Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Чепелкин Пётр Афанасьевич

Чепелкин П.А.

Родился 21 Сентября 1919 года в деревне Малуновка, ныне Хотинского района, Могилёвской области. В 1935 году окончил семилетку, работал бетонщиком. С 3 Ноября 1939 года по 14 Декабря 1940 года был курсантом Ейского военно - морского авиационного училища имени Сталина.

После окончания учёбы Младший лейтенант П. А. Чепелкин был направлен в 1-ю авиаэскадрилью 71-го истребительного авиационного полка. С 24 Марта 1941 года служил младшим лётчиком, с 19 Июня 1941 года - лётчиком.

7 Сентября 1941 года не вернулся на свой аэродром с боевого задания, а приземлился на аэродром Низино и присоединился ко 2-й авиаэскадрильи 5-го истребительного авиационного полка. Приказ о зачислении его в 5-й ИАП был подписан только 29 Марта 1942 года, хотя всё это время лётчик успешно воевал в составе этого полка.

10 Ноября 1941 года П. А. Чепелкину присвоено звание Лейтенант, 8 Апреля 1942 года - Старший лейтенант, 11 Августа 1942 года - Капитан.

21 Сентября 1941 года 3 МиГ-3, 2 ЛаГГ-3 и 1 Як-1 из состава 5-го ИАП вылетали на патрулирование над Кронштадтом. В 15:30 вступили в бой с 70 самолётами противника различных типов. В этом бою лётчики С. Г. Бондаренко и В. И. Терехин сбили Ju-87, А. Ф. Мясников и П. А. Чепелкин - Ме-110.

3 Декабря 1941 года 3 Як-1  (А.Ф.Мясников, П.А.Чепелкин и С.И.Львов)  вылетели на прикрытие транспортов. В 15:15 у острова Гогланд вели бой с парой Fokker D.XXI. Мясников и Чепелкин сбили один "Фоккер". Второго сбил лично Львов. В ходе боя на самолёте Чепелкина была перебита система, управляющая выпуском шасси. Лётчик дотянул повреждённый самолёт до аэродрома.

1 Января 1942 года 3 ЛаГГ-3 и 1 Як-1 из 5-го ИАП на высоте 2000 метров несли охрану перевалочных пунктов. Ведущий группы решил, чтобы надёжнее обеспечить охрану и взаимный просмотр, разойтись парами на одной высоте и в пределах видимости. Одна пара находилась над Кобоной, вторая - разворачивалась над островом Зеленец. Таким образом, пара от пары находилась в 9 - 10 км друг от друга. При развороте Мунина и его ведомого П. А. Чепелкина над островом Зеленец в 12:20 неожиданно появившийся одиночный Ме-109 с превышением пошёл в атаку на ведущего. Вторая пара  (ведущий И.А.Каберов), заметив эту атаку, попыталась отрезать противника, но из-за большой дистанции между парами самолётов поддержки оказать не могла. Чепелкин сделал левый отворот со скольжением. Мунин, заметив атаку, также отвернул влево, но при отвороте сорвался в штопор. Противник, убедившись в безуспешности атаки, горкой вправо пытался занять позицию для повторной атаки. В 12:30 Чепелкин резким доворотом вправо занял выгодную позицию и в момент потери скорости с дистанции 150 метров одной длинной очередью сбил самолёт противника.

5 Февраля 1942 года в 16:20 Г. Д. Костылев и П. А. Чепелкин из 3-го Гвардейского ИАП, вылетели на разведку в интересах 54-й армии в район Мга - Тосно, но задачу не выполнили. В районе Малукса, на высоте 4000 метров они внезапно сзади - снизу были атакованы парой Ме-109. В результате атаки у самолёта Чепелкина загорелся мотор. Пикированием пламя сорвано. Самолёты противника преследовали его до аэродрома Шум, где были отогнаны зенитной артиллерией. Чепелкин по причине повреждения мотора произвёл вынужденную посадку. Лётчик легко ранен. Костылев на высоте 3000 метров выпрыгнул из горящего самолёта на парашюте в районе Малуксинского болота над линией фронта. Ему удалось приземлиться сзади своих окопов.

19 Июля 1942 года награждён орденом Красного Знамени.

14 Августа 1942 года 9 "Харрикейнов" из 3-го Гвардейского ИАП сопровождали Ил-2 на бомбово - штурмовой удар по дозорным катерам противника в Финском заливе. На обратном пути в 10:15 на высоте 2200 метров в районе острова Сейскар 4 "Харрикейна" были атакованы 7 "Брюстерами В-239" из состава LLv-24 финских ВВС на траверзе Шепелевского маяка. "Илы", увидев самолёты противника, стали удирать, чем оторвали 4 истребителя из группы непосредственного прикрытия, которые, движимые чувством ответственности за сохранением штурмовиков, ушли вслед за ними. Оставшаяся четвёрка приняла бой.

В этом бою Гвардии капитан П. А. Чепелкин допустил горячность, увлекшись погоней за ведущим самолётом противника и, пропущенный ведомой парой вперёд, был зажат ими в клещи и подбит. Он пытался дотянуть машину до берега, но произвёл вынужденную посадку в заливе в 4 км к северу от маяка Шепелев. При посадке на воду почему-то выпустил посадочные щитки. Машина коснулась воды и сразу же ушла на глубину. Лётчик не успел покинуть кабину самолёта и погиб.

За время войны сбил 2 самолёта противника лично и 6 в группе.

Имя Петра Афанасьевича Чепелкина увековечено на мемориале Борки.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана П. А. Чепелкина:
(Из книги Цапова И.И., Конева В.Н., Мясникова Ю.А. - "Гвардейцы Балтики крылатой".)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Своя
часть
121.09.1941 г.1  Ме-110  (в паре - 1 / 2)Кронштадт5-й ИАП ВМФ.
203.12.1941 г.1  Fokker D.XXI  (в паре - 1 / 2)о. Гогланд
301.01.1942 г.1  Ме-109о. Зеленец
401.02.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Выстав3-й ГвИАП ВМФ.

      Всего сбитых самолётов - 2 + 6.

Использована информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой..."


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz