Черненко Василий Иванович - советский военный летчик ВОВ Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Черненко Василий Иванович

Черненко Василий Иванович

Василий Черненко родился 1 января 1921 года в селе Александровка, ныне Азовского района Ростовской области, в семье крестьянина. Образование получил среднее. Работал монтёром на Ростовском центральном телеграфе. Окончил аэроклуб. С 1939 года в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков и был направлен в 1-й учебный запасной авиационный полк ВВС Краснознамённого Балтийского Флота.

С ноября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 5-го ИАП  (3-го Гвардейского ИАП)  КБФ сражался на Балтике, защищал Ленинград.

5 сентября 1942 года "Харрикейны" из 3-го Гвардейского ИАП   (61-я ИАБР, КБФ)  провели 3 воздушных боя в районе Мга - Синявино, прикрывая с воздуха войска 54 армии.

Всего в этих боях  (20 советских истребителей против 44 вражеских)  балтийцы уничтожили 11 самолётов, а 2 повредили. Свои потери составили 2 самолёта и 2 лётчика. Для Василия Черненко этот день оказался не совсем удачным.

В 14 часов 54 минуты шестёрка "Харрикейнов" на высоте 2500 - 3000 метров вели бой с 16 Ме-109. В ходе боя по одному Bf-109 сбили капитаны Ефимов, Сухов и Львов. Ещё 4 повреждённых в бою "Мессера" вышли из боя со снижением в направлении станции Мга.

Однако, и 2 повреждённых "Харрикейна"  (Буряка и Черненко)  в сопровождении одного из товарищей, перетянув через линию фронта, произвели посадку на аэродром Выстав. Когда в неравном бою командиру группы грозила гибель, Черненко бросился ему на помощь. Выручив командира, он сам очутился под огнём. Так его машина и была подбита.

Отличился Черненко и как ведущий: только в марте 1944 года его звено сбило 21 самолёт противника, не потеряв при этом ни одного своего.

В один из мартовских дней шестёрка Ла-5 из состава 3-го Гвардейского ИАП провела исключительно удачный бой в районе Нарвы. Её вёл командир звена Гвардии старший лейтенант В. Черненко. На подходе к городу они встретили 30 пикировщиков Ju-87 под прикрытием 12 FW-190, которые заходили со стороны залива. Черненко дал команду паре Ла-5 связать боем истребители прикрытия, а сам четвёркой атаковал бомбардировщиков. В результате было сбито 2 бомбардировщика и 3 истребителя.

Ла-5Ф из 3-го ГвИАП КБФ.

30 мая 1944 года успешный бой с большой группой бомбардировщиков и истребителей врага провела шестёрка Ла-5, ведомая Гвардии старшим лейтенантом В. И. Черненко. Они патрулировали над своими войсками в районе Нарвы. Узнав от станции наведения о появлении самолётов противника, Черненко всей группой пошёл им навстречу. На высоте 3000 метров произошла встреча с группой до 20 Ju-87 под прикрытием 12 Mе-109 и FW-190. Подав команду ведущему последней пары "связать истребителей противника", Черненко четвёркой пошёл на бомбардировщиков. Пара FW-190 пыталась зайти в хвост самолёту Черненко, выходящему из атаки. Тогда на помощь пошёл ведущий второй пары со своим ведомым. Атака была предотвращена, а ведущий "Фоккер" был сбит. В ходе последующего боя наши лётчики сбили ещё 4 FW-190 и 2 бомбардировщика противника, не допустив его к охраняемому объекту. Сами потерь не имели.

1 июня 1944 года 6 торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза капитана 3-го ранга С. А. Осипова, прикрываемые четвёркой Ла-5, вышли из бухты Лавенсари на свободную охоту. Вскоре наблюдатели заметили большую группу вражеских кораблей. В результате стремительной атаки было потоплено несколько судов. Противник вызвал на помощь авиацию. Но группа воздушного прикрытия, возглавляемая Гвардии старшими лейтенантом В. И. Черненко, несмотря на численное превосходство врага, сумело сковать истребителей противника. В результате, торпедные катера блестяще выполнили свою задачу, а лётчики - истребители пополнили свой боевой счёт ещё несколькими сбитыми вражескими самолётами.

В.Черненко (справа) и В.Терёхин.

Василий Черненко  (справа)  и Виктор Терёхин после боя.

К июлю 1944 года командир звена 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота)  Гвардии старший лейтенант В. И. Черненко совершил 235 боевых вылетов. В 37 воздушных боях лично сбил 12 и в составе группы 8 самолётов противника.

Представляя Василия Черненко к высшей награде Родины, командир полка указал не только на 20 сбитых им самолётов. Прикрывая ведущих, Черненко дал им возможность сбить 16 немецких машин !

В.И.Черненко.

Скромнейший по натуре человек, Василий Черненко был ещё и непревзойдённым разведчиком.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года Гвардии старший лейтенант Черненко Василий Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К маю 1945 года командир эскадрильи 3-го Гвардейского ИАП КБФ Гвардии капитан В. И. Черненко выполнил 321 боевой вылет. В воздушных боях сбил лично 14 и в составе группы 10 самолётов противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 11 личных и 14 групповых побед лётчика. ]

После окончания войны В. И. Черненко продолжал службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1963 году - Военную академию Генерального штаба. Был заместителем начальника штаба войск ПВО по боевому управлению. С 1983 года генерал - майор авиации В. И. Черненко - в запасе. Последние годы жил и работал в Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды  (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана В. И. Черненко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
123.03.1943 г.1  Ju-87район Колпино"Харрикейн", ЛаГГ-3,

Як-1, Ла-5.

202.05.1943 г.1  "Брюстер"северо - западнее острова Лавансаари
315.07.1943 г.1  И-153  (в паре - 1 / 2)восточнее острова Соммерс
428.07.1943 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Копорский Залив
527.02.1944 г.1  Ju-87Аувере
607.03.1944 г.1  Ме-110  (в группе - 1 / 4)Агусалу
708.03.1944 г.1  Ju-87  (в паре - 1 / 2)Нарва
809.03.1944 г.1  Ju-87Вайвара
916.05.1944 г.1  FW-190западнее Курголово
1026.05.1944 г.1  Ju-87севернее Курголово
111  FW-190севернее Курголово
1215.06.1944 г.1  FW-190остров Большой Тютерс
1321.06.1944 г.1  FW-190юго - восточнее острова Хали
1419.11.1944 г.1  FW-190  (в паре - 1 / 2)Иде
1523.11.1944 г.1  "Арадо-96"  (в паре - 1 / 2)юго - западнее Церель
1608.05.1945 г.1  Do-24  (в паре - 1 / 2)юго - западнее Виндава

      Всего сбитых самолётов - 11 + 14  [ 9 + 7 ];  боевых вылетов - 321.

*     *     *
В.И.Черненко.

С конца ноября 1941 года я воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. Начал войну с Ладожского озера и закончил островом Борнхольм в Балтийском море. Когда Ленинград был в блокаде, мы охраняли Дорогу Жизни, которая шла по Ладожскому озеру. Её оборона являлась основным звеном в нашей боевых действиях.

Однажды, когда мы вылетели на перехват группы бомбардировщиков Ju-88, мой ведущий был атакован истребителем противника. Я этот истребитель отбил и начал преследование. Но в это время сзади на меня зашёл Ме-109 и открыл огонь. В результате у меня были пробиты элероны, руль высоты и руль поворота. Самолёт стал неуправляемым. Ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево повернуть было нельзя. Я находился над Ладожским озером, что делать ?

В кабине появился запах гари из мотора. Я готовился прыгать с парашютом, но прыгать в октябре месяце, в воду ?   Это бесполезно !   Стал управлять самолётом с помощью ручки газа. Добавил газу - самолёт пошёл вверх, убавил - вниз. Один элерон справа работал и таким образом можно было повернуть вправо, а продолжая делать разворот, и влево. Дошёл до аэродрома. Первая посадка не получилась, сел со второго раза. Все удивлялись, что удалось долететь и сесть. Через неделю самолёт отремонтировали...

Запомнилась лобовая атака "Фокке - Вульфа". Мы дежурили с лётчиком Островским, моим ведомым. Со стороны Финляндии к нам часто прилетал немецкий охотник, видно, опытный. Всегда, когда наши штурмовики возвращались с выполнения задания, немец подстерегал отстающих и сбивал.

И вот, когда мне дали команду прикрыть Ил-2 идущие с задания, я вылетел с Островским встретить своих. Смотрю - позади штурмовиков летит самолёт. Видимо, наш Ил-2 отстал, и догоняет своих. Думаю, надо ему помочь. Подхожу, смотрю, самолёт несколько похож на Ил-2, тоже горбатый, но со свастикой !

Мы его догнали, а немец сбросил газ, и я оказался в невыгодном положении, потому что проскочил его. Решил сделать левый разворот, а "Фокке - Вульф" делал как раз правый. "Василий Иванович, не надо !", - закричал Островский, когда понял что я иду в лобовую атаку. Но решение было принято, мы пошли друг на друга и открыли огонь. Разошлись метрах в пяти - семи. Немец пошёл со снижением и приземлился на воду. Я тоже был подбит. При заходе на посадку правая нога не вышла. Потом оказалось, что пробит воздушный цилиндр. Пришлось делать посадку на одной ноге...

К июлю 1944 года я совершил 235 боевых вылетов, в 37 боях сбил 12 самолётов противника лично и 8 - в группе. Звание Героя Советского Союза было присвоено 19 августа 1944 года.

9 мая 1945 года мы выстроили свои самолёты, зарядили их боеприпасами, и как следует отсалютовали !..

(Использована информация с сайта - "Победа - 60 лет назад.")


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz