Покрышкин Александр Иванович - советский военный летчик трижды Герой Советского Союза - Красные соколы: советские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Александр Покрышкин - жизнь без легенд

А.И.Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем Советского Союза !   Жуков, Кожедуб и другие взяли эту высоту уже после Победы. Кстати сказать, Покрышкин был удостоен высших наград 19 стран Европы и Америки, Азии и Африки. Он первым в истории Второй Мировой войны лично сбил 50 самолётов противника. Всего же этой цифры достигли лишь 7 наших лётчиков.

В августе 1944 года, выступая в американском конгрессе, президент США Франклин Рузвельт назвал Покрышкина лучшим воздушным асом Второй Мировой войны. И дело не только в его боевой результативности самой по себе. Покрышкин разработал, а самое главное, рискуя не только жизнью, но и своим добрым именем, пробил введение в боевую практику совершенно новой для того времени тактики воздушного боя.

Сам он об этом не любил распространяться. Жизнь не баловала его с детства. В неполных 15 лет он вынужден был оставить учёбу и зарабатывать себе на хлеб - так сложились семейные обстоятельства... Уже потом, работая, доучивался, чтобы получить среднее образование, без которого о лётном училище нечего было и мечтать.

Трудиться начал учеником кровельщика. Потом поступил в ремесленное училище, где получил профессию слесаря - лекальщика. Работал на заводе, стал посещать занятия в осоавиахимовском планерном кружке. На заводе ему дали комсомольскую путёвку в Пермское авиационное училище. Но, уже приехав туда он узнал, что оно преобразовано в техническое. Покрышкин перестал посещать занятия и лишь строгое напоминание, что прибыл он туда по путёвке комсомола, заставило его с отличием закончить учёбу.

Он стал авиационным техником и вместо того, чтобы летать, готовил к полётам самолёты для других. Но тяга к небу не давала ему работать спокойно. Больших трудов стоило Александру добиться разрешения в свободное от службы время заниматься в ближайшем аэроклубе, годичный курс обучения в котором, он с отличием закончил за 17 дней !   После этого, он был направлен в Качинскую военную авиашколу.

О характере Покрышкина, его обостренном чувстве справедливости и заботы о людях, можно судить по такому случаю - однажды, это было в 1937 году, в их авиагородке арестовали одного из лётчиков. Саша с другом  ( Василием Севастьяновым )  шли с аэродрома домой, когда увидели, как жену этого лётчика с тремя детьми выселяли прямо на улицу. Шёл проливной дождь, и дежурившие в этот день на аэродроме авиаторы, не задерживаясь, проходили мимо плачущего семейства.

Саша остановился и решительно сказал:

- Вот что, Василий, я сейчас помогу им перебраться в свою комнату, а потом приду к тебе. Приютишь на какое-то время ?

- О чём разговор !   Приходи. Только, знаешь, отца-то их взяли как врага народа. За поддержку его семьи и сам можешь угодить туда, куда Макар телят не гонял.

- Мне бояться нечего. А в случае чего - я один, не страшно. Только видеть, как детей под дождь выбрасывают, не могу...

Это были не просто слова. Это был его принцип, он не мог пройти мимо чужого горя, даже если заступничество грозило ему личными неприятностями. Таким он оставался до конца своей жизни.

С первых же дней войны, проведя несколько боёв, он на личном опыте ощутил значительное отставание нашей авиации, как в техническом, так и в тактическом плане. И начал поиск новых приёмов, способных компенсировать этот дисбаланс. Тогда-то и появилась у него тетрадь, озаглавленная "Тактика истребителя в бою", в которую лётчик заносил свои заметки, схемы, графики.

Все тактические продумки Покрышкин сразу же опробовал в бою. Но они явно расходились с положениями инструкций и наставлений для ВВС. Поэтому вместо поздравлений за сбитые самолёты он получал нахлобучки от командования "за неуставное ведение боя". Однако он не унимался. Тетрадь пополнялась записями, опыт - новыми тактическими приёмами, но поразительно: чем больше на фюзеляже его машины появлялось звёздочек, символизирующих сбитые самолёты противника, тем сильнее сгущались тучи в отношениях с командирами. В 1942 году одного из лучших воздушных асов отстранили от должности заместителя командира эскадрильи "за нарушение инструкций и наставлений в бою", исключили из партии, а затем арестовали и посадили на гауптвахту, начав готовить материалы для военного требунала.

А.И.Покрышкин

Но Покрышкину повезло. В полк приехал один вышестоящий начальник, наслышанный о его победах в предыдущих боях, устоил проверку и вдруг спросил о нём. "Проштрафившегося" лётчика быстро освободили - и в самолёт. Воздушный почерк Покрышкина начальнику понравился, хотя тот и не рекомендовал им пользоваться, дабы всё - таки не нарушать инструкций. Тем не менее угроза требунала отодвинулась, а затем начались ожесточённые бои на Кубани. Вскоре аса увидел в деле легендарный командарм К. А. Вершинин, который тоже приехал в полк для проверки. На его глазах Покрышкин сбил 4, а всего в тот день - 7 немецких самолётов !   Вершинин лично вручил лётчику орден Красного Знамени и вскоре представил к званию Героя Советского Союза.

11 мая 1943 года командарм пригласил Покрышкина на совещание командиров ВВС Южного фронта. Там опальный лётчик не стал отмалчиваться. Он попросил слова и во всеуслышанье дерзко заявил, что инструкции и наставления давно устарели, требуют замены. Тут же изложил свою тактику и методологию. В зале сидели в основном полковники и генералы. Заявление капитана А. И. Покрышкина произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Но вот слово для подведения итогов взял Вершинин. Все притихли. Он долго говорил о неудачах и недостатках в организации боевых действий, а потом сказал: "На выступлении капитана Покрышкина остановлюсь особо". И заявил, что всем нужно перенять его опыт, а штабу армии подготовить директиву об этом в войска и предложение в Генштаб об изменении действующих наставлений и инструкций.

Пробил звёздный час в жизни Александра Покрышкина. На Кубани доказала свою правоту новая тактика воздушного боя разработанная им. Но любой тактике нужна ещё и практика. И о ней очень хорошо рассказал Герой Советского Союза Николай Трофимов:

"Самое трудное и опасное Покрышкин всегда брал на себя - сбивал командиров групп, наиболее агрессивных пилотов врага. Группу самолётов как у нас, так и у противника, всегда вёл самый опытный лётчик. Вот их-то, ведущих, и брал на себя Покрышкин. А что значит атаковать ведущего бомбардировщиков ?   Это значит, что по тебе бьют все пушки и пулемёты группы - она защищает своего ведущего. Кроме этого, по тебе бьют пушки истребителей сопровождения. Так что в момент атаки на ведущего, в нападавший истребитель, ежесекундно выпускалось до 1500 снарядов и пуль !   Не легче было атаковать и командира группы истребителей, немцы тоже умели воевать".


Уже 24 мая 1943 года Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Через два месяца вручена Золотая Медаль США "За боевые заслуги". 24 августа того же года он стал дважды Героем. Научившись воевать сам, он настойчиво и умело учил этому своих подчинённых. Те, кто постигал и осваивал его новшества, становились настоящими асами. В 16-м Гвардейском авиаполку, где служил А. И. Покрышкин, насчитывалось 30 Героев Советского Союза - его учеников. Он никогда не гнался за увеличением своего личного счёта сбитых самолётов и много раз говорил: "Мне свои ребята дороже сбитого самолёта. Вместе мы их больше насшибаем !". И не раз он бросал уже пойманный в прицел вражеский самолёт и кидался на выручку кого-то из пилотов, едва замечал грозившую им опасность. Никто из ведомых Покрышкина не погиб, сражаясь с врагом в одном строю с прославленным асом. Без воздушных боёв, без полётов, без своих учеников и друзей - однополчан он просто не мог жить. Звание генерала, которое он имел возможность получить ещё в начале 1944 года, ему было присвоено лишь в 1953 году !

Р-39N А.И.Покрышкина

Истребитель Р-39N "Аэрокобра" из состава 16-го Гвардейского ИАП.

В декабре 1943 года, когда число сбитых им самолётов перевалило за 50, командующий 8-й Воздушной армией Тимофей Хрюкин подписал представление на третью "Золотую Звезду" Героя. Текст этого исторического документа приведён ниже:


Фамилия, имя, отчество: Покрышкин Александр Иванович.

Звание: Дважды Герой Советского Союза, Гвардии майор.

Занимаемая должность: и.о. командира 16-го ГвИАП.

Год рождения: 1913.

Национальность: русский.

Партийность: член ВКП(б) с 1942 года.

Участие в войне: с 22 июня 1941 года. За период боёв, по 20 декабря 1943 года включительно, совершил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв и сбил 50 вражеских самолётов.

Имеет ли ранения и контузии: не имеет.

Чем награждался ранее: орденом Ленина - 22 декабря 1942 года; орденом Красного Знамени - 22 апреля 1943 года; получил звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" - 24 мая 1943 года; награждён медалью США "За заслуги" - в июне 1943 года; орденом Красного Знамени - 18 июля 1943 года; получил звание Дважды Героя Советского Союза - 24 августа 1943 года.

Постоянный домашний адрес: гор. Новосибирск, улица Лескова, дом 43-а.

Лишь через 8 с лишним месяцев это звание Александру Покрышкину было присвоено... Почему же так долго пришлось ждать ?   В то время не существовало ни статуса трижды Героя, ни порядка присвоения уникального звания. Сталину предложили от каждого из 10 фронтов отобрать по одному наиболее результативному кавалеру двух "Золотых Звезд" и сделать их трижды Героями, чтобы везде были свои "маяки". Однако Верховный Главнокомандующий сказал: "Тут социалистическая уравниловка не приемлема. Давайте наградим достойного из достойных".

Легендарная машина Александра Покрышкина
Легендарная "Сотка" А. И. Покрышкина.

Вскоре о Покрышкине узнала не только наша страна. Его портреты печатались во всех крупных газетах мира. К нему ехали за опытом. Ему дали под командование дивизию, в которой А. И. Покрышкин подготовил и воспитал 59 Героев Советского Союза, 1108 орденоносцев. Лётчики дивизии сбили до конца войны более 1000 немецких самолётов, а сам легендарный комдив - 59  ( официально ).

В начале мая 1985 года Евгений Подольский  ( редактор книги Покрышкина "Познать себя в бою" ), беседуя с Александром Ивановичем и уточняя некоторые детали в мемуарах, как бы между прочим, спросил:

- Александр Иванович, извините за нескромный вопрос, я слышал от знающих людей, что вы сбили гораздо больше вражеских самолётов, чем официально значится на вашем личном счету. Так ли это ?

- Вот именно что нескромный, - озадаченно развел руками Покрышкин. - Сбил столько, сколько числится по документам... - и добавил своей характерной скороговоркой: - Куда важнее, что мы сбили всей дивизией 1147 самолётов...

P-39N А.И.Покрышкина.

Прошло 5 лет и вдова Маршала Авиации - Мария Кузьминична Покрышкина предоставила возможность ознакомиться с личными дневниками, письмами, записными книжками мужа. В них скрупулёзно, с уставной точностью записаны тип, место и обстоятельства, при которых им был сбит каждый немецкий самолёт. На личный счёт записывались лишь те сбитые, на которые есть официальные подтверждения наземных войск. А в 1941 году, когда отступали зачастую в беспорядке, до подтверждений ли было ?   Однажды поздней осенью часть выходила из окружения и пришлось сжечь, чтобы не досталась врагу, штабную машину с документами. В огне сгорели и лётные книжки, в том числе и Покрышкина, где были записаны... 15 сбитых им самолётов врага !   С тех пор они числятся лишь в записной книжке Маршала Авиации. Но если бы только они... Покрышкин, удивительно скромный человек, терпеть не мог разговоров в свою пользу.

Зато Михаилу Девятаеву, тому самому, что из-под носа немцев в лагере Свинемюнде угнал бомбардировщик "Хейнкель-111" с пленными на борту, после долгих мытарств Покрышкин добился присвоения звания Героя Советского Союза. В самом конце войны вызволил из лагеря военнопленных в американской зоне оккупации любимого ученика Ивана Бабака, сбившего около 40 вражеских самолётов и вторично представленному Покрышкиным к званию Героя Советского Союза за несколько дней до трагического вылета. Всеми силами боролся он за возвращение в полк задержанного особым отделом после побега из плена лётчика Григория Дольникова  ( будущий заместитель главкома ВВС ), которого пытали и били в плену фашисты и... пытались судить наши. "Дольникова оставьте в покое ! - сурово предупредил ревнителей "разобраться" Покрышкин. - "Разве не видите, что его биография написана у него на коже !".

Однако после войны он снова попал в опалу. Когда Покрышкин в звании полковника заканчивал Военную академию имени Фрунзе, ему предложил стать своим заместителем командующий ВВС Московского округа Василий Сталин. И пригласил на беседу. Покрышкин приехал, а сын вождя незадолго до этого убыл в конюшни смотреть новых лошадей. Да так увлёкся, что забыл о приглашённом. Покрышкин прождал час. Он был человеком крутым, с чувством собственного достоинства. И отказался от предложения.

А.И.Покрышкин

Покрышкин за свою принципиальность 9 лет после войны, занимая высокие командные посты, "ходил в полковниках", в течение 18 лет его выдерживали подальше от столицы. Затем долгое время служил во Ржеве, командовал корпусом ПВО. При нём стали генералами его подчинённые - командиры дивизий. И только командир корпуса, легендарный лётчик, национальный герой по-прежнему оставался полковником. Никто из армейских кадровиков не отважился подать наверх представление о присвоении Покрышкину очередного воинского звания. Более того, однажды, в 1952 году, вернувшись из отпуска, Покрышкин увидел приказ: "В интересах службы назначить заместителем командира корпуса". И это в то время, когда его корпус был на первом месте в ПВО страны !..

Принципиальность Покрышкина была нетерпима для многих чиновников. После войны он не был отмечен во многих заслугах. Ну, например, ему так и не присвоили звание "Заслуженный военный лётчик СССР". Не удостоен... Только после смерти Генсека и ареста его сына у Покрышкина вновь "пошла служба". В конечном итоге он дослужился до Маршала авиации.

Но, как это ни странно, тень опалы висит над знаменитым лётчиком и до сих пор. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1944 года, Покрышкину как Трижды Герою должен быть возведён бюст - монумент в Москве. Во время войны было, видимо, не до того. Потом - очередная опала. А после и вовсе забыли об Указе. Покрышкин по своей скромности, понятно, не напоминал. Недавно большая группа ветеранов обратилась к столичному мэру и президенту России с просьбой исправить несправедливость более чем полувековой давности. Дело теперь за ними...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz