Павел Ильич Павлов - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Павел Ильич Павлов - глазами друзей

П.И.Павлов

Младший лейтенант Павел Ильич Павлов... С его мнением лётчики считались. В свои 22 года он уже преуспел в боевых делах: в начале войны лично сбил 3 самолёта врага  (2 бомбардировщика "Хейнкель-111" и 1 истребитель "Мессершмитт-109")  и в паре - бомбардировщик "Юнкерс-88". Был награждён орденом Красного Знамени.

9 Июня 1942 года лётчик 1-й эскадрильи 21-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского Флота Лейтенант Павел Ильич Павлов, отправившись на сопровождение фоторазведчика, отличился вдвойне. В неравном воздушном бою он сбил вражеский истребитель Ме-109 и сохранил фоторазведчика, обеспечив ему возможность получить и доставить командованию ценные сведения о противнике. Сбитый Павлом Ильичом самолёт упал в Лисьем Носу на не занятой врагом территории. Весть об этой победе однополчане встретили восторженно.

После доклада командиру полка и его крепких объятий радостно возбуждённого Павлова подхватили на руки и долго качали.

В тот день, вероятно, не было человека в полку, который бы не поздравил замечательного лётчика с победой лично. Поздравил его и командующий ВВС КБФ. Вместе с запиской Павлу Ильичу вручили от Генерал - лейтенанта М. И. Самохина небольшую посылку. В ней был коньяк и два зелёных огурца. Павел Ильич был тронут вниманием. А когда увидел при входе в столовую вечером плакат со своим фотопортретом, смущённо заметил, что друзья перестарались и что ничего особенного он не сделал.

27 Июня 1942 года Лейтенант Павел Ильич Павлов отличился снова: сбил 2 бомбардировщика Не-111.

31 Августа 1942 года с боевого задания не вернулся Павел Ильич Павлов - первопроходец полка, открывший боевой счёт, теперь приближавшийся уже к полусотне уничтоженных вражеских самолётов. Друзья видели, как на подбитой огнём зенитной артиллерии машине Павел Ильич развернулся в свою сторону, перелетел линию фронта и произвел вынужденную посадку на лес. Дальше - полная неизвестность.

Единственное, что могло утешить, это то, что посадка сделана на территории, свободной от врага. Однако никто не мог сказать, что с лётчиком. Разум в подобных неясных случаях допускал различные варианты, не исключая и самого крайнего. Но всегда хотелось верить в лучший исход. И пока лётчик не найден или пока не исследованы обстоятельства на месте происшествия, ни во что другое никто не верил. Оптимизм выручал. Он всегда побуждал к действию. Вот и на этот раз срочно организовали поиск. Лётчика удалось найти, правда, только через сутки. К счастью, он был жив. У него оказалось множественное осколочное ранение обеих голеней и стоп с обширным повреждением мягких тканей.

Первую медицинскую помощь Павел Ильич оказал себе сам. Снял разбитые осколками и мокрые от крови сапоги и наложил повязки, воспользовавшись индивидуальными пакетами первой помощи. Очень пригодился бортпаёк. Идти он не мог. Пробовал ползти, пытаясь выбраться на дорогу, но силы отказывали. Несколько раз стрелял из пистолета вверх, чтобы привлечь внимание  (территория - то своя !). Но безуспешно. Кругом тихо и, как на грех, безлюдно. Решил ждать, уверенный, что его ищут и обязательно найдут... Через три месяца Павел Ильич снова стал летать и сбивать самолёты противника.

16 Декабря 1942 года он снова отличился: в воздушном бою сбил корректировщик Hs-126. Вражеский самолёт упал в районе Колтушей.

Лётчики полка одерживали всё новые и новые победы. 22 Января 1943 года Павел Ильич Павлов сбил ещё один Ме-109.

20 Марта 1943 года Старший лейтенант Павел Ильич Павлов снова отличился. Группа в составе 6 самолётов, ведомых Героем Советского Союза Я. З. Слепенковым, вылетела с задачей прикрыть "Илов" при штурмовом ударе по аэродрому Котлы. "Ильюшины" задание выполнили блестяще: сожгли 8 бомбардировщиков Ju-88 и ещё 6 вывели из строя. При отходе от цели ведущий группы "Яков" был атакован 4 FW-190. Павлов своевременно заметил опасность, угрожавшую командиру, и мгновенно бросился на выручку. Атака врага была отбита, жизнь командира спасена. Объятый пламенем FW-190 врезался в землю севернее аэродрома Котлы и взорвался. После посадки Я. 3. Слепенков крепко обнял Павлова - маленького и расцеловал на глазах у всех лётчиков.

Командование представило лётчика к очередной награде. При входе в столовую в тот же день появился плакат: "Слава Павлу Ильичу Павлову, уничтожившему FW-190 и спасшему в бою жизнь командира !".

Следующей победы Павла Ильича Павлова не пришлось ждать долго. Она была одержана буквально на следующий день - 21 Марта. В качестве ведущего четвёрки "Яков" он вылетел на сопровождение и прикрытие шести Пе-2, наносивших бомбовый удар по железнодорожным станциям Антропшино - Пушкин. При подходе к цели завязался воздушный бой с восемью Ме-109 и FW-190. В этом неравном бою Павлов сбил Ме-109. Вражеский самолёт упал в районе города Пушкина. Пикировщики, надёжно охраняемые истребителями во главе с Павловым, успешно выполнили задание, а вывешенный вчера плакат оказалось необходимым дополнить сообщением о новой победе замечательного лётчика.

В Январе 1944 года Капитан Павел Ильич Павлов был назначен командиром 3-й эскадрильи.

Весной 1944 года он увеличил свой боевой счёт ещё на 2 лично сбитых вражеских истребителя.

16 Июля 1944 года советская авиация нанесла массированный удар по финской военно - морской базе Котка, где находился немецкий крейсер ПВО "Ниобе" (ошибочно принятый вначале за финский броненосец "Вяйнемяйнен"). Операция завершилась полным успехом. От первых прямых попаданий В. И. Ракова крейсер полузатонул. Добили его остальные пикировщики 12-го полка и топмачтовики Подполковника И. Н. Пономаренко.

Многие участники этой блестящей операции были представлены к высоким правительственным наградам. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Июля 1944 года наиболее отличившиеся морские лётчики были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них был и командир 3-й эскадрильи 21-го истребительного авиационного полка Капитан Павел Ильич Павлов. К тому времени, по данным наградного листа, на его счету было 557 боевых вылетов, 40 воздушных боёв, 10 сбитых самолётов врага лично и 3 - в группе.  (До конца войны он сделал ещё 43 боевых вылета, провёл 17 воздушных боёв, сбил лично и в группе 3 самолёта противника.)

А 14 Сентября 1944 года Герой Советского Союза Капитан Павел Ильич Павлов едва не погиб в авиационной катастрофе. В тот день он отправился с аэродрома Паневежис на очередное боевое задание. На взлёте у его "Яка" отказал мотор, когда шасси ещё не были убраны. Высота 5 - 6 метров, скорость 160 - 180 километров в час. От лётчика требовалось упростить внезапно возникшую аварийную ситуацию, облегчить её возможные последствия.

Первое, что мгновенно и верно оценил Павлов, было то, что посадка на колёса недопустима. Взлётная полоса уже позади. Хотя внизу и оставалось ещё ровное лётное поле, но впереди - препятствие. Оно угрожало лобовым столкновением на пробеге. При этом возникла бы громадная сила удара, равная величине отрицательного прямолинейного ускорения. Величина эта зависит не только от скорости и веса движущегося тела, но и  (в решающей степени !)  от длины пути торможения. Наибольших значений  (при всех прочих равных условиях)  отрицательное ускорение достигает, когда скорость мгновенно гасится до нуля, что и бывает при ударе о неподатливое препятствие. Тяжёлые последствия такого удара самолёта, весившего около 3-х тонн и двигавшегося со скоростью более полутораста километров в час, представить себе нетрудно. Нельзя было не выключить и зажигание, не рискуя взорваться при падении.

Учитывая всё это, Павел Ильич, лётчик с быстрой реакцией и навыками, доведёнными до автоматизма, принял единственно правильное решение: убрать шасси, выключить зажигание и садиться прямо перед собой на фюзеляж. Его действия осуществились мгновенно. Окажись на его месте кто другой, с иным "личным фактором", всё могло закончиться иначе.

П.И.Павлов

Увидев упавший на взлёте самолёт, товарищи поспешили на помощь. Лётчик пострадал серьёзно. Удар на фюзеляж и отрицательное ускорение, возникшее при этом, оказались значительными. Они обусловили тяжёлое динамическое воздействие на организм и удар лётчика головой о прицел. В результате - общая контузия и сотрясение головного мозга с потерей сознания. Лётные очки у пострадавшего были сорваны на затылок. Лётчик не без умысла успел это сделать одним рывком, стремясь уберечь глаза от возможных осколков. Наряду с этим шлемофон, вероятно слабо закреплённый, сдвинулся так, что горло оказалось сдавленным застежками. Потеря сознания от сотрясения головного мозга при ударе дополнялась и усугублялась острым кислородным голоданием от удушения застежками. Лицо было синее, лётчик не дышал.

Сбежавшиеся к месту происшествия были взволнованы, а некоторые решили, что их общий любимец Павлов - маленький уже мёртв...

Внезапно возникшая сложнейшая ситуация превращалась в своего рода трудный экзамен для медиков. В такие критические мгновения зовёт и повелевает необходимость рациональных действий. Охваченные этим порывом люди вместе с врачом и под его руководством готовы бросить очередной вызов смертельной опасности и, не теряя бесценных секунд, принять ещё один бой за жизнь пострадавшего.

Только на 6 минуте последовал первый самостоятельный вдох Павлова с прерывистым хрипом и шумным выдохом. Заметно улучшился пульс. Синюшность лица исчезла. С облегчением вздохнули все, кто находился рядом с ним. Было ясно: опасность грозной катастрофы миновала. Ещё через несколько минут, уже в машине, на пути в лазарет, вернулось к нему и сознание. Павел Ильич задвигался и застонал. Открыл глаза и, ничего поначалу не понимая, с удивлением переводил взгляд то на сестру, то на врача, непрерывно щупавшего пульс на его руке.

С трудом удалось выдержать Павла Ильича в лазарете в течение 3 недель. После месячного отпуска, предоставленного по ходатайству полкового врача, Капитан Павлов возобновил лётную работу. Полковник Павел Ильич Павлов умер скоропостижно в Сентябре 1963 года на 44-м году жизни.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz