КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Пологов Павел Андреевич |
Родился 23 Сентября 1913 года в посёлке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Свердловской области, в семье рабочего. Окончил 6 классов. В 1927 году получил специальность слесаря, окончив школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93 города Нижний Тагил). Работал слесарем на металлургическом заводе. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участник боёв на реке Халхин - Гол 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. С Июня 1941 года Капитан П. А. Пологов на фронтах Великой Отечественной войны. До 1942 года служил в 149-м ИАП, летал на И-16. Затем, до Июля 1943 года, в 737-м ИАП, летал на ЛаГГ-3 и Як-1. С Июля 1943 года по Июнь 1944 года - в 163-м ИАП, летал на Як-7 и Як-9. К Августу 1943 года штурман 737-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт) Майор П. А. Пологов совершил 365 боевых вылетов, в 90 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 12 самолётов противника. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К концу войны выполнил около 600 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 23 вражеских самолёта лично и 16 - в группе с товарищами. С 1949 года Полковник П. А. Пологов в запасе. Жил в городе Свердловске. Умер 22 Ноября 2001 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями. Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин - Гол в 1939 году. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Позднее участвовал в Советско - Финляндской войне, провёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника. Великую Отечественную войну он встретил в составе 149-го истребительного авиаполка на Южном фронте. Под Львовом в Августе 1941 года сбил свой первый Ме-109... Через 2 года на счету штурмана 737-го истребительного авиаполка Майора Пологова было уже 30 сбитых самолётов: 18 - лично и 12 - в группе. Он по - праву считался одним из опытнейших советских лётчиков и командиров. Поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили командование 163-м истребительным авиационным полком. Будучи прекрасным тактиком, Пологов часто лично водил своих подчинённых в бой, на собственном примере показывая, что и хвалёных асов Люфтваффе вполне можно вгонять в землю. Весной 1943 года, накануне Курской битвы, лётчик 163-го истребительного авиационного полка (16-я Воздушная армия) Лейтенант Мельников получил письмо от родных, проживавших на территории, только что освобожденной Советской Армией от противника. В письме сообщалось о зверствах немецко - фашистских захватчиков над советскими людьми. Парторг полка зачитал это письмо личному составу, и лётчики поклялись отомстить врагу. На многих самолётах были сделаны надписи: "Отомстим проклятым фашистам !". В течение Мая лётчики этого полка (командир - Майор П. А. Пологов) сбили в воздушных боях 16 самолётов противника, не потеряв ни одного своего. Вспоминая о весенних боях 1943 года Генерал - лейтенант авиации в отставке С. Н. Ромазанов пишет: "Нельзя не вспомнить имя мастера воздушного боя лётчика - истребителя П. А. Пологова. Однажды в районе базирования нашей истребительной части появилась большая группа бомбардировщиков противника, которых прикрывали 8 "Мессеров". Навстречу были подняты 12 наших "Лавочкиных". Бомбардировщики врага, не доходя до цели, беспорядочно сбросили бомбы и повернули на запад. Пологов подал команду группе истребителей преследовать бомбардировщиков, а сам с напарником бросился на "Мессеров". Такой дерзости от советского истребителя враги, видимо, не ожидали. Завязался бой - 2 против 8. Атака за атакой. Вот один Ме-109 камнем идёт к земле, а другой со снижением удирает на запад. Сначала их осталось 6, затем 5. Так с каждой минутой количество фашистских самолётов уменьшалось. Последние 2 со снижением на максимальных оборотах пытались уйти от атак, но Пологов, оставшись один (его напарник на повреждённой машине уже приземлился на своём аэродроме), метким огнём сбивает и их". В середине Июля 1943 года лётчики 16-й Воздушной армии вели напряжённые воздушные бои на Курской дуге. С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и живой силы, нашими авиаторами только 17 Июля было произведено 3 удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолётов. Наши войска вслед за ударами авиации переходили в атаку и успешно продвигались вперед. Всего за 3 дня контрнаступления лётчиками 16-й Воздушной армии было выполнено 4478 самолёто - вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолётов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка. В один из боевых дней особенно отличились лётчики - истребители Подполковник П. А. Пологов, Капитан В. С. Богатырев, Старшие лейтенанты В. В. Макаров и Я. И. Филимонов. Эта четвёрка была наведена наземной станцией на 8 истребителей FW-190, прикрывавших 6 бомбардировщиков Ju-88. Увидев группу "Фокке - Вульфов" в разрыве облачности, Пологов резким пикированием ринулся на врага. Застигнутые врасплох истребители противника вынуждены были встать в вираж. Пологов настиг один "Фоккер", пытавшийся выйти из виража вниз, и с короткой дистанции сбил его. Таким же приёмом уничтожил 2 истребителя Богатырев. Тут же Макаров сбил 4-й самолёт противника при попытке его уйти вверх. В конце боя Пологов, заменив внизу уходящий бомбардировщик противника, настиг его и поджёг очередью из пушки. Всего в этом бою было уничтожено 5 вражеских самолётов и 2 - подбито. Группа Пологова потерь не имела. В Сентябре 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в схватках с врагами, командиру 163-го истребительного авиационного полка Подполковнику П. А. Пологову было присвоено звание Героя Советского Союза. 3 Апреля (по другим источникам - 15 Марта) 1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четвёрки истребителей Подполковник П. А. Пологов вступил в бой с группой немецких самолётов и одержал 3 победы, одну из них - тараном. В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских транспортных самолётов, которые систематически летали на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу вёл Подполковник Пологов. Вскоре они заметили транспортные Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам Лейтенанта Митикова и Капитана Подгорного атаковать "Юнкерсы", а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сбил один самолёт врага. Однако "Юнкерсам" удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей. Тем временем, группа Пологова продолжала вести бой с истребителями. Взмыв вверх "Яки" устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, Подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой "Фоккеров". Пологов пытался резким маневром уйти из - под атаки, но было уже поздно. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сбить его, лётчик бросил машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать. Отстегнув ремни и открыв колпак, Пологов вдруг увидел, как справа ему наперерез мчится "Юнкерс". Решение созрело мгновенно.Через мгновение винт "Яка" впился в хвостовое оперение транспортника... Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы противник не расстрелял его в воздухе. Парашют раскрылся лишь в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя несколько дней, в сводке Совинформбюро от 9 Апреля появилось короткое сообщение: "На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза Подполковник П. А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сбил 2 самолёта противника. При этом машина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем истребителе врезался в их строй и протаранил один из "Юнкерсов". Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился на своей территории". После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно - Воздушную академию. Всего он произвёл более 600 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 23 и в группе с товарищами 16 самолётов противника. Некоторые источники указывают и на другие цифры, так например в книге "Оренбургское лётное" указаны 29 личных побед в 750 боевых вылетах. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 25 личных и 12 групповых побед лётчика. ] В годы войны П. А. Пологов воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 в 737-м ИАП; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м ИАП. Спор о том: какой самолёт лучше - "Як" или "Ла", ведётся давно, и конца этому не видно. Тем важнее свидетельство П. А. Пологова, летавшего в годы войны на всех типах истребителей ВВС РККА. В конце войны он служил в вооружённом "Яками" 163-м ИАП, но техникам полка удалось восстановить один Ла-5, на котором и стал летать Павел Андреевич. Его фразу приводит в своей замечательной книге "Советские Асы" Николай Бодрихин: "Прикрывал на Ла-5 свои "Яки"... После войны Павел Андреевич ещё некоторое время продолжал служить в ВВС. В 1949 году он демобилизовался и поселился в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), где работал на одном из крупных заводов. Писатель А. С. Абрамов посвятил П. А. Пологову свою документальную повесть - "Последняя атака лидера", предлагаемую вашему вниманию. Список всех известных побед
Подполковника П. А. Пологова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |