Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Егоров Николай Сергеевич

Н.С.Егоров.

Родился 28 Января 1921 года в Москве в семье служащего. Образование среднее, окончил аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов.

С Мая 1943 года Младший лейтенант Н. С. Егоров в действующей армии. В составе 183-го ИАП  (150-го Гвардейского ИАП)  сражался на Воронежском и 2-м Украинском фронтах.

К Маю 1945 года командир эскадрильи 150-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (13-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)  Гвардии Старший лейтенант Н. С. Егоров совершил 109 боевых вылетов, в 22 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 1 самолёт противника.

19 Февраля 1944 года тяжело ранен в воздушном бою и потерял ногу.

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. С 1966 года Подполковник Н. С. Егоров - в запасе. Работал преподавателем в Московском авиационно - технологическом институте. Умер 2 Декабря 1995 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

- Николай Сергеевич !

Егоров остановился, оглянулся. Высокий розовощёкий Капитан с улыбкой смотрел на него. Что - то знакомое было во всём облике офицера, но вспомнить, кто он, Егоров не мог.

- Николай Сергеевич, здравствуйте !  Очень рад вас видеть. Ведь я, можно сказать, благодаря вам в армию пошёл после института. Вспомните ваши рассказы о полётах, фронтовых товарищах...

И Егоров вспомнил. Да, именно этот человек, тогда студент, несколько лет назад при первой встрече с преподавателем спросил: "Вы что, физкультуру будете у нас вести ?" - "Нет, радиолокационное оборудование самолётов и... правила хорошего тона", - ответил Егоров.

...Студенты. Сколько их было !   И вот один из них уже Капитан. Идёт время... Попрощавшись и пожелав успехов в службе бывшему своему воспитаннику, Егоров ускорил шаги: не опоздать бы. Ведь сегодня знаменательный день - начало занятий.

Первый день занятий в институте. Долгожданное событие, когда ты уже по - настоящему почувствовал себя студентом высшего учебного заведения. Бывшие 10-классники, гордые и счастливые, но и настороженные: как - то всё сложится впереди ? - с любопытством смотрят на каждого нового преподавателя...

В аудиторию вошёл сухощавый, подтянутый, выше среднего роста мужчина с добрым лицом. Представился:

- Доцент, кандидат технических наук Николай Сергеевич Егоров.

Студенты зашептались:

- Вроде прихрамывает.

- Может, на фронте был ?

- Спортсмен. Я его зимой на лыжне видел. Может, бегал, ногу повредил.

Преподаватель подошёл к столу, и первокурсники замолчали. Началась лекция.

Каждый из студентов был прав: и на фронте Егоров был, и прихрамывает с тех пор, и по воскресным дням любит ходить на лыжах.

В школе Николай увлекался лёгкой атлетикой, боксом, гимнастикой. Занимался в кружке планеристов. 14-летним летал на планере. В 1940 году после аэроклуба поступил в военную школу лётчиков - истребителей, которую окончил в 1942 году. С Мая следующего года он уже был в боевом полку.

К каждому вылету Егоров тщательно готовился, используя и свободное время. Старался как можно лучше изучить действия на этапах полёта, чтобы ничего не упустить, не перепутать. Внимательно слушал рассказы более опытных лётчиков, тренировался в кабине самолёта, отрабатывал глазомер, запоминал наиболее выгодные дистанции открытия огня, выполнения маневра. Тщательно изучал свой самолёт, его приборное оборудование и вооружение, чтобы можно было полностью использовать боевые возможности техники. Вместе с тем с не меньшей тщательностью старался узнать боевые характеристики вражеских самолётов, их сильные и слабые стороны, наиболее уязвимые места.

Росло мастерство, расширялся тактический кругозор молодого лётчика. Вскоре его назначили командиром звена, а затем и эскадрильи. Первое, чему учил подчинённых, это понять основу боевой деятельности, главную задачу:

- Уничтожить вражеский истребитель, а самому уцелеть - об этом нужно всегда думать в бою. Но главное - выполнить задание, которое тебе дано. Скажем, разведка. Собрал данные - должен их доставить командованию. Не имеешь права на лишний риск. Или: летят бомбардировщики, тебе поставлена задача их уничтожить, не дать сбросить бомбы на наши войска. Здесь не увлекайся боем с истребителями прикрытия, твоя задача - бомбардировщики.

Личным примером подтверждал Егоров правоту своих слов. В бою действовал дерзко, смело, решительно, но никогда не поддавался азарту, не забывал о выполнении задания.

Запомнилось Егорову 21 Августа 1944 года. Под Яссами шли ожесточённые танковые бои. Видимость плохая, хотя облачность небольшая. Жёлтая пыль, клубясь над полем боя, поднималась высоко в небо. Две четвёрки истребителей во главе с Егоровым прикрывали наземные войска.

- Внимание, подходит большая группа с запада, - передали с пункта наведения.

Действительно, скоро лётчики увидели целую армаду вражеских самолётов: три девятки пикировщиков Ju-87, а над ними прикрытие - 12 истребителей FW-190.

Первой четвёрке Егоров приказал атаковать "Юнкерсы", во главе второй устремился навстречу истребителям. 4 против 12 !  Ведущий правильно оценил обстановку и принял дерзкое, но верное решение. После первой атаки, когда боевой порядок врага был расстроен, он скомандовал второй паре: атаковать бомбардировщики, а сам с ведомым врезался в группу "Фокке - Вульфов". Теперь уже не 4, а лишь 2 против 12!  Но он рассчитал правильно. Ведь главная задача советских лётчиков - не дать возможности противнику нанести бомбовый удар по нашим войскам. Значит, основные силы - против "Юнкерсов". Его же пара должна задержать вражеские истребители. У немцев главное - прикрыть бомбардировщики, поэтому им нужно в первую очередь освободить путь, уничтожить те самолёты, что им угрожают.

Пара Егорова нарушила планы врага. И немцы все усилия направили на то, чтобы в первую очередь расправиться с нею. Это было ошибкой. Их оказалось слишком много для боя. Егоров же с ведомым сразу устремился в атаку.

Резкий маневр - и цель в перекрестии прицела. Истребители несутся на встречных курсах. Мгновение - и враг не выдержал, нос самолёта приподнялся. Залп !  И "Фоккер" окутался дымом, сквозь который проблесками замелькало пламя. Опять разворот. Трассы мелькнули рядом. Враги мешали друг другу, опасаясь поразить свои самолёты. А Егоров пользовался растерянностью, замешательством противника, смело атакуя, в то же время умело уходил от ударов.

Вот справа показалась пара вражеских истребителей. Николай резко взял ручку на себя, с набором высоты стал разворачивать самолёт. Немцы, видимо, решили вместе нанести удар. Ведомый сейчас рядом с ведущим. Машины сближались на большой скорости. Ближе, ещё ближе. Длинная очередь, но трасса прошла выше советского самолёта. Отворот - и вторая не задела. А теперь, когда оба проскочили вперед, нужно воспользоваться этим. Резко развернуть истребитель и в момент, когда вражеская пара его не видит, поймать её на развороте. А возвращаться она будет: при таком численном преимуществе немцы действуют нахально.

Пора !  Нет, очень далеко, не рассчитал. Увеличил скорость, стал заходить в хвост ведомому, но тот резкими маневрами самолётом не давал прицелиться. А увлекаться нельзя - вон сколько врагов вокруг, на прямой сразу собьют. Наконец улучил момент, поймал противника в перекрестие прицела. Короткая очередь - и второй "Фоккер", задымив, пошёл к земле.

Горючего осталось в обрез, на исходе боеприпасы, а выходить из боя пока нельзя - собьют. Егоров пошёл в лобовую на следующую машину, и враг не выдержал - отвернул в сторону, чуть не столкнувшись при этом со своим напарником. Замешательством воспользовались Егоров и его ведомый, который тоже сбил один истребитель. Потом, оба ушли в сторону солнца, потом со снижением к своему аэродрому. Уничтожены 3 вражеских истребителя. Остальные советские самолёты не только рассеяли группу "Юнкерсов" и не дали отбомбиться по нашим танкам, но и сбили 5 машин.

После боя Егоров начал его разбор с анализа своих действий.

- На встречных испугался на секунду, чуть раньше дал ручку, а немец тёртый, видно, да и не трус. То бы отвернул, а увидел, что я дрогнул, и пошёл дальше. Потом, конечно, понял, что я не сверну... Второй уж полностью мой. Как ни крутил, ни вертелся, а не ушёл !  Мне ещё помогло то, что перед взлётом сумел от всего лишнего, земного отключиться. Сами знаете, бывает, уже взлетел, а всё ещё на земле: кто что сказал, что надо сделать... Вот вы, товарищи, те, что недавно у нас. Люди здесь для нас новые, порядков наших, района полётов как следует не знаете. Иной раз и подумаете: "Стоит ли спросить лишний раз, признаться, что растерялся, струсил, не сумел, не рассчитал ?"  Нет, ребята, обо всём надо прямо говорить. Обязательно. Потому что не только вас это касается, а всех. Один скажет что - то полезное, другой добавит - быстрее научимся наверняка бить противника.

Своё мастерство Егоров старался передать подчинённым. Обучая, внушал, что основа знаний - в отношении к учёбе.

- Как бы интересно ни было слушать, и вроде всё понятно, а пока не поставишь себя на место действующего, не вживёшься, полностью не убедишься, что нужно уметь делать, знать, истребителем не станешь. В бою подсказки не жди, - не раз повторял он.

Егоров никогда не считал, что все подчинённые должны быть похожи друг на друга, не обезличивал их. Наоборот, старался, чтобы при подготовке к воздушному бою любой мог и стремился внести что - то свое, индивидуальное, отвечающее его стилю, образу мыслей. Поощрял поиск, инициативу. Потом вместе разбирали, отбрасывали лишнее или в данном случае неприемлемое. Он приучал мыслить, искать, творить, всегда надеяться на себя, не теряться в любой обстановке. Воспитание, а не подавление личности в каждом молодом воздушном бойце приносило свои плоды. Недаром лётчики эскадрильи быстро входили в строй, становились мастерами своего дела. Безукоризненная исполнительность, дисциплинированность сочетались у них с умением быстро и правильно оценить обстановку, принять неожиданное, дерзкое решение и выйти победителем из сложного положения.

Основным правилом, которого придерживался Егоров при обучении особенно молодых, недавно пришедших в летный коллектив офицеров, было наглядно показать самому, как надо действовать. В одном из его наградных листов, в частности, указывалось: "В быту является скромным товарищем. При выполнении задания в воздухе, горя жгучей ненавистью к врагу, становится грозной силой для противника, показывает высокую степень упорства и мужества воздушного бойца и командира - руководителя, обеспечивающего победу. Своим личным примером, хладнокровием и выдержкой воспитывает подчинённых..."

В Ноябре 1944 года на аэродроме Кечкемет, в Венгрии, шестёрка "Яков" вырулила на старт. Но вылет задерживался: на полосе находился штурмовик Ил-2, который накануне совершил здесь вынужденную посадку. Пока его убирали и переносили старт, шло время. Наконец группа во главе с Егоровым поднялась в воздух. Взяли курс на район прикрытия наших наземных войск. Егоров установил связь со станцией наведения.

- Прибавить скорость !   Быстрей ! - требовали с земли. Обстановка в районе барражирования действительно обострилась до предела. Три девятки Ju-87 под прикрытием 8 FW-190 приближались к расположению наших войск.

"Юнкерсы" уже перестраивались для нанесения бомбового удара с пикирования, когда наша группа приблизилась к району. По команде ведущего шестёрка со снижением на большой скорости устремилась к вражеским самолётам. Боевой порядок тех нарушился. Бомбы посыпались неприцельно. Основная задача - не дать противнику точно поразить цели - была выполнена.

Вражеские бомбардировщики остались позади. Разворот на 180 градусов. Прямо перед собой, чуть выше, Егоров увидел "Юнкерс". Длинная очередь, и тот кренится на правое крыло. Задымил. Опустил нос и устремился к земле. Взрыв !   Это не первая сбитая им машина, но победа в бою, вид дымного шлейфа за горящим вражеским самолётом - ощущение непередаваемое !

Атака наших истребителей была настолько неожиданной, что "Фоккеры" из группы прикрытия, летевшие выше бомбардировщиков, только теперь вступили в бой. Вот пара их впереди. Егоров увидел их вовремя. Крутой разворот. "Як" подрагивает... может сорваться в штопор. Чуть отпустил ручку и опять на себя - глубокий вираж. "Фокке - Вульфы" появились в отражателе прицела. Разворот ещё круче. Вот уже центр перекрестия впереди носа вражеской машины. Но тут ведомый "Фоккер" резко уходит вниз. "Раз струсил - не страшен. Бой скоротечен. Не успеет он поддержать своего ведущего", - решает Егоров. Ведущий пары в прицеле... Ручку на себя, увеличивая вращение. Дистанция метров 40 - 50. Очередь... "Фокке - Вульф" переворачивается кверху колесами и уходит вниз. Из пике ему уже не выйти...

И тут сильный толчок. Через рваное отверстие в полу видна земля. Правая плоскость пробита насквозь. Дыра такая, что человек пролезет. Самолёт летит со снижением. А ведь пока гонялись за врагами, ушли за линию фронта. Попытки развернуть истребитель в сторону своей территории ни к чему не приводят.

Опять "Фокке - Вульф" !   Несётся навстречу. Удар по крылу. Самолёт уже не снижается - надает со скольжением. Впереди болото. На солнце блестят вода и глянцевитый ил. Двигатель выключен. Касание... и кабина мгновенно наполняется жидкой грязью. Заливает грудь, лицо... С трудом выбрался из самолёта, и снова вражеский истребитель заходит... решил добить. Егоров отбежал в сторону и провалился в трясину. Мешает парашют, а грязь засасывает всё глубже. Но вот ухватился одной рукой за куст и медленно - медленно, из последних сил выбрался на зыбкую луговину. Отдышался, отстегнул парашют и сначала пополз, а потом уже медленно побрёл к видневшемуся сквозь камыш вдали лесу.

Наконец твёрдая земля под ногами. Не прошёл и нескольких шагов, как справа раздалось резкое: "Хальт !"   Повернул голову: двое немцев. Один снимает с плеча автомат. Снова Егоров бросился в камыш, бежал, теряя последние силы. Слышал выстрелы, пули одна за другой шлёпали о воду. Упал, и опять вонючая грязь проклятого болота лезла в лицо, сковывала движения, затягивала в глубину. Немцы, видимо, побоялись пойти за ним. Прекратились и выстрелы.

Через несколько дней добрался Егоров до своего аэродрома и вскоре на новом истребителе снова поднялся в небо.

Як-3 одного из Гвардейских ИАП.

19 Февраля 1945 года эскадрилья Егорова прикрывала наземные войска, которые вели бои под Будапештом. В тот момент, когда группа, ведомая Егоровым, начинала разворот, внезапно справа и спереди, со стороны солнца, появилась шестёрка "Фокке - Вульфов". Николай не растерялся. Он понимал, что секунды решают всё, и направил машину навстречу ведущему. Тот отвернул, но ведомые устремились на советский истребитель, захватывая его в клещи. Резко ручку от себя - и трассы прошли сверху. Теперь рывок вверх - и "Фоккер" в сетке прицела. Очередь !   Вражеский самолёт вспыхнул и устремился к земле.

Разворот. Вдруг удар потряс истребитель. Лопнула, разлетелась приборная доска, правую ногу пронзила боль. В кабине появилось пламя. В этот момент взорвался бензобак, и всё погрузилось в темноту - лётчик потерял сознание.

Пришёл в себя в воздухе. Удалось вырвать парашютное кольцо, и у самой земли он раскрылся. Удар о землю был настолько сильный, что Николай снова потерял сознание.

Медленно возвращалась жизнь. Пытался пошевелиться, но ничего не получалось - правая рука за спиной, не повинуется. Впереди, метрах в 50, идут двое. Ближе, ближе... Теперь уже ясно видно, что это немцы. Один поднимает автомат. Мелькнули вспышки. Ударило в шею, грудь, плечо. И снова небытие.

Очнулся от сильного удара. Перед ним опять вражеские солдаты, но это уже другие. На подошедший фургон положили несколько трупов, на них бросили Егорова. Сверху ещё труп. Повозка двинулась.

Солдаты похоронной команды, видимо, заметили, что советский лётчик жив. Во всяком случае, пришёл он в себя уже в концлагере. Может быть, хотели немцы узнать какие - то данные, а может, тренировался хирург, но Егорову оказали медицинскую помощь. Обработали раны от автоматной очереди: на шее, лопатке, плечевом суставе. Правую ногу ампутировали. Огромная, горячая волна боли захлестывала, не давая дышать, думать. Как выжил - неизвестно.

...Наши войска, внезапным ударом разгромив части противника, освободили оставшихся в живых пленных. А для Николая начались новые испытания. Госпитали, переезды, новые операции, перевязки и постоянная, каждодневная, ежесекундная боль...

Долго пришлось лечиться. Наконец выписался из госпиталя. Вместо правой ноги протез, рука безжизненно висит, не оставляют головные боли. Когда приехал в Москву, даже близкие не сразу узнавали его.

Что делать дальше ?   Инвалид в 24 года. Неужели вот так и доживать, в стороне от дел, товарищей, авиации ?.. Решил твёрдо: нет, не сдамся !   Буду жить, работать. Для начала нужно снова быть в строю.

Написал письмо Главнокомандующему ВВС с просьбой оставить его в рядах военных авиаторов. Просьбу его удовлетворили: приняли в Военно - Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. И начался бой. С самим собой, за себя, за своё место в жизни. Постоянные тренировки помогли - правая рука становилась всё более работоспособной. Привыкал к протезу. Не позволял себе расслабляться, волей преодолевал боль. Со стороны стало почти не заметно, что вместо ноги у него протез.

В Мае 1946 года, уже будучи слушателем академии, прочитал в газете, что за сбитые лично 15 и в группе 1 самолёт противника, успешное выполнение боевых заданий и проявленные при этом смелость и геройство, отличную организацию групповых воздушных боёв и умелое руководство боевой работой эскадрильи, в результате чего руководимым им личным составом сбито 62 вражеских самолёта, Гвардии cтаршему лейтенанту Егорову Николаю Сергеевичу указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза.

...Накануне памятного боя под Будапештом Старший лейтенант Егоров познакомился с Софьей, военным врачом батальона аэродромного обслуживания. Вечером танцевали, рассказывали о себе... А утром он улетел на задание и не вернулся. После войны они нашли друг друга. И больше уже не расставались. В самые тяжёлые дни и ночи, наполненные болью и отчаянием, жена всегда была рядом с ним, всегда готовая взять на себя хотя бы частицу его страданий, готовая на всё, только бы стало ему легче...

Н.С.Егоров.

Помогали настоящие друзья, не оставляли в беде. Много хороших людей было рядом, поэтому всё выдержал и всё перенёс Николай Сергеевич Егоров. Помогла учёба, работа в качестве преподавателя на новом месте, это уже после того как ушёл в отставку.

Вера в свои силы, твёрдость характера, преданность делу, которому служит, педагогический талант и любовь к людям, глубокие знания и умение передать их студентам - все эти качества снискали Егорову уважение и признание.

Для окружающих Егоров - образец точности. Забыть, опоздать, не выполнить обещанное - не в его характере. Некоторые удивляются: как за короткий срок он сумел изучить не только свой предмет, но и многие другие дисциплины ?   Как успевает следить за новинками в живописи, поэзии, литературе ?   С большим интересом молодёжь слушает лекции Николая Сергеевича. И в этом - его жизнь...

*     *     *

Список всех известных побед Старшего лейтенанта Н. С. Егорова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
104.08.1943 г.1  Не-111  (в группе - 1 / 7)ТомаровкаЯк-9, Як-3.
230.01.1944 г.1  Ju-87Липянка
320.08.1944 г.1  FW-190сев - зап. Хорлешти
42  FW-190Сокола - Яссы
501.09.1944 г.1  Ju-52Турда
613.11.1944 г.1  Ju-87сев. Надьката
705.12.1944 г.1  FW-190Банта
809.12.1944 г.1  FW-190Барачка
911.12.1944 г.1  Ме-109Барачка
101  Ме-109сев - зап. Эрчи
1103.01.1945 г.1  FW-190юго - зап. Хорег
1216.01.1945 г.1  Ju-52сев - вост. Тата
1323.01.1945 г.1  Ме-109юж. Пишовце

      Всего сбитых самолётов - 13 + 1;  боевых вылетов - 109;   воздушных боёв - 22.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz