Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Бабушкин Александр Васильевич

Бабушкин А.В.

Родился 20 Декабря 1920 года в деревне Красино - Убережное Иваньковского района Тульской области. После окончания средней школы по путёвке одного из райвоенкоматов Москвы был направлен в Мелитопское военное авиационное штурманское училище, которое окончил в 1940 году. Перед войной служил в разведывательном авиаполку. С первых дней Великой Отечественной - на фронте.

К 1 Марта 1945 года штурман эскадрильи 10-го отдельного разведывательного авиационного полка (1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Капитан А. В. Бабушкин произвёл 163 боевых вылета на воздушную разведку, из них около трети - на аэрофотосъёмку, участвовал в 19 воздушных схватках. Перед наступлением Красной Армии в Белоруссии и Восточной Пруссии его экипаж сфотографировал территорию общей площадью около 25000 кв. км. Войну закончил под Кёнигсбергом. 19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в частях ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1977 года Полковник А. В. Бабушкин - в запасе. Жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды (четырежды), медалями. Умер 25 Сентября 1996 года.

*     *     *

У подвига много слагаемых, и порой бывает трудно определить его начало. Полковник запаса Александр Васильевич Бабушкин всегда считал, что в нашей стране каждого человека с детства к нему готовит советский образ жизни.

Родился Бабушкин в Декабре 1920 года в селе Красино - Убережное, что на границе Московской и Тульской областей. В многодетной семье был старшим. Когда ему исполнилось 16 лет, умер отец, а через год скончалась и мать. Все заботы о 4-х младших братьях и сёстрах легли на плечи юноши.

С детства Саша любил читать и читал столько, сколько позволяли ему условия сельской жизни. Когда подрос, мечтал выучиться на авиационного инженера. Для этого кроме желания были и другие основания: легче всего ему давались в школе математика и физика.

Летом 1939 года, успешно окончив среднюю школу, он подал заявление в Московский авиационный институт и начал сдавать вступительные экзамены. Однако забота о младших братьях и сёстрах не покидала его. В случае поступления в МАИ он ведь и сам нуждался бы в материальной помощи. И Саша Бабушкин решил обратиться в райвоенкомат с просьбой направить его на учёбу в авиационное училище. Просьбу эту удовлетворили.

Мир в то время жил тревожными событиями. Развязанная фашистской Германией Вторая Мировая война приближалась к границам Советского Союза. Страна готовилась к отражению нападения агрессора...

К началу нападения фашистской Германии на Советский Союз Александр Бабушкин закончил военное училище и получил назначение в 314-й разведывательный авиационный полк Белорусского особого военного округа. В числе немногих других частей, полк получил новые самолёты Як-4. Эти многоцелевые машины, построенные в количестве 201 экземпляра (по данным А. Яковлева - до 600 штук), к началу войны имели много производственных и конструктивных дефектов. Вот что пишет Н. А. Степанов, встретивший войну на этой машине:

"Самолёты эти с трудом можно было назвать боевыми. Малая бомбовая нагрузка, ненадёжная работа пулемётов делали его малопригодным для боевых действий. Дефекты, выявленные ещё перед войной, так и не были устранены. В добавление ко всему нам приходилось возить с собой под креслами трубки со штуцерами для заправки воздушных баллонов, так как нестандартные штуцеры на Як-4 не позволяли делать это на чужих аэродромах и соответственно - запускать двигатели. Правда, Як-4 обладал высокой скоростью, позволявшей ему тягаться с "Мессерами", и довольно плохо горел в случае попадания в самолёт вражеских снарядов. Тем не менее, к концу 1941 года почти все эти машины были уничтожены, и наш полк перевооружили на Пе-2".

Фронтовая биография Александра Бабушкина началась с первого дня Великой Отечественной. За годы войны он совершил 163 боевых вылета. Почти все они проводились с целью ближней и дальней разведки, фотографирования обороны противника, мест сосредоточения его войск, железнодорожных станций, речных переправ, морских портов, командных пунктов и узлов связи. Воевал Бабушкин на Западном и 3-м Белорусском фронтах, на многих операционных направлениях. Закончилась его фронтовая биография южнее Кенигсберга, в 10-м отдельном разведывательном авиационном полку 1-й Воздушной армии.

Первый боевой вылет Бабушкин совершил 30 Июня 1941 года. В составе 9 самолётов Як-4 он направлялся вместе с лётчиком Александром Скобелевым на бомбардировку вражеского аэродрома в Бобруйске. В районе цели прямым попаданием зенитного снаряда был выведен из строя правый мотор их самолёта. Бабушкин и Скобелев имели моральное право приостановить выполнение боевого задания и пойти обратным курсом на свой аэродром. Но веление долга продиктовало штурману и лётчику другое решение - сбросить смертоносный груз на объект врага. И задание было успешно выполнено.

Возвращаясь на аэродром, их самолёт отстал от своей группы и был атакован двумя вражескими истребителями. В неравном бою Бабушкину и Скобелеву удалось сбить один "Мессер", второй предпочел убраться восвояси. Это был их первый боевой трофей. Что помогло им тогда выйти победителями из неравного боя ?   Прежде всего отличное знание своей машины тактики врага и бесстрашие в борьбе с ним. Александру Бабушкину не удалось привести израненный самолёт на свой аэродром, но он посадил его на территории, занимаемой советскими войсками.

Самолёт Як-4

Самолёты Як-4 использовались в качестве бомбардировщика - разведчика.

Линия фронта быстро продвигалась на восток. Экипаж подбитого бомбардировщика только на 5-е сутки добрался до своего полка. Появление их в части было большой и приятной неожиданностью для всех, так как экипаж уже считали погибшим.

Серьёзным испытанием для Бабушкина явился и боевой вылет 10 Ноября 1942 года с целью проведения аэрофотосъёмки обороны противника на участке Ржев - Сычевка. В составе экипажа были командир корабля В. П. Гольцев и стрелок - радист Ю. Г. Денченко. Сильный огонь зенитной артиллерии не позволил тогда Александру с первого захода заснять весь участок обороны противника. Вскоре появились два Ме-109. Уйти от них было очень трудно, а вступать в открытый бой с врагом они не имели права, не выполнив поставленной задачи. И здесь на выручку пришло искусство маневрирования самолётом: уход в облака, резкое пикирование, полёт на низкой высоте. Выйдя из боя, лётчик вновь зашёл на цель. Этим не замедлил воспользоваться Бабушкин и заснял весь участок обороны противника. По оценке командования, задание было выполнено исключительно успешно. Расшифрованные снимки позволили раскрыть не только передний край обороны врага, но и всю её глубину.

27 Мая 1943 года Бабушкин вместе с лётчиком Василием Зубковым получили задачу провести аэрофотосъёмки района Спас - Деменска, где противник сосредоточивал войска и боевую технику. Объект прикрывался плотным огнём зенитной артиллерии и истребителями. И всё же после нескольких заходов им удалось прорваться к объекту через завесу зенитного огня и заснять его. Предположения советского командования о сосредоточении вражеских войск в Спас - Деменске подтвердились и визуальным наблюдением лётчика. Но уйти от встречи с вражескими истребителями экипажу не удалось. В воздухе появилось звено "Мессеров", с которыми пришлось вступить в бой. Он был коротким и ожесточённым. Первая же атака экипажа на ведомый вражеский истребитель оказалась на редкость удачной. Прямое попадание - и самолёт рухнул на землю. Воспользовавшись некоторым замешательством врага, наш лётчик сумел уйти за облака и взял курс на свой аэродром.

Особенно много вылетов пришлось совершать Александру в 1944 - 1945 годах, когда советские войска успешно наступали и данные о противнике требовалось непрерывно уточнять. В наградном листе Бабушкина есть итоговые данные о результатах его работы с лета 1944 года по Март 1945 года. Только за это время им заснято около 24000 кв. км территории, разведано и сфотографировано 182 действующих аэродрома, 1085 железнодорожных эшелонов, 36 речных и морских транспортов, тысячи автомашин, 686 танков, большое количество огневых точек и артиллерийских батарей противника. В годы войны авиаразведчик не избежал и воздушных боёв. В 19 из них он принимал самое активное участие, в составе экипажа сбил 3 вражеских самолёта. Вот лишь один из таких полётов.

Как - то в Январе 1945 года экипаж Бабушкина получил задачу разведать вражеские укрепления в Пиллау и Кёнигсберге, строительство которых началось ещё задолго до начала войны. Немецкое командование, учитывая важность удержания Восточной Пруссии, приняло необходимые меры по усилению войск, оборонявшихся на Кёнигсбергском направлении. Поэтому каждый боевой вылет за линию фронта представлялся для нас здесь особенно трудным и опасным. Так было и на этот раз.

Когда Бабушкин вышел на объект и приступил к его фотографированию, зенитная артиллерия врага открыла яростный огонь. Кольцо разрывов быстро сужалось. Пришлось уйти и скрыться в облаках. Вернуться в часть, не выполнив задания командования, Александр не имел права, этого никогда не было в его фронтовой биографии. Выждав некоторое время вне зоны зенитного огня, Бабушкин вышел к порту Пиллау с другой стороны и продолжил аэрофотосъемку. Но в это время неожиданно появились два "Фоккера". Один из них стал заходить с хвоста, однако тут же был сражён меткой пулемётной очередью. Второй немецкий пилот пришёл в замешательство. Воспользовавшись этим, Бабушкин уклонился от дальнейшего воздушного боя, благополучно вернулся на свой аэродром, доставив важные данные о системе оборонительных сооружений противника.

19 Апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР штурману эскадрильи 10-го отдельного разведывательного авиационного полка Капитану Александру Васильевичу Бабушкину за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и отвагу было присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и Золотую Звезду Героя вручал ему командующий 1-й Воздушной армией Генерал - Полковник Т. Т. Хрюкин. Вместе с Бабушкиным награды получили и его боевые друзья - однополчане Иван Васильевич Глушков, Василий Александрович Демидов и Иван Илларионович Каминский, с каждым из которых он не раз вылетал на выполнение боевых заданий. Родина отметила Александра Васильевича и многими другими наградами.

Бабушкин А.В.

Когда закончилась Великая Отечественная война, перед Бабушкиным встал вопрос: как быть дальше ?  Теоретическая база военного училища сковывала дальнейший рост офицера - авиатора. Нужны были более глубокие и масштабные знания по военному искусству. И он обратился к командованию с просьбой направить его на учёбу в Военно - Воздушную академию. В Сентябре 1945 года он стал слушателем академии.

Учёба в прославленной академии дала очень многое Бабушкину. Он проявил недюжинные способности, и командование аттестовало его для работы в Главном штабе ВВС. Там он проработал 20 лет и в 1977 году в чине Полковника был уволен в отставку. Состояние здоровья не позволило Бабушкину продолжать службу в кадрах. Но связь с ВВС он не порывал, активно участвовал в общественной работе. Часто Александра Васильевича можно было видеть в школе, среди допризывников, трудящихся столицы. Ему было что рассказать слушателям о прошедшей войне...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz