Николай Макаренко. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Дополнительная информация о Н. Ф. Макаренко

Вернувшиеся на аэродром лётчики принесли тяжёлую весть: погиб любимец полка Николай Макаренко. В этом бою, как всегда, он появлялся в самых опасных местах, как всегда, смело бросался в атаки. Но врагов было втрое больше. Им удалось подбить машину Николая. На глазах у всех она начала резко терять высоту и упала в Ладожское озеро. Вот и всё, что могли доложить ведомые о том, как погиб Макаренко.

Поверить в это было трудно. Лётчики уже привыкли к тому, что Макаренко выходит невредимым из любых переделок. Несколько дней назад он один вёл бой с 5 "Мессерами". И победил - зажёг немецкий истребитель.

Как ни тяжело было, а писать донесение о том, что Старший лейтенант Н. Ф. Макаренко не вернулся с боевого задания, всё - таки пришлось. Но не успели отправить донесение, как в тот же день, 20 Августа 1941 года, Макаренко вернулся на аэродром. Изумл`нные лётчики не верили своим глазам. Кто - то спросил:

- Откуда ты взялся, где был ?

Макаренко ответил:

- Сдавал нормы по плаванию...

Командиру доложил всё подробно. После того как были разбиты мотор и рули, машина действительно свалилась в озеро. И действительно тут же затонула. Но, несмотря на то, что самолёт, коснувшись воды перевернулся кабиной вниз, Макаренко всё - таки вынырнул. Ещё когда истребитель падал, лётчик успел отстегнуть привязные ремни и освободиться от парашюта. А выбраться из открытой кабины "Чайки" было сравнительно просто. Тяжелей оказалось дотянуть до ближайшего островка. Зато с островка до берега ехал с полным комфортом. Моряки специально снарядили катер.

Выслушав лётчика, командир велел ему идти отдыхать.

- Отдыхать ? - переспросил Макаренко. - Что вы, товарищ командир !   Какой тут отдых !   Светлого времени хватит, чтобы ещё несколько раз слетать в бой.

Командир понял, что лётчик не уйдёт сейчас отдыхать. А приказывать не хотел. Так в день своей "гибели" Николай Макаренко снова поднялся в воздух, снова сражался. И ещё долго, пока полк не перевели на другой фронт, Ленинградцы встречали в газетах фамилию лётчика Макаренко.

К 29 штурмовкам прибавилось после 20 Августа ещё 68. К началу Декабря у него уже было 262 боевых вылета. Он поднимался в воздух даже в такие дни, когда погода считалась нелётной. Не было противника в воздухе - он искал его на земле. Приведу одну запись из журнала боевых действий, одну из многих:

"23 Ноября 1941 года Старший лейтенант Макаренко дважды в исключительно тяжёлых метеоусловиях при сильном снегопаде вылетал штурмовать позиции противника в районе Ивановского и Усть - Тосно. Уничтожил до полутора взводов пехоты. За эти вылеты командование ВВС Ленинградского фронта объявило Старшему лейтенанту Макаренко благодарность".

Когда 10 Февраля 1943 года 25 защитникам Ленинграда присвоили звание Героя Советского Союза, Николай Фёдорович Макаренко воевал под Воронежем. Но и его фамилия была в этом списке. Уже потом стало известно, что Золотую Звезду Макаренко получил не на фронте.

В момент внезапного налёта немецких бомбардировщиков на наш аэродром взлететь успел только один Макаренко. Один и пошёл в атаку. Сбил бомбардировщик, однако в пылу боя не заметил появившихся истребителей врага. Увидел он их, когда было уже поздно. Единственное, что оставалось тяжело раненному лётчику, - это выпрыгнуть из подбитой машины. Так и хотел сделать Макаренко. Хотел, но не сделал. Машина всё ещё слушалась рулей, и лётчик отбросил мысль о парашюте. Он довёл самолёт до аэродрома и посадил. Потом 7 месяцев пролежал в госпитале.

С тех пор в списках лётного состава Военно - Воздушных Сил Николай Фёдорович Макаренко не числится. Как же было не удивиться, увидев в начале 1964 года человека в военной форме с погонами Полковника авиации !   Николай Фёдорович объяснил: он не Полковник, а Инженер - Полковник.

При выписке из госпиталя медицинская комиссия начисто отстранила его от полётов. Макаренко даже растерялся. Что делать ?   Вернуться к своей прежней, доармейской профессии фельдшера ?   Но вправе ли он считать, что это его профессия ?   Медицинское образование он действительно получил. Думал, что будет лечить людей в своём Богодухове, а вышло по - другому: комсомол направил в лётное училище. Фельдшер из него так и не получился. Надо начинать сначала...

- Можно не начинать, а продолжать, - посоветовал командир полка. - Человеку, хорошо знающему авиацию, прямой путь в академию.

Так, по совету командира полка Николай Макаренко стал слушателем академии имени Жуковского. Лётчик вернулся в авиацию инженером.

О своей послевоенной работе Николай Фёдорович упомянает лишь вскользь. Но есть все основания считать, что сделал он немало. Об этом можно судить даже по его орденским планкам: к Золотой Звезде Героя и 5 боевым орденам прибавился ещё орден Трудового Красного Знамени. Выходит, будучи инженером, Макаренко тоже вложил большой труд в дело укрепления родной своей авиации.

(Из воспоминаний военного журналиста Подполковника А. В. Бурова.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz