Родился 8 Октября 1909 года в деревне Чижово (ныне в черте города
Фрязино) Московской области, в семье рабочего. Окончив 5 классов, работал
кузнецом в колхозе. С 1931 года в Красной Армии. В 1934 году окончил военную авиационную
школу пилотов.
Участник походов войск Красной Армии в Западную Украину и Западную
Белоруссию 1939 года, Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
В первый же день Великой Отечественной войны - 22 Июня 1941 года
командир звена 46-го истребительного авиационного полка (14-я авиационная
дивизия, Юго - Западный фронт) Старший лейтенант И. И. Иванов в воздушном
бою таранил вражеский бомбардировщик, но и сам погиб.
2 Августа 1941 года за мужество и воинскую доблесть посмертно
удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.
Бюст Героя установлен во Фрязино. Его имя носят улица в городе
Щёлково Московской области, улица и средняя школа № 3 в городе Дубно Ровенской
области, где он служил, Фрязинская школа № 1. Стела установлена в городе Дубно;
обелиск - у села Загороща Ровенского района Ровенской области на месте падения
самолёта; мемориальная доска - в Щёлково.
* * *
У автострады Москва - Львов, неподалёку от города Дубно, взметнулся
к небу величественный памятник, на лицевой стороне которого укреплён портрет лётчика
с тремя "кубиками" в петлицах. Под ним подпись: "Герой Советского Союза Старший
лейтенант Иванов Иван Иванович. Погиб в бою за Советскую Родину 22 Июня 1941 года".
Едут люди по трассе, притормаживают у обелиска. Положат к его
подножию букетик полевых цветов, постоят молча, отдавая дань уважения мужеству
соотечественника.
Кто же этот человек с очень распространённой в России фамилией ?
Что за подвиг он совершил ?
...Жители его родной деревни ещё досматривали вторые сны, а поднятый
по тревоге командир звена истребительного авиационного полка Старший лейтенант
Иван Иванович Иванов уже выруливал на старт для патрулирования в воздухе. Взлетели
звеном: он и ведомые - Лейтенанты Юрьев и Кондрашин. Ни командир звена, ни его
ведомые ещё не знали, что самолёты фашистской Германии, нарушив границу СССР,
вторглись в пределы его воздушного пространства. Страна ещё не знала о войне:
до выступления по радио наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова, который
объявил о внезапном нападении Германии на Советский Союз, оставалось ещё 8 часов.
Но уже рвались на советской территории вражеские бомбе и снаряды, горели города
и села, гибли люди...
В Июне в авиаполку работала комиссия вышестоящего штаба.
Проверялось всё: организация службы, порядок, содержание техники, боевая выучка
лётчиков. Подведение итогов было назначено на понедельник, 23 Июня, а в субботу
проверялась последняя группа лётчиков, в которую попало и звено Старшего
лейтенанта Иванова.
Иван Иванович проверки не боялся: летал он смело, грамотно,
хорошо знал наставление по производству полётов и точно его выполнял. Вот что
говорилось в аттестации, подписанной командиром полка Майором И. Подгорным:
"Воздушный бой ведёт хорошо, материальную
часть самолёта и мотора знает хорошо, эксплуатирует грамотно. Аварий и поломок
не имеет. Звеном руководит умело. Дисциплина в звене хорошая, звено сколочено.
Принимал участие в борьбе с белофиннами. Имеет 6 боевых вылетов. Инициативен,
решителен, требователен к себе и подчинённым. Тактически грамотен. Должности
командира звена соответствует. Достоин по личным способностям выдвижения на
должность помощника командира эскадрильи и присвоения воинского звания Капитана".
В день проверки Старший лейтенант Иванов был, как говорят, в
ударе: он мастерски взлетел, отлично отработал в зоне, а в воздушной мишени -
буксируемом самолётом полотняном "конусе" - наделал столько пробоин, что их с
лихвой хватило бы для всего звена. Комиссия не поскупилась на оценку его лётной
подготовки. Домой он пришёл возбуждённый, радостный.
- Завтра пойдём в клуб, комиссия будет смотреть нашу самодеятельность,
- сказал он жене Вере Владимировне, которая на время лагерных сборов приехала
к мужу. Жили они недалеко от аэродрома, снимали комнату в крестьянском доме.
У Иванова был хороший лирический тенор, и ни один концерт
художественной самодеятельности без него не обходился. В смотре он занимал
высокие места, завоевывал призы и грамоты.
- Тебе, Иван Иванович, надо было бы в артисты податься - говорили
ему друзья. - Смотришь, и Лемешева бы обошёл. Голосом бог тебя не обидел.
- Ну куда мне до Лемешева, - отшучивался Иванов. - Я прирождённый
лётчик, истребитель. Нет, ребята, авиацию я ни на что не променяю. А пою я так,
для души.
А пел он действительно хорошо. Арии из опер, романсы, русские
народные песни, но больше всего любил лирические и патриотические. Бывало, как
запоёт "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" - песню, ставшую маршем авиаторов,
- не хочешь, а подхватишь. Пение было его второй натурой, привычкой, и даже в
одной из ранних аттестаций командир отметил эту увлеченность.
- Ты уж постарайся, Иван Иванович, отработай на сцене, как
отработал сегодня по "конусу", - дружески напутствовал его после разбора
полётов командир полка. - Не подкачай.
- Постараюсь, товарищ Майор, - ответил Иванов.
Но в воскресенье концерт не состоялся. Около 4-х часов утра в
окно дома, где жили Ивановы, постучал посыльный.
- Боевая тревога, товарищ Старший лейтенант ! - взволнованно
сообщил солдат.
Не зажигая огня, Иванов быстро оделся, схватил планшет и шлемофон,
поцеловал привыкшую к неожиданным вызовам жену, склонился над кроваткой сына,
осторожно погладил его по головке. "Спи, родной, я скоро вернусь", - прошептал
он над безмятежно спавшим ребенком, а жене сказал: "Не волнуйся, дорогая, это
очередная учебная. Комиссия, очевидно, решила проверить нашу боевую готовность".
Чтобы не поднимать шума в доме, Иванов выпрыгнул в окно на увлажнённую
обильной росой землю и полевой тропинкой побежал к аэродрому. В предутренней мгле
он различал фигуры бежавших к аэродрому лётчиков, техников, механиков. Разбуженные
непонятной людской суетой, начали третью за ночь перекличку горластые деревенские
петухи, лениво лаяли собаки, где - то устало промычала разбуженная на дойку корова.
Идиллическая картина пробуждающейся мирной деревни никак не вязалась с этими быстро
шедшими и бежавшими к аэродрому людьми, утренний сон которых был прерван тревогой.
Тревоги в полку бывали и раньше. В условиях лагерной жизни проверялись
мобильность личного состава, время сбора, умение быстро приготовить технику к полётам.
Бывало, что командир полка или вышестоящий начальник давал команду на взлёт какого -
нибудь звена или всей эскадрильи, проверяя организацию полётов и умение лётчиков в
минимальные сроки выполнить поставленную задачу.
За время лагерных сборов авиаторы привыкали к напряжённому ритму
жизни, втягивались в него. Не могли только привыкнуть к тревогам. Потому что не
было в них закономерности, они могли поднять авиаторов из - за обеденного стола,
вызвать с киносеанса в местном клубе, прервать сон. И частым тревогам не удивлялись:
граница - рядом, за кордоном с каждым днём становилось всё более неспокойно,
обстановка накалялась с каждым днём.
...Поднятые по тревоге лётчики звеньями патрулировали в воздухе,
прикрывая аэродром, город, другие важные народнохозяйственные объекты. Так было
всегда. Это была одна из задач, которую отрабатывали во время лагерных сборов
лётчики полка.
Звено Иванова находилось в воздухе, когда со стороны границы
послышался надсадный гул немецких самолётов. Они шли бомбить наши города,
промышленные объекты. И вот уже грохнули первые вражеские бомбы, горели и
рушились дома, погибали люди, немецкие танки вспарывали гусеницами первые
метры советской земли.
Иванов вскоре увидел вражеские самолёты. На небольшой высоте они
подкрадывались к городу. Один, два, три...
- Пять "Юнкерсов" вижу справа ! - доложил он на командный пункт.
- Атаковать, повернуть обратно ! - последовал приказ.
Командир звена знал эти самолёты. Машины, похожие на них, он
встечал ещё в период Советско - Финляндской войны. Правда, и сам он тогда летал
на бомбардировщиках.
Подав команду своим ведомым, Иванов бросился на врага. Огненные
трассы советских лётчиков сбили с курса вражеские машины. Беспорядочно сбрасывая
бомбы, они отвернули в сторону.
Привычным взглядом осмотрев приборную доску, Иванов увидел, что
горючее кончается. Об этом напомнили ему и с командного пункта.
Сделав разворот, звено пошло на посадку. Иванов видел, как
приземляются его боевые товарищи, видел, что к взлёту готовятся другие тройки.
Он сам уже сделал разворот, чтобы пойти на посадку, но в это время на фоне
светлеющего неба увидел 3 "Хейнкеля-111", которые приближались к аэродрому.
Доложив об обстановке, он бросил свой юркий И-16 наперерез врагу. Схватил головную
вражескую машину в прицел, открыл огонь. Самолёт задымил и отвернул в сторону.
Второй последовал за ним, отстреливаясь, прикрывая подбитого, а третий рвался
вперёд. Иванов атаковал его сбоку, полоснул очередью по фюзеляжу, но враг
оказался настойчивым. Он лёг уже на боевой курс, чтобы сделать свое чёрное дело.
Иванов набрал высоту и атаковал противника сзади. Открыл огонь,
захватив в перекрестие кабину лётчика. И вдруг пулемёты замолчали. Иванов ещё
раз нажал на гашетки, но выстрела не последовало: кончился боезапас.
А враг упорно приближался к цели. Нагло, безнаказанно, словно
подсмеиваясь над советским лётчиком. Упустить его ? Нет, это было не в
характере Старшего лейтенанта Иванова ! Он был смелым человеком и требовал
того же от подчинённых. Он отлично пилотировал и учил этому своих ведомых. Он
снайперски стрелял и учил этому товарищей. "Увидел врага в воздухе, - говорил
он, - не упускай его. Бей с видимых заклёпок. Не попал пулей, снарядом - попади
самолётом". Это было кредо службы Старшего лейтенанта Иванова, это была линия
жизни отважного воина.
Надсадно ревёт форсированный двигатель "ястребка". Враг всё ближе
и ближе. 100, 50, 30 метров... Уже отчетливо видна свастика на хвосте, и на неё,
на эту свастику, нацелил Иванов свой истребитель, намереваясь винтом самолёта
отрубить хвост "Хейнкелю".
Немецкий двухмоторный бомбардировщик (часто и разведчик) Heinkel He-111.
Находившиеся на земле лётчики с замиранием сердца наблюдали за
этой драматической картиной. Немец, не выдержав, пытался отвернуть, прижаться к
земле, но в эту секунду Иванов рубанул винтом по свастике. "Хейнкель-111", потеряв
управление, упал в поле, недалеко от аэродрома, взметнувшись к небу мощным взрывом
несброшенных бомб и бензобаков.
Когда на краю заросшего кустарником оврага авиаторы обнаружили
самолёт Старшего лейтенанта Иванова, остановившиеся от удара его наручные часы
показывали 4 часа 25 минут утра. Таран был совершен на 25-й минуте войны. Один
из первых таранов советских лётчиков в годы Великой Отечественной. И случилось
это почти над тем самым местом, где в Августе 1914 года русский военный лётчик
Штабс - капитан Пётр Нестеров, применив впервые в мире таран, сбил двухместный
австрийский самолёт - разведчик...
На 25-й минуте войны Старший лейтенант Иванов шагнул в своё
бессмертие. Но он шёл к звёздному часу всю жизнь.
Он родился в Подмосковье - в деревне Чижово (ныне она вошла
в черту города Фрязино) в 1909 году, в большой семье сельского кузнеца и по
окончании начальной школы был вынужден помогать отцу. Кузница развила не только
его физическую силу: состязаясь с товарищами, Иван поднимал вверх на вытянутой
руке пудовую гирю. Кузница была его рабочим факультетом, университетом его жизни.
К отцу, человеку мастеровому, безотказному и доброму, приходили многие люди.
Приезжали из других деревень, наведывались из города. Беседовали о делах, видах
на урожай, ценах на хлеб. Но больше всего говорили о политике. И когда весть о
победе Октября докатилась до деревни Чижово, 8-летний Ваня оказался в первых
рядах демонстрантов, вышедших на митинг по поводу этого радостного события.
Для подростка Иванова воплощением справедливости, доброты и
человечности стал В. И. Ленин. И когда в суровый морозный Январский день 1924
года Иван узнал о его смерти, он уехал в Москву, чтобы проводить его в последний
путь. Где пешком, где на попутных санях с делегациями, ехавшими из окрестных сел
на похороны Ленина, 15-летний юноша добрался до столицы и плакал на Красной
площади вместе с тысячами людей, собравшимися здесь в день похорон вождя.
В 1931 году Ивана Иванова призвали в армию.
- Хочу летать ! - заявил он членам приёмной комиссии.
- Да у тебя, молодой человек, образования маловато, - сказал
ему председатель.
- Ничего, я буду учиться, я освою, - горячился юноша. - Я справлюсь...
Уважили его просьбу, направили в Одесскую лётную школу.
Стал он лётчиком - бомбардировщиком. Летал с охотой, с тем большим
желанием, которое высвечивает труд и талант влюбленного в своё дело человека. В
аттестации, написанной на старшего лётчика 2-й эскадрильи Лейтенанта Иванова
спустя 2 года после выпуска из училища, отмечалось: "Отлично летает днём и ночью
вслепую. В полётах вынослив, хорошо и быстро овладел высотой 8000 метров, на
которой отлично водит самолёт на бомбометание по маршруту". А вот какой политический
отзыв был дан командиру звена 4-й авиаэскадрильи И. Иванову в Феврале 1939 года:
"Пользуется деловым и политическим авторитетом среди товарищей. Дисциплинирован,
вежлив. В работе энергичен, решителен в достижении цели. В общественно - массовой
работе принимает активное участие".
Успешно осваивал Иванов самолёты - бомбардировщики. Во время Советско
- Финляндской войны совершил несколько боевых вылетов, взламывал пресловутую "линию
Маннергейма".
Но больше всего он завидовал лётчикам - истребителям. Он видел их
в бою, когда они прикрывали бомбардировщики при выполнении боевых заданий, видел,
как они дрались с вражескими истребителями, не позволяя им приблизиться к нашим
бомбардировщикам.
Иванова, человека по натуре энергичного, подвижного, экспансивного,
казалось, тяготили малая маневренность и небольшая скорость бомбардировщиков. И
даже освоенный им СБ - довольно скоростной бомбардировщик - мало устраивал Лейтенанта
Иванова. Вот он и забрасывал начальство рапортами, обращался при каждой возможности
с просьбой послать его переучиваться на истребителя.
Наконец в 1940 году, учитывая высокие боевые качества лётчика, его
просьбу удовлетворили. Иванов освоил все марки этих самолётов, но особенно искусно
летал на И-16. И как метко он стрелял !
В учебном полку был такой случай. Однажды лётчики отрабатывали
стрельбу по "конусу". У каждого пилота пули были окрашены в определённый цвет.
И когда подсчитали пробоины, то оказалось, что у Иванова больше всех попаданий.
- Не может этого быть, - горячились его напарники. - Мы на истребителях
и раньше летали, а он бомбёр...
- Ах, я бомбёр ! - взорвался Иванов. - Товарищ командир, разрешите
мне одному отстреляться по "конусу", я докажу маловерам, какой я бомбёр.
Чтобы унять страсти и сгладить обиду, командир полка разрешил
Иванову ещё раз слетать в зону стрельбы. Самолёт - буксировщик взлетел с "конусом",
за ним - Иванов. Результат стрельбы превзошёл ожидания даже Иванова. Маловеры
были посрамлены, пришлось извиниться перед товарищем, а с того дня в полку
прочно укрепилась за Ивановым слава воздушного снайпера. Её он не раз подкреплял
и в истребительном авиационном полку, куда был направлен после переучивания.
В служебном списке личного состава авиаполка перед фамилией
Старшего лейтенанта И. И. Иванова была сделана такая запись: "Погиб при таране
фашистского самолёта "Хейнкель-111" в 4 часа 25 минут утра 22 Июня 1941 года".
Это был один из первых воздушных таранов в Великой Отечественной войне.
Спустя 2 года после гибели И. И. Иванова, когда была разыскана
семья бесстрашного лётчика, Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И.
Калинин направил его жене В. В. Богачёвой письмо:
"Уважаемая Вера Владимировна !
По сообщению военного командования, Ваш муж Старший лейтенант Иван Иванович
Иванов в боях за Советскую Родину погиб смертью храбрых. За геройский подвиг,
совершённый Вашим мужем в борьбе с германским фашизмом, Президиум Верховного
Совета СССР Указом от 2 Августа 1941 года присвоил ему высшую степень отличия -
звание Героя Советского Союза. Посылаю Вам грамоту Президиума Верховного Совета
о присвоении Вашему мужу звания Героя Советского Союза для хранения как память
о муже - герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом !"
Только в Августе 1941 года о подвиге И. И. Иванова стало широко
известно всему народу. На плакате, посвящённом первым героям Великой Отечественной
войны, была помещена и его фотография. Ныне плакат, как и грамота Президиума Верховного
Совета СССР, хранятся в Центральном музее Революции в Москве. В честь И. И.
Иванова в подмосковной деревне Чижово перед домом, в котором родился Герой,
воздвигнута скульптурная композиция: здесь изображен лётчик, беседующий с юным
авиамоделистом. На постаменте изображена Золотая Звезда Героя Советского Союза.
9 Мая 1971 года во Фрязине был сооружён мемориал в честь Героев
Советского Союза И. И. Иванова и А. Г. Дудкина (автор - скульптор И. Фролов).
Именем отважного лётчика названы улицы и во Фрязине, и в подмосковном городе Щёлково.
Во фрязинской школе № 1, носящей имя героя, свято чтут память бывших учеников,
погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Их имена - на мемориальной
доске, помещённой на школьном здании. Среди них выбито и имя героя - летчика
И. И. Иванова.
В 1985 году в бывшей деревне Чижово на доме, где прошло детство
Героя, установлена мемориальная доска. В Октябре 1978 года при въезде в город
Дубно Ровенской области (Украина), в районе, где был совершён один из
первых во время Великой Отечественной войны воздушных таранов воздвигнут
памятник: на пьедестале взметнулся ввысь боевой самолёт. Именем Иванова в
городе Дубно названы улица и средняя школа № 3, в музее которой есть с большой
любовью оформленный уголок. На стендах - фотографии Героя, воспоминания о нём
родных, однополчан, вырезки из газет. Всё это тщательно собрано и оформлено
следопытами. Детьми, которые не видели войны, но знают и помнят о ней. Они
берегут память о человеке, шагнувшем во имя их жизни в бессмертие.
В Ноябре 2008 года дом И. И. Иванова, расположенный в деревне
Чижово, пытались сжечь. К счастью - неудачно. Но и сейчас этот дом находится в
крайне плохом состоянии. Глава города Фрязино (куда входит деревня Чижово)
давно обещал дом сохранить, но так ничего и не сделал.
Дом (вернее, то, что от него осталось после поджога)
накрыт сверху строительной сеткой. Крыша рухнула при пожаре. Коричневый прямоугольник
на голубой стене дома - место, где раньше была Мемориальная доска. Её выломала
госпожа Воробьёва, главный архитектор Фрязино, которая настаивает на сносе дома
и установки на его месте памятного знака с той доской, которую она выломала.
На заднем фоне - новый 16-этажный дом по адресу: Проспект Мира
24, корпус 1, жильцы которого тоже не возражают против сноса исторического дома
И. И. Иванова.
8 Октября 2009 года земляки Героя Советского Союза И. И. Иванова
будут отмечать его 100-летие. Хорошо бы собраться у останков его дома известным
людям, лётчикам и журналистам, и достойно отметить этот юбилей.
* * *
К сожалению, все заверения городских властей о сохранении исторического
дома Героя Советского Союза И. И. Иванова остались лишь только обещаниями... Фото внизу
не требует комментариев.
Снос дома Героя Советского Союза И. И. Иванова во Фрязино.
|