Хейнкелем". С "Юнкерсом" сложно, но всё-таки можно сбить. Особенно если в кабину или по моторам попадёшь, но для этого надо уметь стрелять. Самолёт сбить не так уж просто, и поливать его пулями в надежде на случайное попадание бессмысленно. - В Декабре 1941 года в вашем полку по документам сбили один Ме-109, но без указания кто сбил. Это может быть Ваш первый сбитый ? Я единственный в полку, кто, летая на И-15бис, сбил Ме-109. Трудно сказать, почему не указано кто сбил. По халатности может, ну не знаю. - Получается, что адъютант полка был разгильдяем ? Так и получается... - 8 Июня 1943 года, за Вами числится FW-190, сбитый западнее аэродрома "Орёл - гражданский". Можете описать бой ? И как Вы его сбили ? Нашему полку была поставлена задача: не допускать истребители противника к "Илам", чтобы они не мешали "Илам" штурмовать этот аэродром. Мы шли к цели отдельно, штурмовики и истребители отдельно, пришли на аэродром, штурмовики занялись штурмовкой, а истребители атаковали самолёты, которые пытались подняться на перехват "Илов". Вот я его на взлёте и срубил. - Приходилось ли Вам уничтожать самолёты на земле ? Приходилось. Но немцы хорошо аэродромы камуфлировали, и прикрыты они были очень не плохо. - Штурмовикам за уничтоженные на земле самолёты противника платили премии. А истребителям платили ? Нет. Нам только сбитые в воздухе засчитывались. - Итак, Вы атаковали самолёты противника, которые поднялись на перехват "Илов" ? Как Вы подтвердили то, что Вы сбили ? А подтверждение - это плёнка фотопулёмета. У нас они стояли... И ещё подтверждение товарищей. - Фотопулёметы, с какого года у Вас стояли ? С конца 1941 года. Не у всех, но были. И плёнка была, и проблем с ней не было... Хватало. А вот чьё производство этой техники я не могу сказать... - Где стоял фотопулемёт ? На И-15бис стоял впереди, прямо перед носом лётчика, над фюзеляжем. А на "Яках" - в крыле. - Скажите, он отключался с задержкой ? Или как кнопку отпускаешь ? Как кнопку отпускаешь, он выключается сразу. - Вы видели самолёт противника, который после попадания однозначно уничтожен - развалился, не мог летать, упал ? Или Вам некогда было смотреть за его судьбой ? Ну, если снарядом попал, и самолёт начал разваливаться, это всем видно. И в таком случае следить за ним не нужно. Но и такая возможность - проследить судьбу атакованного тобой самолёта редко бывала. Но бывало и так: дали очередь, и есть ещё возможность добавить, тогда ещё добавили, а потом только отвалили. Но спешили всегда - пока ты возишься, уже у тебя самого немец может в хвосте засесть... Были и такие случаи. Война - кто кого... - 17 Июля 1943 года, в районе Малоархангельского за Вами записано 2 FW-190. Это - в один бой ? Да, в один бой. Деталей я не вспомню... Мы шли четвёркой... Прицелился в одного и атаковал, а потом уже в догон следующего. - А вот какие прицелы стояли на самолётах ? На И-15бис и на "Яке" ? На И-15бис трубка, вот такая длинная. Оптическая. И через неё целились, название не помню, а на "Яках", там были коллиматоры. - А на какую дистанцию оружие пристреливалось ? На 800 метров. Это и на "Яке" и на И-15бис то же самое. - Скажите, какого цвета были трассеры у наших снарядов ? Трассера ? Трассера были зеленоватые, жёлтого цвета были. По трассерам поправку можно было взять. Но в основном не было трассеров, и мы не по трассеру целились, а по прицелу. Трассер же не только тебе помогает, но и врагу - если он трассу увидит, то ждать пока его собьют не будет. - Как целились когда по наземным целям работали ? Как бомбы бросали ? Как тогда говорили - по "сапогу". - Как самолёты камуфлировали ? Очень по разному, и в жёлто - зелёный, и чёрно - тёмнозелёный цвет, и серые были... И И-15бис и "Яки", все. - Звёздочки на самолётах рисовали ? Рисовали на фюзеляже. Около кабины лётчика. Некоторые надумали ещё носы на "Яках" покрасить красным цветом. А мне нарисовали орла и сбитый самолёт. Рисунок ещё ничего, а нос, по-моему, уже перебор... - Вы помните бортовые номера своих машин ? Помню: "Двойки" были на И-15бис, на Яке - "Единицы". На двух машинах. - А фотографий нет у Вас случайно ? Нет, все растаскали... - Часто в мемуарах встречается, что самолёты, пришедшие с заводов, были плохого качества. И механикам приходилось доводить на месте. Это вполне законно. Нашим механикам - фронтовикам обязательно давался день, что бы полностью просмотреть всю конструкцию самолёта, протянуть что надо, потом облётывали машину, и снова техники выявленные недостатки устраняли. - Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете работу наших техников ? У нас технический состав весь был из лётных школ. И они очень хорошо знали технику. И соответственно и ремонт был хороший. Техники работали отлично. Вместе с лётчиками поставить им памятник. У нас так говорили - Герою памятник на родине ставили, а надо было бы ещё рядом памятник его техникам поставить... - А в чём Вы летали ? В какой одежде ? В разной... Была зимняя, и летняя одежда. Комбинезоны, зимние меховые куртки и брюки, меховые сапоги. Летом гимнастёрка, сверху комбинезон. В начале войны были кожаные регланы. И те лётчики, которые погибли, в первый период, они были в "регланах". И я получал, носил это реглан, но выжил... - А летали с наградами ? С наградами, у кого были. - Как награждали ? Известно, что многие командиры пока сами награды не получали, на подчинённых представлений не писали ? Знавал я таких... Даже говорить не хочется... Чего выпендриваться, ребята же каждый день могли не вернуться, им эта медаль - как лишний талисман, получил награду, значит опыта больше и вроде как шансов выжить больше. Сам я всегда старался по заслугам человеку воздать. Если заслужил - получи награду или звание, а если провинился - не обижайся, спущу шкуру. - Суеверия в полку были ? Нет, суеверий каких-то не было. И на "13-м" летали спокойно, и перед вылетом брились... Ну, в основном, брились. И фотографировались перед вылетом. - В каком запасном полку Вы первые "Яки" получали ? Это был 8-й ЗАП, около Багай - Барановки. Кто командиром ЗАПа был я уже не помню. Получили саратовские "Яки". А потом у нас ещё были "Яки" новосибирского завода и ещё какого-то. Не помню... - Когда получали новые самолёты, Вас всегда в тыл отводили ? Бывало и прямо на аэродроме, бывало, и в тылу получали и возвращались на фронт. - На Ваших "Яках" стояли "105-е" или "107-е" иоторы, которые под конец войны тоже появились ? Сначала "105-е", это на первых. А потом уже постепенно приходили "107-е". Они появились в конце 1942 - начале 1943 года, а может в конце 1943 - начале 1944 года. Уже не помню точно... "107-й" мотор был мощный, но сыроват: Потом уже, к концу войны его довели. - Запасной полк Вам что-нибудь дал, в плане подготовке к боям ? В нашем полку никому ничего не дал, потому что мы все были уже инструкторами. А других по месяцу, по два держали в ЗАПе. Тренировались в полётах, боевом применении. - Как встречали молодых лётчиков в полку, которые приходили на пополнение ? На пополнение приходили не в полк, а в эскадрилью. По 2 - 3 человека. Сначала с ним беседуем, потом приводили к командиру полка - пожелание удачно воевать и всё такое. И конечно занятия проводили, упрощённые варианты воздушного боя и так далее. - Какова была подготовка молодых лётчиков, которые во время войны приходили в полк ? Хорошая подготовка. Я сам выбрал себе ведомого - Сергея Хитрова, пришедшего на пополнение, и отлетал с ним до конца войны. [ Хитров Сергей Степанович, Гвардии капитан. Родился в 1922 году. Сражался в составе 65-го ГвИАП. Имеет на счету 11 лично сбитых самолётов противника. Награждён двумя орденами Красного Знамене, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. ] - Допустим, Вы с ведомым одновременно по одному и тому же немцу стреляли, и сбили... Как Вы делили самолёт ? Бывало и так, что на него записывали. - Сколько вообще у Вашего ведомого сбитых числилось ? Точно не помню, но поменьше моего. Он же всё-таки ведомый, у него другая была задача. - В мемуарах немцы пишут, что иногда делали по 12 - 15 вылетов в день ? Это реально ? Это наверно, уже в конце, где-нибудь около Берлина. Вылеты вблизи своих аэродромов. На нашем фронте это могло быть ещё в первые дни войны... А в середине - маловероятно. На мой взгляд - не более 6. - Сколько Вы сделали максимальное число вылетов в один день ? В день... Ну, 3 - 4 вылета. А всего у меня около 300 вылетов. - А, сколько вылетов, примерно, у Вас самолёт жил до списания ? 160 - 170 лётных часов жил планер самолёта. Это для "Яков" было так. Вроде была норма - 100 часов. Но комиссия могла продлить ещё немного. Потом он списывается. - Дарственные самолёты были у Вас в полку ? Был. Як-1. Получал я его в Тушино, не новый, после ремонта. Чем он отличался ? Подарочный. Надпись уже и не вспомню какая. Ну, подкрашен, подремонтирован... И пожалуй всё... - Скажите, пожалуйста, у Вас бронеспинка какая была ? С заголовником или без ? Бронеспинка ? С заголовником. Металлическая плита была. - Зеркала заднего обзора были в кабине ? Лишь одно зеркало на переплёте на "Яках" было. - Какое на "Яках" стояло вооружение у Вас ? Одна 20-мм пушка и два 12,7-мм пулемёта. - А с более тяжёлым пушечным вооружением Вы встречали "Яки": с пушкой 37-мм, 45-мм ? Я сам летал на них. Нормально, но некоторые лётно - тактические данные ухудшились, например, скорость стала меньше. И потяжелее немного на маневрах. - Где накал боёв был выше ? Самые напряжённые бои были между Орлом и Белгородом. Тогда мне довелось сбить 13 самолётов. По времени это было примерно месяц, не больше. Ну, может полтора месяца, пока шла операция. - Кого тяжелее было сопровождать ? Вообще, сопровождение - тяжёлая работа. Сопровождали Пе-2, Ту-2, потом Ил-2. Конечно, сложнее сопровождать "Илы". Ведь они летали на малых высотах. То есть от 50 метров и выше. - Вас сбивали ? Меня не сбивали. Ни одной царапины нет, ни одного ведомого не утерял. Дырки привозил, но, по-моему, только от зениток. Ранен был один раз в ногу, но это на земле приключилось - случайность... - Вы на вынужденную садились ? Нет. Ни разу. Ни по техническим причинам, ни по каким. - У Вас во время войны лётчики бились в катастрофах ? У нас катастроф не было. - Скажите, какие документы времён войны у Вас есть ? Лётная книжка где-то была. Их у меня 5. И грамота Героя Советского Союза, и благодарность Сталина, командующего фронтом. - По архивным данным за Вами числится 15 побед. Вот мы хотели бы уточнить у Вас ? Как 15 ? Надо будет лётную книжку найти, посмотреть. Должно быть 18 !.. Группа Героев Советского Союза на фоне истребителей Як-3. Лето 1945 года ( слева направо ): Кулиев А. Г. ( 65-й ГвИАП ), Фёдоров И. В. ( 812-й ИАП ), Свитенко Н. И. ( 14-й ГвИАП ), Боровых А. Е. ( 157-й ИАП ), Муравьёв П. И. ( 64-й ГвИАП ), Павлушкин Н. С. ( 402-й ИАП ), Кузнецов С. А. ( 233-й ИАП ), Меркулов В. И. ( 15-й ИАП ), Кубарев В. Н. ( 65-й ГвИАП ). ВОШБ в Люберцах. - Рации на ваших самолётах стояли ? На И-15бис не стояли. Руками махали, крыльями качали... А на "Яках" сначала только приёмник, а потом приёмник и передатчик. - А качество радиосвязи ? Ну, у кого как. От мастерства, от того, как лётчик владеет рацией. Чаще всего проблемы были потому, что настройка плохая была. - Ваш командир полка летал ? И ещё - по Вашему личному мнению, должен ли летать командир полка ? Он летал, но редко. Мы его больше охраняли. В принципе, командир, конечно, должен летать на боевые задания. Но это "в принципе", но у нашего командира просто не хватало времени. Он был сильно загружен другими вопросами, на земле, управлением полка. - Зенитная артиллерия противника была опасна ? Как сказать... Вообще-то привыкли. Первое время было не очень приятно, а потом привыкли. Как говорили на фронте - попадание снаряда в самолёт это вопрос случая... - А вот за потерю штурмовиков или бомбардировщиков какие - нибудь репрессивные меры применялись ? Если действия истребителя неправильные в нарушение приказов и инструкций, то применялись такие меры. Взыскания так давали. Но ни одного лётчика у нас не посадили, и уж тем более не расстреляли... - Скажите, Вам давали отдохнуть ? В дома отдыха отправляли ? Нет, какой там дом отдыха... Перерывы бывали, только когда мы перевооружались, или если у кого уже срыв нервный был. - Кормили Вас как ? Кормили хорошо. Не жаловались, сколько давали - всё съедали. - За сбитые платили деньги ? Вы получали всю сумму или что-то уходило в фонд обороны ? А чёрт его знает. У нас, во всяком случае, за истребитель - я получал 1000 рублей. А бомбардировщик - 1500. За разведчика - я не помню. - Деньги на руки выдавали ? Конечно. На что тратили ? Некоторые эти премиальные пропивали. В столовой к выданным 100 граммам, добавляли ещё свою рюмку... - То есть когда за ужин садились, то давали 100 грамм ? Да. Но это дело хозяйское, когда выпить и сколько. - Вы помните, кто у Вас был парторгом ? Заместителем по политчасти - Прокофьев Георгий Прокофьевич. Он летал, но мало - сбили его. [ Майор, служил в 65-м и 66-м ГвИАП. На боевом счету имел не менее 4 лично сбитых самолётов противника. 16.02.1944 года подбит зенитной артиллерией, разбился при посадке и погиб. ] - Чем занимались политработники в Вашем полку ? Как чем ? Проводили беседы. Иногда выступали с лекциями. Ну а в основном "выслеживали", кто как себя ведёт. - Они среди лётного состава и техников уважением пользовались ? По моему мнению, без них лучше было бы... - Кто был особистом в полку ? И чем занимался "СМЕРШ" ? Фамилию того, кто был в контрразведке, я что-то забыл. И я не уверен, что знаю, чем занимался "СМЕРШ" в полку. У меня такое впечатление, что в основном бумажками. - Он что, Вам не мешал, и "на глаза не попадался" ? Да. У него своя работа. Мы к нему не лезли, он нас не трогал, и все были счастливы. - Какие отношения были с местными жителями в Польше, в Германии ? В целом нормальные. Но мы особо не общались. Мы жили отдельно от немцев... - В Польше местные бандиты не нападали ? Нет. Конкретно у нас такого не было. И на Западной Украине у нас ничего не было. - С союзниками доводилось встречаться в воздухе ? В воздухе нет. А на земле было. Какие впечатления ? Ну, обычные... Все мы - люди... - У Вас в полку лётчики - женщины воевали ? Да. Лейтенант Блинова Клавдия Михайловна. Работала инструктором в школе, пошла в маршевый полк и хорошо воевала на Курской дуге. Её подбили, она выпрыгнула с парашютом и осталась жива, но попала в плен. Из плена бежала, вернулась в полк. И продолжала летать. Но уже не так много. А вторая - Лебедева Антонина Васильевна. Она как лётчик посильнее была, но её сбили сразу. И погибла - сгорела в самолёте. - За ними числились сбитые самолёты противника ? Да. И Блинова сбивала, и Лебедева. Давайте, ребята, отложим встречу, устал я что-то, да и вспоминать тяжело, хотя и приятно, что кому-то это ещё интересно... На этом очередная беседа с Василием Николаевичем Кубаревым закончилась, а следующая не состоялась - 17 Ноября 2006 года после тяжёлой и продолжительной болезни он скончался. Интервью вели: О. Корытов и К. Чиркин.
|
Н а з а д
|
|
© 2000- Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |