Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Городничев Николай Павлович

Н.П.Городничев.

Родился 28 Августа 1915 года в Омске в семье служащего. Образование неполное среднее. Работал электросварщиком. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года в действующей армии. По Июль 1941 года служил в 33-м ИАП; по Август 1942 года - в 129-м ИАП  (5-м Гвардейском ИАП). Сражался на Западном, Калининском, Сталинградском фронтах.

К Декабрю 1941 года заместитель командира эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (Калининский фронт)  Гвардии майор Н. П. Городничев совершил 180 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил 11 самолётов противника.

5 Мая 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 298 успешных боевых вылетов, сбил 14 самолётов и 1 заставил приземлиться на нашей территории.

С осени 1942 года учился в Военно - Воздушной академии. 1 Марта 1943 года погиб во время учебного полёта.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени, Красной Звезды; медалями. В парке и у школы городка Оренбургского высшего военного авиационного Краснознамённого училища установлены бюсты Героя. Его имя носила пионерская дружина этой школы.

*     *     *

Он родился в 1915 году в городе Омске, в семье учителя. Окончил школу - семилетку, стал слесарем в Омском железнодорожном депо. Затем переехал в Астрахань, где работал масленщиком на теплоходе "Волгарь", электросварщиком на судоремонтном заводе. Учился в автомобильном техникуме. В 1934 году по спецнабору был призван в армию и зачислен в Сталинградскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1937 году. Жил в Оренбурге  (улица Советская, дом 13, квартира 15).

Николай Городничев служил в прославленном 5-м Гвардейском истребительном авиационном полку  (до Декабря 1941 года - 129-й ИАП), которым командовал дважды Герой Советского Союза Василий Александрович Зайцев. К концу войны лётчики этого полка довели число сбитых вражеских самолётов до 500.

Талантливый командир воспитал не один десяток выдающихся советских лётчиков. Среди них Герои Советского Союза Василий Ефремов, Александр Кондратюк, Иван Лавейкин, Виталий Попков  (впоследствии ставший дважды Героем Советского Союза), Николай Городничев. В полку Зайцева не было ни одного лётчика, который не сбил бы несколько немецких самолётов.

Под стать командиру был и Николай Городничев, которого хорошо знали в войсках Западного и Калининского фронтов.

Полковник Василий Васильевич Ефремов говорил о нём как о подлинном мастере воздушного боя. В 59 боях он сбил 14 вражеских самолётов, а в в Сентябре 1941 года принудил произвести посадку на своей территории разведчик Ju-88. Вот как описал этот эпизод в своей книге ветеран 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии полковник Н. Г. Ильин.

"Вероятно, штурман эскадрильи Гвардии капитан Николай Городничев и не подозревал в тот хмурый осенний день, какие события его ожидают. Успешно закончил штурмовку немецкой автоколонны с боеприпасами, привёл своих ведомых к полковому аэродрому. Казалось, все беспокойства боевого вылета остались позади и теперь можно немного расслабиться. Он даже начал насвистывать. Три истребителя уже приземлились, четвёртый - заканчивал пробег. Командир со своим ведомым по традиции обычно садились последними. Убедившись, что посадочная полоса освободилась, Городничев убрал газ, производя четвёртый разворот, приготовился к планированию. В последний момент он привычно скользнул глазами по горизонту, осмотрел небо. И вдруг на высоте около 1000 метров увидел Ju-88. "Разведчик", - мелькнуло в голове.

Капитан подал сектор газа вперёд, переводя самолёт в набор высоты, убрал шасси. Оглянувшись, убедился, что его ведомый Младший лейтенант Андрей Кононенко мгновенно перешёл от расслабленности в боевую готовность. Его машина точно повторила маневр командира - боевым разворотом ушла от аэродрома в сторону вражеского самолёта.

- Порядок, Андрей, - произнёс Городничев, как будто ведомый мог его услышать.

Пилот "Юнкерса" заметил наших истребителей. Он перевёл тяжёлую машину в отвесное пикирование, пытаясь оторваться от истребителей. Скоро Капитан и Младший лейтенант вышли на нужную дистанцию. Короткие меткие очереди ведущего и его ведомого ранили лётчика, стрелка, подожгли правый мотор. Но вражеский самолёт продолжал полёт.

Городничев повторил атаку и снова нажал на гашетку. Но почему молчат его пулемёты ?   Он не ощущал знакомого содрогания самолёта. Неужели израсходован весь боекомплект ?   Должен стрелять Кононенко. Почему он не выходит вперёд ?   Не атакует ?   Тревожные мысли не давали покоя. Времени на обдумывание не оставалось. "Юнкерс-88" шёл, оставляя за собой две дымовые полосы, чуть не задевая за деревья.

Junkers Ju-88A-5

Городничев гнался за фашистским бомбардировщиком, с трудом сдерживая злость. "Перетянет линию фронта и уйдёт. Надо принимать решение. Пожалуй, единственно правильное - отрубить фашисту хвост".

Мотор "МиГа" запел на высоких нотах. Машина рванулась вперёд. И сверкающий, словно лезвие, диск с бешеной скоростью вращающегося винта стал неумолимо приближаться к правой части хвостовых рулей вражеского самолёта.

Но что это такое ?   Немец словно испарился, исчез под крылом самолёта. Истребитель взмыл вверх, и Городничев увидел, как "Юнкерс" приземлился с убранными шасси около деревни Белоусово. Со всех сторон к самолёту бежали наши солдаты, размахивали руками, видимо, что-то кричали на ходу.

Истребители повернули к своему аэродрому. А вскоре авиаторы уже толпились у дома, куда временно поместили пленных. Каждому хотелось увидеть неожиданный трофей однополчан, ведь как-никак это была первая встреча с лётчиками врага на земле.

Командир корабля, долговязый, белобрысый немец лет 30, с трудом владел собой. Он почему-то беспрерывно пил воду. Стакан с водой прыгал в трясущихся руках, зубы стучали о стекло. Штурману на вид года 22, лицо белое, холёное, взгляд водянистых глаз тусклый. На окружающих посматривал исподлобья. Раненый стрелок - радист держал перед собой забинтованную руку. Экипаж доставлял разведданные для командования 2-го Воздушного флота, действовавшего на Московском направлении.

Пришёл взглянуть на немцев и Городничев. Услышав шаги, фашистский лётчик поднял голову. Глаза его забегали, взгляд задержался на ордене Ленина.

С любопытством рассматривал фашиста и Городничев. Парадный мундир, на груди чёрный Железный крест с белой свастикой. Видать, непростая птица. На картах штурмана и командира экипажа маршрут их разведывательного полёта проходил через наши города Кинешму, Иваново, Ярославль и Калинин.

С трудом подыскивая полузабытые со школьных лет слова, Городничев спросил в упор:

- Зачем вы фотографировали наши города ?

- Мы фотографируем железнодорожные узлы всех ваших городов, включая Москву, - ответил фашистский лётчик, - потому что скоро возьмём их.

- Это "скоро" никогда не наступит !

- Вы разговариваете с нами так, - нагло возразил штурман, - будто бы не армия фюрера стоит у ворот Москвы, а Советская Армия у ворот Берлина.

- Обождите !   Советская Армия еще будет стоять у ворот Берлина. И возьмёт его. Почему сдались ? - обратился Городничев к командиру экипажа.

Немец вскинул подбородок - сам шеф разведывательной эскадрильи так не разговаривал с ним. Но тут же сник, видимо, вспомнил своё положение.

- У вас награда за храбрость ?

Сносный немецкий язык и оскорбительная ирония последнего замечания русского лётчика вывели фашиста из себя. Он вскочил. Выпалил:

- У меня было ответственное разведывательное задание !   Я не обязан был принимать бой !

- А когда же вы должны были его принять ?

- Когда это целесообразно.

- Когда же целесообразно ?

- При численном превосходстве.

Да, что верно, то верно, немцы воюют неплохо, когда на их стороне численное превосходство. Городничев усмехнулся.

- У нас в армии принято воевать не числом, а умением. Да где вам понять ! - И жестоко закончил: - Вы трус, господин Майор.

Кровь бросилась в лицо немца. Он отвернулся к окну.

Городничев махнул рукой и вышел из дома. Вечерняя прохлада немного освежила его, успокоила. Стоял и думал. Да, это его 10-я победа. Уже 10 фашистских самолётов не вернулись на базы. Не раз он сам попадал в тяжёлые переплеты, ох, какие тяжелые... Вспомнились бои, проведенные им. И чем больше он размышлял, тем больше утверждался в мысли: нет, он не сложил бы оружия так быстро и поспешно, как этот немец. Дрался бы до последнего патрона. Так, как сражался в первый день войны его друг, комсомолец Степан Гудимов, который, отражая налёт фашистских бомбардировщиков, сбил одного "Хейнкеля", а второго таранил на горящем истребителе.

В ходе контрудара наших войск в районах Духовщины и Ельни главным силам врага, нацеленным на Москву, были нанесены тяжёлые потери. 8 Сентября 1941 года войска Западного фронта перешли в решительное наступление и освободили город Ельню. Враг был отброшен на 20 километров..."

Н.П.Городничев.

В начале 1942 года полк участвовал в боях на Ржевском направлении. И там его лётчики отличались меткостью удара и высоким лётным мастерством. Каждый вылет приносил победу. 12 Января 1942 года Гвардии майор Н. П. Городничев и Гвардии старший лейтенант Н. П. Дмитриев севернее Ржева сбили бомбардировщик Ju-88.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 Мая 1942 года Гвардии майор Городничев Николай Павлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В Августе 1942 году Н. П. Городничев был направлен на учёбу в Военно - Воздушную академии в городе Оренбурге, которая была туда перебазирована во время войны.

1 Марта 1943 года отважный воздушный боец погиб во время учебного полёта. Похоронен в Соль - Илецке, в парке ему установлен памятник.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора Н. П. Городничева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
120.08.1941 г.1  Ме-110КопыровщинаИ-16, МиГ-3, ЛаГГ-3.
220.08.1941 г.1  Ме-109Симухино
327.08.1941 г.1  Ме-109Хмелево
410.09.1941 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Белоусово
527.09.1941 г.1  Ju-88Белоусово
614.12.1941 г.1  Ju-87вост. Труново
712.01.1942 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)сев. Ржев
801.03.1942 г.1  Ju-52Артеминки - Буцкино - Дубровка

      Всего сбитых самолётов - 14  [ 6 + 2 ];  боевых вылетов - более 200;  воздушных боёв - около 40.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz