Меркулов Владимир Иванович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Меркулов Владимир Иванович

Меркулов Владимир Иванович

Родился 28 декабря 1922 года в деревне Погорелово, ныне Орловского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов средней школы. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Армавирскую военную авиационную школу лётчиков.

С апреля 1943 года младший лейтенант В. И. Меркулов в действующей армии. По август 1944 года служил в 43-м ИАП, летал на Як-7, Як-1 и Як-9; по май 1945 года - в 15-м ИАП, летал на Як-9 и Як-3. Воевал на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах.

К апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка  (278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт)  старший лейтенант В. И. Меркулов совершил 195 боевых вылетов, в 82 воздушных боях сбил лично 19 и в групе 4 самолёта противника.

26 октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 321 успешный боевой вылет. Проведя около 150 воздушных боёв, сбил 29 вражеских самолётов лично и 4 - в группе с товарищами.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1945 году окончил курсы командиров эскадрилий, в 1948 - Высшие курсы слепой и ночной подготовки, в 1957 - Военно - Воздушную академию. Заслуженный военный лётчик СССР. С 1979 года генерал - лейтенант авиации В. И. Меркулов - в запасе. Жил в Киеве. Умер 26 ноября 2003 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (четырежды), Отечественной войны 1-й степени  (трижды), Красной Звезды  (трижды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

*     *     *

Владимир Меркулов - один из многих тысяч советских лётчиков - истребителей, на чьи плечи легла вся тяжесть Великой Отечественной войны. Попав на фронт лишь в апреле 1943 года, он быстро постиг искуство воздушного боя. Боевое крещение принял в боях на Кубани.

Он родился в самом конце 1922 года.

Юность Владимира Меркулова прошла в городе Орел. 1930-е годы характерны бурным развитием авиации в стране. Десятки тысяч молодых людей сели за штурвал самолёта. Это была эпоха рекордов и подвигов. Авиаторы спасли челюскинцев, оказавшихся во льдах Арктики, дальние перелёты мужских и женских экипажей, полёт через Северный полюс. Неизгладимое впечатление произвело на Владимира мастерство великого летчика Валерия Павловича Чкалова. Мечта о полётах в небо никогда не оставляла Владимира. Он твёрдо уверен, что будет летать.

- В 1930-е годы, - рассказывал он, - мечтал о самолётах так, как в наши дни о космонавтике. Большое впечатление произвели на меня полёты В. П. Чкалова. Спал и видел себя Чкаловым.

Окончил аэроклуб в Орле, затем Армавирское лётное училище, по окончании которого направлен на Дальний Восток. В 43-м истребительном полку его учителя и наставники уделяли много внимания подготовке молодых лётчиков. Там он постиг мастерство и освоил ночные полёты. Особая заслуга в этом лётчика самого высокого класса Капитана С. Р. Шепеля. Он вселил уверенность у молодых лётчиков в том, что они смогут и будут хорошо сражаться с врагом и побеждать.

Когда в Новосибирске лётчики облетывали только что полученные истребители, мотор самолёта, на котором полетел Меркулов, отказал в воздухе. В таких ситуациях спасали не самолёт, а свою жизнь, используя парашют. Меркулов сумел посадить самолёт на аэродроме, вызвав у товарищей восторженные отзывы. Командир эскадрильи капитан С. Р. Шепель сказал: "Этот парень лётчиком будет !"

Жизнь полностью подтвердила этот прогноз. В этом был уверен и Меркулов. Эта уверенность была у него в течение всей войны. Его боевой путь характерен большой отвагой, настойчивостью в достижении цели и огромным чувством товарищества и выручки в воздушных боях. Не о себе он думал, подставляя себя под вражеские снаряды. И только величайшее мастерство и хладнокровие помогли ему выйти живым в самых необыкновенно сложных ситуациях.

Все положительные черты Меркулова проявились с первых дней его пребывания на фронте. В самые опасные минуты он немедленно приходил на помощь товарищам. К концу войны он стал одним из лучших лётчиков 3-го истребительного авиакорпуса.

8 мая 1943 года, патрулируя над полем боя в составе четвёрки на самолётах Як-1 заметили группу бомбардировщиков, намеревавшихся сбросить бомбы на наши войска. Четвёрка ринулась на врага. С первой атаки запылали 4 "Юнкерса". Лётчик Спартак Маковский погнался за отставшим от группы самолётом противника. Догнал его, нажал на гашетку, но выстрела не последовало - кончились боеприпасы. Тогда он пошёл на таран. При ударе самолёт Маковского был сильно повреждён, отлетела часть крыла  (на один метр), лётчик получил ранение.

Немцы, увидев гибель своего самолёта, устремились к Маковскому. Сразу 4 "Мессера" решили расправиться с ним. Меркулов заградительным огнём из пушки и пулемётов отогнал врагов, спас жизнь другу и командиру. Лётчики охраняли самолёт Маковского до самой посадки, которую он благополучно совершил.

Владимир Меркулов не раз выручал в бою товарищей даже тогда, когда его собственной жизни угрожала опасность. Истребители 3-го авиационного корпуса прикрывали наступление наших наземных войск. Большие группы вражеских бомбардировщиков под прикрытием истребителей шли к линии фронта. Несмотря на количественное превосходство врага наши вступили в бой. Пять "Юнкерсов" сбили. Остальные, сбросив беспорядочно бомбы, ушли. В это время лётчик 812-го авиаполка Иван Фёдоров вёл неравный бой с "Мессерами". Когда кончились боеприпасы, Фёдоров таранил "Мессера". Вражеский лётчик пошёл к земле вместе с самолётом, а Фёдоров, раненный в голову, выпрыгнул с парашютом.

"Мессеры" стали стрелять по нему из пулемётов. Увидев это, Меркулов стал привлекать к себе их внимание. На Меркулова набросились сбоку, со стороны хвоста и сверху. Трудно сказать чем кончились бы эти атаки, но выручили наши зенитки. Открыв огонь по "Мессерам", вынудили их уйти. А Иван Фёдоров благополучно приземлился. Это было 10 Мая 1943 года.

В. Меркулов (слева) и Е. Савицкий.
В. И. Меркулов  (слева)  и Е. Я. Савицкий.

Очень скоро Меркулов был замечен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса генералом Е. Я. Савицким, и тот неоднократно брал лейтенанта В. Меркулова ведомым. Участвуя во многих воздушных схватках, уже к середине сентября 1943 года, Владимир записал на свой счёт 15 сбитых самолётов противника.

Но главный свой подвиг старший лейтенант В. И. Меркулов совершил 26 сентября 1943 года. В тот день он вылетел на задание ведомым у генерал - майора авиации Е. Я. Савицкого. В завязавшемся воздушном бою, не имея другой возможности спасти командира от атаки вражеского истребителя, Владимир Меркулов прикрыл его машину своим "Яком"...

Сам Евгений Яковлевич Савицкий вспоминает об этом случае так:

"...Не летать для меня означало что - то вроде личного несчастья, если не катастрофы. И даже приняв командование 3-м истребительным авиакорпусом, я по - прежнему не упускал возможности принимать участие в боевых вылетах.

Как - то барражировали мы восьмёркой в районе Мелитополя. Ведомым у меня был заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного авиаполка старший лейтенант В. И. Меркулов. Мы только что сменили дежурившую группу истребителей, прикрывавших с воздуха ведущие боевые действия войска, и небо казалось чистым. Внезапно с наземного пункта наведения сообщили, что в нашу сторону движется большая группа бомбардировщиков Не-111 в сопровождении истребителей Ме-109.

"Хейнкели" шли плотным строем на излюбленной своей высоте - примерно 2500 метров. У нас высота была 4000 метров, а заодно и возможность набрать на снижении необходмую для эффективной атаки скорость. Вражеские истребители тоже находились выше своих бомбардировщиков. И когда наша восьмёрка устремилась в атаку, "Мессеры" попытались нас перехватить и связать боем. Но не успели. Выбрав мишенью головную машину я быстро сокращал разделявшее нас расстояние. Воздушные стрелки с "Хейнкелей", видя, что истребители прикрытия не поспевают, открыли сильный заградительный огонь - голубые трассы их пулемётов плели в воздухе губительную сеть. Подавив короткой предварительной очередью хвостового стрелка, я через несколько мгновений открыл по "Хейнкелю" огонь на поражение. Бомбардировщик густо задымил и стал падать.

Выходя из атаки, я обратил внимание, что воздушные стрелки огонь прекратили. Значит, "Мессеры" уже здесь, мелькнула у меня мысль. И в этот момент в наушниках шлемофона послышались мои позывные:

- "Дракон" !   "Дракон" !   Я... - И голос Володи Меркулова, моего ведомого, внезапно оборвался.

Я тогда так и не понял, что случилось. В бою головой крутишь непрерывно, но не из любопытства. Ведомого я не нашёл, зато увидел, как один из "Мессеров" заходит в хвост "Яку", и бросил свою машину на выручку. "Мессера", правда, мне срезать не удалось, но от "Яка" он отцепился... А Меркулова в небе нигде не было.

И только позже, по рассказам лётчиков и офицера с пункта наведения, мне стала ясна картина того, что произошло в воздухе и о чём хотел предупредить меня мой ведомый. В момент выхода из атаки на меня спикировал сверху Ме-109. И Меркулов, понимая, что не успеет отсечь врага огнём, подставил под удар свою машину: очередь, предназначенная мне, пришлась по самолёту Меркулова.

Скажу сразу: старший лейтенант В. И. Меркулов остался жив, успев выпрыгнуть из горящего "Яка" с парашютом. Впоследствии он стал Героем Советского Союза, генерал - лейтенантом авиации. Но здесь я хочу подчеркнуть другое - ту самоотверженность и взаимовыручку, которые постоянно проявляли в бою наши лётчики..."

Сбитый в том бою "Хейнкель-111" Савицкий приказал записать на боевой счёт В. И. Меркулова.

Отличился Владимир Меркулов и в период воздушных боёв в Крыму.

...Войска 4-го Украинского фронта готовились к решительному удару по укрепившимся на Крымском полуострове немецким войскам. Наш авиация громила коммуникации и оборонительные сооружения врага на Перекопе. В этих операциях принимал участие и Владимир Меркулов, мастер точных штурмовых ударов и воздушных боёв. Как - то, возвращаясь с очередного задания, он встретил большую группу немецких бомбардировщиков, шедшую под прикрытием 4-х истребителей. Меркулов сделал резкий разворот и повёл свою машину в атаку. Лётчика поддержали 2 наших истребителя, случайно оказавшиеся неподалёку. В этом бою немцы потеряли две боевые машины и вынуждены были уйти, так и не выполнив своей задачи.

Памятный бой провёл он и 13 апреля 1944 года, когда ему удалось сбить сразу 2 транспортных самолёта Ju-52, шедших под сильным прикрытием "Фокке - Вульфов".

Як-7Б В.И.Меркулова

Истребитель Як-7Б из состава 43-го ИАП, на котором весной - летом 1944 года
летал заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант В. И. Меркулов.

Як-7Б В.Меркулова.

26 марта был сбит и погиб командир 274-го истребительного авиаполка майор Николай Григорьевич Волчков, который незадолго до этого был штурманом 43-го полка. Весь личный состав тяжело переживал эту утрату. На следующий день на бортах многих самолётов дивизии, вылетавших в бой, была сделана надпись: "За Николая !".

В.И.Меркулов

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко - фашистскими захватчиками Владимиру Ивановичу Меркулову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 4922).

30 января 1945 года стояла низкая облачность. Временами шёл снег, что ухудшало видимость. Владимир Меркулов получил приказ вылететь парой на прикрытие передовых позиций наших войск в районе Швибус. Прилетели к месту прикрытия. На высоте 150 метров обнаружили 4 FW-190, заходивших на штурмовку нашей переправы. Меркулов с ведомым ринулись наперерез немцам. Длинная очередь прошила "Фоккер" и он в 150 - 200 метрах от передовой упал и зарылся в снег.

Через несколько минут с запада появилось 8 Ме-109. Пара Меркулова пошла в атаку. Немцы скрылись в облаках, но через минуту вышли из них. Одна очередь - объятый пламенем "Мессер" падает.

В это время загорелся мотор на самолёте Меркулова. Видимо, в него угодил вражеский снаряд. Привстав с сидения, дергает кольцо парашюта и струей воздуха его выбрасывает из кабины. Он благополучно приземлился в расположении наших войск.

Во время боёв Владимир не раз попадал в сложные ситуации. Выручало высокое мастерство и настойчивость в достижении цели.

24 апреля 1945 года лётчики 3-го ИАК ударили по аэродромам врага и вели свободный поиск в районе Берлина. В 45 воздушных боях они сбили 26 самолётов, из них один - на счету Меркулова.

В.И.Меркулов

К концу войны капитан В. И. Меркулов совершил 321 боевой вылет, провёл около 150 воздушных боёв, уничтожил 29 самолётов противника лично и 4 - в составе группы.

После окончания войны Владимир Иванович продолжал служить в ВВС. В 1945 голу окончил курсы командиров эскадрилий, в 1948 году - Высшие курсы слепой и ночной подготовки, в 1957 году - Военно - Воздушную академию. Летал до середины 1970-х годов на нескольких десятках типов самолётов и вертолётов. Заслуженный военный лётчик СССР.

В 1979 году ушёл в запас в звании генерал - лейтенанта авиации. Жил в Киеве. Умер 26 ноября 2003 года. Похоронен на Городском кладбище "Берковцы" в Киеве.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана В. И. Меркулова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
105.05.1943 г.1  Ju-88юго - зап. КрымскаяЯк-7, Як-1,

Як-9, Як-3.

21  Ме-109Крымская
31  Ме-109  (в группе - 1 / 8)Киевское
407.05.1943 г.1  FW-189сев - зап. Неберджаевская
508.05.1943 г.1  Ме-109Неберджаевская
610.05.1943 г.1  Ме-109Шептальский
730.05.1943 г.1  Не-111Абинская
814.09.1943 г.1  Ме-109Ново - Николаевка
919.09.1943 г.1  Ju-88сев. Орехов
1027.09.1943 г.1  Ме-109сев - вост. Костгейм
1128.09.1943 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 4)вост. Михайловка
1229.09.1943 г.1  Ju-88Зелёный Гай
1326.10.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Акимовка
1427.10.1943 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 5)юго - вост. Ново - Рубиновка
1519.12.1943 г.1  FW-190Днепровка
1614.01.1944 г.1  FW-190  (в паре - 1 / 2)сев. Никополь
1713.02.1944 г.1  Ju-88юж. Архангельское
181  Ju-52юж. Архангельское
191  Ju-52юго - зап. Дудчино
2007.04.1944 г.1  Ме-109Щигры
2109.04.1944 г.1  Ju-87юж. Томашевка
2210.04.1944 г.1  Ju-87юго - зап. Томашевка
2314.04.1944 г.1  Ju-87вост. Мекензиевы Горы
2410.07.1944 г.1  FW-190юго - зап. Тартак
251  FW-190аэродром Вильно
2614.07.1944 г.1  FW-190сев. Белолесье
2716.08.1944 г.1  FW-190юж. Видукли
2825.01.1945 г.1  FW-190юж. Пахалево
2930.01.1945 г.1  FW-190вост. Рогозин
301  Ме-109юж. Годзишево
3119.02.1945 г.1  Ме-109Кунов
3218.04.1945 г.1  FW-190зап. Альтендорф
3324.04.1945 г.1  FW-190сев. Бисдорф

      Всего сбитых самолётов - 29 + 4;  боевых вылетов - 321;   воздушных боёв - около 150.


Возврат

Н а з а д

На http://www.art-liga.ru/uslugi/peretjazhka/salona_avtomobilya/ заказывают перешив салона кожей.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz