Моргунов Сергей Николаевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Моргунов Сергей Николаевич

С.Н.Моргунов

Родился 30 Ноября 1918 года в деревне Чернятинские Выселки, ныне Каширского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в городе Кашира и фабрично - заводское училище. Работал слесарем в городе Ступино Московской области. Окончил аэроклуб. В Красной Армии с 1937 года. Окончил Качинскую военную школу пилотов в 1941 году, работал в ней лётчиком - инструктором.

С Апреля 1943 года Младший лейтенант С. Н. Моргунов в действующей армии. Воевал на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Участвовал в освобождении Донбасса, Южной Украины, Крыма, Орла. Особо отличился в период Белорусской наступательной операции летом 1944 года.

К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка  ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт )  Лейтенант С. Н. Моргунов совершил 234 боевых вылета, провёл 68 воздушных боёв, в которых лично сбил 22 самолёта противника.

15 Июня 1946 года, за мужество проявленное в боях с немецко - фашистскими захватчиками, удостоен звания Героя Советского Союза.

Капитан С. Н. Моргунов погиб 17 Июля 1946 года во время выполнения учебно - тренировочного полёта. Похоронен в городе Кашира, где ему установлен памятник.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями, иностранным орденом. Имя Героя носит улица в Кашире и теплоход Московского пароходства.

*     *     *

Имя этого блестящего воздушного бойца, трагически погибшего вскоре после войны, входит в первую десятку имен лучших советских асов.

Отважный лётчик родился в 1918 году в Подмосковье - в деревне Чернятинские Выселки Каширского района. После окончания 7 классов каширской средней школы он поступает в ФЗУ и становится слесарем. В 1938 году Сергей Моргунов без отрыва от производства учится в аэроклубе. Уже здесь проявляются его замечательные способности, любовь к лётному делу. Через 2 года его направляют в военную авиационную школу, которую он блестяще закончил, проучившись вместо 2-х лет только 8 месяцев. По окончании школы лётчик Моргунов служит в воинских частях на Дальнем Востоке.

Свой первый боевой вылет Сергей Николаевич выполнил на Кубани 7 Апреля 1943 года, в районе станции Крымской, когда советские лётчики вели тяжёлые бои за превосходство в воздухе. Тогда же, в Апреле, он открыл свой боевой счёт, сбив на Як-1 сразу 2 вражеских истребителя Ме-109. За боевые успехи в небе Кубани он был награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени.

Вот что пишет в своей книге "В небе "Соколы" известный лётчик - истребитель, однополчанин Сергея Моргунова, Герой Советского Союза А. Н. Ситковский:

"Сергей Моргунов считался одним из лучших лётчиков в полку. Он навязывал противнику воздушные бои, сбивал их или обращал в бегство. Успешно выполнял поставленные задачи и приводил машину на базу без повреждений.

Сергей поражал врага с близких дистанций. Однажды, выполняя задание по разведке, обнаружил немецкого корректировщика Hs-126. Мгновенно приблизившись, прошил его огнём из пушки и пулемётов. Продолжая полёт, увидел стоявший на земле транспортный самолёт Ju-52. Прицелился и после нескольких очередей зажёг его.

В небе Кубани Сергей Моргунов сбил 13 вражеских самолётов. В бою его надёжно прикрывал Фёдор Савицкий, способствовавший этим успешным действиям командира".

26 Сентября 1943 года о боевых делах лётчика - истребителя С. Моргунова так сообщается в наградном листе:

"В 9:24 на прикрытии наземных войск, встретил группу бомбардировщиков Ю-87, парой внезапно атаковал её, зажёг одного "Юнкерса", который и упал. В 9.30 встретил вторую группу Ю-87 под прикрытием двух Ме-109, которые находились ниже на 500 - 600 метров. Тов. Моргунов атаковал ведомого Ме-109 и с первой очереди сбил его. В 16.30 во время полёта в районе прикрытия наземных войск обнаружил уходивший на свою территорию самолёт противника ФВ-190, догнал и атаковал его. Опытный фашистский ас пытался уйти, но с третьей атаки Моргунов сбил вражеский самолёт".

Через год он провёл уже 200 боевых вылетов, в 60 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника. 1 Июня 1944 года Лейтенант С. Н. Моргунов был назначен комэском, а в конце Августа командир 15-го Оршанского ИАП Подполковник Исаков подписал его представление к званию Героя за 22 лично сбитых самолёта противника.

Моргунов был мастером воздушной разведки, обладая большим мастерством, выдержкой, точным расчётом, бесстрашием и беспредельной отвагой. Ведь разведка ведётся в зоне ружейно - пулемётного и зенитного огня.

На страницах армейской газеты была опубликована статья "Высокое мастерство, отвага и мужество лётчика С. Н. Моргунова". В ней, в частности, говорилось:

"От воздушного разведчика требуется большое умение, настоящая выдержка, дерзость, основанная на трезвом расчёте, бесстрашии и отваге. Такие качества имеются у Лейтенанта С. Моргунова. Не так давно Моргунов получил задачу - разведать место сосредоточения тылов противника. Лётчик вышел на выполнение боевого задания. Вот и цель. Высота 200 - 300 метров. На земле никакой вражеской техники не заметно. "Но ведь недаром же меня послали именно в этот район. Вражеские танки должны быть где - то там, внизу", - мелькнуло в голове Моргунова. Он принимает дерзкое решение - резко идёт на снижение. До земли - не более 25 метров, теперь он отчётливо увидел замаскированные танки врага. Их было много. Лейтенант Моргунов уже возвращался на свой аэродром, когда наткнулся на фашистский Ю-87. Не дав врагу опомниться, советский лётчик с ходу бросился в атаку и с короткой дистанции пулемётной очередью поджёг "Юнкерса". Боевое задание было выполнено. Командование получило ценные сведения".

В годы войны волевой и энергичный офицер прошёл боевой путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. В воздушных сражениях он проявлял большое мастерство, мужество и находчивость. Вместе со своими боевыми товарищами он прикрывал на своём "ястребке" наземные войска, защищал промышленные объекты, сопровождал бомбардировщики и штурмовики, летал в разведку.

На счету Моргунова несколько особенно результативных боёв: утром 26 Октября 1943 года он сбил 3 вражеских самолёта: Ju-87, Ме-109 и FW-190, 12 Февраля 1945 года - 2 FW-190, а 18 Апреля 1945 года на подступах к Берлину уничтожил сразу 4 FW-190 в одном вылете.

Летом 1944 года, в боях за освобождение Белоруссии и Литвы, отличились многие лётчики 15-го ИАП, особенно: Л. Слизень, В. Сувиров, С. Моргунов, М. Барабанов, Парамохин, Денчик и другие. За этот период лётчики полка сделали 1116 боевых вылетов, провели 176 воздушных боёв, сбили 39 самолётов противника. Своих потерь не было.

Особый героизм проявили лётчики при овладении городом Вильнюс, за что полк был награждён орденом Красного Знамени. Многие лётчики, техники, офицеры штаба были награждены правительственными наградами.

В Указе Президиума Верховного Совета Союза ССР от 27 Июля 1944 года сказано:

"15-й истребительный авиационный Оршанский полк за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Вильнюс и проявленные при этом доблесть и мужество, наградить орденом Красного Знамени. За успешные действия полков по освобождению города Вильнюс 278-я Сибирская истребительная авиадивизия 25 Июля 1944 года награждена орденом Суворова II-й степени".

Обратимся вновь к воспоминаниям Героя Советского Союза А. Н. Ситковского:

"Однажды, было это уже в период боёв за Одер, по сигналу тревоги 4 самолёта под командованием Моргунова вылетели на отражение 40 FW-190, летевших бомбить наш аэродром. Бой был жарким и трудным, но четвёрку возглавлял смелый испытанный воин, не знавший поражений. Группа сбила 5 "Фоккеров", 2 из них сбил Моргунов. Все, кто с земли видел этот бой, восхищались смелыми действиями нашей четвёрки, и когда они приземлились, лётчиков встретили бурными аплодисментами".

...Шел Апрель 1945 года. У личного состава истребительного авиационного Оршанского полка имени Ф. Э. Дзержинского было приподнятое настроение. Авиаторы видели, что приближается долгожданный день победы над ненавистным врагом.

К Берлинской операции лётчики готовились тщательно: изучали карты крупного масштаба, ремонтировали технику и вооружение, совершали учебные полёты и бои, вводя в строй молодых пилотов. Хотя война и шла к концу, но каждый знал: враг будет драться ожесточённо и легких побед ожидать нельзя.

На рассвете 16 Апреля личный состав выстроился на лётном поле и заслушал выступление командира полка Н. Исаенко. Затем наступила пора боевой работы. Почётное право вылететь первыми было предоставлено лучшим лётчикам полка, в их числе и Сергею Моргунову. В 10 часов утра пара "охотников", ведомая С. Н. Моргуновым, на подходе к Берлину встретила два FW-190.

- Прикрой, атакую ! - передал ведомому Моргунов и, круто пикируя, помчался на сближение с противником.

Ведомый - Лейтенант К. Молибожко видел, как Моргунов с короткой дистанции открыл огонь. Светящиеся трассы хлестко прошили фюзеляж "Фоккера".

- Добивай ! - дал команду ведомому Моргунов, а сам устремился ко второму самолету врага.

Молибожко, чуть довернув "Як", приблизился к дымящемуся "Фоккеру" и ударил по кабине короткой очередью. Самолёт противника рухнул на землю.

Возвратившись с задания, летчики доложили командиру об открытии боевого счёта к Дню Победы...

Эта пара охотников 16 Апреля 6 раз поднималась в небо. К исходу дня на их счету было 6 сбитых самолётов.

С.Н.Моргунов (в центре) с товарищами.

Слева направо: Н. А. Боровский, С. Н. Моргунов, Ф. П. Савицкий.

Сергей Моргунов отличился и в период боёв над переправами через Одер. 18 Апреля 1945 года там сложилась особенно сложная воздушная обстановка. Летчики 3-го авиакорпуса, делая по 4 - 5 боевых вылетов в день, провели с рассвета до позднего вечера 84 групповых воздушных боя, уничтожив 76 вражеских самолётов. Это был рекордный по числу одержанных побед день - и для корпуса в целом, и для отдельных, особо отличившихся лётчиков. Капитан С. Н. Моргунов и Старший лейтенант И. Г. Кузнецов сбили по 4 самолета каждый.

Вот что пишет об этом А. Н. Ситковский:

"Каждый лётный день был напряжённым и тяжёлым. Особенно трудным был день 18 Апреля. Вражеские самолёты стали проявлять активность, нападая на наши наземные войска.

В этот день над аэродромом стояла густая дымка, видимость - около 1,5 километров. Короче - погода не лётная. Но война не даёт скидку на погоду. Нужно было прикрыть наши войска, идущие в наступление. Выход один - посылать парами наиболее опытных лётчиков.

День 18 Апреля принёс нашим лётчикам много побед. По 4 самолёта сбили Тужилин и Калашников, по 2 - Банников, Кривобок, Боровский и я. А пара Моргунов - Молибожко сбила 5 вражеских самолётов.

В течение дня лётчики полка совершили 159 боевых вылетов, провели 23 воздушных боя, сбили 31 самолёт. Последующие дни были не менее напряженными и результативными.

Война шла к концу, но в воздухе было ещё много вражеских самолётов. Моргунов прямо над нашим аэродромом сбил "Фоккера". В такой ситуации трудно было дежурить, сидя в кабине истребителя и ожидая сигнальной ракеты. Но приказ - есть приказ. Когда взмывала ракета - сигнал к вылету, устремлялись ввысь истребители и выполняли задание.

В Берлине пылали пожары. Дым заволакивал небо, в воздухе трудно было дышать от гари. 30 Апреля лётчики, летавшие на Берлин, видели бои на улицах города и подступах к рейхстагу.

С неистощимой энергией летал и передавал свой опыт молодым любимец полка Сергей Моргунов. Он любил жизнь, а ещё больше любил небо. У него было трудное детство и беспокойная юность. Моргунов родился в 1918 году в селе Чернятинские Выселки в 3-х километрах от города Каширы Московской области. Семья жила бедно, а после гибели отца стало совсем плохо. Мать одна трудилась и растила детей. Сережа ходил в изрядно поношенной одежде, в школу часто приходилось ходить босиком.

В 1932 году окончил в Кашире семилетку, потом школу ФЗУ. Работал на Каширской ГРЭС, в Ступине на заводе. Одновременно учился в аэроклубе. В 1939 году поступил в Качинскую лётную школу. Окончил её незадолго до начала войны и был направлен на Дальний Восток.

С.Н.Моргунов

В воздушных боях с немецкими захватчиками Моргунов не знал поражений. Он совершил 350 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв, сбил лично 40 самолётов врага".

Сергей Моргунов был не только замечательным воздушным бойцом. Обладая незаурядными способностями воздушного разведчика, он неоднократно выполнял особо сложные задания командования по обнаружению войск противника.

К концу войны Капитан С. Н. Моргунов совершил около 350 боевых вылетов. Проведя 96 воздушных боёв, уничтожил четыре десятка вражеских самолётов. В различных источниках число побед указывается от 40 до 43, возможно с учётом уничтоженных на земле.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 41 личную победу лётчика. ]  Среди сбитых им машин почти все основные типы самолётов Люфтваффе. Сам сбит не был. В одном из воздушных боёв был легко ранен.

К концу войны грудь отважного лётчика украшали 4 ордена Красного Знамени, 2 ордена Отечественной войны, многие боевые медали. Польское правительство за проявленный героизм при освобождении Польши наградило его польским орденом "Рыцарский крест". В первую годовщину окончания Великой Отечественной войны в Мае 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Капитану С. Н. Моргунову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Моргунов возглавил авиаэскадрилью. 2 Июня 1946 года газета "Красная Армия", издаваемая Группой Советских оккупационных войск в Германии, писала:

"Командир эскадрильи капитан Моргунов внимательно следит за каждым лётчиком. Большинство из них вместе с ним отстаивали Родину в тяжёлые дни войны, но уже есть молодёжь. Однако, опытный командир ко всем подходит с высокой требовательностью.

Памятник С.Н.Моргунову

- Самолёт никому не прощает ошибок, - говорит он всегда.

И недаром эскадрилья капитана Моргунова летает без происшествий и является одной из лучших в части".

Весть о присвоении звания Героя Советского Союза застала его на старте во время учебно - тренировочных полётов. Во главе группы он готовился к вылету на очередной учебный бой. О высокой награде ему сообщили по радио, когда он уже сидел в кабине самолёта.

- Служу Советскому Союзу ! - с волнением ответил он и взмыл в небо.

19 Июля 1946 года Герой Советского Союза командир эскадрильи Капитан С. Н. Моргунов погиб при аварии во время тренировочного полёта. Боевые друзья привезли тело героя на его родину в город Каширу и похоронили в городском парке. Трудящиеся Каширы с глубокой скорбью проводили в последний путь своего прославленного земляка. 6 Ноября 1955 года на улице Советской был установлен мраморный обелиск.

*     *     *

Список известных побед Капитана С. Н. Моргунова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )



п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
103.05.1943 г.1  Ме-109зап. СемёнцовскийЯк-7, Як-1,

Як-9, Як-3.

204.05.1943 г.1  Ме-109Нижнебаканская
308.05.1943 г.1  Ме-109Нижнебаканская
427.05.1943 г.1  Ju-88сев. - зап. Киевское
51  Ме-109сев. - зап. Киевское
628.05.1943 г.1  Ме-109Киевское
714.09.1943 г.1  Не-111юго - вост. Гуляй - Поле
818.09.1943 г.1  Не-111сев. - зап. Гуляй - Поле
902.10.1943 г.1  Ме-109Ново - Богдановка
1025.10.1943 г.1  FW-189Друга Черна
111  Ме-109Чехоград
1226.10.1943 г.1  Ju-87Ферма № 2
1304.12.1943 г.1  Hs-126вост. Верхняя Михаиловка
1419.12.1943 г.1  Hs-126Маринское
1520.12.1943 г.1  Ме-109юж. Днепровка
1617.01.1944 г.1  Ме-110Грушевка
1701.02.1944 г.1  Ме-109Лепетиха
1810.02.1944 г.1  Ju-87зап. окр. аэр. Лепетиха
1914.02.1944 г.1  Hs-129вост. Украинка
2013.03.1944 г.1  Ju-87зап. аэр. Райзендорф
2106.04.1944 г.1  Ме-109вост. Зелёный Яр
2208.04.1944 г.1  Ме-109зап. Нейман ( Сиваш )
2309.04.1944 г.1  Ju-87зап. Ново - Александровка
2401.07.1944 г.1  FW-190Целельня
2508.07.1944 г.1  FW-190Волосьяни
2631.07.1944 г.1  Ме-109вост. ст. Райсита
2730.01.1945 г.1  FW-190сев. - зап. Вольмерсдорф
2803.02.1945 г.1  Ме-109аэр. Реппин
2904.02.1945 г.2  FW-190вост. аэр. Реппин
3007.02.1945 г.1  Ме-109юж. аэр. Реппин
3116.02.1945 г.1  FW-190юж. аэр. Кёнигсберг
3218.03.1945 г.1  FW-190юго - вост. Альтдамм
3316.04.1945 г.1  FW-190юж. Нидервизе
341  FW-190Мюнхеберг
351  FW-190юж. Штраусберг
3618.04.1945 г.1  FW-190Альт - Фридлянд
371  FW-190юго - зап. Альт - Фридлянд
382  FW-190зап. Мюнхеберг
3919.04.1945 г.1  FW-190юго - зап. Вердер

       Всего сбитых самолётов - 41 + 0;  боевых вылетов - 350;   воздушных боёв - 96.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz