Серов Владимир Георгиевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Серов Владимир Георгиевич

Серов Владимир Георгиевич

Родился в 1922 году в станице Курганная, ныне город Курганск Краснодарского края, в семье крестьянина. Окончил 8 классов и аэроклуб в станице Лабинская  ( ныне город Лабинск ). Был разнорабочим. С 1941 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Краснодарскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 16-м запасном авиационном полку.

С апреля 1942 года сержант В. Г. Серов в действующей армии, защищал небо Ленинграда.

К апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка  ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт )  старший лейтенант В. Г. Серов совершил 203 боевых вылета, провёл 53 воздушных боя, сбил лично 20 и в составе группы 6 самолётов противника.

26 июня 1944 года погиб в воздушном бою. Похоронен в Сестрорецком районе Ленинградской области  ( 59-й км Приморского шоссе ). 2 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалью "За оборону Ленинграда". Посёлок Воммельску теперь переименован в Серово  ( Зеленогорский район Ленинградской области ), в городе Курганинске установлены памятник и мемориальная доска. Его имя носят улица и школа. В музее истории Санкт - Петербурга хранятся личные вещи прославленного лётчика.

*     *     *

Молодым пилотом прибыл весной 1942 года на Ленинградский фронт сержант Владимир Серов. Человек редкой смелости он оказался талантливым учеником превосходного лётчика - истребителя комэска Александра Булаева, заставлявшего его ежедневно "болтаться" в учебной зоне, шлифовать, казалось, отточенные до совершенства фигуры. Комэск придирчиво отмечал малейшие неточности. Затем были несколько десятков боевых вылетов ведомым у комэска, а позднее у него же ведущим. В этих боях сержант Серов сбил пикировщик Ju-88 и истребитель Ме-109, был назначен командиром звена. Вскоре после гибели Булаева, в июле 1943 года, когда Пётр Лихолетов стал комэском, Серова назначили его заместителем.

В одном из боёв над станцией Новый Быт Серов и Лихолетов сбили 2 Ме-109, но были взяты в клещи, и противнику удалось подбить самолёт Лихолетова. Оставшись один, Серов сделал невозможное и прикрыл опускавшегося с парашютом товарища. На запросы по радио командира полка он ответил совершенно в своём духе: "Лихолетов жив, а я умираю"...

Вскоре 20-летний лётчик сам стал "дядькой": он "вывозит в зону" молодёжь, проводит с вновь прибывшими учебные бои, учит их тактическим приёмам, вдохновляет своей уверенностью и весёлой удалью. Он часто летает в паре с Валентином Веденеевым - товарищем по лётной школе. Совершенно разные по характеру и внешне, они, казалось, дополняли друг друга - сдержанный, немногословный здоровяк Веденеев и резкий, порывистый балагур Серов, перекрестившие друг друга кличками "квадрат" и "конус".

Высокого роста, очень сильный, хороший гитарист и певец, Серов нередко радовал товарищей исполнением романса или шуточной песни. "Тебе бы в театр идти", - говорили ему. "Мой театр - небо", - отвечал лётчик. Обаятельный и весёлый, не терявший чувства юмора в самых безвыходных ситуациях, он был любимцем 159-го ИАП - полка асов Ленинградского фронта.

К 1944 году, в совершенстве освоив Ла-5, Серов достиг исключительного лётного мастерства, стал бойцом, наделённым почти сверхестественной способностью первым обнаружить противника и мгновенно начать выполнение маневра, ведущего к наиболее эффективному выполнению боевой задачи. Если принять на вооружение риторику, то он стал "подлинным хозяином ленинградского неба", нередко четвёркой, а то и парой вылетая в район усиленного патрулирования вражеских истребителей.

В.Г.Серов в кабине Ла-5

До своего самого последнего боя он ни разу не был сбит или ранен, ни разу не подвела его машина. В этом была немалая заслуга его механика Климова, относившегося к Серову с отеческой заботой. Лётчик отвечал ему искренним расположением, укрепив фотографию "отца" на приборной доске, под прицелом.

Как - то Климов прямо сказал ему: ты мол по - настоящему мстишь врагам, а вот я, не могу как следует рассчитаться с ними. Получив письмо из освобождённой родной своей Тарасовки, дал его прочесть командиру экипажа. Много было в этом письме горечи. Половину деревни гитлеровцы сожгли, многих жителей угнали в рабство. Тех, кто отказывался ехать в Германию, расстреливали. Прочитав письмо, лётчик тяжело вздохнул:

- Одна у нас с тобой, Климыч, беда. Моим землякам на Кубани досталось не слаще, чем твоим на Смоленщине. Враг лютует всюду, на то он и враг.

- Беда одна, - ответил Климов, - это верно, только по - разному мы за неё рассчитываемся. Вернусь домой - сельчане обязательно спросят, какие победы я одержал на войне. Что мне ответить ?

- Сколько самолётов сбили лётчики, воевавшие на машинах, которые ты готовил к бою ? - спросил в свою очередь Серов.

В.Г.Серов

- С вашими 8-ю будет 26.

- Половину можешь смело записать на свой счёт. Это по справедливости. Вот недавно мы вчетвером дрались против восьмерых "Фокке - Вульфов". Дрались на вертикалях, и самолёт мой, набирая высоту, даже дрожал от натуги. Ну, думаю, фыркнет мотор - пропал я. А он не фыркнул. "Фоккера" я не только догнал, но даже перегнал, а очутившись сверху, клюнул его в темечко. И тогда крикнул от радости: "Спасибо, Климыч !".  Это я за мотор тебя поблагодарил.

Разговор этот происходил летом 1943 года. К 8 самолётам, сбитым Владимиром Серовым лично, и 6 в групповых боях, скоро прибавилось много новых побед. Он по заслугам считался одним из лучших лётчиков Ленинградского фронта. Но с механиком по - прежнему был дружен и без всякой иронии называл его боевым товарищем. Возвращаясь с победой, прямо из самолёта кричал ему: "Климыч, ещё одного свалил, считай на двоих !"

Особенно отличился Владимир Серов в период наступления Советских войск под Ленинградом зимой - летом 1944 года. Одной из важнейших задач стоявшей перед нашими лётчиками стало тогда прикрытие наземных войск от ударов воздушного противника. Оно осуществлялось в основном методом патрулирования в районах вероятного нападения вражеской авиации и действиями истребителей - "охотников". Встречаясь в воздухе с врагом наши лётчики смело вступали в бой при любом соотношении сил и добивались победы.

8 февраля 1944 года лейтенант В. Г. Серов, как он выразился сам, "бросил к ногам нашей наступающей пехоты 2 немецких самолёта". Так, в первом вылете, во главе пары "охотников", он встретил 2 истребителя FW-190. Стремительной атакой зашёл в хвост одному из "Фоккеров" и сбил его. В следующем вылете, в тот же день, Владимир Серов со своим звеном отражал налёт 38 пикировщиков Ju-87. Одного "Юнкерса" он сбил, а остальные наши лётчики разогнали, не дав противнику сбросить бомбы на цель.

В формуляре полка отмечен и бой над Нарвой, где шестёрка Серова встретила группу бомбардировщиков, шедших под прикрытием 7 пар истребителей. Мгновенно бросив машину в пике, он "с горки" сбил ведущего "Юнкерса" и, выполнив резкий боевой разворот, сбоку, на сходящихся курсах, сбил истребитель.

Особенно результативными стали его апрельские бои. "Одним из самых выдающихся в новой плеяде лётчиков является ленинградский ас Владимир Серов, - писал о нём в армейской газете 1 мая 1944 года командир полка дважды Герой Советского Союза Пётр Покрышев. - Только за 20 дней Апреля он сбил 15 вражеских самолётов. Является лучшим разведчиком и мастером штурмовых ударов".

Ла-5 В.Г.Серова

Ла-5 В.Г.Серова

Истребитель Ла-5 Старшего лейтенанта В. Г. Серова.  159-й ИАП, 1944 год.

Ла-5 В.Г.Серова

С боевым опытом к этому беззаветно храброму и одарённому лётчику пришла и тактическая зрелость. Так, 2 апреля, встретив восьмёркой до полусотни вражеских самолётов, он дал команду четвёрке Ла-5 атаковать ударную группу истребителей прикрытия, а сам, выждав момент разворота бомбардировщиков, атаковал их с оголившегося фланга. Группа Серова в этом бою без потерь сбила 7 Ju-87 и Ме-109. Сам он уничтожил 2 самолёта.

Если обстановка требовала, Серов становился предельно дерзок. 7 Апреля, встретив в районе Волкова 20 пикировщиков Ju-87, находящихся уже на боевом курсе, он дал команду атаковать их с ходу, плотным строем, в лоб. Группа "Юнкерсов" была расколота, прицельное бомбометание сорвано, в бою были сбиты 3 неприятельские машины. Лидирующего бомбардировщика сбил Серов. Наблюдавший за боем заместитель командующего 13-й Воздушной армией генерал Иванов объявил участникам боя благодарность, а командира группы приказал наградить орденом Александра Невского. Это был редкий случай, когда очередной наградной лист посылали, не дождавшись предыдущей награды: в марте 1944 года Серова представили к званию Героя. Имя его стало широко известно в войсках.

В.Г.Серов

По - видимому, и "охотники" из "Зелёного Сердца" - известной истребительной эскадры JG 54 - соединения Люфтваффе, по численности аналогичного авиационной дивизии, действовавшего в то время под Ленинградом, уделяли советскому асу особое внимание. Четырежды, в мае - июне 1944 года, встречался Серов с группами "охотников". Трижды роль жертвы возвращалась атакующим.

После освобождения Выборга  ( 20 июня 1944 года )  боевые действия на Карельском перешейке продолжались ещё 3 недели. Исключительно напряжённая борьба происходила в воздухе. Особенно тяжёлым днём оказалось для наших лётчиков 26 июня. В этот день, сбив свой 41-й самолёт врага, с боевого задания не вернулся замечательный воздушный боец - Владимир Серов.

В районе Выборга звено Серова - 4 "Лавочкина" - внезапно подверглось хорошо скоординированному удару двух немецких четвёрок: первая взяла на себя роль приманки, вторая - была ударной. Серов сбил "Мессер" из первой четвёрки, но и атака ударных пар немцев была точной - они подбили самолёты Ташлыкова и Сошина. Вскоре был подбит и ведомый Серова - Головачёв. Против обыкновения немцы не бросились преследовать подбитых, а продолжали вести бой с оставшимся в одиночестве Серовым. Вскоре он сбил ещё один Ме-109 и, по - видимому, оставшись без боеприпасов, на сходящихся курсах столкнулся с третьим...

Так, в 21 год погиб Владимир Серов, лучший лётчик Ленинградского фронта. Среди советских асов, одержавших в воздухе более 30 побед, он был младшим по возрасту и единственным, погибшим в воздушном бою. 2 августа 1944 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Дважды Герой Советского Союза Пётр Афанасьевич Покрышев впоследствии писал:

"Есть на Карельском перешейке местечко Серово. Названо оно в честь прославленного лётчика 159-го авиаполка старшего лейтенанта Владимира Серова. Он служил у нас командиром особой группы "охотников". Когда условия полёта или характер задания были до предела трудными, я посылал Владимира Серова. И он всегда оправдывал наши ожидания. Володя был человеком завидной отваги..."

Общее число побед, одержанных В. Г. Серовым, в различных источниках, трактуется по разному. Чаще всего приводится следующие цифры: 29 лично и 12 в составе группы. Однако встречаются и другие цифры: 39 + 8, 37 + 12 и даже 41 + 6.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 39 личных и 6 групповых побед лётчика. ]  Точных данных пока нет, но известно, что лишь за последний месяц боёв на Карельском перешейке  ( в июне 1944 года ), Владимир Серов сбил 8 неприятельских самолётов.

*     *     *

Список всех известных побед старшего лейтенанта В. Г. Серова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )



п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
130.08.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 10 )ст. Жихарево"Киттихаук", Ла-5.
203.09.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Троицкое
312.11.1942 г.1  Ме-109Погостье
414.11.1942 г.1  Ме-109Волховстрой
502.05.1943 г.1  FW-190Пушкин
603.05.1943 г.1  FW-190Стрельна
719.06.1943 г.1  Не-111юго - вост. Волховстрой
81  Не-111  ( в группе - 1 / 5 )Волховстрой
91  FW-190  ( в группе - 1 / 5 )Волховстрой
1021.06.1943 г.1  FW-190юго - вост. Малая Влоя
111  FW-190сев - зап. Волховстрой
1222.06.1943 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 5 )сев. Дусьево
1323.06.1943 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 6 )юж. Аппсала
1413.07.1943 г.1  FW-190юж. Липки
1511.08.1943 г.1  FW-190юго - вост. Арбузово
1608.02.1944 г.1  FW-190Долгая Нива
171  Ju-87сев. Лесково
1820.02.1944 г.1  FW-190сев - вост. окр. Уускюля
1926.02.1944 г.1  FW-190вост. Тарту
2006.03.1944 г.1  Ju-88р-н Тарту
211  FW-190сев. Омутти
2226.03.1944 г.1  FW-190Кунингакюля
2302.04.1944 г.2  Ju-87Красный Берег - Саптыгино
2404.04.1944 г.1  FW-190зап. Парфеево
2505.04.1944 г.1  FW-190юж. ст. Волково
2607.04.1944 г.1  FW-190сев. Волково
271  Ju-87Ореховичи
2814.04.1944 г.1  FW-190зап. Яваново
2915.04.1944 г.1  FW-190сев. Яваново
302  Ju-87юж. Яваново
3120.04.1944 г.1  FW-190юго - зап. Хивакингу
321  Ju-87зап. Сиргала
3321.04.1944 г.1  FW-190юго - зап. Нарва
341  Ме-109зап. Омутти
3507.05.1944 г.1  FW-190зап. Пермескюля
3630.05.1944 г.1  Ме-109юго - вост. оз. Пуннус - Ярви
3709.06.1944 г.1  Ме-109юж. Коллерово
381  FW-190Хартонен
3910.06.1944 г.1  "Фиат"юго - вост. Термолово
4014.06.1944 г.1  "Брюстер"сев. Кивеннапа
411  Не-111Лилкола
4221.06.1944 г.1  Ме-109сев. оз. Тикала
4326.06.1944 г.1  Ме-109Хейнийоки

      Всего сбитых самолётов - 39 + 6;  боевых вылетов - около 300;   воздушных боёв - 104.

*     *     *
Памятник В.Серову.

Памятник Герою Советского Союза Серову Владимиру Георгиевичу.
Находится между выездом из посёлка Серово  ( Курортный район
города Санкт - Петербург )  и дорогой на посёлок Рощино.

Надпись на памятнике В.Серову.




В. Г. Серов глазами военного журналиста

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz