Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Пидтыкан Иван Дмитриевич

И.Д.Пидтыкан

Родился 14 Апреля 1918 года в селе Андреевка, ныне Куйбышевского района Запорожской области, в семье крестьянина. Окончил педучилище. Работал учителем начальной школы. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище.

С Июня 1941 года Младший лейтенант И. Д. Пидтыкан в действующей армии. По Сентябрь 1941 года сражался в составе 195-го ИАП; по Ноябрь 1941 года - в 26-м ИАП; по Август 1942 года - в 123-м ИАП. Защищал Ленинград.

К весне 1942 года командир звена 123-го истребительного авиационного полка  (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны)  Старший лейтенант И. Д. Пидтыкан совершил 217 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 5 самолётов противника.

6 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

2 Августа 1942 года сбит в воздушном бою и погиб. Похоронен в посёлке Красный Бор Тосненского района Ленинградской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени; медалями. Бюст Героя установлен на аллее Славы в посёлке Куйбышево Запорожской области.

*     *     *

К тому, что в газетах часто встречается фамилия Старшего лейтенанта Пидтыкана, в полку давно привыкли. Один его сослуживец ещё в 1941 году собрал длинный список очерков и корреспонденции о Пидтыкане.

- Счёт сбитым самолётам ведут в штабе, а я решил завести счёт статьям, написанным про нашего Ивана, - сказал автор необычного библиографического справочника.

Воспроизводить этот своеобразный лицевой счёт нет надобности, хочется отметить лишь тот факт, что только за 4 месяца 1941 года об Иване Пидтыкане "Известия", "Ленинградская правда", "Красная звезда", "Смена", фронтовая газета "На страже Родины" и газета авиационного соединения "Атака" писали более 20 раз. Особым спросом в полку пользовались номера за 7 Июня 1942 года. В них был напечатан Указ о присвоении Пидтыкану звания Героя Советского Союза.

Над корреспондентами, приехавшими, чтобы взять интервью у Героя, лётчики подтрунивали:

- Опоздали, братцы. Сегодня о нашем Иване во всех газетах написал сам Председатель Президиума Верховного Совета.

Пидтыкан был смущён, на вопросы отвечал вяло. Выручил его командир части.

- Ни разу не видел, чтобы даже в самом тяжёлом бою Пидтыкан так терялся. Пощадите его, товарищи. День - то у него нынче особенный, а вы его атаковали вопросами.

Корреспонденты совсем расстроились. Беседа и так не клеилась. Но командир успокоил гостей.

- Сегодня вместо Пидтыкана интервью буду давать я. Пишите.

И он заговорил медленно, словно диктуя:

- 1 Декабря 1941 года 4 истребителя И-16 под командованием Ивана Пидтыкана вступили в бой с 6 бомбардировщиками Ju-88 и 4 истребителями прикрытия Ме-109. Вскоре в районе островов Зеленцы появились ещё 6 Ме-109. В неравном бою группа Пидтыкана отогнала бомбардировщики и сбила 3 Ме-109.

Однажды Пидтыкан вёл неравный бой с 4 Ме-109F. Смелость, находчивость и лётное мастерство обеспечили ему блестящую победу. Лейтенант сбил 3 вражеских самолёта.

В другой раз, 8 советских истребителей патрулировали над линией фронта. Вдруг появилось 60 вражеских бомбардировщиков. Летели они под прикрытием 12 истребителей. 8 против 72 !  Как тут быть ?  Ответ на этот вопрос дал наш запорожец Иван Пидтыкан.

Командир улыбнулся.

- Вы не думайте, товарищи, что я для красного словца назвал его запорожцем. Он и в самом деле родом из Запорожья. Так вот, Иван Пидтыкан первым бросился в атаку. Один "Юнкерс" сбил. По примеру Пидтыкана в атаку пошли и остальные наши лётчики. Строй бомбардировщиков рассыпался. А в военном деле строй - это не только порядок. Это сила. Правда, вражеских самолётов было столько, что драться с ними пришлось долго.

Рассказчик сделал паузу, чтобы убедиться, успевают ли записывать корреспонденты. Потом продолжал:

- Но, как говорится, всему бывает конец. Вот и кончились у Пидтыкана боеприпасы. Однако он и виду не подал - продолжал свои атаки. В такой кутерьме, когда гудят моторы, тарахтят десятки пулемётов, не разберёшь, что один самолёт атакует, не стреляя. Пидтыкан шёл всё больше в лоб. Немцы же не выдерживают лобовой атаки. Отворачивают, уходят. В общем, могу вам официально заявить, что враги не выполнили задания. А наши лётчики все вернулись на свой аэродром. Последним, уже почти совсем без горючего, сел Пидтыкан.

Командир обвёл корреспондентов внимательным взглядом.

- Хватит для заметки ?  Думаю, вполне. Фактов достаточно. Добавьте только, что вместе с Пидтыканом в этом бою сражались Иван Неуструев, Василий Харитонов, Георгий Жариков и Георгий Корниенко. Впрочем, Пидтыкан и в одиночку не терялся. Очутившись однажды перед большой группой немецких самолётов, он юркнул в облака, а затем, улучив момент, внезапно атаковал немца и сбил его. И снова в облака. Потом бросился ещё на один "Мессер". Этот ушёл, зато другой ответил атакой. Завязался бой. Пидтыкан сбил немца. И всё - таки тот успел дать меткую очередь.

Все мы потом удивлялись, как Пидтыкан "приволок" свою подбитую машину на аэродром. Не могу точно сказать, сколько теперь значится у Ивана Дмитриевича боевых вылетов. Для этого надо полистать его лётную книжку. Зато хорошо помню, что, когда его представляли к геройскому званию, у него их было уже 217 и сбил он 11 немецких самолётов. Это лично. Кроме того, он, как говорится, приложил руку ещё к 5 самолётам врага, сбитым в групповых боях. Всё это было несколько месяцев назад, а с тех пор, как наградной лист ушёл, Пидтыкан, сами понимаете, не сидел сложа руки...

И.Д.Пидтыкан

Гости поблагодарили командира. Поблагодарил его за выручку и Пидтыкан. Потом сказал:

- Просьба к вам есть. Разрешите отметить сегодняшнее событие.

- Догадываюсь. В честь такой награды действительно не грех поднять чарку.

- Я не об этом. Разрешите слетать в бой всей эскадрильей.

Командир удовлетворил просьбу героя.

Через час эскадрилья в полном составе вернулась на аэродром. Раскрасневшийся, ещё не остывший от боя Пидтыкан отрапортовал:

- Задание выполнено, самолёты противника не допущены к переднему краю.

Так воевал за Ленинград бывший украинский учитель Иван Дмитриевич Пидтыкан. Воевал не жалея сил. А в решающую минуту не пожалел и самой жизни.

В начале Августа 1942 года шли ожесточённые бои в воздухе. В прикрытии наших войск участвовали и истребители ПВО. 2 Августа враг бросил для бомбардировки наших войск в районе Урицка 52 "Юнкерса" под прикрытием истребителей. Для отражения налёта было поднято 56 наших истребителей. Завязался бой. О его ожесточённости говорит тот факт, что наши лётчики сбили 27 и подбили 4 вражеских самолёта. Но в этом бою было потеряно и 7 наших самолётов. Погибли 3 лётчика, в том числе командир эскадрильи 123-го истребительного полка Герой Советского Союза капитан Иван Дмитриевич Пидтыкан.

*     *     *

В книге С. М. Бардина "...И штатские надели шинели"  (Издательство "Советская Россия", 1978 год.)  описан следующий эпизод боевой деятельности И. Д. Пидтыкана:

"...Ясным солнечным утром, в 9 часов, послышался зловещий гул моторов. В небе показалось огромное количество чёрно - серых бомбардировщиков. "Этажом" выше, маневрируя и кружась, точно в вихре, носились "Мессеры" - постоянные спутники бомбардировщиков.

Вскоре появились и наши истребители. Их было явно меньше. Расстояние между воздушной армадой противника и нашими эскадрильями с каждой секундой сокращалось. То, что произошло дальше, даже трудно передать. В мгновение всё перепуталось, смешалось и закружилось. Лишь, обременённые тяжестью груза, продолжали "спокойно" лететь бомбардировщики. Правда, их чёткий строй скоро нарушился. Отдельные машины, преследуемые советскими асами, раньше времени начали снижаться и, не переходя в пике, сбрасывать бомбы. Но вот загорелись одна, затем вторая, потом третья тяжёлая машина со свастикой и, резко снижая скорость, пошли вниз, таща за собой хвост огня и чёрного дыма. Некоторые "Юнкерсы" падали иначе - сначала вспыхивали, как факел, затем разламывались и тут же по частям летели вниз. Показались в воздухе и купола парашютов. Это спускались лётчики, успевшие покинуть горящие машины. А бой всё не прекращался. Казалось, ему не будет конца...

"Ожесточённый 7-часовой воздушный бой" - на следующий день гласили заголовки ленинградских газет. А под ними ремарки: "Наши лётчики рассеяли 8 эшелонов вражеских бомбардировщиков и уничтожили 21 самолёт". В одной из корреспонденций этот бой был описан так:

"Пытаясь вернуть занятые нашими частями рубежи, противник бросил вчера на наши передовые позиции свыше 120 самолётов. Вражеские бомбардировщики шли эшелонами под прикрытием истребителей. За несколько километров от цели их встретили истребители подразделений Павлова, Мищенко и Боговещенского. Одна группа наших лётчиков на большой высоте взяла в железные клещи истребители противника, а другая ринулась в атаку и врезалась в первый эшелон бомбардировщиков, завязав с ними ожесточённый бой. В первые же минуты воздушной схватки отличились истребители командира подразделения Павлова.

Лётчики старших лейтенантов Литаврина и Плеханова встретили 10 бомбардировщиков Ju-88, которых сопровождали и прикрывали истребители, и немедленно пошли в атаку. Лейтенант Шестаков сбил "Юнкерс", но сам был атакован Mе-109. Удачным маневром Шестаков вышел из угрожаемого ему положения и с короткой дистанции поджёг напавший на него самолёт. Старший лейтенант Плеханов, отогнав из строя, поджёг 2 Ju-88. Лётчики Высоцкий, Головач, Литаврин уничтожили по одному "Юнкерсу". Старший лейтенант Кудрявцев, выйдя из боя с истребителями, настиг 2 неприятельских бомбардировщика и сбил их. Так в течение 50 минут первый эшелон противника был разгромлен...

Но вскоре начали появляться следующие эшелоны воздушных пиратов. Их встретили наши истребители. Лётчик Мищенко в паре со старшим лейтенантом Карповым сбил 2 бомбардировщика. Капитан Жидов расстрелял 2 Mе-109.

Пятёрка самолётов, которыми командовал Герой Советского Союза капитан Пидтыкан, была атакованы 10 Mе-109. Умело маневрируя и прикрывая друг друга, наши лётчики вырвались из кольца вражеских самолётов и немедленно бросились на фашистские бомбардировщики. Пидтыкан сбил Ju-88.

Четвёрка наших самолёта под командой капитана Оскаленко вступила в бой с 4 "Юнкерсами", когда те пикировали на передний край нашей обороны. В результате один Ju-88 был подожжён, другой, преследуемый старшиной Бачиным, расстрелян с короткой дистанции пулемётным огнём. Старший лейтенант Занин, несмотря на тяжёлое ранение, полученное в схватке, благополучно привёл свой самолёт на аэродром".

Всего за период своей боевой деятельности Иван Дмитриевич Пидтыкан выполнил около 300 боевых вылетов, сбил 12 самолётов противника лично и 10 - в группе с товарищами. Все победы одержаны на И-16.

*     *     *

Список всех известных побед капитана И. Д. Пидтыкана:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
101.08.1941 г.1  "Хе-113"ст. ВрудаИ-16.
204.08.1941 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Кикерино - Елизаветино
310.08.1941 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)юж. Мышкино - Сабек
41  "Хе-113"  (в паре - 1 / 2)юж. Веймар
51  Ju-88  (в паре - 1 / 2)ст. Вруда
623.08.1941 г.1  Ме-110  (в группе - 1 / 6)Сиворицы
702.09.1941 г.1  Do-215юго - вост. Колпино
805.09.1941 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)юж. ст. Ивановское
910.09.1941 г.1  "Хе-113"Мустолово
101  Ju-88  (в паре - 1 / 2)зап. Горелово
111  Ju-87юго - зап. Дудергоф
1211.09.1941 г.1  "Хе-113"Дудергоф
131  Ju-87Красногвардейск
141  Ме-110ст. Антропшино - Ладога
1514.09.1941 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / 7)Антропшино
1626.09.1941 г.1  Ju-87юж. Рабочий посёлок № 4
1707.10.1941 г.1  Ju-88юж. Гонтовая Липка
1826.11.1941 г.1  Ju-88Путилово - Апраксин Городок
1930.11.1941 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 3)"ушёл с горящим мотором"
2001.12.1941 г.1  Ме-109сев. острова Большой Зеленец
2103.12.1941 г.1  Ju-88мыс Осиновец
221  Ме-109  (в паре - 1 / 2)мыс Осиновец

      Всего сбитых самолётов - 12 + 10;  боевых вылетов - 291;   воздушных боёв - 56.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz