Павел Иванович Павлов глазами друзей - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Павел Иванович Павлов - глазами друзей

П.И.Павлов

Командир 1-й эскадрильи Капитан П. И. Павлов... Среди других, он выделялся избытком юношеской энергии, жизнерадостностью и весёлым остроумием, делавшими его значительно моложе 34 лет. Родился он в рабочей московской семье. В шутку считал себя причастным к медицине: в юности работал на химико - фармацевтическом заводе имени Семашко, помнил некоторые специальные термины и при случае любил козырнуть этим, называя лекарства не иначе, как по их химическому составу.

- Нет ли у тебя, сестрица, ацидум ацетилсалициликум ? - спрашивал он, желая, например, получить таблетку аспирина.

Поставив её в затруднительное положение, Павел Иванович был очень доволен, заразительно и громко смеялся.

Он рано увлёкся авиамоделизмом. После окончания Московской планерной школы Осоавиахима в 1928 году по комсомольскому набору поступил в Ленинградскую военно - теоретическую школу Военно - Воздушных Сил. А в 1933 году успешно окончил Ейское училище и был оставлен при нём лётчиком - инструктором. Через 5 лет, в 1938 году, опытного пилота и методиста лётного дела перевели в ВВС КБФ - в 5-й истребительный авиационный полк на должность командира звена в звании Капитана. Базировался полк вблизи Петергофа, на аэродроме Низино. В составе 5-го ИАП он участвовал в финских событиях и был награждён орденом Красного Знамени.

Великую Отечественную войну Павлов встретил в Низине командиром эскадрильи. В Августе 1941 года лично сбил 4 вражеских самолёта: 2 Ме-109, 1 FW-189 и 1 Hs-126 и 3 в группе: 2 Ме-110 и 1 Ме-109. За это получил орден Ленина.

Павел Иванович был одним из любимцев полка. Как и Слепенков, он отличался не только лётным мастерством, высокой личной организованностью и справедливой требовательностью, но и заботой о людях. Общительный, он чётко различал служебное и личное. В нем удачно сочетались качества опытного боевого командира и простого товарища - "лётчика Пашки".

Павлов был прост в общении с людьми, что вместе с его качествами блестящего лётчика и командира эскадрильи создавало и поддерживало непререкаемость его авторитета. Он не терпел подчеркнуто официального тона с подчинёнными и равными по службе. Это был бы не Павел Иванович Павлов. Своей естественной простотой он буквально покорял людей. В ней была его сущность как человека, это была его индивидуальная, неповторимая черта. При необходимости он мог быть и резким, и строгим, но не злым. Злым его никто никогда не видел.

Многое уживалось в этом разностороннем человеке. Он хорошо рисовал, умел подкрепить свою мысль оригинальной и наглядной схемой, набросав её в два счёта. В часы досуга не чуждался пикантного анекдота, мог развлечь остроумным фокусом, умением жонглировать. В дни напряжённых боев это очень помогало ему самому и товарищам несколько отвлечься от томительного ожидания вылета.

Авторитет командира полка Якова Захаровича Слепенкова считался непререкаемым. Сравнение с ним - большая честь для каждого лётчика. И первым удостоился такого сравнения командир 1-й эскадрильи Капитан П. И. Павлов.

Подобно Слепенкову, Павел Иванович умел легко и быстро оценивать обстановку и наиболее целесообразно действовать. Шла ли речь о ситуации боевой, полной кризисных моментов скоротечной воздушной схватки или о делах житейских. Павлов, как и Слепенков, был нетерпим к злоупотреблениям лётчиков алкоголем и не допускал их к полётам. Нежелание быть отстранённым от боевых полетов являлось надёжным подспорьем в профилактике алкогольных излишеств. За редким исключением, в полку их не имели.

31 Августа 1942 года, Капитан Павел Иванович Павлов одержал свою очередную победу - сбил ещё один Ме-109. Это была 3-я победа в полку за один день.

5 Сентября 1942 года поступило боевое задание. Требовалось шестёркой Як-1 сопроводить пикировщиков Пе-2 на бомбовый удар по переднему краю противника. Во главе истребителей шёл командир 1-й эскадрильи Капитан Павел Иванович Павлов. Задание выполнили успешно и пикировщики, и истребители. Вернулись все. В состоявшемся воздушном бою Павел Иванович сбил Ме-109. В тот же день Павел Иванович Павлов и Павел Семенович Макеев, сопровождая штурмовиков Ил-2 для удара по аэродрому Красногвардейск, сбили ещё два Ме-109. Успешно выполнив задание, наши лётчики без потерь вернулись домой.

11 Сентября 1942 года Капитан Павлов был ранен. Будучи ведущим группы, он вынужденно приземлился недалеко от аэродрома Смольный  (ныне аэропорт Ржевка), вблизи посёлка Ковалево. Всё произошло в одном вылете на прикрытие действий наземных войск в районе Дубровской  (8-й)  ГЭС - Синявина. Между ними 8 - 10 километров. К месту его вынужденной посадки направили По-2. Павел Иванович, как удалось выяснить сразу же после посадки, находился в лазарете посёлка Ковалево. Встреча у его постели была радостной.

Первая помощь лётчику была уже оказана. Наложены асептические   (стерильные)  повязки на раны, введена противостолбнячная сыворотка, морфий. Оставалось добавить иммобилизацию - шинирование поврежденных множеством разной величины осколков левой руки и левой ноги.

Раненый был бледен. Вероятно, не только и не столько от потери крови. Это был один из верных признаков истощения организма, результат предельного нервного напряжения в тяжёлом полёте. Отсюда целая совокупность и других признаков: общая слабость, несвойственная Павлову вялость жестов и речи, апатия, определённая безучастность, низкое кровяное давление, слабый пульс, холодный потный лоб, синюшность губ, учащённое поверхностное дыхание. С появлением товарищей раненый заметно повеселел, стал улыбаться, шутить и рассказывать, как всё случилось.

Як-1 П.И.Павлова.

Истребитель Як-1 на котором осенью 1942 года летал Старший лейтенант П. И. Павлов.

В неравном бою нашей шестёрки "Яков" с 18 FW-190 самолёт Павлова получил серьёзные повреждения. Была разбита приборная доска. Рядом с кабиной пробито левое крыло. Пробит бензобак. В пробоинах и правая плоскость. Но самолёт был управляем !   Кабина заполнилась дымом. Дышать стало трудно. Фонарь еле удалось открыть: повреждены пазы, а левая рука и нога отяжелели, стали непослушными. Рукав гимнастерки и брюки пропитались кровью.

Он развернулся в сторону Невы. На её правом берегу - наши. Мотор то и дело дает перебои, угрожая остановиться. От перебоев в моторе корпус самолёта всё время вздрагивает. Вдобавок ко всему вражеский истребитель преследует и короткими очередями ведёт огонь. Но безрезультатно. Причиной тому железная воля Павлова: он всё время сбивает прицеливание врага, маневрируя отворотами и скольжением.

Но вот подоспела на помощь новая группа "Яков". Противнику, надеявшемуся на лёгкую добычу, не удалось уйти от расплаты. Он вспыхнул факелом, врезался в землю и взорвался. На душе у Павлова стало легче. Одна смертельная опасность отпала. Теперь всё зависело от собственного подбитого самолёта. Только бы не отказал мотор...

Продолжая рассказ, Павлов заметил, что очень опасался взрыва самолёта. Ведь кабину всё время наполняли пары бензина и эмульсия масла. Прыжок с парашютом исключался: сначала было рано - внизу противник, потом стало поздно - высота потеряна, силы на исходе, мотор вот - вот остановится и тогда - катастрофа.

Заметив подходящую площадку, лётчик решил садиться. Убрал газ и с большим усилием перекрыл кран. Наудачу выпустил шасси. Расчёт оказался точным: самолёт, плавно коснувшись земли, благополучно остановился. Павлов с трудом выбрался из кабины. Немного отойдя от машины, упал, потеряв на какое - то время сознание. А когда оно вернулось, встать от слабости уже не мог. Вскоре подбежали люди и доставили его в Ковалево.

Павел Иванович Павлов

По свидетельству Павлова, в тот день "Яки" сбили 8 вражеских самолётов. Досталось и "Якам". Все они были подбиты, половина лётчиков ранены.

С начала Ноября 1943 года Майор Павел Иванович Павлов уже стал командовать 21-м истребительным авиационным полком полком. С его приходом в качестве командира начался второй, такой же славный, как и при Я. 3. Слепенкове, период боевой деятельности полка. Он совпадал с выдающимися наступательными операциями Советских Вооружённых Сил последних полугора лет войны. Сокрушительные удары по врагу в 1944 году начались битвой под Ленинградом в Январе - Феврале, напоминавшей битву в Январе 1943 года, но с очень существенной разницей: тогда прорыв, а теперь полное снятие блокады и освобождение всей Ленинградской области от врага. К концу войны полк был удостоен почётного наименования "Кенигсбергский".

Весной 1944 года Павел Иванович увеличил боевой счёт на 2 лично сбитых вражеских истребителя. Пример Павлова увлекал других лётчиков полка.

К XXVII годовщине Великого Октября многие лётчики и техники полка были отмечены высокими правительственными наградами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 Ноября 1944 года Подполковник Павел Иванович Павлов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Это был хороший подарок к празднику. Однополчане сердечно поздравили своего любимого командира, пожелали дальнейших успехов.

По данным наградного листа Подполковника Павлова, с 1 Ноября 1943 года, со дня его вступления в командование полком, по 9 Сентября 1944 года, когда был подписан документ командиром дивизии Гвардии Полковником М. А. Курочкиным, лётчики полка произвели 2533 боевых вылета, из них - 654 на разведку, фотографирование кораблей, ВМБ и сухопутных целей противника. Добытые в разведывательных полётах сведения о противнике имели важное значение для успешных действий пикировщиков и торпедоносцев. В остальных вылетах наши истребители прикрывали их меткие удары по врагу. За этот период лётчики полка сбили 97 самолётов противника различных типов.

Его личный боевой счёт к тому времени включал 454 боевых вылета, 44 воздушных боя, 10 сбитых вражеских самолётов лично и 5 - в группе с товарищами. До конца войны он уничтожил ещё 2-х стервятников.

4 Мая 1945 года, в составе сводной группы  (102 самолёта - торпедоносцы, штурмовики, истребители), Як-9 под командованием Павла Ивановича Павлова участвовали в нанесении 3-х совместных ударов по военно - морской базе и порту Свинемюнде. Были потоплены учебный линкор "Шлезиен", вспомогательный крейсер "Орион" и 12 других кораблей и транспортов врага. Серьёзно пострадали ещё 7 единиц, в том числе "Принц Ойген".

В конце 1945 года Подполковник Павел Иванович Павлов уехал в Ленинград на годичные академические курсы офицерского состава ВВС ВМФ. В полк он уже не вернулся. После окончания курсов его назначили командиром истребительной авиационной дивизии. В последние 3 года службы Генерал - майор авиации П. И. Павлов ушёл с лётной работы по состоянию здоровья.

Жизнь Героя Советского Союза Генерала Павлова, награждённого тремя орденами Ленина, четырьмя - Красного Знамени, орденами Ушакова, Красной Звезды и многими медалями, оборвалась неожиданно. Он скончался 2 Февраля 1967 года, на 59 году жизни, в военном санатории в Ялте на руках у своей жены - Валентины Терентьевны. Похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде. От Министерства обороны на его могиле установлен гранитный памятник с барельефным бронзовым изображением героя. Его именем названы улицы в Борках и в Калининграде. В Борках он вместе с Яковом Захаровичем Слепенковым, Павлом Ильичом Павловым и Анатолием Георгиевичем Ломакиным запечатлён в монументе в виде большого металлического крыла самолёта с вделанными из керамики портретами героев полка и дважды Героев Советского Союза В. И. Ракова, Н. Г. Степаняна, А. Е. Мазуренко, Н. В. Челнокова. В сооружении памятника, как и благоустройстве могил авиаторов в Борках, приняли самое деятельное участие бывший начальник авиаремонтных мастерских, инженер полка по ремонту Фёдор Фёдорович Мытов и его сын Борис.

Именем Павла Ивановича Павлова была названа пионерская дружина 44-й школы Ждановского района Ленинграда. Там же создана и продолжает пополняться новыми реликвиями комната боевой славы 21-го истребительного Кенигсбергского авиационного Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени полкам ВВС Краснознамённого Балтийского Флота.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz